Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проезд перекрестков с дополнительной стрелкой. Выезд на перекресток при выключенной стрелке светофора

Не все пункты ПДД одинаково понятны начинающему водителю. Немало затруднений вызывают правила проезда перекрестков с дополнительной секцией светофора. Их мы и разберем как в общем, так и на конкретных примерах.

Светофор с дополнительной секцией

Светофоры с дополнительными секциями необходимо отличать от светофоров направлений. Стрелки на последних указывают на запрет, разрешение движения по определенной полосе или группе полос. Каждая стрелка ответственна только за движение по "своей" полосе. Дополнительная секция на светофоре отвечает за поворот с основной полосы движения направо или налево. Такие светофоры нужны для разгрузки оживленных перекрестков: они подсказывают водителю, когда ему можно двигаться дальше. Опытным автовладельцам такое устройство - отличный помощник.

Правила проезда зависят от комбинации загоревшихся секций. Мы имеем перед собой светофор с круглыми сигнальными окнами. На уровне зеленого сигнала у такого устройства расположена либо одна, либо две дополнительные секции.

Нас интересуют три ситуации:

  1. Дополнительное окно выключено.
  2. Дополнительное окно горит вместе с зеленым разрешающим светофорным сигналом.
  3. Дополнительное окно горит вместе с красным запрещающим сигналом.

Из правил ПДД

Рассмотрим важные для нас в этой ситуации правила ПДД:

  • Стрелки красного, желтого, зеленого цветов равнозначны соответствующим круглым секциям. Только отвечают они за движение по указанным на них направлениям.
  • Стрелка, показывающая поворот налево, позволяет сделать и разворот, если это не запрещено конкретной ситуацией.
  • Если зеленая стрелка горит вкупе с красным или желтым основным сигналом, то при повороте нужно уступить дорогу движущимся в приоритете ТС.
  • Если трамвай движется на разрешающий движение сигнал стрелки, когда основная секция горит красным или желтым, он также должен уступить дорогу другим участникам движения.

Дополнительная секция запрещает движение

Начнем рассматривать правила проезда на светофор с дополнительной секцией.

Если боковое окно не горит, либо светится красным, то движение в ту сторону, куда показывает обозначенная на нем стрелка, запрещено! При этом не важно, каким цветом светится основное табло, а также в какую сторону показывает дополнительная секция. Если она выключена, то это - знак,

Дополнительная зеленая стрелка и зеленый сигнал

Здесь мы имеем два положения дел:

  • Светофор с одной боковой стрелкой - правой или левой.
  • Светофор с двумя боковыми стрелками - и правой, и левой.

Правая стрелка отвечает за поворот направо, левая, соответственно, - налево.

Ситуаций, при которых не до конца ясны правила проезда светофора с дополнительной секцией направо или налево, тоже две. Зависят они от возможности в обе эти стороны повернуть. Давайте рассмотрим каждую подробнее:

  • Правая дополнительная стрелка и основной разрешающий сигнал зеленого цвета . Вам разрешен поворот направо. Дорогу в этом случае нужно уступить только пешеходам, которые двигаются по той проезжей части, на которую вы собираетесь выехать. Но так как работа светофоров для пешеходов и водителей слажена, то, скорее всего, для них будет гореть запрещающий красный свет во время вашего движения.
  • Левая дополнительная стрелка и основной запрещающий сигнал красного цвета . Разберем теперь правила проезда светофора с дополнительной секцией "налево". При таком положении дел вам разрешен левый поворот. Препятствий на пути быть не должно, дорогу уступать вам не надо. В нашем государстве с правосторонним движением левая сторона будет больше разгрузочной. Другие участники движения по ПДД не имеют права ехать в сторону вашего поворота. Но при этом помните об исключении - если по "встречке" будет двигаться ТС прямо либо в правую сторону, вы должны уступить ему путь.

Дополнительная зеленая стрелка и красный сигнал

Если вы видите перед собой горящую зеленую дополнительную стрелку вправо или влево, но при этом красный свет светофора, то это означает одно: вы можете совершить поворот в указанном управлении, но при этом уступив дорогу участникам движения, следующим по другим направлениям.

По проезда дополнительной секции светофора здесь следующие:

  • Уступить дорогу (не создавать помехи движению). Это означает, что вы не должны начинать, продолжать либо возобновлять движение, если для этого нужно, чтобы водители других ТС снизили скорость или изменили направление своего пути. Другими словами, если в результате вашего маневра кто-то вынужден был притормозить, изменить траекторию движения своего авто, то вы нарушили пункт ПДД.
  • Правила не оговаривают, приближающемуся откуда конкретно транспорту вы должны предоставить свободный путь - надвигающемуся справа, слева, со встречной полосы. Поэтому зеленую дополнительную секцию и красный сигнал проще всего расценивать как знак "Уступи дорогу" (2.4).

Данная ситуация регулируется п. 13.5 ПДД.

Сочетание зеленой дополнительной секции и основного красного сигнала показывает вам лишь возможность движения в данном направлении. Первоочередное право проезда тут не у вас, а у того водителя, перед которым горят два зеленых сигнала - дополнительный и основной.

Светофор с дополнительной секцией: правила проезда прямо

Прямо двигаться, видя перед собой светофор с дополнительными стрелками, возможно:

  • Если горит основной зеленый сигнал светофора.
  • Если горит основной зеленый сигнал и вместе с ним светится зеленым дополнительная стрелка.

В случае, когда основной сигнал - красный запрещающий, а стрелка светится зеленым, двигаться вам, естественно, нельзя. Таковы несложные правила проезда прямо на светофор с дополнительной секцией.

Дополнительная секция без нанесения стрелки

Правила проезда на светофор с дополнительной секцией не всегда описывают следующую ситуацию: на действующем устройстве установлены боковые окна, но стрелки на них не светятся. Что делать в этом случае?

Итак, вы подъезжаете к перекрестку, загорается основной зеленый свет, а боковая секция в это время неактивна (т.е. не светится ни красным, ни зеленым светом). В этом случае вы просто спокойно совершаете нужный вам маневр.

Ошибки дорожной полиции

Многие новички-водители, досконально не знакомые с правилами проезда на светофор с дополнительной секцией, становятся жертвами недобросовестных дорожных инспекторов.

Типичная ситуация следующая: на перекрестке установлен светофор с дополнительной секцией. Но окно при этом "неправильное" - также светится красным и зеленым светом, но на нем нет контурной стрелки, указывающей, в каком направлении разрешено движение. Водитель, видя что основной свет - зеленый, решает, что теперь поворот возможен, и торопится совершить маневр, не обращая внимания на непонятное дополнительное окно. В этот момент его и останавливают инспекторы дорожной службы.

Обвинение следующее: проезд на запрещающий Но в этот момент дорожный полицейский будет неправ - требуйте составление протокола. Так как для водителя обязательными являются только светофоры с дополнительной секцией с нанесением контурной стрелки, указывающей в какую сторону на перекрестке запрещено или разрешено движение. "Неправильные" секции, горящие сплошным светом, он разгадывать не должен.

Светофоры с зеленой стрелкой

В продолжение темы мы не можем не рассмотреть еще одну разновидность светофоров, появившихся совсем недавно. Это обычное трехцветное устройство, где на уровне запрещающей красной секции прикреплена табличка с графически изображенной зеленой стрелкой. Регулируется это новшество п. 20.1 и п. 58.4 ПДД.

Рассмотрим их подробнее:

  • На уровне красного сигнала табличка с зеленой стрелкой направо . В этом случае вам необходимо остановить машину на запрещающий красный сигнал. Затем вам разрешено, убедившись в безопасности маневра, осторожно продолжить движение в направлении стрелки. Двигаться можно при этом только из крайней правой полосы, не создавая препятствий для других ТС, чье движение в этом случае в приоритете. Пропустите перед маневром всех пешеходов, идущих на разрешающий сигнал.
  • На уровне красного сигнала табличка с зеленой стрелкой налево (одностороннее движение). Тоже следует остановить ТС перед включением красного сигнала, а затем, соблюдая меры предосторожности, возможно совершить маневр в левую сторону. Движение возможно только после остановки и только из крайней левой полосы. Перед маневром необходимо пропустить пешеходов и другие ТС, чье движение сейчас в приоритете.

Вот мы разобрали все особенности и нюансы движения на светофор с дополнительными секциями. Такие устройства не затрудняют, а наоборот облегчают движение, только поначалу вызывая путаницу в голове у водителя.

Некоторые светофоры оборудованы дополнительными секциями, но на основном зелёном сигнале светофора не нанесены чёрные контурные стрелки, указывающие иные разрешённые направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

В соответствии с пунктом 6.4 ПДД если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

В соответствии с пунктом 6.3 ПДД выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Как поступить, если дополнительная секция есть, но на основном зелёном сигнале светофора не нанесены чёрные контурные стрелки?

ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры" устанавливает требования к светофорам.

Настоящий стандарт распространяется на дорожные светофоры (далее — светофоры), предназначенные для регулирования движения транспортных средств и пешеходов.

3.3 Светофорам присвоены индексы, в которых первая буква соответствует группе, цифра — типу светофора, последующие буквы — его исполнению (при наличии), следующая цифра — варианту конструкции по таблице Б.1 приложения Б, после чего следует обозначение настоящего стандарта.

Обозначения исполнения светофора:

п — с правой дополнительной секцией;
л — то же, с левой;
пл — с правой и левой дополнительными секциями;
г — с горизонтальным расположением сигналов;
ж — с дополнительным сигналом желтого цвета;
д — с двойным сигналом.

Далее стоит обратить внимание на светофоры Т.3. Светофоры Т.3 могут быть оборудованы дополнительной секцией и на основном зелёном сигнале при этом нет контурных стрелок, но светофоры этого типа имеют вдвое меньший диаметр рассеивателей, чем у обычных светофоров (100 мм против 200-300 мм).

Светофоры Т.3 невозможно перепутать со светофорами Т.1 ввиду вдвое-втрое меньшего размера. Обсуждать светофоры Т.3 в контексте данной статьи нет вообще никакого смысла. Стоит лишь отметить, что данные светофоры, в соответствии с ГОСТом Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", используются в качестве дублирующих основные светофоры Т.1.

7.2.6 Светофоры Т.3 любых исполнений допускается применять в качестве повторителей сигналов светофоров Т.1 таких же исполнений, если их видимость для водителя транспортного средства, остановившегося у стоп-линии на крайней полосе проезжей части данного направления, затруднена. Светофоры Т.3 любых исполнений устанавливают на одной стойке со светофорами Т.1 таких же исполнений.

Допускается применять светофор Т.3 (вместо светофора Т.9) для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом. В этом случае светофор должен быть снабжен табличкой белого цвета размером 200х200 мм с изображенным на ней велосипедом черного цвета.

Переходим снова к ГОСТу Р 52282-2004. Нас интересует информация о дополнительной секции светофоров Т.1.

4.2.10. При наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала наносят контурные стрелки направлений движения. При этом светофор должен быть оборудован экраном белого цвета прямоугольной формы (либо повторяющей контур светофора) с закругленными краями и выступающим за габариты светофора не менее чем на 120 мм.

В пункте 1.3 ПДД указано, что водители обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования сигналов светофоров.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Доводы о том, что водители не обязаны знать ГОСТы и обязаны соблюдать только ПДД несостоятельны, так как технические параметры и изображения светофоров заданы в ГОСТе Р 52282-2004, но отсутствуют в ПДД. Ссылка на ГОСТ Р 52282-2004 имеется в ГОСТе Р 52289-2004, указанном в ПДД. Таким образом, выполнение требований, предписанных ПДД, неразрывно связано со знанием, в том числе, ГОСТов.

Светофор Т.1 с дополнительной секцией и отсутствующими контурными стрелками на основном зелёном сигнале светофора не соответствует требованиям ГОСТа Р 52282-2004. Соблюдать требования ПДД не представляется возможным. Что делать в таком случае каждый должен решать сам.

Светофоры с дополнительными секциями иногда вызывают сомнения, особенно у начинающих водителей. Если горит дополнительная секция с зеленой стрелкой, все понятно: можно ехать только туда, куда она указывает. Но что если горит основная секция светофора, разрешающая движение, а стрелка наоборот, выключена?

Можно ли поворачивать, если основной зеленый свет горит, а стрелка – нет?

Н а деле проезд под светофоры с дополнительными секциями довольно четко регламентированы ПДД. Пункт 6.3 указывает, что «выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией». А пункт 6.4 подсказывает, что «если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции».

Проще говоря, если зеленым горит только стрелка, ехать можно только в направлении, указанном ей, уступая дорогу автомобилям, движущимся с других направлений на основной зеленый свет светофора, если таковые есть. Если же стрелка не горит, двигаться в этом направлении запрещено, и поворот под не горящую стрелку приравнивается к проезду на красный свет .

А что если на основном светофоре нет черной контурной стрелки?

В простых правилах, перечисленных выше, есть только один спорный момент: пресловутая черная контурная стрелка на основном светофоре, которая регламентирована пунктом 6.4 ПДД. Дело в том, что пункт 4.2.10 действующего ГОСТ Р 52282-2004 указывает, что «при наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала наносят контурные стрелки направлений движения», а в реальности на дорогах повсеместно встречаются светофоры, где этой черной контурной стрелки нет, а дополнительная секция – есть! Более того, в темное время суток или в непогоду дополнительную секцию светофора с выключенной стрелкой бывает трудно разглядеть. Можно ли поворачивать под не горящую стрелку в такой ситуации?

Чтобы развеять сомнения, мы направили официальный запрос в МВД и получили четкий однозначный ответ.

Пункт 6.4 Правил определяет, что для дополнительного информирования водителей транспортных средств о наличии дополнительной секции на основной зеленый сигнал светофора наносится черная контурная стрелка (стрелки), указывающие иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции. При этом отсутствие данных стрелок не отменяет требований пункта 6.3 Правил. С учетом изложенного, в ситуации, описанной в рассматриваемом обращении, поворот запрещен.

Поэтому, готовясь к маневру в условиях ограниченной видимости, стоит обращать внимание на наличие дополнительной секции светофора: отсутствие черной контурной стрелки не отменяет правил проезда под дополнительную секцию, и фактическое несоответствие светофора ГОСТ не освобождает водителя от ответственности за нарушение ПДД.

Какое наказание предусмотрено за проезд под не горящую стрелку?

Исходя из пункта 6.3, мы уже знаем, что «выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией» – то есть, проезд под не горящую стрелку фактически приравнивается к проезду на красный свет. Наказание за это нарушение определено статьей 12.12 КоАП: «проезд на запрещающий сигнал светофора <…> влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей ». Не стоит забывать также о том, что повторное нарушение «влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев» .

Часто водители не знают кто кого должен пропускать на регулируемом равнозначном перекрёстке при развороте (повороте) на стрелку.
Давайте выясним какие могут быть варианты приоритетов разворота (поворота):


  1. Первый случай. Равнозначный перекрёсток, зелёные стрелки для маневра у обои водителей горят , основной сигнал светофора красный . В таком случае мы руководствуемся правилом пункта 8.9 "В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель , к которому транспортное средство приближается справа ". Поэтому должен уступить водитель, который идёт на разворот, так как согласно правилу у него "помеха справа". Здесь же действует правило пункта 13.12 , которое гласит, что "при повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо".
    Вот картинка пример такого случая:

    Здесь водитель №2 пропускает автомобиль №1.
    Второй случай. Неравнозначный перекрёсток исходя из условий, что у водителя №2 горит основной сигнал светофора и зелёная стрелка , а у водителя №1 только зелёная стрелка . В этом случае комбинацию красного основного + зелёного на стрелке сигналов, условно, можно считать равносильным знаку уступи дорогу. А это значит, что водитель №1 должен уступить всем машинам, которые пересекают его траекторию движения, соотвественно и водителю №2. Или другими словами, автомобиль под номером два свободно проезжает под свой основной зелёный + зелёный по стрелке сигналы , не пропуская водителя №1.
    На картинке это будет выглядеть так:

    Рассмотрим третий вариант. По условиям сигналов светофора, у нас у водителя номер №1 горит основной зелёный + дополнительная стрелка , у водителя №2 горит основной красный + дополнительная стрелка . В этом случае как и в первом, первым должен проехать перекрёсток водитель под №1, второй же водитель обязан уступить дорогу исходя и ПДД пунктов 8.9 и 13.12.
    На картинке это выглядит:
В любом случае, если Вы не знаете или сомневаетесь в приоритете проезда регулируемого перекрёстка УСТУПИТЕ дорогу, не создавая препятствий для других автомобилистов и не создавая аварийной ситуации. Постоянно ведите анализ дорожной обстановки вокруг Вас, потому что на дорогах очень много дураков, которые, даже если Вы и соблюли ПДД, так и норовят нарушить их, подвергая при этом жизни законопослушных водителей.

Задавайте свои вопросы, так как это не все варианты проезда перекрёстков на стрелку, попробуем вместе решить их.
Всем спасибо.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Вопрос по второй ситуации, только с небольшой поправкой. У второго автомобиля во время выполнения разворота основной сигнал меняется на красный и остается только зеленая стрелка. Происходит это примерно через 15 секунд после включения зеленой стрелки. Каким образом действовать водителю второго автомобиля? С нетерпением жду ответа, так как возник спор с ГИБДД.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме