Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Музыкальные произведения с образом огня и солнца. Образ солнца в творчестве разных народов

Подготовил: Вайц Роман Михайлович 7 лет
учащийся 1 «А» класса
Руководитель: Селезнёва Наталья Юрьевна - учитель начальных классов


В зимние дни мы часто вспоминаем о лете, солнце и тепле. Закрыв глаза, представив ясный солнечный день, улыбка расплывается у нас на лице. Солнце вызывает положительные «тёплые» эмоции.
Интересно, а как ещё люди воспринимают солнце?
Для ответа на этот вопрос, я решил изучить сказки, пословицы и поговорки русского народа о солнце и узнать, какой образ получится в результате исследования.

Цель : изучение образа Солнца в произведениях русского народного творчества.

Объект : образ Солнца

Предмет
: образ Солнца в произведениях русского народного творчества.

Гипотеза : В произведениях русского народного творчества Солнце имеет положительный, добрый, справедливый, сильный мужской образ.

Задачи :

1. Изучить русские народные сказки о солнце;
2. Изучить пословицы и поговорки русского народа о солнце;
3. На основе анализа произведений русского народного творчества сформулировать образ Солнца.

Образ Солнца в культуре русского народа

Солнце - древнейший космический символ, известный всем народам, означает жизнь, источник жизни, свет.
Солнце – героическая и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни, растениям, животному миру.
В христианском мире Солнце является символом бессмертия и воскресения. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект.
В культуре русского народа Солнце в основном мужского рода. У христиан Солнце - Бог-Отец, правитель вселенной, излучающий свет и любовь, божественное начало в человеке.
В литературе утреннее солнце – символ рождения и пробуждения. Кроме того, Солнце обозначает героическое начало.

Описание солнца в произведениях русского народного творчества

Сказки о Солнце



В сказках, чаще всего, используется не слово солнце, а - солнышко, что указывает на уважительное отношение к объекту. Так же, в большинстве случаев употребляется не одно слово, а с прилагательным: красное солнышко. В сказке «Брат и сестра» героиня сравнивается с солнцем: Марфа Прекрасная, что красно солнышко. В этом случае «красное» обозначает – красивое, что подтверждает ещё одно выражение из этой сказки: По локоть руки в золоте, по колены ножки в серебре, в лобу красное солнышко, а в затылке светел месяц.
Сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» говорит о Солнце, как об активном действующем лице, наравне с героями-людьми. Чаще всего Солнце выступает в мужской роли. Солнце берет в жены девушку: «солнце – любимый, значимый человек».
В сказке «Ювашка Белая Рубашка» рассказывается о царе, у которого не было солнца, месяца, звезд и полночи, и это было величайшим несчастьем. Здесь солнце сравнивается с богатством.
Сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» сравнивает Солнце с красотой: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды.
В сказке «Мороз, Солнце и Ветер» говорится о силе Солнца: Да разве есть кто Солнца сильнее!
Солнце в сказках играет позитивную роль, рассматривается как благо и податель благ, практически во всех сказках солнце – это богатство.


Пословицы и поговорки о Солнце



В русском народном творчестве пословицы и поговорки упоминают о Солнце с положительной стороны, сравнивают с теплотой, добром, красотой и образцом правды. В таблице 1 представлены некоторые выражения о Солнце и их значение.

Таблица 1.

Лексическое значение пословиц и поговорок о Солнце.


В русском языке пословицы и поговорки расширяют роль Солнца в быту людей, подтверждают тесную духовную связь. В культуре русского народа многое зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Поэтому образ солнца занимает одно из главных мест в жизни людей.

Заключение

Исследуя литературу по теме, я узнал много нового о Солнце и его значении в культуре русского народа. В процессе выполнения поставленных задач, полностью подтвердилась наша гипотеза: образ солнца – это сильный, могущественный, справедливый образ. В русских народных сказках солнце играет только позитивную роль.

Алексей Кондратьевич Саврасов.
Лес у озера, освещенный солнцем.
1856.

Теплоте, образовавшейся в центре Солнца, нужно 50 млн. лет, чтобы достичь его поверхности.

Неожиданные цифры. «Техника – молодёжи» №9 1973.

Архип Иванович Куинджи.
Солнечные пятна на инее.
1876-1890.

Некоторые учёные полагают, что Солнце определяет не только погоду и самочувствие, но и социальные процессы, протекающие на Земле. Годы переворотами.
Нельзя не вспомнить Александра Чмжевского, который первым высказал идею о влиянии солнечной активности на социальную деятельность человека, за что и был репрессирован. И Льва Гумилёва, которого идея пассионарности посетила в застенках ГУЛАГа. С точки зрения учёного, на Земле время от времени нарождаются необыкновенно активные личности – пассионарии, претерпевшие биохимические мутации в связи с воздействием неких космических излучений.
«Я считаю, что Чижевский и Гумилёв ошибались, - говорит Владимир Кузнецов. – Солнечная активность оказывает влияние на среду обитания человека. Скажем, если по её вине случилась засуха, начинается голод и мор, люди впадают в уныние, выражают недовольство и могут по этому поводу устроить бунт, что не раз бывало в истории. Однако делают они это под влиянием экономического фактора, а не Солнца».

Архип Иванович Куинджи.
Солнечные пятна на инее. Закат в лесу.
1876-1890.

«Продолжительность жизни Солнца – 10 миллиардов лет, - говорит Владимир Кузнецов. – Мы прожили 4,5 миллиарда. Примерно через такой же промежуток времени на Солнце начнут выгорать источники ядерного топлива, оно начнёт расширяться и, разумеется, в какой-то момент превратиться в «красного гиганта». Но к нашей теперешней жизни это не имеет ни малейшего отношения. За это время с человечеством может произойти что угодно – полное исчезновение или столь широкое освоение космоса, что гибелью родной Солнечной системы его не испугаешь».
Однако главная угроза – наше стремление создавать всё более сложную техническую инфраструктуру, на которую Солнце оказывает весьма заметное влияние.

Наталия Лескова. От Солнца оторвался кусок. «Чудеса и приключения» №11 2011.

Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща. Пятна солнечного света.
1890-1895.

Накануне всех великих бедствий солнце прячет своё лицо. (Уэльс. Вот почему в Уэльсе до сих пор с опаской относятся к солнечным затмениям).
Тот, кто рождён на рассвете, будет умён; тот, кто рождён после обеда или на закате, будет ленив. (Уэльс).
Майские цветы, собранные перед рассветом, спасут тебя от веснушек. (Повсеместно).
Солнце никогда не светит на клятвопреступника. (Корнуолл).

Энциклопедия суеверий. Москва, «Локид» - «Миф». 1995.

Архип Иванович Куинджи.
Вершина Эльбруса, освещенная солнцем.
1898-1908.

Откроем английский ежегодник «Эннюол Рэджиста» за 1766 год (т. 9, с. 120-121).

«Отчёт об очень странном явлении, виденном на диске Солнца.

9 августа 1762 года де Ростан, член экономического общества в Берне и медико-физического общества в Базеле, измеряя высоту Солнца квадрантом в Лозанне при выверке меридиана, заметил, что оно даёт слабый и бледный свет… Направив четырнадцатифунтовый телескоп, оборудованный микрометром, на Солнце, он удивился, обнаружив, что его восточный край закрыт на 3 пальца («палец» равен 1/16 части солнечного диаметра. – А. А.) туманностью, которая окружала какое-то тёмное тело. Приблизительно через два с половиной часа южная часть вышеупомянутого тела отделилась от лимба Солнца, но северный край тела, имевший форму веретена около трёх солнечных пальцев и девять в длину, не освободил солнечный лимб. Это веретено сохраняло свою форму, продвигаясь по диску Солнца с востока на запад со скоростью, составлявшей не более половины скорости движения обычных солнечных пятен, до тех пор, пока не исчезло 7 сентября после достижения западного лимба светила. Ростан вёл наблюдения почти каждый день на протяжении месяца, посредством камеры-обскуры определял форму и размеры тела, а результаты измерений послал в Королевскую академию наук в Париж.

Подобное явление на Солнце наблюдалось и в Базельском епископстве, расположенном приблизительно в сорока пяти немецких лигах на север от Лозанны. Косте, друг де Ростана, воспользовавшись одиннадцатифунтовым телескопом, нашёл у тела подобную веретенообразную форму, как и де Ростан, только не такую широкую, что, вероятно, могло быть следствием увеличения и поворота тела вблизи предела его видимости. Более замечательно то обстоятельство, что положение тела на Солнце не соответствовало наблюдаемому из Лозанны: тело, следовательно, имело значительный параллакс… Это не пятно: его движение было гораздо более медленным; объект также не был планетой или кометой: его форма доказывала противоположное.

Короче, мы не знаем ничего лучшего, как прибегнуть к помощи небес для объяснения этого феномена, тем более что Мессье, который постоянно наблюдал Солнце в Париже в то же время, не видел такого явления…»

Для XVIII века обращение к «помощи небес» выглядело совершенно естественным; но с тех пор наука, казалось бы, далеко шагнула вперёд. Что же можно сказать сегодня о наблюдениях де Ростана и Косте?

«Веретенообразное тело» не могло быть астероидом, так как астероиды из-за своей малой массы лишены атмосферы, которая объяснила бы наблюдающуюся вокруг объекта туманность. Объект, по-видимому, не был и кометой: с начала июля 1762 года по конец сентября 1763 года никаких комет на небе не появлялось. Интересно, что по отношению к поверхности Земли объект находился не ближе 10-20 тыс. км (иначе одновременные наблюдения из Лозанны и Базельского епископства были бы невозможны) и не дальше 90-100 тыс. км (в противном случае тело наблюдалось бы и в Париже). Легко подсчитать, что размеры «веретена» составляли десятки или сотни километров, в то время как размеры ядра даже крупнейших комет (например, у известнейшей кометы Галлея) не превышают нескольких километров. Кроме того, находясь на удалении не более 100 тыс. км от Земли, объект двигался гораздо медленнее, чем предписывает небесная механика.

12 февраля 1820 года Штейнхейбель наблюдал на солнечном диске чёрный круглый объект, окружённый «атмосферой оранжево-красного цвета». Тело пересекало диск Солнца по диаметру целых пять часов. Независимо его наблюдал Старк. Он тоже заметил туманную оболочку и оценил размеры тела в 20 ‘’ (Ежемесячные записки Королевского Астрономического общества. Лондон, 1862, № 7, с. 276; Литров И. И. Тайны неба. Спб., 1904, с. 265). Ядро крупной кометы выглядело бы так с расстояния нескольких десятков тысяч километров, однако никакой кометы в 1820 году открыто не было.

Загадочные тёмные объекты, пересекающие диск Солнца, изредка появляются и в этом столетии. Например, 1 февраля 1962 года такой объект несколько минут наблюдался в Потсдамской астрофизической обсерватории(«Звёзды», ГДР, т. 38, № 3-4. 1962, с. 86).

Возможно, есть какая-то связь между телами с туманными оболочками, закрывающими Солнце, и «затмениями» нашего светила, которых, судя по вычислениям, не должно было быть. Так, 20-22 апреля 1547 года в Германии Солнце было так чем-то затемнено, что вокруг него на небе светили звёзды. Помутнение атмосферы исключается – то, что закрывало свет Солнца, находилось, вероятно, в космическом пространстве. Над объяснением этого случая размышлял ещё И. Кеплер (Араго Ф. Общепонятная Астрономия, т. 4, Спб., 1861, с. 257).

Нечто подобное описано в Черниговской летописи, когда 6 июня 1703 года в полдень около Солнца были видны молодой лунный серп, Венера и Марс. А в 192 году в Риме рядом с Солнцем были видны две звезды и комета. Однако не только полного, но и частичного солнечного затмения в это время, как и в ближайшие годы, не было.

Интересное сообщение опубликовал в 1860 году журнал «Сайентифик Америкен» (т. 3, с. 122): «18 апреля после полудня Солнце было затемнено в Бразилии, хотя на небе не было видно облаков. Потемнение длилось несколько минут, и Венера стала хорошо видимой невооружённому глазу. Историки рассказывают, что подобные явления были засвидетельствованы в 1547 и 1706 годах».

Таким образом, небесные тела и явления, подобные увиденному де Ростаном и Косте, отмечались различными наблюдателями и раньше и позже 1762 года. Что это было? Трудно сказать наверняка.

Алексей Архипов. Предтечи «Чёрного облака». «Техника – молодёжи», 1983.

Архип Иванович Куинджи.
Солнечный свет в парке.
1898-1908.

Сирано де Бержерак родился в 1619 году в Париже.

В книге «Государство Луны» Сирано де Бержерак рассказывает о своём полёте из предместья Парижа в Канаду, в район реки Св. Лаврентия, на каком-то аппарате с двигателем «испарительно-росяного» типа. На это путешествие он затратил пять-шесть часов. Так как расстояние между этими географическими точками около шести тысяч километров, то скорость полёта Сирано превышала скорость авиалайнера ТУ-154!

В других главах этой же книги Сирано де Бержерак говорит о бесконечности Вселенной, о её обитаемости разумными существами, рассказывает о бесконечности атома и т. д. Сирано утверждает, что «Солнце – огромное тело, которое в 434 раза больше Земли». Современные астрономы установили, что в диаметре наше светило превосходит Землю в 109 раз, а по массе – в 333 434 раза. Возникновение этого расхождения можно объяснить либо ошибочными представлениями самого де Бержерака, либо тем, что его друг Н. Лебре при редактировании книги убрал первые три цифры, посчитав их слишком фантастическими.

Н. Непомнящий. Загадки и тайны истории. Москва, «АСТ». 1999.

Валентин Александрович Серов.
Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович).
1888.

Учёные, измерявшие поток солнечных нейтрино, были весьма удивлены, обнаружив, что он значительно меньше теоретически рассчитанного и не соответствует представлениям о Солнце как о гигантском термоядерном реакторе. Астрофизики выдвигают различные гипотезы для объяснения этого явления. Калифорнийский физик К. Роуз, например, разработал модель Солнца с учётом таких его характеристик, как размеры и температура поверхности. В соответствии с этой моделью у Солнца не гелиево-водородное ядро, как считали учёные, а железное, радиус которого составляет 5% радиуса звезды, а плотность – 160 г/куб. см (США).

У Солнца железное ядро? «Техника – молодёжи». 1984.

Г. Тоидзе.
Пусть всегда будет солнце!

Мы видим Солнце таким, каким оно было 8 минут назад.


Живи не тужи. Придёт солнце и в твоё оконце!

Можно ли жить в пороховой бочке?

И не просто в бочке, а в момент её взрыва? Оказывается, можно! Если все жизненные процессы ускорить в миллиарды раз или время взрыва увеличить во столько же. Самое парадоксальное, что математические формулы, описывающие этот процесс, нисколько не изменятся.

Сейчас многие говорят о взрыве галактик и даже вселенной. Но нужно иметь в виду, что для такого громадного образования, как галактика, время жизни и время взрыва изменяется совсем иными временными масштабами, чем для бочки с порохом или даже для Земли и солнечной системы, - в космогонии существует правило, что время существования системы пропорционально третьей степени её размеров! Поэтому, если взрыв нашей Галактики и идёт (что я постараюсь доказать), то мы это можем воспринимать как некое «тление», а вовсе не «горение». Начнём с нашего центрального светила – Солнца. Оказалось, что за последние 350 лет, когда наблюдения над Солнцем были достаточно точными, оно вовсе не гасло, а разгоралось. На фоне вековых циклов солнечных пятен чётко прослеживается абсолютный рост их числа – примерно на 27% относительно начала XVII века.

Но если бы это касалось одного Солнца! В том-то и дело, что, например, Сириус во времена египетских фараонов и значительно позже (до средневековья) описывался как красная звезда, а сейчас стал белой. А название ныне белой звезды – Альтаир – означает по-арабски «пламенная» - красная. И самое главное, что этот процесс, как и разогревание Солнца, идёт на глазах человечества, то есть катастрофически быстро!

А возможно ли такое с точки зрения теории? Говоря откровенно, такой вопрос неправомочен: есть факты. Но с другой стороны, оказывается и теории есть разные. По одним, почти общепризнанным, звёзды постепенно охлаждаются и гаснут, по другим (например Хойла), они постепенно разгораются. В своё время И. Ярковский (1889 г.) подтвердил это статистическим анализом.

Быстрое нагревание звёзд должно приводить к вспышкам новых и сверхновых. Но только за длительное время можно подметить увеличение их числа. И таковое обнаружилось! Опираясь на древние европейские и китайские хроники и ряд существующих каталогов, Ю. Псковский (1972 г.) свёл данные по нетелескопическим наблюдениям вспышек новых и сверхновых начиная со II тысячелетия до нашей эры вплоть до конца XVII века, в единый каталог. И получилось, что если до нашей эры их было всего 3-8 в тысячелетие, то в начале нашей эры их стало уже 2-5 в столетие, а в XIV-XVI веках – 10-15. В соответствии с ростом их числа растёт и энергия процесса.

Нанесённые на график, эти данные образуют экспоненту – кривую, характерную и для взрывных процессов.
А имеются ли внутри солнечной системы (кроме самого Солнца) сведения, подтверждающие рост активности Галактики? Да, и немало!

Автор дважды публиковал материалы («ТМ», №8, 1974 г. И №3 1977 г.), подтверждающие гипотезу о расширении Земли. И по этим данным можно утверждать, что темпы этого процесса (15% за 6000 лет) даже по космическим масштабам весьма велики.

Есть сведения, что ещё в первой половине XIX века была непосредственно видна поверхность Венеры, вокруг планеты существовало мощное магнитное поле. Подъём температуры заставил планету стремительно «дегазироваться», разрушились магнитные структуры её ядра.

Удивительные превращения случились, вероятно, и с Меркурием. В конце прошлого века два блестящих наблюдателя – Скиапарелли и Антониади – сошлись на том, что периоды обращения Меркурия вокруг Солнца и вращения его вокруг оси совпадают: 88 суток. Ныне (году в 1950-м) учёные установили, что если период обращения Меркурия остался тот же, то вращения стал на 1/3 короче: 59 суток. Меркурий катастрофически убыстряет вращение.

Наконец, следует сказать, что Юпитер излучает гораздо больше энергии, чем поглощает от Солнца. Гораздо менее известно (хотя и совершенно достоверно) и то, что светимость его при этом растёт и увеличилась примерно на 10% за последнее столетие!

Все эти данные подтверждают одну мысль – мы живём в Галактике, стремительно наращивающей свою активность.

Владимир Нейман. Солнце светит всё ярче! «Техника – молодёжи» №4 1977.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Собирайтесь люди добрые к солнцу ясному Владимиру на честной пир, на веселье.

1. Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскалённый газовый шар, излучающий свет и тепло за счёт протекающих в его недрах термоядерных реакций.

Солнце уже заходило, и его лучи проникали сквозь рощу, светились на стволах. (Чехов. В овраге. )

2. Свет, тепло, излучаемые этим телом.

Солнце горело на куполах церквей. (Скиталец. Этапы. )

3. О том, что является источником или основой жизни чего-либо прекрасного.

Солнце жизни моей, Россия. Укрепи на подвиг меня! (Рыленков. Золотое облако зноя. )

4. Центральная планета других планетных систем.

Наука изучает всё: все явления вселенной, начиная от движения солнц до строения атомов. (Брюсов. Ремесло поэта. )

До солнца – до восхода солнца, до света.
По солнцу (идти, двигаться) – ориентируясь на солнце, определяя путь по положению солнца.

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1984.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Солнце печет, Липа цветёт, Рожь поспевает, Когда это бывает?

Если всё количество потребляемой сейчас энергии увеличить в 30 раз, то и тогда оно составит менее одной тысячной доли солнечной энергии, достигающей поверхности Земли.

«Техника – молодёжи».

Иван Горюшкин-Сорокопудов.
Солнце - на лето, зима - на мороз.
1910-е.

Иван Иванович Шишкин.
Ивы, освещённые солнцем.
Конец 1860-х-начало1870-х.

Иван Иванович Шишкин.
Сумерки. Заход солнца.
1879.

Иван Иванович Шишкин.
Сосны, освещённые солнцем.
1886.

Иван Иванович Шишкин.
Ели, освещенные солнцем.
1880-е.

Иван Иванович Шишкин.
Сосна без солнца.
1890.

Иван Иванович Шишкин.
Солнце в лесу.
1895.

Иван Иванович Шишкин.
Дубы при солнечном освещении.
1890-е.

Иван Иванович Шишкин.
Дуб, освещённый солнцем.

Иван Иванович Шишкин.
Перед заходом солнца.

Иван Иванович Шишкин.
Сосны, освещённые солнцем.


Заход солнца на море.
1898.

Иван Константинович Айвазовский.
Заход солнца на море.

Илья Ефимович Репин.
Старшина со спины, освещённый солнцем.
1885.

Илья Ефимович Репин.
На солнце. Портрет Н. И. Репиной.
1900.

Исаак Ильич Левитан.
Избы, освещенные солнцем.
1889.

Исаак Ильич Левитан.
Последние лучи солнца. Осиновый лес.
1897.

Исаак Ильич Левитан.
Избы. После захода солнца.
1899.

Исаак Ильич Левитан.
Последние лучи солнца.
1899.

Исаак Ильич Левитан.
Лесное озеро. Заход солнца.
1890-е.

Ольга Александровна Крестовская.
Солнечные блики.
1997.

Виноградова Ксения, Антошина Дарья, Пашкова Валерия

выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.

Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.

В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г. Лыткарино

Городская литературоведческая конференция

«Русская поэзия XX века»

Исследовательская работа по литературе

Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»

Подготовили учащиеся 8 А кл.:

Антошина Дарья

Виноградова Ксения

Пашкова Валерия

Учитель: ВасильеваТ.А.

2013 г.

Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»

Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1. найти и отобрать материал по теме «Символика Солнца»;
  2. проанализировать, какие изменения происходили в восприятии и трактовке данного образа в разные периоды развития литературы;
  3. подобрать стихотворные произведения поэтов Серебряного века, в которых встречается солнечная символика;
  4. сопоставить найденный материал, выявить связь и отличия, сделать выводы по данной теме исследования;
  5. выучить понравившиеся стихотворения поэтов Серебряного века.

Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.

В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.

  1. Образ Солнца в мифологии древних славян.
  1. Обожествление Солнца, обычаи и верования.
  2. Художественный образ Солнца в древнерусской литературе.
  3. Светская литература XVIII в, XIX в.
  1. XX век – ожидание перемен, предчувствие трагических событий.
  1. Образ Солнца в поэзии Бальмонта.
  2. Опера «Победа над Солнцем», картины художника Н.Чюрлениса.
  3. Солнечная символика в стихотворениях Маяковского В., М.Цветаевой,

А.Ахматовой, О. Мандельштама.

3. Обобщение изученного материала, выводы.

1 слайд (титульный) Тема: «Образ солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века».

1 ученик:

Целью нашей проектной работы было выяснить, какое значение имел образ солнца в мифологии древних славян и в связи с этим проанализировать, как изменилось восприятие данного образа в сознании человека XX века и как по-разному трактовали образ Солнца в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений поэзии серебряного века.

Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфических образах. Богом солнца индусов был - Сурья и Савитар, персов - Ормузд; ассириян - Издубар и Нимрод; вавилонян - Мардук; египтян - Озирис, Пта, Ра; финикиян - Геракл; греков - Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов - Один; германцев - Бальдер; славян - Даждь-бог, Хорс, … Религии древнего Востока, культы Греции и Рима, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты, поклоняющиеся солнцу и огню, как земному прообразу первого… Славянские праздники - коляда, праздник Мароны, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу».

2 и 3 слайды. 2 ученик: Образ солнца в древнеславянской мифологии.

2 слайд Солнце, согревающее все живыми лучами, приобщающее Землю к свету Небесному, зовется в языческой Руси Дажьбогом и приходится сыном Небу-Сварогу. «И после Сварога царствова сын его именем Солнце, его же наричают Дажьбог... Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бо муж силен...» - говорится в Ипатьевской летописи. Дажьбог - главное божество Солнца, податель всего благого. Прося у Неба благ либо желая друг другу добра, люди говорили: «Дай Бог!». А поскольку в древнерусском языке слово «дай» звучит как «дажь», то и получалось: «Дажь Бог!».
В богатом образном восприятии крестьян Дажьбог-Солнце виделся как «огненный небесный бык», Луна - как «небесная корова», а их космический союз был символом рождения новой жизни.

3 слайд С весною и разгорающимся Солнцем, с пробуждением природы и ее яровым цветением связан сын Велеса - Ярила (Яр), который среди «календарных» богов, выделяется наиболее ярко именно как солнечный бог. Славяне посвятили ему первый месяц весны - белояр (март). Ярила изображался в образе молодого красивого человека на белом коне и в белой мантии, с венком весенних цветов на голове и колосьями в левой руке.

Все весенне-полевые работы шли под знаком поклонения этому богу. По окончании сева, в Ярилин день, ему выбирали в невесты самую красивую во всей округе девушку. Ярилину невесту украшали первыми весенними цветами, усаживали на белого коня и возили по часовой стрелке - «по солнцу», вокруг обработанного поля. Молодежь пела песни, водила хороводы. Все это должно было задобрить Ярилу, побудить его принести всем труженикам хороший урожай, а дому - приплод, ибо народное поверье гласило: «Влачился Ярило по всему свету: полю - жито родил, людям - детей плодил». Считалось, если Ярило будет каждый день «объезжать» нивы хлеборобов, то на Земле будут стоять ясные и теплые дни, несущие в дома пахарей хлеб и благополучие.

Знакомясь с былинами, сказаниями славянского народа, с гимнами, посвящёнными солнцу, мы видим, что люди в древности солнце обожествляли, поклонялись ему, относились с большим почтением и уважением. Воспевая солнце, люди просили у него света, тепла, защиты и помощи.

4 слайд ГИМН СОЛНЦУ ДРЕВНИХ ДРУИДОВ

О, Солнце!
О, Божественное Солнце!
Взойди и озари родную нашу Землю
Теплом и ярким светом,
Которых ждет здесь человек.
на слайде
О, Солнце!
Когда ты являешься в небе,
Поражая алым блеском и красотою,
Ночь рассеивается, уступая тебе место.

О, Солнце!
Вернись же к нам,
Вернись!

1 ученик

Начиная с периода принятия христианства и на протяжении развития древнерусской культуры, солнце как символ широко бытует в литературе и искусстве. В былинах о князьях и богатырях, в летописях, «Слове о полку Игореве», «Задонщине», в житиях святых - везде присутствует образ солнца. Солнце может быть светлым, нести человеку жизнь, но иногда оно может тьмой преграждать путь и меркнуть.

Наиболее общая скрепа, которая связывает начало и конец «Слова»,- это солнечный свет. В начале «Слова» солнце дважды предупреждает Игоря об опасности: «Тогда Игорь възр ѣ на св ѣ тлое солнце и вид ѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты». Это при выступлении в поход. В самом походе: «Солнце ему тьмою путь заступаше»* В «Слове» солнце выступает в качестве единого источника «тьмы» и «света», которыми оно суверенно распоряжается применительно к зависимым от него героям для их наказания или награды. Внутренняя эпическая логика солнечной символики «Слова» такова: солнце, а за ним два солнечных бога (Даждь-бог, Хоре) оказывали определяющее влияние на состояние и действия как природы, так и людей. В действие вступали вслед за солнцем, с одной стороны, зависимые от него силы небесные (ночь, гроза, тучи, гром, молнии, зори) и земные (животные, птицы, растения). С другой стороны, - люди, которые не только так или иначе реагировали на символы солнца и природы, но и сами могли действовать, как это изображалось, подобно животным и птицам (в особенности часто «волкомъ», а также «лютым зверемъ», «горностаемъ», «орломъ», «соколомъ», «гоголемъ» и т. п.). Органически связанный с солнечными знамениями образ Всеслава, как человека-волка, восходящий к древним верованиям, поддерживал зооморфные изображения подвигов Ольговичей.

Описывая выступление Дмитрия Донского в поход, автор «Задонщины» говорит, что «солнце ему ясно на встоце (востоке) сияет и путь поведает». В «Слове о полку Игореве» выступление войск Игоря в поход сопровождается солнечным затмением («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Рассказывая о движении сил Мамая к Куликову полю, автор «Задонщины» приводит картину зловещих явлений природы: «А уже беды их (татар) пасоша (подстерегают) птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици (галки) свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы (волки) грозно воют, а лисицы на кости брешут». В «Слове» эти же зловещие предзнаменования сопровождают движение русского войска.

В «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай, враг Русской земли, изображается автором «Сказания» в резко отрицательных тонах. Если Дмитрий - это светлое начало, глава благого дела, деяниями которого руководит бог, то Мамай - олицетворение тьмы и зла - за ним стоит дьявол. Принцип абстрактного психологизма в данном случае проявляется очень ярко.

Описания русского воинства представляют собой яркие и образные картины. Возможно, автор «Сказания» испытал здесь влияние поэтики Галицко-Волынской летописи: «Доспехы же русскых сынов, аки вода в вся ветры колыбашеся. Шоломы злаченыя на главах их, аки заря утренняа в время ведра светящися , яловии (флажки) же шеломов (на шлемах) их, аки пламя огньное пышется».

В древнерусской литературе сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце было в течение нескольких столетий символом сначала княжеской, а потом и царской власти .

5 слайд В светской литературе XVIII-XIX в. солнце встречается как светлый образ наполненный романтизмом. Так, в оде М.Ломоносова «Солнце», читаем строки:

Возможно было долететь, на слайде
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,»>

Т.образом, солнце у Ломоносова – божественное светило, подчиняющее себе все на Земле. Он восторгается им, но уже пытается и приблизиться к пониманию его сути и научными исследованиями (астрономические наблюдения и открытия). Ломоносов первым догадался, что поверхность Солнца представляет собой кипящую огненную массу, что вблизи Солнца особые силы действуют на хвосты кометы, «отворачивая» их от Солнца. Поверхность Солнца – это бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».

«Утреннее размышление о Божием величестве»

Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли

И Божии дела открыло.

Мой дух, с веселием внемли,

Чудяся ясным столь лучам ,

Представь, каков Зиждитель Сам…

Сия ужасная громада

Как искра пред Тобой одна.

О, сколь пресветлая лампада

Тобою, Боже, возжжена

Для наших повседневных дел,

Что Ты творить нам повелел…

Творец, покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи,

И что угодно пред Тобою,

Всегда творити научи!

И, на Твою взирая тварь,

Хвалить Тебя, Бессмертный Царь!

6 слайд В стихотворениях Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета образ солнца всегда радостный и восторженный . Так, у Державина читаем: «Но, солнце, мой вечерний луч! Уже за холмы синих туч Спускаешься ты в темны бездны»; у Пушкина: «Уж реже солнышко блистало», «Мороз и солнце; день чудесный!», « Блестя на солнце, снег лежит »; у Фета: «Еще вчера, на солнце млея», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок»; у Тютчева: «И солнце нити золотит», «Уж солнца раскаленный шар с главы своей земля скатила,», « Сияет солнце , воды блещут, на всем улыбка, жизнь во всем,», « Солнце светит золотое, ». А отсутствие солнечного света приобретает в себе символическое значение на страницах повестей Н. В.Гоголя, романов Ф.М.Достоевского.

Рассмотрим, что же поменялось в восприятии образа Солнца в сознании человека XX века, как трактовали и использовали данный художественный образ в своих произведениях в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений искусства в «этом мире очарований, в этом мире из серебра».

На грани XIX и XX веков состоялось обновление воззрений на мир . Казалось, что сам эмоциональный фон российской жизни на рубеже веков требовал перемен, переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные направления, в которых смещался смысл привычных понятий и идеалов. Родились символистская и футуристическая поэзия, акмеизм, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет , декадентский театр , архитектурный стиль «модерн» . Искусство «серебряного века» - это яркое воплощение чисто русского бунтарства и противление серой обыденной жизни, это величие души человека-творца. Мощное новое уверенно уничтожало традиции, еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми и плодотворными.

2 ученик 7 слайд

«Солнце наивного реализма закатилось»,- вынес свой приговор А.Блок. Н.А. Бердяев писал: «… многие чувствовали, что Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия, еще не известная». (на слайде) А.Белый в своих воспоминаниях характеризует напряженность своего кружка поэтов- символистов как ожидание зорь и как видение зорь. Ждали восхода солнца Грядущего дня . Это было ожидание не только совершенно новой коллективной символической культуры, но также ожидание грядущей революции» (из кн. Н.А.Бердяева «Русская идея»).>

Кого-то новый век захватывал ожиданием нового, кто-то предрекал конец цивилизации и полное разрушение. Предсказания «гибели России», «края истории», «конца культуры» звучали как тревожный набат. И Солнце как воплощение внеземного, недосягаемого постепенно меняет свой облик и статус в творениях поэтов, художников, композиторов «серебряного» века.

1 ученик 8 слайд «Портрет Бальмонта»

Константин Дмитриевич Бальмонт , поэт-символист первой волны, царил на российском Парнасе последнее десятилетие XIX века. Тема света, огня, солнца стала как бы сквозной в его поэзии , отсюда и названия книг “Солнечная пряжа”, “Сонеты солнца, меда и луны”, “Северное сияние”.

Солнечные стихи Бальмонта великолепно демонстрируют его виртуозную игру поэтическими ритмами .

Я тебя воспеваю, о яркое, жаркое Солнце ,

Но хоть знаю, что я и красиво, и нежно пою, На слайде!

И хоть струны поэта звончей золотого червонца,

Я не в силах исчерпать всю властность, всю чару твою.>

Удивительно, гордый поэт признается в своем бессилии перед солнцем, выражает стремление служить ему. Солнце - источник жизни. Огненное начало, по Бальмонту, - сама сущность жизни. С солнцем связывает Бальмонт осуществление своей мечты, именно оно соединяет человека со Вселенной, где царят вечные Добро и Красота. “Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила, ” – писал В. Брюсов. Сам Бальмонт называл свои стихи “солнечной пряжей”.

Хрестоматийным в символистской поэзии стало стихотворение-гимн «Будем как солнце». Солнцу – идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Современная душа, по Бальмонту,- это горение, пожар чувств. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, которого можно было бы поставить в один ряд с Бальмонтом по страстности мироощущения:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

В своих стихах поэт проявлял себя не только музыкантом (стихия музыкальности захлестнула его творчество), но и живописцем, выстраивая сложный ряд звуковых и зрительных ассоциаций.

2 ученик

А художники-символисты? Стремились ли они в эпоху перемен уловить зов вечной музыки и показать музыкальность красок? Конечно.

9 и 10 слайды «Картины художника М.Чюрлениса.

«Музыкальной живописью» называл М.Горький полотна художника М.Чюрлениса , чье творчество неразрывно связано с русской культурой начала XX века. Художник мечтал создать новый вид искусства – «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и изобразительный аналог. Удивительно «звучат» его полотна - сонаты: «Весенняя», «Летняя», «Соната моря».

Его композиция «Соната солнца» - это настоящий гимн могущественному светилу. На картине «Баллада о черном солнце» над миром восходит черное солнце, черные лучи пересекают небо, гасят его краски, в небесах реет зловещая птица, вестник беды и несчастья. Двойственное впечатление складывается, глядя на его полотно и текст баллады: мы чувствуем и восхищение, и надежду, и в то же время трагическую безысходность, ощущение надвигающейся катастрофы в новом веке, и стремление сохранить вечное и незыблемое.

Чюрленис открылся нам не только художник, но и как композитор, и поэт. Нам удалось найти его поэтическое произведение, посвященное вечному Солнцу. Вот его содержание, а внизу подпись самого автора. (на экране).

1 ученик

Новаторство во всех областях искусства, обновление его – таковы лозунги молодых российских бунтарей от искусства. В искусстве авангарда новизна и смелость становятся мерилом творческой одаренности, эталоном современности. То была вера, пусть наивная, в наступление новой эры в истории народов - эры больших индустриальных городов, аэропланов и чудо-техники, меняющей отношения людей друг с другом и, главное, с природой .

11 слайд «Иллюстрации оперы «Победа над солнцем».

Особый резонанс вызвала новая опера «Победа над солнцем» . Художник Казимир Малевич сам делал огромные декорации, поэт Крученых выступал как актер, композитор Матюшин был организатором спектакля. В чем же заключалась основная идея оперы? Об этом лучше всего сказал сам композитор: «…опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием, вся «Победа над солнцем» есть победа над старым привычным понятием о солнце как красоте». Иначе говоря, «Победа над солнцем»- это эмблема нового индустриального века. Побежденное солнце – это и символ, и элемент действия одновременно . В начале действия разрывался занавес, на котором был изображен черный квадрат. Сами декорации - это образ будущего урбанистического мира, мира без солнца. Вся обстановка сцены демонстрировала освобождение от земного тяготения и торжество технических идей,здесь были части самолета, небоскребы с раздвигающимися стенами, повернутые внутрь окна :

Мы вырвали Солнце со свежими корнями.

Они пропахли арифметикой,жирные,

Вот оно, смотрите!

Опера вызвала неоднозначные оценки, выдержав всего два показа. Но выстрел в прошлое, музыкальный бунт состоялся. Состоялся синтетический, объединивший разные искусства спекталь. Реконструирована опера была в 80-е годы на сцене Берлинской Академии искусств, а в 1989 г. спектакль возобновили в России в Петербурге во Дворце молодежи. Музыку Матюшина дополнили сочинениями современников.

2 ученик

Панибратское отношение к Солнцу – не новость в среде футуристов. Борьба с солнцем, отрицание его силы для футуристов (или «будетлян», как они себя сами называли) становится существенным мотивом творчества . Эти настроения прекрасно выразил Маяковский В. в своем известном стихотворении «Необычайное приключение…»:

12 слайд «ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО»

Чтение стихотворения МАЯКОВСКОГО (отрывок наизусть)

Жара, пекло, тяжелая работа, затем взрыв и вызов Солнцу, в разговоре по душам выясняется, что поэту тяжело все время писать плакаты для РОСТа,а Солнцу тяжело нести свет людям. Работа непростая, но людям тяжело жить без света. Когда Солнце уходит за горизонт, светит поэзия. Таким образом, герой и Солнце сходны в том, что оба противостоят тьме. Но ты взялся за ношу и обязан нести ее, по мнению Маяковского. Отсюда бескомпромиссный лозунг, завершающий стихотворение

1 ученик

Постепенно ликующее мироощущение поэтов было потеснено наплывом ощущения предстоящей катастрофы, в которую погружалась Россия, ощущение дисгармонии окружающего мира и его трагичности. Окружающий мир природы и вещей начинают нести отпечаток внутреннего состояния лирического героя поэзии Серебряного века. Возникает образ жестокого, смертельно раненного, разбитого времени.

13слайд «Стихотворные строки Блока, Мережковского, Мандельштама».

Закат в крови! А.Блок

Мы - над бездною ступени.

Дети мрака солнца ждём. Д.С.Мережковский "Дети мрака">

Связали ласточек – и вот

Не видно солнца: вся стихия

Щебечет, движется, живет;

Сквозь сети – сумерки густые-

Не видно солнца и земля плывет.> Осип Мандельштам 1918 г.

14 слайд «ПОРТРЕТ О.МАНДЕЛЬШТАМА».

Интересно, что в стихотворениях Мандельштама совсем не присутствует Солнце желтого цвета. Либо оно отсутствует, либо оно темное . Устойчивый образ темного Солнца находим в стихотворениях поэта довольно часто: «черное солнце, ночное солнце, вчерашнее солнце». Образ черного, ночного солнца - нередкий гость в мировой литературе, особенно религиозной. Затмение солнца - черное солнце - предвестие гибели.

Солнце черное уймем».

«Солнце черное взошло».

…………………….. На слайде!

«Я проснулся в колыбели,

Черным солнцем осиян».

«Человек умирает, песок остывает согретый,

И вчерашнее солнце на черных носилках несут».

«А ночного солнца не заметишь ты»

Читаем в стихотворении 1920 г.:

«В Петербурге мы сойдемся снова,

Словно солнце похороним в нем»

Из воспоминаний О.Мандельштама своей жене в 1930 г.:

«..Запутали меня, как в тюрьме держат, свету нету. Все хочу ложь смахнуть- и не могу, все хочу грязь отмыть – и нельзя. Стоит ли тебе говорить, какой бред, какой дикий тусклый сон все, все, все…». Век-зверь обернулся для поэта веком-волкодавом.

В стихотворении 1937 г. читаем: «И неба круг мне был недугом». Трагическая судьба поэта находит отражение в мироощущении лирического героя поэзии О.Мандельштама, и отсутствие солнечной символики свидетельствует о тяжелой душевной драме поэта.

1 ученик

15 слайд «ПОРТРЕТ А.Ахматовой»

Существование Ахматовой полностью вписано в окружающий мир. Она ощущает, что нечто бессловесное, подземное стремиться через нее обрести голос («Многое еще, наверно, хочет/ Быть воспетым голосом моим…»). Именно поэтому в лирике Ахматовой практически нет пейзажей. Природа для поэтессы - способ характеристики не только людей, их качеств, чувств и переживаний, но и средство передачи через слово характеристик предметов. Так как для Ахматовой характерно больше вечернее и ночное восприятие города, то образ "луны" представлен в большей степени, чем "солнце".

Но мы постарались найти и проанализировать некоторые строки.

«Молюсь оконному лучу -

Он бледен, тонок, прям. На слайде

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам». 1910 г.

Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японское хокку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, "такой невинный и простой", с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром этого удивительного стихотворения.

Образ солнца в поэзии Ахматовой представлен следующими вариантами: "солнце", "лик солнца", "луч солнца" или "солнечный луч ". В ранних стихотворениях часто применяется Ахматовой цветовая характеристика Солнца: «малиновое, бледное, тусклое, морозное».

В стихотворениях 1916 -1922 г. Солнце каменеет, скрывается в туманном свете или предстает в виде кровавой зари:

«Сводом каменным кажется небо,

Уязвленное желтым огнем» 1916 г. На слайде

«Казалось, небо сожжено

Червонно-дымною зарею» 1916 г .

«Еще на западе земное солнце светит

И кровли городов в его лучах блестят.

А здесь уж белая дома крестами метит

И кличет воронов, и вороны летят» Зима 1919 г.

«Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых

И запомнили все мы до конца наших дней.

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник..» сентябрь 1922 г.

Несмотря на трагические события, происходящие вокруг, лирическая героиня Ахматовой не жалуется, а спокойно и мужественно принимает возложенную на нее миссию. Божественный поэтический дар позволяет видеть мир с высоты: и последний луч солнца, и облака в крови, «….И свод светло-зеленый, Размытый, мутный, в солнечной пыли». В поздних философских стихотворениях Ахматовой Солнца практически нет. В 1945 г. она напишет:

«И заря притворилась тьмой» 1945 г.

1 ученик

16 слайд « ПОРТРЕТ М.Цветаевой».

Марина Цветаева, поэт предельной правды чувства, со всей своей не просто сложившейся судьбой, со всей своей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию первой половины 20 века. По результатам нашего поиска и по нашим личным впечатлениям, Марина Цветаева предстала нам как один из самых «солнечных» поэтов.

Солнце у нее – «светоносное, божественное, солнце в груди, солнце –одно» Солнце будто «пронзает» строки Цветаевой, которая буквально поклоняется Божественному всемогущему светилу:

«Шли от него лучи,-

Жаркие струны по снегу.

Три восковых свечи-

Солнцу-то! Светоносному!» 1916 г.

«Ударило в виноградник-

Такое сквозь мглу седу -

Что каждый кустик, как всадник,

Копьем пригвожден к седлу.

Из туч с золотым обрезом-

Такое – на краснозем,

Что весь световым железом

Пронизан – пробит – пронзен.

Пред солнца Масонским оком

Куст служит; боготворит…» сентябрь 1935 г.

Или вот еще строки:

“Солнце – одно, а шагает по всем городам.

Солнце-мое. Я его никому не отдам. На слайде.

Ни на час, ни на луч, ни на взгляд.-

Никому. – Никогда.

Пусть себе руки, и губы, и сердце сожгу!..» 1919 г.

У этого стихотворения нет названия, поэтесса не хочет сузить рамки восприятия. Определяется ключевой образ солнца. Что даёт он для понимания авторского замысла? Солнце – любовь как основа жизни на земле, без чего жизни не бывает, т. е. любовь у Цветаевой – насущно необходимое чувство. Есть у поэта и образ вечернего солнца. Это не тревога, не закат, не одиночество. Это жар творчества, поиск истины, стремление к совершенству:

Чтение наизусть стихотворения М. Цветаевой «Солнце вечера-добрее»

Солнце Вечера – добрее

Солнца в полдень.

Изуверствует - не греет -

Солнце в полдень.

Отрешеннее и кротче

Солнце - к ночи.

Умудреннее – не хочет

Бить нам в очи.

Простотой своей тревожа-

Королевской.

Солнца Вечера дороже

Песнопевцу!

Низвергаемый с престолу,

Вспомни – Феба!

Низвергаемый – не долу

Смотрит – в небо!

О, не медли на соседней

Колокольне!

Быть хочу твоей последней

Колокольней!

17 слайд Подведем итоги нашей проектной работы:

2 ученик

В древней мифологии образ Солнца, огня связан в первую очередь с теплом, домашним очагом, является символом жизни, тепла . В различных религиях и философских школах, как правило, огонь имел очищающее значение и воспринимался как стихия возрождения, очищения, диалектического устройства мира. На протяжении всего периода развития литературы в прозаических и поэтических произведениях присутствует образ Солнца.

1 ученик

Поэзия начала XX века изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. «Будем как солнце!» - восклицает в 1902 году К. Бальмонт, один из лидеров русского символизма. В центр мира он ставит Солнце - источник света и совести, источник жизни.

Мы видим, что творчество поэтов серебряного века резко отличается от воспевания солнца в древней славянской культуре. На творчество поэтов серебряного века накладывает отпечаток эпоха, в которой они живут и творят. Это время революционного настроя, стремления к изменению не только жизненного уклада, но и искусства, которое шагало бы в ногу со временем.

Мы постарались увидеть, каким представляли солнце поэты, художники в эти испепеляющие годы. В русское искусство вновь входит образ Вселенной- необъятной, зовущей. Для одних - это воплощение восторга и трепета перед вечной красотой сотворенного Богом, для других - отражение религиозных чувств или полное отрицание. Но главное , что на вдохновенных страницах вновь и вновь возникает извечное желание художников всех времен и народов: открыть космос Души, осветить его, тронуть струны, звучащие во внутреннем человеческом оркестре, отразить невидимые миру слезы и страдания. Эти желания творцов вечны, как вечно всемогущее Солнце.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Ответ оставил Гость

Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает людских сердцах.

Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Экспрессия, искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью жизни. Чтобы найти максимальный свет, художник даже переселялся на юг Франции. Это привело к нахождению самого солнечного образа в природе – подсолнуха. Этюды Ван Гога уже много десятилетий дарят удивительный свет почитателям его творчества. Автор называл эти произведения «симфонией синего и желтого» .

Еще хочется отметить картину В. Цыплакова «Мороз и солнце» . Когда я ее увидел, она меня очень впечатлила. Название картины повторяет начало стихотворения известного русского поэта А. С. Пушкина «Зимнее утро» . Да и само описание зимнего пейзажа в стихотворении прекрасно характеризует то, что на полотне запечатлел художник. На картине все просто: крестьянин на санях, в которые запряжена темная лошадь, едет в деревню. Возможно, он ездил за дровами в лес или был в городе, а может – в соседнем селе. Дорога на картине угадывается лишь по синеватым теням. Слева – деревенские дома, на заднем плане – просторы заснеженных полей. Хотя предметов на картине немного, но мы видим, что это зимний солнечный день. Художник при помощи солнца передает здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Но это лишь один из примеров…

Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. . На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах, например, Э. Шклярского, а также у многих известных классических художников.

Если взять во внимание современное художественное искусство, то ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной» . Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности холста благодаря масляной живописи становится «зеркальным» . Это заставляет не просто пассивно наблюдать, а находить интерпретации собственному восприятию.

Итак, образы огня и солнца в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата. Поэтому художники всех времен не обходили эту тему стороной.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме