Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей. Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей Периодичность и особенности проведения медицинских осмотров

В текущем году правила прохождения водителями медицинского осмотра перед выездом в рейс не претерпели существенных изменений. Путевка на выполнение определенной задачи выдается на основании его результатов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если водитель не пройдет его в установленном законодателем порядке, то он лишается права выезда из гаража для исполнения функциональных обязанностей.

Общие понятия

Законодатель в последние годы усилил борьбу за безопасную езду транспортного средства, поэтому к водителям и работодателю предъявляются повышенные требования.

Обстоятельство вынуждает производить предрейсовый медицинский осмотр состояния здоровья водителей перед началом трудового дня.

Основная задача заключается в исключении случая физического переутомления водителя, выявления состояния алкогольного либо наркотического опьянения.

Что это такое

Под формулировкой «предрейсовый медицинский осмотр» обозначается ряд мер, направленных на определение реального состояния здоровья водителя.

Они входят в разряд обязательных процедур, предусмотренных указаниями приказа , изданного Минздравсоцразвития РФ.

В соответствии с указаниями нормативных актов водитель вне зависимости от вида категории обязан пройти предрейсовый осмотр.

Его состояние здоровья должно отвечать предъявляемым законодателем требованиям, что отмечено в ряде правовых актов.

Как правило, его проводит медицинский работник, закрепленный за определенным транспортным предприятием.

Медицинский осмотр водителей позволяет своевременно выявить у них:

  1. Патологические процессы состояния здоровья.
  2. Профессиональные и инфекционные заболевания, их развитие.

Перечисленные выше факторы напрямую влияют на окружающих водителя людей.

Они должны быть изолированы от пагубного влияния возбудителей заболеваний вне зависимости от их вида. Мера позволяет защитить пассажиров, их права и законные интересы.

На кого распространяется

Норма об организации и проведении медицинского осмотра водителей до начала рейса продолжает действовать и в начавшемся году.

Она распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность с использованием транспортного средства.

Цель его назначения не влияет на обязательность применения нормы.

Куда следует обращаться

Работодатель вправе заключить договор с медицинским учреждением на оказании услуги медицинского осмотра его работников.

В то же время он может предусмотреть в соответствующую должность. Работодатель в такой ситуации должен организовать рабочее место занимающего его лица.

Например, оснастить специальный кабинет медицинским оборудованием, выделив помещение в здании предприятия.

Предрейсовый медосмотр для водителей

Необходимость проведения предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств вызвана большим количеством дорожных происшествий.

Они могут возникнуть из-за плохого самочувствия водителя, его невнимательностью при вождении транспорта, пребывании за рулем в опьяненном состоянии.

Необходимые условия

Чтобы правильно провести предрейсовый медицинский осмотр работодатель должен руководствоваться нормативами, предусмотренными законодателем.

В частности в них подчеркнуто, что его должен проводить медицинский работник, прошедший курс обучения, имеющий сертификат.

Работодатель должен оплатить его услуги, стоимость которых различается в зависимости от региона.

Если в Новосибирской области проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей законодательство цена равна 50 рублям.

Стоимость процедуры в крупных мегаполисах, таких как, город Москва, Санкт-Петербург более 100 рублей.

Она повышается при организации выезда медицинского работника на транспортное предприятие, если оно не имеет собственного штатного работника.

В ходе осуществления предрейсового осмотра медицинский работник применяет алкотестер и другие виды тестомеров.

Прибор предназначен для определения процента содержания алкоголя в организме водителя.

Для чего проводится

На предприятиях, ведущих деятельность по оказанию услуг по перевозке в обязательном порядке должны осуществляться профилактические осмотры работников.

Его основная цель заключается в предупреждении профессиональных заболеваний, выявлении наличия в их организме алкогольных напитков и наркотических веществ.

Мера направлена на:

  • обеспечение безопасной езды транспортного средства;
  • повышение защищенности пассажиров;
  • на доставление груза по месту назначения в надлежащем виде.

Кем осуществляется

Законодатель обязал каждого работодателя проводить предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году нововведения, в которых установлены периоды их проведения.

Расходы в полном объеме на их организацию и проведение несет работодатель, который отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему людей.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 555н медицинский осмотр проводится перед рейсом:

Порядок оформления

Медицинский осмотр водителей производится в кабинете, оборудованном приборами и мебелью. В письме Минздравсоцразвития РФ приведен минимальный набор требуемого оснащения.

В его состав входит:

В журнале регистрации осмотра водителя должна быть указана информация относительно времени проведения медицинского осмотра.

Кроме того в него вписываются персональные данные водителя, его дата рождения. Каждая запись скрепляется подписью водителя и медицинского работника.

На путевом листе проставляется штамп – «медосмотр пройден», который содержит подпись врача с его расшифровкой.

При возникновении необходимости водитель направляется в медицинское учреждение, чтобы ему была оказана соответствующая помощь.

Когда возникает запрет на управление ТС

Водителям стоит обратить внимание, что новый закон предъявляет в их отношении определенного рода требования.

Они не допускаются к управлению транспортным средством, если:

  • состояние здоровья резко ухудшается в связи с наступившей болезнью;
  • находятся в нетрезвом виде;
  • накануне принимали наркотические вещества.

Видео: предрейсовые осмотры водителей

Важные нюансы

Законодатель предъявляет нижеперечисленные требования в отношении лиц, которые трудоустраиваются в качестве водителя транспортного средства определенной категории.

К ним относится:

Показатели Описание
Достижение совершеннолетия нужно обратить внимание на факт допущения к работе в качестве водителя трамвая и троллейбуса по исполнению 21 года
Признание дееспособности что предполагает несение гражданской ответственности за совершаемые действия либо бездействия
Прохождение медицинского обследования для выяснения вопроса о пригодности к допущению вождения техническим средством передвижения. Норма распространяется на водителей всех категорий без исключения
Наличие регистрационного учета по местожительству

Водитель лишается права управления транспортным средством, если допустить незначительные правонарушения.

Данная норма применяется в случаях, когда он являются причиной возникновения аварийных ситуаций, вследствие которых наносится ущерб здоровью российских граждан, они лишаются жизни либо повреждается их имущество.

Чем регулируется

На федеральном уровне вопросы относительно проведения медицинского осмотра водителей перед началом рейса и после регламентируется рядом законодательных и подзаконных актов.

В них предусмотрены правила допущения к управлению и основания, дозволяющие участвовать в движении на дорогах по территории российского государства и за ее пределами.

В перечисленных ниже актах разъяснены общие и частные вопросы, касающиеся эксплуатации технических средств передвижения для перевозки людей и грузов.

Федеральный закон:

Номер Описание
Акт издан 30 декабря 2001 года за номером 197-ФЗ

Приказ Министерства здравоохранения РФ:

Письмо Министерства здравсоцразвития РФ:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Независимо от того, сколько в организации водителей, работодатель обязан за свой счет проводить для них предрейсовые медосмотры. Штрафы за нарушение предусмотрены серьезные: до 130 000 рублей за одного водителя.

Мы предлагаем три готовых решения, как наиболее выгодно организовать предрейсовые медосмотры в зависимости от численности водителей.

Способ 1. Если у вас транспортная организация

Организовать предрейсовые медицинские осмотры работодатель может собственными силами. Такой вариант подойдет для крупных компаний с многочисленным штатом сотрудников и сменными графиками работы. Работодатель должен быть готов к значительным вложениям сил, времени и денег на выполнение требований законодательства.

Чтобы проводить предрейсовые медосмотры внутри организации, работодатель имеет право включить в штат должность медицинского работника и создать подразделение, которое будет оказывать медицинскую помощь работникам организации (ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Учтите, что предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В том числе, если предрейсовые осмотры проводит медицинский работник, который состоит в штате работодателя (п. 8 приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности)

Как оснастить помещение для медицинских осмотров

Медицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна - для проведения осмотров, вторая - для отбора биологических сред.

Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:

Медицинская кушетка;

Письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

Прибор для определения артериального давления - 2 штуки, термометр - 3 штуки, стетофонендоскоп - 2 штуки;

Прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 штуки;

Алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 штуки, экспресс-тесты на наркотики - 10 штук;

Столик для медицинского оборудования - 1 штука;

Шпатели медицинские - 10 штук;

Сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 штука;

Оборудованная комната для отбора биологических сред;
- средства связи.

Способ 2. Если в организации работает несколько водителей

Если в организации водителей мало - например, три, то создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. В этом случае экономически выгодно проводить осмотры в медицинской организации. Преимущества: не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.

Для проведения осмотров заключите договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В договоре на оказание медицинских услуг зафиксируйте режим работы медсотрудника и обязанности медорганизации:


  • обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;

  • повышать квалификацию медработника;

  • предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;

  • заполнять журнал медосмотров.

При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Учтите, что время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).

Способ 3. Если в организации несколько удаленных подразделений и в каждом есть водители

Еще один вариант организации предрейсового медицинского осмотра - проводить его на территории работодателя, но с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения. В этом случае работодатель не тратит время, силы и деньги на доставку работников до медицинской организации и обратно. Кроме того, не нужно получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Если работодатель решает привлечь работников сторонней медицинской организации, следует заключить договор. Проверьте, чтобы медицинская организация внесла ваш адрес в свою лицензию.

Осуществлять медицинскую деятельность можно только по адресам, которые прописаны в лицензии (ст. 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»). Если медицинская организация планирует проводить предсменные медосмотры по новому адресу, который не указан в лицензии, ее нужно переоформить (ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 8 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).

Если медицинская организация не включит в лицензию адрес места, где будет проводить медицинский осмотр ваших сотрудников, надзорные органы могут признать результаты осмотров недействительными.

Для медицинских организаций, которые допускают нарушения требований лицензирования, предусмотрены административные взыскания. В частности, штраф до сорока тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

Чем грозит нарушение порядка проведения предрейсового медосмотра

За нарушение порядка проведения предрейсового медицинского осмотра установлены штрафы в размере (ст. 11.32 КоАП РФ):

  • для водителя - от 1000 до 1500 рублей;

  • для медработника, проводящего осмотр, - от 2000 до 3000 рублей;

  • для индивидуальных предпринимателей (примечание к ст. 11.32 КоАП РФ) и юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.

Ответственность за допуск сотрудника к управлению транспортным средством (ТС) без предрейсового медосмотра.
Категория нарушителей Допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
(ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Повторный допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
(ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Допуск сотрудника к управлению ТС в состоянии опьянения
(ст. 12.32 КоАП РФ)
Должностные лица Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет Штраф для ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС 20 000 рублей
Предприниматели Штраф от 15 000 до 25 000 рублей Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей
Организации Штраф от 110 000 до 130 000 рублей Штраф от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей

Как работодателей привлекают к ответственности: судебная практика

Если инспектор ГИБДД установит состояние алкогольного опьянения у водителя во время исполнения должностных обязанностей, то накажут и водителя, и работодателя. Инспектор выдаст протокол водителю по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. После изучения путевого листа и договора аренды транспортного средства работодателя привлекут к административной ответственности по статье 12.32 КоАП РФ. Штраф - 100 000 рублей (пример - постановление Архангельского областного суда от 19 сентября 2014 г. по делу № 4а-325).

Учтите, что если после выплаты административного штрафа по статье 12.32 КоАП РФ работодатель захочет взыскать его с работника, суд может отклонить такое требование. Штраф на работодателя не признают ущербом, который работник причинил во время исполнения своих трудовых обязанностей (пример - апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18 ноября 2014 г. по делу № 33-9744-2014).
Андрей КРЕТОВ , эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва).

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

В условиях ежедневно увеличивающегося количества автомобилей и как следствие, повышения аварийной опасности на дорогах, особое внимание уделяется состоянию здоровья водителей. Нахождение за рулем ТС водителя в алкогольном опьянении – одна из частых причин дорожно-транспортных происшествий. Проведение медицинского осмотра водителей – одна из самых эффективных предупредительных мер по предотвращению ДТП. Как организовывается процедура проведения осмотра, кто может осуществлять проверку водителей, кому необходимо проходить такой осмотр?

Периодичность и особенности проведения медицинских осмотров

Предрейсовый осмотр каждого водителя обязаны проводить все индивидуальные предприниматели и юридические организации, в штате у которых есть водители (или если они сами являются ими). Предрейсовые медицинские осмотры следует осуществлять до начала рабочей смены водителей в течение всего периода их работы.

Послерейсовые осмотры проводятся также на протяжении всего времени трудовой деятельности водителей, если они занимаются перевозками опасных грузов или пассажирскими перевозками. В обоих случаях время осмотра включается в рабочее время водителя .

Результаты медицинского осмотра требуется заносить в специально оформленный журнал. Рекомендуемая Миндзравом форма учета медосмотров не является обязательной, поэтому работодатель вправе на своей организации утвердить собственную форму документа.

Подтверждение прохождения водителем медосмотра служат отметки в путевом листе , содержащем данные о водителе – ф.и.о. и дата и время осмотра. Путевые листы регистрируются в журнале, и в течение пяти лет эти данные хранятся в организации.

Требования к месту проведения послерейсового и предрейсового медицинского осмотра

Для проведения медицинского осмотра организации необходимо выделить помещение, состоящее как минимум из двух комнат и оснастить их специальным оборудованием. Первая комната нужна для проведения самого осмотра, вторая для исследования биологических сред.

В помещении должны быть:

  • чемоданчик врача для оказания неотложной медицинской помощи;
  • кушетка медицинская;
  • стулья (минимум 2), письменный стол, шкаф для одежды, лампа настольная, сейф;
  • алкотестер, экспресс-тесты на наркотическое и алкогольное опьянение;
  • термометр, устройство для измерения давления;
  • шпатели медицинские;
  • стол для медицинских приборов.

Исправность систем водоснабжения, отопления, освещение – также обязательное условие.

Процедура прохождения медицинского осмотра

В процессе осмотра водителя медицинский работник выясняет его общее самочувствие.

Действия медработника:

  • оценивает реакцию зрачков на свет;
  • обращает внимание на походку;
  • осматривает состояние кожи на наличие следов от инъекций, расчесов;
  • измеряет давление и пульс;
  • обращает внимание на преобладающий фон настроения (апатия, тревога, раздражительность) и в случае значительной выраженности того или иного состояния указывает это в журнале;
  • наблюдает за характером речи водителя.

Во время осмотра имеют значение такие факторы, как возраст водителя, принадлежность к одной из групп риска, условия и характер работы, стаж.

Если в ходе осмотра у специалиста появилось подозрение на наличие алкоголя в крови водителя , он обязан провести тест на трезвость одним из разрешенных способов и в обязательном порядке составить протокол обследования.

Полученные данные служат основание для вынесения одного из следующих заключений:

  • трезв (признаков употребления не выявлено);
  • состояние одурманивания (имеются отклонения в состоянии водителя при отсутствии или сомнительности лабораторного подтверждения);
  • алкогольное опьянение (лабораторное подтверждение);
  • факт употребления алкоголя (запах перегара или алкоголя изо рта водителя, положительный результат теста).

В случае подтверждения подозрений медицинского работника и выявления признаков воздействия лекарственных веществ или иных препаратов, отрицательно сказывающихся на работоспособности, признаков временной нетрудоспособности, проба на наркотики, алкоголь или психотропные вещества дала положительный результат, то водитель не допускается управлению транспортным средством .

При отсутствии признаков заболеваний, жалоб, нарушений режима отдыха и труда, доказательств употребления алкогольных, наркотических или психотропных веществ, водитель имеет право отправляться в рейс. О прохождении медосмотра ставится отметка в путевом листе, указывается точное время и дата, данные и подпись медицинского работника.

Основания для отстранения от работы водителя

Отклонения в состоянии здоровья водителя, являющиеся причинами для отстранения от работы:

  • алкогольное или наркотическое опьянение;
  • нехарактерное для осматриваемого водителя изменение давления;
  • наличие симптомов острого заболевания;
  • уменьшение или повышение частоты сердечных сокращений;
  • обострение хронического заболевания;
  • нахождение под действием психотропных препаратов.

Кто может проводить медицинский осмотр водителей?

Контроль организации медицинского осмотра, осуществляет руководство компании на основе методического руководство территориального лечебно-профилактического учреждения.

ИП или юридические лица могут принять на работу медицинского работника. Проводить подобные осмотры может не каждый врач, а лишь тот, кто получил специальное удостоверение и прошел необходимое обучение. Кроме этого, потребуется организовать медпункт и оборудовать его согласно требованиям.

Если нет возможности взять в штат специалиста, необходимо заключить договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию, разрешающую заниматься такой деятельностью. В этом случае медицинский работник сам будет выезжать в определенное время к месту работы водителей либо водители должны будут проходить осмотр на территории медицинского учреждения.

Дисциплинарную ответственность за качество проведенного медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске к управлению ТС несет медицинский работник.

Правила прохождения медицинских осмотров для водителей установлены Федеральным законом N 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Кто должен проходить периодический медосмотр?

Предрейсовый осмотр обязаны проходить лица, работающими водителями также ИП, управляющие самостоятельно транспортным средством, на котором организовываются перевозки. Под данное требование не попадают водители экстренных служб, выезжающие по вызовам.

Ответственность за неисполнение требований по обязательному медосмотру водителей

Поскольку предрейсовый осмотр – не просто формальность – это важная и необходимая процедура, обеспечивающая безопасность на дороге, за уклонение от проведения предусмотрены серьезные наказания вплоть до привлечения к уголовной ответственности .

Штрафы за нарушение:

  • юридические лица обязуются заплатить до ста тысяч рублей;
  • должностные лица, ответственные за состояние ТС – от двадцати тысяч рублей.

Если в результате серьезной аварии был нанесен вред жизни или здоровью людей, а в ходе проверки выяснится, что водитель не прошел предрейсовый осмотр, тогда виновные лица будут привлечены к уголовной ответственности.

Предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей обеспечивают безопасность движения на дороге и относятся к мероприятиям по охране труда. Обязанность в проведении подобных процедур возложена на работодателя. Для медосмотра организация должна оборудовать специальный кабинет либо обратиться к помощи учреждений, имеющих лицензию, разрешающую заниматься подобной деятельностью. В случае игнорирования подобных требований, администрация организации будет привлечена к уголовной ответственности.

Как известно, уже довольно давно на всех уровнях обсуждался о введении обязательного медицинского обследования для водителей транспортных средств непосредственно перед выходом в рейс.

Подобная ситуация связана с большим числом дорожно-транспортных происшествий, причиной которых становилось неудовлетворительное здоровье водителя. Именно по этой причине введены пред- и послерейсовые обязательные медицинские осмотры, которые призваны обеспечить изменение в ситуации.

Медики станут проводить обследование водителей на предмет заболеваний, которые могут помешать их трудовой деятельности. В частности, в случае подозрения на алкогольное опьянение врач может обязать водителя транспортного средства сдать анализ мочи. Данные требования, изложенные в приказе Министерства здравоохранения РФ, вступают в силу с 1 мая 2015 года.

Надо сказать, что медицинскому осмотру отныне будут подвергаться не только наемные водители, но и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие принадлежащим им транспортом. При этом расходы на проведение медицинских осмотров будут возложены непосредственно на работодателя.

Обследование водителей будет осуществляться непосредственно перед началом трудового дня, когда врач при осмотре будет пытаться определить его физическое состояние, а также наличие острых заболеваний, которые могут оказать влияние на производительность и безопасность труда.

Кроме того, медики будут анализировать состояние водителя не только в плане его физического самочувствия, но и на предмет выявления следов наркотического, токсикологического или наркотического опьянения.

Аналогичным проверкам водители будут подвергаться и после завершения рейса. В особенности это касается водителей транспортных средств, задействованных на перевозке пассажиров или опасных грузов.

Единственным попущением, когда водитель может выйти на работу без прохождения медосвидетельствования, является работа экстренных служб, когда в случае неотложного вызова времени на проведение медосмотра попросту может не быть.

Порядок прохождения медосмотра довольно прост. Медицинский работник перед выездом проводит визуальный осмотр водителя, состояние его кожных и слизистых покровов, измеряет артериальное давление и пульс.

После этого с помощью индикатора врач . Если после проверки подозрение остается, проверяющий медработник может заставить водителя сдать анализ мочи для проверки на наличие в ней психоактивных веществ.

При этом в путевой лист будет ставиться штамп о прохождении медосмотра, который вместе с подписью врача будет подтверждать, что водитель готов к работе.

Неоднозначное решение. Казалось бы, все правильно — должен быть контроль за водителями, от состояния которых зависит жизнь и здоровье других людей. Но при этом хорошо бы не перегибать палку.

Если для большого транспортного предприятия иметь кабинет и специалистов для проведения предрейсовых осмотров водителей вполне разумно, то для мелких фирм и индивидуальных предпринимателей — это нерентабельно.

Допустим, водитель А., как индивидуальный предприниматель без наемных сотрудников, оказывает транспортные услуги (грузовое или пассажирское такси), самостоятельно управляя своим транспортным средством. В этом случае организовывать кабинет предрейсового осмотра и получать для этого дополнительную лицензию не имеет смысла. Придется заключать соответствующий договор с лицензированным медучреждением на прохождение медосмотров, что влечет за собой дополнительные расходы.

Как для индивидуальных предпринимателей будет реализован порядок прохождения предрейсовых медосмотров на практике — покажет время.

Если планируете заключать года можете скачать на нашем сайте.

Если захотите узнать есть ли у вас задолженность по штрафам ГИБДД, то рассказано о нескольких вариантах проверки в режиме онлайн.

О законодательстве, регламентирующем использование тахографов () читайте по ссылке.

Видео — требования к кабинету предрейсовых осмотров водителей:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Транспортные компании с каждым годом расширяются , появляются новые из-за растущей потребности у населения и промышленных предприятий в логистических услугах.

Предполагается, что вся ответственность за перевозимые грузы, безопасность движения на дорогах возлагается на водителей транспортных средств, они должны находиться в адекватном состоянии за рулем автомобиля.

Это значит человек присутствует на работе, управляет сложными механизмами, при этом не было употребления алкогольных продуктов, наркотических веществ, он абсолютно здоров.

За правомерное поведение на своём рабочем месте отвечает не только сам рабочий, управляющий ТС, но и работодатель, руководство компании, находящиеся в любом статусе, если занимаются перевозкой грузов или пассажиров, так как они должны осуществлять организацию ежедневного предрейсового медосмотра .

Законодательные акты

Медработники, ответственные за проведение подобных процедур, проводят освидетельствование на состояние здоровья водителей перед рейсом, после окончания работы, на основании требований, установленных законодательным уровнем.

Регламент регулируют следующие положения :

Проведение контрольных мероприятий оплачивают работодатели из расчета средней зарплаты водителя.

Нововведения согласно Приказу №835н

Данный приказ на транспортных предприятиях стал актуальным в 2015 году, согласно законодательным положениям начали проверять граждан, управляющих автомобилями не только перед выпуском их в рейс, но и после возвращения из него.

Кроме этого существуют автомобили, занятые экстренными службами, на них работают люди целую смену, и утвержден порядок в проверке здоровья тех рабочих, кто заступает на дежурство.

Особое положение выделено в приказе для сотрудников, осуществляющих транспортировку взрыво или пожароопасных товаров , занятых перевозкой пассажиров . Этих рабочих медики обязаны осматривать до начала смены и после ее окончания.

Зачем нужен

Если раньше не было ясно из законодательных актов, как относиться к работникам автотранспорта ИП, то в нововведениях сказано, что закон одинаков для всех, как и требования его. Поэтому водителей ИП должны тоже ежедневно осматривать работники медицинского учреждения или врачи, прикрепленные к данному предприятию.

Приказ утвердил закон, по которому:

  • проводят проверку водителей, вступающих на трудовую смену, чтобы определить состояние их здоровья и присутствие алкоголя, наркотиков, опасных лекарственных средств в крови, которые могут повлиять на качественное выполнение водительских функций;
  • организацию мероприятий финансирует работодатель;
  • выполнение обследований проводят медработники надлежащей квалификации с наличием лицензионной документации, это могут быть штатные врачи или привлеченные от сторонних организаций.

  • водитель может пожаловаться на ухудшение своего состояния, врач проверить и принять соответствующее решение;
  • провести визуальный осмотр;
  • измерить температуру, пульс, давление;
  • выявить признаки и нахождение в крови алкогольных веществ;
  • определить присутствие в организме медикаментозных препаратов, приём которых запрещен во время вождения машины.

Итог проведенного осмотра водителя фиксирует запись, представляющая врачебное заключение :

  • при допуске к работе указывают, что не обнаружено вредоносных фактов или нарушений в здоровье, способных помешать выполнять трудовые обязанности;
  • запрет выезжать на автомобиле, приступать к выполнению своих функций говорит об обнаруженных нарушениях в поведении, здоровье.

Каждый случай и любой результат записывают в специальном журнале, непредвиденные ситуации доносят до сведения руководства предприятия. Больному выдают справку-освобождение и направляют в поликлинику для излечения.

Требования к организации, проводящей осмотр

Введены новые положения, но сохранены и не утратили силы прежние законодательные утверждения. В 2003 году Минздравом было выпущено Письмо №2510 , в котором предусмотрены отдельные локальные правовые акты, по ним проводит организация предрейсовых осмотров водителей медицинскими специалистами.

Регламент местного управления организует :

  • предрейсовое освидетельствование;
  • содержание проводимых медицинских работ;
  • выполнение отдельных пунктов, предусмотренных для медосмотров;
  • создание условий для комфортной работы медиков;
  • критерии, по которым допускаются водители к управлению автомобилем;
  • установление обязанностей для врачей, проводящих осмотр, после учебы на специальных курсах и наличия у них сертификата об окончании.

В каждом отдельном случае руководитель предприятия, которое выполняет функции перевозчика, имеет на балансе автотранспорт, а в штате водителей, обязан организовать их предрейсовое медицинское освидетельствование с процедурами.

Каждая компания, выбрав одно из направлений, по правилам которого она сможет с помощью медперсонала организовать проверку своих водителей, приступает к полноценной работе.

Освидетельствование сотрудников могут выполнять:

  • сертифицированные врачи;
  • медучреждение с лицензией на договорных условиях;
  • предприятие-перевозчик, но получившее все разрешительные бумаги на проведение подобных работ.

Предрейсовое обследование проходят все водители, числившиеся на этой должности в штате компании.

На проверку не может повлиять :

  • дальность перевозки;
  • должностной статус;
  • тип ТС.

Исключением являются водители следующего транспорта:

  • скорая помощь;
  • газовая служба;
  • полиция;
  • автоинспекция;
  • пожарные.

Освидетельствование проводят перед тем, как выехать на трассу . На предприятии выделяют отдельное помещение для проведения процедур, а если нет его, арендуют кабинет в медицинском учреждении, осуществляя туда доставку работников.

Целью таких осмотров служит определение готовности персонала к управлению ТС . Кроме состояния здоровья врачи устанавливают интоксикацию от вредных привычек и похмелье. Проводятся следующие процедуры :

  • осмотр кожного покрова;
  • проверка зрачков на реакцию;
  • осмотр состояния слизистых;
  • опрос персонала на наличие жалоб и определение психического состояния;
  • измерение артериального давления и пульса.

На подобное обследование затрачивается четверть часа . Когда есть сомнения в здоровье, врач вправе не допустить сотрудника к выполнению трудового процесса и направить его на дополнительную проверку, необходимую для этого случая.

Это могут быть:

  • остаточные алкогольные, наркотические вещества в организме;
  • наличие психотропных средств;
  • учащение пульса;
  • сбои в давлении;
  • увеличение сердечных ритмов;
  • симптомы различных заболеваний.

Результат освидетельствования заносят в путевой лист вместе со штампом, допускающим к поездке, фиксируют в специальном журнале.

Стоимость услуги и ответственность за проведение

Прежде чем рассматривать, во сколько обойдется предприятию оборудование специального кабинета и оплата зарплаты медицинским специалистам, следует учесть, что проведение предрейсовых осмотров не формальность, а необходимость .

Все правила и законы, относящиеся к движению на дорогах, написаны на примерах многих жертв в аварийных ситуациях. Много катастроф произошло от того, что за рулём был пьяный шофер или у него, абсолютного трезвенника, возник сердечный приступ.

Законодательство РФ призывает выпускать на линию только здоровых водителей . Если фирма уклоняется от проведения обязательных медицинских процедур, руководители будут привлекаться к ответственности и административным наказаниям.

Размеры предусмотрены следующие:

  • должностные лиц – в пределах 3000 руб.;
  • ЮЛ – в сумме 50000 руб.;
  • водитель без отметки в путевом листе – 2000 руб.

Затраты предприятия на организацию ПМОВ могут колебаться в зависимости от параметров:

  • удаленности медицинского учреждения;
  • количества нанятых медиков;
  • расценок учреждения, с которым заключен договор.

В среднем подсчитано, что на одного обследуемого водителя затрачивают в порядке 100 руб. На данный момент увеличивают сумму количества необходимых проверок.

Преимущества и особенности удаленного медицинского осмотра

В 2018 году ожидаются нововведения для медработников, руководителей транспортных предприятий и управляющих транспортом. Новым будет введение электронных путевых листов, а осмотр водителей станут проводить удаленным способом на разработанной для этого контролирующей системе.

У врачей появится электронная цифровая подпись, которой они будут фиксировать результат :

  • тест на алкогольное и наркотическое опьянение;
  • состояние важных органов;
  • наличие заболеваний.

Данная инициатива исходила от Министерства транспорта РФ. Считается, что нововведение позволит исключить появление незаконно оформленных документов, предоставит возможность быстро сверить информацию о проведенной процедуре. Завершатся разработки в декабре текущего года, а начнут действовать с 2018.

В настоящее время проводят следующее :

  • техническое и экономическое обоснование, по ним будет внедрена система;
  • разрешается вопрос о порядке проверочных работ фискальными органами;
  • рассчитывают цену, эффективное значение.

Удаленным медосмотром предполагают на специализированном терминале выполнять:

  • измерение давления;
  • температуры;
  • сдачу анализов.

Компании-перевозчики установят специализированные кабинеты на своих территориях. Кроме техники и технологических процессов изменятся нормы правовых основ и осуществление контроля над деятельностью служб.

Основным документом по-прежнему остается бланк путевого листа , в нём учитывается:

  • часы, проведенные водителем за рулем;
  • пробег автомобиля;
  • маршрут;
  • врачебный допуск к работе.

Для электронного путевого листа не обязательно, чтобы присутствовал врач. Специально оборудованный пункт с контролирующими инструментами и видеонаблюдением исключат фальсификацию данных, а медики на расстоянии осмотрят пациентов перед их выездом по маршруту.

Требования к кабинету для проведения предрейсовых осмотров водителей представлены в данном видео.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме