Причины формирования селевых потоков. Наиболее катастрофические сели в истории человечества
Особенности ликвидации последствий наводнений. Главной целью аварийно- спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений и катастрофических затоплений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.
Основными требованиями к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнения и катастрофического затопления являются:
организация и проведение указанных работ в пределах всей зоны затопления, в короткие сроки, обеспечивающие выживание пострадавших, а также снижение материального ущерба;
применение способов спасения пострадавших, а также способов защиты людей и объектов, соответствующих сложившейся обстановке, обеспечивающих наиболее полное и эффективное использование возможностей спасательных сил и средств, безопасность спасателей и пострадавших.
проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ в условиях наводнений и катастрофических затоплений с учетом риска их возникновения и характера возможной обстановки;
быстрым реагированием на возникновение угрозы стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;
всесторонней оценкой обстановки, принятием обоснованного решения на выполнение поставленной задачи, организацией действий подразделений соответственно их предназначению, возможностям и сложившейся обстановке;
созданием необходимой группировки сил, организацией ввода ее на участки (секторы) и объекты работ, организацией согласованных действий органов разведки, спасательных подразделений, медицинских сил и средств и подразделений обеспечения в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
непрерывным ведением аварийно-спасательных работ до их полного завершения;
применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;
непрерывным и твердым управлением действиями подразделений, формирований и служб;
неуклонным выполнением требований безопасности ведения работ в зоне затопления;
организацией и поддержанием всестороннего обеспечения ведения работ.
поиск пострадавших;
обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
эвакуацию пострадавших из опасной зоны.
укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;
сооружение водоотводных каналов;
ликвидацию заторов и зажоров;
оборудование причалов для спасательных средств;
мероприятия по защите и восстановлению дорожных сооружений;
восстановление энергоснабжения;
локализацию источников вторичных поражающих факторов.
Целесообразность применения того или иного способа защиты зависит от складывающейся оперативной обстановки в зоне затопления и конкретных условий проведения защитных мероприятий.
Наиболее эффективным способом защиты населения является своевременная эвакуация людей из опасной зоны. Применение этого способа защиты имеет минимальные последствия для жизни и здоровья людей, связанные в основном с их психическим перенапряжением.
В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей. Население, эвакуированное из зон затопления, размещается, как правило, в населенных пунктах или временных городках вблизи места проживания на незатапливаемой территории. В местах временного размещения людей и, при необходимости, в населенных пунктах проводятся мероприятия по обеспечению жизнедеятельности эвакуированного (спасенного) населения.
Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов.
С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на незатапливаемую территорию.
Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно - выход из строя систем водоснабжения и канализации.
При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду замерзание возможно даже при относительно высокой температуре (рис. 17).
Рисунок 17. Время безопасного пребывания человека в воде
Размещение людей на незатапливаемых частях неразрушаемых сооружений и участках местности как способ защиты людей применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает ее быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.
Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении, как и при других бедствиях, принимается на основе данных разведки, которая при наводнениях организуется для выявления обстановки в районах бедствия с целью максимального уменьшения ущерба.
Главными задачами разведки при наводнениях являются:
определение границ катастрофического затопления;
контроль динамики развития чрезвычайной ситуации (наводнения);
установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных;
выявление материальных ценностей, подлежащих вывозу из зоны бедствия;
выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей плавсредствами, оборудование причалов;
выбор и оборудование площадок для приземления вертолетов в районе бедствия.
При чрезвычайных ситуациях организуется комплексная разведка (воздушная, наземная, надводная).
При проведении воздушной разведки используются летательные аппараты (вертолеты, самолеты), с помощью которых выявляются границы затопления, места нахождения людей в зоне затопления и определяется возможность доступа к ним.
При наземной разведке специально созданные посты контролируют уровень воды и оповещают руководящие органы о ее подъеме. В выборе маршрутов эвакуации людей, скота и материальных ценностей кроме воздушной разведки применяется надводная (катера, малые суда).
Основными способами ведения разведки при наводнениях являются: визуальный, фотографический, телевизионный, тепловизионный, радиолокационный. Соответствие способов ведения разведки решаемым задачам отражено на рис. 18.
Рисунок 18. Способы решения задач при чрезвычайных ситуациях, связанных с наводнением
Главной особенностью спасательных работ в зонах с высоким уровнем воды является сложность обеспечения доступа спасателей к пострадавшим и их деблокирование.
Территорию зоны затопления для удобства управления работами, обеспечения четкого взаимодействия между спасательными подразделениями, как правило, разбивают на секторы, а сектор - на отдельные рабочие места.
Потребность в спасательных подразделениях рассчитывают, исходя из объема работ, возможностей подразделений, а также заданных ограничений на продолжительность выполнения спасательных работ.
Распределение подразделений по рабочим местам (секторам) осуществляют по результатам оценки потребности в этих подразделениях.
При распределении сил и средств для проведения спасательных работ в зонах с опасным уровнем воды целесообразно организовать следующие группы:
Группа разведки и поиска пострадавших - на быстроходных плавсредствам (I вариант), на вертолетах (II вариант);
группа деблокирования и эвакуации пострадавших;
группа приема пострадавших и оказания им первой медицинской помощи.
При выборе способа (приема) деблокирования пострадавшего, а также для организации работ в зоне затопления учитываются следующие сведения:
время наступления физиологических изменений в организме пострадавшего в различное время года;
тип организационно-технологической схемы выполнения спасательных работ;
возможная продолжительность выполнения спасательных работ.
Работы по спасению пострадавших выполняются с целью обеспечения доступа к пострадавшим, находящимся в опасных зонах, их высвобождения и организации путей последующей эвакуации.
В зонах высокого уровня воды пострадавшие могут быть блокированы в следующих местах:
над поверхностью воды (деревья, верхние этажи зданий и сооружений);
на поверхности воды;
под водой (в затопленных помещениях и на дне).
С целью спасения жизни пострадавших и приведения их в состояние, позволяющее транспортировку, им оказывают первую медицинскую помощь.
При необходимости первая медицинская помощь оказывается на месте обнаружения пострадавших после обеспечения к ним доступа и извлечения из воды.
В случаях, не представляющих опасности для пострадавших, оказание первой медицинской помощи производится на пункте сбора после эвакуации за пределы зон опасности.
Эвакуацию пострадавших из мест блокирования осуществляют после обеспечения к ним доступа, деблокирования и оказания первой медицинской помощи.
Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа: из места блокирования в плавсредство и из него на пункт сбора пострадавших.
Для обеспечения высокой эффективности спасательных работ в зонах затопления различные их виды могут выполняться как последовательно, так и параллельно на разных участках работ.
Поиск пострадавших в зонах опасного уровня воды заключается в определении их мест расположения и состояния здоровья, определении возможных путей подхода спасателей и эвакуации пострадавших.
В зависимости от наличия соответствующих сил и средств поисковые работы проводятся следующими способами:
сплошным визуальным обследованием зоны затопления разведгруппами на плавсредствах;
облетом зоны затопления на вертолетах;
по свидетельствам очевидцев и спасенных пострадавших.
обследовать всю зону затопления;
определить и обозначить места нахождения пострадавших;
определить состояние здоровья пострадавших, характер полученных травм и способы оказания первой медицинской помощи;
определить пути извлечения пострадавших;
устранить или ограничить воздействие на пострадавших вторичных поражающих факторов.
В зависимости от местонахождения пострадавших и технологии выполнения работы по деблокированию разделяются на три основных вида:
снятие пострадавших, находящихся над поверхностью воды (с деревьев, верхних этажей и крыш домов);
спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды;
извлечение пострадавших, оказавшихся ниже уровня воды (в затопленных помещениях, на дне).
по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам;
с использованием спасательной веревки (пояса);
с использованием лестницы-штурмовки;
с применением канатных дорог;
с применением спасательного рукава.
Кроме этого, для снятия пострадавших с верхних этажей зданий, могут быть использованы вертолеты, оборудованные специальными средствами.
Спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды, производится следующими способами:
подъем на борт плавсредства;
буксировка спасателем вплавь;
использование табельных и подручных спасательных средств.
вплавь спасателями в аквалангах;
деблокирование из затопленных помещений с последующей буксировкой к плавсредству.
с поверхности воды и из-под воды на плавсредствах;
с верхних этажей, деревьев, незатопленных территорий на вертолетах и плавсредствах.
I этап - из мест блокирования на борт плавсредства;
II этап - с плавсредства на пункт сбора пострадавших.
На первом этапе (например, при спасении с поверхности воды) производится извлечение из воды, размещение пострадавших в наиболее безопасном незатопленном месте со свободным доступом по пути к эвакуации; на втором этапе производится их погрузка на плавсредства; на третьем этапе (или параллельно) организуются пути и производится эвакуация на плавсредства с этого участка на пункт сбора пострадавших.
В случае экстренных обстоятельств (быстрое повышение уровня воды, распространяющееся на незатопленные территории; опасность ухудшения метеорологической обстановки в зоне затопления) площадки для эвакуации могут быть оборудованы на крышах зданий и верхних сохранившихся этажах, а эвакуация проводится с использованием вертолетов или оборудованных канатных дорог на соседние здания или территории, находящиеся выше максимально возможного уровня подъема воды (сопки, холмы и т.д.).
При проведении эвакуации с верхних этажей затопленных зданий используются следующие способы:
спуск с использованием спасательных рукавов;
спуск с помощью спасательного пояса;
спуск с помощью петли;
спуск с помощью грудной перевязи;
спуск пострадавших с помощью канатной дороги;
подъем на борт вертолета.
местонахождением людей;
их физическим и моральным состоянием;
набором и количеством средств у спасателей для проведения эвакуации;
уровнем профессиональной подготовки спасателей, степенью внешней угрозы для пострадавших и спасателей.
Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.
При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.
Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и катастрофических затоплений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород на сегодня является взрывной способ. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-Востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.
Особые требования при наводнениях и затоплениях предъявляются к безопасному ведению спасательных работ. Для этого должны быть созданы все условия, организован постоянный контроль за выполнением спасателями надлежащих мер безопасности, обеспечено своевременное оказание помощи пострадавшим спасателям. В постоянной готовности должна находиться резервная поисково-спасательная группа для оказания помощи действующим группам при возникновении экстремальных ситуаций.
Оперативность управления силами при ликвидации последствий наводнений достигается заблаговременной подготовкой органов управления к решению задач в этих условиях, постоянным знанием обстановки и быстрым реагированием на ее изменения, принятием обоснованных решений и их выполнением, организацией и поддержанием надежной связи и информации.
Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.
Организация взаимодействия сил ликвидации последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.
комплекс мероприятий, направленных на прекращение или снижение численности гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений, материального ущерба при наводнении. Проводится силами войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов, усиленных переправочно-десантными средствами инженерных, инженерно-технических, дорожных подразделений и формирований. Основные мероприятия: поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки. Достигается: проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления РСЧС, подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ в условиях наводнений и катастрофических затоплений с учетом характера возможной обстановки; быстрым реагированием на возникновение угрозы стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств в район бедствия, организацией эффективной разведки и развертывания системы оповещения населения и управления; всесторонней оценкой обстановки, принятием обоснованного решения на выполнение поставленной задачи, организацией действий подразделений соответственно их предназначению, возможностям и сложившейся обстановке; созданием необходимой группировки сил, организации ввода ее на участки (секторы) и объекты работ, организацией согласованных действий органов разведки, спасательных подразделений, медицинских сил и средств и подразделений обеспечения в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ; своевременной эвакуацией людей из опасной зоны; непрерывным ведением аварийно-спасательных работ до их полного завершения; применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов; непрерывным и твердым управлением действиями подразделений, формирований и служб; неуклонным выполнением требований безопасности ведения работ в зоне затопления; организацией и поддержанием всестороннего обеспечения ведения работ.
"Ликвидация последствий наводнений" в книгах
3.2.5. Ликвидация последствий
Из книги Советское биологическое оружие: история, экология, политика автора Фёдоров Лев Александрович3.2.5. Ликвидация последствий Возвращаясь к вышесказанному, отметим, что в начале апреля 1979 года в Свердловск прибыл представительный генералитет - В.П.Пирожков от госбезопасности, Е.И.Смирнов от армии, П.Н.Бургасов от здравоохранения. Однако, несмотря на гигантские
2. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)
Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна2. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация) Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации
Шаг 1: Ликвидация последствий
Из книги Самосаботаж. Преодолеть себя автора Берг КаренШаг 1: Ликвидация последствий Вы можете злиться, сходить с ума или тосковать, но ни за что не размещайте на Facebook посты о том, какой сильный гнев вы испытываете. Вы можете рассказать об этом членам семьи или близким друзьям, но больше – никому. Перед тем как вы начнете
Причины наводнений
Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл МихайловичПричины наводнений Причины этих наводнений, удивительным образом случающихся в Петербурге каждую осень, представляются мне достойными изучения. Теперь это видится тем более легким, что прежде уже изучалось другими. Но в действительности задача труднее, чем кажется, ибо,
5. Ликвидация последствий голодной зимы 1941/42 г
Из книги 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941-1944 автора Ковальчук Валентин Михайлович5. Ликвидация последствий голодной зимы 1941/42 г Улучшение продовольственного и топливного положения Ленинграда за счет перевозок по ладожской ледовой дороге позволило с весны 1942 г. приступить к ликвидации тяжелых последствий зимы 1941/42 г.Первоочередной задачей была
Ликвидация последствий затопления
Из книги Гипсокартон: шаг за шагом автора Пустовойтов Вадим НиколаевичЛиквидация последствий затопления Покрытия из гипсокартонных листов могут быть существенно повреждены в результате неисправности сантехнических коммуникаций, расположенных внутри обшивки, а также протечки воды либо канализационных стоков с верхних этажей. В
Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы
Из книги История автора Плавинский Николай АлександровичЛиквидация последствий Смуты. Первые Романовы Последствия смуты:– территориальные потери (выход в Финский залив, Смоленщина отошла полякам, а Карелия – шведам);– демографические потери и глубокий экономический кризис;– восстановление сильной царской власти.Новая
2.2. Классификация наводнений по причинам возникновения
автора Петров Сергей Викторович2.2. Классификация наводнений по причинам возникновения Различают шесть основных типов наводнений в зависимости от причин их возникновения: половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон, наводнение при прорывах плотин.Половодье - периодически повторяющийся подъем
2.3. Классификация наводнений по масштабу
Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович2.3. Классификация наводнений по масштабу По повторяемости, размерам (масштабам) и наносимому суммарному ущербу наводнения делятся на четыре группы - низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические. Масштабы распространения и повторяемости наводнений по группам
2.4. Поражающие факторы наводнений
Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович2.4. Поражающие факторы наводнений Основным первичным поражающим фактором наводнения является поток воды, характеризующийся высоким уровнем подъема, а при прорывах плотин и паводках - также значительными скоростями течения, и вызывающий затопление и подтопление
2.5. Мероприятия по защите от наводнений
Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович2.5. Мероприятия по защите от наводнений В районах возможного возникновения наводнений проводится ряд предупредительных мероприятий, направленных на снижение степени воздействия их поражающих факторов и последствий для населения, экономики и окружающей природной
О географии Петербурга и измерении наводнений
автора Померанец КимО географии Петербурга и измерении наводнений Петербург во многом особенный город. Необычны и его природные условия. Из крупнейших городов мира он самый северный, расположенный на 60-й параллели, всего примерно в 700 км от Полярного круга (чуть дальше, чем от Москвы).
Статистика наводнений
Из книги Несчастья невских берегов. Из истории петербургских наводнений автора Померанец КимСтатистика наводнений И случай, Бог изобретатель. А.С. Пушкин Описания отдельных случаев памятных наводнений в Петербурге представляют собой, по существу, хронику событий глазами очевидцев, журналистов, писателей. Такие описания имеют определенный исторический
Прогнозирование наводнений
Из книги Несчастья невских берегов. Из истории петербургских наводнений автора Померанец КимПрогнозирование наводнений
1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций
Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций Ликвидация медицинских последствий ЧС представляет собой комплекс оперативно проводимых медицинских мероприятий в районе чрезвычайной ситуации (медицинское обеспечение населения в чрезвычайной ситуации)
Основой организации действий по ликвидации последствий наводнения является План действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Однако он не может в полной мере соответствовать реально сложившимся условиям обстановки и при возникновении ЧС руководителю работ по ликвидации последствий наводнения потребуется проводить всю работу по организации действий в полном объеме.
Работа руководителя по организации действий сил РСЧС по ликвидации последствий наводнения начинается с получения задачи, проводится в установленном порядке и последовательности и включает: уяснение полученной задачи; отдачу предварительных распоряжений; проведение расчета времени; оценку обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; постановку задач; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
Организация действий по ликвидации последствий наводнения (затопления) имеет присущие ей особенности, которые обусловлены характером данной ЧС. Эти особенности касаются последовательности проведения и содержания управленческих работ, выбора метода работы руководителя по организации действий.
Так, при постепенном нарастании угрозы наводнения руководитель будет располагать возможностью планомерного и последовательного проведения всего комплекса работ по организации действий. В этих условиях основным методом организации действий будет являться метод последовательной работы, предполагающий предоставление подчиненным достаточного времени для подготовки к предстоящим действиям. Помимо организации действий руководитель работ будет иметь возможность проведения ряда таких мероприятий по подготовке к действиям, как направление оперативной группы и выдвижение сил и средств (формирований) РСЧС в зону наводнения.
В случае резкого возрастания угрозы наводнения и во всех случаях катастрофического затопления руководитель работ будет располагать крайне ограниченным временем на организацию действий. В этих условиях содержание управленческих работ и последовательность их проведения могут быть изменены, ряд из них проводиться в ограниченном объеме или отсутствовать, а основным методом организации действий будет метод параллельной работы.
Уяснение полученной задачи является первоначальным этапом работы руководителя. Основной целью уяснения задачи является глубокое и всестороннее понимание содержания поставленной старшим руководителем (председателем комиссии по ЧС) задачи.
При уяснении задачи руководитель работ по ликвидации последствий наводнения должен понять: цель предстоящих действий; замысел старшего начальника; задачу, место и роль формирования в ликвидации ЧС; задачу соседей и порядок взаимодействия с ними; время готовности к выполнению задачи.
Предварительные распоряжения руководителя работ по ликвидации ЧС направлены на приведение в готовность и подготовку к действиям органов управления, сил и средств РСЧС и получение полных данных об обстановке в зоне наводнения.
Основные усилия руководителя работ по ликвидации ЧС будут направлены на сбор и анализ данных обстановки. Основу этих данных составляет информация об уровнях воды в реках. С этой целью максимально используются все источники получения данных, прежде всего водомерные посты, а также органы управления по делам ГОЧС, органы местного самоуправления и другие, оказавшиеся в зоне наводнения.
Известно, что в целях постоянного контроля за уровнем воды в реках и получения информации задействована сеть существующих водомерных постов. Более того, в преддверии возможного наводнения данная сеть наращивается путем выставления дополнительных водомерных постов. Все они оснащаются футштоками, телефонной или радиосвязью. На постах организуется круглосуточное дежурство. Данные посты являются основным источником информации об уровнях воды в реках. Поэтому их данные должны постоянно докладываться руководителю работ по ликвидации ЧС.
Все поступающие данные оперативная группа обобщает, уточняет, анализирует и в обобщенном виде с учетом прогноза развития ситуации докладывает руководителю работ по ликвидации ЧС.
Изучение и анализ поступающих данных является начальным этапом работы руководителя по оценке обстановки. Однако по поступающим данным сложно всесторонне оценить обстановку в полном объеме и на ее основе принять правильное решение.
В ряде случаев, особенно при резком изменении обстановки, поступающие сведения могут носить отрывочный характер, не раскрывать полную картину происходящего события, масштабы и возможные последствия наводнения. Это предполагает проведение тщательной разведки зоны наводнения своими органами разведки. Исходя из этого, основным содержанием предварительных распоряжений руководителя работ по ликвидации ЧС будет организация разведки.
В распоряжении по организации разведки руководитель определяет цели и задачи разведки, количество и состав разведорганов, районы (маршруты) ведения разведки, время и порядок представления разведданных. Основными видами разведки в условиях наводнения является общая и инженерная разведка.
Главными задачами разведки при наводнениях являются:
определение границ зоны и параметров наводнения (скорость течения, высота подъема воды, площадь затопления);
выявление динамики развития наводнения;
установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных, их количества;
выявление материальных и культурных ценностей, подлежащих вывозу из района бедствия;
выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных, материальных и культурных ценностей плавсредствами;
выбор мест причалов, посадочных площадок для вертолетов в зоне бедствия;
установление проходимости местности для колесной и гусеничной техники за пределами зоны наводнения, возможности использования различных плавсредств для проведения спасательных работ;
определение характера и объемов работ по строительству дополнительных и новых водозащитных дамб и водоотводных сооружений, проведения всех восстановительных работ.
Ведение разведки в условиях наводнений имеет ряд особенностей. Прежде всего, ее ведение затруднено вследствие больших территорий и невозможности использования для разведки наземных видов транспорта.
Наиболее эффективной является воздушная разведка путем наблюдения и воздушного фотографирования зоны наводнения. Для ведения воздушной разведки целесообразно использовать вертолеты. Это позволяет путем наблюдения определить границы зоны наводнения, места нахождения людей, возможность доступа к ним, характер и масштабы разрушений, другие необходимые данные. Все данные наносятся на карту и докладываются руководителю работ по ликвидации ЧС.
Об эффективности воздушной разведки можно судить по следующим показателям. Так, с использованием вертолета Ми-8т можно за 1 час провести разведку местности площадью до 250 кв. км, а вертолета Ми-6 – 300 кв. км. Более точные данные могут быть получены при оснащении вертолета средствами аэровизуальной и аэрофотографической разведки (аэрофотоаппараты, фоторужье, оптический визир и т. д.) и средствами фотолабораторной обработки.
В этом случае руководитель работ по ликвидации последствий наводнения может уже через один час после приземления вертолета располагать полными сведениями и общей картиной о зоне наводнения с использованием аэрофотоснимков.
Для всесторонней оценки обстановки и принятия (уточнения) решения руководитель работ по ликвидации ЧС проводит, как правило, рекогносцировку. Наиболее целесообразным вариантом проведения рекогносцировки является облет зоны наводнения на вертолете с посадками в незатопленных местах. В этом случае путем личного наблюдения руководитель оценивает масштабы наводнения и определяет характер и масштабы предстоящих поисковых, спасательных, эвакуационных, инженерных и других работ и основные наиболее целесообразные способы их ведения; потребное количество сил и средств; направления (сектора, участки) сосредоточения основных усилий; безопасные маршруты ввода сил и средств и эвакуации населения; порядок действий сил и средств по проведению АСДНР; задачи силам и средствам и последовательность их выполнения; районы размещения эваконаселения, места развертывания пункта управления (ПУ), тыла, медпунктов; организацию взаимодействия, обеспечения и управления; мероприятия по обеспечению непрерывности ведения работ, жизнеобеспечения личного состава и пострадавшего населения, другие вопросы.
Помимо личного изучения обстановки руководитель в ходе рекогносцировки заслушивает доклады местного руководителя ликвидации последствий наводнения, старших (начальников) формирований, других должностных лиц, в том числе органов местного самоуправления, а также местных жителей.
При оценке обстановки в зоне наводнения руководитель работ и оперативная группа при определении масштабов последствий оценивает:
количество населенных пунктов, попавших в зону наводнения, из них полностью и частично затопленных и попавших в зону подтопления;
численность населения, оказавшегося в зоне наводнения, в том числе количество пострадавших и подлежащих эвакуации;
количество объектов экономики, оказавшихся в зоне наводнения;
протяженность железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, оказавшихся в зоне затопления, из них поврежденных и разрушенных;
количество мостов, тоннелей, других сооружений затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;
количество жилых домов затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;
количество материальных и культурных ценностей, попавших в зону наводнения и подлежащих эвакуации;
количество сельскохозяйственных животных, требующих эвакуации.
Все данные о масштабах последствий наводнения являются исходными данными для проведения расчетов и принятия решения.
На основе исходных данных оперативная группа проводит расчеты потребного количества сил и средств для проведения поисковых, спасательных, эвакуационных, инженерных и других видов работ; количества и состава поисково-спасательных и иных формирований, их усиления (плавсредствами, средствами механизации и др.); потребностей в транспортных средствах для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей; потребностей в материально-технических и иных средствах, другие.
Личное изучение обстановки в ходе рекогносцировки, доклады об обстановке органов разведки позволяют руководителю провести всестороннюю оценку обстановки, а на основе выводов, расчетов и предложений принять обоснованное решение на ликвидацию последствий наводнения.
Решение руководителя работ по ликвидацию последствий наводнения включает: замысел действий; задачи формированиям; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
Основу решения составляет замысел действий, в котором определяются сектора (участки) сосредоточения основных усилий, последовательность и способы проведения спасательных и других работ, распределение сил и средств.
При постановке задач формированиям указываются сектора (участки) работ, средства усиления, последовательность, способы и сроки выполнения работ, меры безопасности, порядок взаимодействия.
Задачи ставятся как прибывшим силам, так и формированиям, задействованным в спасательных работах.
15 октября 2013г. Наводнение – это затопление водой определенного участка местности, вызванное резким подъемом уровня воды в водоемах: водохранилищах, реках, морях или озерах. Причиной этого может быть обильный приток воды во время ливней и снеготаяния, ветровые нагоны воды, заторы, зажоры и другие опасные явления.
Наводнение считается одним из самых опасных природных явлений, которое часто приводит к . Затопление местности приносит существенный материальный ущерб, вредит здоровью населения, часто является причиной гибели людей, сельскохозяйственных культур и животных.
Для достижения успеха проведения , восстановительных и других важных работ во время ликвидации последствий наводнений, необходимо:
Быстро реагировать на угрозу стихийного бедствия, заблаговременно приводить в готовность и выдвигать все необходимые силы и средства, побеспокоиться об организации эффективной разведки и усовершенствовать работу систем управления;
Оценить обстановку с разных сторон, принять обоснованное решения на выполнение той или иной задачи, организовать действия подразделений с учетом их предназначения, возможностей и обстановке в определенном районе;
Создать требуемую группировку сил, ввести ее на участки, побеспокоиться об организации согласованных действий органов разведки, медицинских и спасательных служб, чтобы обеспечить высококачественное выполнение аварийно-восстановительных и спасательных работ, непрерывно вести работы до их полного восстановления территории;
Применить наиболее эффективные современные способы и технологии при поиске и спасении пострадавших людей, побеспокоиться о защите населения, жилых домов и хозяйственных объектов;
Вести непрерывное и твердое управление действиями всех формирований, служб и подразделений;
Придерживаться требований безопасности ведения определенных работ в опасной зоне, подвергшейся затоплению;
Организовать всестороннее обеспечение ведения необходимых работ.
При катастрофических наводнениях и затоплениях проводятся следующие спасательные работы:
- поиск пострадавших людей;
Организация доступа спасательных служб к пострадавшим людям и их спасение;
Оказание всем людям первой медицинской помощи;
Эвакуация населения из опасной зоны.
Аварийные работы, которые проводятся при :
Возводятся ограждающие валы и дамбы;
Сооружаются водоотводные каналы;
Ликвидируются зажоры и заторы;
Оборудуются причалы для остановки спасательных средств;
Проводятся работы по восстановлению дорог и дорожных сооружений;
Локализируются источники всех поражающих факторов;
Восстанавливается энергоснабжение и системы для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Основные способы защиты людей от поражающих факторов затоплений и наводнений: эвакуация людей из районов, подверженных затоплению, размещение людей на участках местности, которые не будут затоплены.
Целесообразность применения определенного способа защиты зависит от конкретной обстановки в зоне наводнения и условий проведения мероприятий по защите населения и имущества.
Самый эффективный способ защиты населения – это своевременная эвакуация населения из затапливаемой территории. Применение данного способа защиты имеет минимальные последствия относительно опасности здоровью и жизни людей. В основном проблемы со здоровьем возникают вследствие психического перенапряжения.
Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы
Поисково-спасательные работы при наводнениях и катастрофических затоплениях местности организуются на основе данных разведки зоны затопления, рекогносцировки участка (объектов) работ и всесторонней оценки обстановки.
Основными способами ведения разведки являются: визуальный, фотографический, телевизионный, радиолокационный (табл. 6.1, 6.2) и по данным опроса очевидцев.
Таблица 6.1. Способы ведения разведки и решаемые задачи.
Способы ведения разведки | Решаемые задачи |
Определение границ и параметров катастрофического наводнения (затопления) | |
Визуальное наблюдение, фотографирование с воздуха, телевизионный, радиолокационный | Контроль динамики развития чрезвычайной ситуации |
Визуальное наблюдение, телевизионный, опрос очевидцев | Установление мест нахождения и количество нуждающихся в помощи людей, сельскохозяйственных животных и материальных ценностей |
Визуальное наблюдение, фотографирование с воздуха, телевизионный | Выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей |
Визуальный, радиолокационный | Выбор посадочных площадок для приземления вертолета в районе бедствия, мест причаливания плавающих средств |
Уточнение состояния гидротехнических сооружений, мест возможного прорыва | |
Визуальное наблюдение, фотографирование, телевизионный | Выявление состояния зданий и сооружений в зоне наводнения, наличие и характер вторичных поражающих факторов |
Визуальное наблюдение | Уточнение метеорологической обстановки в зоне наводнения |
По данным разведки, оценивается сложившаяся обстановка на участке (объекте) спасательных работ и принимается решение по их организации.
Поисково-спасательные работы при ликвидации последствий наводнений и затоплений включают :
Поиск и обнаружение пострадавших;
Обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших;
Эвакуацию пострадавших, населения, сельскохозяйственных животных и материальных ценностей из зон опасности;
Оказание пострадавшим первой медицинской помощи.
Главной особенностью ПСР в зонах наводнения с высоким уровнем воды является сложность обеспечения доступа спасателей к пострадавшим и их деблокирование.
Территорию зоны затопления для удобства управления работами и обеспечения четкого взаимодействия между спасательными подразделениями, как правило, разбивают на секторы, а сектор - на отдельные объекты и рабочие места.
По результатам оценки данных обстановки решаются следующие организационно-технологические задачи :
Определяются организация, способы и допустимое время выполнения АСР;
Определяется потребность в подразделениях различных типов и технических средствах;
Определяются задачи спасательных подразделений и распределение техники по секторам и рабочим местам;
Определяются возможность и необходимость усиления привлекаемых к работам сил и средств;
Организуется взаимодействие спасательных подразделений с местными органами управления и силами;
Организуются материально-техническое обеспечение АСР;
Обеспечиваются управление, связь, оповещение при ведении АСР.
Потребность в спасательных силах и средствах усиления рассчитывают исходя из возможностей подразделений, условий выполнения и объема работ, а также заданных ограничений на продолжительность выполнения спасательных работ.
Возможности подразделений спасателей уточняются с учетом производительности применяемых технических средств, трудоемкости выполняемых технологических операций (процессов) с учетом данных условий обстановки.
При создании группировки сил и средств для проведения поисково-спасательных работ в зонах с высоким уровнем воды целесообразно организовать следующие группы:
Группы поиска и спасения пострадавших - на быстроходных плавсредствах (I вариант), на вертолетах (II вариант);
Группы спасения и эвакуации пострадавших;
Группа приема пострадавших и оказания им первой медицинской помощи.
Поиск пострадавших в зоне наводнения (затопления) ведется разведывательными группами, поисковыми группами, а также спасательными группами.
Таблица 6.2 Достоинства и недостатки способов ведения разведки.
Технические характеристики способа | Достоинства | Недостатки |
Визуальный | Возможность оперативной оценки обстановки, выявление нахождения и состояния пострадавших, оказания им первой помощи. | Зависимость от погоды, времени суток Отсутствие документирования |
Фотографический | Возможность получения детальной информации, позволяющей обнаруживать и распознавать объекты, их состояние. Возможность получения дополнительной информации, характеризующей скрытые свойства пострадавших объектов (при использовании спектрозональной фотоаппаратуры, позволяющей осуществлять документирование информации), что обеспечивает наглядность представления разведданных. | Необходимость затраты времени на фотохимическую обработку экспонированных фотоматериалов. |
Телевизионный | Возможность получения разведывательной информации в реальном масштабе времени. | Плохое качество представления разведывательной информации из-за малой разрешающей способности. |
Радиолокационный | Возможность ведения разведки в ночных условиях. Возможность получения более детальной дополнительной информации, характеризующей скрытые свойства объектов (по сравнению с аппаратурой оптического диапазона). Возможность обнаружения объектов сквозь непрозрачные среды. Всепогодность использования. | Сложность идентификации цели, зависимость от погоды. Невозможность осуществления детальной разведки объектов из-за малой разрешающей способности. |
Опрос очевидцев | Возможность получения данных о пострадавших, находящихся внутри затопленных (подтопленных) объектов. | Достоверность данных требует дополнительной проверки. |
В зависимости от условий обстановки, наличия сил, средств и их возможностей поиск пострадавших проводится следующими способами:
Сплошным визуальным обследованием зоны затопления;
Облетом зоны затопления на вертолетах; при этом учитываются данные разведки, свидетельства очевидцев и спасенных пострадавших.
При проведении поисковых мероприятий необходимо :
Обследовать всю зону затопления (в назначенных границах), обращая особое внимание на места возможного нахождения пострадавших;
Определить и обозначить места нахождения пострадавших;
Определить состояние пострадавших, характер угрожающей им опасности;
Определить способы спасения пострадавших;
Устранить или ограничить воздействие на пострадавших поражающих факторов;
Оказать особо нуждающимся первую медицинскую помощь.
Поисковые работы способом сплошного визуального обследования производятся подразделениями (группами), специально организованными для этой цели. Состав назначенного подразделения определяется исходя из размеров зоны затопления, характера застройки, возможности обзора, инженерной и метеорологической обстановки, времени года и суток в момент проведения поиска. В среднем следует исходить из расчета: поисковая группа в количестве 10 человек на плавсредствах на 2 км 2 зоны затопления.
Участок поиска делится на полосы . Ширина полосы поиска зависит от характера местности, застройки, видимости и т. д., может составлять 200-400 м. Группа оснащается средствами наблюдения, обозначения мест нахождения пострадавших (буйки, флажки, фонарики, сигнальные ракеты), средствами связи, индивидуальной защиты и оказания первой медицинской помощи. В некоторых случаях (проведение ПСР в многоэтажных зданиях) поисковые группы могут оснащаться средствами альпинистского снаряжения. Обследование подтопленных зданий должно начинаться с их внешних сторон по периметру. В первую очередь обследуются окна, сохранившиеся балконы и этажи в провалах стен.
Внутренние помещения , в зависимости от состояния здания, осматриваются по отдельным секциям (подъездам, цехам) последовательным перемещением спасателей с этажа на этаж с одновременным обходом всех сохранившихся помещений на обследуемом уровне здания, включая те, доступ в которые может быть обеспечен силами поисковой группы. В местах, где есть реальная угроза обрушения неустойчивых элементов конструкций, продвижение и осмотр должны производиться с соблюдением мер безопасности, соответствующих обстановке. Обнаруженным пострадавшим оказывается первая медицинская помощь. Пострадавшие, которым угрожают возникшие поражающие факторы, выводятся из зоны их воздействия.
Месторасположение обнаруженных пострадавших и погибших обозначается специальными указателями и сообщается спасательным группам.
После завершения поиска в указанной полосе (участке) подразделение может приступить к выполнению спасательных работ или действует по указанию командира, организующего спасательные работы. Поиск пострадавших по свидетельствам очевидцев заключается в опросе лиц, способных дать информацию о местонахождении пострадавших, которых они сами видели (слышали), или о наиболее вероятном их местонахождении в ходе развития наводнения.
Лицами, способными дать информацию могут быть :
Спасенные (деблокированные) пострадавшие;
Жильцы домов, подвергшиеся воздействию наводнения;
Работники предприятий и служащие учреждений, расположенных в зоне затопления;
Представители администрации предприятия, работники ЖЭК (РЭУ, ПРЭО, домоуправления), учителя и воспитатели школьных и детских учреждений, а также другие лица, имеющие письменную и устную информацию о местах скопления людей в момент начала наводнения (затопления).
Очевидцев опрашивают назначенные для этой цели подразделения или специально сформированные группы спасателей.
При проведении спасательных работ в зоне затопления промышленных предприятий и административных зданий подобные списки, кроме фамилий рабочих и служащих, должны содержать информацию о точном месте и времени работы каждого. Списки могут быть получены от должностных лиц или администрации (начальников) цехов и отделов, мастеров, руководителей других штатных подразделений; директоров школ и заведующих детскими учреждениями, других лиц.
По результатам поиска любым из рассмотренных способов командир подразделения (группы, расчета) составляет донесение в виде схемы (плана) района или участка с информацией, включающей необходимые сведения о месте и условии нахождения пострадавших (в том числе погибших), их количестве и опасности воздействия на них вторичных поражающих факторов, оказанной им помощи.
В зонах затопления пострадавшие могут быть блокированы в следующих местах :
Над поверхностью воды (деревья, верхние этажи зданий и сооружений, незатопленные участки местности);
На поверхности воды;
Под водой (в затопленных помещениях и на дне).
В ходе проведения спасательных работ для спасения пострадавших используются следующие способы и соответствующие им приемы выполнения этих работ:
Деблокирование пострадавших, находящихся в затопленных помещениях выше уровня воды, в плавсредства;
Подъем пострадавших, находящихся выше поверхности воды (на верхних этажах домов, деревьях и т.п.), с помощью специальных приспособлений на вертолет или в плавседство;
Подъем пострадавших с поверхности воды на борт плавсредства;
Подъем пострадавших с воды с помощью специальных приспособлений на вертолет;
Извлечение пострадавших, находящихся ниже уровня воды (затопленных помещениях) и на дне, спасателями-аквалангистами с приемом в плавсредства;
Эвакуация пострадавших, находящихся на отдельных возвышенных участках местности, окруженных водой, с помощью плавсредств.
При выборе способа (приема) спасения пострадавшего, а также для организации работ в зоне затопления необходимо учитывать :
Время наступления физиологических изменений в организме пострадавшего и спасателя при нахождении в воде в различное время года;
Организационно-технологическую схему выполнения спасательных работ;
Возможную продолжительность выполнения спасательных работ.
При проведении спасения пострадавших могут быть использованы следующие технические средства :
Коллективные спасательные средства;
Индивидуальные спасательные средства;
Средства поддержания пострадавших на воде;
Оборудование для подводных работ (акваланги, костюмы).
Спасатели, выполняющие спасательные работы, должны знать и обладать следующими навыками :
Правила поведения на воде;
Приемы спасания людей из полузатопленных зданий и из-под воды;
Правила спасания утопающих и приемы оказания им помощи;
Возможности переправочных средств и порядок их использования.
При возникновении угрозы катастрофического затопления связанного с прорывом напорного фронта гидротехнических сооружений, по решению комиссии по чрезвычайным ситуациям или руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации может проводиться экстренная эвакуация населения из зоны возможного катастрофического затопления. Экстренная эвакуация, с учетом времени добегания волны прорыва, проводится без развертывания всей системы эвакуационных органов, с выводом населения в основном пешим порядком и имеющимися в наличии транспортными средствами по кратчайшим направлениям на незатапливаемые участки местности. При наличии времени осуществляется также эвакуация сельскохозяйственных животных и запасов материальных средств.