Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Материал на тему: формы и виды учебной деятельности на уроках орксэ

Формы и виды учебной деятельности

в рамках преподавания курса ОРКСЭ

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

  • словесных (они наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);
  • наглядных (успешно решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);
  • практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (применение их необходимо для закрепления теоретических знаний, способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);
  • репродуктивных (они необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда);
  • индуктивных и дедуктивных (оптимальное их чередование, с преобладанием индуктивных методов, более соответствующих возрастным особенностям учащихся 4-5 классов, обеспечивает сохранение логики содержания, способствует развитию логического и предметного мышления).

Учебный материал, предлагаемый в рамках курса ОРКСЭ, следует рассматривать как основу для создания учебных ситуаций, проектируемых с учетом возраста, специфики предмета и конкретной темы, уровня сформированности тех или иных действий учащихся (исполнительских, ориентировочных).

Гимназии заседание Комитета Родителя может быть созвано по инициативе директора или одной пятой от класса родительского требования комитета гимназии особенно важные организационные вопросы. В гимназии формируются методические группы. Члены методической группы являются учителями одного или нескольких предметов обучения. Методологическая группа управляется и организуется избранным главой группы. Методологические группы организованы в соответствии с приоритетами гимназии; их работа координируется депутатами для образования.

Методический совет гимназии работает в гимназии. Членами методического совета гимназий являются руководители методологических групп. Методический совет определяют учитель методологических приоритетов действий, инициированный педагогической инновационной гимназия, сотрудничество между методическими группами, хорошее распространение опыта преподавания, сотрудничество с учительскими ассоциациями и другими неправительственными организациями, учебными услугами агентствами, в случае необходимости, преподаватель методической работа и практическая деятельность, обеспечивают подготовку учителей дает рекомендации Методологической группы по улучшению деятельности, директора гимназии - по совершенствованию организации образования и образования.

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах . Работа в группе позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса.

При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Методологический совет возглавляется лидером, избранным методологическим советом. Ее деятельность координируется заместителем директора по вопросам образования. Работники допущены к работе в гимназии и освобождаются от нее в порядке, установленном Трудовым кодексом и другими правовыми актами Литовской Республики.

Для работников гимназии оплачиваются работы в порядке, установленном законами и иными правовыми актами Литовской Республики. Гимназия доверять ей переданы в коммунальную собственность принадлежит и используется в соответствии с законодательством процедуры принятия Вильнюсского городского совета.

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил:

  • отсутствие принуждения;
  • продуманная система поощрений и порицаний;
  • организационная и содержательная поддержка со стороны учителя;
  • четкий инструктаж;
  • владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися;
  • стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.

Существуют и временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут.

Средства, выделенные муниципальному бюджету для целевых грантов государственного бюджета и средств муниципалитета Вильнюса, распределяются согласно утвержденным оценкам. Финансовые услуги гимназии выполняются бюджетным учреждением муниципалитета Вильнюса «Бухгалтерия бюджетных учреждений».

Финансовая деятельность гимназии контролируется в порядке, установленном правовыми актами Литовской Республики. Спортивная гимназия контролируется муниципалитетом Вильнюса, при необходимости с помощью внешних оценщиков. Доклады гимназии ликвидации, реорганизация и других бюджетных учреждений Литовской Республики и других судебных дел, в соответствии с законом, а также условия обнародованы в газете литовское утро и сообщаться всем законом лица подписи и заказное письмо. Извещения должны содержать всю информацию, требуемую Гражданским кодексом Литовской Республики и Законом о бюджетных учреждениях Литовской Республики.

В рамках применения групповой работы с младшими школьниками эффективным является использование игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

Стоит также отметить, что групповая работа может быть действительно эффективной только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку, заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп . После прочтения текста, просмотра кинофрагмента, знакомства с иллюстративным материалом, рассказа учителя или сообщения одноклассника, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые затем распределяются для работы между микрогруппами. Распределение можно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы», по аналогии с игрой в фанты и т.д.).

Взаимообъяснение . Предметом деятельности в данной учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и организация деятельности. В первом случае учащиеся рассказывают, демонстрируют или объясняют одноклассникам небольшой фрагмент рассматриваемой темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Важно, чтобы она не перерастала в лекцию, поскольку в этом роль ученика в этом случае сводится преимущественно к пассивному восприятию информации, а это не способствует повышению мотивации к обучению и снижает его эффективность, особенно с учетом возраста обучающихся. Для организации беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера . Репродуктивная беседа предполагает сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование учебной деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций.

Интервью . Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися. Полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Однако необходимо помнить, что максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах данной деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен определенной творческой группе.

Составление словаря терминов и понятий является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных и грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий выглядит следующим образом: происходит накопление фактов → формируется общее представление об изучаемом культурном явлении → выделяются ключевые понятия → определяется их смысл, значение → понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся → при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Разумеется, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину. Его содержание, в частности, в значительной мере будет зависеть от уровня подготовки класса, особенностей доступных учащимся источников информации.

Создание галереи образов направлено, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Кроме того, эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной с использованием программы Power Point).

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является не только требованием современной методики, но и обеспечивает ориентацию обучения на интересы и возможности сегодняшних школьников. Грамотное использование ИКТ-технологий помогает, кроме того, оптимизировать процесс обучения.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ-технологий на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. Если подготовленные методистами пособия и материалы рассчитаны на абстрактного ученика, то, обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель получает возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.

Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры, принадлежащим той или иной религиозной культуре, позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Ключевым принципом отбора для любой презентации по той или иной теме должен быть принцип репрезентативности: рассматриваемые сюжеты и образы должны выражать основные идеологические, этические, эстетические доминанты изучаемой культуры. При этом мультимедийная презентация к уроку не должна быть перегружена материалом - на минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на общую концепцию урока. При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод - выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами; следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.

Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают лишь в качестве одного из возможных средств обучения; их использование должно быть мотивировано необходимостью и целесообразностью. Безусловно, важно заботиться о соблюдении санитарных норм при работе с компьютером. Кроме того, педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета. Учитывая специфику курса, это приобретает особенно важное значение, поскольку Интернет перенасыщен материалами, способными сформировать искаженное, превратное, негативное представление о многих религиозных культурах (напр., об исламе). В связи с этим целесообразным представляется ориентировать детей и их родителей на работу с рекомендуемыми сайтами, в безопасности которых для духовного здоровья обучающихся нет оснований сомневаться.

Неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ является домашние задания . Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы за период изучения курса. Задания этого типа при составлении поурочного планирования могут быть равномерно распределены на протяжении курса.


Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.

Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать. Поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться.

Для того чтобы учебная деятельность проходила успешно, необходима положительная мотивации, т. е. чтобы ребенок сам очень хотел учиться. Но мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, и со временем мотив теряет свою силу. Поэтому одной из главных задач успешности учебной деятельности является формирование познавательной мотивации, которая тесно связана с содержанием и способами обучения.

Предметом изменений в учебной деятельности является сам ученик. Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Поэтому новым предметом для ученика становится процесс собственного изменения. Главным в учебной деятельности является то, чтобы человек посмотрел на себя и оценил собственные изменения. Собственная оценка и есть предмет учебной деятельности.

Д.Б. Эльконин представил следующую структуру учебной деятельности:

1) мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;

2) учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

3) учебные действия – те действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик производит на уроке (специфические для каждого предмета и общие);

4) действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

5) действие оценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.

Рассмотрим, в какой форме осуществляется учебная деятельность. На начальных этапах – это совместная деятельность учителя и ученика. По аналогии с освоением предметных действий в раннем возрасте получается, что сначала все находится в «руках учителя» и он «действует руками ученика». Только в школьном возрасте деятельность осуществляется с идеальными объектами (числа, звуки), а «руками учителя» является его интеллект. Учебную деятельность можно сравнить с предметной, только в учебной деятельности предмет является теоретическим и идеальным, что ведет к проблемам в совместной деятельности во время учебного процесса. Но в процессе обучения происходит взаимодействие ребенка не только с учителем, но и друг с другом, которое также влияет на развитие учебной деятельности.


Г.А. Цукерман исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Материалом для исследования послужило экспериментальное обучение русскому языку первоклассников. Сравнивались экспериментальный и контрольный классы. В экспериментальном классе учитель работал с группой совместно работающих учеников, основной его задачей была организация делового общения учеников по поводу изучаемого материала. В контрольном классе обучение было традиционным, при котором воздействия учителя адресовались отдельно каждому ученику. По окончании исследования результаты в экспериментальном классе были лучше, чем в контрольном. Отсюда следует, что дети лучше усваивают учебный материал в совместной работе со сверстниками.

Г.А. Цукерман выдвинула идею о том, что сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослым. В отношениях ребенка со взрослым последний ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. Замечено, что дети могут делать ошибки в уже сформировавшихся действиях и с легкостью их находят, но только при помощи взрослых. По мнению Г.А. Цукерман, это происходит потому, что учитель передает только операционный состав действия, но остается держателем его смыслов и целей.

При совместной работе со сверстниками равноправное общение обогащает ребенка опытом контрольно-оценочных действий и высказываний. Анализируя взаимодействие детей в экспериментальном классе, Г.А. Цукерман выделила две характеристики учебной деятельности.

1. Независимость от взрослого. Роль взрослого состоит в организации работы и ее «запуске», а затем дети работают самостоятельно. К учителю они обращаются очень редко, но взаимодействуют со сверстниками. Это обеспечивает учет позиции партнера, его точки зрения, способствует децентрации, что ведет к развитию рефлексии.

2. Обращенность не столько на результат, сколько на способ своих и партнера действий. Работа строилась в форме «ситуации педсовета»: дети выполняли роль учителей разных классов и обсуждали, на какие правила надо дать задания тому или иному классу. В ходе обсуждения отмечался высокий мотивационный уровень учащихся.

Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения. Именно в этом и состоит цель обучения – изменить ученика.

Учебная деятельность связана с другими видами деятельности младших школьников – игровой и трудовой. Рассмотрим, какое влияние она оказывает на игровую деятельность. В младшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется, но в характере игровой деятельности происходят изменения. Возрастает значение игр с достижением известного результата (спортивные, интеллектуальные игры). В этом возрасте игра носит скрытый характер, т. е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения (игра-драматизация). Кроме того, игра начинает подчиняться учебной деятельности.

Тем не менее для младшего школьника игра очень важна, поскольку позволяет сделать смысл вещей более явным. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл этих вещей. В младшем школьном возрасте игра продолжает иметь хотя и вспомогательное, но все-таки существенное значение. Она позволяет ребенку овладеть высокими общественными мотивами поведения.

Учебная деятельность связана и с трудом. В связи с перестройкой школы вопрос связи учебной деятельности с трудом становится особенно важным. Участие детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоение знаний. Одна из основных трудностей освоения знаний в школе – это оторванность от жизни. Ребенок усваивает знания, знает формулировки и может проиллюстрировать их на примере, но эти знания не применяются на практике. Поэтому когда ребенок сталкивается с жизненной задачей, то вынужден прибегать к житейским представлениям. Это происходит потому, что школа не организует деятельность, направленную на применение полученных знаний на практике. Возможно, введение предпрофильного образования в школе немного сгладит эти проблемы.

Но задача школы заключается не только в том, чтобы дать ребенку определенное количество знаний – нужно воспитать его в нравственном отношении. Перед школой стоит задача формирования нравственных качеств ребенка в ходе учебной деятельности. Полностью обеспечить решение данной задачи не представляется возможным, так как для этого нет благоприятных условий. А в труде общественный результат деятельности выступает в реальной предметной, вещественной форме, в трудовой деятельности более ощутима необходимость совместных усилий коллектива в достижении определенного результата. Именно поэтому труд имеет особо важное значение для формирования нравственных качеств личности.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме