Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что нового в законе фз 275. Гособоронзаказ: законодательный нонсенс

Закон о государственном оборонном заказе по отношению к закону № 44-ФЗ является специальным и устанавливает особенности формирования, размещения и выполнения государственного оборонзаказа. Основным положениям Закона № 275-ФЗ, а также изменениям 2018 года в гособоронзаказе ФЗ 275 будет посвящен настоящий материал.

Из статьи вы узнаете:

Общие положения Закона № 275-ФЗ

Под государственным оборонзаказом понимаются задания, которые:

  • установлены актом Правительства РФ;
  • предусматривают поставку работ (товаров, услуг);
  • осуществляются для обеспечения безопасности и обороноспособности РФ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Также, в рамках государственного оборонзаказа производятся поставки в области военного и технического сотрудничества с другими государствами. Сторонами отношений в области оборонзаказа являются:

  • госзаказчик (Минобороны, Росатом, Роскосмос);
  • головной исполнитель госконтракта;
  • исполнитель госконтракта привлекается основным исполнителем для выполнения определенных работ или поставки необходимых товаров;
  • уполномоченный банк, который осуществляет банковское обслуживание госконтракта.

Изменения, внесенные в федеральный закон о гособоронзаказе 275-ФЗ , устанавливают, что при размещении оборонзаказа на создание, ремонт, утилизацию оружия и спецтехники, в отношении которого будет проводиться банковское сопровождение, обеспечение госконтракта вносить не требуется.

Спецсчета для ГОЗ и еще три новости для оборонки

Правила обеспечения государственных нужд меняются и для тех, кто работает в гособоронзаказе. Читайте, что изменилось в работе с банками и еще три важные новинки этого лета для оборонки.

Особенности формирования и утверждения гособоронзаказа

Формирование федерального закона о гособоронзаказе 275-ФЗ базируется на:

  • военной доктрине РФ;
  • планах развития ВС РФ;
  • целевых программах в области обороноспособности государства и т.д.

В состав государственного оборонзаказа могут быть включены:

  • научные, исследовательские, конструкторские работы по созданию оружия и спецтехники;
  • поставка оружия и военной техники и комплектующих к ним;
  • услуги по ремонту и модернизации оружия и техники;
  • работы по уничтожению химоружия; строительство реконструкция и последующая утилизация военных объектов и т.д.

Подробные правила разработки государственного оборонного заказа установлены . Сформированный заказ утверждается Правительством РФ в течение 1 месяца после утверждения госбюджета.

Особенности размещения государственного оборонного заказа

Отличий 44 и 275-ФЗ о гособоронзаказе в таблице будет очень много. Здесь же укажем, что госзакупки в рамках гособоронзаказа производятся по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом следующих положений ГОЗ ФЗ 275:

  • при размещении государственного оборонзаказа на поставку оружия, военной техники и имущества, принятого в эксплуатацию документация о закупке должна содержать их название и товарные знаки;
  • оформление госконтракта по государственному оборонзаказу обязательно для единственного поставщика, определенного нормативными актами Российской Федерации при условии, что такой контракт обеспечивает уровень прибыли, установленный постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465;
  • оформление госконтракта по оборонзаказу также является обязательным для государственных унитарных предприятий и других юрлиц, которые занимают доминирующее положение на рынке, когда другие потенциальные исполнители госконтракта отсутствуют или не были определены по результатам проведенных торгов;
  • оформление госконтракта является обязательным для юрлиц, которые в соответствии со ст. 14 275-ФЗ занимают доминирующее положение. Единственным условием для отказа от оформления контракта в этом случае является наличие экономических или технологических причин;
  • сроки размещения гособоронного заказа устанавливаются Правительством РФ.

Екатерина Суханова , эксперт-практик в области госзаказа, гособоронзаказа и закупок для нужд отдельных видов юридических лиц

Екатерина Суханова рассказывает, что такое кооперация и как ее формируют, какие функции и какие риски лежат на головном исполнителе, как избежать ошибок. Смотрите правила, по которым описывать объект закупки по ГОЗ и формировать цену. Из вебинара узнаете, когда необходимо банковское и казначейское сопровождение контракта.

Государственное регулирование цен гособоронзаказа

Госрегулирование цен в сфере гособоронзаказа осуществляется путем:

  • установления перечня товаров по гособоронзаказу, на которые распространяется госрегулирование цен. Согласно распоряжению Правительства РФ от 14.06.2013 № 976-р в него входят самолеты, ракеты, танки, спецсредства связи и т.д.;
  • принятия отдельных правил определения начальной цены госконтракта;
  • использования различных видов цен;
  • учета в цене товара, произведенного в рамках оборонного заказа затрат, произведенных на его создание и реализацию;
  • госрегистрации цен при государственном оборонзаказе;
  • другими методами, установленными п. 1 ст. 10, рассматриваемого ФЗ.

При размещении заказ у единственного поставщика могут применяться следующие виды цен:

  • уточняемая цена, которая применяется, когда нет достаточных данных для определения фиксированной цены. Примером может служить поставка продукции, цикл производства которой превышает 3 года;
  • цена, возмещающая издержки применяется при оформлении госконтрактов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку новых образцов вооружения, когда на момент подписания госконтракта определить величину необходимых затрат не представляется возможным;
  • фиксированная цена, которая применяется в остальных случаях.

Подробнее смотрите положение о применении видов цен, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465.

Изменения в работе по 275-ФЗ в 2018 году

С 30 октября 2018 года
Утвердили порядок, по которому исполнители составят отчет об исполнении гособоронзаказа для Минобороны. Действия исполнителя зависят от того, есть ли в организации представительство Минобороны. ()

С 8 сентября 2018 года
Утвердили порядок, по которому применят индексы цен, индексы-дефляторы при расчете стоимости гособоронзаказа. (Приказ Минэкономразвития от 01.06.2018 № 276)

С 4 сентября 2018 года
Сняли запрет на перевод средств исполнителю на банковский счет. Новые правила распространили на закупки услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования. Теперь в рамках гособоронзаказа услуги перевозок по железной дороге разрешили оплачивать на счета в кредитных учреждениях.

С 31 августа 2018 года
Казначейство проверит документы, которые подтверждают факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Ведомство также проверит фактический объем поставленных товаров, выполненных работ и услуг.()

С 10 августа 2018 года
Ужесточили ответственность должностных лиц головных исполнителей ГОЗ, которые нарушили срок и порядок оплаты по контракту. По новым правилам нарушителям грозит штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. ()

С 30 июля 2018 года
Приняли новый порядок банковского сопровождения ГОЗ. () Какое сопровождение выбрать –

С 30 июня 2018 года
Продлили правила, по которым поставщиков для нужд обороны и безопасности определяют только на закрытых процедурах. ()

С 11 апреля 2018 года
Едпоставщики по ГОЗ и единственные производители продукции обязаны исполнить контракты по гособоронзаказу. Иначе организацию привлекут к административной ответственности. ()

С 7 апреля 2018 года
Утвердили перечень документов, которыми подтвердят возникновение денежных обязательств по гособоронзаказу. ()

С 1 апреля 2018 года
Решили, как головной исполнитель по ГОЗ будет передавать документы с гостайной в Казначейство. ()

С 25 января 2018 года
Акционерным обществам и ООО разрешили не разглашать сведения или предоставить только часть информации о крупных сделках и сделках, в которых есть заинтересованность. ()

С 12 января 2018 года
Утвердили правила казначейского контроля операций по ГОЗ. ()

C 9 января 2018 года
За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства при гособоронзаказе руководителя организации накажут существенными штрафами. ()

К нему, подготовлен Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями во исполнение перечня поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросу соответствия качества вооружения и военной техники современным требованиям развития Вооруженных Сил РФ и военно-технического сотрудничества от 11 ноября 2009 г. N мк 2340.

Уточнение круга государственных заказчиков (возможность осуществления заказов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах разработки вооружения и военной техники, а также по созданию новых технологий их производства государственными заказчиками оборонного заказа, не имеющими в своем составе войск и воинских формирований), а также обязанностей государственных заказчиков, головных исполнителей (исполнителей) гособоронзаказа в целях повышения их ответственности за обеспечение эффективного размещения и выполнения оборонного заказа.

Предоставление права государственному заказчику при определенных условиях не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта;

Определение требований к конкурсной документации, в соответствии с которыми при размещении оборонного заказа на продукцию, принятую на вооружение (снабжение, в эксплуатацию), конкурсная документация (документация об аукционе) должна содержать указание на товарные знаки или наименование продукции;

Определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении оборонного заказа путем проведения торгов, а также определение цены государственного контракта в случае размещения оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, определяемом Правительством РФ;

Возможность изменения цены заключенного в соответствии с государственной программой вооружения государственного контракта на поставку продукции с длительным производственным циклом по решению Правительства РФ при утверждении оборонного заказа на очередной год или при уточнении оборонного заказа на текущий год.

Законопроектом определены основные принципы и методы государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по оборонному заказу, в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного исполнения оборонного заказа при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя (исполнителя). При этом порядок регулирования цен и полномочия федеральных органов исполнительной власти в этой области устанавливаются Правительством РФ.

Законопроектом предусмотрены антимонопольные требования, применяемые к исполнителям гособоронзаказа, в целях контроля за изменением (повышением) цен на комплектующие изделия, сырье и материалы, используемые при производстве продукции, поставляемой по оборонному заказу. Установлена ответственность за нарушение норм комментируемого и иных нормативных правовых актов РФ в области гособоронзаказа.

Авторами законопроекта также указано, что его принятие позволит улучшить взаимодействие государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа, обеспечить контроль за использованием бюджетных средств, повысить эффективность решения задач по укреплению обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Статья определяет предмет регулирования комментируемого Закона или, говоря иначе, - сферу его применения. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

Во-первых, установление правовых основ государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением гособоронзаказа;

И, во-вторых, определение основных принципов и методов государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (при этом для их обозначения введено сокращенное обозначение "продукция") по гособоронзаказу.

Устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения гособоронзаказа и регулирует отношения в этой области. Как видно, о принципиальном изменении предмета регулирования основного законодательного акта в сфере гособоронзаказа говорить не приходится.

При работе над проектом комментируемого Закона предмет его регулирования предлагалось изложить несколько в ином виде. Так, по одной из поправок предлагалось предусмотреть, что устанавливает основы государственного регулирования отношений, связанных с прогнозированием и планированием нужд обороны страны и безопасности государства, формированием, утверждением, особенностями размещения, выполнением и финансированием государственного оборонного заказа, осуществлением мониторинга в сфере государственного оборонного заказа, федерального государственного контроля (надзором) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере формирования, размещения, финансирования и выполнения государственного оборонного заказа, определяет основы государственного регулирования цен товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу.

По другой поправке предмет регулирования предлагалось указать в таком виде - Закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с прогнозированием, планированием, формированием, утверждением, особенностями размещения, исполнения, мониторинга, контроля и финансирования государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу. Соответственно, вместо указания на регулирование отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и исполнением гособоронзаказа, определение основных принципов и методов регулирования цен на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу предлагалось ввести указание на регулирование отношений, связанных с прогнозированием, планированием, формированием, утверждением, особенностями размещения, исполнения, мониторинга, контроля и финансирования государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на продукцию по гособоронзаказу.

Кроме того, предлагалось закрепить норму о цели комментируемого . Так, предлагалось определить, что целью Закона является создание правовых и организационных основ для реализации государственной политики в области ресурсного обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Однако, данные поправки отклонены как выходящие за рамки концепции законопроекта, принятого в первом чтении. При этом отмечено, что проблема, регулируемая поправками, должна стать предметом регулирования законопроекта "О государственной политике в области ресурсного обеспечения обороны страны и безопасности государства".

В определена система нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование отношений в сфере гособоронзаказа. Закон 1995 г. о гособоронзаказе такого регулирования не содержал.

Статьи в качестве основы такой системы нормативных правовых актов определяет Конституцию РФ. Речь идет в т.ч. о положениях Конституции РФ, относящих к исключительному ведению Российской Федерации такие вопросы, как установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти (п. "г"), установление правовых основ единого рынка (), оборона и безопасность (), оборонное производство (п. "м"), определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п. "м"). В соответствии с Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ . Речь идет в т.ч. о норме данного Кодекса (в ред. от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ), предусматривающей, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;

Федеральные законы в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для федеральных государственных нужд, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд;

Федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для федеральных государственных нужд, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд являются.

Президентом Российской Федерации подписан закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». (Текст Закона можно скачать по ссылке внизу страницы.)

Федеральный закон от 29.07.2018 № 263-ФЗ регламентирует переходный период, предусматривающий переход из ранее уполномоченных банков (в том числе Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка) в иной уполномоченный банк, определенный решением Правительства Российской Федерации (Опорный банк ГОЗ), в том числе порядок перевода остатков отдельных счетов. Дополнительно принято отдельное решение о переходе прав (требований) по возврату кредитов (займов), а также передачи источников собственных средств (капитала).
Кроме того, следует обратить особое внимание на следующие дополнения (поправки), которые касаются:

— Изменения режима отдельного счета, в том числе:
расширение перечня разрешенных операций (право на оплату с отдельного счета на расчетный счет поставщика электрической энергии (мощности));
изменения порядка привлечения и погашения с отдельного счета (далее – ОБС) кредитов и процентов по ним, в т.ч. возможность привлечения кредитов не только в уполномоченном банке;
новый порядок одновременного уведомления головного исполнителя и исполнителя ГОЗ о полном исполнении гос. контракта и возможность закрытия ими отдельных счетов;
процедура возврата ошибочно перечисленных на ОБС средств и (или) собственных средств, ранее перечисленных на отдельный счет.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме