Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Общие вопросы организации первоочередного жизнеобеспечения населения. Справочное пособие по организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных работ силами и Система жизнеобеспечения

Возникновение ЧС может привести к человеческим жертвам и ранениям, внезапному ухудшению условий жизни и быта людей, их размещению в неприспособленных временных помещениях без возможности соблюдения элементарных санитарно-гигиенических норм; разрушению системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, объектов общественного питания, торговли, коммунально-бытового обслуживания; образованию завалов с телами погибших людей; антисанитарным условиям.

В зависимости от масштабов ЧС количество людей, которые нуждаются в организации жизнеобеспечения, может составлять от нескольких человек до сотни людей. Продление с организацией жизнеобеспечения пострадавшего населения даже на 20…30 часов может существенно повлиять на выживание людей, оказавшихся в экстремальной обстановке.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления соответствующими силами и средствами, которые осуществляют свою деятельность в составе соответствующей подсистемы РСЧС .

Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.

Снабжение пострадавшего населения продуктами питания и водой в зонах бедствия, в районах эвакуации и сил, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется, исходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности.

Средние энергозатраты на основной обмен в организме человека в покое составляет 1700 ккал в сутки. В холодное время года нормы обеспечения всех групп населения должны быть увеличены на 10…15 %.

Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд этого населения с учетом потребностей в воде пораженных при оказании им первой медицинской помощи и при их лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях. Вода необходима человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. Значение воды определяется ее химическими и физическими свойствами.

Все мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения должны быть увязаны по срокам и месту с другими мероприятиями, проводящимися для спасения, сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения .

Основные принципы и требования материально - технического и первоочередного обеспечения формирований РСЧС в зоне ЧС

Материально-техническое обеспечение заключается в организации и осуществлении своевременного и должного снабжения органов управления, сил и средств РСЧС средствами, в объеме, необходимом для проведения мероприятий по защите населения, территорий, объектов экономики и материальных ценностей при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время .

К общим задачам материально-технического обеспечения при режиме чрезвычайной ситуации относятся:

Приведение в готовность сил и средств материально-технического обеспечения

Организация и осуществление своевременного и полного обеспечения сил и средств РСЧС, участвующих в ликвидации ЧС специальной техникой и имуществом, материально-техническими средствами;

Обеспечение питанием и предметами первой необходимости пострадавшего населения и формирований, ликвидирующих последствия ЧС.

К материально-техническим средствам относятся:

Инженерная и автомобильная техника;

Средства медицинской защиты и медикаменты;

Средства связи и оповещения;

Горюче-смазочные материалы;

Одежда, белье и обувь, промышленные товары;

Продовольствие и продовольственные товары;

Ремонтные материалы и запасные части.

Для обеспечения сил и средств РСЧС и мероприятий по защите населения и территорий от ЧС исполняются материально-технические средства всех уровней: федеральный, региональный и местного самоуправления.

Планирование и осуществление мероприятий по материально-техническому обеспечению сил и средств ГЗ, а также пострадавшего населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по МТО сил и средств РСЧС определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся ресурсов материально-технических средств. Особенность аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне химического заражения имеет свои специфические особенности обеспечения безопасности личного состава.

Таким образом, в разделе произведен анализ аварийности объекта Южного городского водозабора, рассмотрены особенности технологического процессы хранения жидкого хлора, выявлены причины и условия возникновения аварий. Рассмотрена необходимая информация для разработки сценария развития аварии в разделе 2.

Для организации жизнеобеспечения населения в условиях ЧС и организации работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий создаются Государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям -- ГКЧС. ГКЧС действуют при Кабинете Министров Украины, в областях, городах, регионах, как на постоянной основе, так и в случае возникновения ЧС. В их функции входит обеспечение постоянной готовности к действиям аварийно-спасательных служб, контроль над разработкой и реализацией мероприятий по предупреждению возможных аварий и катастроф. Все задачи по ликвидации ЧС выполняются поочередно в максимально сжатые сроки.

Прежде всего, решаются задачи в отношении срочной защиты населения, предотвращения развития или уменьшения влияния чрезвычайной ситуации и задачи подготовки и выполнения спасательных и других неотложных работ.

Организация жизнеобеспечения населения в условиях ЧС -- это комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание нормальных условий жизни, здоровья и трудоспособности людей. Этот комплекс включает:

  • § управление деятельностью рабочих и служащих, всего населения при угрозе и возникновении ЧС;
  • § защита населения и территорий от последствий аварий, катастроф, стихийного бедствия;
  • § обеспечение населения питьевой водой, продовольственными товарами и предметами первой необходимости;
  • § защита продовольствия, пищевого сырья, фуража, источников воды от радиационного, химического и биологического заражения (загрязнения);
  • § обеспечение жильем и трудоустройство;
  • § коммунально-бытовое обслуживание;
  • § медицинское обслуживание;
  • § обучение населения методам защиты и действиям в условиях ЧС;
  • § разработку и своевременное введение режимов деятельности в условиях радиационного, химического и биологического заражения;
  • § санитарную обработку;
  • § обеззараживание территорий, сооружений, транспортных средств, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции;
  • § подготовку сил и средств для проведения спасательных и других неотложных работ в районах бедствия и очагах поражения;
  • § обеспечение населения информацией о характере и уровне опасности, правилах поведения;
  • § нравственно-психологическую подготовку и мероприятия по поддержанию высокой психологической стойкости людей в экстремальных условиях;
  • § мероприятия, направленные на предупреждение, предотвращение или послабление неблагоприятных для людей экологических последствий ЧС и другие мероприятия.

Все эти мероприятия организовывают государственная исполнительная власть, органы управления гражданской обороны при четком согласовании между собой действий, которые предпринимаются. Руководители предприятий, учреждений и организаций являются непосредственными исполнителями этих мероприятий. Мероприятия разрабатываются заблаговременно, отображаются в планах гражданской обороны и выполняются в период угрозы и после возникновения ЧС.

С целью недопущения гибели людей, обеспечения их нормальной жизнедеятельности в условиях ЧС, прежде всего, должно быть проведено оповещение населения о возможной угрозе, а если необходимо, организовано эвакуацию. Оповещение населения осуществляется всеми возможными способами: через телевидение, радиосеть, радиотрансляционную проводную сеть, специальными сигналами (гудками, сиренами). Предполагается специальная схема уведомления должностных лиц и лиц, задействованных в системе гражданской обороны.

Эвакуация -- это организованный вывод или вывоз населения из опасных зон. Непосредственно эвакуацией занимается штаб гражданской обороны, все организационные вопросы решают эвакуационные комиссии. Эвакуация начинается после принятия решения начальником штаба гражданской обороны, чрезвычайной комиссией или органами власти. Эвакуация работающего населения осуществляется по производственному принципу, а населения, которое не связано с производством, по территориальному принципу через домоуправления, ЖЭУ, ЖЭКи и т.п. Дети эвакуируются вместе с родителями, но возможен их вывоз вместе со школами, детсадами.

Жизнеобеспечения населения


  1. Первоочередное ЖОН при возникновении ЧС является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющее уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.

  2. Подготовка территории к первоочередному ЖОН осуществляется на основании постановления (решения) главы администрации субъекта Российской Федерации или постановления (закона) его законодательного органа. Ответственным за организацию подготовительных работ по этой задаче являются органы управления по делам ГО и ЧС при органах исполнительной власти. Органом управления в ЧС является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОБП) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Глава органа исполнительной власти является председателем этой комиссии.
КЧСиОБП каждого субъекта Российской Федерации состоит из подкомиссий, решающих задачи защиты населения и территорий и ликвидации ЧС на основании положения о ней, утверждаемого главой администрации - председателем комиссии.

В связи со сложностью организации первоочередного ЖОН и многогранностью задач, целесообразно в составе КЧСиОБП субъектов Российской Федерации иметь специальную подкомиссию по решению этих задач, особенно в сейсмоопасных регионах и в субъектах Российской Федерации, на территории которых имеются потенциально опасные объекты, аварии на которых могут привести к крупномасштабным ЧС.


  1. Основными силами и средствами при решении задач по первоочередному ЖОН ЧС являются специально выделенные и подготовленные органы управления, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), ответственных за организацию ЖОН и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

  2. Организационной основой решения задач первоочередного ЖОН ЧС являются планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных аварий на население и

систему жизнеобеспечения


  1. ЧС природного и техногенного характера подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размеров материального ущерба, а также границ зон распространения ЧС.
Независимо от типа ЧС природного и техногенного характера последствия их проявления приводят к формированию следующих зон: зона массовых (физических) разрушений (ЗМР), зона радиоактивного загрязнения (ЗРЗ), зона химического заражения (3X3), зона массовых пожаров (ЗМП), зона катастрофического затопления (ЗКЗ), зона бактериологического заражения (ЗБЗ).

  1. Внезапность возникновения ЧС природного характера, особенно землетрясений, и техногенных аварий и катастроф, отсутствие методов и способов краткосрочного прогнозирования времени их возникновения, масштабность охватываемой ими территории,
вероятность массового поражения населения требуют высокой подготовленности всех звеньев РСЧС и, прежде всего, территориальных ее подсистем, к ликвидации их последствий и организации первоочередного ЖОН .

Основные показатели, характеризующие влияние на население наиболее опасных для него стихийных бедствий и техногенных аварий, приведены в табл. 2.1.


  1. При возникновении на территории субъекта Российской Федерации локальных, муниципальных, межмуниципальных, региональных, межрегиональных и федеральных ЧС организация первоочередного ЖОН осуществляется за счет собственных ресурсов.
При ЧС регионального, межрегионального и федерального характера расходы на проведение мероприятий по первоочередному ЖОН, в первую очередь, осуществляются за счет ресурсов субъекта Российской Федерации, а при их недостаточности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в Правительство Российской Федерации за оказанием федеральной помощи.

  1. Органы исполнительной власти всех уровней и органы управления по делам ГО и ЧС при них при выборе и планировании мероприятий по организации первоочередного ЖОН должны учитывать данные, приведенные в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные показатели, характеризующие опасные для населения стихийные бедствия и техногенные аварии

Основные показатели

Источник возникновения чрезвычайной ситуации

Катастрофи ческие землетрясения

Крупные аварии

на химически опасных объектах



Аварии на радиационно опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу

Наводнения

Возможность надежного прогнозирования начала событий

Нет

Нет

Нет

Есть

Возможная площадь зоны ЧС, кв.км.

Тысячи

Десятки

Десятки тысяч

Сотни

Возможная численность населения в зоне ЧС, чел.

Десятки и сотни тысяч

Десятки и сотни тысяч

Сотни тысяч или даже миллионы

Десятки и сотни тысяч

Возможные потери населения, чел.

Массовые потери населения

От нескольких десятков до нескольких тысяч

От нескольких сотен до десятков тысяч

Десятки - сотни

Социальный ущерб населению



Нет

Потери жилья, личного имущества, рабочих мест

Потери жилья, личного имущества

Возможное состояние системы

жизнеобеспечения



Разрушение и повреждение практически всех

подсистем жизнеобеспечения



Сохраняются, кратковременная невозможность использования

Сохраняются. В зоне сильного загрязнения не могут использоваться длительное время

Частичное повреждение отдельных подсистем

Продолжительность периода первичного жизнеобеспечения

До 30 суток в зоне ЧС

До 3 суток в местах временного отселения

До 30-40 суток в местах эвакуации

По статистическим данным региона

Основные мероприятия и виды жизнеобеспечения населения, снижающие его потери в ЧС

Все виды ЖОН.

В первые дни приоритетными должны быть медицинское обеспечение и обеспечение водой



Экстренная эвакуация. Обеспечение медицинское и водой.

В местах сосредоточения отселенного населения все виды ЖОН



Экстренная эвакуация. Медицинское обеспечение и обеспечение водой.

На всех этапах эвакуации все виды ЖОН



Заблаговременная эвакуация. Обеспечение населения временным жильем.


2.2. Влияние фактора времени на потери населения в чрезвычайных ситуациях
2.2.1. Эффективность спасательных работ и проведения мероприятий по первоочередному ЖОН при возникновении ЧС, особенно, вызванных землетрясениями, крупными авариями на химически и радиационно опасных объектах, зависит от времени начала их проведения, их продолжительности и выбора наиболее оптимальных решений и мероприятий.

При планировании мероприятий по спасению и первоочередному ЖОН необходимо учитывать данные о возможных летальных исходах в зонах чрезвычайных ситуаций в зависимости от времени их реализации (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Возможные объемы летальных исходов в зонах ЧС в зависимости от времени

задержки мероприятий


Мероприятия

Объемы летальных исходов (%)

в зависимости от времени их задержки (час)



20

40

60

80

100

Извлечение людей из-под завалов зданий после землетрясений

10,5

25,0

43,0

67,0

96,0

Оказание медицинской помощи пораженным

при землетрясениях.

Структура потерь:

40% - легкая степень поражения;

20% - средней тяжести;

20% - тяжелой степени;

20% - крайне тяжелой степени


2,0

12,0

Обеспечение водой для питья

7,2

18,8

32,4

50,0

72,0

Обеспечение продуктами питания

24,0

62,0

115,0

168,0

240,0

Оказание медицинской помощи при тяжелых отравлениях АХОВ

0,7

1,8

2,7

4,4

7,0

Примечание : приведенные в табл. 2.2 цифры соответствуют благоприятным погодным условиям. Высокая температура и низкая влажность воздуха могут сократить время выживания людей при отсутствии воды, а при низкой температуре воздуха резко сокращается время выживания людей, находящихся в завалах, и людей, лишенных крова и тепла. В таблице дано время обеспечения водой пострадавшего населения для питья. При планировании мероприятий необходимо учитывать, что водой должны быть обеспечены спасатели и медицинские формирования, оказывающие медицинскую помощь пораженным при землетрясениях, аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и радиоактивными веществами. Решающую роль в спасении жизни людей, как ни при каких других чрезвычайных ситуациях, играет фактор времени при воздействии на них АХОВ. Обеспечить в короткое время медицинскую помощь пораженным АХОВ при крупных авариях на химически опасных объектах даже при условии достаточной оснащенности и профессиональной подготовке личного состава медицинских токсикологических бригад и бригад скорой медицинской помощи не представляется возможным. Поэтому самым радикальным мероприятием, обеспечивающим сохранение жизни и здоровья населения, проживающего вблизи химически опасных объектов является экстренная его эвакуация из опасных зон при крупных авариях на них.


2.2.2. Своевременность предоставления жизнеобеспечивающей продукции и услуг пострадавшему населению в зоне ЧС достигается установлением и отработкой временных нормативов, таких как интервал времени от момента свершения до момента подачи сигналов оповещения населения, времени приведения в готовность и прибытия в зону ЧС соответствующих сил и средств РСЧС.

Нормативы времени организации первоочередного ЖОН в зоне ЧС должны быть сопоставимы с нормативами времени начала ведения спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи.

Данные нормативы разрабатываются территориальными органами управления РСЧС с учетом данных, приведенных в табл. 2.2, типов и масштабов ЧС и природно-климатических условий субъектов Российской Федерации.

Отработка местных временных нормативов позволит сохранить жизнь и здоровье населению и существенно уменьшить объемы мероприятий по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и затраты на их проведение.

Примечание. Правительством Российской Федерации приняты постановления от 1 марта 1993 г. № 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" и № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". В этих документах приведены нормативы по расстояниям, охватываемым этими системами.

Для радиационноопасных объектов радиус действия локальной системы оповещения должен составлять 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта), а для химически опасных - 2,5 км. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вплоть до городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты, возложена ответственность за оповещение остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного загрязнения или химического заражения, а также определены их права и обязанности по использованию для этого действующих местных радиовещательных и телевизионных станций. Но и в этих документах нет нормативов времени от момента аварии до момента подачи сигналов оповещения. Для установленных указанным выше постановлением радиусов оповещения радиоактивное или химическое облако или шлейф достигнут дальних границ этих зон при скорости ветра 5-7 м/с за 12-16 минут или за 6-8 минут, соответственно. Надо учитывать, что на таких небольших расстояниях облако или шлейф не размываются воздушными потоками и концентрация опасных веществ в них может быть очень высокой. Контроль за выполнением этих постановлений и установка автоматизированных систем оповещения персонала и населения на потенциально опасных объектах, независимых от человека и исключающих влияние на нее субъективных факторов (ожидание команды "сверху", некомпетентность персонала, обслуживающего систему сигнализации и оповещения, и т.п.) являются необходимыми условиями обеспечения безопасности населения.
3. ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
3.1. Исходные данные для организации первоочередного жизнеобеспечения населения
3.1.1. Исходными данными для организации первоочередного ЖОН в случае возникновения на территории ЧС являются:

прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;

прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате этих стихийных бедствий или аварий (состав пострадавшего населения по возрасту и полу, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских организациях населенных пунктов);

прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения; потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения ЧС;

продолжительность периода первоочередного ЖОН при различных источниках возникновения ЧС.


  1. Прогнозы обстановки на территории, ожидаемой численности пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, о возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатываются органами управления по делам ГО и ЧС по имеющимся у них методическим документам. К разработке прогнозов могут быть привлечены специалисты инженерной инфраструктуры, потенциально опасных объектов и соответствующих отраслевых научно-исследовательских учреждений.
Подготовленные органами управления по делам ГО и ЧС прогнозные данные передаются руководителям служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих служб .

  1. Оценка потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по необходимой численности своих специалистов для организации жизнеобеспечения, количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспечению в период эксплуатации, суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне ЧС и в последующие дни.

  2. Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного ЖОН.
В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжительности периода жизнеобеспечения:

в зоне ЧС после землетрясения - до 30 суток;

в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте - до 3 суток;

в приемных эвакуационных пунктах после аварии на радиационно опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) - до 3-10 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации);

в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях - по среднестатистическим многолетним данным для данной местности.


  1. При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после стихийного бедствия, до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи, для его обеспечения представится возможность использовать только сухие пайки, консервированные и другие продукты, не требующие тепловой обработки. Хлеб потребуется доставлять из соседних населенных пунктов любым видом транспорта. Следует учитывать необходимость поставки в зону ЧС для грудных детей и детей до 3 лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных - специального пи­тания до их срочной эвакуации из зоны ЧС. При определении необходимых пострадавшему населению объемов хлеба, мяса, рыбопродуктов, картофеля, овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли, следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или сборными пайками. Нормы обеспечения продуктами питания даны в таблицах п. 1.1, п. 1.2 и п. 1.5 приложения № 1.

  2. Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд этого населения (табл. п. 1.11 приложения № 1) с учетом потребностей в воде пораженных при оказании им медицинской помощи и при их лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях.

  3. Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении опасными химическими веществами.
Перечень предметов первой необходимости, номенклатура и рекомендуемые размеры одежды и обуви и нормы обеспечения ими приведены в таблицах п. 1.7- п. 1.10 приложения №1.

  1. Потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, топливе, освещении) определяются в соответствии с нормами для условий ЧС (таблица п. 1.12 приложения № 1).

  2. Потребности во временном жилье, в основном в палатках, сборных юртах, сборных домиках, оцениваются по численности населения, оставшегося без крова в зоне ЧС, вызванной землетрясением или отселенного из опасных зон радиоактивного загрязнения или химического заражения в сборные эвакуационные пункты при дефиците жилья в населенных пунктах , в которых концентрируется пострадавшее население. Нормы обеспечения временным жильем даны в таблице п. 1.12 приложения № 1.

  3. Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) определяется с учетом данных о прогнозируемой структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимости от времени задержки оказания им медицинской помощи. Потребность в комплектах индивидуальных медицинских гражданской защиты и лекарственных препаратах для их пополнения определяется по численности пострадавшего населения и продолжительности проведения профилактики (предупреждения или снижения тяжести последствий) поражений в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения). Потребность в медицинском имуществе, особенно в лекарственных средствах, определяется по численности и ожидаемой структуре санитарных потерь и нормам, установленным Минздравом России для ЧС. Особое внимание должно быть уделено обеспечению медицинских формирований Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), оказывающих медицинскую помощь пострадавшим вне медицинской организации, получившим механические травмы при землетрясениях, - антибиотиками, противошоковыми средствами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравления - средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими, кислородом и водой.
Для остального пострадавшего населения потребность в специалистах и медицинском имуществе для оказания первичной медико-санитарной помощи определяется нормами, установленными Минздравом России с учетом психологического состояния населения в условиях ЧС, особенно вызванных землетрясениями и авариями на радиационно опасных объектах.

Санитарно-эпидемиологическая служба должна быть обеспечена необходимыми методиками и средствами для контроля качества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий ЧС в соответствии с нормами , установленными Роспотребнадзором.


  1. После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного ЖОН органами управления по делам ГО и ЧС оцениваются суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав формирований, команд для организации первоочередного ЖОН.
Кроме того, должны быть учтены потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава служб жизнеобеспечения, а также личного состава спасательных служб, формирований, аварийных бригад, привлекаемых к аварийно-восстановительным работам, комендантской службы по охране общественного порядка и охране сосредотачиваемых в зоне ЧС материальных ресурсов. Потребности этих категорий участников ликвидации последствий ЧС определяется по их суммарной численности и нормам обеспечения (таблицы п. 1.1, п. 1.4. приложения № 1).

Результаты расчетов учитываются службами по каждому виду жизнеобеспечения для оценки общей потребности в их продукции или услугах.


  1. Все полученные данные по результатам расчетов (п.п. 3.1.4 - 3.1.11) сводятся службами по каждому виду жизнеобеспечения в таблицы (табл. п.2.2 - п.2.4 приложения № 2). Один экземпляр таблиц представляется органу управления по делам ГО и ЧС для обобщения, анализа и разработки сводной ведомости потребностей пострадавшего населения и участников ликвидации последствий ЧС в материальных ресурсах, услугах и технических средствах.

  2. Привлекаемые для ликвидации последствий ЧС спасательные воинские формирования МЧС России, воинские части и подразделения Минобороны России должны быть на автономном обеспечении.

3.2. Оценка возможностей территории по первоочередному жизнеобеспечению населения


  1. Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения в случае возникновения на его территории ЧС и потребностей личного состава спасательных служб (отрядов, групп, команд, невоенизированных формирований, бригад), участвующих в ликвидации последствий этой ситуации, оцениваются:
по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;

по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях каждого населенного пункта этого субъекта, при этом особое внимание должно быть обращено на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки, для снабжения населения в первые 3 суток после возникновения ЧС;

по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в чрезвычайной ситуации;

по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения; по численности пострадавшего в ЧС населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из зоны ЧС;

по наличию и возможностям стационарных медицинских организаций в населенных пунктах субъекта Российской Федерации для приема пораженных из зоны ЧС;

по транспорту для всех видов транспортной работы (доставка в зону ЧС воды , продуктов питания, личного состава бригад, служб и формирований, топлива и ГСМ, палаток, юрт сборных и контейнерных домиков, технических средств жизнеобеспечения, эвакуации пострадавшего населения и т.п.);

по средствам для проведения разведки в зоне ЧС (самолетам, вертолетам, автотранспорту), специалистам и их оснащенности соответствующей аппаратурой и приборами для оценки радиационной и химической обстановки;

по специалистам и средствам контроля за качеством воды, пищи и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне ЧС или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.


  1. Оценка возможностей субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения проводится руководителями служб каждого вида ЖОН и их специалистами. Полученные данные сводятся в таблицы (табл. п.2.5 приложения № 2). Один экземпляр таблиц передается органу управления по делам ГО и ЧС для обобщения за субъект в целом (табл. п.2.6 приложения № 2).
3.2.3. При заблаговременной оценке возможностей субъекта Российской Федерации следует исключать запасы различных материальных средств и их производство, а также сил и технических средств в населенных пунктах, которые могут попасть в зону ЧС. Возможность использования этих ресурсов уточняется данными разведки при возникновении ЧС.
3.3. Оценка подготовленности территории к решению задач

по первоочередному жизнеобеспечению населения


  1. Оценка степени (уровня) подготовленности субъекта Российской Федерации к первоочередному ЖОН осуществляется по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.
Показатели подготовленности могут быть выражены в относительных (отношение возможностей к потребностям) или в натуральных величинах (разность между возможностями и потребностями). Если относительный показатель подготовленности по какой-либо позиции материальных средств или услуг меньше единицы, то по этой позиции субъект Российской Федерации не подготовлен. Если разность отрицательная, она означает дефицит в этом материальном средстве или услуге, в технических средствах или специалистах, который должен быть ликвидирован в процессе подготовки территории к первоочередному ЖОН в ЧС.

Результаты расчетов по подготовленности субъекта РФ по каждому виду жизнеобеспечения заносятся в таблицы (табл. п.2.6 приложения № 2).


  1. Основным показателем подготовленности органов управления является время, в течение которого руководитель (лицо, принимающее решение) сможет организовать работы по спасению, эвакуации населения из зон бедствия, оказанию медицинской помощи и снабжению населения продукцией и услугами жизнеобеспечения.
Промежуток времени, в течение которого руководителю необходимо будет принимать решения на организацию перечисленных мероприятий, включает следующие составляющие:

время на проведение разведки (инженерной, радиационной, химической, тыловой, медицинской) и оценки обстановки в зоне ЧС;

время на уяснение задач и выработку решений на проведение мероприятий по спасению , эвакуации и организации жизнеобеспечения населения в зоне ЧС;

время на выдвижение и развертывание соответствующих сил и средств для организации аварийно-спасательных работ, эвакуации, оказания медицинской помощи и снабжения пострадавшего населения в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в районах временного отселения.

Отсчет этого периода производится от момента получения руководителем информации о возникновении ЧС (табл. 3.1).

Задача органов управления в этом случае заключается в снижении числа летальных исходов за счет сокращения времени на организацию перечисленных мероприятий по спасению людей и в организации всех видов их жизнеобеспечения.


  1. Оценка подготовленности к проведению первоочередных аварийно- восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения в зонах бедствия заключается в оценке наличия необходимых сил и запасов материально-технических ресурсов. Перечень первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения населения в зонах ЧС, их объемы, необходимые силы и средства определяются на основании прогноза о масштабах и границах зон чрезвычайных ситуаций (землетрясений, наводнений и других ЧС, при возникновении которых могут быть разрушены здания, сооружения и инженерные сети).
На основании этой информации определяется ущерб предприятиям и объектам систем жизнеобеспечения (полное или частичное разрушение зданий, сооружений и оборудования, систем и объектов инженерной инфраструктуры: линий электропередачи и связи, водопроводов, канализации, теплосетей, газопроводов и т.д.). Определение объема разрушений, сил и средств для проведения первоочередных ремонтно-восстановительных работ осуществляется на основании имеющихся методик, нормативов (СНиП) по укрупненным показателям стоимости ремонтно-восстановительных работ.

Таблица 3.1
Временные характеристики действий органов управления в зоне

чрезвычайной ситуации


Этапы действий органов управления

Временные характеристики этапов

начало (дата, часы, минуты)

окончание (дата, часы, минуты)

продолжительность (часы, мин.)

1. Возникновение ЧС

to

-

-

2. Получение сигнала о возникновении ЧС

tl

t2

t2-tl

3. Оценка обстановки в зоне ЧС

t2

t3

t3-t2

4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) по оказанию медицинской помощи и ЖОН (оповещение, сбор, время в пути, развертывание и ведение спасательных работ, оказание медицинской помощи и др.)

t3

и

U -t3

5. Эвакуация населения

t3

t5

t5 - t3

6. Окончание АСДНР в зоне ЧС

t3

t6

t6- t3

7.Суммарная продолжительность периода организации и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС

t6-to

Примечание: Время окончания АСДНР в зоне ЧС (t6) может совпадать либо со временем t4 , либо со временем ts.
3.4. Выбор и планирование мероприятий по первоочередному

жизнеобеспечению населения


  1. При выборе мероприятий, т.е. конкретных путей, методов, способов решения проблемы первоочередного ЖОН в зоне ЧС, в местах временного отселения или размещения эвакуированного населения, следует руководствоваться основными принципами и требованиями, изложенными в пп. 1.2 и 1.3.

  2. Оптимальность (экономическая целесообразность, эффективность) тех или иных мероприятий по организации первоочередного ЖОН зависит от целого ряда факторов:
источника возникновения ЧС и от прогнозируемых масштабов воздействия на население этого источника;

удаленности зоны ЧС от других населенных пунктов, в которых сосредоточены основные силы и материальные ресурсы, необходимые для решения этой задачи; численности и состояния пострадавшего в ЧС населения; развития и состояния дорожной сети; наличия железных дорог в зоне ЧС; наличия водоисточников в зоне ЧС и вблизи ее;

развитости инженерной и социальной инфраструктур населенных пунктов, в которые планируется эвакуировать пострадавшее население;

наличия зданий для временного жилья, запасов и объемов производства продукции жизнеобеспечения в этих населенных пунктах.

3.4.3. Конкретные мероприятия по каждому виду жизнеобеспечения разрабатываются руководителями и специалистами этих служб в соответствии с положениями об этих службах, ведомственными инструкциями, рекомендациями, руководствами и другими нормативными документами, регламентирующими задачи служб при ЧС, вызванных различными источниками их возникновения.

При выборе мероприятий по каждому виду жизнеобеспечения следует рассматривать возможные варианты решения задач с учетом факторов, перечисленных в п. 3.4.2 и фактора времени (п. 2.2, табл. 2.2) и принимать наиболее оптимальный. Так, обеспечение населения, пострадавшего при землетрясении, хлебом можно осуществлять путем доставки его в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения из соседних населенных пунктов автомобильным или железнодорожным транспортом или выпекать его в зоне ЧС, доставив в нее полевые армейские пекарни и поставлять для выпечки хлеба муку, дрожжи, соль, воду, топливо в течение всего периода жизнеобеспечения.

Мероприятия должны содержать:

перечень решаемых задач по каждому виду жизнеобеспечения пострадавшего населения каждым подразделением невоенизированных формирований (бригад, отрядов, групп), численный состав этих подразделений;

перечень необходимых мобильных технических средств и материальных ресурсов, какой организацией, предприятием или учреждением и из какого населенного пункта они выделяются;

время выдвижения и прибытия этих сил, средств и материальных ресурсов к месту назначения;

должности и фамилии ответственных за исполнение лиц и их местонахождение при введении на территории чрезвычайного положения.

По каждому виду ЖОН должны быть разработаны мероприятия и графики ежесуточных поставок необходимых средств и материальных ресурсов для населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.

С максимальной детальностью разрабатывается перечень мероприятий на первые двое- трое суток после возникновения ЧС.

В чрезвычайных ситуациях, вызванных землетрясениями, авариями на химически и радиационно опасных объектах, должны быть предусмотрены мероприятия по доставке воды автоцистернами и малыми емкостями (канистрами, флягами, бачками) одновременно с при­бытием в зону ЧС спасательных и медицинских формирований.

Разработанные службами всех видов жизнеобеспечения мероприятия с указанием времени их реализации являются основой для разработки планов действий этих служб при введении на территории чрезвычайного положения.

Планы мероприятий каждой службы должны разрабатываться с учетом вероятности возникновения ЧС в каком-либо населенном пункте, на территории которого имеются потенциально опасные объекты, или вероятности катастрофического землетрясения в каком- либо одном или нескольких населенных пунктах субъекта Российской Федерации, т.е. планы должны быть многовариантными.

Время введения чрезвычайного положения «Ч» является точкой отсчета реализации всех последующих мероприятий. Конкретные даты и часы проведения мероприятий проставляются руководителями служб при получении команды о введении чрезвычайного положения.

Разработанные службами всех видов жизнеобеспечения планы мероприятий передаются органу управления по делам ГО и ЧС для разработки общего плана организации первоочередного ЖОН в ЧС.

Перечень необходимых мероприятий по каждому виду первоочередного ЖОН в ЧС, вызванных землетрясениями, наводнениями и авариями на химически и радиационно опасных объектах приведен в приложении № 3.

3.4.4. План организации первоочередного ЖОН в ЧС разрабатывается органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации.

Органы управления по делам ГО и ЧС проводят работу по согласованию действий всех служб видов жизнеобеспечения по времени, обобщают данные по объемам перевозок сил, материальных и технических средств этих служб, проводят расчеты по суточным и общим потребностям всех служб в электроэнергии, топливе, ГСМ, других материальных ресурсах и затратах финансовых средств на все эти мероприятия. Кроме того, в план организации жизнеобеспечения населения органами управления по делам ГО и ЧС должны быть включены следующие мероприятия.

Первоочередное жизнеобеспечение населения, представляет собой совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами ГО мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья населения, пострадавшего при военных конфликтах, а также при ЧС, по нормам и нормативам, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

К населению, пострадавшему при военных конфликтах, а также при ЧС (далее – пострадавшее население), относится население, подвергшееся воздействию либо непосредственно при ведении боевых действий, либо вследствие этих действий от вторичных факторов поражения, а также население, эвакуируемое в безопасные районы.

К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся: медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортом и информационное обеспечение.

Организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Подготовка территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения проводится заблаговременно, исходя из экономических возможностей, природных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения, которая может возникнуть при военных конфликтах, а также при ЧС.

В соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804) основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением пострадавшего населения, являются:

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки.

Федеральные органы исполнительной власти и организации участвуют в первоочередном обеспечении пострадавшего населения в части касающейся.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, отнесенных к группам по ГО, осуществляется на основании соответствующих планов по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения в муниципальных образованиях, на территорию которых осуществляется эвакуация населения, осуществляется на основании планов по приему, размещению и первоочередному жизнеобеспечению эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в безопасных районах, оформляемых в виде приложений к планам ГО и защиты населения.

На основании указанных планов соответствующие руководители ГО готовят решения, в котором определяются: перечень муниципальных образований, которые должны организовать мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, на территории соответствующих муниципальных образований; общий порядок создания сил ГО для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения; общий порядок создания необходимых запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Мероприятия по проведению первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения разрабатываются по каждому виду обеспечения и планируются с учетом прогнозируемых масштабов воздействия современных средств поражения на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также прогнозируемой численности пострадавшего населения.

Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае возникновения на территории очагов поражения являются:

параметры оценки обстановки, которая может сложиться на территории в результате нанесения ракетно-бомбовых ударов, разрушения потенциально опасных объектов, которые сопровождаются пожарами, взрывами, наводнениями за счет прорыва гидротехнических сооружений, залповыми выбросами радиоактивных или химически опасных веществ;

прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате воздействия этих поражающих факторов (его половозрастной состав, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях населенных пунктов);

прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных и безвозвратных потерь населения:

потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения;

продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения при различных источниках возникновения очагов поражения.

Медицинское обеспечение пострадавшего населения предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение санитарных и безвозвратных потерь среди населения;

своевременное оказание медицинской помощи и лечение пострадавших;

проведение противоэпидемических мероприятий по недопущению воздействия и распространения инфекционных заболеваний;

проведение санитарно-эпидемиологического наблюдения и лабораторного контроля зараженности продовольствия и воды;

осуществление санитарно-гигиенического контроля внешней среды, водоисточников и питания;

проведение комплекса медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воздействия на население поражающих факторов от заражения (загрязнения) территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели животных;

проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

дополнительное развертывание лечебной базы с учетом возможностей использования административных и других зданий под лечебные учреждения;

организация снабжения больниц, госпиталей и других медицинских учреждений для обеспечения их деятельности.

Обеспечение пострадавшего населения жильем предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение численности населения, лишившегося жилья (потерявшего жилую площадь);

проведение инвентаризации сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда с целью определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

размещение населения, оставшегося без жилья, в зданиях и сооружениях, находящихся на балансе субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, пригодных для проживания;

развертывание при необходимости пунктов временного размещения (передвижных и сборных домов, палаток и др.), в том числе с учетом их доставки из непострадавших муниципальных образований.

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение состояния сохранившихся мощностей по производству продуктов питания;

оценка имеющихся запасов продовольствия;

поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших муниципальных образований;

создание временных баз и складов для хранения продуктов и развертывание временных пунктов питания с использованием подвижных хлебопекарен, кухонь, водоочистных и других мобильных технических средств;

определение порядка обеспечения пострадавшего населения продуктами питания (по спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

закрепление пострадавшего населения за организациями общественного питания;

подготовка сети общественного питания к функционированию в условиях заражения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля качества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения);

принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (зараженных) продуктов питания и пищевого сырья.

Обеспечение пострадавшего населения водой предусматривает проведение следующих мероприятий:

проведение оценки состояния магистральных водопроводов и возможности их восстановления;

определение наличия и состояния артезианских скважин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных скважин;

определение дополнительных мест забора воды для обеспечения деятельности пунктов питания, медпунктов, пунктов обогрева и технических нужд;

определение возможностей внешнего водоснабжения и обеспечение доставки воды емкостями на передвижных средствах;

определение потребности в опреснителях, очистных установках, препаратах для обеззараживания воды.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение потребного количества и перечня предметов первой необходимости;

установление возможности обеспечения пострадавшего населения за счет собственных резервов;

организация сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов;

определение порядка и мест выдачи предметов первой необходимости, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения;

определение объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспределения собственных возможностей с использованием возможностей других муниципальных образований;

определение объема, средств и путей доставки недостающих предметов первой необходимости, отправкой соответствующих запросов.

Коммунально-бытовое обеспечение пострадавшего населения предусматривает проведение следующих мероприятий:

обеспечение бесперебойной работы систем жизнеобеспечения (энерго-, тепло-, водоснабжения, водозаборов, водоочистных сооружений и др.);

обеспечение необходимыми топливно-энергетическими ресурсами (теплом, горячей водой, газом, электроэнергией), и объектами социальной инфраструктуры (банями, душевыми, прачечными, туалетами и др.);

создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов и консервантов;

подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

создание и использование при необходимости запасов быстро развертываемых резервуаров и сборно-разборных трубопроводов;

организация доставки воды для покрытия дефицита в ней и распределение ее среди населения.

Транспортное обеспечение пострадавшего населения предусматривает проведение следующих мероприятий:

организация доставки ресурсов жизнеобеспечения;

транспортное обслуживание лечебно-эвакуационных мероприятий;

перевозка пострадавшего населения в безопасные районы;

участие в санитарной обработке территорий и перевозке трупов людей и животных к местам захоронения.

Предоставление информационно-психологической поддержки пострадавшему населению предусматривает проведение следующих мероприятий:

информирование населения о сложившейся обстановке и порядке действий;

определение морального и психологического состояния пострадавшего населения и оказание ему необходимых услуг;

развертывание информационных пунктов в местах выдачи населению продуктов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных услуг;

создание информационно-справочных служб для информирования людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых.

Для непосредственного выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, создаются и поддерживаются в состоянии готовности соответствующие силы ГО, которые относятся к нештатным формированиям по обеспечению выполнения мероприятий по ГО.

Формирования оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах.

Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам ГО организаций и планам ГО и защиты населения соответствующей территории.

Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения:

ведут реестры организаций, создающих формирования;

организуют подготовку формирований.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет формирований;

организуют подготовку формирований;

осуществляют общее руководство деятельностью формирований.

Организации, создающие формирования:

разрабатывают штаты и табели оснащения специальной техникой и имуществом формирований;

укомплектовывают формирования личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом;

осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований;

поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности к выполнению задач в соответствии с планами ГО организаций и планами ГО и защиты населения соответствующей территории.

При отсутствии в федеральном органе исполнительной власти подразделений или подведомственных организаций, на базе которых могут создаваться нештатные формирования для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей, руководитель федерального органа исполнительной власти заключает соглашения с соответствующими организациями по предоставлению необходимых услуг. Аналогичный порядок распространяется на организации, отнесенные к категориям по ГО.

Организации, не отнесенные к категориям по ГО, собственных планов не разрабатывают и запасы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств не создают. Первоочередное жизнеобеспечение работников данных организаций предусматривается планами ГО и защиты населения соответствующих муниципальных образований. Работники данных организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО, участвуют в планировании мероприятий по ГО муниципальных образований, в части касающейся.

Медицинские формирования, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе медицинских, лечебно-профилактических, оздоровительных учреждений, предприятий и учреждений, осуществляющих хранение и обеспечение лекарственными средствами и медицинским имуществом населения и других медицинских учреждений.

Формирования обеспечения питанием и предметами первой необходимости, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе организаций, производящих, осуществляющих хранение и обеспечение населения продуктами питания, пищевым сырьем, вещевым имуществом и предметами первой необходимости.

Коммунально-бытовые формирования, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе организаций, ведающих вопросами коммунально-энергетического и бытового обеспечения населения, осуществляющих строительство и ремонт коммунально-энергетических сетей, имеющих продукцию и материально-технические средства для ремонта и обслуживания коммунально-энергетических сетей, а также организаций, оказывающих населению ритуальные услуги.

Транспортные формирования, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе автотранспортных, авторемонтных, дорожно-строительных организаций, организаций общественного транспорта, обеспечения ГСМ и других организаций.

Формирования информационно-психологической поддержки, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе организаций средств массовой информации и организаций, оказывающих психологическую помощь населению.

Структура, состав, порядок применения соответствующих формирований определяются положениями о них, утверждаемых создающими их руководителями ГО и согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление ГО, в случае их участия в выполнении задач планов ГО и защиты населения соответствующих территорий.

В целях обеспечения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации, создаются необходимые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Запасы, используемые для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, включают:

продовольственные средства – крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты;

медицинские средства – лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения;

запасы иных средств – вещевое имущество, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные и финансовые ресурсы, накопленные для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Удовлетворение первоочередных потребностей пострадавшего населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг должно предусматривать нормированное обеспечение его водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости, а также предоставление ему услуг по информационному, медицинскому и санитарно-эпидемиологическому, транспортному и коммунально-бытовому обеспечению.

Объемы мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению определяются соответствующими органами управления ГО с учетом установленных норм и нормативов.

Суточные потребности в воде оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для их различных нужд, с учетом дополнительных потребностей в воде, необходимой для организации медицинского и других видов обеспечения.

При определении объемов поставки (производства) пострадавшему населению продуктов питания следует исходить из необходимости организации его двухразового горячего питания в сутки и одного раза – питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков. При этом следует учитывать, что в первые 2 суток до организации приготовления горячей пищи пострадавшее население будет иметь возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. Для грудных детей и детей до 3-х лет обязательно учитывается необходимость поставки готового детского питания, а для отдельных категорий больных – специального питания.

Потребности в одежде и предметах первой необходимости определяются по запросам нуждающегося в помощи населения.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения органами управления ГО оцениваются суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав служб гражданской обороны для оказания первоочередного жизнеобеспечения пострадавшему населению.

Обеспечение жильем пострадавшего населения должно предусматривать развертывание и сооружение при необходимости временных жилищ, а также использование сохранившегося жилого фонда для размещения пострадавшего населения.

Размещение пострадавшего населения не допускается:

в районах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин водохранилищ;

в зонах затопления водой в результате паводков, атмосферных осадков и таяния снега;

в опасных зонах отвалов пород угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

на участках, загрязненных химическими и радиоактивными веществами;

на участках, расположенных в зонах возможного воздействия селевых потоков, снежных лавин и оползней;

под высоковольтными линиями электропередач, вблизи газо-, нефте- и топливопроводов;

на болотистых и каменистых грунтах.

Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения в случае возникновения вооруженных конфликтов, и потребностей личного состава спасательных служб аварийно-спасательных формирований, участвующих в первоочередном жизнеобеспечении населения оцениваются:

по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;

по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях каждого населенного пункта этого субъекта, при этом особое внимание должно быть обращено на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки, для снабжения населения в первые трое суток после возникновения очагов поражения;

по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в очагах поражения;

по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;

по численности пострадавшего населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из очагов поражения;

по наличию и возможностям стационарных лечебных учреждений в населенных пунктах субъекта Российской Федерации для приема пораженных из очагов поражения;

по транспортному обеспечению всех видов работ в очагах поражения (доставка в очаги поражения воды, продуктов питания, личного состава бригад, служб и формирований, топлива и ГСМ, палаток, юрт сборных и контейнерных домиков, технических средств жизнеобеспечения, эвакуации пострадавшего населения и т.п.);

по возможностям организации всех видов разведки в зоне ЧС, включая возможности по оценке радиационной, химической и биологической обстановки;

по наличию специалистов и средств для контроля за качеством воды и пищи и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очагах поражения или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.

Организация жизнеобеспечения населения.

В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача его жизнеобеспечения.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС на всех уровнях. Целью жизнеобеспечения населения является удовлетворение физиологических, материальных и духовных потребностей населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными нормами за счет резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05-96). К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:

    оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

    эвакуационные мероприятия;

    медицинские мероприятия;

    подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Жизнеобеспечение населения в условиях ЧС

Жизнеобеспечение населения в условиях ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания пострадавшего в ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг.

Поддержание условий жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивается путем удовлетворения первоочередных потребностей населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг (обеспечение водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости; информационным, медицинским и санитарно-эпидемиологическим, транспортным и коммунально-бытовым обслуживанием).

1. Обеспечение водой населения в ЧС должно предусматривать удовлетворение:

Потребностей в воде лечебно-медицинских мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения;

Хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и личного состава спасателей.

2. Обеспечение продуктами питания пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение потребностей в зерне, муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах (консервах), молоке и детском питании, рыбе и рыбопродуктах (консервах), картофеле и овощах, соли, сахаре и чае, а также фураже для животноводства.

3. Обеспечение жильем пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать развертывание и сооружение при необходимости в зоне ЧС временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.), а также использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных городков, детских лагерей и т.п.) для размещения пострадавшего населения в местах его отселения и эвакуации.

4. Обеспечение предметами первой необходимости пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение его потребностей в верхней одежде, обуви, головных уборах, постельных принадлежностях, и прочих товарах

5. Информационное обеспечение населения в ЧС должно предусматривать своевременное оповещение его и органов управления всех уровней о возможности и факте возникновения бедствия, возможных его последствиях, правилах поведения в зоне ЧС.

6. Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в ЧС должно предусматривать оказание первой помощи пострадавшему в зоне ЧС населению, обеспечение его простейшими медикаментами и медицинским имуществом

7. Транспортное обеспечение населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению потребностей в транспортных средствах для решения задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения.

8. Обеспечение коммунально-бытовыми услугами населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению его минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном обслуживании.

Создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в ЧС, обеспечивают на основе устойчивого функционирования системы его жизнеобеспечения с учетом необходимости снижения ее потребностей и повышения возможностей.

Повышение возможностей системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивается:

Формированием ресурсов (денежного и материально-вещевого фондов) путем государственного и целевого страхования, налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики, коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, а также за счет государственных резервов, региональных и местных резервов республик, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации;

Перераспределением ресурсов страны в пользу пострадавшего региона РСЧС;

Ввозом дополнительных ресурсов из сопредельных регионов РСЧС.

Способы защиты населения

Защита населения - главная задача Гражданской Обороны. Поэтому подготовка населения к ЧС является также важной задачей. Ведь каждый человек должен уметь защитить себя и членов семьи от последствий нападения противника, а также в различных чрезвычайных ситуациях, оказать самопомощь и помощь пострадавшим. А для этого ему необходимо еще в мирное время изучить и практически овладеть основными способами и средствами защиты от оружия массового поражения и обычных средств.

Организация единой системы оповещения.

Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения противника и о применении им ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия. Особое значение оповещение приобретает в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами.

Защита населения от оружия массового поражения даже при наличии достаточного количества убежищ и укрытий будет зависеть от хорошо организованной системы оповещения, организация которой возлагается на штабы гражданской обороны.

Оповещение организуется для своевременного доведения до органов гражданской обороны, формирований и населения сигналов, распоряжений и информаций гражданской обороны об эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др.

Эти сигналы и распоряжения доводятся до штабов гражданской обороны объектов централизованно. Сроки имеют первостепенное значение.

Сокращение сроков оповещения достигается внеочередным использованием всех видов связи, телерадиовещания, применением специальной аппаратуры для подачи звуковых и световых сигналов.

Все сигналы передаются по каналам связи и радиотрансляционным сетям, а также через местные радиовещательные станции. Одновременно передаются указания о порядке действий населения и формирований, указываются ориентировочное время начала выпадения радиоактивных осадков, время подхода зараженного воздуха и вид отравляющих веществ.

С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

Назначение и способы эвакуации.

Еще одним способом защиты населения от современных средств поражения в военное время, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера является его эвакуация.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а также в случае применения противником оружия массового поражения, и размещение его в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источников ЧС).

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или начальника Гражданской Обороны Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации с последующим докладом вышестоящему начальству.

В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, выделяют следующие варианты проведения данных мероприятий: общая эвакуация и частичная эвакуация . Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверный прогноз ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы здоровью людей.

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ–2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП–8, ИПП–10, ИПП–11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).

Заключение, выводы.

Жизнеобеспечение населения при чрезвычайных ситуациях является одной из самых важных мер обеспечения безопасности жизнедеятельности в этих условиях.

Значительное количество крупных катастроф, которые произошли за последнее время, сменило приоритеты в назначении Гражданской обороны: от защиты населения в условиях военного времени на защиту населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, от отраслевого (ведомственного) формирования и функционирования на функциональные принципы формирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Обеспечение безопасности и защиты населения, объектов экономики и национального достояния государства должно рассматриваться как неотъёмная часть государственного строительства, как важнейшая функция центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и исполнительных органов власти.

Уровень национальной безопасности не может быть достаточным, если в общегосударственном масштабе не будет решена задача защиты населения, объектов экономики и национального богатства от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и другого характера.

Граждане имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, крупных пожаров, стихийных бедствий, и требовать от правительства, других органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, гарантий, обеспечивающих его реализацию.

Государство, как гарант этого права, создает систему органов управления, сил, средств и действий, объединенных и определенных как Гражданская оборона страны.

Литература

1. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=530302

2. http://www.obzh.ru/pre/5-1.html

3. http://studme.org/14860110/bzhd/zhizneobespechenie_naseleniya

4. http://knowledge.allbest.r u



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме