Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как улучшить свои жилищные условия? Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.



Видео. Как получить социальное жилье от государства

Москва – город с очень дорогим жильем. Для многих ее жителей не существует возможности с опорой на собственные силы улучшить свои жилищные условия. К счастью, город предоставляет определенным категориям населения способы увеличить жилплощадь проживания. Самый реальный способ улучшить свои жилищные условия – это получить жилье по договору социального найма. Муниципальное жилье получить трудно, но возможно.

Необходимые условия для постановки на учет на улучшение жилищных условий:

  • Московская прописка не менее 10 лет.
  • На каждого члена семьи должно приходиться менее 10 квадратных метра. Существует множество случаев, когда постановка на учет производится без регистрации общих квадратных метров, которые приходятся на члена семьи:
    • при совместном проживании в однокомнатной квартире или квартире со смежными комнатами лиц, не находящихся между собой в родственных связях;
    • при проживании в непригодных для жизни помещениях, таких как аварийные дома, жилье, подверженное постоянному или периодическому воздействию вредных факторов;
    • при занятии домов или квартир с коридорной планировкой, а также в помещениях без канализации, централизованного отопления, водопровода горячей и холодной воды, газо- и электроснабжения;
    • при проживании в общежитиях, но эта норма не распространяется на граждан, имеющих временную прописку;
    • при проживании в коммунальных квартирах с лицами, страдающими от заразных хронических заболеваний, если такое совместное проживание признано врачами опасным для других жильцов;
    • также право на получение муниципального жилья имеют граждане, проживающие совместно со страдающими от заразных хронических заболеваний в одном помещении без изолированных комнат.
    • граждане, располагающие московской пропиской более сорока лет и проживающие в коммунальных квартирах.

Как встать на учет на улучшение жилищных условий

На учет можно встать как по месту работы, так и по месту жительства. Проживание в определенном районе подтверждается наличием регистрации постоянного места жительства, то есть пропиской. Для постановки на учет следует обратиться в жилищную управу и представить им письменное заявление, в котором должно быть указано:

  • Какими жилищными условиями располагает семья или лицо.
  • Сколько лет лицо и его семья проживали в Москве.
  • Какими льготами на получение жилья обладает семья или лицо, желающие встать в очередь.
  • Кто обращается (молодая семья, многодетная или прочие).
  • Стаж работы при условии, что заявление подается по месту работы.
  • Согласие на проверку для лиц, желающих встать в очередь на получение жилья.

Также к заявлению стоит приложить следующие документы:

  • паспорт гражданина, встающего в очередь;
  • выписки из домовой книги;
  • план квартиры;
  • справка о наличии и отсутствии собственности;
  • справки из медицинских учреждений.

Информация для граждан, состоящих на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии в приобретении жилых помещений

На сегодняшний день в городе Москве существует следующая градация жилищной очереди:

  • Нуждающиеся в улучшении жилищных условий - жители города Москвы, принятые на жилищный учет до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01.03.2005) в порядке, установленном ЖК РСФСР.
  • Нуждающиеся в жилых помещениях - жители города Москвы, принятые на жилищный учет после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и признанные в установленном порядке малоимущими (после 01.03.2005).
  • Нуждающиеся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений - жители города Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы (10 кв.м для отдельных квартир, 15 кв.м для квартир коммунального заселения), соответствующие условиям, установленным пунктами 2-4 статьи 7 Закона города Москвы от 14.06.2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (после 01.03.2005) и не признанные малоимущими.

Жители города Москвы, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, имеют право на улучшение жилищных условий путем:

  • предоставления жилых помещений по договору социального найма;
  • предоставления жилых помещений по договору найма;
  • предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования;
  • приобретения в собственность, в том числе с рассрочкой платежа и использованием заемных (кредитных) средств, жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;

Жители города Москвы, признанные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и в установленном Законом города Москвы от 14.06.2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, имеют право на улучшение жилищных условий путем:

  • предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма;
  • предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору безвозмездного пользования.

Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на улучшение жилищных условий путем:

  • предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма;
  • предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений;
  • приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
  • предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.

Жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право перейти на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений с сохранением даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях при изменении своего имущественного положения, в результате которого отпало условие для постановки их на жилищный учет, указанное в пункте 5 статьи 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

При этом граждане имеют право состоять на учете только по одной из указанных категорий. Порядок перехода из одной категории в другую устанавливается Правительством Москвы (Постановление от 10 февраля 2009 г. N 91-ПП «О мерах по реализации положений статьи 3 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и о внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 19.06.2007г. № 469-ПП.)

Кто может получить квартиру безвозмездно?

Встать в очередь на получение жилья могут далеко не все. Прежде всего, на это имеют законное право те категории граждан, которые нуждаются в улучшении своих текущих условий проживания и состоят по данному вопросу на учете в органах власти. Например, в Москве учет желающих получить жилье, ведут городские Управы.

Очередь на получение жилья предусматривает получение квартиры согласно договору социального найма тогда, когда придет время. В некоторых субъектах федерации преимущество получения квартир вне очереди отдается многодетным семьям перед другими малоимущими категориями, которым требуется улучшить условия проживания. Однако, такое преимущество вовсе не означает, что представителям многодетных семей не нужно знать, как встать в очередь на жилье. Вставать в нее они должны в любом случае, просто они могут получить квартиру раньше положенного срока.

К участию в данных программах допускаются в первую очередь те, кто встал в очередь на получение жилья как минимум десять лет назад и ранее.

Также в Москве есть закон, по которому многодетная семья имеет право на получение участка для строительства дома и ведения частного хозяйства. При получении такой земли в Москве, участок оформляется на всех совершеннолетних членов семьи равными долями, а сама семья снимается с очереди на получение квартиры в Москве.

Какие документы необходимы для получения государственного жилья бесплатно?

Жилищный кодекс РФ гласит, что малоимущие граждане страны имеют право на получение государственных квартир бесплатно, предварительно встав на очередь на получение квартиры. Чтобы встать в очередь на бесплатную квартиру, нужно подтвердить статус малоимущего гражданина в соответствующих органах, порядок такого признания разный во многих регионах страны, но есть общая схема и необходимый пакет документов, который может несущественно отличаться в разных регионах. В целом он выглядит так:

  • паспорта взрослых и свидетельства о рождении несовершеннолетних членов семьи;
  • свидетельства о присвоении идентификационного номера;
  • если есть – свидетельство о браке;
  • справки о доходах трудоспособных членов семьи за последние два года, включая как справки с работы, так и документы о прочих начислениях, включая пособия или же стипендии;
  • если у кого-то из членов семьи во владении есть государственное или муниципальное жилье, нужно иметь на руках документы о праве на проживание в нем других граждан;
  • справка из Росреестра о том, есть ли в собственности у членов семьи недвижимость или нет;
  • при наличии в собственности квартиры или другой недвижимости, нужны правоустанавливающие документы на них и справка из БТИ, на основании которой вычисляется ее стоимость.

Все документы нужно подавать в соответствующие органы в виде копий, но при удостоверении оригиналов.

Когда все поданные документы будут изучены, будет сделан вывод, является ли совокупный доход членов семьи достаточным для того, чтобы она не считалась малоимущей или же нет. Если же данный доход не превышает прожиточного минимума на семью, то семья признается малоимущей и только после этого решается вопрос, имеют ли право ее члены встать в очередь на получение квартиры.

Как получить статус гражданина, нуждающегося в улучшении условий проживания?

Однако, далеко не каждый малоимущий гражданин или семья, получившая данный статус, могут встать в очередь на получение жилья. Чтобы иметь такое право, нужно соответствовать как минимум одному из условий получения жилья бесплатно, которые были утверждены Жилищным кодексом РФ. Вот эти условия:

  • семья или отдельные граждане не являются владельцами никакой недвижимости и не обеспечены жилой площадью на условиях социального найма;
  • если семья или отдельные граждане являются владельцами жилья, но метраж этого жилья недостаточный для проживания каждого из проживающих в нем;
  • семья или гражданин является владельцем дома или квартиры в доме, который не пригоден для проживания или же подлежит сносу или реконструкции;
  • если один из членов семьи имеет хроническое заболевание, при наличии которого другие члены не могут проживать с ним (перечень таких заболеваний можно уточнить, он утвержден на законодательном уровне).

Что нужно для постановки в очередь на получение квартиры?

Если вы хотите встать на очередь на жилье, то сперва следует собрать все необходимые документы. Также кандидат на вступление в очередь должен:

  • быть гражданином РФ;
  • проживать на территории населенного пункта, где он планирует получить жилье, как минимум 10 лет при наличии регистрации;
  • не быть в течение последних пяти лет причастным к действиям, которые стали причиной ухудшения жилищных условий (например, обмен или продажа квартиры, вселение прочих лиц и другое).

Как правило, подобная очередь движется крайне медленно, иногда данный процесс занимает не годы, а десятилетия. Ускорить процесс можно при наличии соответствующих льгот могут следующие категории граждан:

  • инвалиды детства и сироты;
  • люди, детство которых прошло в детских домах или приемных семьях, в случае, если они не были усыновлены и приравнены в правах к родным детям;
  • пострадавшие в результате стихий и чрезвычайных ситуаций;
  • беженцы;
  • жильцы снесенных и аварийных домов;
  • участники боевых действий, ветераны;
  • нетрудоспособные инвалиды, не имеющие помощников.
Итак, когда собраны все документы, включая те, которые требуются на региональном уровне, их следует подать в жилой отдел местной администрации в населенном пункте своего пребывания.

Документы подаются вместе с заявлением, которое должно быть рассмотрено максимум в течение месяца с момента его подачи. После этого на уровне администрации региона принимается решение о том, может ли гражданин или семья получить жилье бесплатно или нет.

Отказы могут быть отменены, если заявитель правильно оформит поданные документы или предоставит недостающие, затем он имеет право на повторную их подачу. В случае отказа по другим причинам, гражданин имеет право оспорить решение администрации в более высоких инстанциях, включая судебные.

Как встать в очередь на получение бесплатной квартиры в Москве?

Многие считают, что получить жилье в Москве бесплатно – это нереально, или же это возможно только при совершении махинаций с недвижимостью, но это вовсе не так. Даже в Москве работает ряд программ, позволяющих тем или иным категориям граждан получить квартиру бесплатно в столице.

На сегодняшний день в очереди на получение бесплатного жилья в столице стоит каждый ее двадцатый житель. Чтобы присоединиться к данной программе, необходимо соответствовать следующим условиям:

  • быть гражданином РФ;
  • проживать законно в Москве как минимум последние 10 лет;
  • не быть замеченным в ухудшении жилищных условий путем умышленных действий;
  • относится к категории малоимущих граждан.

Как в других случаях, право получить жилье в Москве вне очереди или раньше положенного срока имеют перечисленные ранее категории граждан, а также те, кто проживает совместно с тяжелобольными людьми и их болезнь не допускает такого соседства.

Кроме того, претендовать на получение жилья бесплатно в Москве согласно городским программам, могут такие категории граждан, не относящиеся к малоимущим:

  • молодые специалисты бюджетных структур;
  • талантливые студенты или преподаватели вузов с семьями;
  • молодые семьи (программа «Молодая семья»).

Поэтому получить квартиру в Москве бесплатно не так уж и нереально. Однако стоять в очереди за квартирой – это очень долгий процесс, поэтому следует задуматься о том, где вы будете проживать до ее получения.

Нуждающиеся в жилье: основания для улучшения жилищных условий и постановка на учет

Согласно Жилищному Кодексу РФ, основанием для признания граждан, нуждающимися в жилье, являются договора социального найма жилых помещений. Нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются:

1) Граждане, которые сами не являются нанимателями жилых помещений или находятся на момент подачи заявления членами семьи законного нанимателя жилья по договорам социального займа, но не обеспечены нормативной площадью проживания, рассчитанной на одного члена семьи нанимателя.

2) Граждане, которые имеют на момент подачи заявлений аварийное жилье, не отвечающее нормам и требованиям, установленным законодательством РФ к жилым помещениям.

3) Граждане, которые сами являются нанимателями жилья или членами семьи нанимателя и проживают на одной жилой площади с больными людьми, страдающими от хронических заболеваний, когда совместное проживание на одной площади невозможно по санитарным нормам. Перечень таких болезней установлен исполнительными уполномоченными от Правительства РФ.

После того, как в силу вступили новые поправки к Жилищному Кодексу РФ, «точкой отсчета» для определения нуждающегося в улучшении жилищных условий стали 15 квадратных метров занимаемой площади на одного члена семьи. Хотя в некоторых регионах России эти нормативные квадратные метры несколько отличаются. Теперь граждане, обеспеченные 15-ю кв. метрами жилья и более, если они отвечают всем нормам жилых помещений и требованиям санитарной службы, не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в жилье.

Приведем простой пример. Допустим в квартире общей площадью в 60 кв. метров проживает четыре человека – двое родителей и двое детей. Если ранее дети, достигшие возраста совершеннолетия, могли встать на учет по улучшению жилищных условий, так как по документам им не принадлежала та жилплощадь, на которой они проживают с владельцами-родителями, то по нынешнему законодательству вся жилая площадь квартиры делится на четырех человек. Теперь повзрослевшие дети лишаются права считаться нуждающимися в жилье, так как имеют те самые 15 кв. метров в своем распоряжении.

Точно такие же нормы распространяются и на разведенных супругов, если они совместно владеют жильем в 30 кв. метров или более. Однако с принятием поправок к Жилищному законодательству РФ не лишено смысла понятие «проживание в одной комнате матери с сыном». Допустим, мать и сын живут в однокомнатной квартире. Даже если их общая площадь квартиры превышает 30 кв. метров по достижению 18 лет сын имеет право на улучшение своих жилищных условий.

Когда квадратные метры жилья суммируются?

Нуждающиеся в жилье: основания для улучшения жилищных условий и постановка на учетЕсли ранее встать на учет по улучшению жилищных условий могли граждане, прописанные в квартире или доме со своими родственниками, где площадь жилья не соответствовала нормам Жилищного Кодекса, то с февраля 2010 года начали действовать поправки к законодательству. Теперь при принятии гражданина на учет учитывается сумма всех квадратных метров, находящихся в пользовании его семьи в одном населенном пункте на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий. Следует уточнить, что к понятию «семья нанимателя жилья» относятся: супруги, родители, дети и родственники или граждане, которые проживают совместно с ними на общей площади и ведут с ними общее хозяйство.

Например, в малогабаритной двухкомнатной квартире проживает семья из трех человек, один из которых владеет домом в этом же городе. Тогда ни один из членов этой семьи не может встать на учет по улучшению жилищных условий, так как на каждого члена семьи приходится более 15 кв. метров жилья.

Как встать на учет после совершеннолетия?

Если ранее семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий и имела детей, то после совершеннолетия ребенка из этой семьи, он мог на правах полноправного гражданина РФ претендовать отдельно на улучшение своего жилья. Другими словами, очередь разделялась, но не с момента наступления совершеннолетия ребенка, а с того времени, когда его родители или опекуны изначально вставали на учет по улучшению жилья.

Согласно вновь принятым поправкам к Закону Жилищного Кодекса, раздел очереди на улучшение жилья теперь считается с момента совершеннолетия ребенка (после 18 лет) или на момент заключения им брака (если брак зарегистрирован раньше его 18-летия). При этом поправка действует только в том случае, если 18-летний гражданин на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий не имеет дополнительно приобретенного жилья с правом личной собственности (купленное, подаренное, унаследованное и т.д.).

Во вновь принятом законодательстве Жилищного Кодекса учтены также права внебрачных детей, родившихся после расторжения брака, или усыновленных, если они, конечно, не имеют собственного жилья на момент подачи заявления. При этом в доме или квартире их родителей или опекунов, за ними больше не числятся квадратные метры жилья, если они самостоятельно встали на учет.

Нуждающиеся в жилье: для проживающих в коммунальном или социальном жилье

До принятия поправок к Законам Жилищного Кодекса каждый из совершеннолетних жильцов «коммуналки» имел право встать в очередь на улучшение своих жилищных условий. Теперь, чтобы встать на учет, нужно не просто проживать в коммунальной квартире, но и иметь документ о закрепленной жилой площади, менее 15 кв. метров.

По новым нормам распределения жилья нуждающимся получить социальное жилье может гражданин РФ (15-20 кв. метров на одного человека), с учетом вычета площади квадратных метров, имеющихся у него в личной собственности на момент подачи заявления. Например, семья из трех человек претендует получить соцжилье. По законодательным нормативам, этой семье могут быть предоставлены квартира или дом, площадью в 45-60 кв. метров. Но если у одного из членов семьи имеется собственная жилплощадь, скажем, 20 кв. метров, тогда семья может лишь претендовать на соцжилье общей площадью не более 25-40 кв. метров.

Как встать в очередь на улучшение жилищных условий?

1. Необходимо собрать пакет документов:
- Справка о регистрации жилья для каждого члена семьи;
- Копии документов на владение собственностью на момент подачи заявления;
- Копии охранных свидетельств о бронируемой жилплощади, если таковая имеется во владении;
- Копии санитарных паспортов, для проживающих в общежитиях или коммунальных квартирах;
- Справки с места работы или учебы всех членов семьи;
- Справки о характеристиках имеющегося в наличии жилья;
- Подлинники и копии паспортов, военных билетов, пенсионных удостоверений, свидетельств о рождении (для несовершеннолетних детей), документов о вступлении в брак или о расторжении брака, свидетельств о смерти, а также справки о хронических заболеваниях у членов семьи.

3. После истечения срока рассмотрения предоставленных документов заявителю дается ответ из органов местного самоуправления в письменной форме о включении его в список очередников (с указанием номера в очереди) или об отказе, с объяснением невозможности постановки на учет.

4. Если заявитель проживает в общежитии или в служебной квартире, тогда ему дополнительно понадобится: ходатайство с места работы о предоставлении улучшенного жилья, копия трудовой книжки и акт межведомственной комиссии с признанием его нынешнего жилья непригодным для проживания.

В заключение хочется сказать, что принятие новых поправок к Жилищному Кодексу РФ в скором времени никак не решит проблему с обеспечением жильем всех нуждающихся. По оценке экспертов, чтобы обеспечить всех граждан РФ жильем по существующим законодательным нормам, на данный момент времени состоящих в списках очередников, потребуется не менее 20 лет, с учетом строительства новых жилых объектов. При этом следует учитывать, что очередь на улучшение жилищных условий с каждым годом не уменьшается, а наоборот, только увеличивается.

Многие российские семьи проживают в стеснённых и некомфортных условиях. А жильё стоит дорого, особенно в крупных городах.

Кто может претендовать на улучшение жилищных условий? Есть ли помощь от государства, и как российские семьи могут улучшить условия своего проживания?

Что это такое?

Улучшение жилищных условий предполагает повышение уровня комфорта и качества жизни российских семей. Этот вопрос является актуальным для большинства российских семей.

В наше время многие молодые семьи чужие квартиры или проживают со старшим поколением в довольно некомфортных условиях.

Даже семьи с детьми вынуждены проживать в общежитиях или однокомнатных квартирах.

Социальная политика нашего государства направлена на то, чтобы повысить комфорт жизни наших соотечественников, и обеспечить их жильём.

Для этого разрабатываются различные государственные программы, как на федеральном уровне, так и на региональном.

Чтобы установить факт намеренного ухудшения условий проживания, необходимо совершить один из перечисленных в статье поступков:

Если такие факты будут обнаружены контролирующими органами, эти граждане смогут встать на учёт по улучшению жилищных условий только через 5 лет.

Но, как показывает практика, определить факт намеренного ухудшения довольно сложно! Такие дела рассматриваются в судебном порядке.

Как улучшить жилищные условия

Улучшить свои жилищные условия можно за свой счёт, а можно и с помощью государства.

На государственную помощь могут рассчитывать далеко не все граждане, а только определённые категории.

Чтобы это выяснить, необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения и в департамент жилищной политики, и точно выяснить, какие именно категории граждан в этом регионе могут рассчитывать на помощь государства в получении и покупке лучшего жилья.

После этого, необходимо встать на очередь. Делается это в заявительном порядке. То есть, необходимо подать заявление в уполномоченных государственный орган.

Как правило, это департамент жилищной политики или жилищный отдел в администрации муниципального образования.

Вместе с заявлением подаются и документы, которые подтверждают необходимость предоставления помощи от государства конкретной семье.

Правовые акты

Постановку семьи на учёт, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также дальнейшая помощь государства в этом вопросе, регулируется , а именно:

Есть и другие нормативные акты, имеющие отношение к данному вопросу.

Признание нуждающимся

В ст. 51 ЖК РФ приводятся для основания для признания семьи нуждающимися и для предоставления им жилья из муниципального жилого фонда по договору соцнайма.

Семья-соискатель не должна:

Быть собственником жилья которое отвечает всем установленным нормам и не относится к . Если один из членов семьи владеет жильём, то его площадь должна быть меньше нормы предоставления
Занимать другое жильё по договору соцнайма Исключением является тот случая, когда занимаемая квартира стала «мала» для всех членов семьи
Быть владельцем жилья, но при этом оно не соответствует норме жилья установленной законом для данного региона
Проживать в коммунальной квартире или в таком помещении где живут несколько семей, не связанных между собой близкими родственными связями
Проживать в одном жилом помещении с человеком, страдающим хроническим заболеванием и которому нужно отдельное помещение для проживания. Точный перечень хронических заболеваний, при наличии которых больному нужно отдельное жильё, приведён в

Если в семье несколько помещений в собственности или же она пользуется несколькими квартирами, то для расчёта нормы будет использована площадь всех квартир и помещений.

Кто имеет право?

Государство оказывает помощь в получении жилья социально незащищённым слоям нашего населения.

К таковым относятся:

Многодетные семьи разработано несколько федеральных и региональных программ, которыми могут воспользоваться такие семьи
для этого нужно официально получить этот статус в отделе социальной защиты населения
Дети-сироты и дети оставшиеся без родительского попечения
Граждане проживающие:
  1. В аварийных домах.
  2. В коммунальных квартирах.
  3. В соседстве с человеком, который имеет хроническое заболевание, перечисленное в Постановлении Правительства РФ от 16. 06. 2006 года № 378.
  4. В квартирах по договору соцнайма с превышением площади на 1 прописанного человека

Постановка на очередь

Когда семья, по заключение представителей отдела социальной защиты населения, будет признана малоимущей, представитель семьи получит на руки письменное подтверждение этого факта.

С этим заключением необходимо посетить уполномоченный государственный орган, который занимается постановкой семей на учёт.

Как правило, это Департамент жилищной политики или же жилищный отдел администрации.

Здесь снова нужно будет писать заявление, но уже на постановку на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Но, чтобы семья была признана малоимущей именно для целей улучшения жилищных условий, необходимо не только представить сведения о своих , но и сведения об имуществе, которое имеется в собственности у конкретной семьи.

Работники отдела социальной защиты должны произвести необходимые расчёты.

Делается это следующим образом:

Рассчитывается сумма средств, которые остаются свободными у каждого члена семьи после коммунальных услуг и покупки минимума продуктов. Для расчёта используется прожиточный минимум, который установлен для данного региона и для данной категории населения
То число, которое получилось, нужно умножить на 12 это количество месяцев в году, а затем на 20(максимальный срок ипотеки с государственной помощью)
Затем плюсуют стоимость всего имеющегося в собственности у семьи имущества для получения более точного результат, семья должна приложить к каждому объекту своего имущества акт , в котором будет указана его стоимость с учётом различных факторов
Сравнивают полученный результат с расчётной стоимостью жилья в данном регионе которое можно купить на семью из указанного количества человек

Если, по итогам расчетов, получается, что данная семья, в течение 20 последующих лет, не сможет самостоятельно купить себе жильё, она признаётся малоимущей семьёй. Об этом выдаётся письменное заключение.

Варианты помощи

Государство может предложить несколько вариантов помощи нуждающимся в жилье.

Субсидия на покупку жилья может быть также представлена в нескольких вариантах:

Для оплаты первого взноса не всегда у семей есть именно стартовый капитал. Государство может его предоставить, но тогда все проценты и основная сумма кредита ложится «на плечи» нуждающейся семьи
На постройку собственного дома многие семьи, особенно многодетные, мечтают жить за городом в собственных домах. Государство может выделить часть средств на его постройку
Для погашения части долга такой вариант актуален, если семья молодая и детей у них ещё нет. Если в то время как супруги были участниками программы, у них родится ребёнок, то государство погасит часть долга. И так с каждым последующим ребёнком. Иногда помощь достигает 30% от суммы основного долга, а некоторых регионах до 75%

Если нуждающаяся семья проживает в муниципальной квартире, то государство может выделить им жильё из муниципального фонда по договору соцнайма.

Жильё должно соответствовать по площади установленным нормам, а также быть пригодным для проживания.

Впоследствии, эту квартиру можно будет , тем самым оформив её в собственность.

Существующие программы

Государство разработало несколько программ льготного кредитования населения, которое нуждается в жилье.

Это такие программы как:

кредиты на покупку жилья выдаются только российским семьям, в которых обоим супругам ещё не исполнилось 35 лет. Кредит выдаётся по более низким процентным ставкам
Программа «Жилище» оказывается помощь нуждающимся в покупке жилья эконом-класса. Кроме того, есть ограничения по площади и стоимости в зависимости от количества человек в семье. Для многодетных семей эти ограничения снимаются. Помощь заключается в предоставлении кредита под низкий процент и выделение средств на оплату первоначального взноса
Программа «Обеспечение жильём молодых семей» суть программы — помощь молодым семьям с детьми. За каждого ребёнка (имеющегося или родившегося впоследствии) государство компенсирует часть основного долга банку. Например, если на момент вступления в программу в семье был 1 ребёнок, государство выделяет семье помощь в размере 10% от суммы основного долга. Если затем рождаются ещё дети, то на каждого последующего ещё по 10% от суммы долга на момент рождения малыша. В некоторых регионах, размер помощи достигает 50% — 70%
«Губернаторская программа» действует во многих регионах нашей страны. Заключается в том, что регионы оказывают помощь семьям в покупке или строительстве собственного жилья

Производимые действия

Чтобы получить помощь от государства на улучшение своих жилищных условий, необходимо получить статус малоимущей семьи.

Для этого нужно обратиться в отдел соцзащиты и подать документы о доходах и об имеющемся имуществе.

Как только семья получит такой статус, нужно посетить департамент жилищной политики или жилищный отдел.

Здесь необходимо написать заявление на присвоение статуса «нуждающихся в улучшении жилищных условий».

Это делается в заявительном порядке. Затем нужно ждать решения от государственного органа.

Пакет документов

К заявлению нужно приложить следующие документы:

К сожалению, не все российские граждане могут самостоятельно обеспечить себе достойные условия для проживания. Одни семьи живут в домах, не отвечающих даже минимальным техническим и санитарным нормам, другие, нарушая все существующие нормативы, ютятся на маленьких площадях, а третьи, вообще не имеют никакого жилья, и поэтому вынуждены разменивать одну съемную квартиру на другую. Становится ясно, что без помощи государства здесь не обойтись. К счастью, подобная помощь в виде целевой программы улучшения жилищных условий, сегодня в нашей стране существует.

Т.к. снабдить абсолютно всех квадратными метрами не представляется возможным, существует определенные категории лиц, которые имеют полное право рассчитывать на подобную поддержку государства. Именно о них, и о процедуре улучшения условий проживания, в общем, и пойдет речь в нашей статье.

Кто может получить право на улучшение жилищных условий

Процедура и условия улучшения жилищных условий довольно конкретно изложены в Жилищном кодексе РФ. К примеру, согласно положениям главы 7 «Основания и порядок предоставления жилого помещения по соглашению социального найма» ЖК РФ, право на улучшение жилищных условий имеют:

Лица, признанные нуждающимися в помощи и не снимающими жилье по договорам соцнайма, объектами которых является квартира или дом, состоящие в муниципальной или государственной собственности.

Лица, признанные остро нуждающимися и малоимущими, учитывая уровень дохода семьи и стоимости всего имущества, состоящего в собственности членов семьи.

Лица, уже снимающие жилье по соглашениям социального найма. Такие имеют право на улучшение жилищных условий только тогда, когда они не обеспечены положенной жилой площадью по расчету на одного члена семьи. Когда в семье несколько жильцов арендуют жилье на основании соглашения социального найма, то для расчета жилищного минимума на одного жильца будет определяться совокупная общая площадь арендного жилья.

Лица, владеющие аварийными домовладениями, которые не отвечают минимальным требованиям законодательства России и негодны для жизни в них.

Лица – собственники или арендаторы жилых площадей, которые живут в этих помещениях вместе с людьми, страдающими болезнями , делающими проживание с ними опасным (сюда следует причислить кишечные инфекции, не подлежащие медикаментозному лечению, устойчивые психические расстройства, тяжелые формы туберкулеза, онкологические образования, сопровождающиеся сильными выделениями и т.д.). Список хронических болезней, при которых опасно совместное проживание, прописан в постановлении Правительства № 378 от 16.06.2006 г.

Сразу скажем, что для лиц, вставших на очередь, субсидии на улучшение жилищных условий будут выделятся в форме предоставления им квадратных метров в домах муниципального или же государственного жилфонда в силу соглашения социального найма. Получается, полноправным владельцем недвижимости лицо стать не сможет. Граждане прочих государств и лица без определенного гражданства не могут рассчитывать на получение подобной помощи. Это прерогатива только российских граждан.

Также, очередь на жилые квадратные метры матери одиночке и подобным категориям лиц, причисленным к социально незащищенным категориям людей, придется дожидаться на общих основаниях.

Установленные жилищные нормативы

Право на улучшение жилищных условий есть шанс получить только тогда, когда лицо будет официально признано «нуждающимся в жилье» . Когда же говорится о собственниках аварийной недвижимости и лицах, делящих квартиру с родственниками, страдающими крайними формами хронических болезней, то положено отталкиваться от учетной жилищной нормы.

Стандартной нормой площади жилого помещения считается минимальный метраж площади жилого помещения, какой причитается каждому жильцу. Данная норма рассчитывается в каждом субъекте РФ организациями местного самоуправления. На пример, в столице или Вологде данная норма составляет 10 м кв. для собственных квартир и 15 м кв. – для коммунальных, в Самаре норма куда скромнее - всего лишь 8 кв. м. В отношении отдельных категорий населения, в число которых входят военнослужащие, инвалиды детства, судьи Конституционного суда и т.д., подобные нормы могут немного разниться: они устанавливаются Указами Президента и федеральными нормативными актами.

Крайне важно знать, что права на улучшение жилищных условий матерям одиночкам не предусматривают для них послаблений по расчету учетной нормы. При расчете учетной жилищной нормы берется общий метраж квартиры, учитывая санузел, кухню, коридоры и т.д. Далее будет складываться метраж всей недвижимости, которой владеют члены семьи (или которые они арендуют по соглашению социального найма), но при условии, что они находятся в одном и том же городе. Значит, если у мужа, живущего в Москве, имеется жилье в Калуге, его метраж не будет суммироваться со столичными квадратными метрами.

Кто имеет право на внеочередное улучшение жилищных условий

Мы уже отметили, что процесс улучшение жилищных условий применений к матерям одиночкам проистекает на общих началах и без каких-либо послаблений. Значит, подобная категория граждан не имеет права на внеочередное приобретение социального жилья. Плюс, с 1 января 2013 года на внеочередное приобретение жилья утратили право и дети-сироты, которые после роспуска из детского дома остаются без какого-либо жилья.

На внеочередное предоставление жилья могут претендовать только:

Лица, жилье которых в законном порядке установлено непригодными для нормальной жизни и реконструкции, а также ремонту не подлежит (отталкиваясь именно от этой нормы, государство довольно быстро может снабдить жильем семьи, пострадавшие в следствии взрывов в многоквартирных домах и т.д.).

Лица, страдающие тяжелыми хроническими болезнями (исчерпывающий перечень приведен в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ)

Обычно, квартира вне очереди выдается не слишком скоро: только в крайних случаях у граждан есть шанс получить муниципальную квартиру в течение 2-4 месяцев.

Имеется немаловажный нюанс, который следует знать соискателям на социальное жилье – «совместная собственность». Когда у разведенных супругов имеется квартира, метраж которой превышает 2 учетные нормы (когда нет детей) или 3 и более учетные нормы (когда в семье 1 и более детей), ни один из бывших супругов не может надеяться на получение жилья, даже если по документам не живет с другим супругом.

Какой порядок постановки в очередь

Для того чтобы встать на очередь, следует предоставить в исполнительный территориальный орган по месту регистрации следующие бумаги:

Паспорта каждого члена семьи;

Выписку о регистрации имеющегося жилья на каждого из членов данной семьи;

Правоустанавливающие бумаги на жилье, находящееся в законной собственности (в распоряжении) у соискателя и совместно с ним живущих членов его семьи;

Выписки с места работы и обучения всех членов семейства.

Оригиналы свидетельств о рождении малолетних детей, СНИЛС, пенсионных книжек, свидетельств о регистрации брака членов семьи (когда имеется).

Далее, после подачи заявки о постановке на учет соискатель получает письменное подтверждение от уполномоченного сотрудника учреждения о принятии бумаг. Затем, в течение 30 дней со времени подачи заявки, лицо, подавшее заявку на постановку на учет, должно получить письменный ответ. Когда он положительный, гражданин может надеяться на получение квартиры. На практике, даже если не брать в расчет очередь на жилье матерей одиночек и иных социально незащищенных прослоек населения, примерный срок предоставления квартир «очередникам» составляет 15 - 20 лет. Только поэтому граждане ищут альтернативу, в том числе – и связанную с получением ипотечных кредитов. Так называемая социальная ипотека и ипотека с участием маткапитала являются довольно приемлемыми вариантами в подобных ситуациях.

Закон города Москвы "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы"

(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76, от 08.12.2004 N 83) Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города. Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

социального найма;

найма (коммерческого найма);

безвозмездного пользования;

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения" вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения", имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

По договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

По договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

По договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве".

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Приложение 1

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ

НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

Приложение 2

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

Приложение 3

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты";

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".

Многие наверняка знаете о возможности улучшения жилищных условий за счёт государства. Тем, кто интересуется этой возможностью, важно знать, какие очереди льготников существуют и как в них можно попасть. Так ли велика очередь на улучшение жилищных условий на самом деле и стоит ли вообще в нее вставать? Попробуем разобраться.

Кто в очередь?

Право встать в очередь на улучшение жилищных условий в нашей стране имеют различные категории граждан. Это могут быть бывшие чернобыльцы, военные, полицейские, жители крайнего севера и просто граждане, имеющие право на социальное жилье. В настоящий момент на бесплатное жилье от государства , в соответствии с Федеральным законом №29 от 14.06.2006, можно рассчитывать при следующих условиях:

— Семья признана малоимущей (имеет низкий доход).

— Площадь имеющегося жилья ниже учетной нормы на каждого члена семьи. Данную норму устанавливают отдельно по регионам, но в любом случае она менее 18 кв.м.

— Ветхое состояние жилья, где проживает семья. Либо дом не подлежит ремонту и признан специальной комиссией непригодным для проживания. Решение об «аварийности» дома принимается органами исполнительной власти.

— Проживание в коммунальной квартире человека с тяжелой формой хронического заболевания (например, туберкулез). Список таких заболеваний есть в постановлении правительства РФ №378 от 16.06.2006.

— Отсутствие в доме удобств. Например, электричества или отопления, горячей воды и/или водопровода, ванны, плиты и пр.

— Отсутствие в собственности у членов семьи какой-либо недвижимости при наличии права на проживание в РФ.

«Как правило, для постановки в очередь нужна некая стесненность в существующих жилищных условиях, — комментирует руководитель юридического отдела ГК «Экодолье» Иван Кудряшов. — Также среди основных факторов — отсутствие собственного жилья у самого заявителя и ближайших родственников. В Москве еще есть такой параметр как ценз оседлости проживания в этом регионе».

Для каждой из категорий граждан есть свой порядок постановки в очередь, но, как правило, в любом случае нужно обратиться в специализированный отдел муниципального образования и собрать необходимый комплект документов, подтверждающий отношение к соответствующей категории, имеющей право на социальное жилье. Список таких документов достаточно большой, поэтому приступать к сбору нужно заблаговременно.

Помимо постановки в очередь на улучшение жилищных условий, существует возможность получения социального жилья «в обход». Правда, право на бесплатное жилье вне очереди имеют немногие, в их числе:

— Лица, жилье которых, согласно установленному порядку, было официально признано негодным для проживания, а также неподлежащим ремонту/реконструкции.

— Все дети-сироты.

— Все дети, которые остались без попечения родителей.

— Все лица, в анамнезе которых – хронические болезни тяжелой формы, способные нанести вред здоровью окружающих.

Программы по улучшению жилищных условий

Существуют разные программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан России. При этом можно получить как бесплатную квартиру, так и безвозмездную субсидию на ее приобретение, или стать владельцем жилья по сниженной стоимости. Например, сейчас реализуется программа «Жилье для российской семьи», в рамках которой в ряде регионов есть возможность приобрести жилье по цене не выше 35 тыс. руб. за кв.м.

Целевой объем строительства по этой программе — 25 млн. кв. м жилья экономического класса. В рамках этой программы можно также обратиться в органы местного самоуправления с целью постановки в очередь на приобретение жилья.

Для участия в программе «Жилье для российской семьи» нужно относиться к категории многодетных семей, работников бюджетной сферы или просто иметь на человека меньше 18 кв.м. Также нужно иметь доход, который позволит приобрести жилье по сниженным ценам в тех жилых комплексах, которые участвуют в этой программе. Далее в рамках этой программы можно получить льготную ипотеку по стандартам Агентства ипотечного и жилищного кредитования (АИЖК), которую в регионах предоставляют специально уполномоченные банки.

Существует ряд программ, направленных на улучшение жилищных условий для молодых семей :

«Молодая семья»
Данная программа разрабатывалась в 2010 году. Она предписывает государственную поддержку — 30% субсидию для молодой семьи при покупке квартиры. Для ее реализации созданы региональные подпрограммы «Молодая семья».

«Жилище»
Это федеральная программа, которая нацелена на формирование рынка жилья экономкласса, устранение недостатка комфортного жилья и повышение качества жилищного фонда. Программа воплощает в жизнь национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам РФ».

«Обеспечение жильем молодых семей»
Указанная программа — часть федеральной программы «Жилище». Благодаря ей семейные пары могут получить льготы на приобретение комфортного и современного жилья (в рамках программы можно построить дом, внести взнос в жилищно-строительный или жилищно-накопительный кооператив, погасить жилищный кредит). Субсидии от государства составляют 30-35%.

А надо ли становиться очередником?

«Что касается длины очереди на улучшение жилищных условий, она зависит от региона, ситуации и размера предоставляемого жилья, — рассказывает Иван Кудряшов. — Например, по предоставлению жилья военным и ветеранам очередь сейчас стала максимально короткой. По предоставлению жилья в социальный найм в Москве очередь меньше, а в небольших муниципальных образованиях она может быть большая, потому что там ничего не строится и, соответственно, предоставлять льготникам нечего».

От всех этих нюансов зависит и время ожидания получения муниципального жилья. Но вставать в очередь стоит в любом случае, потому что в тот или иной год может «сыграть» та или иная программа. Однако также нужно четко отдавать себе отчет в том, что при наличии очень длинной очереди такая постановка будет скорее для галочки. Впрочем, где-то вполне реально получить жилье. Может быть — не совсем в том районе, где хотелось бы, но зато свое. При этом, если вы ранее не использовали право на приватизацию жилого помещения, то полученное жилье можно впоследствии и приватизировать.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме