Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое перекресток равнозначных дорог. Как проезжать нерегулируемый равнозначный перекресток? Советы начинающим водителям

В городской черте есть не только регулируемые пересечения дорог. Если на них нет светофора, или регулировщика, или, скажем, светофор не работает, тогда транспортная развязка переходит в разряд неуправляемых. В ПДД описаны подобные ситуации. При этом к нерегулируемым перекрёсткам, проезд по которым мы сейчас рассматриваем, относится также пересечение неравнозначных дорог, то есть когда есть главная, пересекающаяся второстепенной, и пересечение равнозначных дорог. Разумеется, в отсутствие активной регулировки порядок проезда по таким транспортным развязкам; знаки, не имеющие приоритета на других развязках, здесь выходят на первый план.

Основа основ

На самом деле, существует всего-навсего три основных правила проезда нерегулируемых перекрёстков. Преимущество при переезде будет у машины, едущей по главной, у трамвая, если есть пути на пересечении дорог, и при помехе движению справа. А теперь давайте рассмотрим каждую ситуацию поподробнее.

Если мы имеем дело с неуправляемым перекрёстком, на котором тем или иным образом обозначены приоритетная и второстепенные дороги, то задача сильно упрощается. Машина, движущаяся по приоритетной, должна продолжать манёвр, а те, кто едут по второстепенной, должны остановиться перед транспортной развязкой, убедиться, что не создадут помех для других транспортных средств, и только после этого выезжать. Главная обозначается , а на второстепенной перед выездом висит перевёрнутый треугольник «Уступи дорогу». Если же знаков нет, то обращайте внимание на покрытие: грунтовая по отношению к асфальтовой всегда будет второстепенной. Вообще, вдобавок к «Уступи дорогу» на неуправляемой развязке может быть установлен знак «Движение без остановки запрещено». В этом случае, даже если препятствий для выполнения манёвра нет, перед пересечением дороги нужно остановиться полностью и только после этого продолжать езду.

Если на нерегулируемом перекрёстке проезд предусмотрен для трамвая, то есть на нём есть рельсы, то приоритет будет у трамвая. Нюанс в том, что это правило будет работать, только если трамвай едет по основному направлению. Если же он подъезжает со стороны второстепенной, то должен будет уступать так же, как и остальные автомобили. При этом если трамвай с главной съезжает на второстепенную, то у него также будет приоритет в движении. Это, кстати, касается и безрельсовых транспортных средств. То есть если вы с основного направления съезжаете на второстепенное, то водители машин на этой второстепенной дороге обязаны уступить вам дорогу и только после этого начинать совершать свой манёвр.

Мы рассмотрели проезд по нерегулируемому перекрёстку, правила пересечения которого определены знаками. Теперь возьмём более сложный случай, когда знаков на транспортной развязке нет. Такое может быть, кстати говоря, если сломается светофор на пересечении городских улиц. В этом случае работает правило помехи справа. Если на равнозначном перекрёстке нет других действующих правил проезда, то вы обязаны уступить машинам, едущим вам, условно говоря, в правый бок. Это правило вы наверняка встречали в действии на больших парковках, потому что там как раз каждый перекрёсток нерегулируемый и дороги равнозначные. В этом случае, подъезжая к транспортной развязке, нужно притормозить, оценить обстановку и, если по дороге справа от вас движется машина, остановиться и пропустить её. Движение по таким транспортным развязкам требует от вас концентрации и сосредоточенности, так как цена ошибки слишком высока. Не забывайте, кстати, обращать внимание и . Неуправляемые транспортные развязки стараются не оставлять там, где есть пешеходные переходы, но в любом случае, если соответствующая разметка есть, приоритет всегда у пешехода.

Кто главнее

Когда подъезжаете к перекрёстку, будь он регулируемый или нет, обращайте внимание на знаки. Работоспособность светофора издалека можно оценить, только если он мигает жёлтым цветом, а вот выключенный полностью светофор вы можете заметить уже слишком поздно. Вы должны в любой момент по приближению к транспортной развязке знать, на какой дороге вы находитесь. Если , то вы должны действовать согласно его сигнализации. Обратите внимание, что при работающем светофоре другие правила распределения приоритета не действуют!

Но предположим, что светофора на пересечении нет, регулировщика тоже. Тогда обратите внимание на знаки и разметку. Если по ходу вашего движения есть ромб «Главная дорога», то можете продолжать двигаться дальше, естественно, уступив дорогу попутному или встречному трамваю, если им нужно повернуть. Этот знак создаёт для вас приоритет проезда, и водители, пересекающие вашу дорогу со второстепенной, остановятся и пропустят вас. В случае если по направлению вашего перемещения висит другой указатель, например, «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено», тогда уже вы должны остановиться и пропустить машины, едущие по приоритетной дороге. Проезд по нерегулируемому перекрёстку по правилам, что касаются второстепенной дороги, должен быть осуществлён только тогда, когда нет препятствий для манёвра. Возможно, вам придётся стоять достаточно долго, однако это продиктовано соображениями безопасности в первую очередь. Дело в том, что водители, едущие по основной дороге, не будут снижать скорость. То есть если случится столкновение, то оно будет достаточно сильным и может привести к непоправимым последствиям.


Если на перекрёстке работает светофор, то другие знаки приоритета не действуют

Знаки могут быть расположены как сбоку, так и сверху. Поэтому будьте очень внимательны, подъезжая к незнакомому участку дороги, что пересекается другой дорогой. В случае когда на вашей стороне символов и обозначений нет, посмотрите на встречную полосу. По форме висящего там знака вы можете сделать вывод, что именно он обозначает. То есть «Главная дорога» - ромб, а «Уступи дорогу» - перевёрнутый треугольник. Точно так же вы можете ориентироваться, если обозначения с вашей стороны дороги не продублированы, а есть только на противоположной.

Не забывайте и о том, по какой именно дороге вы едете. Если это грунтовая дорога, вливающаяся или пересекающая асфальтовую, то она по умолчанию считается второстепенной. Будьте особенно внимательны при проезде нерегулируемого перекрёстка на трассе, ведь там скорости машин и близко не такие, как в городской черте, и последствия могут быть плачевными. Если же обе дороги, например, грунтовые, то вспоминайте о правиле помехи справа.

Ваши действия на такой дорожной развязке должны быть предсказуемые и легко читаемые. Другие водители должны понимать, что именно вы будете сейчас делать, поэтому не забывайте про поворотники и другие сигналы. Заботьтесь о том, чтобы на дороге вас было видно, и габаритными огнями. Вообще, следует всегда помнить о том, что пересечение дороги - опасное место для манёвров. Поэтому старайтесь чётко и неукоснительно следовать правилам при проезде по нерегулируемому перекрёстку. В правилах говорится о том, что движение по транспортной развязке и манёвры на ней должны проводиться, говоря простым языком, без задержек и прозрачно.

Вывод

Итак, есть всего три правила проезда по нерегулируемому перекрёстку. Это преимущество главной дороги, преимущество трамвая и помеха справа. Неукоснительное следование им, а также концентрация и грамотная оценка дорожной обстановки позволят вам безопасно и комфортно пересекать такие развязки, не создавая угрозы ни для себя, ни для других водителей. Правила пересечения и выполнения манёвров в этом случае прописаны достаточно категорично. Если в других ситуациях у водителей есть некоторые рамки, например, они сами могут выбрать траекторию разворота, исходя из дорожной обстановки, то здесь жёсткость, как вы, без сомнения, сами понимаете, необходима.

Езда на автомобиле предполагает концентрацию, но городская черта уж точно предъявляет к водителю повышенные требования. Водитель должен быть внимательным и осторожным, быстро и правильно оценивать обстановку и предсказывать манёвры других участников движения хотя бы на шаг вперёд. Всё это приходит с опытом езды. Так что обращайте внимание на знаки и светофоры, они помогут приобрести необходимый навык. И почаще освежайте в памяти ПДД; не забывайте следить за их обновлениями.

Правила дорожного движения нужно иногда обновлять в памяти, поскольку при езде по городу часто забываются особенности проезда в пригородах, на магистралях и наоборот. Поговорим о перекрестке равнозначных дорог и о том, как правильно поступить при его пересечении.

Что такое равнозначная дорога?

Перекрестком считается пересечение дорог на одном уровне . В условиях города они встречаются повсюду, а в условиях трассы перекресток — явление редкое. Поговорим о равнозначной дороге и о том, какие перекрестки они образуют.

Приближаясь к перекрестку, изначально водители определяют его вид. От этого зависит, как тот или иной вид транспорта поведет себя при проезде прямо или повороте. Равнозначная дорога не регулируется ни одним из стандартных принятых методов:

  • устройством (светофор);
  • при помощи регулировщика;
  • дорожными знаками.

Помимо этого, покрытие дорог, пересекающихся в одном месте, одинаково. Покрытие также имеет статус негласного регулировщика , поскольку асфальт имеет преимущество перед гравийной дорогой. Перекресток также считается нерегулируемым, в случаях, когда:

  1. светофор не работает;
  2. мигает желтым;
  3. регулировщик не выполняет своих обязанностей.

Все мы хоть раз сталкивались с такой проблемой. При этом водители выезжают на перекресток, создавая заторы и пренебрегая правилами. Основная задача — как можно быстрее проехать, а итог — большая пробка, трата нервов и дорожно-транспортные происшествия. Ниже опишем правила, согласно которым нужно двигаться в таких ситуациях.

Равнозначный перекресток

Обозначается пересечение таких дорог знаком 1.6 . Для водителя этот знак обозначает, что каждая из пересекающихся дорог не является главной, и проезд такого перекрестка осуществляется по специальным правилам.

Правила проезда нерегулируемого равнозначного перекрестка

Проезд такого перекрестка нужно осуществлять с осторожностью, учитывая, что всегда можно встретить водителя, забывшего правила или уверенного, что он двигается по главной. Приблизившись к перекрестку равнозначных дорог, помните, что здесь действует одно общее для всех правило: при равном праве пересечь перекресток первым нужно руководствоваться методом «помеха справа».

Исключением из этого правила считается трамвай, который имеет абсолютное преимущество перед всеми участниками движения.

Знака перед перекрестком может вообще не быть. Встречается такое редко, но рассматривать нужно все ситуации. Если водитель легко заметит, что нет знаков, светофора и регулировщика, то определить покрытие дороги не всегда возможно по причинам:

  • если идет дождь;
  • если снежный покров покрыл дорогу;
  • если за окном туман;
  • в случае когда водитель не разбирается в покрытиях.

Что делать в этих ситуациях? Столкнувшись с такой проблемой, лучше всего вести себя так, как будто вы находитесь на второстепенной дороге, поскольку это наиболее безопасный вариант.

Поворот направо

При повороте направо нужно действовать согласно данным правилам:

  1. подъехав к равнозначному перекрестку, водитель должен перестроиться в правый крайний ряд;
  2. уступить дорогу придется пешеходам, велосипедистам, находящимся на велодорожке, автобусам;
  3. траектория движения автомобиля должна придерживаться правой крайней стороны и по сути не мешать другому транспорту совершать маневры.

Поворот налево и разворот

При выполнении такого маневра уступить дорогу нужно:

  • всем автомобилям, что движутся справа по траекториям, совпадающим с вашей;
  • всем автомобилям, что движутся навстречу.

Последнее правило характерно для разворота. Помните, что этот маневр самый опасный и нужно быть предельно внимательным.

Движение прямо

Такой маневр приведет к пересечению траекторий движения других транспортных средств на перекрестке, поэтому при проезде прямо необходимо быть внимательнее. Уступить дорогу нужно:

  1. автомобилям, совершающим справа поворот в эту же сторону, если траектории движения совпадают;
  2. транспорту, двигающемуся справа для разворота или поворота налево;
  3. транспорту, что справа следует прямо.

В случае если на пути встретятся пешеходы, уступите им также дорогу. Во избежание аварийных ситуаций не превышайте скорость и действуйте предельно аккуратно. Во всех вышеперечисленных случаях нельзя выезжать на перекресток, если на нем образовался затор. Важно дождаться, пока транспорт разъедется.

Даже если нерегулируемый перекресток имеет круговое движение, следовать необходимо тем же правилам о помехе справа. Обращаем внимание на то, что рельсовый транспорт имеет преимущество при движении во все стороны. Сегодня он зачастую исчезает из городов, и эти правила быстро забываются гражданами.

Регулируемый равнозначный перекресток

Понятие «регулируемый» косвенно указывает на то, что правила очередности движения в этом месте пересечения определяется двумя способами:

  • посредством светофора;
  • посредством регулировщика.

Знаками он регулироваться не может, поскольку иначе дороги перестанут считаться равнозначными и будут расставлены приоритеты. Есть ряд важных правил касательно движения на данных пересечениях:

  1. Если регулирующее устройство, светофор, исправен, все водители должны следовать согласно основным правилам. Это касается всех перекрестков.
  2. Если же на перекрестке находится регулировщик, водители обязаны следовать его командам. Дело в том, что иногда требуется отрегулировать движение вручную даже при работающем светофоре. В этих случаях главным на дороге будет являться регулировщик.
  3. Если движение осуществляется на красный сигнал светофора с дополнительной стрелкой зеленого цвета, уступить дорогу нужно всем автомобилям, совпадающим по траектории с вашим.

Правила дорожного движения иногда полезно перечитывать, порой это очень помогает в сложных ситуациях. Проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог — это один из таких случаев. В любом случае, будьте всегда аккуратны и предельно вежливы.

Водителю, проезжая регулируемое пересечение дорог, достаточно исполнять распоряжения светофора или сотрудника ГАИ. В принципе, это довольно просто. Двигаться по нерегулируемому перекрестку гораздо сложнее.

Что представляет собой такая развязка

Приближаясь к пересечению дорог, следует обратить внимание, чем упорядочивается очередность проезда транспорта. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки имеют одно главное отличие - наличие либо отсутствие светофора и регулировщика. Присутствие последних говорит о а отсутствие свидетельствует о том, что вы находитесь, наоборот, на нерегулируемом пересечении дорог.

Знаки

Дорожные знаки помогут человеку за рулем транспортного средства понять, какое пересечение проезжих частей перед ним и как правильно поступить. Так, на нерегулируемом перекрестке устанавливаются - «Уступить дорогу», «Главная дорога», «Автомагистраль», «Конец автомагистрали», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги» и прочие.

Проехать правильно и без дорожно-транспортных происшествий вы сможете, лишь умея читать знаки.

Проезд нерегулируемых перекрестков: правила

Прежде чем начать движение на нерегулируемом перекрестке, обязательно нужно изучить все установленные знаки. А затем, приняв их во внимание, начать перемещаться, учитывая правила. Нерегулируемый перекресток не вызовет у вас сложностей, если вы умеете читать знаки и помните ПДД.

Безрельсовые транспортные средства не имеют преимуществ перед трамваем, независимо от направления движения и статуса проезжей части, на которой находятся. Поэтому автомобили всегда пропускают их, и только после этого начинают движение согласно установленным дорожным знакам.

Перед пересечением дорог имеется знак "Главная дорога"

Как уже неоднократно упоминалось, движение на нерегулируемых перекрестках зависит от установленных знаков. Поэтому, для того чтобы правильно проехать нерегулируемое пересечение дорог, следует знать, кого нужно пропустить, а где вы имеете преимущество. Существует несколько вариантов проезда нерегулируемого перекрестка.

Все зависит от того, как расположены главная дорога и ваше местоположение относительно нее.

1. Если транспортное средство располагается на главной трассе и она продолжается прямо, то алгоритм движения вашего автомобиля следующий:

  • При желании проехать в прямом направлении - уступать дорогу не должны никому.
  • Планируете повернуть направо - также преимущество имеете вы. Соответственно, перекресток проезжаете первым.
  • Поворот налево - в первую очередь пропускаете встречные автомобили, которые, так же как и вы, находятся на главной дороге. А именно вы должны приблизиться к середине перекрестка, выждать, пока они проедут, и только после этого продолжить двигаться. В случае если встречные транспортные средства сворачивают налево, вы одновременно разъезжаетесь правыми сторонами автомобилей.
  • Если вы собираетесь развернуться, то последовательность действий такая же, как и при повороте налево.

2. Главная дорога поворачивает направо. Ваши действия:

  • При движении прямо вспоминаете про помеху справа. Если там есть автомобиль, то пропускаете его, а затем начинаете проезжать перекресток.
  • Поворот направо - это единственное направление, при котором вы имеете преимущество. Поэтому можно смело сворачивать, не уступая никому.
  • При повороте налево вы пропускаете автомобили, которые находятся справа и двигаются по направлению прямо или налево. Если ваша планирует свернуть направо, то вам разрешено двигаться одновременно, так как в данной ситуации вы не препятствуете её движению.
  • Разворот. В данной ситуации работают те же правила, что и при повороте налево.

3. Главная дорога поворачивает налево. Ваши действия:

  • При желании двигаться прямо у вас приоритет, поэтому вы проезжаете первым.
  • При повороте направо имеете преимущество, поэтому, не уступая никому, выполняете маневр.
  • Поворот налево происходит по тому же алгоритму, что и направо.
  • При развороте следует уступить транспортным средствам двигающимся слева, согласно ПДД. Нерегулируемый перекресток они, так же как и вы, проезжают по главной дороге, а преимущество перед ними образуется за счет того, что они являются для вас помехой справа.

Перед пересечением дорог установлен знак "Уступи дорогу"

Согласно ПДД, если на вашей дороге установлен знак "Уступи дорогу", вы в первую очередь пропускаете автомобили, двигающиеся по главной дороге, а затем тех, кто для вас является помехой справа.

Остановка у пересечения дорог:

  • Перед вами находится знак "Уступи дорогу". При желании повернуть направо вы пропускаете свою помеху справа (даже если она делает разворот), также пропускаете автомобиль слева в связи с тем, что он направляется по главной дороге. Однако если он поворачивает направо, вам разрешено начинать двигаться одновременно с ним. При проезде прямо преимущество перед вами имеют автомобили справа и слева, поэтому уступаете им проезжую часть. При повороте налево вы пропускаете всех. То же самое и при совершении разворота.
  • Главная дорога располагается справа от вас. При повороте направо имеет приоритет встречный автомобиль. Также безрельсовое транспортное средство справа в случае разворота. Еще вы пропускаете их, если планируете продолжить движение прямо и свернуть влево. Перед разворотом придется уступить всем автомобилям с трех направлений.
  • Главная дорога находится слева от вашего ТС. Перед поворотом направо вы обязаны уступить встречным и находящимся слева автомобилям, потому что они находятся на главной дороге, соответственно, имеют преимущество. Пропустив автомобили на главной проезжей части (слева, со встречного направления) и справа (помеха справа), вы имеете возможность пересечь нерегулируемый перекрёсток по направлению прямо. Также вы не имеете преимущества при повороте налево.
  • Разворот на таком перекрестке лучше не выполнять, но если другого варианта нет, то начинать маневр разрешено, только пропустив транспортные средства с трех направлений.

Проезд нерегулируемых равнозначных дорог

В ситуации, когда вам придется проехать пересечение равнозначных дорог, главное правило, которым вы обязаны руководствоваться, - это помеха справа.

Кого следует пропустить, зависит от того, куда вы направляетесь. Вы планируете:

  • Повернуть направо. В этой ситуации вы не должны никому уступать, так как преимущество за вами, соответственно, ваш автомобиль проезжает первым.
  • Ехать прямо. Если справа от вас находится транспортное средство, значит, вы пропускаете его, а затем проезжаете сами. Иногда получается так, что одновременно с четырех направлений автомобили планируют пересечь нерегулируемый перекресток равнозначных дорог прямо. ПДД не регламентируют данную ситуацию, поэтому водители должны между собой определить, кто из них начнет движение первым.
  • Повернуть налево. В данных обстоятельствах для вас помехой справа является встречный и находящийся по правую сторону автомобиль. Исходя из этого, вы начинаете движение только после них.
  • Совершить разворот. Для начала этого маневра вы обязаны пропустить ТС с трех направлений, и только после этого начинать движение.

Пешеход и нерегулируемый перекресток

Так как на перекрёстке отсутствует регулирование, то в ситуациях с пресечением перекрестка человеком необходимо быть очень внимательным. Ведь ему в случае ДТП максимум выпишут штраф, а для вас как водителя эта ситуация может обернуться лишением прав и даже тюремным сроком.

Пешеход на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по зебре, имеет преимущество перед любым транспортным средством. Если же человек решил пересечь проезжую часть, на которой отсутствует пешеходный переход, вы не обязаны его пропускать. Но, как показывает практика, быстрее и проще уступить нерадивому пешеходу.

Обобщая правила, контролирующие проезд нерегулируемых перекрестков, можно выделить три основных пункта, которым нужно следовать:

  • Помеха справа на пересечении равнозначных дорог. Обязательно необходимо следить, есть ли транспортные средства справа от вас.
  • При установленном знаке "Уступи дорогу" первоначально водитель обращает внимание на того, кто едет по главной дороге, затем - на движущихся справа.
  • Если на дороге, по которой вы двигаетесь, находится знак "Главная дорога", то вы внимательно следите за теми, кто направляется также по главной дороге и справа от вас.

Знание правил позволит избежать критических ситуаций на дороге и конфликтов с другими участниками дорожного движения.

Оценка ситуации

Прежде чем пересечь перекрёсток, необходимо дать правильную оценку его типу, заблаговременно перестроиться в нужный ряд и чётко определить очерёдность проезда.

При этом следует всегда помнить о том, что первоочередным правом проезда на всех дорогах и перекрёстках пользуются транспортные средства спецслужб, снабжённые проблесковыми маячками и специальными звуковыми сигналами. Остальной транспорт при их приближении обязан уступить ему дорогу.

После спецтранспорта правом преимущественного проезда пользуются трамваи, поэтому все остальные виды транспорта при наличии трамвайных путей на перекрёстке обязаны уступить трамваям дорогу. Сами трамваи между собой разъезжаются по правилам пересечения равнозначных нерегулируемых перекрёстков.

При совершении правого поворота, заранее перестроившись в нужный ряд, необходимо включить правый поворот и совершить манёвр первым, не уступая при этом другим транспортным средствам. Но помнить о двух вышеперечисленных пунктах (преимущественном праве проезда спецтранспорта с включённым проблесковым маячком, спецсигналом и трамваев) нужно обязательно

Соблюдение рядности

После завершения манёвра (поворота вправо), транспортное средство должно продолжать движение по правой крайней полосе. Четыре исключительных случая поворота не из крайнего правого ряда предусмотрены правилами дорожного движения:
- большие габариты транспортного средства, которые не позволяют совершить манёвр из крайнего правого ряда;
- наличие знака «Направление движения по полосам» (п.5.15.1), разрешающего поворот из тех полос, которые указаны знаком;
- наличие знака «Круговое движение» (п.4.3), разрешающего поворот вправо из любой полосы;
- наличие знака «Полоса для маршрутных транспортных средств» (п.5.14) обозначенная сплошной линией разметки, предполагает поворот только со второй полосы.

Правило помехи справа

Далее при пересечении равнозначного перекрёстка следует пользоваться правилом «помехи справа». Это правило предусматривает порядок преимущественного проезда транспортных средств, не имеющих при маневре помехи справа. В остальных случаях, включая и порядок проезда спецтранспорта и трамваев, водитель транспортного средства, совершающего манёвр, обязан уступить дорогу.

Исключение из правил

В жизни иногд бывают моменты, которые не подпадают под действие каких-либо правил. Так обстоит дело и с порядком проезда нерегулируемого равнозначного перекрёстка. Может случиться ситуация ситуация, когда четыре автомобиля подъехали к перекрёстку и собираются его пересечь, не меняя при этом направления движения. Определить очерёдность проезда, используя правило «помехи справа», невозможно. Приоритета нет ни у одного из транспортных средств, и начать движение первым никто не может.

Правила дорожного движения не предусматривают возможности возникновения подобной ситуации и разъяснений по этому поводу не дают. Значит, придётся урегулировать это недоразумение собственными силами. Как правило, более опытный автомобилист быстрее оценит сложившуюся ситуацию и предложит своему коллеге, находящемуся слева, начать движение первым. И только потом, при отсутствии помехи справа, начать движение сможет встречный транспорт, затем автомобиль, создающий помеху справа инициатору регулировки. Соответственно, последним пересекает перекрёсток самый опытный и вежливый автомобилист.

Но эта ситуация встречается крайне редко. Обычно такие перекрёстки, особенно с интенсивным движением, оборудуются указателями приоритета или светофорами.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме