Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образовательная система совокупность образовательных учреждений. Система образование, версия премиальная. Непрерывное профессиональное обучение

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы . Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями страны.
Принципы государственной политики в образовании (См Закон РФ «Об образовании» от 01.01.05, ст.2.)
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Другое дело, агрессивный маркетинговый период, когда родителям очень сложно попасть туда, где имидж, и где правда. Все это усугублялось демографическим кризисом и резким падением числа учеников. Часть школ попробует любой ценой выжить. Проблемы защиты социальных учителей начинают преобладать над качеством образования.

Но неолиберальная модель образования, конечно, не единственная. Поэтому сегодня есть много споров о том, как мы должны реорганизовать всю школьную систему, что может быть примером. Мы знаем пример Финляндии, она выбрала другой путь, чем Литва, поощряла солидарность, сотрудничество, а не конкуренцию. Самой важной целью в Финляндии является то, что каждый студент должен получить качественное образование. Если школа в настоящее время не может этого предложить, есть разные специалисты, и другие школы пытаются ей помочь.

Образовательные учреждения (См. Закон РФ «Об образовании», ст.12)

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). К образовательным относятся учреждения следующих типов:

Финны убеждены, что принцип спасения скотобоен, который является вопросом для самых грузилов, вообще не подходит для системы образования. Насколько мы готовы иметь финскую модель? Этого недостаточно для желаний. Мы должны учитывать тот факт, что сегодня в Литве мы очень любим конкуренцию и отсутствие опыта сотрудничества. Нам действительно не хватает систематического руководства, которое фокусируется на общем благе. Сегодня у нас также есть ситуации, когда школа ведет себя хорошо, престижно, но вы можете спросить: как все это было достигнуто?

Дошкольные: детские сады.
Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии.
Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования): училища, колледжи, УОР, академии, институты, университеты, аспирантура.
Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: для слабослышащих, слабовидящих. Учреждения дополнительного образования для детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы.
Учреждения для детей-сирот , оставшихся без попечения родителей (законных представителей): интернаты, детские дома.
Учреждения дополнительного образования для взрослых: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки.
Дополнительное образование (ст.26). Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Скорее, можно сказать, что она живет за счет других. К сожалению, сегодня мы часто видим ситуацию, когда те школы, которые придерживаются всех законов и правил, оказываются в худшем положении, чем те, кто «может качаться», имеют политическую реакцию. Неолиберальная модель, несомненно, формирует менталитет современного ментора, систему подготовки учителей.

Какая срочная помощь нужна сегодня учителям? Сначала мы должны оценить, что у нас есть. В Литве много отличных учителей разных поколений. Важная задача - как сохранить их в системе образования? К сожалению, есть много историй о том, когда учитель покидает школу, а не потому, что он не чувствует, что призвание учит, что у него нет таланта, а потому, что он устал от политического давления или постоянной напряженности, что мешает всем усилиям отдать работу с детьми.

Образовательные программы (См. Закон «Об образовании», ст.9).

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Программы подразделяются на два вида: общеобразовательные (основные и дополнительные) , направленные «на формирование общей культуры личности, адаптацию ее к жизни в обществе», и профессиональные (основные и дополнительные) , направленные «на решение задач последующего повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации». Образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, реализуют одну или несколько образовательных программ.
В УОР №1 Екатеринбург реализуется три образовательные программы: основного общего образования (9 кл), среднего (полного) общего образования (10 – 11 кл), среднего профессионального образования (1 – 3 курс).
Граждане могут использовать разные формы получения образования (ст.10): в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В хорошо функционирующей системе происходят не только изменения поколений, но и более молодые учителя учатся у более опытных. Кстати, исследования показывают, что профессионализм выпускника обычно достигает 8-10 лет работы. Он уже накопил достаточный опыт и по-прежнему творческий и энергичный. Как ни парадоксально, методологии помощи учителям, программы, как правило, ориентированы либо на молодых учителей, либо на пожилых людей, и те, кого соблазняют самые важные нагрузки, по крайней мере, помогают.

Одной из самых болезненных проблем в сегодняшней школе являются учителя, которые чувствуют себя несчастными. Очень важно открыто и громко заговорить о них. Есть много учителей, которые не на их месте, которые страдают от работы с детьми. Они убеждены, что у них нет выбора, кроме как работать учителями, и они еще более недовольны из-за падения детей, уменьшения рабочей нагрузки и зарплаты. Очень важно мобилизовать силы как в министерство образования и науки, в муниципалитеты и другие учреждения, так и помочь учителям, которые по разным причинам не могут качественно выполнить свою работу и найти другие профессиональные возможности.

Органы управления образованием (См. Закон «Об образовании», ст.37)

К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая ступень органов управления обладает своей компетенцией. В целом управление – процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью образовательных служб. Функции управленческих органов: разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и аттестация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования. Органы управления руководят выпуском учебников, учебных пособий и средств, организуют подготовку и переподготовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.
Органы управления образованием УОР №1 Екатеринбург: Министерство образования РФ (Министр образования РФ – Фурсенко А.А.); Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (Министр МОПО-Нестеров В.В.);

Действительно, есть профессии, которые близки к работе учителя, и мы должны предлагать их тем, кто не учится в школе в интересах детей. Мы не можем путать две разные вещи - социальную защиту человека и качественное образование ребенка. Школа не может пожертвовать интересами ребенка, потому что очень неудачно для учителя, который больше не может работать с детьми, но также не хочет быть безработным. Школа нуждается в помощи здесь.

Другое дело, что мы должны видеть карьеру учителя в целом. Сегодня этому препятствует неспособность ввести систему очного обучения учителей, что позволило бы более разнообразно использовать талант учителя. Например, в школах есть несколько учителей с уважаемым возрастом, которые не могут работать над рабочей нагрузкой, с которой они раньше работали. Однако они ничего не хотят менять, потому что знают, что пенсия очень близка, и это будет зависеть от размера зарплаты. Если бы эти учителя были в состоянии, вы могли бы подумать о том, как использовать их лучше.

Образовательные стандарты (ст.7)

Государственные образовательные стандарты (включающие федеральные и региональные компоненты)– это обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу. Государственный образовательный стандарт СПО для УОР №1 утвержден в 2002 году Государственным комитетом РФ по ФК и С. Содержит государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0307 «Физическая культура» (базовый уровень СПО). Квалификация – педагог по ФК и С.
В настоящее время вузы России переходят на систему многоуровнего образования, в тот числе педагогического, в связи с вступлением России в Болонский процесс и принятия обязательных для исполнения подходов к стратегии развития профессионального образования в условиях единого европейского образовательного пространства, в т.ч. переходе к системе «бакалавр-магистр». Система включает в себя следующие уровни: 1) общее высшее образование – срок обучения 2 года; 2) базовое высшее педагогическое образование (бакалавриат ) – срок обучения 2 – 3 года; 3) полное высшее педагогическое образование (магистратура ) – срок обучения 1 – 2 года.

Например, имеет смысл сократить количество уроков и побудить их помогать младшим учителям сообщать о своем опыте. К сожалению, сегодня в школе мы видим не так много сотрудничества между учителями, но много мучительной борьбы за количество уроков. По мере уменьшения числа учеников этот бой станет еще более острым.

В последние годы все больше обсуждается важность профессионального капитала. Это столица, которую никто не может дать вам или продать. Прежде всего, это знания, навыки и компетенции. Другими словами, социальные контакты, надежные сети. В-третьих, свобода принятия решений. Чем более профессиональная автономия, тем выше профессиональный капитал.

Образование - это длительный процесс приобщения к знаниям о природе мироздания, общечеловеческим ценностям, мудрости поколений. Его итог заключается не столько в накоплении багажа навыков и умений, сколько в формировании собственного жизненного опыта и отношения к действительности. Поэтому переоценить важность системы образования невозможно.

Профессиональный капитал является личной ответственностью каждого участника системы образования. С другой стороны, это один из важнейших государственных ресурсов, от которого напрямую зависит его будущее. Успешной работой системы образования является способность поднять профессиональный капитал и плодотворно использовать уже имеющиеся ресурсы.

Развитие профессионального капитала начинается с процесса обучения учителей. Как добиться того, чтобы в школы вошли только мотивированные и творческие учителя? Хуже всего то, что мы даже не можем точно сказать, как мы обучаем учителей в Литве, потому что все разбросано по колледжам и университетам. Некоторые утверждают, что учитель должен иметь квалификацию мастера, в то время как другие утверждают, что у них достаточно образования в колледже. В некоторых учебных заведениях больше внимания уделяется практике, в других местах - все ориентировано на теорию.

Что такое образовательная система

Это понятие объединяет все функционирующие на территории страны социальные институты учебно-воспитательного профиля. Образовательная система призвана обеспечить готовность молодых людей к труду, адекватному восприятию общества и внутренней жизни государства, а потому система должна включать:

Если мы думаем об общем благе, а не об институциональных интересах, о желании создать как можно больше привлекательных программ и привлекать студентов, мы должны сосредоточить все имеющиеся силы и ежегодно готовить 50 или 100 молодых учителей, которые получат все, что лучше для них, чтобы быть тщательно отобраны и хотел бы не только получить диплом о высшем образовании, но и мечтать о работе в школе. К сожалению, сегодня в этой области большое отсутствие сотрудничества.

В течение последних восьми лет мы осуществляем программу «Поезд в школу!». Это один из способов привлечения тех школ, которые могут вносить изменения, способствовать развитию детского творчества. Особое внимание уделяется выбору участников программы. Важнейшим критерием является человеческая ориентация на другого человека, диалог. Конечно, ценностная ориентация, понимание, широкое зрение очень важны, но, не будучи в состоянии слушать друг друга, нельзя быть хорошим учителем. Это более важно, чем все знания, которые студент приобретает на уровне бакалавра или магистра.

  • образовательные организации;
  • государственные стандарты и планы их работы;
  • управленческие органы.

В каждой развитой стране существует собственная система образования, но практически все они строятся на одних и тех же принципах:

  1. Приоритет общечеловеческих ценностей.
  2. Национально-культурный базис.
  3. Научная составляющая.
  4. Ориентация на общемировые достижения образовательного процесса.
  5. Гуманизм.
  6. Эконаправленность.
  7. Преемственность, последовательность и непрерывность.
  8. Духовность в единстве с физвоспитанием.
  9. Поощрение талантов.
  10. Обязательность базового обучения.

Образовательные учреждения являются структурами, в которых учеба и воспитание осуществляются на основании научной разработанной программы. Необходимость приобретения знаний продиктована потребностью общества в специалистах и гражданах, имеющих уровень развитости, которого можно достичь только в системе непрерывного обучения.

Это действительно не последнее, поскольку вопросы остаются намного больше, чем ответы. Хотя мы начали говорить о том, что неправильно говорить о школьном кризисе, но, как выяснилось в разговоре, проблем, проблем, безусловно, не хватает.

В течение последних восьми лет мы осуществляем программу «Поезд в школу!». Это один из способов привлечения тех школ, которые могут вносить изменения, способствовать развитию детского творчества. Особое внимание уделяется выбору участников программы. Важнейшим критерием является человеческая ориентация на другого человека, диалог. Конечно, ценностная ориентация, понимание, широкое зрение очень важны, но, не будучи в состоянии слушать друг друга, нельзя быть хорошим учителем. Это более важно, чем все знания, которые студент приобретает на уровне бакалавра или магистра.

В систему образования входят:

  1. Дошкольные учреждения.
  2. Общеобразовательные организации.
  3. Вузы.
  4. Ссузы.
  5. Негосударственные заведения.
  6. Центры дополнительного образования системы школьного и внешкольного обучения.

Все они составляют общую сеть, воздействующую на социально-экономическую составляющую государственного строя.

Состав

Государственное и частное образование предполагает плавное перемещение с низшей ступени на высшую. Первая стадия – дошкольное образование в семье, яслях и детских садах - носит необязательный характер, а ее содержание зависит от родительской занятости и желания. Государственные и частные структуры воспитывают детей 6–8 лет.

Следующий этап обучения - важнейший компонент системы образования, обязательный для граждан развитых стран, – это среднее, или школьное, образование. В систему общего образования включены три уровня:

  1. Начальный.
  2. Базовый (основной).
  3. Средний.

Начинают учиться дети после детского садика примерно в семилетнем возрасте с того, что постигают основы чистописания, счета и чтения в комплексе с первоначальными сведениями о природе, человеке, устройстве общества и страны. Юным школьникам прививаются навыки гигиены и здорового образа жизни. Базисное образование привносит в детский разум систему новых знаний, прививает умения и навыки, которые будут нужны на общем этапе обучения и на старте профобразования.

Начальное, основное и среднее образование обязательно для всех детей, освобождение возможно только по медицинским показаниям. Общее среднее образование получают в школах, гимназиях, лицеях и других частных или государственных заведениях. В них дети накапливают общеобразовательные знания, достаточные для формирования выпускников как полноправных граждан, подготовленных к самостоятельной жизни в обществе. По окончании учебы после сдачи экзаменов бывшим школьникам вручаются свидетельства установленного образца.

Вузовское обучение необязательно, но на нынешнем этапе развития науки и технологий полноценно трудиться без фундаментальных знаний по общим и специальным предметам попросту нереально. Работодатели неохотно берут в свои компании бакалавров, поскольку эта ступенька лишь начало, а вот специалисты и магистры пользуются успехом на рынке труда техногенного общества.

Из каких элементов строится система

Систему образования составляют:

  1. Учебные заведения (школы, колледжи, вузы).
  2. Социальные группы (школьники, студенты, учителя).
  3. Последовательный образовательный процесс (передача знаний, формирование навыков).

Это основные структурные элементы. Но без специального, профессионального и дополнительного видов обучения целостная картина непрерывного учебного процесса была бы нарушена.

Школы спецобразования

Общая характеристика системы образования невозможна без упоминания скрытой от общего внимания области учебной жизни. Речь идет о заведениях, где минимальный объем знаний получают дети с различными отклонениями в здоровье. Сегодня в систему специального школьного образования входит 8 видов коррекционных учреждений:

  1. Для позднооглохших и слабослышащих.
  2. Слепых.
  3. Слабовидящих.
  4. Детей с тяжелыми нарушениями речевых функций.
  5. Детей с дефектами опорно-двигательной системы.
  6. Трудно обучаемых детей с задержкой развития психики.
  7. Умственно отсталых.

Непрерывное профессиональное обучение

Несколько последних десятилетий Россия реформирует профессиональное обучение в соответствии с запросами экономики и промышленности.

Совершенствование профобразования сводится:

  • к преодолению отставания содержания программ от требований производств;
  • существенному изменению структуры кадровой подготовки;
  • повышению эффективности использования бюджетных средств.

Значительная роль в этом процессе отводится оптимизации образования в начальных и средних профессиональных учреждениях. Качественные сдвиги ожидаются после реструктуризации и объединения со школьным специализированным образованием.

Профессиональное образование

Система профессионального образования предусматривает непрерывное пополнение специалистами знаний и умений для повышения квалификации. Зачастую базовых навыков, полученных на заре трудовой деятельности, недостаточно для соответствия актуальным требованиям общества и экономики.

Постоянное совершенствование поддерживается многоступенчатым обучением:

  • в заведениях начального профобразования, раньше называвшихся ПТУ;
  • специализированных колледжах;
  • вузах;
  • аспирантуре и докторантуре;
  • на курсах повышения квалификационного уровня.

Финансовая помощь

Образовательная система не смогла бы полноценно функционировать без поддержки государства, направляющего бюджетные отчисления на нужды учебных структур. Львиная доля учреждений образования находится под контролем государства. В общей массе частные школы, существующие за счет родительской платы, просто теряются.

В законе об образовании прописано, что на потребности учебных заведений должно отчисляться не менее 10 % федерального бюджета. То есть финансирование системы образования осуществляется по смете, но ее структура непостоянна, поскольку меняется ежегодно вследствие колебаний размера бюджета. Расходы на реализацию госгарантий на получение гражданами бесплатного и общедоступного образования компенсируются региональными бюджетами за счет предоставления субвенций. Такой вид финансирования проводится на основании нормативных документов.

Как оценивается качество

Система оценки качества образования имеет два уровня - федеральный и региональный. Под оценкой качества образования подразумевается оценивание достижений учеников и самого учебного процесса.

Оценивание призвано:

  • определить уровень достижений учащихся на всех стадиях образования с целью установления возможности перехода на следующую учебную ступень;
  • оценить качество образования на каждой ступени в ходе мониторингового исследования;
  • сформировать единую для всех пользователей измерительную систему.

Как осуществляется мониторинг

Контролирование системы образования регламентируется обновленным законом об образовании. В документе указано, что этот процесс являет собой стандартизированное и систематическое наблюдение за ходом образования и динамической составляющей его результатов.

Ведется мониторинг не только учебных, но и внешкольных достижений, контингента участников образования и условий, в которых учебная деятельность осуществляется. Также исследуются профессиональные достижения выпускников в проекции на образовательную организацию, состояние сети учреждений, ведущих учебную деятельность.

Ни одну составляющую системы образования невозможно назвать главной, поскольку все они взаимосвязаны и работают в одном направлении - воспитании настоящего человека и гражданина.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме