Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Методическая разработка (8 класс) на тему: Проект "Моя Родина в разных видах искусства". Тема родины в творчестве Блока А.А

Летом и осенью 2006 года в зданиях и залах Вологодской областной картинной галереи экспонировалась III Всероссийская художественная выставка пейзажа «Образ Родины», организованная СХ России и Правительством Вологодской области.

Теперь часть работ с выставки смогли увидеть москвичи. В ЦДХ с 1 по 11 февраля 2007 г. экспонировались живописные полотна на выставке под тем же названием.

И на этот раз организаторы - СХ России, галерея АРТ ПРИМА, Вологодская областная картинная галерея - смогли создать интересную, насыщенную экспозицию, продемонстрировавшую целостную картину развития русского реалистического пейзажа. Как и ранее в Вологде, часть залов была отдана наследию великих классиков, таких как А. Саврасов, А. Куинджи, В. Васнецов, С. Жуковский, И. Левитан, К. Богаевский, П. Кончаловский, и др. Зрители искренне восторгались прекрасными работами известных живописцев, к сожалению, ушедших из жизни: , А. Грицая, . Рядом с ними органично смотрелись полотна современных мастеров: , В. Иванова, Г. Сысолятина, Ю. Павлова, С. Смирнова и др. Лаконизм и выразительность их художественного языка, умение выделить в образе главное, творческое освоение традиций прошлого - вот общая закономерность художественного строя их работ. Непосредственность пластического языка, поэтическая взволнованность, динамичность мазка присуща пейзажам , В. Глухова, И. Глуховой. В полотнах и обращают на себя внимание ассоциативные, во многом метафоричные образы природы. Одним словом, перед нами раскрылось огромное многообразие творческих методов и стилевых пристрастий художников, которых объединяет, прежде всего, любовь к родной земле, ко всем ее уголкам и закоулкам. «Жанр пейзажа - традиционный для отечественной живописи, один из наиболее эмоциональных в изобразительном искусстве. На протяжении своего развития пейзаж, будучи картиной о природе, постоянно изменялся как по своему содержанию, так и по образной структуре. Наибольшие перемены он претерпел в XX столетии. Выставка «Образ Родины» призвана показать все богатство и многогранность пейзажной живописи XX - начала XXI веков, представители которой обладают индивидуальным видением природы, своим колористическим подходом к ее трактовке», - написал в предисловии к каталогу выставки председатель ВТОО «Союз художников России» В.М. Сидоров. Проекты такого уровня и масштаба - не частое явление в современной российской культурной жизни.

Посещаемость экспозиции выставки «Образ Родины» в ЦДХ вновь подтвердила интерес зрителей к качественной живописи.

Сегодня мы сделаем анализ стихотворения "Родина" Лермонтова. Автор написал его в год своей гибели - в 1841 году. За основу мы возьмём одну из общепринятых схем исследования лирических произведений, но внесём в неё свои коррективы. План анализа стихотворения "Родина" Лермонтова перед вами. Изучайте, размышляйте вместе с нами.

История

Стихотворение "Родина" было написано в марте 1841 года, а уже в июле великий поэт был смертельно ранен на дуэли. Известно, что изначально оно носило название "Отчизна". Из-за его пришлось поменять? Дело в том, что "отчизна" была термином декабристов, который означал "гражданский долг, патриотизм". Это не совпадало с основной идеей, которую Лермонтов вкладывал в произведение. Краеугольным камнем стихотворения послужили впечатления, которые он получил во время поездки через всю Россию, когда возвращался из Петербурга в полк на Кавказ.

Жанр и композиция произведения

Условно "Родину" можно поделить на две неравные части. Первые шесть строчек - полемические, остальные - элегия. В первой поэт говорит о Родине в общем, о том, какая она большая и красивая. Он вводит в произведение мотив пространства, чтобы показать всё великолепие России. Благодаря сонорным согласным стихотворение звучит очень поэтично. Лермонтов с удовольствием использует гиперболу, аллитерацию, чтобы усилить впечатление читателя.

Далее точка зрения лирического героя меняется - он спускается на землю, видит на холме чету белеющих берёз, деревенские огни. Он подмечает каждую деталь картины, развернувшейся перед ним. Это крестьянская изба со ставнями, полное гумно. К концу стихотворения лирический герой прекращает наблюдать и сам принимает участие в деревенском празднике. Таким образом, композиция стихотворения показывает нам, насколько новы и неожиданны впечатления, которые поэт вкладывает в произведение.

Тема стихотворения "Родина" Лермонтова

Так о чём же это произведение? Главная его тема, безусловно, любовь к отчизне. При этом чувство, по признанию самого лирического героя, странное. Почему? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо сделать краткий экскурс в творчество Лермонтова.

Рассмотрим стихотворение "Жалобы турка". Оно было написано в 1828 году, когда Лермонтову было всего 14 лет. Уже в нём мы видим, что любовь поэта к России довольно иррациональна. В этом стихотворении Лермонтов гневно описывает всё то, что ненавидит в стране, где человек стонет от рабства и цепей. Но здесь же он утверждает, что любит свою отчизну, свой родимый край.

В другом стихотворении, написанном в 1840 или 1841 году, Лермонтов назовёт Родину "страной рабов, страной господ". Считается, что поэта написал его накануне ссылки на Кавказ. После этого его обвиняли в отсутствии патриотизма. В ответ на критику за несколько месяцев до гибели Лермонтов пишет стихотворение "Родина". В нём поэт пытается объяснить, за что он любит Россию.

Продолжим анализ стихотворения "Родина" Лермонтова. С первых строк он отрицает всё то, что можно было бы посчитать причинами. Это не гражданское служение, воспетое декабристами, не официальный патриотизм и не прошлое России.

Поэт трижды повторяет свою идею - его чувство к отчизне странное, которое не может победить рассудок. Он признается, что сам не знает, за что любит Россию. Такая любовь - вопреки всему - очень напоминает интимные чувства, которые мы испытываем к другому человеку.

Однако всё-таки есть патриотизм в душе Лермонтова. Достаточно посмотреть на то, как он описывает природу родимого края, деревенские гульбища.

Художественные особенности

Первая часть стихотворения звучит торжественно, далее язык становится доступнее и проще. Отсутствие патетики связано с общей концепцией, заложенной в произведение. Из-за этого меняется и размер стихотворения. Начинается оно пяти- и шестистопным ямбом, а затем Лермонтов с легкостью переходит к четырехстопному.

Главными художественно-выразительными средствами являются эпитеты ("степей холодное молчанье") и сравнения ("разливы рек её, подобные морям").

Значимость

Стихотворение "Родина" считается одним из наиболее известных произведений великого поэта. Это совсем неудивительно. Он написал о патриотизме так, как не делал никто до него. Конечно, современники не сразу оценили всю глубину мысли, которую поэт заложил в стихотворение. Однако критики уже тогда поняли важность того, что написал М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Родина" В. Белинский назвал "пушкинским", признав его одним из лучших работ поэта. Н. Добролюбов, в свою очередь, отметил, что Лермонтов, оказывается, "понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно".

Вместо заключения

Анализ стихотворения "Родина" Лермонтова закончен. Не зря оно считается шедевром русской литературы. В заключение отметим, что это стихотворение утвердило в поэзии жанр лирического размышления о родине, дополненного образами деревни и природы. Надеемся, наш анализ стихотворения "Родина" Лермонтова вам понравился!

Когда мы читаем интересную повесть или рассказ, задумываемся, а жил ли на самом деле понравившийся герой на самом деле. А может быть, его придумал писатель?

В художественном произведении чаще всего так и бывает. Обычно автор долго наблюдает жизнь и людей, прежде чем родится история, о которой он будет писать. Он наделяет своего героя такими качествами, которые видел у реально живущих людей. Он обобщает поступки, манеру одеваться и говорить в поведение, внешность и речь своих вымышленных героев.

Автор обязательно выражает свое отношение к тому, о чем рассказывает своим читателям. Все знают повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вряд ли хотелось автору «убивать» красивого и храброго Андрия. Из-за любви к полячке младший сын Тараса Бульбы предал Родину и товарищей, перешел на сторону врагов. Тарас Бульба убивает сына. Этим Гоголь хотел выразить свое убеждение – жить без Родины невозможно.

Художественные образы создают не только писатели, но и поэты, художники, скульпторы, режиссеры в кино.

Все они хотят сделать нашу жизнь лучше, это заставляет их создавать новые произведения.

    • Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек - совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня - область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки - одно их […]
    • С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
    • Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться. Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась […]
    • С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    • Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
    • Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета. На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, […]
    • С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    • Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
    • Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
  • ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС, ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ.

    ТЕМА: «Образ Родины в музыке, литературе, изобразительном искусстве» (обобщение)

    ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ:

    - Показать образ Родины в синтезе искусств;

    Познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России;

    Пробудить интерес к изучению истории своей Родины, её государственных символов;

    Воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии,

    живописи.

    ОФОРМЛЕНИЕ:

    Выставка книг: «Мне Россия-мать родная, дом родной, земля святая»;

    Портретная галерея русских поэтов и музыкантов;

    Экспозиция картин русских художников.

    ЭПИГРАФ:

    О, Россия! С нелёгкой судьбою страна…

    У меня ты, Россия, как сердце одна,

    Я и другу скажу, я скажу и врагу –

    Без тебя, как без сердца, прожить не смогу.

    (Юлия Друнина)

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Магнитофон

    Проигрыватель

    Фортепиано

    ХОД УРОКА:

    1. Сегодня на уроке мы совершим экскурс в глубь веков, чтоб ещё раз вспомнить наших предков-СЛАВЯН, откуда пришло название нашего государства - Русь. Мы узнаем, как воспевали в своём творчестве поэты, музыканты, художники нашу Родину. Обобщим наши знания о символах нашего Отечества (и поэтических, и государственных).

    О России петь – что стремиться в Храм.

    По лесным горам, полевым коврам…

    О России петь – что весну встречать,

    Что невесту ждать, что утешить мать…

    О России петь – что тоску забыть,

    Что любовь, любить, что бессмертным быть.

    (И. Северянин)

    ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГУСЛЕЙ

    Давно это было, в стране, где мы живём, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни сёл, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек, далеко друг от друга, стояли бедные строения. В них жили наши далёкие предки.

    Как их называли? (СЛАВЯНЕ). Это название произошло от слова «слава», т.е. «хвала».

    Где же в древности жили наши предки, как же называли землю славянскую? (РУСЬ).

    Откуда пришло это название?

    В Среднем Приднепровье, где в Днепр впадает река Рось, и находилось славянское племя Русь. Не будем смущаться тем, что в названии этого народа постоянно меняются буквы «о» и «у» («рос», река Рось и «рус», Русь). Так менялись эти буквы и в старину, и в наше время мы тоже говорим двояко: «русский язык», «Россия». Поэт Иван Саввич Никитин так писал о Руси нашей:

    «Уж и есть за что, Русь могучая

    Полюбить тебя, назвать матерью,

    Стать за честь твою против недруга,

    За тебя в нужде сложить голову».

    2 .ПОДБЕРИТЕ К СЛОВУ «РУСЬ» - СИНОНИМЫ. (РУСЬ – РОССИЯ – РОДИНА – ОТЕЧЕСТВО) (на доске записывается слово «Россия»)

    Вглядитесь внимательно в слово… - Как вы его понимаете?

    Об этом слове С.Есенин говорил так:

    «Россия! Слово – то, какое звонкое и чистое!

    Как родниковая вода! Крепкое – как алмаз!

    Нежное – как младенец…Дорогое, как мама!»

    Какие вы знаете стихи о России?

    Россия.


    Роса состоит из росинок, Мы вместе: калмыки, чуваши,

    Из капелек пара – туман, Буряты, якуты, мордва.

    Песок – из мельчайших песчинок, Опорой единственной нашей

    Россия – из россиян. Всегда остаётся Москва.

    Давно мы по духу едины Земля и вода неразрывны,

    И связаны общей судьбой, Как берег или река,

    Нас Родина всех вдохновила Неразделимы ливни,

    На подвиг, на труд и на бой. И ветер и облака.

    Мы вместе: волжане, уральцы, У радуги – нет половинок.

    Поморы и степняки – И если волна – то волна,

    Похожи на крепкие пальцы И нету полуросинок,

    Большой работящей руки. Вот так и Россия – одна. (В.Крючков )


    «Привет, Россия, - родина моя!

    Сильнее бурь, сильнее всякой воли

    Любовь к твоим овинам у жнивья,

    Любовь к тебе, изба в лазурном поле».

    (Н.Рубцов)

    Сегодня на уроке мы будем разучивать новую песню

    (РЕБЯТА РАЗУЧИВАЮТ ПЕСНЮ «МОЯ РОССИЯ» - муз. Струве, сл. Соловьёвой

    3. ПОДБИРАЕМ СЛЕДУЮЩИЙ СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» артикуляционная гимнастика

    (на доске записывается слово «Родина»)

    Откуда произошло это слово?

    Каково его первоначальное значение?

    Найдите «корень» в этом слове?

    ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ даёт следующую информацию:

    Общеславянское, производное от слова РОД. Исходное значение – «семья»; далее – «месторождения».

    А ТЕПЕРЬ НАЙДЁМ, КАК ОБЪЯСНЯЕТ ЭТО СЛОВО ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

    (ребята зачитывают: «родина» - это место, страна, где человек родился) показ песни подготовленными детьми

    - Знаете ли вы стихи о Родине? - Кто их написал?

    «Если скажут слово «родина», «Родина», - мы говорим, волнуясь,

    Сразу в памяти встаёт Даль без края видим пред собой,

    Старый дом, в саду смородина, Это наше детство, наша юность,

    Толстый тополь у ворот Не минует зрелость нас с тобой.

    У реки берёзка – скромница Родина! Отечество святое!

    И ромашковый бугор… Перелески. Рощи. Берега.

    А другим, наверно, вспомнится Поле от пшеницы золотое,

    Свой родной московский двор… Голубые от луны стога.

    Или степь от маков красная, Сладкий запах скошенного сена.

    Золотая целина… Разговор в деревне нараспев,

    Родина бывает разная, Где звезда на ставенку присела,

    Но у всех она одна!» До земли чуть – чуть не долетев.

    (З.Александрова) Родина! Земля отцов и дедов!

    Мы влюбились в эти клевера,

    Родниковой свежести отведав

    С краешка звенящего ведра.

    «Если крикнет рать святая: Это позабудется едва ли

    Кинь ты, Русь, живи в раю». И навек останется святым…

    Я скажу: «Не надо рая, Землю ту, что Родиной назвали,

    Дайте родину мою» (С. Есенин) Коль придётся, сердцем защитим.

    4 . ИГРА . В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине. Помните ли вы их?

    Мы сейчас проведём небольшую игру. Она называется «Сложи пословицу». Вам будут даны 6 пословиц. Кто быстрее их сложит – тот и молодец.

    Человек без Родины, что соловей без песни. На чужой стороне и весна не красна.

    Где родился, там и пригодился. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

    Родина – мать, умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

    5 . Русичи – это музыкально одарённая нация. С великой гордостью мы произносим имена русских композиторов, которые воспевали красоту и благородство русской души, величие русской природы, подвиги русских богатырей.

    Кого из таких людей вы можете назвать?

    (дети перечисляют Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Мусоргского, Бородина)

    Что воспевал в своей музыке Чайковский?

    В ИСПОЛНЕНИИ УЧИТЕЛЯ ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ ПЬЕСЫ «ОКТЯБРЬ. ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ».


    Кого из композиторов по праву считают основоположником русской музыки? (ребята называют Глинку, показывают его портрет).

    ЗВУЧИТ ФИНАЛ ИЗ ОПЕРЫ «ИВАН СУСАНИН» - показ видеоматериала (вспомнить арию героя, исполняемую учителем, и дать определение музыки, написанной в народном духе).

    А как вы думаете: с чего начинается Родина? На одном из предыдущих уроков вы писали небольшое сочинение на данную тему. Мне очень понравились ваши размышления. Некоторые из них я решила вам зачитать.

    ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» В ИСПОЛНЕНИИ М.Бернеса, муз.Баспера, сл. Матусовского.

    итогом ваших творческих работ?

    6 . А сейчас мы поговорим о поэтических символах.

    Есть ли они у нашей Родины?

    Что является её олицетворением? (это берёзка)

    Какую песню про берёзку знают все: от мала до велика?

    Берёзка – лебедь белая,

    Рядком с тобой стою,

    Тебе, моя несмелая,

    Я песенку пою.

    (А.Прокофьев)

    РЕБЯТА ИСПОЛНЯЮТ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗКА СТОЯЛА»

    Русская берёза – символ русской природы. С давних времён с приближением весны девицы славили бога Солнца, славяне называли его Лель или Люль. Эти слова – имена употребляются во многих славянских песнях. Девушки наряжали берёзки лентами, всякими поделками ручной работы, связывали между собой кольцами веточки берёзы.

    О каком народном празднике идёт речь? (ТРОИЦА)

    Только ли пели на этих праздниках?

    (ребята говорят, что на праздниках водили хороводы вокруг берёз, прославляя своих могучих богов).

    РЕБЯТА ВЫБИРАЮТ НАПРЯВЛЯЮЩЕГО И ВОДЯТ ХОРОВОД.
    7. Берёза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

    Вы знаете какие-нибудь стихи о берёзке?

    Люблю берёзку русскую Опять о них, кудрявых и белёсых…

    То светлую, то грустную, А что тут делать, если на Руси

    В белом сарафанчике У всех дорог встречаются берёзы,

    С платочками в карманчиках, Хоть день, хоть год, хоть вечно колеси.

    С красивыми застёжками, «Россия»-шепчут мне берёзки,

    С зелёными серёжками. «Россия» - шепчут камыши,

    Люблю её нарядную «Россия» - ключ журчит в ложбинке,

    Родную, ненаглядную, И я им тихо вторю: «Русь!»

    То ясную, кипучую, Мне не трудны твои нагрузки.

    То грустную, плакучую. Я в поле рос, я чубом рус,

    Люблю берёзку русскую. И я люблю тебя по-русски,

    Она всегда с подружками Моя берёзовая Русь!

    Под ветром низко клонится (А.Новиков)

    И гнётся, но не ложится.


    РЕБЯТАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

    Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов.

    Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И звонкая весенняя капель, и дымка, и тонкие берёзы – всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине».

    Перед картиной «Берёзовая роща» А.И.Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зелёнокудрые тихие и молчаливые берёзки.

    Перед нами картина И.И.Левитана «Берёзовая роща» . Белоствольные берёзки, покрытые молодой яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить

    равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

    Глядя на картину «Золотая осень» , невольно вспоминаешь слова Пушкина:

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса…

    Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к Родине, к её лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает.


    8. А сейчас послушайте песню «Что грустишь, берёзонька…» , которую написала наша соотечественница: Петухова Татьяна Ивановна, которая сама пишет и сама исполняет свои песни о родном крае.

    О чём эта песня?

    ВЫВОД : где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ.

    Хлеб, которым человек кормится. Земля, на которой человек живёт. Мать, которая даёт жизнь… Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди всего самого заветного есть у человека Родина. Родина - это земля, город и деревня, где ты родился и живёшь, твои друзья, близкие соседи. Это мать и отец твои, поэтому Родину ещё Отчизной называют, как дом родной – отчим домом.

    ЗНАЧИТ ЕЩЁ ОДИН СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» - это слово «ОТЕЧЕСТВО» или «ОТЧИЗНА». НАЙДИТЕ «корень» В ЭТИХ СЛОВАХ И ПОДБЕРИТЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

    «ОТЕЧЕСТВО» - происходит от слова «ОТЕЦ», греческого слова patria (патриот).

    Люблю Отчизну я, но странною любовью!

    Не победит её рассудок мой.

    Ни слава, купленная кровью,

    Ни полный гордого доверия покой.

    Ни тёмной старины заветные преданья

    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

    Но я люблю – за что, не знаю сам… (М.Ю.Лермонтов)

    9. Мы выяснили, что поэтическим символом нашего государства является берёзка. Но у каждого государства есть ещё и официальные символы. Каждый истинный патриот своей страны должен знать их.

    Назовите их мне. (ребята называют герб, флаг и гимн)

    С каким государственным символом мы знакомились на наших уроках?

    Справились ли вы с домашним заданием?

    (ребята рассказывают о том, что такое ГИМН)

    Гимн – это торжественная песня, символ государственного единства. Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе возникла при Петре Первом.

    Первый официальный гимн России появился в годы правления императора Александра Первого. За образец был взят английский гимн образца 1745 года « God , save the King ». Русский текст к английскому гимну написал В.А.Жуковский. Музыку сочинил А.В.Львов. впервые национальный гимн прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре Москвы. Он звучал до февраля 1917 года. После февральской революции встал вопрос о новой государственной символике. Композитор А.Т.Гречанинов и поэт К.Д.Бальмонт написали «Гимн свободной России». Но круговорот событий 1917 года не позволил воплотить в жизнь это произведение.

    После Октябрьской революции в качестве гимна Советской России, а затем Советского Союза был утверждён «Интернационал» . Русский текст на основе текста Э.Потье сочинил в 1902 году А.Э.Коц.

    Новый государственный гимн был написан А.В.Александровым на слова С.В.Михалкова и прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Впоследствии текст гимна перерабатывался. В 1977 году в него были внесены наиболее существенные изменения.

    Идея создания российского гимна возникла в 1990 году. В качестве музыки будущего гимна была утверждена «Патриотическая песнь» М.И.Глинки. Но эта песнь не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве государственного гимна законодательно. Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации приняли решение: утвердить государственный гимн России на слова Михалкова и музыку Александрова. Закон «О Государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000 года Государственной Думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000 года Президентом РФ.

    ПРОШУ ВСЕХ ВСТАТЬ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РОССИИ.
    Наше путешествие закончилось, но оно не последнее. Читайте книги о России, слушайте музыку о России, восхищайтесь красотой России! Будьте настоящими детьми своего Отечества!

    Сходство и различие между литературной и музыкальной речью

    Образ Родины в русской музыке и литературе

    Россия, Россия, нет слова красивей...

    Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и композиторы образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам

    почувст­ вовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру своего народа.

    Прочитай отрывок из рассказа В. Белова.

    Тихая моя родина, ты <...> врачуешь душу своей зеленой ти­шиной.

    Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом

    моя тропа затерялась в траве, а я выхожу не к моло дым березам,

    а белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо

    по­ лощут ветками, приглушая двухнотный, непонят но откуда слышимый

    голос кукушки: «Ук-ку, ук- ку!» - словно дует кто-то коротко иритмично... И вновь трепетно нарастает березовый шелест.

    Я сажусь у теплого стога и думаю,

    что вот от­ машет время еще

    какие то полстолетия и березы понадобятся

    одним лишь

    песням, а песни тоже ведь умирают,

    как и люди.

    И мне чудится в шеле сте берёз укор вечных свидетельниц человеческо го горя и радости.

    Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья,

    копили певучесть для па­ стушьих рожков...

    Я обнимаю родную землю, слышу теплоту

    ро­димой травы...

    Обрати внимание, содержание этого отрывка многозначно. Его метафоричность (скрытое сравнение) - вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие благодаря выразительным возможностям музыкального искусства передавать чувства и эмоции. Весь текст - о тишине, и в то же время он наполнен звуками, создаётся впечатление, что ты сам слышишь жизнь природы, погружаешься всеми своими чувствами в эту атмосферу. Здесь всё звучит, дышит музыкой.

    Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.

    Послушай музыку С.В.Рахманинова фрагмент третьего фортепианного концерта.

    Послушай «Вечернююмузыку» современного композитора Валерия Гаврилина из симфонии - действа«Перезвоны».

    Послушай музыку П.И.Чайковского Симфония№4 (2 часть)

    Какими чувствами наполнена эта музыка?

    Рассмотри картину «Стога. Сумерки» И. Левитана


    2. В чём, по-твоему, проявляется музыкальность лириче­ ского размышления писателя В.Белова?

    3. Задание: Найди музыкальные терми­ ны в его тексте. Созвучен ли этому литературному фраг­ менту живописный пейзаж «Стога. Сумерки» И. Левитана?

    Литературная и музыкальная речь

    Самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества – песня.

    Именно на примере песни становятся очевидным сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.

    Выразительная речь звучит порой так музыкально , такие в ней убедительные паузы и акценты, так точно выделены главные, наиболее важные по смыслу слова! Такая речь красива, зрима…Кажется, вот-вот перейдёт она в мелодию

    Ответь на вопрос: Что является более значимым в вокальных произведениях: музыка или поэзия?

    Прочитай стихотворение в прозе И.Тургенева «Деревня» так, чтобы тот, кто слушает тебя, почувствовал настроение, увидел всё то, о чём говорится. Подумай, почему свой маленький рассказ писатель назвал «стихотворение в прозе».

    Последний день июня месяца; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём – не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь…Жаворонки звенят…И дымком-то пахнет, и травой…Глубокий и пологий овраг…По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба – синеватая черта большой реки…

    Сюжеты всех художественных произведений различны. Но их роднит поэтическое мировосприятие, высокое чувство любви к Родине, которое рождает ответственность каждого из нас за её судьбу. .Художественно-поэтическая мысль этих произведений во многом сходна. Она ярко выражается и в жанре русской народной песни, образный строй и музыкально – поэтический язык которой складывался веками. Не случайно до сегодняшнего дня народная протяжная лирическая песня волнует нас и дорога нам.

    Подумай, как в песне соотносятся слова и мелодия ? Близка ли эта песня народной?



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме