Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственные символы. Герб Чувашии: история создания, его художественно-поэтическая символика Символика Чувашской Республики: герб

Урок по культуре родного края:

«Символика государства – это национальное достояние.

Чувашский флаг, герб и гимн». (2 часа).

учитель МБОУ «Кувакинская СОШ»

Алатырского района Чувашской Республики.

Это первое занятие, рассчитанное на 2 часа и основанное на местном материале. Предназначено для учащихся старшего звена, начиная с 9 класса. Материал урока представлен развёрнуто и усложнено, поэтому предполагается предварительное знакомство с символикой (в 5-7 классе).

Презентация (слайд 2)

Цель урока: сформировать отношение к символике Чувашской Республики как

к национальному достоянию.

Задачи: - познакомить учащихся с историей возникновения символики Чувашской

Республики;

Показать символы как отражение истории происхождения чувашского

государства с его национальными традициями и особенностями хозяйства

и природы;

Познакомить учащихся с эмблемой Алатырского района Чувашской

Республики;

Воспитать у учащихся чувства уважения к символам нашей республики;

Через бережное отношение к символам воспитывать у учащихся

чувство патриотизма.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: слайд-презентация, плакаты с изображениями флага, герба, запись

гимна ЧР, карточки-задания для учащихся , портреты Э.М.Юрьева,

Г.С.Лебедева, И.С.Семёнова (Тукташ).

Ход 1 урока.

I . Оргмомент. Приветствие учителя. Ознакомление учащихся с задачами и эпиграфом урока:

«Самый распространенный вид гордости – национальная гордость».

Артур Шопенгауэр

II. Изучение нового материала по плану (слайд 3):

1. История Чувашской государственности;

2. Проекты новых государственных символов;

Вводное слово учителя. День государственных символов Чувашской Республики отмечается 29 апреля. Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. Изучение символики и геральдики, это не только расширение своего интеллектуального потенциала, а в первую очередь проявление уважения к прошлому, к поколениям, создавшим эти ценности. Символика государства это не просто действующая формальная система, это, как и любой памятник, еще и национальное достояние, достояние отечественной культуры. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл.

Отношение к символам государственности - один из показателей культуры общества. Ведь они отражают историю народа, его прошлое и настоящее, традиции наших предков и новые устремления в будущее. Как отметил Президент Чувашии Николай Васильевич Федоров: "Государственный флаг, герб и гимн Чувашской Республики - символы , призванные объединять всех граждан, живущих на одной территории. В них полно и емко отражен чувашский национальный колорит как свидетельство связи времен" (слайд 4) .

С символикой нашей республики мы уже кратко знакомились. Сегодня на уроке мы более подробно, более расширенно изучим эту тему.

1. История Чувашской государственности.

История создания государственной символики была непростой. Очень мало сохранилось сведений о первом чувашском флаге, учрежденном на I-м Всероссийском чувашском военном съезде в январе 1918 года. Однако, это небезынтересно, так как это был первый опыт обретения чувашским народом собственных государственных символов. Документы Государственного исторического архива Чувашской Республики могут пролить свет на это исторически значимое событие.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России дала толчок началу национального самоопределения чувашского народа. Начались поиски форм государственного устройства, отвечающих интересам чувашей. На Общечувашском национальном съезде 20-28 июня 1917 года в г.Симбирск были предприняты попытки закрепления демократических завоеваний революции. Образованное на этом съезде Чувашское Национальное Общество, объединяло различные демократические силы чувашского народа. По мнению создателей должно было стать политическим, культурным и интеллектуальным центром всех чувашей.

На этом съезде были приняты резолюции и пожелания депутатам будущего Учредительного собрания в Петрограде. Были пожелания и о будущей государственной символике: «В целях объединения чуваш Съезд находит необходимым немедленно приступить к созданию национального флага и значка (герба) чувашского общества. Флаг с одной стороны должен быть цвета наиболее чувашами любимого в древности и более распространенного в настоящее время, с национальными рисунками и узорами. Другая сторона флага должна по цвету и рисункам выражать идею наступления эры национальной свободы для чуваш, начала культурно-национального объединения и их возрождения. Флаг должен быть по рисунку настолько прост, чтобы его могли делать и разрисовывать крестьянки-чувашки».

Была образована специальная комиссия, которая обсуждала несколько вариантов флага, и остановились на проекте, подготовленном И.С.Максимовым-Кошкинским, П.А.Федоровым и И.В.Васильевым, при разработке которого учитывались пожелания симбирского съезда. Итак, по проекту флаг состоял из полотнища двух цветов – зеленого и белого (с желтоватым оттенком) с национальными узорами. Комиссией было высказано мнение о помещении в углу зеленого цвета изображение солнца. Древко флага имело цвет дубовой древесины. И.С.Максимову-Кошкинскому было поручено составить окончательный проект флага и представить его на съезде. К сожалению, в документах отсутствуют изображение флага и данные о его цветовых пропорциях.

24 января 1918 года на I-м Всероссийском чувашском военном съезде после недолго обсуждения проект был официально учрежден в качестве национального флага чувашского народа. Этот флаг использовался в качестве знамени создаваемого тогда же I-го Чувашского национального полка , только на нем дополнительно было написано красным цветом название полка. Вопрос о гербе остался открытым, в конце работы съезда было решено о передаче этого вопроса образованному на съезде Чувашскому национальному военному совету «Канаш», который, по мнению своих создателей, должен был стать чувашским национальным парламентом.

Незадолго до этого, в начале января 1918 года, был создан и «Чувашский гимн». Стихи сочинил руководитель чувашского хора в г.Казань Т.Д.Алексеев на музыку русского композитора А.Т.Гречанинова «Да здравствует Россия, свободная страна». Сохранился лишь подстрочный перевод этого произведения:

Слава живущему издревле чувашу,

Слава великому в веках народу!

Дружно беритесь за работу,

За построение жизни новой.

Пусть зазеленеют твои поля

И морем волнуются хлеба.

Народ, преодолев темноту,

Умом поднимается высоко.

Тогда и слава его труду

Солнцем засияет высоко!

«Чувашский гимн» впервые был исполнен 14 января 1918 года чувашским хором, быстро стал популярным, исполнялся на всех значимых мероприятиях, но официальный статус не приобрел.

История первых чувашских государственных символов оказалась короткой. Чувашский национальный совет «Канаш» в марте 1918 года потерял свою политическую значимость. Флагом трудящихся любой национальности, по мнению большевистского правительства, должен быть только революционный красный флаг и в качестве гимна - «Интернационал».

В советское время территорию чувашей объединили в единое целое. Это произошло после подписания 24 июня 1920 года декрета ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Чувашской автономной области (ЧАО) с центром в Чебоксарах. Автономная область включала семь уездов Казанской и Симбирской губерний.

В 1925 году ЧАО была преобразована в Чувашскую АССР. В июне того же года в нее вошли часть Алатырского уезда с городом Алатырь Ульяновской губернии. Чувашская Республика полностью обрела территориальную целостность. С преобразованием автономной области в автономную республику впервые возникла необходимость создания национальных символов. Идея своего национального флага не умерла. Уже после образования Чувашской АССР в 1925 году был поставлен вопрос о возвращении национального флага. Утвержденный на 2 (7) съезде Советов 31 марта 1927 года флаг концептуально воспроизводил флаг 1918 года. Флаг представлял собой красное или алое полотнище , в верхнем углу которого находился белый прямоугольник с красными буквами "ЧАССР" и золотым изображением серпа и молота. Место для знака и надписей обрамлял узор, заимствованный со старинных свадебных платков. В оформлении флага выдерживался традиционный и в то же время как бы осовремененный национальный колорит (слайд 5) . Народный орнамент вошел и в оформление герба 1927 года. Герб состоял из двух кругов, между которыми свободно размещались название "Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика" на чувашском и русском языках, а в нижней части - надпись "РСФСР". С правой стороны, парралельно линиям кругов, изображены сноп, колосья пшеницы, с левой - ель, еловые и дубовые ветви. Обе части венка перевивали широкие ленты с геометрическими узорами на концах (слайд 6) .

Н

о в конце 20-х гг. в СССР началась борьба против так называемого «великодержавного шовинизма» и местного национализма». Под критику попал и чувашский флаг. Постановлением этого съезда чувашский флаг стал полностью красного цвета, лишившись белого полотна с национальными узорами. Эти флаг и герб оставались в Чувашской АССР до Конституции 1937 года (слайд 7, 8) . Затем в силу определенной национальной политики в государственных символах всех автономных республик стала преобладать унифицирующая атрибутика. Это в полной мере относится и к символике Чувашской АССР. Согласно статьям 157 и 158 Конституции Чувашской АССР Государственными гербом и флагом республики стали Государственный герб и флаг РСФСР, только к их изображениям добавляли надписи на русском и чувашском языках: "Чувашская АССР" (слайд 9, 10) .

2. Проекты новых государственных символов.

Переосмысление места и роли Чувашской Республики в Российской и Советской Федерации связано с началом демократических преобразований в обществе во второй половине 80-х годов. Важным шагом на этом пути стала принятая 24 октября 1990 г. “Декларация о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики” и Закон Чувашской АССР “О декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР”. Именно эти документы дали необходимый толчок к пересмотру главных атрибутов государственного суверенитета - государственных символов: флага, герба, гимна. В декабре 1990 г. Верховный Совет Чувашской ССР утвердил Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных символов республики и состав конкурсной комиссии. Была обнародована и концепция национально-государственной символики, в разработке которой приняли участие видные общественно-политические деятели новой демократической волны, крупнейшие чувашские ученые и специалисты.

Работа над национально-государственными символами началась с подготовки проекта Положения о концепции символики , суть которой состояла в следующем: национально-государственные символы должны воплощать историческое прошлое чувашского народа, олицетворять нынешний статус республики и выражать перспективу на будущее. В их духе, форме, композиции должны найти выражение народные представления о природе, обществе, трудовых, нравственных и эстетических традициях, идея согласия и мирного сосуществования людей разных национальностей.

Интерес к разработке новых символов был так велик, что еще до объявления о конкурсе в комиссию поступило более 100 самых разнообразных проектов герба и флага. Авторы разработок шли непроторенными путями. Ведь у них, по существу, не было опоры на предшествующие национальные символы. Поэтому процесс создания и законодательного закрепления главных символов государства оказался не простым. Без преувеличения можно сказать, что в их создании приняла участие вся творческая элита Чувашии, тысячи граждан республики, представители чувашской диаспоры со всех концов бывшего СССР и Российской Федерации.

Проекты новых государственных символов, предложенные комиссией, выставили в Чувашском государственном музее в апреле 1991 года, а затем авторы разработок , признанных наиболее интересными, внесли соответствующие исправления.

Один из проектов принадлежал Д.Ф.Мадурову - студенту Московского Высшего художественно-промышленного училища. Автор взял за основу образ ласточки - птицы мира и согласия. В мифологических представлениях она - вестник добра, счастья, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия. Ласточка - любимая птица высшего из чувашских божеств небесного Бога-творца Султи-тура, который дарует дождь на поля, урожай и счастье людям. На груди ласточки - символическое изображение сохи в обрамлении хлебных колосьев. В верхней части герба - изображение небесного свода (Кавак хуппи) и полуденного солнца. Герб обрамляют голубая лента и ветви хмеля.

Флаг представлял собой светло-желтое прямоугольное полотнище с полосами красного цвета сверху, снизу и у древка. На нем изображены основные элементы герба: лемех сохи, небесный свод и золотые хлебные колосья.

Проект С.Н.Михайлова решен в строго орнаментальном ключе, с активным использованием элементов чувашской вышивки. Он представляет модель мира с небесным сводом, тремя солнцами и осью мира в центре. Эта модель мира находилась и в центре герба, и в центре флага.

Третий проект принадлежал Э.М.Юрьеву. В его основе - Вечное дерево - символ возрождающейся Чувашии. Правда, после обсуждений дубовые ветви вокруг гербового щита художник заменил ветвями хмеля. Не случайно, конечно. Хмель - ведущая техническая культура сельского хозяйства Чувашии, так называемое «зелёное золото».

Для полотнища флага , как это дано в описании, взяты пропорции "золотого сечения" (5:8, а не 1:2), именно это соотношение было принято в большинства стран. Верхняя часть флага окрашена в желтый цвет, который, как принято в народной традиции, считается наиболее благородным и возвышенным. Желтое поле флага обозначает "Сара хевел" - пространство под солнцем, населяемое чувашами. Нижняя часть полотнища, означающая землю, на которой проживает чувашский народ, окрашена, как и гербовая эмблема, в сандалово-красный цвет.

После длительного отбора, жарких дискуссий и обсуждений в апреле 1992 г. большинство комиссий отдали свои голоса проекту герба и флага, автором которых был народный художник Чувашской Республики Э.М.Юрьев. 11-я сессия Верховного совета тоже отдала предпочтение проекту этого художника, но внесла в него значительные изменения.

Родился 25 марта 1936 года в селе Исаково Красноармейского района в семье известного чувашского журналиста, художественного критика и поэта М.И. Юрьева. Удивительно , но родители, как бы предчувствуя судьбу сына, нарекли младенца именем Элли (древнечувашское понятие «мастер»). Интерес к искусству проявился у мальчика очень рано. Учился в Чебоксарской детской художественной школе (1949-1951), Чебоксарском художественном училище (1951-1952), окончил Тбилисскую государственную академию художеств (1958-1964). Служил в рядах Советской Армии (1955-1958).

После окончания вуза он вернулся на родину, обосновался в Чебоксарах и стал работать старшим художественным редактором Чувашского книжного издательства. Одновременно преподавал в Чебоксарском художественном училище, а затем на художественно-графичеком факультете Чувашского

государственного педагогического института имени И.Я. Яковлева.

Первым из художников республики очень серьезно начал заниматься промышленной графикой на профессиональной основе, Элли Юрьев параллельно разрабатывал собственные шрифты и орнаментальные мотивы. Благодаря его таланту, чувашская промышленная графика заговорила собственным языком, имеющим национальные корни.

Элли Юрьев навсегда вошел в историю отечественного искусства как автор Государственного герба и Государственного флага

Чувашской Республики.

Элли Михайлович Юрьев Раскрывая идейно-смысловой строй герба, сам

(1936-2001 гг.) Э лли Михайлович говорил: «Главное в гербе – древо жизни в центре геральдического щита. Корнями древо врастает в землю. Крону древа жизни составляют три этнические ветви: чувашей коренных, что ближе к стволу, затем с краю – ветвь чувашской диаспоры, а между двумя этими ветвями , не достигая корней – ветвь, символизирующая все те народности, что проживают на данный момент в Чувашии. Таким образом, на основе этнической данности складывается общественно-политическая ситуация. Этот аспект мне тоже хотелось отразить в символе герба. Все эти народности являются участниками исторического события – создания нового Чувашского государства, независимой республики».

Без преувеличения можно сказать, что все творчество Элли Юрьева пронизано неустанными поисками и непрерывающейся цепью экспериментов, дававших художнику возможность совершенствовать свой собственный стиль в искусстве и открывать в себе все новые грани дарования. Член союза художников СССР с 1967 г. В 1976 г. присвоено звание заслуженного художника ЧАССР. Присуждена Государственная премия Чувашской Республики им. К.В. Иванова за 1989 г. В 1994 г. присвоено звание народного художника Чувашской Республики.

Сердце художника остановилось 17 января 2001 года. Его имя присвоено Чебоксарской детской художественной школе № 4, земляки из Красноармейского района назвали в честь художника 8 улиц. Учрежден республиканский конкурс детского творчества на приз имени Элли Юрьева.

Государственный гимн Чувашской Республики был написан Германом Степановичем Лебедевым на слова Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа) (слайд 12) .

Германом Степановичем Лебедевым родился 28 апреля 1913 года в д. Салабайкасы (ныне Чебоксарский район Чувашской Республики) в бедной крестьянской семье. В 1930-1935 гг. учился в Чувашском государственном музыкально-театральном техникуме. Тогда же начал петь в Чувашском государственном хоре. В 1936-1940 гг. Г.С. Лебедев жил и работал в г. Шумерля. С 1941 г. работает в Чебоксарах: сначала – заведующим учебной
частью, затем – директором музыкального училища. В первые годы войны одновременно он

участвует как баянист-аккомпаниатор в концертах Чувашского государственного ансамбля песни и танца, в составе которого выезжает на Брянский и Калининский фронты для культурного обслуживания бойцов Советской Армии. С 1943 по 1975 гг. постоянно работает в Чувашском Государственном ансамбле песни и танца.

В 1945 г. ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашии, а в 1970 г.

– заслуженного деятеля искусств Российской

Федерации. Основная область его творчества -

песня. Всего около 400 песен. Скончался Герман

Герман Степанович Лебедев

(1913-1980 гг.)

(Слайд 12). Родился 3 августа 1907 года в д. Большие Токташи Аликовского района Чувашской Республики в бедной крестьянской семье. Окончил Красночетайскую школу-восьмилетку. В 1926-1928 гг. учился в Чебоксарской партийной школе. Затем в течение 2 лет работал ответственным секретарем редакции «Будь готов» и редактором Чувашского книжного издательства. В 1933-1935 гг. он – редактор Чувашского книжного издательства, а в 1935-1942 гг. – научный сотрудник Научно-исследовательского института.

Творческое наследие его богато и разнообразно. Он является автором многих стихов и песен , рассказов и повестей: «Бычий лог» (1931), «Хозяева земли» (1954), сборника стихов в прозе «Букет» (, 1939); очерков «Павел Лаптев» (1944), «Золотая Звезда» (1945), пьесы-сказки «Цветок счастья» (1953) и других. Перу И. Тукташа принадлежат переводы «Слова о полку Игореве » (совместно с И. Ивником),

Илья Семёнович Семёнов первого тома «Тихого Дона» Шолохова, произведений

(Тукташ) Горького, Тагора, песен Лебедева-Кумача, сонетов

(1907-1957 гг.) Шекспира. Член Союза писателей СССР с 1934 года.

И. Тукташ - участник Великой Отечественной войны (1942-1944 гг.), военный корреспондент.

Ход 2 урока.

Второй урок посвящён Чувашскому гербу, флагу и гимну.

Изучение нового материала по плану (слайд 13):

1. Символика Чувашской Республики: герб;

2. Символика Чувашской Республики: флаг;

3. Символика Чувашской Республики: гимн;

5. Эмблема Алатырского района Чувашской Республики.

1.герб .

(Слайд 14). Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром,эмблема "Три солнца".

Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство , справедливость , милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности. Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в месте языческого моления и жертвоприношения - киремети. Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности. Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты , обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю. В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма , силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. "Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики. Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы , отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики. Два средних элемента в виде коротких наклонных полос , не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом, расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей. Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар ("Были. Есть. Будем.") и является его графическим выражением. Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита. Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни". Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

2.Символика Чувашской республики: флаг .


(Слайд 15). Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца". Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю. В геометрической середине полотнища флага расположена композиция, занимающая 1/3 часть его длины и состоящая из эмблем "Древо жизни" и "Три солнца". Эмблема "Древо жизни", занимающая 3/5 части ширины флага - знак, выполненный на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которого напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Симметричность композиции "Древа жизни" выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. "Древо жизни" состоит из пяти элементов, главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Данный элемент означает коренное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенные симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой шириной 1,5 процента длины флага, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики. Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и также заканчивающихся национальным орнаментом, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов, означают население Чувашской Республики других национальностей. Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос, ширина которых равна 1,5 процентам длины флага. Общая ширина ствола "Древа жизни" составляет 6,5 процента длины флага. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда), символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную эмблему флага - "Древо жизни", означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар" ("Были, Есть, Будем") и является его графическим выражением. Высота и ширина каждой звезды составляет 1/5 часть высоты флага. Ширина плечиков всех звезд составляет 2,7 процента длины флага. Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается над "Древом жизни" в геометрической середине полотнища флага. Нижние окончания звезды опираются на "ветви Древа" в виде национального орнамента центральной части композиции "Древо жизни". Две боковые восьмиконечные звезды располагаются слева и справа симметрично от средней звезды. Их нижние окончания опираются на "ветви Древа" в виде национального орнамента центральной и средних частей композиции "Древо жизни". Полотнище флага крепится к древку, завершающимся в виде рельефно-объемного изображения эмблемы "Древо жизни".

3.Символика Чувашской республики: гимн .

Государственный гимн Чувашской Республики - один из государственных символов Чувашской Республики, предназначенный для исполнения во время проведения государственных церемоний (вступление в должность Президента Чувашской Республики, открытие и закрытие важнейших заседаний, собраний). В основу гимна Чувашии положена песня "Тăван Çĕршыв" (Родная страна), музыку которой написал заслуженный деятель искусств Чувашии и Российской Федерации Герман Лебедев, слова - Член Союза писателей СССР Илья Тукташ. Государственный гимн Чувашской Республики может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном исполнении, в том числе - в сокращенном варианте (без второго куплета). Чувашский текст Государственного гимна Чувашской Республики выражает три круга образов: пробуждение природы к новой жизни; родные, отец, мать, дети - круг семьи ; единение и согласие всех родных в чувашском мире - Чувашской Республике. Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение (слайд 16) .

Учитель просит учащихся встать. Проводится прослушивание Государственного гимна Чувашской Республики (слайд 17) .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН ЧУВАШИИ

Когда весны высокий свод

Лучи живые щедро льёт, -

На добрый лад судьбу верша,

О крае родном поёт душа.

Припев: Поклон тебе, о Родина,

Красавица на все времена.

Поклон тебе, о Родина,

Да славится Родная страна!

Отцам на смену выйдя в путь,

Ты, юность, им опорой будь.

На добрый лад судьбу верша,

О жизни большой поёт душа.

Припев.


Народ народу – друг и брат,

Отныне и чуваш крылат,

На добрый лад судьбу верша,

О силе людской поёт душа.

6. Эмблема Алатырского района Чувашской Республики.


27 февраля 1997 года районным собранием депутатов утверждена эмблема Алатырского района. В основу принятой с учетом мнения населения эмблемы Алатырского района положено сочетание символов государственной власти Чувашской Республики и присущие Алатырскому району атрибуты. Основой эмблемы является составная часть Государственного герба Чувашской Республики с надписью: "Чувашская Республика" - "Алатырский район", увенчанная дубовыми листьями, как символом стойкости и силы, а так же характеризующими лесные богатства района.

Составной частью эмблемы является композиция, отражающая дела территории Алатырского уезда, когда в 1778 году уездному городу Алатырь был пожалован именной герб и "Три золотых колчана в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие оружие с похвалой употреблять умели", а так же стилизованное изображение хлебных колосьев, символизирующих аграрную направленность экономики района.

Национально-государственные символы Чувашской Республики - одни из немногих, которые помимо своего официального значения являются также художественно-поэтическими образами Родины. Через них мы соприкасаемся к богатству нашей истории и традициям, они подпитывают нашу любовь к родной земле, укрепляют патриотические чувства.

III. Закрепление.

Учащиеся получают листы с заданиями из рабочей тетради «Культура родного края. Вводная часть» Е.В.Александровой (Е.Енькки) – страницы 13-14 (слайд 19) .

VI . Домашнее задание: попробуйте разработать герб своего села (можно семьи, школы).

Работа может выполняться группой.

Использованная литература.

1. Александрова Е.В. (Е.Енькка). Рабочая тетрадь «Культура родного края. Вводная

часть». Чебоксары,2002;

3. Сапрыков В. «"Дерево жизни" - символ Чувашии». Журнал «Наука и жизнь», № 8, 1994. .


Государственные символы Чувашской республики

История создания и принятия Герба и Флага Чувашской Республики

Начало 1990-х гг. – подъем национального-демократического движения в советских республиках СССР и автономных республиках РСФСР, в том числе в Чувашской АССР. 24 октября 1990 г. была провозглашена «Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР». В 7-ом пункте данной «Декларации» говорилось о праве республики иметь свои государственные символы – государственный герб, флаг и гимн. В 1990 г. Комиссия Верховного Совета ЧАССР по культуре, развитию языка и межнациональных отношений работала над составлением основных требований к новым государственным символам Чувашии. На заседаниях Комиссии, проходивших в Чувашском научно-исследовательском институте языка, литературы, истории и экономики (ЧНИИЯЛИЭ), было рассмотрено до 140 эскизов гербов и флагов.

В 1990 г. Э.М. Юрьев не принимал участие в Комиссии. В 1990 г. он предлагал в качестве национально-государственной символа чертополох, но затем отказался от него.

В августе 1990 г. Э.М. Юрьев выступил в печати с критикой работы Комиссии. Он утверждал, что герб и флаг республики «могут быть утверждены только после всенародного обсуждения проектов» и жюри конкурсной комиссии «должно состоять из представителей всех районов и всех слоев населения республики». Некоторые его замечания были учтены при разработке «Положения об условиях конкурса проектов национально-государственных герба, флага и гимна ЧССР».

Комиссия Верховного Совета ЧССР по культуре выработала «Положение о концепции государственных символов ЧССР», утвержденное 27 октября 1990 г. По данному Положению, национальные герб, флаг и гимны должны воплощать «историческое прошлое чувашского народа, современное политическое состояние… и выражать его перспективу на будущее». Композиционная структура Герба и Флага, сочетание цветов, изображение атрибутов должны … выражать народное мировоззрение в отношении природы, земного и небесного пространства, трудовых, этических и эстетических традиций (см. Приложение «Проект. О концепции национально-государственной символики Чувашской Советской Республики»).

Согласно «Положению о концепции государственных символов ЧССР» в изображении герба и флага «важным условием является доминирование цвета народного искусства, устойчивые орнаментальные мотивы и отдельные элементы (4-угольная звезда, кĕске, знак солнца, древо жизни, знак огня, пахотной земли и т.д.), либо зафиксированные в памятниках булгаро-чувашской материальной культуры геральдические образы и эмблемы».

15 декабря 1990 г. Президиум Верховного Совета ЧССР принял «Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных герба, флага и гимна ЧССР» (см. Приложение «Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных Герба, Гимна и Флага Чувашской ССР»).

29 мая 1991 г. конкурсная комиссия отобрала три лучших проекта герба и флага. Первую премию в размере 750 руб. получил Д.Ф. Мадуров. Э.М. Юрьев получил третью премию в размере 250 руб. (см. Приложение «Протокол заседания конкурсной комиссии по оценке национально-государственных символов ЧССР»).


14 июня 1991 г. Э.М. Юрьев выступил в печати с критикой проекта Д.Ф. Мадурова, утверждая, что он «не пригоден для сфрагистики вообще» и «слабо отвечает концепции», выработанной Комиссией (см. Приложение «Юрьев Э. По принципу «нравится - не нравится»). Под влиянием этой критики Комиссия решила пригласить авторов-призеров конкурса в рабочую группу по созданию альтернативных проектов Герба и Флага (см. Приложение «Протокол заседания Комиссии по культуре от 16 июня 1991 г.»). Однако Э.М. Юрьев не принял участие в рабочей группе, но добился разрешения на выдвижение нового своего проекта (см. Приложение «Протокол заседания Комиссии по культуре от 18 ноября 1991 г.»)

15 февраля 1992 г. на заседании Верховного Совета Чувашской Республики было решено взять за основу герба и флага Чувашской Республики проект Э.М. Юрьева. Депутаты предлагали внести в герб и флаг серп и молот, но Э.М. Юрьев лишь поменял в гербе дубовые ветви на ветви хмеля.

29 апреля 1992 г. – на сессии Верховного Совета Чувашской Республики большинством голосов проекты герба и флага Э.М. Юрьева были утверждены в качестве государственных символов Чувашской Республики

С 2004 г. 29 апреля стал отмечаться как «День государственных символов Чувашской Республики».

Описание и объяснение основных элементов Герба и Флага Чувашской Республики


Созданные Элли Юрьевым образы герба и флага Чувашской Республики в полной мере удовлетворяли требованиям, изложенным в «Положении о концепции государственных символов ЧССР», утвержденном Верховным Советом ЧССР.

Желтый цвет Герба и Флага символизировал пространство под солнцем, населенное чувашами. ·Пурпурный (темно-красный) цвет «Древа» и нижней полуокружности символизировал землю, на которой проживают чуваши и извечное стремление чувашского народа к свободе, которое позволило ему сохранить свои традиции и самобытность. Согласно системе представлений чувашей о символике цветов, желтый – это цвет Вселенной, цвет чистоты, красный цвет – цвет, оберегающий от зла. Красный цвет является также символом достоинства, могущества, силы, отваги, мужества, желтый цвет – символом богатства, добра, милосердия, постоянства, силы, верности справедливости. Герб и флаг, разработанные Элли Юрьевым, опирались на доминирующие цвета и символику чувашской народной вышивки.

Центральный элемент герба и флага – «Древо жизни», которое несет многозначный смысл. Во-первых, оно обозначает единство народов, проживающих в Чувашии. Во-вторых, «древо жизни» – знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом. В-третьих, «древо жизни» является символом возрождения чувашского народа. Поясняя «древо жизни», Элли Юрьев говорил, что «то, что мы называем орнаментом, это не орнамент, а руническое письмо, более древнее, чем европейское руническое письмо».


Возможно, историческими прототипами центрального элемента чувашского герба – древа жизни – являются рунические родовые знаки древнеболгарской династии Дуло. Еще до того, как часть болгар заняли территории Среднего Поволжья они входили в объединение «Великая Болгария» в степях Восточной Европы. Рунические знаки древнеболгарской династии Дуло использовались на флагах Великой Болгарии в 635-660-е гг.

Сам Элли Юрьев говорил, что нарисованное им древо жизни символизировало дуб (см. Приложение «Проект Государственного герба и государственного флага Чувашской ССР»), поэтому на одном из проектов герба были дубовые ветви, дополняющие образ ствола дуба. У чувашей дуб был древним тотемом, который сверхъестественным образом был связан с жизнью народа. Дуб был также символом общей древней религии чувашей. Неслучайно возвышенное место у старого дуба часто у чувашей символизировали Первосушу-Первогору с Мировым Древом и использовались для общественных жертвоприношений (киреметищ). Культ киримети возник, как полагают некоторые исследователи, из почитания умерших, слившегося с культом мусульманских святых и распространился, вероятно, в болгарскую эпоху.

Согласно чувашской мифологии, священное мировое древо – «Древо жизни» – поддерживало небосвод посередине. Это древо возвышается в центре мира или· одного из миров – среднего мира – мира людей. Сами чуваши при этом верили, что они живут в центре земли. В библейской символике тоже присутствует «Древо жизни», растущее посреди «земного Рая», который сам представляет центр нашего мира.

Древо жизни должно было связывать земной мир с высшим – духовным миром,· который определял судьбы чувашского народа. Это обозначало необходимость связи народа с традициями. По словам Элли Юрьева, дуб является «символом крепости, силы, стойкости, стремления к жизни, выражением тяги к восходящему духовному и экономическому развитию, к дружбе и спаянности со всеми народами» (см. Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 125»).

Крону «древа жизни» составляют три этнические ветви. 1-ая центральная· линия символизирует чувашей, родившихся в Чувашии и населяющих ее. 2-ая линия, которая не достигает корней, символизирует граждан Чувашии нечувашской национальности. 3 и 4 линии по краям древа символизирует чувашскую диаспору – чувашей,· родившихся и проживающих за пределами Чувашии. Элли Юрьев говорил про линии «Древа жизни», символизирующие народы: «Все эти народности являются участниками исторического события – создания нового Чувашского государства, независимой республики».

Над древом жизни находятся три 8-угольные звезды. 8-угольная звезда – один из наиболее распространенных элементов чувашской вышивки, выражающий красоту и совершенство. По словам Э.М. Юрьев, три солнца олицетворяют чувашский народ как один из древнейших народов в мире и «выражает стремление строить свое благополучие только в трудолюбии и в· благоразумном ладу с природой». Также они обозначают «почитание чувашами мироустройства, ожидание справедливого отношения к себе со стороны мироздания» (см. Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126).

Три звезды на чувашском языке также обозначают связь времен и соответствуют по смыслу изречению: «Пулнă, пур, пулатпăр». В переводе на русский это означает: «Были, есть и будем». Элли Юрьев отмечает, что герб показывает, что· «нынешнее поколение чувашского народа чтит своих предков, бережет выработанные ими духовные ценности и несет их будущему поколению» (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 127) .

У чувашей существует легенда про три солнца, которые находились настолько близко к земле, что люди не знали что такое зима и холод. Тогда недовольные жарой чуваши пригласили опытного охотника, который из лука убил два солнца. Третье солнце испугалось и убежало далеко в небо. Чувашские мудрецы сказали, что надо рисовать на домах три солнца и песнями завлекать солнце, тогда оно вернёт своё тепло. Возможно, легенда о трех солнцах связана с предками чувашей – гуннами, которые занимали территории Центральной Азии, где климат был теплее, по сравнению с климатом Среднего Поволжья.


По словам Элли Юрьева, надпись на гербе «Чăваш Республики – Чувашская Республика» выражала идею богатства и плодородия чувашской земли, единство чувашей и иноязычных граждан республики (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126). Одним из элементов герба является· хмель, который чуваши издавна выращивали.

По словам· Элли Юрьева, хмель – это символ жизнелюбия, трудолюбия, достоинства и благоразумия (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126). Также выбор хмеля объяснялся почитанием у чувашей растительного мира. Помимо прочего золотой цвет хмеля символизировал также богатство, справедливость и великодушие.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..………..3

Глава 1.Что такое геральдика?.....................................................................................3

Глава 2.Герб городов Чувашской Республики ……………………………………..4

Заключение ……………………………………………………………………………6

Использованная литература ………………………………………………………….7

Приложение……………………………………………………………………………8

Введение


Каждый народ создаёт и почитает собственную национально-государственную символику. Изучение геральдики – это не только расширение своего интеллектуального потенциала, а в первую очередь – проявление уважения к прошлому, к поколениям, создавшим эти ценности. Символика государства – это не просто действующая формальная система, это, как и любой памятник, ещё и национальное достояние, достояние отечественной культуры.
В каждом элементе государственной геральдики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели и принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы.
29 апреля – День государственных символов Чувашской Республики. Это особо значимое событие для нас. Бережно относиться к национальным символам своей Родины должен каждый человек. В них отражены богатство нашей истории, традиции и новые устремления. Поэтому государственный праздник символов республики имеет большое воспитательное значение, они воспитывают любовь к родной земле и укрепляют патриотические чувства. Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости. Цель данной работы привлечение внимания к геральдике городов Чувашии. Задача - развитие патриотического отношения к родной земле,поддержка уважения к малой родине. Метод исследования -поисковый.

Глава1.Что такое геральдика?


Слово « геральдика » имеет три значения.
В первом значении « геральдика » - это отдел исторической науки, занимающийся изучением гербов.
Во втором значении « геральдика » - это практика создания и использования знаков различия: гербов, эмблем, флагов, знамен, форменного костюма и других.
В третьем значении «геральдика» - это совокупность всех знаков различия, употребляемых одним владельцем, например, «геральдика России», разумея под этим все богатство геральдических знаков, использовавшихся и используемых в нашей стране.
Все три значения слова «геральдика» тесно связаны между собой. Невозможно создавать гербы и иные знаки, не опираясь на исторический опыт и анализ всей совокупности ныне существующих различительных средств. Невозможно изучать историю гербов, не обращая внимания на принципы их сегодняшнего существования. Нельзя постигнуть геральдику-совокупность знаков без исторических экскурсов и понимания основ практики создания и использования знаков сегодня.
Геральдика – это язык. Язык гербов и других знаков: язык, сообщающий человеку информацию посредством визуальных средств. Геральдика существует по тем же принципам, по которым существуют и речевые языки. В основе геральдики лежат самопроизвольно выработавшиеся в ходе многовекового практического пользования знаками базовые правила. На основе этих правил развились различные местные и частные геральдические традиции и особенности.
Какой он из себя герб знают все: гербы окружают нас со всех сторон, и они разные. Само присутствие герба в нашей жизни, а не только в исторических источниках, говорит о том, что геральдика – дисциплина, изучающая гербы - есть не только вспомогательная историческая дисциплина, но и "отрасль прикладного знания".
Мир геральдики многообразен, глубок и захватывающе интересен. Он проникает во все сферы нашей жизни, сопровождает нас на всех этапах жизненного пути. Нередко мы даже не отдаём себе отчёта, какое громадное количество геральдических знаков мы встречаем и практически используем ежедневно, какие глубокие исторические корни, разветвлённые культурные связи имеют те или иные символы, являющиеся для нас обычной, подчас незаметной повседневностью.
Гербы муниципальных образований совсем не похожи друг на друга. В них изображены различные фигуры: фантастические деревья, животные, то, что, по мнению геральдистов, действительно характеризует данный город или село. Значит герб – это представление о родном крае, выраженное в изобразительной форме, его символический образ. При этом язык герба прост, чёток, лаконичен. Он предоставит многообразную и интересную информацию всем тем, кто ощущает себя гражданином великой России, гражданином родной Чувашии, гражданином своего родного края, где он родился, где жили его деды и прадеды, частью и связующим звеном её прошлого, настоящего и будущего…».

Глава 2.Герб городов Чувашской Республики.


Герб Чебоксар

Большой герб города Чебоксары представляет собой серебряный щит. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток"- символ в мировой геральдике, означает стремление к свободе, инициативе и проявления достижения поставленных целей. Голубое, лазоревое поле в геральдике - это символ красоты, ясности, мягкости и величия. Дуб, любимое дерево чуваш, субординарная (негеральдическая) фигура, означающая силу, вечность, крепость. Эмблема "Три серебряных дуба" – символ, означающий существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем. Три четырехлучевые восьмиугольные звезды - графическое выражение девиза Государственного герба Чувашской Республики: "Были, есть и будем". Под дубами-зигзагообразная линия- изображение реки - в данном случае реки Волга. Цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар. Щит обрамлен симметричным декоративным мотивом (Хмель) золотого цвета, и девизным картушем с надписью в две строки "Шупашкар" - "Чебоксары" на пурпурном поле", всё это указывают на правовой статус города Чебоксары как столицы Чувашской Республики.
Алатырь

29 мая 2009 года Решением Собрания депутатов города Алатыря №40/32-4 был утвержден "исторический герб г. Алатырь Чувашской Республики".
Геральдическое описание Герба:
В червленонаполненных стрелами: два и один. В вольной части - законодательно установленная символика Чувашской Республики. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца.
Три колчана со стрелами на гербе Алатыря отражают историческую связь времен, в то же время они олицетворяют единство и сплоченность народа, проживающего на древней алатырской земле, готовность служить защите нашей Родины.
Красный цвет поля щита считается самым благородным из цветов, используемых в геральдике. Он символизирует такие качества как справедливость, любовь к Богу и ближнему, мужество, храбрость, благородство, власть.
Золотой (желтый) цвет колчанов со стрелами олицетворяет солнце-источник жизни и богатства, как материального, так и духовного. Золото символизирует такие качества и понятия как верность, милосердие, а также мудрость.
Современный Алатырь - важный промышленный и культурный центр Чувашской Республики, жители которого любят свой город; бережно хранят все самое лучшее в его историческом прошлом, развивают славные традиции, обогащая их новым содержанием.
Они понимают, что именно с любви к малой родине, ее истории начинается понятие Отечества, формируется священное чувство патриотизма, начинается рождение человека- гражданина".
Канаш

В структуре промышленности города абсолютным лидером является машиностроение - отсюда символ-шестерня. В центре шестерни зеленый цвет-развитие деревообработки.
Город является транспортным узлом Чувашии, поэтому на гербе изображены серебристые крылья, завязанные в узел, которые носят на форменной одежде железнодорожники и автотранспортники. Чувашский орнамент- принадлежность к субъекту. Пурпурный цвет – достоинство, могущество, мужество, сила.
Новочебоксарскм (красном) поле три золотых колчанаЗолотое стропило, на фоне которого три летящие утки, держащие в клювах зеленые дубовые ветви, означает стремление к достижению поставленных целей, связанных с охраной окружающей среды. Элемент чувашского флага - принадлежность к субъекту.
Золото-богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Голубое, лазоревое поле в геральдике - это символ красоты, ясности, мягкости и величия.
Шумерля

Серебряная шестерня показывает развитие в городе ведущей отрасли промышленности-машиностроения. Зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями - наличие дубрав.
Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазуревым поясом -город расположен на реке Суре. В серебряной главе щита - национальный орнамент- принадлежность к субъекту, название города золотом.
Синий цвет – цвет воды.
Пурпурный – достоинство, могущество, мужество, сила.
Желтый олицетворяет все самое прекрасное и светлое.
Золото – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность.
Цивильск

29 мая 2002 года Цивильское районное Собрание депутатов приняло Решение "О гербе города Цивильск". Решение подписано Главой самоуправления Цивильского района Н.В.Евдокимовым. Положение о гербе, утвержденное вышеназванным Решением, рассмотрено и одобрено общим Cобранием жителей города 1 марта 2002 года. Согласно Положению о гербе: "... Новая версия герба г. Цивильска соответствует историческому пожеланию в 1781 г. с учетом изменений, произошедших в российской геральдике и представляет собой в желтоземле красный стилизованный геральдический дуб с зелеными листьями и черными кряжами в основании. Дуб это - дерево-город, крепкое дерево! Славен дуб своими мощными корнями и обширной раскидистой кроной. Дуб- дань уважения нашим предкам, сила сопротивления, терпения, сила выносливости, устойчивости, надежности. Дуб силен своей мощью, неторопливостью, долгожительством и долготерпением.
Черный цвет означает историческую память народа.
Красный цвет - сегодняшний день, жизнь.
Зеленый – символ весны, здоровья, будущего.
Золотой фон герба символизирует прочность, величие, богатство, силу и великодушие.
Геральдическое описание муниципального герба гласит: «В золотом поле на зеленой узкой оконечности червленый дуб с таковыми же желудями, зеленой листвой и черными кряжами в основании. В вольной части- законодательно установленная символика ЧР. Девиз «МНОГАЯ ЛЕТА» начертан золотыми литерами на зеленой, подложенной золотом ленте».
Козловка

Герб города утвержден в июне 2001 года районным собранием депутатов. Автор герба - краевед Н.Г.Зайцев.
"Герб г.Козловки является его официальным символом. Он представляет собой окаймленный золотом геральдический щит, верхняя часть которого по форме идентична Герба Чувашской Республики, что означает географическое расположение города Козловка на территории Чувашии. В середине геральдического щита зеленым цветом изображена рельефность расположения города Козловка и год образования населенного пункта Козловка – 1671. На голубом фоне замкнутым кругом изображены листья, символизирующие деревообрабатывающую отрасль, часть шестерни – символ механизации и развития промышленного производства. В середине круга белый силуэт теплохода на подводных крыльях – символ динамического развития общественных процессов в городе. С двух сторон круга изображены рыбы, символизирующие один из главных промыслов жителей Козловки как в старину так и в нынешнее время. В нижней части на темно-голубом фоне, означающий расположенность города на реке «Волга», надпись золотыми буквами "Козловка"

Мариинский Пасад

Синее поле-расположение города на реке Волге. Определяющий фактор развития города – Волжская речная магистраль.
Малая Императорская корона (венец Императрицы) расположена над холмами, так как красоту окружающей местности придают Волга и поросший лесом гористый рельеф с холмами оползневого характера, подступающими непосредственно к реке. Местные жители в середине 19 в. Возбудили ходатайство о преобразовании села Сундырь со смежными деревнями в безуездный город или посад, причём просили назвать его Мариинским в честь императрицы Марии Александровны.
Золото – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность, отсюда и слова: «Необиженно жить». Зелёный цвет вершин и подножий холмов - богатство лесом.
Ядрин

Ядрин основан как военно-феодальное укрепление на восточной окраине Русского государства. Герб Ядрина, утвержденный в 1989 г. На щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер, так охраняли восточную окраину. Чувашский орнамент- принадлежность к субъекту, три дуба - прошлое, настоящее, будущее. Цифры 1590-год основания города.
Пурпурный цвет – достоинство, могущество, мужество, сила.
Золото – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность.

Заключение


История, величие и честь любого государства, любой республики воплощаются, прежде всего, в его символах. Поэтому они всегда вызывают в гражданах огромное уважение. Так и у Чувашской Республики существуют государственные герб, флаг и гимн, заявляя о независимости нашей Республики.
Герб – непреходящий ценность не только нашей Великой Чувашии, но и всей России. Он означают его могущество и независимость, подчеркивает особенности и значимые традиции, сложившиеся в ходе исторического развития. Он нужн нам как воплощение истории нашей Родины и отражение ее настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как зрительный и музыкальный образ.
Родина- это очень многое. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это имена людей. Это мой отец. Это ты и я. С нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами, мечтами о будущем. За прошедшие столетия Чувашия прошла сложный путь исторического развития. Вместе с русским и другими народами нашей многонациональной Родины, чуваши строили великое государство, доблестно защищали его в годы нашествий иноземных захватчиков и при этом наш упорный и трудолюбивый народ всегда являл собой умение жить в согласии, творить и созидать.
Я люблю свою прекрасную Чувашию. Ее история увлекательна и драматична, но она более близка мне потому, что ее героями являются наши предки: отцы, деды, прадеды, прапрадеды. По тому, как мы относимся к символам моей Родины, можем судить и об отношении к Родине.
Жители Чувашии гордятся государственными символами, и без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное событие. Под музыку и слова гимна, под расправленным государственным флагом Чувашской Республики деятелям культуры, ученым, спортсменам и другим выдающимся жителям Чувашии вручают награды.


Использованная литература

    Гаттерер И. X., Начертание гербоведения, СПБ, 1805;

    Лакиер А. Б., Русская геральдика, кн. 1-2, СПБ, 1855 (переизд., М., 1990);

    Винклер П. П., Рус. геральдика, в. 1-3, СПБ, 1892-94;

    Арсентьев Ю. В., Геральдика, М., 1908;

    Тройницкий С. Н., Гербы лейб-компании обер- и унтер-офицеров и рядовых, П., 1914;

    Лукомский В. К., О геральдич. художестве в России, «Старые годы», 1911, февр.;

    Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 г., СПБ, 1912;

    Белинский В., Рус. геральдич. словарь, в. 1-2, СПБ, 1912-13;

    Лукомский В. К., Модзалевский В. Л., Малорос. гербовник, СПБ, 1914;

    Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Рус. сфрагистика и геральдика, 2 изд., М., 1974;

    Соколов А.В. Симаолы государственного суверенитета. М.: «Планета», 1969.

    Страны мира: краткий политико-экономический справочник. – М.: Изд. Политлитература, 2009.

    Энциклопедия для детей. Т.2. М.: «Аванта», 2014, с. 217-307.

    "Дерево жизни" - символ Чувашии Источник - Наука и жизнь, N8, 1994 .

    Закон Чувашской Республики о государственных символах Чувашской Республики

Приложение. Цивильск ( новый герб ). Утвержден 28 апреля 1989 г. Описание герба: "В золотом щите дуб с зелеными листьями и натурального цвета стволом на зеленом подножии. В завершенной главе щита - чувашский орнамент: на червленом поле серебряные фигуры, в средней цифры 1589 . В лазуревой вершине щита червлеными литерами наименование города". Автор нового герба Цивильска - Евгений Иванович Соболев . Шумерля . Утвержден 11 февраля 1976 г. Описание герба: "В червленом щите внутри серебряной шестерни зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями. Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазуревым поясом. В серебряной главе щита червленый национальный орнамент и название города золотом". Автор герба Шумерли - художник В.Г. Горбунов . Ядрин (Ядринск) ( новый герб ). Утвержден 28 июня 1989 г. Описание герба: "В червленом щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер. В червленой же главе щита серебряные фигуры чувашского орнамента: в центральной - на золотом поле червленые цифры 1590 ". Автор нового герба В.И. Разумов .

Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики № 416 от 29 апреля 1992 г "О Положении о Государственном гербе Чувашской Республики" было утверждено Положение о Государственном гербе Чувашской Республики. Тогда же внесены изменения в соответствующие статьи Конституции. Согласно пункту 2 этого Положения:

"... Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого, окаймлённого, пересечённого геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символ возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамлённого пурпуровой, окаймлённой золотом лентой с надписью золотыми буквами "ЧAВАШ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА", заканчивающейся стилизованным изображением листьев и шишек хмеля. Пурпурная оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю."

Шишки хмеля - образ традиционного богатства чувашского народа.

Герб Чувашии внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 207.

Герб подтверждён Законом Чувашской Республики "О государственных символах Чувашской Республики" от 14 июля 1997 года № 12 (принят Госсоветом 1 июля 1997 года) - описание герба приведено в Приложении к закону.

Описание Государственного герба Чувашской Республики
1. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Ч`ваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца".
2. Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сар`) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.
3. Композиция герба, независимо от размера его воспроизведения, должна вписываться в условную окружность, нижняя часть которой соответствует нижней кромке девизной ленты с надписью "Ч`ваш Республики - Чувашская Республика".
Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности. Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой.
4. Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в киремети (месте языческого моления и жертвоприношения). Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности.
Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю.
В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.
"Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 ("ветвями Древа" в виде национального орнамента "сунт`х". Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.
Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента "сунт`х". Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.
Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом "сунт`х", расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45(к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей.
Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита.
6. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулн`, Пур, Пулатп`р" ("Были, Есть, Будем") и является его графическим выражением.
Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.
Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни".
Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

Герб Чувашской Республики один из государственных символов Чувашской Республики . Утвержден Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 29 апреля 1992 года . Автор герба - Э. М. Юрьев .

Описание

Щит увенчан другим элементом чувашского орнамента - золотой, окаймлённой красным эмблемой «Три солнца », состоящей из трёх восьмиконечных звезд . Снизу щит обрамлён красной лентой с надписью золотыми буквами «Чăваш Республики - Чувашская Республика», завершающейся стилизованным изображением золотых листьев и шишек хмеля , символизирующих традиционный чувашский обрядовый и праздничный напиток - пиво , которое чуваши издревле варят в домашних условиях .

История

Царская эпоха

На гербах и печатях российских царей земли Волжской Болгарии представлял на зелёном поле серебряный идущий агнец с красной хоругвью, разделенной серебряным крестом; древко золотое.

Впервые наличие у Чувашской Республики собственного государственного герба зафиксировано в Конституции Чувашской АССР, принятой 31 января 1926 года . До этого на бланках и печатях сначала областных, а затем и республиканских органов власти использовалось изображение Государственного герба РСФСР , одобренного ВЦИК в 1920 году и закрепленного Конституцией РСФСР 1925 года. Вокруг герба Российской Федерации были воспроизведены названия автономной области (позднее - республики) на чувашском и русском языках.

Официальное утверждение собственного государственного герба Чувашской АССР состоялось на II (VII) съезде Советов республики 30 марта 1927 г. Его автором был художник и фотограф П. Е. Мартенс. Внешне герб Чувашской АССР и напоминал российский, но имел отличия: кроме традиционных колосьев - еловые и дубовые ветки, а также ленту с чувашским национальным орнаментом на концах.

12 февраля 1931 года IV (IX) съезд Советов Чувашской АССР внес коррективы в изображение герба, приняв постановление «О государственном гербе и флаге Чувашской АССР». Из официальных символов государства были убраны декоративные элементы в виде чувашского национального орнамента «как не отражающие правильную национальную политику пролетарского государства».

Этот герб оставался у Чувашской АССР до 18 июля 1937 года . Согласно Конституции этого года Государственным гербом республики стал Государственный герб РСФСР , к изображению которого добавлено название республики под буквами «РСФСР »: вначале идёт надпись «Чувашская АССР» на русском языке, ниже - на чувашском. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» тоже был начертан сначала на русском, затем на чувашском языках.

    Coat of arms of Chuvash ASSR 1927.jpg

    Герб Чувашской АССР от 1927 г.

    Coat of arms of Chuvash ASSR 1931.jpg

    Герб Чувашской АССР от 1931 г.

    Coat of Arms of Chuvash ASSR.png

    Герб Чувашской АССР от 1937 г.

Современность

29 апреля 1992 года Верховным Советом Чувашии принято постановление о Государственном гимне, гербе и флаге республики. Тем самым герб Чувашии стал выглядеть в том виде, которым является в нынешний момент. 29 апреля в Чувашии отмечается День государственных символов Чувашской Республики.

См. также

Источники

  • По материалам cap.ru
  • Глава «Под эмблемой серпа и молота» из книги В. С. Драчука «Рассказывает геральдика»,

Напишите отзыв о статье "Герб Чувашской Республики"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Герб Чувашской Республики

– Сабли вон! – крикнул офицер драгунам, сам вынимая саблю.
Другая еще сильнейшая волна взмыла по народу, и, добежав до передних рядов, волна эта сдвинула переднии, шатая, поднесла к самым ступеням крыльца. Высокий малый, с окаменелым выражением лица и с остановившейся поднятой рукой, стоял рядом с Верещагиным.
– Руби! – прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове.
«А!» – коротко и удивленно вскрикнул Верещагин, испуганно оглядываясь и как будто не понимая, зачем это было с ним сделано. Такой же стон удивления и ужаса пробежал по толпе.
«О господи!» – послышалось чье то печальное восклицание.
Но вслед за восклицанием удивления, вырвавшимся У Верещагина, он жалобно вскрикнул от боли, и этот крик погубил его. Та натянутая до высшей степени преграда человеческого чувства, которая держала еще толпу, прорвалось мгновенно. Преступление было начато, необходимо было довершить его. Жалобный стон упрека был заглушен грозным и гневным ревом толпы. Как последний седьмой вал, разбивающий корабли, взмыла из задних рядов эта последняя неудержимая волна, донеслась до передних, сбила их и поглотила все. Ударивший драгун хотел повторить свой удар. Верещагин с криком ужаса, заслонясь руками, бросился к народу. Высокий малый, на которого он наткнулся, вцепился руками в тонкую шею Верещагина и с диким криком, с ним вместе, упал под ноги навалившегося ревущего народа.
Одни били и рвали Верещагина, другие высокого малого. И крики задавленных людей и тех, которые старались спасти высокого малого, только возбуждали ярость толпы. Долго драгуны не могли освободить окровавленного, до полусмерти избитого фабричного. И долго, несмотря на всю горячечную поспешность, с которою толпа старалась довершить раз начатое дело, те люди, которые били, душили и рвали Верещагина, не могли убить его; но толпа давила их со всех сторон, с ними в середине, как одна масса, колыхалась из стороны в сторону и не давала им возможности ни добить, ни бросить его.
«Топором то бей, что ли?.. задавили… Изменщик, Христа продал!.. жив… живущ… по делам вору мука. Запором то!.. Али жив?»
Только когда уже перестала бороться жертва и вскрики ее заменились равномерным протяжным хрипеньем, толпа стала торопливо перемещаться около лежащего, окровавленного трупа. Каждый подходил, взглядывал на то, что было сделано, и с ужасом, упреком и удивлением теснился назад.
«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме