Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Законы это правила, которое устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны

Теория государства

ЛЕКЦИЯ № 1

Место и роль государства в политико-правовой системе общества

Государство – продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Предпосылки возникновения государства лежат в самой природе общества. Общество - это определенный тип отношений и связей между людьми (экономических, политических, духовных, юридических и др.), объединенными территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (жизнь, труд, здоровье, семья, безопасность, права, свободы и т.д.). Необходимость реализовывать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства.

Назначение государства состоит в организации социального управления обществом, а само государство – специфическая форма управления обществом.

Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества получила название политической системы общества.

Государство занимает в политико-правовой системе общества центральное место, как специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы общества не имеет такого специального назначения.

Роль государства:

    Выступает официальным представителем всего общества на международной арене.

    Государств – орган власти, активно использует меры поощрения и принуждения за соблюдение или нарушение установленных норм.

    Выполняет общественные функции.

    Устанавливает общеобязательные правила поведения – юридические нормы.

    Обеспечивает и защищает основные права и свободы человека и гражданина.

    Обладает специальным аппаратом, при помощи которого выполняет свои функции.

    Обладает монополией на государственное принуждение.

Институциональные признаки государства.

Государство – публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Государство представляет собой особую публичную власть, не сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой осуществляется при отсутствии специальных публичных учреждений.

Власть государства распространяется на определенную территорию.

Государство обладает суверенитетом. Суверенитет – это верховенство власти внутри страны и не зависимость ее из вне. Суверенитет выражается:

    В самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики;

    В распространении государственной власти на всю территорию страны;

    В общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются (универсальность);

    В возможности отмены решений иных властей (т.е. в прерогативе).

С юридической точки зрения, суверенитет проявляется:

    в исключительном праве на издание законов, других нормативных актов, обязательных для всех граждан, учреждений, организаций;

    в исключительном праве на применение силы.

Одна из основных категорий, которые используются для характеристики государства – это власть, которую в самом общем смысле можно охарактеризовать как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, насилия, права и др.

Государство являет свою сущность как политическая, структурная, территориальная организация общества и является способом обеспечения интересов наций, классов, социальных групп, которые входят в общество в целом.

Основные признаки государства:

    Обладание суверенитетом.

    Наличие территории.

    Наличие публичной власти.

    Административно-закрепленное за территорией население (институт гражданства).

    Наличие аппарата управления и принуждения.

    Организация и осуществление власти на правовых основах.

Таким образом, исходя из всего сказанного выше, можно сделать следующее заключение:

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

Лекция № 2

Сущность и функции государства

Каждый гражданин России имеет право (и обязан) получить необходимый минимум информации, чтобы ответить на вопрос: зачем нужно государство и в чем состоит его социальное предназ­начение? Основой для ответа может послужить следующая ин­формация.

    Государство обеспечивает регулирование совместной жизни людей в обществе (решает общие дела), управляет людьми, про-­ оживающими на его территории. И хотя интересы многих граждан, различных социальных групп не совпадают, однако общим зна-­ менателем для всех выступает потребность жить в стабильном, безопасном и комфортном обществе. Общие интересы должно выявить государство и обеспечить их реализацию. В этих целях го-­ сударство разрабатывает общеобязательные правила поведения, обеспечивает их выполнение, создает органы государственного уп-­ равления сферами деятельности, необходимыми обществу в це-­ лом (оборона, правопорядок, судопроизводство, природопользо-­ вание и экология, организация транспорта и связи, социальная защита, образование и др.).

    Государство выступает арбитром (умиротворителем) в разре-­ шении социальных споров, конфликтов (национальных, религи-­ озных, экономических и др.). История развития государственно-­ сти сопровождалась восстаниями, демонстрациями, забастовка­ ми и другими актами насилия, которые жестоко подавлялись. В современных государствах правящая элита использует различные формы политических и социальных компромиссов, социальное партнерство, формирование среднего класса и др.

    Государство официально применяет принуждение как лега-­ лизованное насилие. Это выражается в применении уголовных и административных наказаний, имущественных санкций, разгоне несанкционированных демонстраций, запрете политических объе-­ динений и т.п. Государственное принуждение является мощным средством воздействия на население со стороны правящей элиты. Однако оно должно проводиться в рамках правового поля.

В чем же состоит сущность государства? Его сущность «состоит в том, что все его граждане имеют и признают помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо rocу- дарство есть некая духовная община».

Социальное назначение и сущность государства проявляются функциях, под которыми понимаются основные направления е деятельности внутри страны и на международной арене. Имен поэтому функции государства подразделяются на внутренние внешние.

Государство оказывает целенаправленное воздействие на раз- личные сферы общественной жизни. В связи с этим внутренние функции можно подразделить на политическую, экономическую, социальную, правоохранительную и экологическую.

Реализация политической функции выражается прежде всего признании и защите прав и свобод человека и гражданина. Госу- дарство законодательно закрепляет основные права и свободы создает систему их гарантий, принципы организации и деятель- ности политических партий и объединений, их взаимодействие органами государственной власти и местного самоуправления.

В целях обеспечения общественной безопасности государство разрешает социальные и межнациональные конфликты, поддер- живает общественное согласие, оказывает помощь беженцам вынужденным переселенцам и т.п. В качестве политических методов используются референдумы, выборы, независимые средств массовой информации, опросы общественного мнения, на основе которых государство выявляет расстановку общественных сил, учитывает в своей политике интересы различных социальных групп и находит способы предупредить возможность открытого столкновения политических сил.

Экономическая функция выражается в поддержке приоритетно направлений экономического развития, охране существующих" форм собственности, обеспечении свободы экономической Дея- тельности, организации внешнеэкономических связей. Экономии- ческая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, льгот хозяйствующим субъек- там, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энер- гетических, информационных и других систем), разработке дол- госрочных и среднесрочных программ экономического развития и т. п. Государство разрабатывает и совершенствует правовые основы рынка, пресекает монополизм, стимулирует предпринимать» скую деятельность, обеспечивает защиту прав потребителей. В ряде отраслей экономики государство осуществляет непосредственное управление (оборона, связь, атомная промышленность, космонавтика).

Социальная функция выражается в обеспечении нормальны условий жизни для всех членов общества. В задачу государства вхо-

дит поддержание необходимого прожиточного минимума наиме- нее обеспеченных слоев населения. Это установление минималь- ного уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий; выделе- ние необходимых средств на здравоохранение, отдых, образов ние, строительство жилья для малооплачиваемых граждан; обес- печение нормальной работы транспорта и связи. В реализации спе- циальной функции значительное место принадлежит проведение эффективной государственной политики в области образования, культуры, здравоохранения граждан, в жилищной сфере.

Правоохранительная функция реализуется в деятельности госу- дарства по обеспечению выполнения требований законодатель- ства всеми гражданами, организациями, государственными орга- нами и их должностными лицами. Сюда входят прежде всего зако- нотворчество, правоприменительная деятельность, борьба с пра- вонарушениями и др.

Экологическая функция реализуется государством путем охраны и рационального использования природных ресурсов в целях улуч- шения условий жизни людей. В содержание этой деятельности вхо- дят законотворчество, разработка нормативов природопользова- ния, государственный экологический контроль, применение юридической ответственности за нарушение законодательства области охраны природной среды.

К внешним функциям государства относятся: взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами в социально-экономической, политической, военной и культурной сферах; обороне страны и обеспечение государственной безопасности; поддержание мира и мирового правопорядка; разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения; борьба с международ- ным терроризмом; оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; сотрудничеств решении глобальных проблем современности и др.

Функции государства классифицируются также и по другим основаниям. В этом случае они подразделяются на регулятивные и охранительные, которые реализуются в правовых и организации- онных формах.

В правовые формы включаются законотворческая деятельность государства, государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права, правоприменительная дея- тельность по осуществлению контроля и реализации юридичес- кой ответственности (прокуратура, милиция, суд). К организации- онным формам относят создание органов государственной власти, их материально-техническое и информационное обеспечение.

Лекция № 3

Форма государства

Форма государства - это сложное понятие, включающее следующие элементы: форму правления, государственное устройство и тип политического режима. В мире более двухсот государств. Форма каждого из них складывалась исторически под влиянием политических, экономических, природных, климатических факторов, религиозных воззрений, национальных особенностей, и др. В настоящее время конституция каждой страны (включая Россию) регламентирует структуру, способы формирования и правовой статус высших органов государственной власти (парламент, правительство, суд), а также порядок взаимоотношений между ними.

Форма правления

Форма правления выражает основные принципы организации верховной власти в стране, порядок образования ее органов компетенцию и взаимоотношения с населением, а также стег участия народа в формировании этих органов. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия характеризуется следующими признаками:

    глава государства - монарх (король, царь, император, эмир);

    власть монарха передается по наследству или династически;

Монарх исполняет свою власть пожизненно.

Монархии бывают абсолютные и ограниченные. При абсолют- ной монархии верховную государственную власть единолично осу- ществляет глава государства - монарх. Ранее - это самодержав- ная Россия, Англия, Франция. Сейчас - это Бутан, Бруней, Ка- тар, Бахрейн, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия. Наличие в этих странах парламентов не меняет сути власти: власть - от монарха парламент лишь консультативный орган.

Ограниченная монархия - это такая форма правления, где власть монарха ограничена парламентом. Основные ее признаки:

    наряду с монархом функционируют иные высшие органы го- сударственной власти (парламент, правительство);

    правительство формирует партия, занявшая большинство мест в парламенте;

    лидер партии становится главой правительства;

    правительство ответственно перед парламентом, и ему может быть вынесен вотум недоверия (отставка);

    действует принцип разделения властей;

    властные функции монарха ограничены и в основном нос5 церемониальный характер (представление государства за рубежом принятие отставки правительства, вручение наград и др.).

В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и др.

Республика - это такая форма правления, при которой органы государственной власти - глава государства (президент) и парламент - избираются народом на определенный срок. В случае неисполнения функций должностные лица этих органов несут политическую ответственность перед избирателями: это досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, отставка правительства, от­решение от должности президента.

Республики подразделяются на президентские и парламентские.

Основные черты президентской республики. Глава государства - президент - избирается не парламентом, а населением или кол­легией выборщиков. Правительство формируется президентом и ответственно перед ним, а не перед парламентом. Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству. Президент не имеет права роспуска парламента. Формальная отличительная особенность - отсутствует пост премьер-министра.

Президентская республика позволяет сосредоточить в руках президента широкие полномочия, что способствует стабилизации государственной власти. Данная форма правления является пред­почтительной в период проведения реформ, а также в крупных или многонациональных государствах (США, Аргентина, Брази­лия).

Основные черты парламентской республики. Глава государства - президент - избирается парламентом; правительство формирует­ся парламентом и ему подотчетно. Парламент может выразить пра­вительству недоверие, за которым следует его отставка. Президент после совещания с главой правительства, председателями палат парламента имеет право роспуска нижней палаты (Италия) или обеих палат (Индия). Формальная отличительная особенность та­кой республики - наличие поста премьер-министра. Парламент­ская республика менее распространена по сравнению с президент­ской. Она существует в экономически развитых странах (Герма­ния, Италия, Греция и др.).

Состав правительства и его политика реально отражают соот­ношение сил в парламенте. Это может быть как достоинством, так и недостатком власти. При отсутствии прочного большинства од­ной партии в парламенте, а также в случае ее раскола или кризи­са правительство утрачивает стабильность. А слабость правитель­ства создает нестабильность политической обстановки в стране.

Существуют и смешанные республики, где сочетаются черты пар­ламентской и президентской форм правления. При этом главой исполнительной власти является премьер-министр с широкими полномочиями. В формировании правительства участвуют и пре­зидент, и парламент. Поэтому правительство ответственно и пе­ред парламентом, который может выразить правительству вотум недоверия, и перед президентом, который может отправить пра­вительство в отставку. Смешанные формы правления существуют во Франции и Финляндии.

Российская Федерация - республика, где главой государства является Президент, а парламентом - Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). По форме правления Россия сочетает черты президентской и парламентской респуб­лик. Так, Государственная Дума, во-первых, дает согласие Пре­зиденту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству РФ. В-третьих, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности. Кроме того, Совет Федерации может принять ре­шение об отрешении Президента РФ от должности в случае госу­дарственной измены или совершения иного тяжкого преступле­ния.

Есть специфическое полномочие и у Президента РФ: он мо­жет распустить Государственную Думу и назначить ее новые вы­боры.

Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается адми­нистративно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его частями, а также между централь­ными и местными органами. Все государства по этому признаку подразделяются на три вида: унитарное, федеративное, конфеде­ративное.

Унитарное государство - это единое государство. В нем дей­ствуют один высший орган представительной власти, одно пра­вительство, единая система законодательства. Само государство делится только на административно-территориальные единицы (например, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Фран­ция, Венгрия, Португалия, Латвия, Литва, Эстония и др.).

Федерация. В ее состав входят на правах членов другие государ­ства - субъекты федерации, которые обладают определенной политической самостоятельностью.

Субъекты федерации имеют свое собственное административ­но-территориальное деление. Сама федерация в целом имеет два уровня высших органов власти - общефедеральные и субъектов федерации (земли, штата, республики) и два уровня законода­тельства. Федерациями являются США, Германия, Индия, Рос­сия, Швейцария и др.

Основной проблемой любой федерации является разграниче­ние предметов ведения и полномочий между центром и субъекта­ми федерации. Отношения между ними определяются конститу­цией или федеративными договорами. В зависимости от этого е федерации реализуется либо конституционный, либо договорный принцип государственного устройства.

Конфедерация - это союз государств, образованный на основе договора для достижения определенных целей (политических, военных, экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. В настоящее время такими объединениями государств являются Ево- пейский союз, СНГ.

Проводится работа по созданию Союзного государства - Союза Беларуси и России, но для реального союза пока еще не создано необходимых условий.

Особенностью конфедерации является то, что ее члены сохра- няют свой суверенитет и независимость.

Государственный (политический) режим

Государственный режим - это совокупность средств и спосо- бов осуществления государственной власти, выражающих ее а держание и особенности. Различают два вида государственных (политических) режимов: демократический и антидемократичес- кий. Признаки демократического государственного режима: га- рантированность прав и свобод граждан; наличие системы раз- деления властей; существование свободной прессы; множество партий и других политических объединений; равенство всех перед законом. Антидемократический (тоталитарный, фашистский, расистский) режим: ликвидация или существенное ограничение основных прав и свобод граждан; отказ от системы разделения властей; превращение парламента в фиктивный орган и передача всей власти правительству; срастание правящей партии с госу- дарственным аппаратом; ликвидация всех оппозиционных партий и свободной прессы.

ТЕОРИЯ ПРАВА

Лекция № 4

Понятие, признаки и функции права

Право в реальной жизни выступает в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно устанавли- ваются государством, и за их нарушение применяются различные меры государственного воздействия.

Хотя приведенная формула широко употребляется в специаль­ной литературе, она не обеспечивает глубинного понимания сущ­ности права как социального явления. Понятие права шире «сово­купности норм». Власть может установить такие «правила жизни», которые превратят жизнь граждан в каторгу.

В обыденной жизни право иногда уравнивают с законами госу­дарства. Это не так. Законы могут быть «неправовыми». Право возникает только тогда, когда государством признается свободная личность, ее права и свободы, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Поэтому в законодатель­ных актах должны содержаться не просто «правила поведения». Государство, принимая законы, должно официально признать и закрепить естественные, неотчуждаемые права и свободы челове­ка. Именно в них проявляется общесоциальная природа права и его сущность.

Государство как политическая организация (сила) общества призвано охранять эти права и свободы и само должно действо­вать в рамках права.

Права и основные свободы с рождения принадлежат каждому человеку, они неотъемлемы и гарантируются законами. Их за­щита и содействие им - первейшая обязанность государства. Их уважение - существенная гарантия против чрезмерной власти государства. Их соблюдение и полное осуществление - основа свободы, справедливости и мира. И только с учетом названных принципов можно говорить о понятии права как о системе об­ щеобязательных норм (правил поведения), установленных госу­дарством и обеспечивающих их соблюдение государственным при­нуждением.

В Основном законе РФ - Конституции Российской Федера­ции - закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Дос­тоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21). Каждый имеет право на не­прикосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Нарушение этих прин­ципов может повлечь за собой как применение предусмотренные гражданским законодательством способов защиты граждански?» прав, включая компенсацию морального вреда, так и уголовную, административную и иную ответственность.

В праве неизбежно сочетаются групповые интересы с общесо­циальными, национальные, классовые и иные - с общечелове­ческими, и это естественно, ибо право порождается и развивает­ся не как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы людей. Оно является порождением всего общества. Право есть величайшая ценность и элемент культуры всего чело­вечества. В качестве аргумента можно назвать Всеобщую деклара­цию прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 годе Генеральной Ассамблеей ООН, а также другие правовые доку­менты международного сообщества.

Государство и право взаимозависимы, но в то же время они относительно самостоятельны. Во-первых, без принятия законов и других нормативных актов, то есть без права, государство не могло бы воздействовать на поведение граждан, деятельность пред­приятий и организаций, регулировать общественные отношения. Во-вторых, государство необходимо для реализации правовых норм, то есть оно выступает гарантом их осуществления. В этих целях создается государственный аппарат, способный принуждать к соблюдению норм права. В-третьих, право активно воздействую на государство путем установления общеобязательных для всех ор­ганов, должностных лиц и организаций правил поведения. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию и взаимоотношения его органов, регулирует государственную службу и т.п. Образно говоря, с помощью права государство само себя организует.

Праву присущи следующие функции:

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать следующее определение:

Право – это система общеобязательных формально закрепленных юридических норм, которые выражают общечеловеческие и узкофункциональные интересы, устанавливаются либо санкционируются государством, охраняются от нарушения мерами государственного воздействия (в т.ч. и принудительного характера) и служат регулятором общественных отношений.

Признаки права

Под признаками права понимается ряд отличительных черт, которые выражают специфику права и выделяют его среди дру­гих регулятивных образований, например, правил этикета, нрав­ственных установок, технических норм, стандартов.

Право имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеж­дений, классовой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных форм принуждения.

Право - не просто какие-то идеи, пожелания, а воля, выраженная в нормах законов и иных признаваемых государ­ством источниках.

Основным свойством права является нормативность, т.е. право.

Когда мы говорим о роли права, его функциях, важно не забывать, что государство и право взаимозависимы. Но в то же время они относительно самостоятельны. По отношению к госу­дарству и обществу право выступает как регулятор обществен­ных отношений. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй, устанавливает конкретные права и обязанности сторон (граждан, государствен­ных органов и общественных организаций), воспитывает граждан в законопослушности.

Основные признаки права:

٭волевой характер - право выражает государственную волю, а через нее - классовые, религиозные, общече­ловеческие и иные интересы;

٭общеобязательность - нормы права обязательны к ис­полнению теми, кому они адресованы;

٭формальная определенность - нормы права конкрет­ны, однозначны, четко сформулированы и закреплены в письменном виде;

٭связь с государством - правовые нормы принимаются только государством в лице специально уполномочен­ных им на то органов с соблюдением специальной про­цедуры;

٭охрана мерами государственного воздействия - в слу­чае несоблюдения норм права возможно применение мер принудительного характера.

Принципы права

    справедливость - правовые нормы должны быть близ­ки к нормам морали и нравственности, укреплять спра­ведливость в обществе;

    равенство всех перед законом и судом - все члены об­щества независимо от материального состояния, соци­ального положения, пола, расы, вероисповедания и т.д. признаются равными в правах и обязанностях;

    единство прав и обязанностей - наряду с правами и свободами человека на последнего возлагаются и обя­занности, которые для него обязательны. Невозможно существование права без обязанности и наоборот;

    гуманизм - нормы права основываются на идее уваже­ния к личности, ее правам и свободам;

    демократизм - принадлежность власти народу, т.е. нор­мотворчество есть прерогатива прежде всего народа, ко­торую он осуществляет через представительные органы;

    сочетание убеждения и принуждения – нормы права обязательны к исполнению, которое достигается прежде всего мерами убеждения, однако, если этого не происходит, применяются меры принуждения.

Лекция № 5

Основные правовые системы современности

Становление правовых систем современности обычно относят к Новому времени (XVII - XVIIIвв.). Каждое госу­дарство имеет свою национальную систему, но, несмотря на многообразие этих систем, их можно свести к двум основным группам:

    англосаксонская правовая система;

    континентальная правовая система.

    Религиозно-традиционная правая система;

    Социалистическая правовая система. Англосаксонская правовая система базируется на общем

праве Англии, возникшем на рубеже XI - XII вв.

Эта правовая система не знает деления права на частное и публичное. В ней отсутствует строгое разграничение ма­териального и процессуального права. В англосаксонской системе структурно не выделены отрасли права, известные в континентальной Европе.

Не знает она и кодификации (деятельности по глубо­кой внешней и внутренней переработке законодательства. В результате этого процесса появляется новый норматив­ный акт - Кодекс - сложный нормативный документ, ре­гулирующий общественные отношения в рамках правовой отрасли).

Основным источником права в этих странах является су­дебный прецедент, который считается обязательным для всех судов при рассмотрении аналогичных дел. Суд творит право, но создает он не общие, а казуистические нормы, т.е. правила для решения конкретного дела.

В англосаксонских странах понятия «право» и «закон» не совпадают. Парламентский закон становится правом страны только в том случае, если он истолкован судом. Значительную роль в качестве источников права в этих странах играют обычаи и конституционные соглашения.

Последние весьма широко применяются в сфере осу­ществления государственной власти. Наконец, англосак­сонскому праву свойственны особая терминология, нали­чие ряда институтов, не встречающихся в других странах. Англосаксонская правовая система свойственна Велико­британии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др.

Континентальная правовая система (романо-германская правовая семья) возникает из римского права.

В XIII-XVII вв. произошло возрождение римского пра­ва, распространение его По Европе и приспособление его к новым условиям. Континентальная правовая система воз­никла в Европе и затем была воспринята другими государ­ствами. Эта правовая система развилась в XIX в. под влия­нием французского права, в XX в. на ее развитии сказалось германское право.

Эту систему характеризует деление права на частное и публичное. Согласно господствующим в этих странах пред­ставлениям частное право защищает интересы частных лиц от преступных посягательств со стороны как отдельных гра­ждан, так и государства. К частному праву относятся граж­данское, семейное, торговое право и др. В отличие от част­ного, публичное право определяет порядок организации и деятельности органов власти и управления и защищает ин­тересы всего общества и государства от любых посяга­тельств. Понятие публичного права включает в себя право конституционное, административное, уголовное и др.

Континентальная правовая система четко разграничи­вает право материальное и процессуальное. Основным ис­точником права является закон, который устанавливает общие правила поведения и правовые принципы.

В этих странах суд не занимается установлением нор­мы, а лишь применяет правовые нормы к конкретным слу­чаям. Еще одной особенностью континентальной правовой системы является широкое распространение кодификации как материального, так и процессуального права. Конти­нентальная правовая система распространена в Европе, Южной Америке, Японии и др.

Лекция № 6

Нормы права, их структура, виды и способы

изложения

Право состоит из норм. Поэтому важно составить представ- ление о правовой норме, знать ее структуру, внутреннюю орга- низацию.

Норма права - это установленное государством или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Для того, чтобы право было воспринято сознанием, оно должно быть материально оформленным. Форма права - выраженная и закрепленная в законах воля государства. Норма - это основа права, первичная клеточка права.

Структура нормы права включает в себя следующие составные части:

    гипотеза;

    диспозиция;

Гипотеза указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется.

Диспозиция есть не что иное, как само правило поведения: права и обязанности субъектов или, иными словами, участни- ков, правовых отношений.

Санкция указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям правовых велений.

Таким образом, в классическом понятии права правовая норма может выглядеть примерно так: если одно лицо по договору займа получило от другого лица денежную сумму, то должник обязан вернуть причитающуюся с него сумму в назначенный срок, иначе дело будет передано в суд. Знакомясь с вопросом о правовой норме, ее структуре, важно помнить, что правовая норма и конкретная статья закона не совпадают друг с другом. Например, в статьях конституции нет указания на санкции. Они содержатся в других нормативно-правовых актах. Это связано с правилами законодательной техники.

Виды правовых норм

В правовой теории и практике сложились самые различные основания или критерии классификации норм права. Одним из широко распространенных критериев является подразделение их по характеру правового установления на:

    управомочивающие,

    обязывающие

    запрещающие.

Само название управомочивающих норм говорит о том, что смысл и содержание их заключается в предоставлении гражда­нам, равно как и другим субъектам права, определенной возмож­ности действовать. В качестве примера таких норм могут служить нормы, закрепляющие права на труд, отдых, образование и др.

К обязывающим нормам относятся такие, которые требуют определенного (должного, обязательного) юридически активно­го поведения. Это, например, нормы, устанавливающие граж­данские, трудовые и иные обязанности.

Наконец, к запрещающим нормам относятся такие, кото­рые устанавливают запреты на совершение каких-либо действий или бездействий. Запреты эти, как правило, входят в содержа­ние юридических обязанностей.

С делением норм права на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы связано деление норм права по мето­дам правового регулирования на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные нормы в целом совпадают с управомочиваю-щими, так как представляют сторонам регулируемого отношения возможность самим определять права и обязанности в отдельных случаях. Диспозитивным нормам противопоставляются императив­ные нормы, выраженные в категорических предписаниях и дей­ствующие независимо от усмотрения субъектов права.

В соответствии с характером правовых норм они подразде­ляются на материальные и процессуальные.

Наконец, выделяются специализированные нормы. К ним относятся коллизионные нормы. Правовая коллизия - это вза­имное несоответствие правовых норм, регулирующих одинако­вые общественные отношения. В таких случаях используют кол­лизионные нормы, которые давно используются в международ­ном частном праве. Коллизионная норма отличается от традици­онных норм права. В ней есть два структурных элемента - «объем» и «привязка». Объем коллизионной нормы отражает содержащи­еся в ней указание отношений, на которые норма распространяется. Привязка содержит указание на конкретный вид источника права, подлежащий применению.

Кроме того, по предмету правового регулирования различают нормы:

    конституционные

    гражданского права

    уголовного права

    административного

    трудового

    

    Закон

    Зако́н

    сущ. , м. , употр. очень часто

    Морфология: (нет) чего? зако́на , чему? зако́ну , (вижу) что? зако́н , чем? зако́ном , о чём? о зако́не ; мн. что? зако́ны , (нет) чего? зако́нов , чему? зако́нам , (вижу) что? зако́ны , чем? зако́нами , о чём? о зако́нах

    1. Закон - это официальное правило, установленное государством и регулирующее какую-либо сферу общественной жизни, которое все должны соблюдать.

    Закон о воинской обязанности. | Закон о приватизации. | Закон об иммигрантах. | Парламент одобрил ряд новых законов.

    2. Законом называют всю систему установленных государством правил, которые регулируют различные области общественной жизни.

    Нарушать закон. | Перед законом все равны. | По закону милиционеры имеют право осматривать личные вещи граждан. | Ты не можешь иметь счёт в банке за границей - это противоречит закону.

    3. Когда государство объявляет какую-либо деятельность, организацию вне закона , государство отныне считает её незаконной и начинает наказывать тех, кто продолжает заниматься этим.

    Государство объявило вне закона все националистические партии в стране.

    4. Законами называют неофициальные правила хорошего поведения, которые существуют в течение очень долгого времени и большинство людей считают их правильными и справедливыми.

    Неписаные законы. | Законы чести. | Законы нравственности.

    5. В природе законом называют необходимый повторяющийся процесс, который невозможно изменить или остановить.

    Все общие законы природы. | Сильный выживает, а слабый погибает - это закон природы.

    6. В науке законом называют сформулированное учёными правило, которое является основой для изучения людьми природы и общества.

    Законы движения. | Закон всемирного тяготения. | Закон сохранения вещества. | Экономические законы. | Законы общественного развития.

    7. Когда вы говорите, что чьё-либо слово (желание) закон для вас, значит, вы обязательно сделаете то, что этот человек просит сделать.

    Твоё слово для меня - закон: как скажешь, так я и сделаю.

    8. Фразу дуракам закон не писан произносят, когда какой-либо человек грубо нарушает правила, закон, но наказывать его бессмысленно, потому что он сам не понимает, что делает.

    зако́нность сущ. , ж.

    Соблюдать законность. | Законность требований.

    зако́нный прил.

    Законное решение.


    Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


    Синонимы :

    Антонимы :

    Смотреть что такое "закон" в других словарях:

      Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия

      Муж. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры; закон христианский, христианская вера. Закон… … Толковый словарь Даля

      У этого термина существуют и другие значения, см. Закон (значения). В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством,… … Википедия

      ЗАКОН, закона, муж. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). «Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи,… … Толковый словарь Ушакова

      Телевизионный канал «Закон ТВ» Страна … Википедия

      Закон - нормативно правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой… … Элементарные начала общей теории права

      1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей … Политология. Словарь.

      Правило, постановление, положение, основание, начало, принцип; вера. Ср. . См. вера, правило.. вменить себе в закон, держать закон, отступать от закона, по закону, предусмотренный законом, принять закон... . Словарь русских синонимов и сходных по … Словарь синонимов

      закон - ЗАКОН (nomos греч.) понятие и термин, исторически возникшие применительно к регуляции общественных отношений и в дальнейшем перенесенные на понимание природы. Генезис понятия 3. в древнегреческой философии был связан с такими… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

      Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в… … Большой Энциклопедический словарь

      ЗАКОН, а, муж. 1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З.… … Толковый словарь Ожегова

    Книги

    • Закон синархии. Учение о двойственной иерархии монад и множеств , Владимир Шмаков. `Закон синархии` - вполне законченное произведение Владимира Шмакова, как и `Основы пневматологии`. `Вполне понять разумом закон синархии - значит не только усвоить все целостное содержание…
    Цели: Познакомить с основным законом- Конституцией России;

    Дать представления о правах ребёнка;

    Объяснить детям, что такое «право»;

    Формировать представления о правах и обязанностях школьника;

    1. Вступительная часть.

    Мы начинаем классный час, посвящённый Дню Конституции.

    Да, Россия отмечает день Конституции. Мы - жители России обязаны знать символы государства.

    -Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна. (Герб, флаг, гимн).

    -А зачем стране нужна своя символика?

    О символах мы уже говорили, сейчас предлагаю поговорить о другом. Давным – давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

    -Что люди могут делать и чего не могут?

    -Что они обязаны делать и чего не обязаны?

    -На что они имеют право и на что не имеют?

    Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

    - Что же такое – законы?

    Законы – это правила, которое устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

    Законы бывают разные, но основной закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

    2. Знакомство с Конституцией.

    Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живём.

    -Что записано в Конституции?

    В Конституции записаны права наших граждан, такие как: на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.

    Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

    У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учёбу, отдых т. д. А что же такое – право?

    Послушаем (Ф.И. учеников).

    Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

    Право ребёнка надо знать,

    Не только знать,

    Но соблюдать,

    Тогда легко нам будет жить,

    Играть, дружить и не тужить.

    3. «Путешествие» по стране Правознайке.

    Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

    Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.


    1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас).

    2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»).

    3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга).
    На доске три листа:

      1. Право на бесплатное образование.

      2. Право на свободный труд, защита от безработицы.

      3. Право на неприкосновенность жилища.
    Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино».

    Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:


    1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Выбирают из трёх листов ответ - №3.)

    2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (№2.)

    3. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (№1).
    Вы сможите продолжить путешествие по стране Правознайке, если возьмёте в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права».

    В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…».

    - Какие же права имеете вы, школьники?

    Право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.

    Мы с вами сказали, что в Конституции записаны, не только права, но и обязанности.

    - Какие же обязанности у школьника?

    Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

    Открыты все пути у нас

    Без края, без преграды,

    Но школьникам сейчас

    Пока учиться надо.
    Учёба – очень интересный труд,

    Нам силу, радость

    Знания несут.
    К тому же мы прекрасно понимаем:

    Кто с детства трудности преодолевает,

    Судьбой своей тот управляет.

    И тот, кто учится отлично в школе,

    Характер закаляет свой и волю.


    1. Заключительная часть.
    Вот и подходит к концу наше занятие, посвящённое Дню Конституции. Давайте подведём итог.

    - Итак, где записаны права и обязанности граждан России?

    (В основном законе России- Конституции.)

    -Зачем нужна Конституция?

    Мы знаем о законе мало,

    Не больше всех иных,

    Мы знаем, делать нужно то,

    Что благо для других.
    Человеку нужно много,

    Чтобы счастливо прожить!

    Нужен дождь и даже лужи,

    Нужно с кем- нибудь дружить.

    Нужен ветер, нужно море.
    Нужно море и леса,

    Нужно счастье, нужно горе

    Невозможно без природы,

    Без синеющих небес.
    Хорошо иметь свободу,

    Мир загадок и чудес.

    Чтобы жить на белом свете,

    Чтоб остался рядом друг,

    Надо главное заметить,

    Всё почувствовать вокруг.


    Правила, которые устанавливаются государством и обязательны для всех, называются законами.

    • В 1993 году в нашей стране была принята Конституция . В ней определено, как устроено наше государство, какие права есть у граждан России.

    • В 1941 году разразилась вторая мировая война. Она продолжалась 6 лет, и когда, наконец, закончилась, люди в разных странах хотели одного: чтобы на земле был мир. Поэтому в 1948 году они вмести составили документ, в котором закрепили права людей, и назвали этот документ Всеобщей декларацией прав человек . В Декларации сказано, что все люди рождаются свободными и равными, имеют одинаковые права


    Конвенция о правах ребенка

    • Взрослые решили определить права детей- ведь из бесправного ребенка не может вырасти свободный человек. Так появилась Конвенция о правах ребенка . Слово «конвенция» означает соглашение. Этот документ был принят в 1989 году. В конвенции закреплены такие права детей:

    • На охрану здоровья

    • На свободу мысли

    • На образование

    • На жилье

    • На отдых

    • На защиту от насилия

    • На общение на родном языке


    Право на имя

    • Маленького ребенка родители регистрируют в специальном учреждении. Оно называется Отделом записи актов гражданского состояния. Там выдается документ – свидетельство о рождении, котором записано полное имя, отчество и фамилия. Это первый документ ребенка, его нужно бережно хранить до получения паспорта

    • Каждый ребенок имеет право на имя,

    • которое дается ему родителями.

    • Каждый ребенок обязан дорожить своим

    • именем и уважать имя другого человека


    Право на гражданство

    • Гражданство – это принадлежность человека к определенному государству.

    • Все люди имеют право на гражданство. Каждый кто родился на территории нашей страны, может получить гражданство России.

    • Государство защищает права гражданина, где бы он ни был - на Родине или за границей. Документом, который подтверждает гражданство у взрослых, является паспорт, а у детей – свидетельство о рождении

    • Каждый ребенок имеет право на гражданство,

    • а значит, на все права и свободы в своей стране.

    • Каждый ребенок обязан уважать

    • свое государство и его законы,

    • должен стремиться быть достойным

    • гражданином Родины


    Право на охрану здоровья

      Каждый человек имеет право на охрану здоровья. Это значит, что государство обязано беречь здоровье детей, начиная с родильного дома. Для детей строятся больницы и поликлиники, создают лекарства, детям делают прививки, чтобы они не болели опасными болезнями. А как ты должен сохранить свое здоровье? Закаляться, воспитывать в себе терпимость и доброжелательность, не попадать в плен к вредным привычкам. Ты должен помнить – за свое здоровье каждый человек отвечает сам.

    • Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья и полноценное медицинское обслуживание.

    • Каждый ребенок обязан беречь свое здоровье, заниматься спортом, правильно питаться, вести здоровый образ жизни без табака, алкоголя, наркотиков


    Право на свободу мысли

      Каждый человек – и взрослый, и ребенок – может высказывать свою точку зрения по любому вопросу. Учись с детства сам принимать решения, а не следовать слепо за большинством: «Как все, так и я». Если ты не согласен с мнением взрослых, то сначала подумай, не ошибаешься ли ты, ведь у взрослых больше опыта. Но, если кажется что ты прав, скажи это тактично.

    • У каждого человека есть право на информацию. Ее получают из книг, газет, радио и телепередач. Ты имеешь право написать заметку в школьную или любую детскую газету, выступить в детских передачах по телевидению.

    • Каждый ребенок имеет право свободно мыслить, открыто выражать свое мнение, получать и передавать правдивую информацию.

    • Каждый ребенок обязан отвечать за свои

    • слова, уважать убеждения других людей


    Право на образование

    • Право на образование имеют все дети: ведь начальное и основное образование в нашей стране – бесплатное. В нашей стране принят закон «Об образовании». В нем записано все о школе и о праве на образование. У вас есть возможность

    • -записаться в любую школу

    • -учиться бесплатно

    • -учиться на родном языке

    • -приобрести хорошее образование

    • -получить документ об образовании

    • В школе все ученики имеют равные права:

    • право на образование, право на уважение

    • достоинства, право на свободу мнения,

    • право на информацию и др. В каждой школе

    • есть Устав, права и обязанности учащихся.

    • Каждый ребенок не только имеет право на

    • образование, но он обязан учиться. А вот какое

    • будет образование- зависит от тебя

    • Каждый ребенок имеет право на образование,

    • на максимальное развитие личности, умственных и физических способностей

    • Каждый ребенок обязан учиться, накапливать знания,

    • умения, навыки, готовить себя к взрослой жизни


    Право на жилище

      Дом – это место, где тебя любят, понимают и принимают таким какой ты есть. В нем мир и дружба, хорошее настроение, весело и уютно. Нельзя лишить кого – то жилища, зайти в чужой дом без разрешения, Если же кто-то пытается войти в твой дом против твоего желания, ты имеешь право просить о защите, обратиться за помощью в милицию. Если ребенок живет в детском доме или с опекуном, то и в этом случае за ним сохраняется право на жилье. Каждый из нас должен беречь свой дом, подъезд и стараться, чтобы он был чистым и красивым.

    • Каждый ребенок имеет право на жилище.

    • Никто не может лишить ребенка жилища

    • и входить в его дом без разрешения

    • Каждый ребенок обязан беречь свое жилище

    • и не причинять вреда жилищу других людей.


    Право на отдых

      Ребенок имеет право на отдых и досуг. Те у кого общие интересы объединяются вместе. В клубах и кружках дети занимаются общим делом. Когда у тебя любимое занятие - скучать некогда. Важно только, чтобы игры и развлечения не вредили здоровью и не приносили беды. Раньше в нашей стране была пионерская организация, которая объединяла всех детей. Сейчас существуют и другие организации

    • Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг,

    • на встречи и общение со сверстниками и другими

    • людьми, на создание детских объединений и

    • участие в них

    • Каждый ребенок обязан участвовать только в

    • тех играх и развлечениях, которые соответствуют его возрасту и не вредят его здоровью. Он должен с уважением относиться к детским объединениям, при общении быть вежливым и терпимым


    Право на защиту от жестокости

      Государство обязано защищать детей от насилия. Никто не может издеваться над ребенком, причинять ему боль и страдания. За психическое и физическое насилие над ребенком граждане несут уголовную ответственность. Часто сами дети жестоко относятся друг к другу. Учись с детства обходиться без сор, быть верным и надежным другом, уважать мнение другого человека, даже если ты с ним не согласен.

    • Каждый ребенок имеет право на

    • защиту со стороны государства от

    • вооруженных конфликтов, на уважение

    • к себе и защиту от плохого общения,

    • жестокости и насилия.

    • Каждый ребенок не должен принимать

    • участие в вооруженных конфликтах и

    • террористических актах. Он обязан

    • уважать права других людей, не допускать грубости и жестокости.


    Право на общение на родном языке

      Наша Россия – страна многонациональная. В ней живут разные народы. А, значит, в стране много языков. Тот язык, на котором говорят твои родители, - твой родной язык. Ты можешь учиться в той школе, где преподавание ведется на твоем родном языке. Но, чтобы мы, жители России, понимали друг друга, нас объединяет один язык – русский. Он является государственным языком. Вес мир считает, что русский язык – богатый, красивый, меткий, точный. Таким языком можно гордиться. Любите, изучайте и берегите свой родной язык! Он объединяет наших предков, нас и наших будущих потомков в один народ, укрепляет чувство Родины.

    • Каждый ребенок имеет право на общение

    • с детьми и взрослыми на родном языке

    • Каждый ребенок обязан беречь чистоту

    • родного языка, уважать языки других

    • народов.


    Права и обязанности

      Эти и другие права имеют все дети в мире, независимо от того, в какой стране они родились. Но прав без обязанностей не бывает . У каждого есть обязанности перед родными, друзьями, обществом и даже перед незнакомыми людьми, потому что мы живем в обществе и на одной планете – Земля. Только зная свом права, можно их защищать и грамотно отстаивать.




Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме