Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Независимость государственной власти. Органы государственной власти

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Однако вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что “власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне - зависимостью его от международного общения, изнутри - от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться”Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран Современная эпоха: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. / Н.А. Крашенинникова. М.: НОРМА,1994. - С. 368, т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.

Любое демократическое государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М.: Юристъ,1997.- С.97

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Специфика же реализации государственного суверенитета в сфере международного права обусловлена тем обстоятельством, что международное общение есть общение суверенных государств. В своём непосредственном проявлении суверенитет каждого государства не может учитывать фактор действия суверенитета других государств, а потому с необходимостью осуществляется в форме взаимных соглашений различных государств. Существование государств как суверенных субъектов служит основанием наличия современного международного права и международных организаций. Этим обусловлен тот факт, что «международное право и международные организации основываются на согласовании воли государств».Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М.: Юристъ,1997.- С.115

Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Он так же включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

В социологической концепции государством называется организация публичной политической власти любого типа независимо от формы и содержания. Общей чертой для всех вариантов социологической концепции государства является отрицание юридической природы государства и абсолютизация его силовой природы, рассмотрение в качестве основы государства фактических отношений властвования2. Это силовая концепция. Сущность государства объясняется здесь как организованное насилие, как политическая сила, которая не может быть ограничена правом и которая произвольно определяет меру свободы подвластных. Такое понимание допускает и политическую несвободу подвластных, неограниченность политической власти, а поэтому в круг объектов, описываемых здесь как "государство", попадает и деспотия.

Общее определение государства в социологической концепции сводится к следующему: это наиболее действенная (наиболее сильная, верховная, суверенная) организация власти у населения определенной территории.

Эта концепция государства использовалась в классическом легистском позитивизме (Дж. Остин, Г. Ф. Шершеневич, Л. Гум-пЛович) для объяснения права (при отождествлении права и закона): "Право - это приказ государства, верховной власти, суверена". При таком правопонимании получается, что государство как сила первично, а "право" (законы) вторично, что государство - это голая монополия силы, предшествующая закону. Поэтому законная форма власти, ее наличие или отсутствие, не имеет значения для социологической концепции. Верховная власть может осуществляться по закону и вопреки закону - на то она и верховная. Закон ("право") - это то, чего желает верховная власть, волеизъявление суверенной власти. Поэтому социологическая концепция лишь допускает, что полномочия государственной власти могут быть регламентированы законом, но утверждает, что закон для государственной власти необязателен. Здесь государство - это фактические отношения повеления и подчинения, фактическая организация и деятельность власти, а не то, что формально предписывается законами о власти. Государство как социальная сила может соблюдать законную форму осуществления власти, но может и не соблюдать.

Разновидностью социологической концепции является марксистско-ленинская концепция государства. Здесь сущность государства объясняется через классовое господство и классовое насилие.

Согласно марксистско-ленинскому учению, общество со времени утверждения частной собственности разделяется на антагонистические классы, а государство является политической организацией экономически господствующего класса. Сущность государства - это диктатура, насилие господствующе-г° класса для подавления других классов (В. И. Ленин). Государственный аппарат, опираясь на насилие, управляет обще-Ством так, как это выгодно и угодно господствующему клас-гУ, и в принципе может не считаться с интересами других Пассов. Государство есть машина в руках господствующего масса для подавления сопротивления своих классовых про-(И. В. Сталин). По отношению к такой силе у подвла-даже у представителей господствующего класса, не быть никаких естественных прав. Фактическая (эконо-сила членов общества дает им большую или меньшую фактическую свободу произвола. Диктатура класса озня чает несвязанность власти какими бы то ни было законами Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на на силие, не связанная никакими законами (В. И. Ленин). Таким образом, марксизм-ленинизм объясняет государство как антиправовую организацию публичной политической власти, природа которой такова, что она не может быть ограничена даже законом.

Установленную большевиками в России "диктатуру пролетариата" (фактически - диктатуру большевистской элиты и ее вождя) марксизм-ленинизм объясняет как "полугосударство", или "отмирающее государство". Диктатура класса пролетариата ("социалистическое государство") уничтожает собственность на средства производства и тем самым основу антагонистических классовых противоречий. При диктатуре пролетариата уже нет эксплуататорского, экономически и политически господствующего класса, а поэтому политическое насилие постепенно исчерпает свою роль, власть перестанет быть политической, и на месте диктатуры пролетариата сформируется организация коммунистического общественного самоуправления. Правда, руководивший процессом "отмирания государства" Сталин объявил, что классовая борьба в стране будет обостряться по мере строительства социализма и диктатура пролетариата будет "отмирать" через ее усиление (чем сильнее будет диктатура, тем быстрее она решит свою историческую задачу и "отомрет"; но закономерно возникает вопрос: пожелает ли столь сильная диктатура "отмереть", не будет ли она изобретать для себя новые "исторические задачи", решаемые путем тотального насилия?). После смерти "вождя в СССР было официально объявлено, что диктатура пролетариата уже завершилась, в стране сложился монолитный советский народ, состоящий из дружественных классов (рабочий класс, колхозное крестьянство и социальная "прослои-ка" - трудовая интеллигенция); но государство еще не "умер ло", а превратилось в "общенародное социалистическое госУ" дарство", в котором установится режим "социалистической законности" (имелось в виду, что при сталинском режиме Д0 пускались "нарушения социалистической законности", связан ные с трудностями строительства социализма во враждебно1 империалистическом окружении).

С последовательной марксистско-ленинской точки "общенародное государство" - это нонсенс: если власть надлежит всему народу, то эта власть не государственная, политическая. Политическая власть в марксистски-ленинсоНимании должна осуществляться в интересах класса, части арода. Если такого класса нет, подвластные составляют однородную массу, а власть тем не менее остается политической, принудительной, то получается, что она действует в лтересах самого аппарата политической власти, в интересах господствующей в обществе бюрократии. Значит, это не "общенародное", а бюрократическое государство. (Конечно, такой вывод для официальной советской идеологии был неприемлем.)

Поскольку марксистско-ленинское понимание государства было единственным официально допускавшимся в СССР, его влияние сохранилось в преподавании учебных дисциплин. Определение государства, данное в одном из последних учебников, гласит: "Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления "и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию"1. Никакая "особость" государства из данного определения не вытекает. Любая организация публичной политической власти, в частности деспотическая, подпадает под признаки, приведенные в этом определении. С позиции такого понимания государства, чем сильнее власть, чем она деспотичнее, тем она "государственнее", тем больше она выражает природу государства вообще.

Сторонники социологической концепции государства не обязательно выпячивают политическое насилие. Со времен Древности политическая мысль различала две наиболее яркие стороны политической власти: (1) организованное насилие как средство достижения цели и (2) решение общих дел, достижение общественного благополучия как цель власти. Если хо-тят подчеркнуть силовой момент, говорят: государство - это °рганизация принудительного управления обществом (диктатура, аппарат насилия и т. д.). Если же хотят подчеркнуть со циальную цель политической власти, то говорят: государство - это власть, призванная решать общие дела.

Вообще политическое общение - это вовсе не обязательно организованное насилие, произвольное силовое регулирование отношений. У древних греков, т. е. в первоначальном значении слова, политика - это искусство управления сообществом людей с целью достижения общего блага. Современная политология видит социальный смысл политики, политической власти не в том, что одни социальные группы силой навязывают свою волю другим, а в том, что политическая власть умеряет столкновения социальных сил, создает стабильный порядок в обществе. При этом стабильность в обществе может достигаться и за счет организованного насилия, предотвращающего распад общества, и за счет достижения согласия социальных групп ради прекращения конфликтов, ослабляющих общество в целом. Политика как организованное насилие есть признак исторической неразвитости цивилизации.

По мере исторического прогресса организованное насилие в интересах одного класса, одной группы все дальше отходит на задний план политической жизни, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность политической власти. В постиндустриальном обществе, в наиболее развитых странах социальные противоречия утрачивают остроту, умеряются до такой степени, что и политическое насилие в отношении больших социальных групп становится ненужным. Здесь просто нет классов в марксистском понимании. Политическая власть устанавливает цивилизованные рамки разрешения конфликтов между социальными группами и, выражая стремление большинства членов этого благополучного общества к гражданскому миру, не только гарантирует интересы социально сильных, но и защищает интересы социально слабых. Государство занимается перераспределением национального дохода, в частности, для того, чтобы примирить интересы ально сильных и социально слабых. Главной целью его тики являются социальный мир и гражданское согласие. СреД ство достижения этой цели - не организованное насилие, а нахождение компромисса, согласование интересов разных с° циальных групп.

Итак, теория насилия непригодна для объяснения и ной политической власти в постиндустриальном обществе. е годня сторонники социологической концепции государства я° лагают, что классовый, диктаторский, деспотический характер власти присущ лишь частным историческим формам государства, а именно решение общих дел населения преимущественно силовым путем характерно для исторически неразви-т0го государства, а для современного государства более характерно стремление власти к социальным компромиссам.

"Деспотическое государство". В любом варианте социологическая концепция государства не позволяет различать государство и деспотию. Здесь сущность явлений, определяемых как государственные, усматривается в организованном принуждении вплоть до насилия (пусть даже для решения общих дел населения страны) и поэтому допускается "государственная" власть, не ограниченная свободой подвластных. Тем самым безосновательно расширяется сфера политических явлений и отношений, обозначаемая термином "государство". Государство может быть демократическим, либеральным, диктаторским, деспотическим, тоталитарным и т. д. Во всех случаях это будет государство. Власть можно оценивать как хорошую или плохую, справедливую или несправедливую и т. д., но все эти оценки не имеют отношения к понятию государства в социологической концепции. Получается, что любая организация произвольного насилия называется государством только потому, что она оказывается наиболее сильной на определенной территории у определенного народа.

В таком случае, чем, в сущности, отличается понимаемое таким образом "государство" от большой разбойничьей шайки? Этот вопрос задавал еще в V в. один из "отцов церкви", Блаженный Августин, стремясь доказать, что государственно-организованное сообщество (civitas) основывается на справедливости, а деспотические царства (regnum) язычников нельзя называть государствами. "Что суть царства, лишенные справедливости, - риторически вопрошал Августин, - как не большие разбойничьи шайки?" В представлении христианского мыслителя, в языческих царствах нет государственно-Правового общения, но в них, как в разбойничьих шайках, есть власть одного предводителя, которому никто не смеет Прекословить, а "право" сводится к тому, что захваченная на войне добыча делится по установившемуся обычаю.

Через полторы тысячи лет Августину возразил Г. Кель-Зен, возразил именно с позиции социологической концепции государства: разбойничью шайку нельзя считать государством "Чщь потому, что на той же территории, на которой действу-1°т разбойники, есть другая социальная сила, власть, более Могущественная, чем власть разбойничьей шайки. Она-то и Называется государством. Поэтому приказы уличных грабителей нельзя отождествлять с велениями государства, правовь ми актами государственных органов. Но уж если порядок, на вязываемый бандой грабителей, будет на определенной теп ритории наиболее действенным, то его следует считать пра вопорядком, а социум, организованный в рамках такого правопорядка, - государством. В качестве примера Г. Кельзен ссылался на так называемые пиратские государства, существовавшие в XVI-XIX вв. на северном побережье Африки (Алжир, Тунис, Триполи), а также на тоталитарный режим большевиков, отменивших в России частную собственность на средства производства. Сначала, писал Г. Кельзен, суды США не признавали акты большевистского режима государственно-правовыми актами, так как считали, что власть большевиков - это преступная власть банды гангстеров, и она скоро кончится; но когда стало очевидным, что этот режим устойчив и более эффективен, чем любая другая власть на территории СССР, признали его в качестве государственно-правового порядка. Интересно, что Г. Кельзен несколько изменил свои взгляды после того, как он пострадал от преследований нацистов.

Правовое государство и государство законности. Социологическая концепция государства отрицает естественные права человека и понятие правового государства. Все субъективные права считаются октроированными, производными от воли законодателя.

В социологической концепции понятие суверенной власти означает политическую власть, которая по своей природе не может быть связана какими-то дозаконотворческими правами подвластныхили международным правом. "Право" здесь объясняется как приказы верховной власти, а основные права и свободы человека - как продукт властного законотворчества. Получается, что не государство связано правом, а наоборот-право - это то, что находится в полном распоряжении государства. Следовательно, в социологической концепции "правовое государство" - это нонсенс: государство может быть деспотическим, но не может быть правовым в смысле связанности власти свободой подвластных; никакая сила не мо?кеТ ограничивать государство, поскольку, по определению, эТ° наиболее сильная организация власти. Если другая социально политическая сила способна ограничить политическую власть неким "правом", то в такой ситуации государством слеДУе считать не ту власть, которую можно ограничить, а ту силУ которая ограничивает других, но сама остается полновласт ной, неограничиваемой. Поэтому, в частности, в рамках И ологической концепции невозможно объяснить природу ституционного права и международного права, ограничивающих политическую власть.

Понятие правового государства невозможно гносеологически и логически, если объяснять природу государства вообще как организацию власти силового типа. Вот типичные рассуждения, показывающие отношение к теории правового государства с такой позиции: "В научном отношении эта теория несостоятельна потому, что право по своей природе таково, что не может стоять над государством. К тому же совершенно необъяснимы по природе и неопределенны по содержанию те "абсолютные правовые принципы и начала., которые якобы должны стоять над государством, связывать его... Буржуазная теория "правового государства" - лживая и фальшивая теория"1.

Но после того как в современной России понятие правового государства стало, по меньшей мере, модным, сторонники социологической концепции государства вынуждены объяснять это понятие, несмотря на то что эта концепция и понятие правового государства несовместимы. Правда, возникает проблема: как в рамках силового понимания государства объяснить подчинение власти праву, или господство права? И поскольку при таком понимании право отождествляется с законом, то господство права, требование правового содержания законодательства, подменяется формальным требованием верховенства закона. В лучшем случае сторонники силовой трактовки государства признают, что верховенство закона не тождественно господству права, так как законы могут быть и неправовыми; но и в этом случае остается неразрешимый для них вопрос: что такое "право", если право не тождественно закону, приказу государства? Поэтому и понятие правового государства остается для них необъяснимым: "...основной недостаток теории правового государства конца XIX - начала XX в. - неясность в вопросах о том, какое конкретно право Должно связывать государство, кто является источником такого права, каков механизм связанности государства правом, - остается неустраненным и по настоящее время"2.

Социологическая концепция государства допускает лишь Понятие "государство законности". Последнее означает государство, "самоограничивающееся" своими законами, т. е. та-е, в котором власть "связана" законами, но в то же время может произвольно изменять законы. Получается конструк ция государства, в котором власть связана собственным про изволом: "Тот факт, что нормы права исходят от государства не противоречит положению о связанности органов госудЭр ства этими нормами. Речь идет не о подчинении органов государства каким-то абсолютным правовым принципам, а о связанности государственных органов нормами действующего права (т. е. законами. - В. Ч.)... Конечно, высшие органы государственной власти вправе издавать любые юридические акты Никакой ранее изданный закон не связывает органы государственной власти в том смысле, что любой закон, включая конституционный, в установленном порядке может быть отменен или исправлен"1. Такая конструкция государства законности в принципе не опровергает тезис Ленина о том, что государство есть диктатура, не связанная никакими законами.

Верховенство государственной власти означает ее первенство главенство по отношению к иным формам общественной организации и управления на территории суверенного государства. Сложился данный принцип в середине 16- конце 19 веков. В рамках так называемой Вестфальской системы государств под влиянием становления капитализма и демократизации.

Ярким примером тому была казнь короля примерно в 1648 году во время революции в Англии. При старом порядке король считался монархом, которого Бог назначил и благословил. Высшей властью была власть короля. Король был выше закона. Для военной поддержки сторонников монархии король призвал на помощью Францию с просьбой начать войну и высадить войска. Он был казнен по обвинению в предательстве. Тем самым декларировалось, что никто не может быть выше закона.

Государственная власть может ограничиваться только Конституцией, законами, подзаконными актами. Таким образом, исключается двоевластие и обеспечивается подчинение власти закону.

Верховенство выражено в распространении власти на все общество, ликвидации незаконных проявлений другой власти. Верховная власть определяет весь строй отношений в обществе устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Наилучшим образом это выражено в конституции и, на наш взгляд, в деятельности конституционных судов, трактующих законы, проекты законов, постановления на предмет соответствия Конституции и высшим законодательным актам .

Попыткой реализации принципа верховенства права президентом Ющенко в Украине была инициатива создания национального Универсала с целью дальнейшей трансформации Конституции и законов на его основе. Нарушение принципа верховенства права в России в 1917 году, когда с одной стороны страной управляли Советы народных депутатов, а с другой - Государственная дума привело к свержению власти и кровопролитной гражданской войне.

Верховенство закона проявляет себя в наделении властными полномочиями и определении обязанностей должностных лиц осуществляющих правоприменение. Примером служит законодательство об административных правонарушениях и государственной службе.

Верховенство права выражено и в виде наказаний за неподчинение законным приказам, указаниям и так далее. Это законные приказы должностных лиц, военачальников и др.

Оно проявляет себя в пресечении формирования альтернативных незаконных структур власти на территории суверенного государства. Чеченская война была начата федеральным правительством с целью как минимум уменьшить влияние незаконно сформированной Ичкерийской республики. Необходимо было учредить власть законов Российского государства и ликвидировать власть правительства Дудаева.

Верховенство государственной власти означает также существование единой иерархической системы органов управления построенной на общих принципах в соответствии с их функциями. Верховенство признает принцип функционального разделения ветвей власти на судебную, исполнительную и законодательную. Однако любая ветвь государственной власти должна быть признана законом.

Например, самосуд над преступником тоже считается преступлением. Ярким примером считается судебный процесс над куклусклановцами, членами расистского объединения Кукс-клан, которые приговоры чернокожим участникам политической деятельности в США и осуществляли в виде издевательств и даже убийств.

Официальный приговор, вынесенный федеральным судом давал понять, что на территории США действуют только законы этой страны и только государственный суд может трактовать действия граждан и давать им правовую оценку.

Примечательно, что в Конституцию РФ 1993 г. глава «Основы конституционного строя» попала не сразу. В проекте Конституции РФ, вынесенном на обсуждение Конституционного совещания 5 июня 1993 года, глава 1 именовалась «Общие положения. Права и свободы человека». Но во многом под влиянием принципиальной позиции Конституционной комиссии в окончательном варианте проекта Конституции РФ соответствующие правовые нормы были упорядочены, приведены в стройную систему и трансформировались именно в «Основы конституционного строя». Закрепление их в первой главе Конституции России — не случайно. Тем самым подчеркивается их особое значение в национальной правовой системе РФ — они как бы обобщают, сводят воедино в концентрированном виде положения Основного закона нашего государства.

Поэтому основы конституционного строя имеют особую юридическую силу. Им не могут противоречить никакие другие положения Конституции, которая сама по себе, как известно, имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, принятым в Российской Федерации. Как следствие, положения первой главы Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ . Их пересмотр возможен только посредством принятия Конституционным Собранием либо всенародным голосованием нового Основного закона страны. Тем самым устанавливается важнейшая гарантия защиты от непродуманных, продиктованных сиюминутными политическими соображениями поправок к Конституции России, ибо любое ее изменение не должно вступать в противоречие с положениями главы 1. В противном случае такая поправка будет юридически ничтожной.

Содержание основ конституционного строя раскрывается в науке по-разному. Нередко соответствующие нормы-принципы подразделяют на группы в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений. Наиболее удачной представляется систематизация, предложенная С.А.Авакьяном, по мнению которого, основами конституционного строя России являются: народовластие (народный суверенитет); существование Российского государства, как организации всего народа, признание России демократическим, федеративным, правовым, социальным, светским государством с республиканской формой правления; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима ; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности .

Человек, его права и свободы как высшая ценность

В советских конституциях присутствовала иная гуманистическая формула: высшей ценностью объявлялись материальные и духовные потребности людей, что, однако, далеко не всегда реализовывалось на практике. Конституция России, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, на первый план выдвигает человека как самостоятельную, суверенную личность, способную позаботиться о самой себе. Для этого человеку предоставляются общепризнанные права и свободы, а государство берет на себя обязанность гарантировать, уважать и соблюдать их.

В марксистско-ленинской теории очевиден классовый подход к проблеме народного суверенитета, ибо под народом здесь подразумевалась совокупность трудящихся и эксплуатируемых классов. Отсюда социалистическая демократия противопоставлялась буржуазной, а диктатура пролетариата объявлялась едва ли не самой демократичной формой государства в мире.

Действующая Конституция России, указывая на принадлежность всей власти в Российской Федерации ее многонациональному народу, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Что же означает «народ»? В юридической науке нет единства мнений на этот счет. Отмечается абстрактность этого понятия, а по мнению О.Э.Лейста, доктрина практически не нуждается в раскрытии его содержания. Тем не менее термин «народ» присутствует в целом ряде конституционно-правовых норм , а значит, необходимо его правильное толкование. В связи с этим, вероятно, следует согласиться с О.Е.Кутафиным, считающим, что с юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане», ибо только они в подавляющем большинстве случаев обладают политическими правами и свободами . Таким образом, если вернуться к толкованию ряда положений отечественной Конституции, то многонациональный народ Российской Федерации есть совокупность ее граждан.

Суверенитет народа обладает рядом важнейших свойств: единством, верховенством, полнотой и неограниченностью, неотчуждаемостью.

Единство народного суверенитета означает, что народ является единственным источником власти в РФ. И в этом отношении народ выступает единой общностью людей, принимающей властные решения на основе волеизъявления большинства граждан при безусловном уважении мнения их меньшинства.

Верховенство власти народа выражается в том, что никто и ничто не может быть выше его воли. Решения, принятые на всенародном голосовании — референдуме , могут быть отменены только референдумом. Народ и только народ наделен правом выбирать главу государства и высший орган законодательной и представительной власти. Конституция, принятая народом, обладает верховенством и высшей юридической силой на всей территории РФ.

Полнота и неограниченность суверенитета народа подразумевает, что гражданам России принадлежит весь объем власти, который может быть реализован в предусмотренных Конституцией и законами РФ формах во всех ключевых сферах общественной жизни: в праве на землю и недра, на свободное экономическое развитие, на пользование достижениями науки, культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами и т.п.

Наконец, неотчуждаемость народного суверенитета нашла свою реализацию в норме Конституции РФ (ч.4 ст.3) о том, что никто «не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону ».

С процессуальной точки зрения, народ осуществляет принадлежащую ему власть в двух формах: непосредственно (прямая демократия), а также через выборные органы государственной власти и местного самоуправления (представительная демократия). В данном случае высшим проявлением и выражением власти народа являются референдум и свободные выборы .

Интересно, что демократические процедуры в кризисные, неустойчивые периоды общественного и государственного развития нередко вызывают у значительной части народа недовольство и даже раздражение, потребность в «сильной руке». В это время, как отмечает О.Э.Лейст, возрастает активность антидемократических сил, обретающих возможность прийти к власти, а сам народ невольно становится инструментом подавления демократии. И «в случае победы над гражданским обществом и свойственной ему демократией тоталитарные режимы могут существовать продолжительное время». Вот почему так важно сохранение гражданского мира и согласия как основы поступательного демократического развития общества и государства.

Россия как федеративное государство

Унитарное государство едино и делится на административнотерриториальные части, не обладающие политической самостоятельностью и специфическим государственно-правовым статусом. То есть в унитарном государстве действует одна конституция, существуют абсолютно единые правовая и судебная системы , а государственную власть осуществляют только центральные органы.

В отличие от унитарного государства федерация состоит из государств либо государственноподобных образований, обладающих некоторыми элементами суверенитета, определенной политической самостоятельностью и именуемых субъектами данной федерации. Субъекты могут носить самые разные названия: штаты, земли, провинции, кантоны и т.п. Они имеют собственные органы государственной власти , издают законодательные акты, а нередко даже принимают конституцию.

Конфедерация является крайне редкой формой государственного устройства. По сути, это союз суверенных государств, которые образуют объединенные органы, главным образом, для координации совместных усилий в экономической, политической, военной или иной сферах международных отношений.

Россия стала отвечать признакам федеративного государства лишь в 1990-е годы. Ранее она, хотя и именовалась Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР), но по форме, а тем более по содержанию являлась унитарным государством.

В конце 1980-х— начале 1990-х годов целостность России была поставлена под угрозу. Входившие в нее автономные республики, активно поддерживаемые руководством бывшего Союза ССР, стали активно заявлять о своем суверенном статусе и самостоятельном вхождении в уже распадавшийся СССР. Остановить разрушительный для России процесс удалось 31 марта 1992 года подписанием в Москве Президентом РФ и Председателем Верховного Совета РФ, с одной стороны, и руководителями регионов РФ — с другой Федеративного Договора . Он представлял собой три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти: суверенных республик в составе РФ; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономной области, автономных округов в составе РФ.

Именно тогда было официально оформлено понятие субъектов РФ , которые получили значительный объем полномочий, но в рамках целостного неделимого Российского государства. Вместе с тем Федеративный Договор закрепил юридическое неравенство краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов по сравнению с суверенными республиками. Последние обладали высокой степенью самостоятельности (во многом независимо от федерального центра устанавливали собственные избирательную систему , законодательство, систему кадрового обеспечения органов власти, вели внешнеэкономическую деятельность и т.п.), тогда как остальные субъекты Федерации оставались на положении по-прежнему дефакто бесправных административно-территориальных единиц.

Поэтому в процессе разработки новой Российской Конституции главным требованием большинства регионов России было закрепление равноправия всех субъектов Федерации. И действительно, как справедливо указывает В.А.Туманов, равноправие есть «тот обязательный комплекс, без которого нет феномена, называемого федерацией». В окончательном проекте Основного закона страны это требование было учтено и вошло в Конституцию РФ 1993 г. в качестве принципа, составляющего основы конституционного строя .

Применительно к республикам в составе России исключено слово «суверенные». Тем не менее, оставаясь «государствами», они все-таки обладают несколько более объемным конституционно-правовым статусом, чем края, области и т.п. У них есть: собственные конституции, государственный язык, гражданство , особые органы государственной власти (президент, конституционный суд) и пр.

Конституция РФ закрепила следующие принципы федеративного устройства России : 1) суверенитет РФ; 2) верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории страны; 3) целостность и неприкосновенность территории РФ; 4) равноправие субъектов РФ, в частности, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) наличие у субъектов РФ собственной правовой системы /конституции и законодательства — у республик, устава и законодательства — у краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; 6) единство системы государственной власти; 7) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; 8) равноправие и самоопределение народов России.

В связи с этим важно дать определение понятий государственного и национального суверенитетов, на которые указывается в тексте Конституции РФ. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, причем как во внутренних делах, так и в сфере внешней политики и международных отношений. Национальный суверенитет выражает право народов, проживающих в РФ, на самоопределение. Формы такого самоопределения могут быть различными: республика в составе России, автономная область, автономный округ, национально-культурная автономия. При этом в соответствии с принципами и нормами международного публичного права , самоопределение народов не должно вести к территориальному разделу существующих многонациональных государств.

Конституционное понятие правового государства

Идея подчинения государства праву и закону возникла в глубокой древности. Она проявлялась в реформах знаменитого греческого мудреца Солона в VI веке до н.э. Мысль о том, что подлинная государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы, последовательно отстаивали Сократ, Платон и Аристотель. Эти идеи античных мыслителей в Средние века активно развивали Н.Макиавелли и Ж.Боден, в Новое время — Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье и др. Но сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т.Велькера, Р. фон Моля и др. В России видными сторонниками доктрины правового государства были Б.Н.Чичерин, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, И.А.Пок- ровский, В.М.Гессен.

Российский путь к правовой государственности был крайне сложным, путаным и противоречивым. Господствовавший долгое время тоталитаризм радикально отрицал не только принцип верховенства права над государством, ценность прав и свобод личности , автономность гражданского общества , но и подменял государственную власть практикой жесткого партийного администрирования. Поэтому было бы некорректно утверждать, что сейчас мы находимся в завершении этого пути. Во многом положение Конституции РФ 1993 г. о правовом государстве — это норма-идеал, норма-цель, к которой надлежит последовательно и упорно стремиться в ходе дальнейшего развития России. Тем не менее в Конституции РФ закреплены важнейшие предпосылки построения правовой государственности: Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

Верховенство Конституции РФ. Ей не может противоречить ни один иной нормативный правовой акт . Все органы государственной власти и местного самоуправления обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию и федеральные законы, а любое их действие в нарушение данного принципа может быть обжаловано в суде и повлечь меры юридической ответственности . Кроме того, Конституция РФ обладает прямым действием, то есть подлежит непосредственному применению в случае противоречия ей любого нормативного правового акта. Все принимаемые законы подлежат официальному опубликованию. Таким образом, все субъекты правоприменительной деятельности получают возможность ознакомиться с ними, действующее право становится открытым для граждан . Тем более исключается ситуация, сложившаяся в годы тоталитаризма, когда гражданин нередко привлекался к ответственности по секретным, неизвестным широкому кругу лиц законам. Неопубликованные законы не подлежат применению вообще. А любые нормативные правовые акты, будь то федеральный закон, указ Президента РФ , постановление Правительства РФ и т.п., не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Социальная сущность Российского государства

Общепризнано, что реализация в жизнь принципа социального государства (ст.7 Конституции РФ) является исключительно важной задачей в плане построения в России правовой демократической государственности. Еще Ж.-Ж.Руссо писал, что «ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть вынужденным продаваться». «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно, не допускайте ни богачей, ни нищих».

К сожалению, эта мудрая и, в общем-то, простая заповедь не соблюдалась в Советском государстве с его обеспечением весьма скромного достатка основной массе населения, подавлением частной хозяйственной инициативы, сокрытием от посторонних глаз богатства и власти кремлевских небожителей, других представителей партноменклатуры. Не соблюдалась она и в последние годы, когда новые «уравнители» на волне популистского лозунга «борьбы с привилегиями», обретя власть, быстро поделили между собой «общенародное» достояние, а пропасть между богатыми и бедными достигла угрожающих размеров. Данная тревожная ситуация в современной России заметно усугубляется отсутствием полноценного «среднего класса», служащего «буфером» между низшими (бедными) и высшими (богатыми) слоями общества . По мнению многих социологов, политологов, юристов-теоретиков, это и есть та «социальная цена реформ», о которой предпочитают не говорить официальные власти. Тем не менее, как справедливо отмечает Ю.А.Дмитриев, социальная политика Российского государства, являющаяся одной из важнейших составляющих обеспечения права человека на достойную жизнь, получив конституционное закрепление, на практике не соответствует своему содержанию, сформулированной в Основном законе цели — обеспечению достойной жизни и свободного развития человека .

В связи с этим конституционный принцип социального государства требует от властей проведения политики, сглаживающей наиболее острые противоречия между частным и публичным интересом, не допускающей противозаконных действий со стороны естественных монополий и иных субъектов хозяйственной деятельности, охраняющей права прежде всего социально незащищенных слоев населения России.

Но построение социального государства неосуществимо лишь посредством какой-то особой государственной политики. Необходима продуманная и эффективная законодательная реформа, пересмотр всей существующей административной практики в социальной сфере, а главное — создание гибкой социально-ориентированной экономической системы, обеспечивающей общественный консенсус.

Социально-ориентированная экономическая система государства должна отражать закрепленные в Конституции РФ (ст.8) либеральные ценности: поддержка конкуренции , свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности . В то же время неукоснительному соблюдению подлежат требования ст.7 Конституции РФ: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии , пособия и иные гарантии социальной защиты.

Перечисленные конституционные положения к настоящему времени конкретизированы значительным массивом законодательных и иных нормативно-правовых актов , среди которых можно назвать: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от июля 1993 г.; Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г.; федеральные законы от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 27 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и пр. Но до тех пор, пока многие установленные ими положения остаются на бумаге, бессмысленно утверждать о формировании в России социального государства.

Ключевым компонентом принципа социального государства выступает право человека на достойную жизнь и свободное развитие. Его содержание раскрывается в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В частности, право на достойную жизнь подразумевает: а) право на достаточное питание, одежду и жилище, как для человека, так и для его семьи; б) право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Свободное развитие человека требует непрерывного улучшения условий его жизни, что реализуется в праве индивида на повышение образовательного уровня, получение более высокого вознаграждения за труд в соответствии с его результатами, на улучшение состояния окружающей среды.

Российская Федерация — светское государство

Светский характер государства закреплен в основных законах большинства стран современного мира, при том что существуют государства, в которых одна из религий признается государственной, а руководители церкви осуществляют верховную власть (Иран, Ватикан).

Подробнее конституционные нормы о светском характере РФ раскрываются в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятом в ходе бурных и продолжительных дебатов между Президентом РФ и

В свою очередь, религиозное объединение: создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям, то есть на него не распространяются нормы трудового права ; не выполняет функций органов государственной власти и местного самоуправления ; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Вместе с тем государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и иных объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования у граждан того или иного отношения к религии.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений .

По просьбам религиозных организаций органы государственной власти РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях . В частности, в РФ нерабочим днем является праздник Рождества Христова, в Республике Татарстан — мусульманский праздник Курбан-байрам.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме