Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сущность аксиомы о потенциальной опасности. Аксиомы о потенциальной опасности любой деятельности

Жизненный опыт человека показывает, что любой вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативных воздействий или вреда, привести к травматизму, заболеваниям, а порой закончиться и полной потерей трудоспособности или смертью. Вред человеку может наносить любая деятельность. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла как в бытовой, так и в производственной сфере.

Любая деятельность потенциально опасна.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности – основополагающий постулат – положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования системы безопасности:

  • невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека, разработать абсолютно безопасную технику;
  • ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск).

Опасности это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное воздействие на жизнь и здоровье человека.

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества:

  • потенциальный характер опасностей – т.е. опасности могут быть, но не приносить вреда и проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых, условиях;
  • ограниченная зона влияния (зона действия опасности).

Источники формирования опасностей в конкретной деятельности:

  • сам человек как сложная система «организм – личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели непригодны для реализации конкретной деятельности – внутренние источники ;
  • процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания – внешние источники .

Безопасность – это деятельность человека, в процессе которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на его здоровье .

Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. На ранних этапах антропогенеза (для первобытного человека) она составляла приблизительно 25 лет. На человека воздействовали в основном опасности природного характера: климатические условия, низкий уровень белкового питания и др.

Развитие цивилизации, под которой мы, в частности, понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин и механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.

Когда на смену примитивным станкам, приводимым в движение человеческими мускулами, пришли мощные агрегаты, небрежное обращение с которыми стало грозить работающему серьезной травмой, возникла техника безопасности – свод простых и эффективных эмпирических правил. Сегодня оператор имеет делосо сложнейшими промышленными комплексами, и простых эмпирических правил уже недостаточно. Техника безопасности должна смениться теорией безопасности , способной обнаруживать наиболее рискованные звенья производственных комплексов и подсказывать оптимальные пути их замены.

На протяжении всего существования человек, развивая экономику, создавал и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. В начале ХХI века средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.

Вторгаясь в природу, законы которой еще далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания – техносферу . Если учесть, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса, становится очевидным постоянное увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. По данным ВОЗ, смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. От несчастных случаев гибнут молодые, трудоспособные люди. Травматизм является основной причиной смерти человека возрасте от 2 до 41 года. Так, в настоящее время ежегодно в России в авариях и катастрофах гибнет около 50 тысяч человек, получают травмы 250 тысяч человек, что связано с повышением риска во всех областях деятельности и сфере жизни человека.

Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы его возможностей, т.е. адаптации.

Аксиома о потенциальной опасности - основополагающий постулат БЖД: потенциальная опасность является универсаль­ным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла.

Аксиома о потенциальной опасности предопределяет, что все действия человека ивсе компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме про­чих позитивных свойств и результатов, обладают способнос­тью генерировать опасные и вредные факторы. При этом лю­бое новое позитивное действие или результат неизбежно со­провождаются возникновением новой потенциальной опасно­сти или группы опасностей.

Очевидно, что на всех этапах своего развития человек по­стоянно стремился к обеспечению личной безопасности и со­хранению своего здоровья. Это стремление было мотивацией многих его действий и поступков. Создание надежного жили­щане что иное, как стремление обеспечить себя и семью защи­той от естественных опасных (молния, осадки, животные и т. п.) и вредных (пониженная и повышенная температура, сол­нечная радиация и т. п.) факторов. Но появление жилища гро­зило его обрушением, внесение в него огня - отравлением при задымлении, ожогами и пожарами.

Даже в быту нас сопровождает большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недобро­качественная пища; шум, инфразвук; вибрация; электромагнит­ные поля от синтетических материалов, бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; иони­зирующие излучения (естественный фон, медицинское обсле­дование, фон от строительных материалов, излучения прибо­ров, предметов быта); медикаменты при избыточном и непра­вильном их потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии; аллергены и другие факторы.

Анализ общественной практической деятельности показывает, что любая деятельность потенциально опасна. Она заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей.

Мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации СО 2 в воздухе. Его содержание в воздухе должно быть не более 0,05%, хотя в помещениях оно постоянно увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявляется появлением усталости, вялости, снижением трудоспособности. При систематическом нахождении в таком помещении у человека изменяется частота, глубина и ритм дыхания, частота сердечных сокращений, изменение артериального давления.

Потенциальная опасность как явление – это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм все факторы делят на вредные и опасные.



Вредные - факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности.

Опасные - факторы, которые приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. Это деление условное, т.к. любые вредные в определенных условиях могут быть опасными. Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которое оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни.

Риск - это количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболеваний, нетрудоспособности, вызванных на человека конкретной опасностью (ток, ядовитые вещества), отнесенные на определенное количество жителей.

Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.

В мировой практике находит признание концепция приемлемого риска- риск, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Приемлемый риск гибели для человека принимается равным 10 -6 в год, т.е. 1 на 1000000 случаев в год. Степень риска оценивается в мировой практике для различных видов деятельности вероятностью смертельных случаев.

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физические и психологические нагрузки достигают таких пределов, при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Это экстремальные ситуации.

Следовательно, безопасность жизнедеятельности – это такое состояние окружающей среды, при котором исключена возможность повреждения организма человека в процессе его разнообразной деятельности.

В процессе эволюции человеческий организм приспособился к экстремальным климатическим условиям - низким температурам севера, высоким температурам экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в сырых болотах.

В естественных условиях человек имеет дело с энергией солнечной радиации, движения ветра, волн, земной коры. Уровни энергии естественного происхождения остаются практически неизменными.

Современные технологии и технические средства позволяют снизить их опасность, однако сложность прогнозирования природных процессов и изменений в биосфере, недостаточность знаний о них, создают трудности в обеспечении безопасности человека в системе «человек - природная среда».

Концентрация загрязняющих веществ в воздухе помещений в десятки раз выше, чем на улице. Наиболее существенное загрязнение производит формальдегид - бесцветный газ, входящий в состав синтетических материалов и выделяемый различными веществами: мебелью, коврами и синтетическими покрытиями, фанерой, пенопластом.

Мебель изготавливается из древесностружечных плит, в связующую массу входит формальдегид. Синтетические материалы выделяют также винилхлорид, сероводород, аммиак, ацетон и многие другие соединения, которые, смешиваясь, образуют еще более токсичные вещества.

Мебель дает около 70% загрязнения воздуха жилого помещения, опасная концентрация токсических газов скапливается в закрытых шкафах и ящиках. Опасны выделения из синтетических материалов при пожарах. Органическое стекло и поролон при горении выделяют синильную кислоту и другие сильные яды. Сжигание синтетических материалов в быту не допустимо. В лаках и красках содержатся токсичные вещества, обладающие как общетоксичными, так и специфическими видами действия - аллергенными, канцерогенными, мутагенными и другими.

Ядохимикаты: для борьбы с насекомыми (инсектициды), с сорняками (гербициды), с болезнями растений (фунгициды).

Материалы с повышенной радиоактивностью могут вместе со строительными материалами (гранитом, шлаком, глиной и др.) попасть в строительные материалы, конструкции жилых домов и создавать опасность радиоактивного газа радона. Выделяющийся из строительных материалов и из грунта радон может накапливаться в непроветриваемом помещении, при этом продукты распада радона вдыхаются с пылью.

Опасные и вредные факторы, обусловленные деятельностью человека и продуктами его труда, называются антропогенными. Природная среда также может быть источником опасных и вредных факторов, которые квалифицируются как естественные. Они возникают при стихийных явлениях (извержение вулканов, землетрясения, наводнения, молнии и т. п.), к ним относятся повышенные и пониженные температуры окружаю­щей среды; повышенный радиационный фон; обвалы, оползни, сход лавин и т. п.

Рост антропогенного воздействия на природную среду не всегда ограничивается лишь прямым воздействием, например, ростом концентраций токсичных примесей в атмосфере.

При определенных условиях возможно проявление негативных вто­ричных воздействий на природную среду и человека. К ним относятся процессы образования кислотных дождей, смога, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя Земли; на­копления токсичных и канцерогенных веществ в организме животных и рыб, в пищевых продуктах и т. п.

Анализ реальных аварийных ситуаций, событий и факторов и человеческая практика уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом об опасности технических систем:

Аксиома 1. Любая техническая система потенциально опасна. Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере и проявляется при определенных условиях. Ни один вид технической системы при ее функционировании невозможно достичь абсолютной безопасности.

Аксиома 2. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.

Аксиома 3. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем. Технические неисправности и нарушения режимов использования технических систем приводят, как правило, к возникновению травмоопасных ситуаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступление твердых веществ на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровождается формированием вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 4. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории, например, при аварии на ЧАЭС.

Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вредных воздействий изменяются в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства. К последним относятся воздействия выбросов парниковых и озоноразрушающих газов, поступление радиоактивных веществ в атмосферу и т.п.

Аксиома 5. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно. Человек и окружающая его техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему "человек - техносфера". Одновременно существует и система "техносфера - природная среда". Техногенные опасности не действуют избирательно, они негативно воздействуют на все составляющие вышеупомянутых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.

Аксиома 6. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.

Потенциальная опасность как явление -- это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные.

К вредным относятся такие факторы, которые становятся в определенных условиях причиной заболевания или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности.

Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья.

Это деление условно, т. к. вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными. В условиях производства появлению опасных факторов может способствовать превышение пределов эксплуатационной возможности технических устройств, инженерных сооружений и конструкций, что иногда приводит к авариям с высвобождением новых опасных и вредных факторов

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Например, мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации углекислого газа в воздухе. Он не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявится усталостью, вялостью, снижением работоспособности. Но в целом организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Такое состояние называется гипоксией, или кислородным голоданием, и может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и т. д.

Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, в зави-симости от степени риска нанесения того или иного ущер-ба здоровью и жизни.

В мировой практике находит признание концепция приемлемого риска, т. е. риска, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Степень риска оценивается в мировой практике для различных видов деятельности вероятностью смертельных случаев.

Какая-то часть опасных и вредных факторов, -- преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания, -- обычно имеет внешне определенные пространственные области проявления, которые называются опасными зонами. Они характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая.

Однако, даже если человек находится в опасной зоне, но правильно организует свою деятельность, соблюдает условия безопасности, следит за исправностью технических систем, нарушение здоровья или несчастные случаи не возникают. Таким образом, неполадки в здоровье или несчастный случай часто являются следствием нарушения правил личного поведения организационного или технического порядка в момент нахождения человека в опасной зоне.

Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией. Важно уметь предупредить переход последней в несчастный случай.

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физические и психологические нагрузки достигают определенных пределов, при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Эти ситуации называют экстремальными.

Какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это потенциальные (возможные) опасности. Постоянное наличие вокруг человека потенциальных опасностей (улица, транспорт и пр.) как в быту, так и на рабочем месте, вовсе не значит, что какое-то несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия -- причины.

Некоторые опасности не зависят от деятельности человека, появляются внезапно, не оставляя времени на раздумья, на спасение (аварии на транспорте, взрывы, землетрясения, ураганы и т.д.).

Для конца двадцатого века и начала двадцать первого характерно нарастание как экологических, так и иных катастроф. Поэтому людям надо прислушиваться к мнению ученых и организаций, заранее прогнозирующих различного рода бедствия и катастрофы.

Каждый человек должен предвидеть опасности и готовиться к ним заранее, быть готовым противостоять любой опасности и соблюдать основные правила безопасности жизнедеятельности:

  • 1. Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.
  • 2. Знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.
  • 3. При необходимости быстро и грамотно действовать.

Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Пороговые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека, и природной среды. Соблюдение этих значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.

Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном их использовании, а также из-за наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию этих систем.

Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Травмоопасные воздействия действуют кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве, возникая при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений.

Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на окружающую среду. Пространственные зоны вредных воздействий изменяются в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства.

Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.

Воздействие травмоопасных факторов приводит к травмам или гибели людей, сопровождается очаговыми разрушениями природной среды и техносферы, приводя к значительным материальным потерям.

Защита от техногенных опасностей достигается усовершенствованием технических устройств, представляющих опасность, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

Уменьшить вероятность опасностей можно, уменьшая их на выходе из источника опасности, или применяя защитные средства.

потенциальная техногенная опасность

1. Аксиома о потенциальной опасности деятельности.

Весь жизненный опыт человека показывает, что любой вид деятельности, будучи полезен для его существования, одновременно может быть источником негативных воздействий. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла как в бытовой, так и в производственной сферах. Любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение называют аксиомой о потенциальной опасности деятельности. Из аксиомы следуют:

А) ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность (нулевой риск).

Б) невозможно разработать абсолютно безопасную технику.

Опасности, создаваемые человеком, имеют два важных для практики качества:

Потенциальный характер опасностей, т.е. опасности м.б., но не приносить вреда, они могут проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых условиях.

Ограниченная зона влияния (зона действия опасности).
^ 2. Классификация опасностей. Классы опасностей:

Опасности бывают реальные и потенциальные (скрытые). Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны соответствующие условия, которые называются причинами.

Причины - это совокупность обстоятельств, при которых опасности про

являются и вызывают нежелательные последствия. Триада "опасность - причины - нежелательные последствия" - это логиче

ский процесс развития потенциальной опасности в реальное последствие. Поиск и устранение причин лежит в основе профилактики проявления опасности, а следовательно и в предотвращении несчастных случаев.


1. По происхождению

Естественные (природные) - землетрясения

Технические (движущиеся части машин)

Антропогенные (результат деятельности)

Экологические (загрязнения биосферы)

Смешанные.

2. По локализации (в литосфере, гидросфере, космосе, атмосфере)

3.По виду источника

Физические (различные излучения, высокая температура воздуха, движущиеся части и предметы);

Химические (химические вещества)

Биологические (бактерии, микробы)

Психофизиологические (эпилепсия, лунатизм)

4. По времени проявления последствий:

Мгновенные (действующие сразу)

Отложенные (действующие с запаздыванием)


5. По способу проявления последствий

Детерминированные - стохастические

6. По вызываемым последствиям (травмы, смерть)

7. По виду ущерба:

Технический,

Экономический,

Экологический,

Социальный.

Комбинированный

8. Сферы проявления (бытовая, производственная, ДТП, спортивная)

9. По структуре (строению): (простые, сложные)

10. По характеру воздействия:

Активные (воздействуют сами)

Пассивные (колющие, режущие; неровности, уклоны).

^ 3. Классификация оборудования по степени опасности (критичности)

I- безопасный. Состояние, связанное с ошибками персонала, конструктивными недостатками, которые не приводят к существенным нарушениям, не вызывает повреждений оборудования и несчастных случаев.

II- граничный. Состояние, приводящее к нарушению работы оборудова

ния, которое может быть взято под контроль, без повреждения оборудования и несчастных случаев.

III- критический. Состояние, приводящее к нарушениям в работе оборудования, его повреждению, появлению опасной ситуации, требующей немедленного спасения персонала.

IV- катастрофический. Состояние, приводящее к утере оборудования, ги

бели людей или массовому травматизму. При прогнозировании и моделировании условий возникновения опасных ситуаций в первую очередь необходимо проводить анализ опасностей IV класса.
^ 4. Методы обеспечения безопасности

Для раскрытия применяемых на практике методов введем:

Гомосфера - пространство (рабочая зона), где находится человек в про

цессе рассматриваемой деятельности. Ноксосфера - пространство, в котором постоянно существуют или пе

риодически возникают опасности.

Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиции безопасности. Реализация осуществляется автоматизацией, средствами дис

танционного управления.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путем исключения или в значительном снижении опасностей. Реализуется через совокупность меро

приятий, защищающих человека от пыли, шума, излучений.

Метод В повышение адаптации человека к среде - осуществляется при помощи СИЗ, профотбора, обучения. В реальных условиях используется комбинация этих методов.

^ Средства обеспечения безопасности

Средства коллективной защиты - вентиляция, заземление, зануление ограждения.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - специальная одежда, противогазы, беруши, каски.

Повышение надежности систем. Под надежностью понимается свойство системы выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных показателей.

Показатели надежности: а) среднее время безотказной работы; б) вероят

ность безотказной работы; в) интенсивность отказов. Показатели ремонтопри

годности: вероятность восстановления; среднее время восстановления; интенсивность восстановления.
^ 5. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Понятие риска

Риск – это количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека.

R-риск (1/год), n- число неблагоприятных проявлений опасности за определенный промежуток времени (год), N- возможное число проявлений опасности за тот же период

^ Виды риска : А) Индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. Коэффициент частоты несчастных случаев.

Кч = Т*1000/Р, Т – количество несчастных случаев (травм), произошедших за определенный период времени. Р – среднесписочное число трудящихся за тот же период.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного человека.

Групповой, или социальный, риск представляет собой зависимость между частотой происшествий (аварий, катастроф) и числом пострадавших в них людей.

Б) Различают также прямой и косвенный риск.

Прямой риск связан с непосредственным действием на человека той или иной опасности, например подвижных частей оборудования. Загрязняя ОС отходами своей деятельности, человек подвергает себя косвенному риску, поскольку измененная человеком среда может, в конечном счете, стать непригодной для его существования в ней.

^ Концепция приемлемого риска . В современных условиях от тезиса абсолютной безопасности перешли к концепции допустимого (приемлемого) риска, суть которой в стремлении к такой опасности, которую примет общество в данный период времени.


Σриск имеет min при определённом соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. В настоящее время принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находиться в пределах 10 -7 – 10 -6 (1/год). Максимально приемлемым уровнем индивид. риска гибели 10 -6 в год. Приемлемый риск обычно на 2 - 3 порядка строже фактического.

Помимо коллективной приемлемости существует также и индивидуальная приемлемость, установленная для себя сознательно или неосознанно, это баланс между риском и выгодой.
^ 6. Мотивированный и немотивированный риск

В случае производственных аварий, пожаров в целях спасения людей приходится идти на риск, превышающий приемлемый - риск считается обоснованным (мотивированным).

Немотивированный (необоснованный) риск - превышающий приемлемый и возникающий в результате нежелания работников на производстве соблюдать требования безопасности, использовать средства защиты. Это приводит к травмам и формирует предпосылки аварий на производстве.

^ Пути управления риском. Управление риском осуществляется по направлениям:

Обучение персонала и профотбор

Психологическая подготовка персонала

Совершенствование технических систем

Экономическое стимулирование

Управление режимами труда и отдыха

Использование СИЗ и коллективной защиты

Воспитание культуры безопасного поведения.

Организация контроля

Материально - техническое обеспечение

Прогнозирование и организация управления ЧС.

В первых 9 случаях средства расходуются на снижение вероятности аварии, в последнем – на уменьшении ее масштабов.

Можно сильней снизить риск для населения, если больше уделять внимания действиям в случае аварии, чем техническим средствам ее предотвращения, которые: все равно не дают абсолютных гарантий и имеют Rкосвенный.

Дополним эконом методами: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск. В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.
^ 7. Методические подходы к изучению риска.

1. Инженерный – опирается на статистику поломок и аварий, на вероятностный анализ безопасности с использование графо-аналитических методов, расчета деревьев событий и деревьев отказов.

С помощью первых предсказывают, во что может развиться тот или иной отказ техники. Графически представлять возможные сценарии развития, начиная от исходного события – отказа того или иного элемента системы. В этом случае используется прямая (индуктивная) логика от частного к общему. Во втором случае проводится анализ того, какие исходные события могут привести к венчающему событию.

Когда деревья построены, рассчитываются вероятности реализации каждого из сценариев (каждой ветви), а затем – общая вероятность аварии на объекте.

2. Модельный – построение моделей воздействия вредных факторов на человека и ОС. Эти модели могут описывать как последствия обычной работы предприятия, так и ущерб от аварий на них.

3. Экспертный – вероятности различных событий, связи между ними и последствия аварий определяют не вычислениями, а опросом опытных экспертов. Эффективен, когда для двух первых способов мало данных.

4. Социологический – исследуется отношение населения к разным видам риска (опрос).
^ 8. Построение дерева причин и опасностей

Причины и опасности образуют цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей напо

минает ветвящееся дерево. Для построения и анализа деревьев используют символы событий (логи

ческие символы) и логические операции.

Операция (или вентиль) "И" указывает, что для того, чтобы произошло событие А, должны произойти оба события: Б и В. Операция "ИЛИ" указывает, что для того, чтобы произошло событие Г, должно произойти одно из событий: Д или Е.

Вероятность событий А или Г рассчитывается по формулам: Р(А)=Р(Б)*Р(В)

Р (Г)=Р(Д)+Р(Е)+Р(Д)*Р(Е), где Р(А) - вероятность события А.

1 - символ события; 2 - И; 3 - ИЛИ; 4,5 -символы, обозначающие исходные события, обеспеченные (достаточными) данными; 6 - домик, событие, которое может случиться или не случиться

^ 9. Методы анализа безопасности

Анализ безопасности осуществляется априорно или апостериорно, т. е. до или после нежелательного события. При апостериорном анализе рассматриваются такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы и пытаются составить набор различных ситуаций, приводящих к их появлению.

Априорный анализ особенно эффективен, когда анализируются системы или оборудование, у которых есть аналоги, т. е. продолжительный опыт экс

плуатации аналогичных систем и механизмов. При анализе сложных систем, новой техники (отсутствии опыта эксплуатации) используют апостериорный анализ - определяют при

чину после свершившегося события.
^ 10. Последовательность изучения опасностей. Изучение опасностей в 3 стадии.

Стадия 1 - предварительный анализ опасностей, разбита на 3 этапа.

а) выявление источников опасностей (утечки, коррозия)

б) определение конкретных частей системы, которые могут вызвать эти
опасности (ёмкости, трубопроводы)

в) введение ограничения на анализ (исключаем землетрясения).

Стадия 2 - выявления последовательности опасных ситуаций, построение деревьев причин и опасностей. Стадия 3 - анализ последствий аварии (отравление людей). В последующем, исходя из сопоставления затрат и выгод, разрабатывают

ся и внедряются мероприятия по предотвращению аварий.

^ 11. Рефлекторный характер деятельности человека

Деятельность нервной системы носит рефлекторный (отражательный) характер.

Рефлекс - это цепь событий, включающая передачу сигнала с помощью нервной системы от какого-либо органа чувств, с развитием ответной автоматической реакции. Путь, по которому проходит нервное возбуждение при внешнем раздражении называется рефлекторной дугой и состоит из следующих этапов.

1. Передача вызванного раздражителем возбуждения в центр - спинной и головной мозг. Эта часть рефлекса называется чувствительной, афферентной.

2. Центральная (мозговая) часть, где происходит передача возбуждения от клетки чувствительного нерва к клетке двигательного нерва.

3. Передача нервного возбуждения в мышцы или в желёзы. Эта часть рефлекса называется двигательной, эфферентной.

Все рефлексы на две группы: безусловные и условные. Безусловными рефлексами называются врожденные рефлексы, осуществляющиеся отделами нервной системы, лежащими ниже коры головного мозга.

В течение жизни организма (с накоплением жизненного опыта) постоянно возникают новые изменчивые формы реагирования - условные рефлексы. Они формируются и осуществляются у высших животных корой головного мозга. При образовании условных рефлексов раздражитель, который ранее был безразличен для организма, становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое жизненное значение. Безразличный до этого (индифферентный) раздражитель приобретает тем самым новую сигнальную функцию.
^ 12. Анализаторы человека. Строение.

Анализатор человека - подсистема ЦНС, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. В составе каждого анализатора 3 отдела:

1) периферический, состоящий из рецепторов и специальных образований, способствующих работе рецепторов (органы чувств - слуха, зрения).

2) проводниковый - проводящие пути и подкорковые нервные центры

3) корковый - области коры больших полушарий, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторов.

Необходимо отметить, что все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение одной из них вызывает нарушение функции всего анализатора. Основной функцией анализаторов Павлов считал разложение сложностей внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы и их анализ.

Выделяют рецепторы: внешние (зрительный, слуховой, тактильный, болевой, t, обонятельный, вкусовой) и внутренние (давления, кинетический, вестибулярный).
^ 13. Основные характеристики анализатора

1. Нижний порог чувствительности - min величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (Jo). Сигналы, интенсивность которых меньше Jo, человеком не ощущаются. Верхний порог - max величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интервал между Jo и Jmax носит название диапазона чувствительности.

2. Дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина различий между раздражителями (ΔJ), когда они еще ощущаются как различные.

Величина ΔJ ~ интенсивности сигнала J; ΔJ/J = К - закон Вебера. Для зрительного анализатора К = 0,01, для слухового К = 0,1.

3. Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают max. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера ) Е = klogJ + с. k и с характеристики отдельного индивида и определяют его меру чувствительности

5. Для каждого анализатора характерна min длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений.

Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя ощущения исчезают

не сразу, а постепенно, т.е. характерна инерция восприятия (инерция зрения = 0,1 - 0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.

В вопросах зашиты от опасностей большое значение имеет время реакции организма на раздражители. Для различных людей и разных анализаторов время реакции на раздражители не одинаково, поэтому при решении задач в области безопасности труда обычно учитывают среднее время реакции.

6. Пространственный порог определяется min размером едва ощутимого раздражителя. Они специфичны для каждого анализатора.

7. Адаптация (привыкание) и сенсибилизация ( чувствительности). Характеризуются временем и присущи каждому типу анализаторов.

Важная особенность анализаторов - парность одноимённых органов чувств (два глаза)→ обеспечивается высокая надёжность работы анализаторов.

Анализаторы отличаются высокой чувствительностью. Наилучшая чувствительность в области средней интенсивности раздражителя.
^ 14. Зрительный анализатор

При обеспечении безопасности необходимо учитывать время, требуемое для адаптации глаза. Приспособление зрительного анализатора к большей освещённости называется световой адаптацией. Она требует от 1-2 до 8-10 минут. Приспособление глаза к плохой освещённости (расширение зрачка и повышение чувствительности) называется темповой адаптацией и требует от 40 до 80 минут.

В период адаптации глаз деятельность человека связана с определённой опасностью. Чтобы исключить необходимость адаптации или уменьшить её влияние, в производственных условиях не разрешается использовать только одно местное освещение. Необходимо применять меры для защиты человека от слепящего действия источников света и различных блестящих поверхностей, устраивать тамбуры при переходе из тёмного помещения (например, в фотолабораториях) в нормально освещённое.

Зрение характеризуется остротой, то есть минимальным углом, под которым две точки ещё видны как раздельные. Острота зрения зависит от освещённости, контрастности и других факторов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле tgα/2 = h/2L, α - угловой размер объекта, h - линейный размер, L - расстояние от глаза до объекта.

У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл.мин, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальные условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40. Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (один взгляда) - при предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляет 4-8 элементов.

Стробоскопический эффект - зрительная иллюзия, возникающая в случаях, когда наблюдение какого-либо предмета или картины осуществляется не непрерывно, а в течение отдельных периодически следующих один за другим интервалов времени. Стробоскопический эффект может быть опасным.

С позиции безопасности должны учитываться все отклонения от нормы в восприятии цвета. К этим отклонениям относятся: цветовая слепота, дальтонизм и куриная слепота. Цвета оказывают на человека различное психофизиологическое воздействие, что необходимо учитывать при обеспечении безопасности и в технической эстетике.

^ 15. Слуховой анализатор и вибрационная чувствительность

Ухо по своему строению делится на три части: наружное, среднее и внутреннее, и выполняет две функции: восприятие звуков и сохранение равновесия тела. Ушная раковина способствует улавливанию и определению направления звуков. Барабанная перепонка имеет толщину около 0,1 мм. Под влиянием звукового давления перепонка колеблется. За перепонкой находится среднее ухо и далее внутреннее ухо, заполненное особой жидкостью, с двумя органами - органом слуха и вестибулярным аппаратом.

Механические колебания создают слуховое восприятие, когда их частота лежит в области 16 – 20 000 Гц.

Звуковое давление - разность м/у мгновенным значением давления в данной точке пространства, где распространяется звук и средним значением давления в невозмущенной среде. Органом слуха воспринимается среднеквадратичная величина звукового P за T осреднения 30-100 мс.

При распространении звука происходит перенос энергии. Энергетической характеристикой звука является интенсивность (мощность звука).Поток энергии, приходящийся на единичную площадку в направлении, нормальном к распространению звуковой волны. [Вт/м 2 ].

J – интенсивность звука (дБ), - среднеквадратичное звуковое давление, ρ – плотность среды, в которой распространяется звук, с – скорость звука в этой среде.

Пороги восприятия звука: подпороговые звуки, 0дБ –порог ощущения, 140дБ-болевой порог, травмирующие звуки.

Важная особенность слуха - бинауральный эффект - возможность определения направления звука. У людей, глухих на одно ухо, бинауральный эффект отсутствует. Бинауральный эффект мало помогает при поступлении звука сверху.

Вредное влияние вибраций на человека заключается в их локальном раздражающем и повреждающем воздействии на ткани и содержащиеся в них рецепторы. Поскольку эти рецепторы связаны с ЦНС, их рефлекторное действие оказывает влияние на различные системы организма.

При НЧ механических колебаний (до 10 Гц), вибрации охватывают весь организм независимо от расположения их источника. Систематическое воздействие НЧ вибраций обычно поражает мышцы человека. При воздействии ВЧ вибраций зона их распространения ограничивается местом контакта, что вызывает изменения в стенках кровеносных сосудов и приводит к нарушению сосудистой системы.

Воздействие общей вибрации с частотой от 4-5 до 8-12 Гц связано с явлением резонанса (увеличением амплитуды колебаний отдельных органов тела человека), поэтому воздействие этих частот имеет наиболее негативные последствия. Вибрации воздействуют на сенсорную систему.

Интенсивная вибрация при продолжительном воздействии приводит к серьёзным изменениям деятельности всех систем организма и, при определённых условиях, может вызвать тяжёлое заболевание - виброболезнь.

Вибрация ощущается в диапазоне частот от 1 до 10 000 Гц. Наиболее высокая чувствительность к частотам от 200 до 250 Гц.
^ 16. Психология безопасности деятельности

Проблемы безопасности труда и травматизма невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно-психологические причины.

Структура психической деятельности человека: психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление), свойства (х-р, темперамент) и состояния.

Психические состояния. Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности выделяют факторы устойчиво (о собенности темперамента,

неудовлетворенность данным видом деятельности, проф непригодность) и временно (неопытность, неосторожность, утомление) повышающие индивидуальную подверженность опасности.
^ 17. Закон Йеркса-Додсона

В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Ганс Селье назвал стрессом.

Стресс является необходимой и полезной реакцией организма на увеличение общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом психологических сдвигов в организме, способствующих повышению его возможностей. Йеркс и Додсон показали, что по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (мобилизующий эффект стресса), а затем начинают падать. Закон Йеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (А) с продуктивностью действий (W).
В первом случае активация ведет к продуктивности, во втором случае – к ↓. Эта зависимость - инвертированной v-образной кривой.
^ 18. Работоспособность и ее динамика

Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного времени. Предел работоспособности – величина переменная. Изменение ее во времени называют динамикой работоспособности.

Вначале рабочего дня человеку необходимо время, чтобы войти в работу, мобилизовать свой организм. Фаза I – фаза мобилизации организма. Субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы, вызывает определенные сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующие характеру предстоящей нагрузки.

Фаза II – фаза первичной реакции на которой может следовать кратковременное незначительное снижение почти всех показателей функционального состояния.

Фаза III – фаза гиперкомпенсации – это фаза врабатывания или стадия нарастающей трудоспособности, т.е. период, в течение которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, налаживается координация между участвующими в деятельности системами организма.

Фаза IV – фаза максимальной эффективности, длится от 2 до 3 часов в зависимости от тяжести труда. Пик работоспособности бывает между 2 и 3 часами работы.

Фаза V – Фаза субкомпенсации – В этот период нарастает утомление, которое компенсируется за счет нагрузки на внутренние органы.

Фаза VI – фаза декомпенсации, появляются ошибки в работе, функциональные нарушения и утомление.

Фаза VII – фаза срыва. Происходит динамическое рассогласование организма и внешних условий, появляются ошибки и выполняются неверные действия.

Введение пауз и перерывов в работе радикально меняет кривую работоспособности, существенно удлиняя период устойчивой эффективной работы.

Эмоциональное напряжение организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называют дистрессом или запредельными формами. Запредельные формы психического напряжения вызывают нарушения нормального психического состояния человека: снижается скорость реакций, нарушается координация движений, могут появляться негативные формы поведения и другие отрицательные явления.

В экстремальных условиях у человека состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения.

^ Напряженный тип поведения – проявляется в скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Поддается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков. При этом трудовая деятельность приобретает свойство стабильности, надежности и помехоустойчивости.

Уклонение человека от выполнения своих функций. Под действием страха оператор начинает действовать по привычному шаблону, однако не адекватному сложившейся ситуации. Этот тип поведения в экстремальных условиях называют трусливым. Этот тип поведения может быть улучшен путем воспитательных действий, помогающих преодолеть эмоции страха.

Тормозной тип эмоционального поведения характеризуется полной заторможенностью действий человека при необычных и ответственных ситуациях.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя наступление катастроф и аварий. Это агрессивно-бесконтрольный тип поведения. Пока не найдены эффективные средства психологического воздейстивя на представителей такого типа поведения. Поэтому лучшим путем повышения надежности систем управления является своевременный отсев таких лиц.

Существует категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным.
^ 20. Основные психологические причины травматизма

Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по технике безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе травматизма лежать психологические причины. Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов:

1. Нарушение мотивационной части проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям. Причины этих действий действуют в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения. Но могут носить и временный характер, связанный с состоянием алкогольного опьянения или депрессии.

2. Нарушение ориентировочной части проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации.

3. Нарушение исполнительской части действий человека возникает из-за несоответствия психофизических возможностей человека (плохое зрение) требованиям данной работы.
^ 21. Эргономические основы БЖД

Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве. Объект исследования эргономики – система «человек – машина – производственная среда». В трудовом процессе все компоненты этой системы находятся в тесной взаимосвязи, и чтобы она функционировала

эффективно и не приносила ущерба здоровью человека, необходимо обеспечить совместимость характеристик среды и человека.

^ Антропометрическая совместимость - предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе работы. Сложность обеспечения этой совместимости заключается в том, что антропометрические показатели у людей разные.

^ Биофизическая совместимость - подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физическое состояние человека. Биофизическая совместимость учитывает требования к микроклимату производственных помещений, виброакустическим характеристикам, освещенности, электромагнитным излучениям и другим физическим параметрам.

^ Энергетическая совместимость - предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений, то есть соответствия управляющего воздействия на оборудование биомеханическим возможностям человека.

^ Информационная совместимость – Информационная совместимость предполагает соответствие информационной модели психофизиологическим возможностям человека: учет скорости двигательных (моторных) операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей (световые, звуковые и др.) при выборе скорости работы машины и подачи сигналов.

^ Технико-эстетическая совместимость - заключается в обеспечении удовлетворенности человека процессом труда, общением с техникой, цветовым климатом. Поэтому для решения многочисленных технологических задач эргономика привлекает художников-конструкторов, дизайнеров.

Аксиома о потенциальной опасности.

Любая деятельность потенциально опасна.

Количественная оценка опасности - риск (R).

Где n - число случаев, N - общее количество людей.

По статистике n = 500 тыс. чел. (погибают неестественной гибелью на пр-ве за год), N = 160 млн. чел.

Существует понятие нормируемого риска (приемлемый риск) R=10 -6 .

В центре внимания курса БЖД – человек – как самоцель развития общества, его нахождение в любых условиях обитания, в то время как ʼʼОхрана трудаʼʼ интересуется человеком в условиях производства, а ʼʼГражданская оборонаʼʼ – в чрезвычайных ситуациях.

Современный человек живет в мире опасностей – природных, технических, антропологических, экологических и др.
Размещено на реф.рф
Эти виды опасностей взаимодействуют между собой, усугубляя последствия.

БЖД - сфера научных знаний о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека снижением опасных и вредных факторов до значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

ЦЕЛЬ КУРСА – изложение достижений безопасности деятельности, ᴛ.ᴇ. вооружить будущих специалистов теоретическими и практическими навыками, необходимыми для:

1. создание безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

2. проектирование новой технологии и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации и с учетом устойчивости функционировании объектов народного хозяйства и технических систем;

3. прогнозирование и принятие грамотных решений в условиях ЧП по защите населœения и производственного персонала от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также в ходе ликвидации этих последствий.

БЖД - ϶ᴛᴏ теоретические основы безопасности, приложимые к любому виду деятельности.

Кроме достижений по охране труда и гражданской обороны она включает в себя также достижения охраны окружающей среды, психологии, экономики, социологии, физиологии, философии, гигиены, теории надежности, акустики и многие др.

В структурном отношении весь курс состоит из 4-х разделов:

1. Теоретические основы БЖД;

2. Природные аспекты БЖД;

3. БЖД в условиях производства;

4. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций;

Теоретические основы БЖД

Деятельность – крайне важно е условие существования человеческого общества.

Высшая форма деятельности – труд. Формы деятельности и труда многообразны. Οʜᴎ охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, притекающие в быту, общественной, научной и др.
Размещено на реф.рф
сферах жизни.

Модель процесса деятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из 2-х элементов – ʼʼчеловекʼʼ и ʼʼсредаʼʼ, имеющих прямые и обратные связи.

Обратные связи обусловлены всœеобщим законом реактивности материального мира. Система ʼʼчеловека – средаʼʼ является 2-х целœевой: одна цель состоит в достижении определœенного эффекта͵ вторая – в исключении нежелательных последствий (ущерб здоровья и жизни человека, пожары, аварии, катастрофы и т.д.)

Явления, воздействия и другие процессы, вызывающие эти нежелательные последствия – называются опасностями.

Для опасностей характерны след. признаки: угроза жизни, ущерб здоровью, затруднение функционирования органов человека.

Различают опасности потенциальные (скрытые) и реальные.

Чтобы потенциальная опасность реализовалась нужны соответст. условия, которые называются причинами.

Некоторые примеры опасностей и их последствия:

1. Число стихий, бедствий на Земле и в 1990 году увеличилось в 2 раза по сравнению с 1960 годом.

2. По данным Всемирной организации Здоровья (ВОЗ) с 1974 года заболеваемость неврозом в мире увеличилась в 24 раза.

3. Сейчас в мире около 500 млн. инвалидов, каждый пятый стал им в результате несчастного случая.

4. В СССР ежегодно травмировалось около 19 млн. человек, а погибает около 500 000 человек, в т.ч. в ДТП – 50-60 тыс.; при пожарах – 10 тыс.; на производстве – 14 тыс.; около 30 тыс. становятся инвалидами труда ежегодно.

5. По данным Госкомштаба СССР, начиная с 1989 года уровень травматизма по стране увеличился на 4% , а по отдельным республикам на 11-19%%

Показатели данных о количестве смертей в год на 1 тыс. жителœей

Опыт свидетельствует, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна. Это аксиома, не требующая доказательства. В то же время признается, что уровнем опасности (риском) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлемого риска. Концепция основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности. Безопасность - ϶ᴛᴏ цель, а БЖД – средства, пути, методы ее достижения.

БЖД решает 3 взаимосвязанных задачи:

1. Идентификация опасностей, ᴛ.ᴇ. распознавание образа с указанием количеств, характеристик и координат опасности;

2. Защита от опасностей на базе сопоставления затрат и выгод;

3. Ликвидация возможных (исходя из концепции остаточного риска) отрицательных опасностей;

Опасность хранят всœе системы, имеющие энергию, химич. или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Таксономия опасностей

Таксономия - сфера научных знаний о классификации и систематизации сложных явлений, понятий и объектов.

Поскольку опасность является понятием сложным, имеющим много признаков, таксономия их выполняет сложную роль в организации науч. знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасностей. Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. Это определяет перспективы творчества научных работников.

По своему происхождению опасности бывают природные, технические, антропогенные, экологические, смешанные. Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические.

По времени проявления отрицательные последствия опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации : связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям : утомление, заболевания, травмы, летальные исходы...

По приносимому ущербу : социальный, экономический, технический, экологический и др.

Сферы проявления опасностей : бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и т.п.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производственные, порождаемые взаимодействием простых.

По характеру воздействия на человека: опасности можно разделить на активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счёт энергии, носителœем которой является сам человек. Это острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которым перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

Номенклатура опасностей

Номенклатура – перечень названий, терминов, систематизированных по определœенному признаку. Представим номенклатуру опасностей в алфавитном порядке по данным ВОЗ (Всемирная организация Здравохранения):

алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная влажность воздуха, аномальная подвижность воздуха, аномальное барометрическое давление, арборицисы, аномальное освещение, аномальная ионизация воздуха. Бескость. Вакуум, взрыв, взрывчатые в-ва, вибрация, вода, вращающиеся части машин, высота͵ газы, гербициды, глубина, гиподинамия, гипокинœезия, гололед, горячие пов-ти, динамические перегрузки, дождь, дым, движующиеся предметы. Едкие вещества. Заболевания, замкнутый объём. Избыточное давление в сосудах, инфразвук, инфракрасное излучение, искры. Качка, кинœетическая энергия, коррозия, лазерное излучение, листопад. Магнитные поля, микроорганизмы, медикаменты, метеориты, молнии (грозы), монотонность. Нарушение газового состава воздуха, наводнение, накипь, недостаточная прочность, неровные поверхности, неправильные действия персонала. Огнеопасные в-ва, огонь, оружие (огнестрельное, холодное и т.д.), острые предметы (колющие и режущие), отравления, ошибочные действия людей, охлаждение поверхности. Падение (без установленной причины), пар, перегрузка машин и механизмов, перенапряжение анализаторов, пестициды, повышенная яркость света͵ пожар, психологическая несовместимость, пульсации светового потока, пыль. Рабочая поза, радиация, резонанс, сенсорная депривация, скорость движения и вращения, скользкая поверхность, снегопад, солнечная активность, солнце (солнечный удар), сонливость, статические перегрузки, статическое электричество, тайфуны, ток высокой частоты, туман. Ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, умственное перенапряжение, ураган, ускорение, утомление, шум. Эл.дуга, эл.ток, эл.поле, электромагнитное поле, эмоциональный стресс, эмоциональные перегрузки, ядовитые в-ва и др.

При выполнении конкрет.исследований составляется номенклатура опасности для отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и др.)

Квантификация опасностей

Квантификация - ϶ᴛᴏ введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определœенных понятий. Применяются численные, бальные и другие приемы кванификации.

Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

Идентификация опасностей

Опасности носят потенциальный, ᴛ.ᴇ. скрытый характер.

Идентификакция - ϶ᴛᴏ процесс обнаружения и установления количественных, временных, и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты, возможный ущерб и др.
Размещено на реф.рф
Параметры, необходимые для решения конкретных задач.

Причины и последствия

Причины - ϶ᴛᴏ совокупность обстоятельств и условий, при которых реализуются потенциальные опасности, вызывающие те или иные нежелательные последствия или ущерб.

Опасность причины или последствия – являются основными характеристиками таких событий как несчастный случай, чрезвычайных ситуаций (ЧС), пожар и т.д.

Триада ʼʼопасность – причины – нежелательные последствияʼʼ - ϶ᴛᴏ логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, данный процесс включает несколько причин, ᴛ.ᴇ. является многопричинным.

Одна и та же опасность может реализоваться в нежелателательное событие через разные причины.

В корне профилактики несчастных случаев лежит поиск причин. Примеры:

1. Яд (опасность) – ошибка провизора (причина) – отравление(нежелательное последствия);

2. Электроток – короткое замыкание – ожог

3. Алкоголь – употребление чрезмерного кол-ва – смерть.

Основные положения теории риска

Большое место в жизни занимают различные события, называемые несчастными случаями, наносящими вред личности и имуществу.

События такого рода являются непредвиденными в силу чего их относят за счёт судьбы, рока, случая, несчастья, стих. бедствия и т.п.

Этот негативно-пассивный подход до сих пор отчасти оправдан в отношении сил природы, но постепенно формируется более активный позитивный подход, особенно к опасностям, проистекающим от человеческой деятельности.

Сейчас признают, что несчастные случаи в большинстве своем предсказуемы, а потому бывают предотвращены с помощью соответствующих мер безопасности.

В наши дни понятие ʼʼбезопасностьʼʼ приобрело более широкий смысл, чем это было раньше. Его рассматривают, как правило, в аспекте ʼʼотсутствие вредаʼʼ для здоровья и имущества.

Поскольку вред является следствием риска, безопасность в наше время называют часто отсутствием риска.

Состояние безопасности – такое состояние, когда не существует опасности несчастного случая, способного причинить вред.

Давая определœение безопасности, следует всœегда выражать ее через несколько рисков. существует столько же степеней безопасности сколько существует степеней риска.

Полная безопасность относительно какого-либо риска должна быть достигнута только путем устранения его источника. Во всœех остальных случаях сохраняется та или иная степень риска, и по тому достигаемая безопасность оказывается ниже теоретической стопроцентной безопасности.

В советской технической литературе понятие риска пока не получило соответствующее признание. В. Маршалл в книге ʼʼОсновные опасности химических производствʼʼ 1989 ᴦ., 671 стр.
Размещено на реф.рф
дает следующее определœение: ʼʼРиск – частота реализации опасностей.ʼʼ

Наиболее общим определœением признается следующее: ʼʼРиск - ϶ᴛᴏ количественная оценка опасностей . Формально – риск - ϶ᴛᴏ частота происшествий.

Количественная оценка - ϶ᴛᴏ отношение тех или иных благоприятных последствий к их возможному числу за определœенный период.

Потенциальный риск может проистекать от природный явлений или человеческой деятельности.

Природные явления включают в себя всœе формы жизни на земле (растения, животные, микроорганизмы); саму землю (наводнения, оползни, землетрясения, извержения, радиацию); окружающую землю атмосферу (обильные дожди, снегопады, ураганы, молнии); дальний космос (радиация, метеориты) и такие силы всœелœенной как гравитация и электромагнетизм.

В сферу человеческой деятельности входят производство и использование энергии (тепловой, электрической, ядерной), а так же ве-в и продуктов, изделий машин и продуктов труда; производственная и бытовая среда, загрязнение природной среды и другое антропогенное воздействие на нее.

Потенциальный риск может зависеть от свойств конкретного источника и не приносит вреда, пока он остается нереализованным.

Под действием объективных обстоятельств потенциальный риск преобразовывается реализовавшийся (активный риск) и возникает несчастный случай или происшествие (инцидент).

Квантификация риска и опасностей

Важно заметить, что для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести финансовую меру человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение определœенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недопустимы.

При этом, на практике с неизбежностью возникает крайне важно сть в такой оценке именно в целях безопасности людей, в случае если вопрос ставиться так: ʼʼСколько нужно израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?ʼʼ

По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 млн. долл. США.

Необходимо отметить, что процедура определœения риска весьма приблизительна. можно выделить 4 метода оценки риска:

1. Инженерный – опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

2. Модельный – основанный на построении моделœей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальной группы, профессиональной группы и т.д.

3. Экспертный – когда вероятность различных событий определяется на базе опроса опытных специалистов, ᴛ.ᴇ. экспертов.

4. Социологический – основанный на опросœе населœения.

Перечисленные методы отражают разные аспекты риска, в связи с этим применять их крайне важно в комплексе.

Концепция приемлемого (допустимого) риска

Раньше традиционная техника безопасности требовала безусловно категорически обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий.

Но несмотря на всю гуманность этого требования в действующих системах обеспечить нулевой риск практически невозможно.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения.

Пример 1 : Определить риск R пр . гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, в случае если известно, что ежегодно погибает около n = 14 тыс. человек, а численность работающих составляет около 140 млн. человек.

R пр .= n / N = 14000 / (140·10 6) = 0.0001 = 1·10 -4

Пример 2 : Ежегодно в нашей стране вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населœения 300 млн. Человек определим риск гибели R стр жителя страны от опасностей.

R стр = 500 000 / 300 000 000 = 0.0017 = 1.7·10 -3

Пример 3 : Определим, используя данные предыдущих примеров, риск R д быть ввергнутым в фатальный несчастный случай, связанный с ДТП, в случае если ежегодно погибает в этих происшествиях 60 тыс. человек.

R стр = 500 000 / 300 000 000 = 0.0002 = 2·10 -4

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определœенного вида для отдельного индивидуума.

Социальный (точнее групповой ) риск - ϶ᴛᴏ риск для группы людей.

Пример Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами (по данным, относящимся ко всœему населœению США).

Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД.

Основные положения изложены в Конституции (дек. 1994г) в законе по охране труда и охране природы (1992-93) в КЗОТе.

В качестве подзаконных актов выступают ГОСТы, Нормы и Правила.

Взаимодействие госнадзора, ведомственного и общественного контроля.

I.Высший надзор по соблюдению законности осуществляет ген. прокурор.

II.Госнадзор в соотв-вии со 107 ст. КЗоТ за соблюдением норм и правил по охране труда осуществляется:

III.1. спец. уполномоченными инспекциями, независящие в своей д-ти от д-ти предприятия (Роскомгидромет, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и т.д.);

IV.2. профсоюзами в лице правовой и технической инспекцией труда.

V.Ведомственный контроль осущ-ся министерствами и ведомствами в соответствии с подчинœенностью.

VI.Общественный контроль - ФНП в лице профсоюзных комитетах, находящихся на каждом предприятии.

Аксиома о потенциальной опасности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Аксиома о потенциальной опасности." 2017, 2018.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме