Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что считать оскорблением чувств верующих. Оскорбление чувств верующих: нормы УК, квалификация, специфика

– У наших соседей, в Ставропольском крае, недавно случилась история, достойная не начала 21 века, а времён царя Алексея Тишайшего или испанской инвизиции. Началось всё с того, что в соцсетях поспорили верующий с атеистом. Один в качестве довода в дискуссии привёл цитату из апостола Павла, а другой ответил ему, что «Бога нет», а «Библия – сборник еврейских сказок».

Казалось бы – ну поспорили и поспорили, мало ли на просторах Сети ежедневно случается стычек на разные темы, зачастую и ещё более острых? Но на этот раз «богословский» диспут получил совершенно неожиданное продолжение – верующие участники спора написали на атеиста заявление в полицию. И началась фантасмагория – на блоггера завели уголовное дело по статье «за оскорбление чувств верующих», изъяли компьютер, а самого его следствие отправило на месячную психиатрическую экспертизу. Сейчас идёт судебный процесс. Как вы прокомментируете эту историю?

– В связи с этим мне сразу вспомнилась другая история, которую меня тоже просили прокомментировать. Недавно пронеслась новость, что Церковь, якобы, хочет запретить изучение в школе Чехова, Бунина и Куприна. Я начал искать подробности в Интернете, и выяснилось, что протоиерей Артемий Владимиров (кстати, тоже писатель, член Союза писателей России, кандидат филологических наук и человек, который безумно любит русскую литературу и является её подлинным знатоком, так что обвинить его в том, что он является каким-то невежественным обскурантом и мракобесом, очень сложно) просто предложил заменить в школьной программе несколько рассказов, темы которых касаются супружеских измен и других неоднозначных предметов, на другие.

Я потом перечитал один из этих рассказов, чеховский «Про любовь», и полностью согласился с протоиереем, без этого рассказа школьникам вполне можно было бы обойтись. Без «Дамы с собачкой» и «Вишнёвго сада» обойтись нельзя, а без этого – можно. И отец Артемий сказал всего лишь, что совершенно необязательно рекомендовать школьникам именно эти рассказы. Однако же из этих слов отца Артемия раздули огромный скандал, просто утаив часть правды и исказив слова священника, чтобы обвинить его в обскурантизме и черносотенстве.

Мне почему-то кажется, что и в этой истории со ставропольским блоггером тоже имело место что-то подобное. Потому что много кто говорил и что «Бога нет», и что «Библия – сборник сказок», но ни к кому ещё на этом основании не приходили полицейские и не изымали компьютер. Вполне возможно, что имело место что-то ещё, более серьёзное, что осталось «за кадром».

– А как вы считаете, принятие закона о защите чувств верующих – это позитивное явление? Он действительно нужен верующим?

– Я уже не раз говорил, что, по-моему, как раз неверующие люди больше нуждаются в защите своих чувств, чем верующие. У нас почему-то принято считать, что религиозные чувства верующего оскорбить намного легче, но, на мой взгляд, дело обстоит совершенно наоборот. У верующего есть выход на перспективы Вечности. Он понимает, что если его здесь и сейчас кто-то безнаказанно оскорбляет и обижает, то в конечном итоге Бог всё расставит по своим местам. А у атеиста возможности такой апелляции нет. Для него остаётся только земной суд и закон, и только государство может защитить его чувства. Поэтому я считаю, что законы о защите чувств должны работать в обе стороны.

А вообще то, что граждане обращаются в суд – это нормальное явление. Что здесь плохого? Суды и законы нужны для правового регулирования отношений между людьми. А если закона не будет, то эти люди начнут сами регулировать свои отношения, и возможно самым нежелательным образом. Как пример можно привести того же Энтео и ему подобных. Я сторонник того, чтобы люди решали свои разногласия цивилизованным способом, в суде, а не варварскими методами на улицах.

При этом хочу ещё раз подчеркнуть, что законы не должны действовать однобоко. Если они будут защищать исключительно интересы верующих и игнорировать права неверующих, то это будет неправильно.

– А вправе ли христианин вообще писать какие-либо жалобы и обращаться в суд? Не говоря уже о том, чтобы доказывать свою правоту кулаками? Ведь если он настоящий христианин, то должен следовать словам Христа, который говорил в Нагорной проповеди: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». А если он не следует заповедям Христа, то он по факту не является христианином, и тогда о каких оскорблённых христианских чувствах можно вообще говорить?

– Во-первых, у человека не могут быть отобраны гражданские права на основании того, что он – христианин. А право обратиться в суд – неотъемлемое право любого человека. Заповеди же Христа следует воспринимать как некий эталон, которого могут достичь далеко не все. И любовь к врагам, и ответ добром на зло – это высшие христианские ценности. А многие из нас не дошли ещё и до самых азов христианства.

Христос говорил: «Раздай имение своё нищим и следуй за Мной». При этом далеко не все христиане готовы отказаться от имущества, от собственности, и пойти в монахи. Но нельзя же им на этом основании отказать в звании христианина. Христос сказал, что если будете иметь веру, то сможете переставлять с места на место горы. Мы не можем переставлять горы, но это же не значит, что у нас совсем нет веры. Так и здесь – многие православные не готовы обращать другую щёку просто по причине своего несовершенства.

– А настоящий христианин, такой, каким он должен быть, например, кто-нибудь из Святых Отцов, не стал бы в аналогичном случае подавать в суд?

– Думаю, что скорее он написал бы какое-нибудь апологетическое сочинение, или сказал бы «Прости им, Господи, не ведают, что творят».

– Включая святого Николая Мирликийского, который, по церковной легенде, доказывал на Никейском соборе свою правоту еретику Арию затрещинами, или Иоанна Златоуста, призывавшего «освятить руку»?

– Есть все основания считать, что описание «заушения» святителем Николаем Ария – не более чем легенда, вставленная в жития святого не ранее XVI века. Ни в каких более ранних источниках – ни в житии, написанном в X веке Симеоном Метафрастом, ни «Четьях Минеях» этого эпизода нет.

Что же касается святого Иоанна Златоуста – во-первых, из его жития следует, что сам он, вопреки своим словам, никогда руку подобным образом не «освящал», а во-вторых, цитата эта, выдернутая из контекста того времени и тех культурно-исторических реалий, совершенно неправильно понимается и трактуется современными «энтео». На самом же деле речь идёт не столько о наказании, сколько о вразумлении богохульника, которым его можно спасти от наказания по действующим законам того времени, которое могло быть гораздо более тяжким. Как в наше время родители делают строгое внушение своему непослушному ребёнку, с тем, чтобы отвратить его от вещей, могущих принести ему большие проблемы в будущем. А телесные наказания для детей в ту эпоху были общепринятой практикой, и вопрос о правомерности или неправомерности их применения даже не стоял.

– Закон о защите чувств верующих был принят после приснопамятного панк-молебна группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Мнения православных по поводу этой выходки разделились. Большинство были за самые тяжкие кары для кощунниц, но другие, как например, Андрей Кураев выступили против их уголовного преследования и тюремных сроков. А на чьей стороне вы?

– Как я уже сказал, то, что верующие обратились за защитой своих чувств в суд – это нормальное явление. Но наказание, конечно, как я считаю, было чрезмерно строгим. Суд мог ограничиться штрафом или обязать принести извинения за свои действия. Подчеркну – не за свои атеистические взгляды, а за оскорбительный для других людей поступок.

То же самое касается и верующих. Я, например, тоже могу невзначай оскорбить чем-нибудь неверующего человека. И тогда я попрошу за это прощения. Это не будет означать, что я от этого принимаю его позицию и тоже становлюсь неверующим, я буду просить прощения лишь за то, что сказал или сделал что-то такое, что этого человека обидело.

– Один из оскорбившихся словами ставропольского блоггера на судебном заседании не смог вспомнить названия храма который он посещает, имя своего духовника, время и место последнего причастия, а также Символ Веры. Можно ли назвать такого человека христианином?

– Конечно, нет. И если так, то речь идёт не о конфликте верующего с атеистом, а о том, что какой-то сумасшедший подал в суд на другого такого же.

– Рискую подпасть под закон о защите чувств верующих, но всё же задам вопрос: а разве не является сказкой книга, в которой фигурируют великаны, говорящие животные, колдуны и прочие атрибуты этого жанра?

– А произведения, например, Булгакова, Пелевина или Стругацких можно с этой точки зрения назвать сказкой?

– Думаю, что да.

– Но они помогают что-то понять, в чём-то лучше разобраться?

– Без сомнения.

– Вот и верующим людям определённые символические и аллегорические трактовки каких-то явлений, событий и исторических фактов помогают лучше разобраться в предмете своей веры.

– Но произведения Пелевина не претендуют на то, чтобы быть истиной в последней инстанции.

– А кто сказал, что исторические книги Ветхого завета, например, на это претендуют?

– В таком случае, где в Священном Писании проходит та грань, где заканчивается аллегория и начинается объективность?

– В церковном Предании и в богословии на это существуют разные взгляды. Креационисты, например, утверждают, что Бог создал землю за семь дней, в буквальном смысле, и произошло это семь с половиной тысяч лет назад. Другие же, здравомыслящие и не менее верующие люди говорят, что не надо понимать книгу Бытие так буквально. И что вообще, в древнееврейском языке, на котором писались библейские тексты, многие слова имели не совсем то значение, как мы понимаем их в современных переводах, а зачастую и совсем не то. В этом нам помогают разобраться такие науки, как экзегетика и герменевтика.

Боговдохновенность же библейских книг совершенно не означает, что пророки или апостолы были некими медиумами. Было, конечно, и такое, что пророки транслировали слова Бога буквально. Но это не значит, что другие библейские книги, например, Пятикнижие Моисеево было написано в буквальном смысле «под диктовку» свыше. Кроме заповедей и прямых Божьих предписаний там присутствуют и легенды, и сказания, и мифология древнееврейского народа.

– Но если мы встаём на путь аллегорического толкования библейских текстов и принимаем допотопных великанов или Валаамову ослицу, которая говорит человеческим голосом, за аллегорию, то что мешает пойти дальше и считать, что таковой же является и Непорочное зачатие, и Боговоплощение, и Воскресение с Вознесением?

– Всё это уже было в истории богословия. Возникающие ереси заставляли Церковь яснее и чётче формулировать своё кредо и выкристаллизовывать догматы. И даже в границах ортодоксии ещё в 3 и 4 веках были разные традиции понимания ветхозаветных сюжетов у отцов Александрийской и Антиохийской богословских школ (соответственно, аллегорическая и буквальная). В нашем Символе Веры догматизируются всё же, в основном, события не ветхозаветной, а новозаветной истории. Поэтому человека, который подвергает сомнению, что каждый день творения равнялся 24 часам и человеческой истории семь с половиной тысяч лет, но при этом признаёт вочеловечение Сына Божия, можно назвать христианином, а того кто верит во все десять египетских казней, но отрицает воскресение Христа, увы, нет.

Проблема в том, что если человек с его несовершенным разумом остаётся один на один со священными текстами, то ошибки и непонимание неизбежны. Но не надо забывать о том, что есть Бог, который может вразумлять человека и помогать ему. Есть также двухтысячелетний опыт святых отцов, который мы называем Преданием. И, что немаловажно, понимание Писания – это ещё и область индивидуальных отношений человека с Богом, где работает евангельский принцип «Чистые сердцем Бога узрят». А сказать кому-то, что вот, тебе, а также всем остальным, надо понимать прочитанное в Библии именно так, а не иначе, нельзя.

Особенно это касается ветхозаветных текстов, чтобы их воспринимать, нужно иметь определённую подготовку. И помнить при этом, что для христианина Новый завет первичен, а Ветхий завет лишь подготавливает человека к принятию Христа.

Вот такая беседа состоялась у нас с настоятелем Калачёвского Свято-Никольского храма. Интересная, содержательная, и ещё раз подтвердившая, что верующий с атеистом вполне могут вести диалог спокойно и конструктивно, без перебранок, метания друг в друга кожурой от бананов и судебных тяжб.

С 2013 года в статье 148 УК РФ появились определяющие изменения, относящиеся к понятию оскорбление чувств верующих. До этого года закон предусматривал наказание лишь за действие, препятствующее обрядам людей и организаций, являющихся религиозными.

Статья 148 УК РФ в последней редакции — описание изменений про оскорбление верующих

Новая редакция данной статьи УК РФ перетерпела огромные изменения. То что было прописано ранее, теперь стало третьей частью статьи.

Отныне первая часть говорит о том, что действие можно считать преступным, если оно выражается публично в явном виде и при этом направлено на унижение чувств верующих, выражая неуважение к обществу, проповедующему определенное вероисповедание.

Интересно, что действие по принятию этого закона, стало дискуссионным. Объясняется этот факт, что в УК РФ есть определенные законы, где упомянут похожий состав. Например, в статье 213 предусмотрено наказание и ответственность за действие, которое является совершенным из-за ненависти к обществу, в том числе связанное с религиозными взглядами.

За унижение достоинства и возбуждение вражды по мотивам вероисповедание наказание прописано в статье 282 УК РФ. Если же осуществлено осквернение имущества, которое используется для религиозной цели, то ответственность наступает по 214 статье УК РФ.

Оскорбление чувств верующих – описание и признаки оскорбления

Оскорбление чувств верующих, согласно со статьей 148 УК РФ, имеет следующие критерии:

  • 1. Осуществлено публично (так что делать в кругу единомышленников можно что-либо, а одевать футболку с провокационной надписью нельзя).
  • 2. В нем выражается явное неуважение к определенному обществу.
  • 3. Основная цель действия – оскорбление чувств верующих.

Необходимо прояснить последний пункт. Поэтому стоит различать действия, которые не имели цели оскорбить людей, и те, которые такую цель преследовали. Поэтому по закону нужно обязательно доказывать, что в преступлении существовал прямой умысел.

Такое правонарушение — это ущерб, который причинен чести, достоинству, совести человека и выражен зачастую в не самых приличных формах, не соответствующих понятиям морали.

Оскорбление чувств верующих статья 148 УК РФ и наказание по статье

Статья 148 оскорбление чувств верующих УК РФ с последними изменениями посвящена именно этому вопросу. Судебная практика показывает, что бывает трудно определить само понятие «религиозные чувства». Как вариант – это глубокая привязанность к объектам поклонения определенной религии.

За такое действие как оскорбление чувств верующих по закону однозначно наступает наказание. Важно, чтобы, например, из уст правонарушителя прозвучало не оценочное мнение. Только в том случае, если определенно, что атеист действительно оскорбил другое лицо, есть вариант, что правонарушителя будут судить.

Наказание также наступит за препятствие в работе религиозных организаций, в том числе проведении церемоний и обрядов. Еще большее наказание последует за использование в своих недобросовестных целях служебного положения.

Закон об оскорблении чувств верующих – наказание и штрафы по закону в России

В зависимости от конкретных особенностей совершенного действия отличается и срок наказания. Например, в одних случаях штраф может составлять вплоть до 300 000 рублей, в других – 500 000 рублей. Если доказали вину человека и осудили его, то размер срока, на который могут лишить свободы по УК РФ, равен одному году.

Нарушение права в виде высказывания можно расценивать как оскорбление чувств верующих в соответствии с законом, если оно:

  • 1. Является негативным.
  • 2. Обращено прямо к людям с религиозными убеждениями.
  • 3. Характеризует личность потерпевшего.
  • 4. Его форма является неприличной.
  • 5. Было осуществлено публично (в СМИ, в документе на работе, в Интернете).
  • 6. Цель – унижение чести человека в связи с его религиозными убеждениями.

Интересно, что если хотя бы одного из вышеприведенных признаков нет, то возбуждение уголовного дела не имеет смысла, ведь оно к наказанию правонарушителя за его действие не приведет. И даже штраф, вероятнее всего, не будет выписан.

Религия на протяжении веков играет особую роль в жизни граждан. Законодательство РФ защищает право на вероисповедание. На территории федерации живут люди разных национальностей, рас и народностей, и у всех есть возможность исповедовать любую религию или быть атеистом. Когда один человек унижает другого на почве религиозных взглядов и предубеждений, использует некорректные высказывания и оскорбления в адрес чужой веры - это уголовное преступление, за которое предусмотрено наказание по статье 148 УК РФ «Оскорбление чувств верующих».

Дела о привлечении к ответственности являются довольно сложными и запутанными, поскольку в уголовном законодательстве существуют и другие статьи с похожим составом преступления. Чтобы разобраться с тем, кого и когда можно привлечь, какая мера ответственности будет применена за оскорбление религии, необходимо вникнуть в положения статьи 148 УК, проконсультироваться с опытным юристом и разработать персональный план действий.

По какой статье привлекают за оскорбление религиозных чувств

В настоящее время за оскорбление, высказанное публично и выраженное в виде открытого пренебрежения к представителям какого-либо религиозного сообщества, придется отвечать по статье 148 Уголовного кодекса. Ранее (до 2013 г.) к ответственности привлекались лишь лица, препятствующие какой-либо деятельности организаций, исполнению обрядов (к тому же за подобное правонарушение отвечали по КоАП).

Сейчас же список преступных деяний максимально расширен. Безусловно, это не единственная статья, регламентирующая ответственность за неуважение к религии и оскорбления в адрес верующих. В УК РФ также действуют и другие нормы, а именно:

  • статья 213 «Хулиганство» - в п. 2 ч. 1 говорится об ответственности за хулиганские поступки, совершенные на почве религиозных разногласий и ненависти;
  • статья 214 «Вандализм» - предусматривает наказание за осквернение и порчу собственности, предназначенной для обрядов и других религиозных мероприятий;
  • статья 282 - устанавливает меры взыскания за разжигание вражды, унижение достоинства представителей другой веры.

Согласно статье 148 УК за оскорбление чувств верующих предусмотрено наказание, строгость которого зависит от квалифицирующих признаков. Часто к лицам, допускающим некорректные высказывания в отношении религии, применяется штраф на сумму до полумиллиона рублей, а также принудительные (до 3 лет) или обязательные работы (на 480 часов), арест на 90 дней, лишение свободы на один год.

Чтобы пожаловаться на оскорбление религиозных чувств, следует обратиться в полицию и написать заявление, указав персональные данные и описав обстоятельства и детали дела. Не лишним будет привлечение свидетелей, способных подтвердить то, что указанное лицо нарушило закон и высказывалось некорректно в отношении религии потерпевшего.

Как различить оскорбление это или нет

Призвать к ответственности можно только при наличии веских оснований и доказательств того, что действия лица нанесли действительный ущерб и нарушили права и свободы граждан. Важно отличать данное преступление от других. Практика показывает, что для этого следует ориентироваться на ряд признаков, свойственных такому виду правонарушений:

  • публичность - закон не запрещает высказывать свое мнение о религии в любой форме конфиденциально, однако недопустимо действовать подобным образом при других людях;
  • конкретность - высказывания выражают явное неуважение к обществу (конфессии), возможно с помощью нецензурной лексики;
  • цель и умысел - по закону лицо, позволяющее себе утверждения против религии, делает это, чтобы оскорбить верующих.

При обвинении человека в оскорблении чувств верующих последний пункт - наиболее важный. Чтобы лицо понесло должное наказание, прокурору предстоит доказать, что гражданин осознавал и понимал, к какому результату приведут его слова и поступки, ожидал такого эффекта. Если преступление совершалось без намеренного умысла, т. е. косвенно, нарушителю правопорядка удастся уйти от ответственности или добиться смягчения наказания за оскорбления, связанные с вероисповеданием лиц.

Когда человек просто высказывает свое мнение о религии, далеко не всегда оно расценивается как оскорбление чувств верующих. Статья 148 УК будет применяться только, если выражения имеют неприличную форму, приносят вред, оскорбляя честь и достоинство, нарушают свободы граждан. Согласно судебной практике дела об оскорблении в отношении религии решаются сложно и долго, так как законодательство не дает четкой оценки этим понятиям. Выиграть судебное разбирательство удастся только при поддержке опытного адвоката по уголовным делам.

За какие проступки ждет наказание

Чтобы избежать уголовной ответственности, следует понимать, какие действия квалифицируются по статье 148 УК. Все случаи индивидуальны и требуют персонального подхода. Что конкретно подразумевается под религиозными чувствами, нормативные правовые документы не поясняют, однако за некоторые поступки, оскорбления, суждения точно ждет наказание.

Если оскорбление грубое, бестактное и некорректное, гражданин препятствует проведению религиозных обрядов и мероприятий, виновного можно привлечь к ответственности. Когда срыв церемонии происходит по вине должностного лица или человека, использовавшего свои служебные полномочия, наказание за преступление будет ужесточено.

Чтобы определить степень ответственности за оскорбление чувств верующих и назначить наказание, суд должен располагать максимально достоверными сведениями. Для уточнения фактов иногда применяется лингвистическая экспертиза.

Законодательство регламентировало, что все верующие в России разделены на две категории - религиозные группы и организации. Первые объединяют единоверцев, владеющих определенным имуществом на праве собственности, вторые - это группа людей более чем из 10 человек, существующая не менее 15 лет.

На практике оскорбление чувств верующих, нарушение их прав (свобод) признается уголовным преступлением, если лицо, которому высказывания нанесли моральный вред, унизили его честь и достоинство, входит в официальную организацию. Люди, состоящие в религиозных группах, могут отстоять свои права и свободы, но на основании положения Гражданского и Административного кодекса, а не уголовного законодательства.

Равноправие религий перед законодательством

Согласно Конституции все религии в стране отделены от государства. Каждая из них имеет равные права. Никто не вправе навязывать лицу вероисповедание или использовать оскорбления. В пределах федерации живут люди разной веры. Большинство россиян - православные христиане, но эта религия не выделяется среди остальных и не имеет привилегий.

Если законодательство будет выделять одну веру, это приведет к дисбалансу и серьезным последствиям, нарушению прав других жителей. Несмотря на это существует Федеральный закон от 26.09.1997 № 125, где прописано, что православие и другие религии, имеющие историческую ценность, играют особую роль для населения.

Правоохранительные органы призваны защищать права (свободы) всех жителей страны, пресекать всякие оскорбления против религиозных убеждений. Кроме христианства, в России распространены и другие мировые религии, существуют развитые общины лиц, исповедующих:

Все нормы и правила будут действовать только в отношении религий, которые признаны законными. Сатанизм, например, не считается верой, так как несет опасность и не является законным. И отстаивать свои интересы, привлекая лиц к ответственности за оскорбление религиозных чувств, сатанисты не вправе.

Оскорбление чувств верующих карается Уголовным кодексом РФ, а именно - статьей УК РФ под номером 148. Так, необходимо быть в курсе закона, чтобы предостеречь себя от пагубных последствий в виде штрафов и лишения свободы. Что же подразумевается под оскорбление, и каково будет наказание, рассмотрим далее.

Законодательная база

Нарушение прав на свободу совести и вероисповеданий карается мерами, указанными в статье 148 УК. Субъектом правонарушения, который может понести наказание, может стать только физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С оригинальным текстом статьи 148 УК можно ознакомиться, .

В зависимости от тяжести нарушений, которые произведет нарушитель, суд устанавливает различные варианты наказания.

Неуважение, выказанное публично

Правонарушитель, который уличен в явном неуважении к религиозному сообществу или действиях, совершенных с целью оскорбления чувств паствы, в зависимости от тяжести, понесет одно из следующих наказаний:
  • Выплатит штраф. Его размер определяется в соответствии с доходом или заработной платой за период до двух лет (до 300 тысяч рублей).
  • Осуществит работы принудительного характера (до одного года) на благо общества.
  • Понесет лишение свободы (до одного года).

Нарушение деятельности религиозных обществ

Косвенное или прямое нарушение религиозных обрядов, собраний, богослужений, молитв и других проявлений деятельности религиозного общества наказывается:
  • лишением прав на свободу до 3-х месяцев;
  • работой исправительного характера на благо общества или религиозной организации (до одного года);
  • обязательной профилактической работой на срок до 360-ти часов;
  • взысканием суммы в размере доходов (зарплаты или иных поступлений средств) до 300 тысяч рублей.

Деяния, противоречащие религиозным убеждениям

Одним из самых серьезных наказаний подвергается нарушение первого пункта 148 статьи УК РФ. Они связаны с осквернением или надругательством, совершенных в местах, специально созданных для проведения обрядов и служб, а также памяток и религиозных символах.

Самой серьезной мерой наказания является ограничение свободы сроком от 1-го до 3-х лет. Наказание может быть вынесено в виде исправительных работ на тот же срок или обязательной отработкой повинности в течение 480-ти часов. В большинстве случаев назначается штраф в размере заработной платы или любого иного дохода, получаемого правонарушителем, в размере до 500 тысяч рублей.

Важно: В большинстве случаев, доказать, что деяния действительно противоречат убеждениям религиозного общества и были произведены умышленно, очень сложно. Перед судебным разбирательством обязательно оцените свои шансы на успешный исход дела, обратившись за консультацией к адвокату.

Наказание за оскорбление с применением служебного положения или угрозы насилия

В данном случае, максимальная мера наказания - является лишение свободы сроком до одного года или исправительные работы с тем же сроком. При меньшей провинности назначается штраф в размере до 200 тысяч рублей. Расчет суммы взыскания производится согласно источнику дохода физического лица или размера заработной платы.

В большинстве случаев, столь серьезные нарушения могут привести к тому, что правонарушитель будет лишен возможности занимать ответственные посты, связанные с его деятельностью. Возможен полный запрет на занятия деятельностью, связанной с нарушением. Запрет назначается сроком до двух лет.

Видео: Чем грозит оскорбление чувств верующих?

В следующей видео-презентации предлагается подробно узнать, какое наказание придется понести, если оскорбить чувства верующих:



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме