Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правительство поменяет требования пожарной безопасности после пожара в тц. Сокращения в госпожнадзоре привели к развалу организации Сокращение гпн мчс

19.10.2016 14376


После пожара на Амурской улице, в огне которого погибли восемь сотрудников пожарной службы, возникает два резонных вопроса – кто виноват и что делать? При этом в самом ведомстве начались жаркие споры - люди из министерства делают упор на том, что в трагедии виноваты сами пожарные из-за их же неправильных действий, и Илья Денисов несёт персональную ответственность за произошедшее. Но так ли это на самом деле? Для того, чтобы разобраться в сути, необходимо копнуть глубже.

В 2014-2015 годах были проведены серьезные реформы в МЧС, названые позднее «оптимизацией». Результат оптимизации налицо: уменьшилось количество пожаров, да и общая статистика выглядит утешительно – по итогам 2015 года произошло 145 тысяч пожаров, а в 2013 было почти 153 тысячи. Вроде бы молодцы, новый министр действительно работает, реформы действенные проводит.

Но красиво только на бумажке. Принятием одного из специальных постановлений у министерства появилась возможность перевести происшествие из категории «пожар» в категорию «загорание». И если посмотреть на статистику загораний, то выглядит она ужасающе – за 2 года количество выездов на загорания увеличилась практически в 1,5 раза! Для наглядности, в 2013 году т.н. загораний было зафиксировано почти 276 тысяч, тогда как в 2015 году, после вступления реформы с уточнениями в действие, количество загораний составило 385 тысяч!

Теперь давайте взглянем на еще один важный орган пожарной безопасности – Госпожарнадзор. С 1 декабря 2014 года было сокращено 10 % сотрудников подразделений надзора, с 10 апреля 2015 года еще 10 %, 30 апреля 2015 года были упразднены и сокращены органы надзорной деятельности региональных центров МЧС России. И наконец, с 1 апреля текущего года было сокращено 50 % личного состава управлений надзорной деятельности в субъектах и 10% сотрудников территориальных отделов надзорной деятельности районов. Всего сокращено более 40 % от прежней численности органов надзора.

Вызывает недоумение и ряд реализованных Министерством последних законодательных инициатив в сфере надзора. К примеру, 12 сентября, незадолго до пожара, глава МЧС Владимир Пучков подписал приказ № 492, который снижает административную нагрузку на малый и средний бизнес. По сути, приказ запрещает проверять даже те предприятия, которым ранее было выдано предписание устранить нарушения.

Сокращения были естественно обоснованы – кризис, оптимизация бюджета. Новые приказы логично вписываются в политику снижения административного давления на бизнес. Но к чему это привело?

Давайте рассмотрим подробнее на примере последнего пожара. Склад, на котором произошло возгорание, изначально был предназначен для хранения овощей, однако был переоборудован в помещение для хранения пластика, который является материалом повышенной пожарной опасности. При этом вся документация по пожарной безопасности была оформлена как на овощебазу, для которой нужна лишь автоматическая пожарная сигнализация.

Ничего подобного раньше при прежнем Госпожарнадзоре никто не согласовал бы. Но эта структура была в последнее время фактически «разгромлена». События на Амурской улице – прямое следствие ослабления ГПН.

Создается впечатление, что руководство МЧС пошло на эти реформы, чтобы снять с себя всякую ответственность. Есть строители, которые должны строить по ГОСТу и обеспечивать пожарный надзор. Есть государственная комиссия, принимающая объект. МЧС при этом отстранятся от ответственности.

Но по сути отсутствие должного серьёзного надзора за пожарной безопасностью с переводом полномочий строителям приводит к плачевным результатам. Эксперты уверены: если есть законная возможность уменьшить издержки, одной из первых статей экономии становятся затраты на безопасность.

Реформы абсолютно разрушили систему внутриведомственного контроля в сфере надзорной деятельности, что привело к ослаблению такого важнейшего аспекта работы, как профилактика коррупционных проявлений.

Трагедия на Амурской улице не случайна и не возникла на пустом месте.

Некомпетентным руководством разрушен пожарный надзор, уничтожена комплексная система профилактической деятельности. Многие квалифицированные специалисты были уволены, в том числе и те, которые курировали такие сложные объекты, как атомные станции. Одних увольняли под формальным предлогом, например, в связи с выходом на пенсию, других под предлогом сокращений. Но суть не меняется – именно действия верхушки руководства привели к трагедии, разыгравшейся в Москве 22 сентября и унесшей жизни 8 членов пожарной безопасности.

Московское руководство и сотрудники действовали профессионально, придерживаясь предусмотренного в таких случаях регламента, в гибли товарищей их вины нет – все таки это больше несчастный случай. Но это случай был спровоцирован в том числе и ослаблением Госпожарнадзора с передачей части его полномочий сторонним подразделениям.

Интересен еще один момент. В реалиях современной военной обстановки и напряжения во внешней политике «реформа безответственности» увеличивает террористический потенциал объектов, подобных складу на Амурской улице.

Потенциальным террористам достаточно бросить спичку в подобном складе и мы получим новую трагедию с гибелью людей.

Так все же, нужны ли такие реформы МЧС? И куда приведет новое руководство министерство, которое должно отвечать за спасение граждан?

В МЧС России всерьез взялись за глобальную переработку законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся сферы пожарной безопасности. Причиной этому стал масштабный анализ крупных пожаров на объектах с массовым пребыванием людей, проведенный после трагедии в Кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня». Грядущие изменения затронут законы «О государственном контроле», «О пожарной безопасности», Постановление Правительства «О федеральном государственном пожарном надзоре», а также ряд других тематических актов.

По мнению министерства, основная проблема, приведшая к столь трагическим последствиям, заключается в разрозненности системы государственного контроля в области пожарной безопасности на всех этапах существования объекта – проектировании, строительстве и эксплуатации.

Поэтому внесения важных поправок ожидает непосредственно порядок осуществления пожарного надзора. Само определение объекта, подлежащего проверке изменится, - теперь это будут не организации, а здания, находящиеся в эксплуатации. В связи с этим планируется вообще не уведомлять владельцев зданий и всех юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обитающих на его территории, о внеплановой проверке. Каждый квартал станут проводиться противопожарные тренировки при участии органов МЧС. При осуществлении мероприятий по экспертизе проектов, выдаче разрешений на строительство и вводе в эксплуатацию зданий с массовым пребыванием людей неукоснительным требованием станет участие органов Госпожнадзора. Контроль за противопожарными системами будет осуществляться как на этапе проектирования (лицензию на этот вид деятельности получит право выдавать и отзывать МЧС России), так и в ходе текущей эксплуатации (видеонаблюдение надзорных органов в онлайн-режиме за их состоянием в организациях).

Конечно же, сразу же последуют изменения и подзаконных актов, в том числе многочисленных технических регламентов в области пожарной безопасности. К тому же, для исполнения новых требований понадобится привлечение значительного кадрового и финансового резерва.

Стоит отметить, что в систему риск-ориентированного подхода в сфере пожарной безопасности также будут внесены поправки, касающиеся добавления категории «чрезвычайно высокого риска» с периодичностью проверок 1 раз в год. К объектам такого уровня категорирования отнесут детские сады, школы, детские лагери, школы-интернаты, детские дома. Пока они относятся к категории высокого риска, соответственно плановые проверки проводятся с периодичностью раз в 3 года. Хотя перед началом каждого учебного года школы и детские сады проходят так называемую «приемку». Комиссия, назначенная распоряжением главы муниципального района, в состав которой обязательно вхоят и представители МЧС, проверяет готовность учреждений к началу занятий.

Для ознакомления с необходимыми требованиями такого мероприятия в области пожарной безопасности, мы отыскали свежий акт проверки готовности общеобразовательного учреждения, находящийся в свободном доступе на официальном сайте управления образования одного из регионов страны. Надзору подлежат проверка сопротивления изоляции электросети и заземления электрооборудования; наличие и состояние противопожарного оборудования (пожарные краны, рукава, огнетушители и другие средства борьбы с огнем), а также выполнение правил противопожарной безопасности. Таким образом, круг поднадзорных вопросов очень мал по сравнению с программой стандартной проверки Госпожнадзора.

Мониторинг в реальном времени

Одной из причин гибели людей при пожаре в Кемерово стали закрытые в ТЦ «Зимняя вишня». Такие нарушения, как запертые эвакуационные пути, относятся к «режимным», сказал замглавы МЧС, соблюдение этих требований сейчас невозможно контролировать в реальном времени. Даже при внеплановой проверке орган пожарного надзора вынужден уведомлять собственников и всех арендаторов как минимум за сутки до прихода инспекторов. По словам Кададова, за это время можно подготовиться к проверке с точки зрения режимных требований, но с уходом инспекторов «все вернется на круги своя», если бизнесу по какой-то причине выгодно не соблюдать эти требования.

«Все эти торговые центры, которые на сегодняшний день в большинстве своем в том же состоянии, что и кемеровский, — с закрытыми перегороженными путями, — за сутки приведут в порядок, запустят систему, которая, может, им мешает в повседневной жизни, покажут, что все работает, а с уходом инспектора вернут все на круги своя», — рассказал замглавы МЧС.

Видео: Следственный комитет Российской Федерации / YouTube

Эту проблему можно решить, включив системы онлайн-мониторинга за пожарной безопасностью в правила строительства крупных объектов, считает Абызов. «Нам надо искать режимы, по которым мы могли бы осуществлять постоянный мониторинг состояния систем пожарной безопасности за счет цифровизации», — сказал министр. «Мы живем в XXI веке, говорим про цифровую экономику. Надо предусмотреть такие требования, чтобы мы могли в дистанционном режиме видеть, включена ли система пожарной безопасности. Нужны элементы простейшего компьютерного мониторинга использования всей противопожарной цепи. Сегодня телеметрия нам все эти возможности дает», — предлагает Абызов. По его словам, такие системы не будут стоить слишком дорого.

«Это не надо делать по всем объектам. По 100-тысячникам, по 50-тысячникам (площадь объектов. — РБК ) мы могли бы включить эти требования в правила их строительства», — сказал Абызов. По его словам, МЧС должно подготовить компетентное предложение по размерам объектов. «Возможно, будет целесообразно и с 5 тыс. кв. м внедрять такие системы, — добавил министр. — Издержки там небольшие. И вы (контрольно-надзорные органы. — РБК ) бы не раз в год туда приходили, а каждый день, каждую минуту видели бы на мониторе потоковую информацию о состоянии противопожарных систем», — подчеркнул он.

Внедрение такой системы дистанционного мониторинга на всех объектах повышенной опасности технически возможно, считает ведущий инженер ЗАО «Безопасность», эксперт в сфере пожарной безопасности Александр Глущенко. Онлайн-мониторинг уже запущен на социальных объектах с массовым скоплением людей, например в гостиницах и дошкольных образовательных учреждениях, отметил он. «Все данные о состоянии объекта через так называемый пульт централизованного наблюдения собирается в мониторинговом центре. Как правило, эта панель [расположена] в ближайшей пожарной части МЧС. В режиме реального времени социальные объекты отслеживаются, это так называемая пультовая охрана в части пожарной сигнализации», — сказал РБК Глущенко. По его словам, затраты на установку необходимого оборудования могут обойтись для собственников объектов в 100 тыс. руб.

Вернуть полный контроль МЧС

МЧС предлагает усилить пожарный надзор за многофункциональными комплексами с массовым скоплением людей: проверки таких объектов нужно проводить не реже одного раза в год, заявил Кададов. «Мы уже приняли решение, что в отношении многофункциональных комплексов будем менять степень риска и периодичность [проверок]. На таких многофункциональных сложных объектах, с этажностью, которые представляют собой объекты массового скопления людей, <...> мы должны быть обязательно не реже раза в год», — сказал замглавы МЧС.

Он подчеркнул, что такие проверки должны вестись независимо от надзорных каникул, которые с 2016 года действуют для малого бизнеса. «Даже если [надзорные] каникулы будут, то мы могли бы все осуществлять», — сказал Кададов.


С 2007 года МЧС не участвует в пожарном надзоре на этапе проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий — эти аспекты находятся в ведении государственного строительного надзора. До конца 2006 года все вопросы пожарной безопасности на всех этапах контролировало МЧС, а сейчас государственный пожарный надзор «приходит» на объект только после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

«Д​аже если бы не было запрета на проверку в течение надзорных каникул и инспектор вошел бы в этот торговый центр, то сегодня те нарушения капитального характера, которые были допущены при строительстве, он не смог бы устранить, потому что ему была бы предъявлена проектная документация, согласованная Госэкспертизой и Госстройнадзором. Он бы просто написал рекомендацию и ушел, все замечания касались бы режимного характера», — объяснил Кададов. Он сообщил, что МЧС будет выходить с инициативой вернуть пожарный надзор на этапе проектирования и строительства зданий. Абызов согласился, что этот вопрос нужно проработать.

Приоритет объекту, а не юрлицу

Еще одна проблема, которую высветила трагедия в Кемерово, — несоответствие между объектом, на который должен быть нацелен контроль и надзор (например, торговый центр), и юридическими структурами, которые владеют или управляют объектом. МЧС сталкивается с тем, что в торговых центрах большое количество арендаторов, каждый из которых может быть ИП или малым бизнесом (соответственно, на такие лица распространяются надзорные каникулы). Закон о защите прав юридических лиц не позволяет планировать проверки в отношении объекта — проверяют только юрлица.

Запутанная история

ТЦ «Зимняя вишня» был открыт в 2013 году в рамках редевелопмента Кемеровского кондитерского комбината. Собственников у ТЦ «Зимняя вишня» много, Денис Штенгелов, основатель «КДВ Групп» (выпускает снеки под брендами «Кириешки», «Три корочки» и др.). Именно ему принадлежит Кемеровский кондитерский комбинат, который как минимум выступал арендодателем для некоторых крупных операторов сгоревшего торгового центра.

МЧС изначально заявило, что ТЦ «Зимняя вишня» не проверялся надзорными органами, потому что «проверка не могла быть проведена из-за надзорных каникул» (действующего с 2016 года моратория на плановые проверки малого бизнеса).

В то же время, по сообщению Минэкономразвития, собственником ТЦ «Зимняя вишня» является ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат», которое не включено в реестр малого и среднего предпринимательства ФНС. «На него не распространяются надзорные каникулы для малого бизнеса», — сообщили РБК в Минэкономразвития.

ООО «Зимняя вишня Кемерово», по данным источников «Интерфакса», является арендатором третьего и четвертого этажей торгового комплекса. Гендиректор и учредитель этой фирмы Надежда Судденок была по решению суда. ООО «Зимняя вишня Кемерово» включено в реестр малого бизнеса, но при этом, как следует из данных СПАРК «Интерфакса», в июне 2016 года в этой компании прошла плановая проверка главного управления МЧС по Кемеровской области на предмет пожарной безопасности (несмотря на надзорные каникулы). А в ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» пожарных проверок за последние годы не было, следует из данных Единого реестра проверок .

По мнению Абызова, необходимо ввести двойную систему классификации поднадзорных субъектов: по сложности объекта, его классу опасности и по виду объекта с точки зрения принадлежности и размера предприятия. «Для пожарного надзора, конечно, приоритетом должен являться объект защиты, его сложность, его риск. Риск объекта первичен по отношению к юридическому статусу тех, кто этим объектом пользуется», — сказал министр.

Минэкономразвития все равно считает, что надзорные каникулы должны быть продлены до конца 2022 года в тех областях, где еще не применен риск-ориентированный подход, как недавно . «Что касается продления надзорных каникул, то мы занимаем последовательную позицию и сейчас еще раз подтверждаем, что мы считаем, что должен быть риск-ориентированный подход. То есть освобождение от контроля не потому, что это малый бизнес, а потому, что у тебя низкие риски, — это приоритет», — сказал на том же заседании заместитель министра экономического развития Савва Шипов. Дальнейшие меры по усилению надзора на опасных объектах вне зависимости от форм бизнеса будут обсуждаться на этой неделе с руководителями всех деловых объединений, сообщил Абызов.

День образования Специальной пожарной охраны России ежегодно отмечается 9 октября. В 2018 году данная служба празднует 71-ю годовщину образования. Каждый год специальные пожарные подразделения выезжают на пожары, аварии, учения и различные тренировки более 50 тыс. раз.

История создания специальных подразделений Государственной противопожарной службы прочно связана с производством и формированием ядерного оружия в Российской Федерации.

Согласно с решением властей 9 октября 1947 года приказом МВД в составе Главного управления пожарной охраны был организован специальный отдел для подготовки и управления по охране объектов, которые были привлечены к выполнению проекта. Организации, которые создавались стали новаторами не только в области пожаротушения, но и при исполнении превентивных мероприятий на особенных объектах военно-промышленного комплекса страны.

С течением времени список компаний и учреждений, которые относятся к зоне ответственности Специальной пожарной охраны, обновлялись новыми объектами, к ним относились и такие себе «закрытые» города. Все это приводило к тому, что появлялась необходимость в росте числа подразделений, спасательно-пожарной техники, оборудования, регулярного развития системы специализации личного состава, увеличения спектра возможности пожаротушения, нормализация системы концентрирующего управления.

В 2017 году специальные подразделения Пожарной охраны МЧС Российской Федерации отметили свой 70-летний юбилей. Данные учреждения принимают участие в тушении пожаров на природе, в городах, населенных пунктах и в сельской местности. На счету Специальной пожарной охраны огромное количество ликвидированных крупных пожаров, а также техногенных катастроф.

Специальная пожарная служба была задействована и героически проявила себя в тушении пожаров после аварии, которая произошла на Чернобыльской АЭС в 1986 году. За время существования подразделения, у него накопился драгоценный опыт, который сегодня применяется при подготовке молодых специалистов.

Каждый год 9 октября в частях Специальной пожарной охраны проходят праздничные мероприятия, в ходе проведения которых вручаются награды за мужество, отвагу, героизм, что были продемонстрированы при тушении пожаров или ликвидации чрезвычайной ситуации.

На сегодняшний день, пожарная охрана является единой системой, которая имеет четко отработанную управленческую и штатную структуру. Это огромный коллектив, который состоит из 51 управления, 305 специальных пожарных частей, 48 органов государственного пожарного надзора, располагающихся по всей территории страны.

Пожарным вернут фуражки вместо беретов и разрешат комплектовать штат на местах

Cмена руководства в МЧС России уже привела к серьезным изменениям внутри министерства и в его работе. Как стало известно “Ъ”, целый ряд приказов и распоряжений бывшего главы ведомства Владимира Пучкова, касающихся как формы одежды пожарных, так и комплектования штата сотрудников, отменен. В ближайшее время в МЧС ждут и других изменений. Руководство министерства попросило всех руководителей региональных главков представить в центр доклады с подробным описанием проблем, с которыми сталкивается пожарная служба.

О нововведениях, на деле означающих возвращение к практике работы, существовавшей до прихода в МЧС Владимира Пучкова, руководству главков объявили на селекторном совещании 25 мая. По словам наших собеседников, его проводил Александр Чуприян , который до назначения министром бывшего замглавы ФСБ РФ Евгения Зиничева был на позиции замминистра, а сейчас стал и. о. первого заместителя главы МЧС.

Одно из распоряжений генерал-полковника Чуприяна касается возвращения к форменным фуражкам вместо оранжевых беретов . Береты стали обязательной формой одежды при министре Владимире Пучкове. «Не сочтите за мелочь, но тем не менее — вернуть головной убор фуражку»,— процитировал указание Александра Чуприяна собеседник “Ъ”, слышавший выступление первого заместителя главы ведомства на селекторном совещании.

Произошедший в 2017 году переход от фуражек к беретам, как выяснилось, для пожарных болезненная тема.

«Береты были для нас как красная тряпка для быка. Их восприняли как полную сдачу позиций: победу наводнивших руководство МЧС военных над пожарной охраной,— сказал “Ъ” пожарный, просивший не упоминать его имени.— Офицеры не носили береты, получая за это взыскания от начальства. Так что их отмена имеет символическое значение: это сигнал о том, что политика полностью меняется. Поэтому Чуприян и начал с беретов».

Еще одно распоряжение Александра Чуприяна касается комплектования штата пожарной охраны. При прежнем министре присвоение новых званий и пополнение штата было замкнуто на Центральную аттестационную комиссию (ЦАК) , которую возглавлял лично глава ведомства. Теперь, говорят собеседники, с этой практикой решено покончит ь. По их словам, на совещании господин Чуприян отметил, что ознакомился с ситуацией по резерву сотрудников и некомплектом: «Замминистра сказал, что шокирован числом вакансий и некомплектом по штату».

Как мы ранее сообщал и, последние несколько лет в МЧС проводилась так называемая оптимизация. На деле это означало сокращение численности сотрудников — с 2015 года было уволено 59,8 тыс. человек. При этом на вакантные должности никого не принимали, а тех, кому исполнилось 45 лет, увольняли.

«Приказ о том, что ЦАК больше не должна решать вопросы назначения бойцов, уже разослан. Она должна аттестовать начальников главков, их замов, центрального аппарата. Остальные вопросы, касающиеся штата, теперь будут решаться на местах»,— рассказал информированный собеседник.

Экс-глава кафедры пожарной тактики в Академии государственной противопожарной службы МЧС Александр Подгрушный отметил, что последние пять лет в системе МЧС почти не присваивали новые звания . Были запрещены перемещения по должностям и из субъекта в субъект.

«У нас по стране прапорщики в половине пожарных караулов, а начальник караула — это офицерская должность, на которой до капитана можно дослужиться. Пучков все на себя замыкал. Теперь же звания до подполковника будут присваивать на местах. Кроме того, министерство уже кинуло клич, что те, кто был уволен в последние годы, могут вернуться на службу»,— отметил господин Подгрушный.

Еще одно важное нововведение касается экономии топлива .

На совещании Александр Чуприян запросил данные по этой статье за несколько лет и сообщил, что с практикой экономии, начавшейся в 2015 году, будет покончено. Ранее пожарные говорили, что из-за экономии в частях перестали заниматься выездными практическими занятиями на объектах . Отсутствие практики затрудняло работу подразделений в чрезвычайных ситуациях. Как выяснилось после пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», большинство пожарных, задействованных в тушении ТЦ, видели этот объект только на бумаге .

По словам источника, знающего о содержании селекторного совещания, Александр Чуприян подчеркнул, что экономия ГСМ нарушает тренировочный и учебный процессы и ведет к профессиональной деградации, и призвал положить этому конец.

По сути, Чуприян объявил о том, что с оптимизацией покончено»,— прокомментировал итоги совещания начальник караула одной из московских пожарных частей.

Александр Подгрушный назвал решение господина Чуприяна «очень правильным и своевременным». «Мы упали на дно, с которого тяжело подниматься. Лет пять еще будем выбираться из нынешней ситуации. "Зимняя вишня" — результат отношения общества к пожарной службе. Он как пожарный знает проблемы. Все довольны и рады, что подвижки начались»,— сказал эксперт.

На селекторном совещании Александр Чуприян также попросил начальников территориальных главных управлений МЧС доложить в центральный аппарат министерства обо всех существующих проблемах. Их обсуждение, по его словам, состоится на будущей неделе в рамках международного салона «Комплексная безопасность-2018». Салон пройдет в Ногинске 6-8 июня. Участие в нем примет и новый глава МЧС Евгений Зиничев.

«Прошу начальников территориальных органов приехать на сборы с готовностью побеседовать с открытым забралом. Состоится разговор о накопившихся, с вашей точки зрения, проблемах. Будем на них нормально, по-людски реагировать»,— обратился первый замминистра к подчиненным.

Владимир Соловьев



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме