Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто имеет право на улучшение жилищных условий по федеральным и региональным программам – вся информация. Постановка в очередь на улучшении жилищных условий Очереди на улучшение условий проживания

Улучшить свои жилищные условия в г. Москве можно несколькими способами, перечень которых сегодня достаточно велик. Одним из таких способов является получение квартиры (жилья) по договору социального найма, то есть по существу бесплатного муниципального жилья.

Вы можете записаться на консультацию к адвокатам коллегии адвокатов
"Правовая защита" по тел. 691 38 72, 787 75 07.

Получить квартиру в Москве на этих условиях можно, в частности, встав на очередь по улучшению жилищных условий. В данной статье речь пойдёт о существующей в Москве процедуре постановки на очередь, в порядке общей социальной программы получения жилья. В последующих статьях будут рассмотрены вопросы, связанные с ведением очереди и получением социального жилья в порядке улучшения жилищных условий.

Процедура постановки на очередь по улучшению жилищных условий

Для того, чтобы встать на очередь по улучшению жилищных условий, необходимо, чтобы был соблюдён ряд обстоятельств, которые связаны с самой нуждаемостью в улучшении, а также с обстоятельством, которое из-за актуальности и болезненности этого вопроса именуется в народе не иначе, как ценз осёдлости, то есть с проживанием в г. Москве определённое количество времени.

Так, существует норма, согласно которой постановка на учёт по улучшению жилищных условий возможна только после постоянного проживания в г. Москве в общей сложности не менее 10 лет. Это означает ни что иное, как то, что для постановки на очередь не обязательно непрерывное проживание в Москве в течение этого времени, место жительства гражданина в течение жизни может меняться, возможен переезд в другой город и возврат на постоянное место жительства в г. Москву, неизменным в практике остаётся лишь то, что проживание в течение 10-ти летнего срока должно быть подтверждено записью о регистрации по месту жительства, или так называемой постоянной регистрацией (пропиской).

Вопрос проживании в г. Москве в течение 10 лет для постановки на очередь оказался весьма болезненным, и привёл к многочисленным обращениям граждан во всевозможные судебные инстанции в защиту своих конституционных прав, прежде всего, права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Итогом судебной борьбы граждан за свои права было признание существовавшей в ранее действовавшем московском законодательстве нормы о 10 годах проживания в г. Москве не соответствующим конституции и федеральному законодательству. Ранее в Московском законодательстве об улучшении жилищных условий (Постановление Мосгордумы от 31 января 2001 г. № 12 «О положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в г. Москве») также существовало такое условие, которое было отменено Определением СК по гражданским делам ВС РФ от 05 октября 2001 г. № 5-ГО1-117. В новом Законе г. Москвы №22 «Об улучшении жилищных условий жителей г. Москвы» от 15 января 2003 г. этот срок появился вновь, что вызвало недоумение со стороны общественности и некоторых представителей судебной власти. В данный момент имеются довольно весомые основания снова обратиться суд с заявлением об официальном признании антиконституционного по свей сути, но обличённого в иную юридическую форму, условия нового закона не соответствующим Конституции. До признания этого положения московского законодательства не соответствующим Конституции и закону оно юридически действительно и активно применяется московской властью в лице Управ и Префектур на практике.

Спорным остаётся также вопрос и о том, что должно учитываться проживание в течение 10 лет в г. Москве именно по постоянной регистрации, т.к. закон говорит только о проживании и нигде не упоминает, что должно иметь место проживание именно по прописке (регистрации). С этой точки зрения судебные перспективы имеет установление в судебном порядке факта проживания в течение 10-ти летнего срока в г. Москве в порядке особого производства статей 264-268 ГПК РФ, учитывая, что в течение нескольких лет судебная практика рассматривает регистрацию по постоянному месту жительства не как основание, а как всего лишь одно из доказательств постоянного проживания в определённом месте. То есть для подтверждения факта постоянного проживания могут быть использованы и другие доказательства, а именно доказательства, полученные из других источников доказывания, перечисленных в п.1 ст. 55 ГПК РФ, в том числе и из свидетельских показаний.

Другим условием постановки на учёт нуждающихся в получении жилья является то, что обеспеченность общей площадью каждого члена семьи не должна превышать установленных законом норм. Так, например, требуется, чтобы на каждого проживающего в жилом помещении, желающего встать на учёт по улучшению, приходилось не более 10 метро в общей площади. В отношении граждан, проживающих в коммунальных квартирах или в квартирах гостиничного типа, действует другая норма, а именно обеспеченность таких граждан общей жилплощадью должна быть для постановки на учёт несколько выше, то есть согласно закону не должна превышать норму 15 метров. При этом понятие коммунального жилья (коммунальной квартиры) приводится в ст.15 Закона г. Москвы «Основы жилищной политики г. Москвы» от 11 марта 1998 г. № 6, согласно которой коммунальной считается квартира, состоящая из одного или нескольких жилых помещений, принадлежащих двум или более пользователям (собственникам), не являющихся членами одной семьи на основании отдельных договоров, сделок или иных действий, предусмотренных законодательством. С этой точки зрения, коммунальной признаётся а). муниципальная квартира, где существуют отдельные лицевые счета на изолированные жилые помещения б). бывшую муниципальную квартиру, с разными лицевыми счетами, где одна или несколько комнат приватизированы. Вопрос об отнесении к коммунальной квартиры на праве общей долевой собственности, даже с определённым порядком пользования решается судами отрицательно из-за отсутствия в таких квартирах отдельных прав на изолированные жилые помещения.

Если же разные семьи проживают в квартире, которая не подлежит коммунальному заселению в силу смежности комнат или в силу того, что квартира является однокомнатной, а также по ряду иных причин (Приложение №1 к Закону № 22) постановка на очередь также возможна при обеспеченности общей площадью менее 15 метров, то есть нормы, установленной для квартир коммунального заселения (ст.3 Закона).

В то же время существует ряд случаев, когда постановка на очередь по улучшению жилищных условий осуществляется независимо от количества метров, приходящихся на каждого члена семьи, а именно:

1) Если граждане занимают однокомнатные квартиры или квартиры состоящие из смежных неизолированных комнат и между ними отсутствуют родственные отношения. Речь здесь в отличие от рассмотренного выше случая идёт о том, что между гражданами отсутствуют именно родственные отношения, а наличие в квартире разных семей возможно и при сохранении между гражданами отношений родства.

2) Если граждане занимают жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для постоянного проживания. Жилое помещение считается непригодным для постоянного проживания если оно: является а). аварийным б). находится в ветхом состоянии в). если в жилом помещении выявлено воздействие вредных факторов среды обитания. Порядок признания жилых помещений и домов не пригодными для постоянного проживания урегулирован Положением о порядке признания жилых помещений и жилых домов непригодными для проживания, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 552. и конкретизируется на уровне московского законодательства.

3) Если занимают жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающих стандартам благоустройства, то есть в домах (квартирах), в которых отсутствует одно из следующих удобств (энергоснабжение, водопровод, ванная или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка, независимо от материала стен).

4) Если граждане занимают жилые помещения в общежитиях, в том числе и в общежитиях гостиничного типа, за исключением случаев, когда г. Москва является для граждан местом пребывания (они имеют временную регистрацию).

5) Независимо от нормы постановки, на учёт принимаются также граждане, проживающие в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжёлыми формами некоторых хронических заболеваний и при этом совместное проживание с ними по заключению органов здравоохранения невозможно.

6) Жилые помещения, где проживают больные, страдающие некоторыми формами хронических заболеваний, планировка которых не позволяет выделить этим гражданам в пользование изолированное жилое помещение. При этом эти граждане по закону имеют право пользоваться изолированным жилым помещением.

Независимо от количества метров, приходящегося на проживающего, граждане, прожившие в г. Москве в общей сложности не менее 40 лет, то есть являющиеся долгожителями Москвы, также могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а) если они проживают в квартирах коммунального заселения последние 10 лет при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии б). последних 5-ти лет при наличии инвалидности первой или второй группы. Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения, имеют право на первоочередное получение жилья и даже в случае проживания их в составе семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, они включаются в отдельные от других очередников списки нуждающихся.

Учёт иной жилплощади, принадлежащей гражданам на праве самостоятельного пользования

При определении размера жилплощади, приходящейся на каждого члена семьи, учитываются все жилые помещения, принадлежащие проживающим в квартире гражданам и членам их семей на правах самостоятельного пользования. Понятие права самостоятельного пользования весьма широко и включает в себя как собственность на жилое помещение, так и владение жильём на ином праве (пользование по договору соц. найма, квартира в ЖСК с не полностью выплаченным паем и другие законные основания владения жильём). При этом не является правом самостоятельного пользования право проживания, предоставляемое по договору поднайма жилого помещения, договору краткосрочного найма или соглашению о вселении временных жильцов. Вопрос о том, кто является членом семьи проживающих решается следующим образом: супруги и их несовершеннолетние дети в любом случае являются членами одной семьи независимо от места их жительства. Если в квартире проживают совершеннолетние дети супругов, то вопрос о принадлежности их к одной семье решается с учётом положений п.3 ст.2 Закона, где указывается, что совершеннолетние члены семьи проживающих в жилом помещении граждан могут быть признаны отдельной семьёй (отдельными семьями), если они ведут отдельное хозяйство, имеют свои источники дохода и выразили своё волеизъявление стоять на учёте в качестве отдельной семьи (семей). Практически это выглядит как подача заявления в жилотдел Управы об учёте соответствующих лиц как отдельной семьи с приложением справок о финансовой самостоятельности как подтверждения отдельного источника доходов, а также с приложением других документов, подтверждающих обстоятельство, что в квартире сложились разные семьи. Весьма распространённым на практике является случай, когда в квартире проживают супруги и их совершеннолетние дети, и при этом у одного из супругов в собственности имеется жилое помещение, наличие которого не позволяет встать семье в целом на учёт по улучшению жилищных условий (на каждого проживающего приходится более 10 или 15 метров общей площади). Одним из выходов из ситуации для детей, ставших совершеннолетними, является в данном случае подача в жилотдел заявления о постановке на очередь как отдельной от родителей семьи или семей (площадь родителей учитываться не будет).

Порядок постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных
условий

Учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в г. Москве ведётся жилищными отделами районных Управ по месту проживания граждан, а также может осуществляться по месту их работы. У гражданина есть право состоять на учёте в двух местах - по месту работы и месту жительства. Факт постоянного проживания в том или ином районе подтверждается записью о регистрации по месту жительства или решением суда об установлении факта постоянного проживания. Для постановки на очередь по улучшению жилищных условий необходимо обратиться в жилотдел Управы с письменным заявлением, в котором указываются:
1. Жилищные условия семьи на момент подачи заявления.
2. Время проживания в г. Москве, а также наличие регистрации по месту жительства.
3. Следует указать, имеются ли льготы на внеочередное или первоочередное предоставление жилья у отдельных членов семьи.
4. В случае, если заявление подаётся по месту работы, указывается стаж работы на предприятии и должность.
5. В заявлении также делается отметка о том, что граждане, желающие встать на учёт, дают своё согласие на получение сведений о них в порядке проверки их жилищных условий.

К заявлению о постановке на очередь прикладываются следующие документы:
1) Паспорт гражданина, желающего встать на учёт по улучшению жилищных условий
2) Выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счёта
по месту жительства желающих встать на очередь
3) План квартиры из БТИ
4) Справка из Мосрегистрации о наличии или отсутствии собственности
на жильё.
5) В необходимых случаях прикладываются справки учреждений
здравоохранения.

Заявление о постановке на учёт регистрируется в журнале входящих документов в жилотделе, после чего проводится проверка жилищных условий граждан, по результатам которой составляется акт проверки и вопрос о принятии их на учёт выносится на рассмотрение специально созданной общественной жилищной комиссии, которая принимает решение о принятии или непринятии на учёт, носящее рекомендательный характер. Окончательно вопрос о постановке разрешается Постановлением Главы районной Управы, о чём гражданину, обратившемуся с заявлением, должно быть сообщено письменно в течение месяца со дня подачи заявления. Таким образом, рассмотрение заявления гражданина должно проходить не более одного месяца, по истечении которого ему должен быть дан письменный ответ. В случае положительного решения вопроса о постановке на учёт по улучшению заводится специальное учётное дело, а также учёт ведётся в книге учёта граждан. Отказ же в постановке на очередь по улучшению жилищных условий может быть обжалован в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда по Округу или в суд.

Действия, приведшие к ухудшению жилищных условий

Постановка на очередь может быть отсрочена на 5 лет, если имело место ухудшение жилищных условий гражданами, желающими улучшить свои жилищные условия. К действиям, связанным с ухудшением жилищных условий относятся:
1) Изменение порядка пользования жилым помещением, к которому относится в частности раздел лицевого счёта в муниципальной квартире.
2) Обмен жилого помещения на жилое помещение меньшего размера.
3) Невыполнение договора найма жилого помещения, повлекшее выселение в судебном порядке. Так, за неуплату квартплаты в течение 6 месяцев гражданин может быть выселен в судебном порядке в менее благоустроенное жилое помещение по нормам общежития.
4) Изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака, то есть по существу прописка в квартиру дополнительных жильцов.
5) Определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилого помещения.
6) Отчуждение (то есть передача по какой-либо сделке собственниками жилых помещений) принадлежащих им жилых помещений или долей в праве собственности на жилые помещения.

Не считаются действиями, приведшими к необходимости улучшения жил условий следующие действия:
1) Действия по вселению по месту жительства супругов, детей, родителей, иных граждан, объединённых признаками родства или свойства, если они а). не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением; б). обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования, но не были обеспечены по норме предоставления (то есть не были обеспечены необходимыми 18 метрами общей площади); в). занимали на праве самостоятельного пользования жилое помещение, признанное непригодным для постоянного проживания, то есть признанное аварийным, находящимся в ветхом состоянии, или если в нём было выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.; г). если их жилое помещение было передано ими в собственность г. Москвы, либо было изъято органами гос. власти для государственных и муниципальных нужд.
2) Действия, связанные с расторжением договора пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты.
3) Действия, связанные с отказом от принятия дара одаряемым и с отказом дарителя от исполнения договора дарения.
4) В том случае, если суд признал сделку с жилым помещением недействительной.

В статье были рассмотрены основные аспекты процедуры постановки на очередь.

В последующих статьях речь пойдёт о прядке ведения очередей по улучшению жилищных условий и о процедуре получения муниципальных квартир в порядке такого улучшения.

Мы находимся по адресу:
г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, 9 этаж.
Группа компаний “Правовая защита”



Адвокат Шмелев Роман Викторович, запись на консультации по тел. 8 495 787 75 07, 8 495 691 38 72

http://сайт/clauses/2004/07/08/clauses_59.html Постановка РЅР° учёт РїРѕ улучшению жилищных условий %CF%EE%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EA%E0+%ED%E0+%F3%F7%B8%F2+%EF%EE+%F3%EB%F3%F7%F8%E5%ED%E8%FE+%E6%E8%EB%E8%F9%ED%FB%F5+%F3%F1%EB%EE%E2%E8%E9 http%3A%2F%2Fсайт%2Fclauses%2F2004%2F07%2F08%2Fclauses_59.html

Программа улучшения жилищных условий была введена как инициатива по улучшению демографической ситуации в стране. Государство старается поддерживать каждую нуждающуюся в помощи семью, предоставляя различные льготы, субсидии, пособия и прочую материальную помощь молодым семьям, семьям с детьми, многодетным родителям. Одной из таких льгот является помощь в улучшении жилищных условий.

Кому предоставляется право постановки на очередь

Поскольку эта государственная инициатива ставит перед собой цель помощи, прежде всего, нуждающимся семьям, встать в очередь смогут далеко не все граждане. Материальная помощь может быть оказана людям, чьи жилищные условия не превышают определенной нормы. Эта норма может определяться и изменяться, но в 2019 году в Москве действуют следующие правила: граждане могут встать в очередь на улучшение жилищных условий, если их жилплощадь меньше, чем количество членов семьи, умноженное на 10. Таким образом, правительство предполагает, что более 10 квадратных метров на одного человека в квартире уже считается достаточным и не предполагает необходимости в помощи.

Если вы вместе со своей семьей живете в одной квартире с другой семьей, причем квартира либо однокомнатная, либо имеет смежные неизолированные помещения, а между вашими семьями нет родственных отношений, то вы имеете право на постановку в очередь. Таким образом, под это условие попадают семьи, проживающие в коммунальных квартирах, не имеющие родства со своими соседями. В таких случаях право на оказание материальной помощи для улучшения жилищных условий предоставляется даже при превышении требуемой площади жилья.

Также независимо от площади квартиры материальная помощь оказывается семьям, проживающим в квартирах и домах, которые пришли в состояние, не подходящее для проживания людей. К такому жилью относятся помещения в аварийном или ветхом состоянии, а также некоторые другие типы жилья, установленные законодательством.

Финансовая поддержка оказывается государством семьям, проживающим в квартирах, не имеющих хотя бы одно из следующих благоустройств:

  • электричество (энергоснабжение);
  • душ или ванна;
  • водоснабжение;
  • плита (любого типа);
  • нагрев воды (либо горячее водоснабжение, либо газовая колонка для нагрева проточной воды).

При этом, опять же, площадь квартиры или дома не имеет значения.

Если семья проживает в общежитии, то она имеет право постановки на очередь на улучшение жилищных условий только в том случае, если ее члены имеют постоянную регистрацию на территории Москвы, то есть город является для них местом проживания, а не пребывания. В противном случае (при наличии временной регистрации или при отсутствии регистрации вообще) гражданам не предоставляется такой возможности.

Условием-исключением, которое позволяет любой ячейке общества встать в очередь за материальной помощью в Москве независимо от прочих обстоятельств, является проживание в одном помещении с хронически или тяжело больным человеком, чье состояние по заключению медицинского персонала не позволяет проживать с ним в одной квартире. Подобное условие предполагает наличие в семье хронически больного человека, по закону имеющего право на изолированное помещение для собственного проживания, но на практике его не имеющего. Список хронических заболеваний, предоставляющих человеку это право, нужно уточнять в законодательстве.

Существует еще одно условие. В городах федерального значения (то есть Санкт-Петербурге и Москве) введен так называемый «ценз оседлости». Это требование, предоставляемое к гражданам, желающим встать в очередь, заключается в том, что гражданин обязан проживать в этом городе более 10 лет. Подтверждать свое право на улучшение жилищных условий нужно справкой о регистрации по месту жительства, то есть постоянной регистрацией (иначе говоря, пропиской) на территории города.

Это условие продолжительное время было крайне спорным и проблемным для граждан Москвы. Долгие 10 лет желающие улучшить свои жилищные условия обращались в различные инстанции, вплоть до судов, пытаясь добиться от государства своего права получить субсидию. Граждане использовали такие права, прописанные в Конституции Российской Федерации, как право на свободный выбор места жительства, право на свободное перемещение по стране. И вот через какое-то время было принято решение о несоответствии требования с конституционными правами и свободами человека.

Однако в 2003 году это требование появилось вновь, и граждане вынуждены снова обращаться в суд для решения своих жилищных проблем в Москве. Но со стороны правительства никаких мер по ликвидации этого условия не было предпринято, и оно регулярно применяется московскими властями (в частности Управами и Префектурами), чтобы уклониться от предоставления материальной помощи нуждающимся семьям. В данный момент усилиями заинтересованных граждан ведется борьба за признание этой части закона не соответствующей действующей Конституции России. Чем закончится это противостояние – пока неизвестно.

Кроме того, до сих пор множество неточностей в законе не разрешено. Примером является то, что в условиях не оговорено обязательное проживание именно по месту постоянной регистрации. В законе речь идет лишь о проживании на территории Москвы. Таким образом, остается спорным требование постоянной регистрации, поскольку прописка является всего лишь доказательством пребывания в городе Москве в течение десяти лет. Следовательно, при обращении в суд можно использовать и другие виды доказательств – временную регистрацию в городе, справки и выписки с места работы, даже свидетельские показания.

Давайте подытожим вышесказанное. Право встать в очередь в Москве имеют семьи:

  • проживающие в квартирах или домах, общая площадь которых меньше, чем число членов семьи, умноженное на 10;
  • проживающие в домах или квартирах, по закону непригодных для проживания;
  • проживающие в домах или квартирах, где отсутствуют определенные удобства, обязательные для каждого жилья России;
  • проживающие в одной квартире со смежными комнатами с другой семьей, с которой не имеют родственных отношений;
  • проживающие в общежитиях (только для семей, имеющих постоянную регистрацию в Москве);
  • проживающие в одном помещении с тяжело или хронически больным человеком, чье состояние здоровья требует отдельного изолированного помещения для проживания.

Порядок постановки в очередь на улучшение жилищных условий в Москве

Пакет документов, который потребуется, чтобы встать в очередь, в каждом случае свой. Общий принцип перечня документов подразумевает предоставление справок и выписок, подтверждающих основание (или основания), по которому ваша семья имеет право на получение материальной поддержки от государства для улучшения жилищных условий. Например, если вы вместе с вашими родственниками проживаете в квартире, находящейся в аварийном состоянии, вам потребуются справки из отделов ЖКХ. Последние докажут, что ваше жилище действительно находится в состоянии, непригодном для вашего проживания.

Общим для всех случаев документом является справка о доходах семьи. Потребуются справки со всех мест работы каждого члена семьи.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

К пакету документов необходимо приложить заполненное заявление с просьбой о постановке в очередь, а затем подать его в жилищный отдел в Москве.

УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ


В нашей столице - г. Москве - огромное количество жителей признаны, в соответствии с законодательством, нуждающимися в улучшении жилищных условий .
Они многие годы стоят в специальных очередях, которые создают государственные органы. Так, по состоянию на 18 марта 2010 г. в целях реализации городских жилищных программ в Москве зарегистрированы 137.878 семей / 450.067 человек. То есть, практически ПОЛМИЛЛИОНА граждан нашего города уже не один год ждут решения своего жилищного вопроса!
Зачастую, как не грустно это говорить, бывает так, что основания, по которым граждане вставали на очередь по улучшению жилищных условий , отпадают. Старики умирают, многодетная семья, уставшая ютится в коммунальной квартире, уезжает в другое место и т.д. И, кроме этого, не стоит забывать о том, что каждый год очередь увеличивается...
Но не стоит паниковать или опускать руки!


Юридическое бюро Иванова Сергея поможет решить Ваш жилищный вопрос максимально быстро и юридически профессионально.
Для того, чтобы Вам стал более ясен вопрос УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ в Москве, мы попытались раскрыть некоторые темы и ответить на часто задаваемые нам вопросы.
Итак...

? >>>
? >>>
>>>
? >>>
>>>
? Основания, по которым могут снять с очереди
? >>>
>>>
? >>>
? >>>
? >>>
>>>


Если у Вас остались вопросы
позвоните нам по указанным выше телефонам или
направьте Ваш вопрос on-line >>>

приходите к нам в офис

читайте наш корпоративный блог

* * *

Для постановки на очередь (то есть признания нуждающимся в улучшении жилищных условий) гражданин должен быть зарегистрирован в городе Москва в общей сложности не менее 10 лет и проживать в жилом помещении размером менее установленной нормы площади на одного человека. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа. Надо учитывать, что при рассмотрении возможности получения субсидии учитывается вся жилая площадь, которая есть у каждого члена семьи, претендующего на право получения субсидии. Учитывается жилая площадь (не важно, в Москве или в другом городе), на которой он зарегистрирован (прописан) и которая находится в его собственности. Существует еще ряд дополнительных оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые регламентируются Законом города Москвы от 15.01.2003 №22 (ред. от 17.12.2003) «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы».

Для того, чтобы получить субсидию, Вам необходимо написать соответствующее заявление в жилищное управление административного округа, в котором заведено учетное дело о постановке Вас на очередь.

Субсидия может быть использована гражданами по их желанию:

На приобретение готового жилья по их выбору;
на финансирование приобретения квартиры в новостройке при условии готовности дома не менее 70%.
на покупку отчуждаемого жилого помещения (комнаты) в коммунальной квартире в дополнение к занимаемому помещению (комнате) в данной квартире.
Субсидия предоставляется только в безналичном порядке, т.е. получить в кассе наличными ее нельзя.

Субсидия может быть использована гражданами в течение 6 месяцев, т.е. Вы должны подобрать подходящее жилье и оформить покупку с использованием субсидии в течение полугода. Если срок пропущен, Вас ставят в начало очереди, и процедура ее получения начинается заново.

Размер субсидии.

Размер субсидии определяется в процентном отношении к нормативной стоимости предоставления жилых помещений, определяемой как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в домах типовых серий в районах массовой застройки и общей площади жилого помещения, предоставляемого семье данной численности в пределах социальной нормы.

Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади предоставляемого жилого помещения утверждается специальной комиссией Правительства Москвы. В последнее время она составляет порядка 24 200 рублей.

На сегодняшний день нормы предоставления жилья таковы: для одного человека – 33 кв. м, для семьи из двух человек – 42 кв. м, для семьи из трех человек и более – по 18 кв. м на каждого члена семьи.

Размер субсидии определяется по нескольким параметрам:

Жилищная субсидия выдается на всех членов семьи, которые стоят в очереди по улучшению жилищных условий. Учитывается фактическое количество семей в составе семьи, которой предоставляется субсидия с учетом того, что:

Супруги и их несовершеннолетние дети, независимо от их регистрации, являются членами одной семьи;
граждане, проживающие в одном помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, считаются разными семьями.
несовершеннолетние дети в «отдельную» семью не выделяются.

По Вашему желанию она может предоставляться в дополнение к той жилплощади, которая у Вас имеется (квартиры или комнаты в коммунальной квартире) либо взамен ее. Практика показывает, что брать субсидию в дополнение выгоднее, так как во втором случае ваше жилье, как правило, оценивается ниже его рыночной стоимости.

Размер субсидии зависит от года постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и наличия у граждан права на первоочередное предоставление жилого помещения (см. таблицы).

Примечание. Если граждане приобрели жилое помещение, стоимость которого меньше размера субсидии, предоставленной на его приобретение, то остаток средств перечисляется в бюджет города Москвы.

Подробности www rizolit ru

Как, интересует граждан, нуждающихся в получении дополнительных квадратных метров. Чтобы встать на очередь на улучшение жилищных условий , необходимо обратиться в уполномоченный муниципальный орган городского поселения. Как это сделать, расскажет наша статья.

Очередь на улучшение жилищных условий

Улучшение условий проживания — это, как правило, целый комплекс мер, направленных на увеличение жилой площади или ее первичное предоставление гражданам, в отношении которых данная мера социальной поддержки предусмотрена законодательством. Общий порядок заключения договора соцнайма на квартиры из государственного или муниципального фонда жилья предусмотрен главой 7 ЖК РФ, однако нормативными актами могут быть предусмотрены и льготы в виде получения жилья для отдельных категорий граждан, например ветеранов ВОВ, молодых семей и т. д.

Для приобретения квартиры нуждающиеся лица должны встать на очередь на улучшение жилищных условий , которая ведется уполномоченным органом субъекта. В зависимости от того, региональная это льгота или федеральная, определяется и сам орган.

Встать на очередь на улучшение жилищных условий разрешается гражданам, которые своими действиями не ухудшили нынешние условия проживания (например, по договору дарения передали имеющуюся квартиру близкому родственнику). Если такой факт будет выявлен при проверке документов уполномоченным органом, заявителю в улучшении условий будет отказано.

При наличии нескольких оснований для получения квартиры гражданин должен выбрать одно из них и встать на учет только в одну очередь. Невозможно числиться в нескольких списках и ждать, по какой очереди жилье дадут быстрее.

Не знаете свои права?

  • иностранным гражданам;
  • лицам без гражданства.

Для того чтобы встать на очередь на улучшение жилищный условий , гражданину необходимо представить в уполномоченный орган заявление со следующим пакетом документов:

  • решение органа местной власти о признании лица нуждающимся в улучшении условий проживания;
  • документы, которые подтверждают семейные отношения обратившегося (например, свидетельство о браке);
  • справка формы № 8;
  • акт исследования условий проживания;
  • паспорт заявителя и бумаги, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
  • врачебное заключение о наличии тяжелого заболевания, которое препятствует совместному проживанию;
  • выписка из ЕГРП;
  • документы, которые подтверждают право пользования помещением;
  • бумаги, свидетельствующие о несоответствии жилья требованиям законодателя (например, о признании его аварийным).

Для справки : ЖК РФ не перечисляет документы, которые должен представить заявитель, — их список определяется региональным законодательством. Мы привели лишь возможный перечень. При этом важно помнить, что уполномоченный орган не вправе запрашивать бумаги, которые может получить в порядке межведомственного взаимодействия.

В течение 30 рабочих дней орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы и в срок не более 3 дней направляет заявителю уведомление о постановке его на учет или отказе в этом.

Список очередников на улучшение жилищных условий

Претендовать на повышение качества условий проживания имеют право:

  1. Лица, которые не имеют в собственности или по договору соцнайма жилья, а также не являются членами семьи владельцев квартиры.
  2. Граждане, имеющие в собственности (либо по заключенному договору соцнайма) жилье, площадь которого менее учетной нормы. Учетная норма при этом устанавливается региональным законодательством. Например, в Москве действует норматив 10 кв. м на человека. Это означает, что если гражданин имеет в собственности жилплощадь, где на каждого жильца приходится 10 кв. м и более, то он не подлежит включению в очередь для нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  3. Граждане, которые проживают в помещениях, не соответствующих требованиям закона, предъявляемым к жилым помещениям. В частности, речь идет об аварийном и ветхом жилье — при этом таковым оно должно быть признано по решению соответствующей комиссии, а не по желанию проживающего.
  4. Если семья проживает в квартире, заселенной несколькими семьями (например, коммуналка, общежитие), и в ее составе имеется гражданин, страдающий заболеванием (перечень устанавливается законодателем), не допускающим совместное проживание со здоровыми людьми (например, острой формой туберкулеза).

Важно! Законодатель использует понятия «учетная норма» и «норма предоставления площади жилого помещения», которые нужно различать. В первом случае речь идет о числе квадратных метров, которое определяет минимальный размер общей площади имеющегося помещения (т. е. показывает обеспеченность жильем). Например, в Москве данный показатель равен 10 кв. м на человека. Во втором случае речь идет о метрах, которые предоставляются нуждающимся исходя из количества лиц в семье. В той же Москве эта величина равна 18 кв. м на каждого проживающего.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме