Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Технология по профилированию безработных граждан в камчатском крае. Об утверждении технологии (порядка) работы специалистов по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан Определение потенциала трудоустройства бе

В целях оказания наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с начала года службой занятости населения Омутинского района для безработных граждан осуществляется так называемое профилирование.

Профилирование - это распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик.

Суть технологии состоит в том, чтобы минимизировать время поиска работы с момента регистрации гражданина в качестве безработного.

Главные критерии при определении группы - это уровень мотивации безработного человека к трудоустройству и его востребованность на рынке труда, исходя из уровня его квалификации и профессии. В зависимости от сочетания уровней мотивации и востребованности определяется профильная группа каждого конкретного безработного.

Распределение безработных граждан осуществляется на следующие профильные группы:

Профильная группа №1 (с высокой мотивацией к труду и высокой профессиональной востребованностью на рынке труда);

Профильная группа № 2 (с высокой мотивацией к труду и низкой профессиональной востребованностью на рынке труда);

Профильная группа № 3 (со средней мотивацией к труду с тенденцией к заниженному уровню и достаточно высокой профессиональной востребованностью на рынке труда);

Профильная группа № 4 (с низкой мотивацией к труду и низкой профессиональной востребованностью на рынке труда).

При проведении профилирования используются следующие методы:

Анкетирование с целью получения объективных статистических данных;

Собеседование, наблюдение с фиксацией наблюдаемых характеристик в личном деле, профконсультация с применением диагностических методик.

В зависимости от полученного результата профилирования составляется индивидуальный план действий для этого гражданина. Если у безработного гражданина низкая востребованность, но высокая мотивация, предлагаются одни меры, а если низкая мотивация и низкая востребованность - другие.

Профилирования безработных граждан проводится в несколько этапов:

Первичное профилирование, целью которого является определение профильных групп;

Повторное профилирование, целью которого является уточнение профильных групп безработных граждан по истечении 3 и 6 месяцев с даты регистрации граждан в качестве безработных.

Результатом профилирования безработных граждан является разработка профильных карт безработных граждан. Профильная карта разрабатывается индивидуально для каждого безработного гражданина и содержит оценочный лист, в котором фиксируются результаты профилирования на первичном и последующих этапах, планируемые мероприятия по содействию в трудоустройстве с отметкой об их исполнении. Профильная карта приобщается к личному делу безработного гражданина.

С введением данной технологии мы убедились в том, что данный подход обязательно будет способствовать сокращению времени поиска работы особенно тем, кто длительное время состоит на учете. Методика позволяет и специалистам и, что очень важно, безработным точнее понять, где скрыт корень проблемы задержки в трудоустройстве, а значит, точно и целенаправленно двигаться к устранению существующей причины.

ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛИРОВАНИЯ

НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

Распределение безработных по профильным группам

Технология предусматривает распределение безработных граждан на три профильные группы исходя из предполагаемой продолжительности периода безработицы , определяемого по величине потенциала трудоустройства и степени мотивации к трудоустройству каждого безработного гражданина.

В первую группу попадают граждане, трудоустройство или занятость которых возможны в короткие сроки - прежде всего имеющие высокую мотивацию к трудоустройству и высокий потенциал трудоустройства, владеющие навыками и техникой поиска работы, готовые приступить к работе в достаточно короткий срок (1-2 месяца - малая продолжительность безработицы). К первой группе можно отнести граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности, желающих пройти профессиональное обучение; граждан, не имеющих специальности, профессии, ранее работавших, имевших заработок по последнему месту работу и виду работы в пределах среднего по области по данному виду деятельности , обладающих высокой мотивацией к трудоустройству.

В эту группу могли бы попасть граждане и с низкой мотивацией, но с высоким потенциалом к трудоустройству. Однако Закон о занятости не позволяет снимать с учета граждан, отказывающихся от вариантов подходящей работы – не желающих работать, предусматривая лишь приостановку выплаты пособия им. Таким образом, они надолго задерживаются на учете в службе занятости как безработные.

Во вторую – лица с высокой или со средней мотивацией к трудоустройству и средним потенциалом трудоустройства, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие определенные сложности в поиске работы, или недостаток квалификации и стажа, либо имеющие субъективные и объективные препятствия к трудоустройству (слабое состояние здоровья, наличие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, отдаленность проживания), трудоустройство или занятость которых потребует некоторого времени (средняя продолжительность безработицы до 6 месяцев). Ко II группе можно отнести выпускников профессиональных учреждений, некоторую часть граждан, из числа особо нуждающихся в социальной защите (женщин воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан предпенсионного возраста, инвалидов III группы и граждан, имеющих ограничения в трудовой деятельности и др.) и других граждан, имеющих достаточно высокую мотивацию к трудоустройству и реальные запросы в части заработной платы и условий труда.

В третью группу (III )– лица с низкой мотивацией и низким потенциалом к трудоустройству, не готовые немедленно приступить к работе (как правило - длительные безработные).

В III группу могут попасть граждане, не имеющие профессии (специальности) или с низким образованием и низкой квалификацией, при условии отсутствия на рынке труда спроса на неквалифицированный труд; граждане, имеющие высокий потенциал трудоустройства и высокое пособие по безработице, уверенные в своем трудоустройстве по окончании периода безработицы, заинтересованные по различным причинам временно не работать; инвалиды, алкоголики, освобожденные из мест лишения свободы – те граждане, в которых не заинтересованы работодатели. Сюда же могут попасть граждане предпенсионного возраста, как с хорошим заработком, так и с низким, заинтересованные в получении досрочной пенсии, либо настроенные на пассивное ожидание пенсионного возраста; граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности или инвалиды II-III группы, матери малолетних детей и другие граждане заинтересованные в получении дополнительной материальной поддержки и иных выгодах для себя (пособие, льготы по оплате квартплаты и коммунальных услуг , стаж, выплату алиментов).

Оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству

С целью определения степени мотивации клиента к трудоустройству предлагается «Анкета ». Анкета заполняется в присутствии специалиста службы занятости в начальный период работы с клиентом (на стадии регистрации клиента в целях поиска подходящей работы) в течение 5-10 минут.

Мотивация к трудоустройству – это те или иные причины, побуждающие человека работать или искать работу. Это удовлетворение материальных потребностей, возможность сделать карьеру или самореализоваться, определенный социальный статус и др. Что же указывает на желание гражданина, обратившегося в службу занятости, работать? Основными критериями, определяющими его стремление работать, являются, во-первых, его активный поиск работы, во-вторых, желание и готовность к обучению новым видам применения своих возможностей и силы (профобучение, повышение квалификации). При этом важным является реальная оценка гражданами своих возможностей в вопросах трудоустройства на рынке труда.

Вопросы, предлагаемые в анкете, позволяют в значительной мере определиться в настроениях клиентов к трудоустройству и занятости. Однако, следует учитывать, что ответы на вопросы анкеты, могут быть не вполне правдивы в силу человеческой психики (желание человека выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле) и не могут быть равнозначны в полной мере для всех клиентов, отличающихся друг от друга уровнем образования, квалификацией, наличием опыта работы, полом, другими социально-демографическими данными.

Все ответы на поставленные вопросы оцениваются от 0 до 2 баллов, при этом высшая оценка дается ответам, характеризующим высокий уровень мотивации к трудоустройству. Ответ на четвертый вопрос оценивается максимально, если его содержание указывает на активный самостоятельный поиск работы клиентом; не оценивается ни одним баллом, если клиент ничего не делает, чтобы найти работу; по содержанию ответа возможна оценка и в один балл.

Ответы на восьмой вопрос не оцениваются, а служат дополнительной информацией о клиенте при определении перечня необходимых мероприятий в работе с клиентом с целью его трудоустройства в возможно короткий период времени. Анкета с оценками ответов на вопросы прилагается (оценка указана в скобке в конце ответа).

После заполнения клиентом, анкета рассматривается специалистом службы занятости, ведется подсчет набранных баллов. В зависимости от их числа и определяется степень мотивации к трудоустройству. При наборе клиентом суммы баллов от 0 до 6 его уровень мотивации оценивается как низкий, при наборе от 7 до 12 баллов – как средний, от 13 до 18 баллов – как высокий.

Определение степени мотивации клиента к трудоустройству по анкете является первичным профилированием клиента. Дальнейшее общение с клиентом либо подтверждает сделанную оценку мотивации клиента, либо вносит определенные коррективы, исходя из наблюдений за поведением клиента в процессе работы с ним.

Клиенты с высоким уровнем мотивации к трудоустройству живо интересуются всеми предлагаемыми вакансиями , просят дать их как можно больше, не откладывают посещение работодателей на последний день, приходят в центр занятости не только в назначенные дни, подтверждают самостоятельный поиск работы, стремятся повысить свою квалификацию, получить перспективную профессию, приобрести новые навыки, принимают предложения принять участие в активных программах занятости.

Поведение клиентов с низкой мотивацией к трудоустройству прямо противоположно. Они неохотно принимают предлагаемые вакансии, стараясь найти причину отказа от них (удаленность, не устраивает режим работы, задержка зарплаты и др.), занижают свои профессиональные возможности при подборе подходящей работы, отказываются от самостоятельного поиска работы, поздно идут на встречу к работодателю и т. д.

После двух-четырех встреч с клиентом, работники центра занятости уже могут сделать окончательный вывод о его желании скорейшего трудоустройства или другого рода занятости, т. е. о степени мотивации к трудоустройству.

Оценка потенциала трудоустройства

Под потенциалом трудоустройства гражданина понимается его возможность трудоустроиться по месту жительства. Чем должен обладать тот или иной человек, чтобы получить работу? Какие социально-демографические характеристики и другие факторы влияют на успех трудоустройства гражданина?

Естественно, прежде всего, необходимо иметь профессию (специальность) востребованную на рынке труда. Большое значение в трудоустройстве имеет опыт работы по имеющейся специальности, владение смежными профессиями, дополнительными навыками и умениями, что увеличивает потенциал трудоустройства гражданина. Однако, во всех сферах деятельности человека имеется достаточно рабочих мест, не требующих специального обучения и подготовки специалистов, которые являются подходящими для граждан, не имеющих профессии или специальности. При отсутствии у этих граждан различных субъективных факторов, снижающих потенциал трудоустройства, и при наличии на местном рынке труда достаточного количества вакансий неквалифицированного труда, их потенциал трудоустройства может быть также достаточно высок.

Влияние состояния местного рынка труда на величину потенциала трудоустройства играет первостепенную роль. Отсутствие рабочих мест по специальности, которой обладает тот или иной гражданин, может резко снизить потенциал его трудоустройства.

На уровень потенциала трудоустройства существенно влияет такой фактор как возраст. Общеизвестно, что работодатели трудно и неохотно берут на работу выпускников всех видов учебных заведений и граждан предпенсионного возраста. Потенциал трудоустройства снижается при наличии у граждан ограничений к труду по состоянию здоровья, при наличии на иждивении малолетних детей и детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, лиц, нуждающихся в уходе, при наличии вредных привычек, при увольнении за прогулы и другие виновные действия, длительно неработающих граждан.

Все эти данные, как правило, вносятся в карточку персонального учета гражданина при регистрации его в целях поиска подходящей работы.

Практически определение потенциала трудоустройства сводится к сопоставлению имеющейся профессии (специальности) гражданина с предложениями свободных рабочих мест на рынке труда, т. е. с базой данных вакансий центра занятости. Для отдельных категорий граждан делается корректировка в определении потенциала с учетом его медицинских показаний к труду, возраста, семейного положения и других факторов. Обычно небольшого опыта работы специалистов по трудоустройству достаточно, чтобы судить - какие профессии востребованы, а какие востребованы мало или вообще не востребованы.

Работа с гражданами различных профильных групп

После определения профильной группы безработного гражданина для каждого намечается перечень мероприятий и услуг, необходимых для осуществления трудоустройства или иной занятости гражданина. Для этого для каждого безработного заводится «блиц-флажок» (см. рис.), который размещается либо на первой странице КПУ, либо на текущей ее странице, т. е. таким образом, чтобы он всегда находился в поле зрения специалиста центра, работающего с гражданином. Здесь же отмечается дата оказания той или иной услуги. Такой прием позволяет экономить рабочее время специалиста (не нужно каждый раз просматривать страницы КПУ, чтобы продолжить эффективную работу с клиентом).

Помощь службы занятости гражданам I группы заключается, прежде всего, в предоставлении имеющихся вакансий, профинформационных и профконсультационных услуг, в направлении их на профессиональное обучение, оказании помощи в организации собственного дела, в участии их в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест.

Для лиц, отнесенных ко II группе, необходимы меры, с одной стороны, усиливающие мотивацию к труду, а с другой – повышающие потенциал трудоустройства (психологическая поддержка, информация о состоянии рынка труда, об имеющихся вакансиях, вовлечение в профориентационные программы «Новый старт», «Клуб ищущих работу», трудоустройство на квотируемые рабочие места, участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, программах активной политики занятости, оказание профинформационных и профконсультационных услуг, направление на профессиональное обучение).

Для граждан, отнесенных к III группе, с низкой мотивацией к труду и низким потенциалом трудоустройства важны, в первую очередь, психологическая поддержка, психокоррекционная работа, а также вовлечение в профориентационные программы «Новый старт», «Клуб ищущих работу», участие в ярмарках вакансий, направление на общественные работы , или как альтернатива – направление на досрочную пенсию, при наличии подходящей работы максимально частое приглашение в центр занятости.

От сотрудников центра требуется квалифицированная помощь в формировании мотивов выбора формы занятости и в воздействии на уровень притязаний клиентов.

Следует отметить, что со временем мотивация к труду и возможности безработных граждан могут меняться.

Анкета

клиента Центра занятости населения

V ».

прежде всего ?

Помощь в трудоустройстве

Приобретение навыков для успешного поиска работы

Помощь в адаптации к изменившимся условиям жизни

Переобучение или повышение квалификации

Материальную поддержку (пособие)

Я быстро найду работу

Не сразу, но я обязательно найду работу, которая меня устроит

У меня мало шансов найти работу

Я не смогу найти подходящую работу

3. Что на Ваш взгляд, прежде всего

Моя активная позиция в поиске работы

Реальный подход к возможностям своего трудоустройства

Повышение квалификации

Получение другой профессии

Помощь в организации собственного дела

Варианты работы, предложенные службой занятости

Мне уже ничего не поможет

Да, но только по специальности

Да, если подойдут условия труда

Да, если предложенная зарплата будет ненамного ниже прежней (не более, чем на 25 %)

Да, готов начать трудовую деятельность с любой по размеру заработной платой

У меня есть время попытаться найти работу по своей специальности

Да, во многие

Да, обращался в некоторые из них

Нет, потому что там берут процент от заработка

Нет, потому, что считаю это пустой тратой времени

?

Отсутствие жилья

Наличие маленьких детей

Наличие несовершеннолетних детей

Низкая квалификация по имеющейся профессии

Отсутствие профессии (специальности)

Отсутствие опыта работы

Возраст

Состояние здоровья

Моя нерешительность, стеснительность

Неумение общаться с людьми

Неумение искать работу

Да, веду самостоятельный поиск работы почти каждый день

Да, веду самостоятельный поиск время от времени

Занимался раньше

Занимался раньше, а теперь потерял веру в эффективность этого занятия

Нет, так как надеюсь на помощь центра занятости

Нет, так как думаю, что это не поможет в моей ситуации

Нет, так как нет желания

Помощь в трудоустройстве

Материальная поддержка (пособие)

Анкета

клиента Центра занятости населения

Укажите Вашу фамилию, имя, отчество:

___________________________________________________________________________

Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который считаете нужным и отметьте его значком « V ».

1. Какую помощь Вы хотите получить в Центре занятости прежде всего ?

Помощь в трудоустройстве (2)

Помощь в организации собственного дела (2)

Приобретение навыков для успешного поиска работы(1)

Переобучение или повышение квалификации(1)

Материальную поддержку – пособие (0)

2. Как Вы оцениваете перспективы своего трудоустройства?

Я быстро найду работу (2)

Не сразу, но я обязательно найду работу, которая меня устроит (1)

У меня мало шансов найти работу (0)

Я не смогу найти подходящую работу (0)

3. Что на Ваш взгляд, прежде всего , поможет Вам скорее решить проблему занятости?

Моя активная позиция в поиске работы(2)

Реальный подход к возможностям своего трудоустройства(1)

Повышение квалификации(1)

Получение другой профессии(1)

Помощь в организации собственного дела(1)

Варианты работы, предлагаемые службой занятости(1)

Мне уже ничего не поможет(0)

Помощь в адаптации к изменившимся условиям жизни(1)

Другое _________________________________________________________________

4. Что Вы предпринимаете (делаете), чтобы найти работу?

1._________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________

5. Готовы ли Вы в случае отсутствия подходящей для Вас вакансии работать с зарплатой ниже вашего прежнего заработка?

Да, но только по специальности(1)

Да, если подойдут условия труда(1)

Да, если предложенная зарплата будет ненамного ниже прежней (не более, чем на 25 %)(2)

Да, готов начать трудовую деятельность с любой по размеру заработной платой(2)

6. Готовы ли Вы поменять характер работы, вид деятельности, сменить профессию в целях трудоустройства?

У меня есть время попытаться найти работу по своей специальности(1)

Не знаю(1)

7. Обращались ли Вы в другие службы по трудоустройству?

Да, во многие(2)

Да, обращался в некоторые из них (1)

Нет, потому что не знаю об их существовании

Нет, потому что там берут процент от заработка(1)

Нет, потому, что считаю это пустой тратой времени(0)

8. Что мешает Вашему трудоустройству ?

Отсутствие жилья,

Наличие маленьких детей,

Наличие несовершеннолетних детей,

Низкая квалификация по имеющейся профессии,

Отсутствие профессии (специальности),

Отсутствие опыта работы,

Возраст,

Состояние здоровья,

Моя нерешительность, стеснительность,

Неумение общаться с людьми,

Неумение искать работу,

Другое____________________________________________________________

9. Занимались ли Вы самостоятельным поиском работы?

Да, веду самостоятельный поиск работы почти каждый день(2)

Да, веду самостоятельный поиск время от времени(1)

Занимался раньше(0)

Занимался раньше, а теперь потерял веру в эффективность этого занятия(0),

Нет, так как думаю, что это не поможет в моей ситуации(0)

Нет, так как нет желания(0)

10. Какая из двух вариантов помощи, оказываемой службой занятости, для Вас наиболее значима и важна?

Помощь в трудоустройстве(2)

Материальная поддержка –пособие (0)

Опыт российских регионов: Москва, Саратов, ЯрославльО профилировании безработных по группам в действующем законодательстве о занятости

В настоящее время, когда продолжительность периода безработицы имеет тенденцию к увеличению, а качество и количество вакансий на местных рынках труда оставляют желать лучшего, службы занятости испытывают сложности при трудоустройстве отдельных категорий безработных граждан. В этой связи все более актуальной становится задача построения индивидуальной работы с каждым безработным гражданином с учетом его профессиональной востребованности на рынке труда и степени мотивации к трудовой деятельности, т. е. организация работы центров занятости по профилированию безработных по группам.

История вопроса

Работая в государственной службе занятости с момента ее образования, я имею возможность воочию наблюдать все этапы ее деятельности, напрямую связанные с изменениями общероссийского и регионального рынка труда. Началу 90-х годов была свойственна относительно небольшая численность безработных, значительную часть которых составляли высвобожденные инженерно-технические работники и служащие. Середину 90-х годов отличало примерно одинаковое число уволенных по собственному желанию и уволенных в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата. В службу занятости стали обращаться граждане, длительное время не работавшие. Прослышав о существовании такой службы, где выплачивают пособие по безработице вместе с доплатами на иждивенцев и при этом сохраняется трудовой стаж, годами не работавшие граждане хлынули в органы занятости. Вместе с тем ситуация на рынке труда продолжала ухудшаться.Конец десятилетия был отмечен резким спадом производства, значительным сокращением общего числа рабочих мест, ростом безработицы, обострением социальной напряженности. Главными целями государственной службы занятости стали содействие в трудоустройстве гражданам, обращающимся за помощью в поисках работы, и социальная поддержка особо нуждающихся категорий населения.Начиная с 1999 г., когда обозначился экономический рост, количество свободных рабочих мест во многих регионах России начало увеличиваться. Это привело к тому, что у людей появилась возможность выбора места работы. В результате обращаемость граждан в органы службы занятости снизилась, а численность регистрируемой безработицы к концу 2000 г. резко уменьшилась. Эти явления не замедлили сказаться на структуре незанятых граждан и качественном составе ищущих работу. Наиболее мобильная, подготовленная часть их достаточно быстро трудоустраивалась и снималась с учета, оставались те, кто либо не мог, либо не торопился приступать к работе.Именно в 2000 г. мы, специалисты Самарской областной службы занятости, впервые услышали о программах профилирования. В июле того же года был утвержден План действий и основные мероприятия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг. (распоряжение Правительства РФ от 26.07.00 № 1072-р “Об утверждении Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000– 2001 годы”). В разделах, посвященных трудовым отношениям и занятости населения, определены новые подходы к работе службы занятости с обращающимися к ней за помощью гражданами, в частности касающиеся “внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая профилирование безработных”. Соответствующие пункты в качестве обязательных внесены и в федеральную и региональные программы содействия занятости населения на 2002–2005 гг.В условиях возникшего дефицита рабочей силы все большее значение стали приобретать качество и быстрота помощи, оказываемой ищущим работу со стороны службы занятости. В марте 2001 г. в журнале “Человек и труд” была опубликована статья специалистов из Санкт-Петербургской службы занятости А. Соловьева и И. Шолохова “Профилирование безработных”.Авторы статьи предлагали четко дифференцировать безработных по социально-психологическим группам (проводя так называемое профилирование исходя из потенциала трудоустройства и степени мотивации трудовой деятельности), предусмотрев для каждой из них конкретные виды помощи.При профилировании безработных специалистам службы уже в процессе первичного приема, перерегистрации, профконсультирования, профориентации и других процедур необходимо определить их профессиональную востребованность на рынке труда, степень мотивации к трудовой деятельности и включить в соответствующую социально-психологическую группу. Задача следующего этапа – подбор мероприятий, наиболее эффективных для работы с каждой из этих групп.В результате первичного профилирования каждый из обратившихся в службу занятости попадает в одну из трех социально-психологических групп:“А” – имеющие высокий потенциал трудоустройства, готовые приступить к работе в достаточно короткий срок. Длительность их безработицы обычно не превышает одного месяца. Помощь службы занятости гражданам из группы “А” заключается прежде всего в приоритетном предоставлении комплекса необходимых услуг по содействию в поиске рабочего места (трудоустройство на имеющиеся свободные рабочие места, профориентационные услуги, профобучение, субсидии для организации собственного дела, создание дополнительных, в т. ч. специализированных, рабочих мест и др.).“Б” – лица со средним потенциалом трудоустройства, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие сложности в поиске работы. Продолжительность их незанятости – не более четырех месяцев. Для лиц с ослабленной мотивацией к трудовой деятельности (группа “Б”) необходимы иные меры: с одной стороны, усиливающие мотивацию к труду, а с другой – повышающие потенциал трудоустройства (психологическая поддержка, информация о состоянии рынка труда, об имеющихся вакансиях, включение в программы по социальной адаптации “Новый старт”, “Клуб ищущих работу”, направление на квотируемые рабочие места, привлечение на гарантированные собеседования и ярмарки вакансий рабочих и учебных мест).“В” – все остальные с низким потенциалом трудоустройства, не готовые немедленно приступить к работе. Это, как правило, будущие длительно безработные (состоящие на учете более четырех месяцев). Для граждан из группы “В”, с низким потенциалом трудоустройства и мотивацией к труду, важны в первую очередь психологическая поддержка, вовлечение в программы по социальной адаптации “Новый старт”, “Клуб ищущих работу”, направление на общественные работы, или, как альтернатива, – оформление досрочной пенсии.К сожалению, никаких предложений, касающихся дополнений и изменений в действующее законодательство о занятости в части программ профилирования, авторы статьи не рассматривали.

Опыт российских регионов: Москва, Саратов, Ярославль

Программа содействия занятости населения г. Москвы на 2002–2005 гг. (постановление Правительства Москвы от 16.07.02 № 548-ПП “О Программе содействия занятости населения г. Москвы на 2002–2005 годы”) предусматривает внедрение новых технологий в практику профориентационной работы; совершенствование услуг по психологической поддержке и социальной адаптации граждан; участие в разработке и реализации эффективных механизмов профилирования безработных граждан; ориентация программ трудоустройства и материальной поддержки на наиболее уязвимые категории безработных граждан (по результатам профилирования).

Сроки и этапы реализации программы содействия занятости населения
г. Москвы на 2002–2005 гг.:
первый этап – 2002–2003 г.,
второй этап – 2004–2005 г.

Для повышения эффективности государственных программ содействия занятости населения предусматривается поэтапное проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных граждан.

В среднесрочной перспективе предполагается внедрение новых методик выплаты пособий по безработице с целью достижения более тесной увязки выплаты пособий с результатами профилирования.

За последние два года в Саратовской области удалось значительно повысить число обращений в службу занятости, в т. ч. и незанятого населения. Этому способствовали расширение информированности населения, создание центров самостоятельного поиска работы, разнообразие программ, повышающих возможность трудоустройства незанятого населения. У специалистов службы возникли серьезные опасения, что с отменой некоторых из них и значительным сокращением финансирования из федерального бюджета определенные результаты, достигнутые в 2001 г., резко снизятся, что может вызвать рост безработицы.

В этой связи перед центрами занятости были поставлены задачи увеличения численности граждан, которым будет оказано содействие в трудоустройстве за счет повышения эффективности работы. Для этого в Департаменте были определены три головных центра занятости населения по отработке технологий профилирования безработных граждан, предрасположенных к длительной безработице, усиления взаимодействия с работодателями. После апробирования в головных центрах данные технологии будут внедряться в других центрах области в зависимости от структуры зарегистрированных безработных и ситуации на рынке труда.

Специалистами Департамента ФГСЗН по Ярославской области в 2003 г. разработано методическое пособие “Технология работы специалистов службы занятости по организации и проведению профилирования безработных граждан”. Как явствует из данного пособия, технология разработана в соответствии с действующим законодательством о занятости и содержит формы анкет, структуру анализа мотивации к трудоустройству, признаки определения профильных групп, основные методы работы по ним, а также направления взаимодействия с гражданином.

О профилировании безработных по группам в действующем законодательстве о занятости

Следует отметить, что Планом действия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 26.07.00 № 1072-р, Минтруду России было поручено разработать эффективные механизмы проведения активной политики занятости населения, включая профилирование безработных граждан. В этой связи в апреле 2001 г. Минтруд России обратился к территориальным органам по вопросам занятости с просьбой представить свои предложения, направленные на определение методов и форм работы с гражданами, имеющими различные возможности возвращения к занятости, и разработку технологий работы службы занятости с указанными гражданами.

Предложения должны были содержать:

1) перечень групп граждан, ищущих работу в зависимости от имеющихся у них возможностей возвращения к занятости, и критерии отнесения указанных граждан к различным группам;

2) перечень услуг (специальных программ) по возвращению к работе и условия их предоставления для различных групп граждан, ищущих работу;

3) технологии работы с различными группами граждан;

4) предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство о занятости, предусматривающие профилирование безработных по группам.

Кстати сказать...

Во многих странах Запада система профилирования достаточно хорошо развита. Она является основополагающей на первых стадиях работы с людьми, потерявшими работу, и широко применяется для того, чтобы быстрее подыскать работу гражданам, стремящимся получить ее, и отделить их от лиц, психологически настроенных на получение статуса “долгосрочного” безработного и малоперспективных с точки зрения трудоустройства.В США функции по трудоустройству населения выполняет Служба профилирования и возвращения работников к занятости (WPRS).Безработные, часто теряющие работу и имеющие право на пособие по безработице, профилируются при первой регистрации для получения пособия. Профилирование проводится на основе статистической модели, которая оценивает вероятность того, что ищущий работу исчерпает право на пособие. Модель содержит следующие переменные: уровень образования, стаж работы, изменения в занятости в прошлом и местный уровень безработицы. Профилированные имеют право на предоставление для них услуг в программах помощи поиска работы, но это не дает никакого преимущества в программах, связанных с переобучением, т. к. они более дорогостоящие. В Бельгии планирование действий составляется для клиентов с 10-месячным стажем безработицы. План помогает им поддерживать контакт с рынком труда в критической точке их безработицы, причем его составление является обязательным. Отказ от участия в работе по составлению плана влечет за собой применение санкций в виде лишения пособия. Первоначально определяется ситуация, в которой оказался безработный и проводится оценка его возможностей для реинтеграции в рынок труда. Затем готовится конкретный план действий, учитывающий возраст, профессиональную компетентность и другие факторы. План имеет список мер: участие в консультациях по поиску работы, профессиональное обучение, субсидирование занятости.Службой занятости Великобритании утвержден стандартный набор регулярных вмешательств в течение периода безработицы. В ходе начального интервью в службе занятости ищущий работу и консультант договариваются о плане “возвращения к работе”, который содержит множество действий, улучшающих перспективы для поиска работы. Заключение такого соглашения является непременным условием для получения “пособия ищущим работу”. По истечении 13 недель безработицы план действий может быть пересмотрен. По истечении 6 месяцев от безработного требуется принять участие в интервью по программе “Новый старт” с дальнейшими повторами через каждые 6 месяцев. В ходе интервью рассматриваются стратегии поиска работы, возможности обучения. После того как период безработицы превысил 2 года, от безработного требуется посещение двухнедельного курса “Новый старт”.

Кроме того, предполагалось представление разработанных и используемых в работе центров занятости методических рекомендаций по работе с различными категориями граждан, технологий работы центров занятости и других методических материалов, которые могли быть использованы при совершенствовании законодательной базы и нормативной базы в сфере занятости населения.

Департамент ФГСЗН по Самарской области в ответ на вышеназванное письмо Минтруда представил свои предложения. Так, специалисты службы занятости Самарского региона считали целесообразным проводить профилирование безработных по следующим группам:

группа 1 – граждане, которые могут и хотят приступить к работе при наличии вакансий. Эти граждане имеют специальности или профессии, конкурентоспособные на рынке труда, психологически готовы приступить к работе и для их трудоустройства требуется только подбор соответствующих вакансий;

группа 2 – граждане, которые могут и хотят приступить к работе, но для их трудоустройства необходимы стажировка на рабочем месте либо организация непродолжительного обучения;

группа 3 – граждане, которые могут быть трудоустроены только после серьезного обучения и проведения мероприятий по психологической поддержке для адаптации к условиям рынка труда;

группа 4 – граждане, психологически не готовые приступить к работе, и образование которых не соответствует реальным требованиям рынка труда.

Для оказания действенной помощи гражданам по их возвращению к работе необходимо прежде всего выстроить соответствующую технологию работы. По мнению специалистов Самарской службы занятости, данная технология должна обеспечивать:

– индивидуальность подхода к каждому безработному, исходя из его психологических и профессиональных особенностей;

– организацию приема безработных по профессионально-квалификационным категориям, возрастным группам, принадлежности к категории граждан, нуждающихся в социальной защите (особенно инвалидов);

– организацию специальной подготовки для сотрудников, ведущих прием безработных;

– доступ безработных, желающих работать, к оперативной информации по мере поступления вакансий, а не по мере наступления срока контрольных явок (дат перерегистраций).

Лишь в 2003 г. российские законодатели внесли дополнения в ст. 14 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости), расширив деятельность государства, направленную на содействие “полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения”, такой позицией, как “внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан”. Здесь имеется краткое определение профилирования как распределения безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

И опять приходится сожалеть, что мы, специалисты государственной службы занятости, ничего конструктивного, нормативно закрепленного в отношении профилирования безработных граждан, в новой редакции Закона о занятости не получили. Но тем не менее не надо расценивать этот факт как основание для уныния. Напротив, полагаю, что следует подвести промежуточные итоги и сформулировать свои предложения.

Подводя итог, можно с уверенностью говорить о том, что работа по организации профилирования категорий безработных в России медленно, но верно идет. Во многих территориальных органах по вопросам занятости населения специалисты пытаются внедрять у себя в работе отдельные элементы профилирования. Есть определенные попытки выстроить свою систему, включающую базовые процедуры первичного обращения гражданина в службу регистрации его в качестве безработного и т. д. Однако все это, на мой взгляд, носит поверхностный, фрагментарный характер, поскольку сегодня у специалистов государственной службы занятости нет самого главного – нормативно-правовой базы профилирования безработных граждан. Предвижу удивление, негодование и другие негативные эмоции, связанные с отрицанием моего утверждения, т. к. здесь срабатывает уже сформировавшийся стереотип, что профилирование – это удел только профконсультантов. Полагаю, что определить, к какой группе относится наш клиент, означает лишь первый шаг в данном направлении. За определением группы стоит определение объема услуг для каждого конкретного гражданина, обратившегося в службу занятости. Это напрямую связано и с выбором программы активной политики занятости, и с мерой материальной поддержки в период безработицы.

Необходимо нормативно закрепить сроки проведения обязательного глубокого интервью каждого безработного гражданина для выбора стратегии поиска работы – при постановке на учет, через 3 месяца безработицы, через 6 месяцев и т. д. Кроме того, крайне важно, когда и при каких условиях результаты интервью могут служить основанием для определения объема услуг, предоставляемых службой занятости. Эти позиции напрямую связаны с правами, обязанностями и мерой ответственности как безработных граждан, так и специалистов службы занятости. По большому счету, необходимо решить вопрос, на каких условиях безработный гражданин будет принимать участие в программе профилирования – факультативных или обязательных, и исходя из этого выстраивать дальнейшие отношения со службой занятости.

Первая регистрация ищущих работу в службе занятости – основной момент для потенциального безработного и специалиста центра. Для всех категорий граждан России, вне зависимости от того, станут они долгосрочными безработными или нет, предоставляется весь спектр услуг, предлагаемых службой занятости. Но роль службы занятости состоит не только в предоставлении соответствующих услуг как таковых, но и в том, что она играет главную роль в поддержании и развитии связей между всеми элементами политики рынка труда.

(утверждена приказом Агентства по занятости населения Камчатского края от 18.03.2009 г. № 39)

(в редакции от 26.05.2010)
Настоящий порядок работы по профилированию безработных граждан разработан в соответствии с законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями от 25.12.2008 г.) и определяет основные положения работы центров занятости населения по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан.

  1. Общие положения.

1.1. Профилирование безработных граждан, обращающихся в службу занятости населения, - это распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик, а также в соответствии с риском длительной безработицы, который оценивается на основании индивидуальных характеристик граждан, отражающих потенциал трудоустройства.

1.2. Цель профилирования - оказание безработным гражданам наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве путем организации мероприятий и активных программ с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

1.3. Методы, определяющие принадлежность безработного гражданина к той или иной профильной группе:

1.3.1.анкетирование с целью получения объективных статистических данных;


1.3.2.наблюдение и беседа с целью экспертной оценки работника службы занятости.

1.3.3.при необходимости проведение углубленного диагностического обследования для уточнения принадлежности к профильной группе, ограничений в трудовой деятельности и т.п.

1.4. Профилирование проводится в момент регистрации гражданина в качестве безработного.

1.5. Изменение и уточнение профильной группы клиента может осуществляться ежеквартально с момента регистрации гражданина в качестве безработного, а также после выполнения индивидуального плана мероприятий.


  1. Процедура профилирования
2.1.Работник центра занятости при регистрации гражданина в качестве безработного работник проводит профилирование клиента. Клиент отвечает на вопросы анкеты 1.

С целью определения уровня профессиональной востребованности работник службы занятости переносит значения вопросов 10-11, 13-14 в ПК «Катарсис», отвечает на вопросы 3.1 и 3.2 анкеты № 1 (Приложение 1), а ответы на вопросы 1-9, 12 будут автоматически заполнены из КПУ клиента (при правильном заполнении всех полей КПУ).

Для определения уровня мотивации к трудоустройству клиенту предлагается ответить на ряд вопросов анкеты № 2 (Приложение 2). Работник центра занятости населения переносит ответы в ПК «Катарсис», отвечает на вопрос 3.1 анкеты №2 (Приложение 2). На основании проведенного анкетирования гражданину автоматически присваивается профильная группа, отражающая востребованность на рынке труда и мотивацию к трудоустройству.

По результатам присвоения профильной группы в ПК «Катарсис» автоматически формируется индивидуальный план рекомендуемых мероприятий в области содействия занятости.

Работник центра занятости населения анализирует результаты профилирования. В случае низкого уровня мотивации к трудоустройству направляет клиента на консультацию к работнику, осуществляющему функцию по предоставлению государственной услуги по организации профессиональной ориентации и психологической поддержке.

Анкеты и план мероприятий подшиваются в личное дело получателя государственной услуги.*

Основной задачей следующего этапа является подбор мероприятий, наиболее эффективных для работы с каждой из этих групп.

Работник центра занятости населения организует дальнейшую работу по содействию занятости безработного гражданина согласно перечню услуг (см. Приложение 4), оказываемых в соответствии с его профильной группой.

Контролирует выполнение гражданином сформированного плана рекомендованных мероприятий. Гражданину предлагаются государственные услуги в соответствии с перечнем данной профильной группы.

*Данная процедура является обязательной в период внедрения технологии.


3.Профилирование клиента в ПК «Катарсис».

3.1. Основная панель профилирования клиента. В панели отображаются:

Информация о текущей профильной группе клиента (наименование и срок действия)

Список проведенных операций профилирования клиента.

Для каждой под списком отображается примечание.

3.2. Операция профилирования заключается в указании для клиента определенной группы. Дополнительно могут быть занесены количество баллов по мотивации и востребованности, набранных клиентом в процессе тестирования, дата проведения следующего профилирования, а также произвольный комментарий, в том числе внешние признаки поведения.


4. Отчетность по профилированию безработных граждан:

Отчет по профилированию безработных граждан необходимо представлять ежеквартально до 5-го числа, следующего за отчетным периодом, в Агентство по занятости населения Камчатского края.

Приложение 1

безработных граждан в

Камчатском крае


АНКЕТА 1
Здравствуйте!

В нашем центре занятости населения проводится социологический опрос по изучению социальной сферы. Для оказания помощи в трудоустройстве просим Вас ответить на предложенные вопросы. При заполнении анкеты выберете один из вариантов ответа в каждом вопросе. Просим заполнить анкету полностью, не пропуская вопросы.

Мы просим Вас ответить на ряд вопросов. Заполнять ее очень легко. Просто читайте вопросы и ставь­те «галочку» или «крестик» в квадратике напротив вариантов ответов, которые подходят именно Вам. В конце неко­торых вопросов есть графа «Другое». Мы будем благодарны Вам за указание в этой графе своего варианта ответа на вопрос в случае, если таковой вариант не учтен составителями. Пожалуйста, обратите вни­мание, что некоторые вопросы имеют отдельную инструкцию. Тогда отвечать следует в соответствии с ней. Время заполнения анкеты составляет не более 5 минут.

Спасибо за сотрудничество!

Дата заполнения______________


Вопрос

Ответ

Служебное поле

2.1. Пол

 женский

 мужской


2.2. Укажите Ваш возраст


 от 14 до 18 лет

 от 18 до 20 лет

 от 20 до 29лет

 от 30 лет до 39 лет

 от 40 до 47 лет

 от 48 до 50 лет

 от 51 года до 55 лет

 старше 56 лет



2.3. Образование

 начальное

 основное

 общее среднее

 начальное профессиональное

 среднее профессиональное

 высшее профессиональное



2.4. Место жительства

 город

 село


 поселок

2.5. Общий стаж работы

 стаж отсутствует

 от 0 до 2 лет

 от 2 до 5 лет

 от 5 до 10 лет

 от 10 до 15лет

 свыше 15 лет



2.6. Наличие детей, иждивенцев

 дети до 3 лет

 дети от 3 до 16 лет

 ребенок-инвалид

 родственники на иждивении

 не имею


2.7. Имеются ли ограничения по здоровью

 да

2.8. Назовите причину увольнения с последнего места работы

 сокращение численности штата или ликвидация предприятия

 по не зависящим от сторон обстоятельствам

 по собственному желанию

 по истечению сроков трудового договора

 по соглашению сторон

 другое


2.9. Длительность перерыва в работе

 нет перерыва

 до 1 месяца

 от 1 месяца до 6 месяцев

 от полугода до 1 года

 от 1 года до 3 лет

 свыше 3 лет



2.10. Имеете ли Вы повышение квалификации

 в последние 2 года

 в последние 5 лет

 не имею


2.11. Подтверждено ли повышение квалификации документами (сертификатами свидетельствами дипломами)?

 да

2.12. Наличие нескольких специальностей, дополнительных навыков (владение ПК, вождение автомобиля и т.п.)

 да

2.13. Осуществляли ли Вы поиск работы самостоятельно?

 да

2.14. Как Вы оцениваете перспективу своего трудоустройства

 в течение 1 месяца

 в течение полугода

 по окончанию обучения

 затрудняюсь


3. - - .

Спасибо!

Пункты 3.1-3.2 заполняются специалистом ЦЗН

3.1Уровень востребованности профессии на рынке труда

 высокий

 средний

 низкий


3.2Уровень индивидуальной активности

 высокий

 средний

 низкий

Приложение 2

к технологии по профилированию

безработных граждан в

Камчатском крае
Анкета 2
Здравствуйте!

С целью эффективного взаимодействия со службой занятости просим Вас ответить на предложенные вопросы. Выберете наиболее подходящий для Вас вариант ответа. Время заполнения анкеты составляет не более 5 минут

Дата заполнения_________________________

1 .Фамилия, имя, отчество __________________________________________________________


Вопрос

Ответ

Служебное поле

2.1. Ваши ожидания от службы занятости

 получение помощи в трудоустройстве

 получение пособия по безработице

 получение бесплатного профессионального обучения

 получение направления на досрочную пенсию

 получение материальной помощи

 для участия в оплачиваемых общественных и временных работах

 сохранение трудового стажа

 другое


2.2. Какие варианты поиска работы Вы использовали?

(возможно, несколько вариантов)



 поиск через службу занятости

 поиск работы через объявления о вакансиях в средствах массовой информации

публикация объявления о поиске работы в газете

 личное обращение к работодателю

 поиск работы через знакомых

 не искал



2.3. Для чего Вам важна работа (несколько вариантов)

 источник материальных средств

 наличие определенного социального статуса

 придает уверенность в себе, психологическая комфортность

 способ самореализации

 способ профессионального развития

 Свой вариант_______
 затрудняюсь ответить


2.4.Можете ли Вы себе позволить не заниматься трудовой деятельностью

 да
 затрудняюсь ответить

2.5. Имеете ли конкретное представление о своей будущей работе

 да
 другое

2.6. Если у Вас возникли трудности с трудоустройством, и нет предложений о работе. Ваш выбор

 приму предложение, даже если оно не привлекательно

 выйду на временную работу

 буду ждать новых вариантов

 задумаюсь о переобучении

 надеюсь на помощь службы

 Свой вариант_______


 затрудняюсь ответить

2.7. Готовы ли Вы пройти профессиональную подготовку переподготовку или повышение квалификации?

 да
 затрудняюсь ответить

2.8. Каковы Ваши планы на ближайший месяц?

 ознакомиться с вакансиями

 готов приступить к работе

 мне необходимо время для восстановления сил, здоровья

 Свой вариант_______

 затрудняюсь ответить


2.9. Готовы ли Вы приступить к работе в течение двух дней, если появится подходящее предложение?

 да
 затрудняюсь ответить

3. . Насколько полно и искренне Вам удалось ответить на вопросы анкеты? (Выразите свой ответ в баллах от 1 до 10 на шкале, где 0 - «ни на один вопрос мне не удалось ответить полно и искренне», а 10 - «на все вопросы мне удалось ответить полно и искренне») .

0___1___2___3___4___5___6___7___8___9___10

Спасибо!


Пункт 3.1 заполняется специалистом ЦЗН

3.1. Активно ли используются предлагаемые варианты содействия службы занятости

 использует все предложенные варианты и ищет самостоятельно

 использует только предложенные варианты

 уклоняется от предложенных вариантов


Заключение _____________________________________________________
Специалист______________________________________________________

Приложение3

к технологии по профилированию

безработных граждан в

Камчатском крае
ПРОФИЛЬНЫЕ КАРТЫ
Профильная группа 1 (M В )

Условное название:* Готовые приступить к работе

Параметры:

Уровень мотивации к трудоустройству: высокий (М )

Профессиональная востребованность: высокая (В )

Трудовые показания: без ограничений



Направления работы

1.



2.

Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан

3.

Консультация о правах и обязанностях граждан, обратившихся в центр занятости, ознакомление с перечнем государственных услуг в области содействия занятости ; предоставление информации об участии в специальных программах по содействию занятости населения

4.

Предоставление государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте РФ

5.



6.



7.

Предложение о предоставлении государственных услуг по содействию самозанятости безработных граждан

8.


Перечень мероприятий для безработных граждан 2 и 3 профильной группы



Направления работы

1.

Регистрация граждан в целях содействия поиска подходящей работы, а также регистрация безработных граждан

2.



3.

граждан*


4.

Предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, включая работу временного характера и общественные работы

5.



6.

Предоставление государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

7.

профессионального обучения



8.

безработных граждан



9.


10.

безработных граждан



11.



12.

Информирование о проведении мероприятий, проводимых центром занятости населения (ярмарки вакансий учебных и рабочих мест)

13.

Предложение о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в переселении для работы в сельскую местность

Перечень мероприятий для безработных граждан 4 и 5 профильной группы



Направления работы

1.

Выяснение причин обращения в центр занятости населения

2.

Регистрация граждан в целях содействия поиска подходящей работы, а также регистрация безработных граждан

3.

Консультация о правах и обязанностях граждан, обратившихся в центр занятости, ознакомление с перечнем государственных услуг в области содействия занятости; предоставление информации об участии в специальных программах по содействию занятости населения

4.

Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных

граждан*


5.

Предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы

6.

Предоставление государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте РФ (по заявлению-анкете)

7.

Предоставление государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

8.

Предложение о предоставлении государственной услуги по организации временного

трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые



9.

Предложение о предоставлении государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ

10.

Предложение о предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства,

профессионального обучения



11.

Предложение о предоставлении государственных услуг по содействию самозанятости

безработных граждан



12.

Предложение о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации

безработных граждан на рынке труда



13.

Предложение о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке

безработных граждан



14.

Предложение о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению

15.

Информирование о проведении мероприятий, проводимых центром занятости населения (ярмарки вакансий учебных и рабочих мест)

*Государственная услуга по профилированию безработных граждан может осуществляться при предоставлении государственной услуги по социальной адаптации (по групповой форме)


Приложение 5

к технологии по профилированию

безработных граждан в

Камчатском крае


Перечень мероприятий (услуг) для безработных граждан с учетом профильных групп



Рекомендуемые программы

Профильные группы безработных

Длительные безработные


Высвобожденные работники

Многодетные и одинокие родители

Женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей


Молодежь

Выпускники профессиональных образовательных учреждений

Граждане, уволенные с военной службы (без права на пенсию)



Инвалиды

Лица с ограниченной трудоспособностью

Лица,освобожденные из учреждений исполнения

наказаний


Временное трудоустройство граждан, испытывающие трудности в поиске работы

V

V

V

V

V

V

Временное трудоустройство безработных несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, испытывающих трудности в поиске работы

V

V

Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

V

V

V

Организация проведения оплачиваемых общественных работ

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Организация самозанятости

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Профессиональная ориентация граждан

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Социальная адаптация безработных

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Психологическая поддержка безработных граждан

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Ярмарки вакансий

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Ярмарки учебных мест

V

V

Мини-ярмарки

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Досрочная пенсия

V

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Профилирование безработных - основа реализации активной политики занятости

Трудовое право

Профилирование безработных - основа реализации активной политики занятости

Приоритетным направлением государственной политики на рынке труда является разработка и реализация активных программ по оказанию содействия незанятому населению в поиске работы и помощи в трудоустройстве, в повышении конкурентоспособности безработного на локальном рынке труда. Для постоянного роста эффективности этого содействия требуется разработка и использование современных методик работы с безработными. Как показывает международный опыт и практика работы служб занятости некоторых российских регионов, профилирование безработных - одно из перспективных направлений деятельности службы занятости. Профилирование представляет собой систему разделения безработных на категории, или группы, в соответствии с возможным риском длительной безработицы. Он оценивается на основании индивидуальных характеристик безработного, которые отражают потенциал трудоустройства и мотивацию к труду. С целью повышения этого потенциала для тех групп граждан, помощь которым со стороны службы занятости является экономически эффективной при заданных ресурсных ограничениях, определяются наиболее предпочтительные активные программы занятости. Центром экономических и финансовых исследований и разработок РФ был проведен выборочный анализ используемых в органах занятости пилотных регионов технологий работы с безработными гражданами и принятого порядка включения безработных в состав участников активных программ занятости. К пилотным регионам отнесены Республика Карелия, Челябинская, Московская, Омская и Воронежская области. Сотрудники центра провели серию интервью со специалистами центров занятости населения данных регионов, изучили методики и информационные материалы, раскрывающие используемые технологии. Была также подготовлена специальная анкета, вопросы которой нацелены на выявление практики работы с безработными гражданами, и в частности, критериев их отбора для участия в активных программах занятости. Результаты проведенных исследований и стали предметом обсуждения на семинаре-совещании в Минтруде РФ, состоявшемся 10 сентября. Открыли и вели семинар заместитель министра труда и социального развития РФ М. А. Топилин и замсетитель генерального директора Российского фонда социальных реформ В. В. Трубин. С докладами об основных положениях проекта методики профилирования безработных граждан и организационно-правовых аспектах реализации этой методики выступили ведущие научные сотрудники Центра экономических и финансовых исследований и разработок, руководитель работ по проекту И. А. Денисова и заместитель руководителя С. М. Гуриев. В работе семинара-совещания участвовал и выступал руководитель Департамента ФГСЗН по Республике Карелия М. В. Анненков. Состоялась дискуссия по обсуждению проекта методики профилирования безработных в качестве основы планирования активных программ содействия занятости населения. В ней приняли участие представители Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы, Министерства труда и социального развития РФ, Департаментов ФГСЗН субъектов Российской Федерации, представительства Всемирного банка в Москве, научной общественности. По общему мнению участников семинара-совещания, методики профилирования, разработанные специалистами региональных служб занятости, распространение и использование систематизированного и обобщенного опыта в этом направлении, призваны, по мнению разработчиков проекта, повысить эффективность работы центров занятости населения. В четвертом квартале текущего года планируется проведение эксперимента по практическому применению разработанных автоматизированных методик, в том числе в службе занятости Карелии.

Cамозанятость безработных на основе предпринимательской деятельности

Еще в первой половине 90-х годов республиканская служба занятости населения стала помогать гражданам, оставшимся без работы, в организации предпринимательской деятельности. Тогда же определились и принципиальные особенности содействия самозанятости безработных. Субсидия, компенсирующая часть расходов на организацию собственного дела, выдавалась единожды, причем на ее размер не влияли ни сумма пособия по безработице, выплаченного ранее, ни затраты на обучение или переобучение. Претендент обязательно должен был представить технико-экономическое обоснование (бизнес-план) будущей деятельности, который подтверждал бы серьезность его намерений и эффективность использования средств. Служба занятости содействовала в организации собственного дела только тем безработным, кому невозможно было найти подходящую работу. Все отношения службы занятости с гражданином оформлялись в виде договора. С 1996 года снизились страховые взносы в фонд занятости, выросли долги по пособиям перед безработными гражданами. Как следствие, ряд активных программ на рынке труда, в том числе субсидируемая самозанятость, был свернут. В 1998 году начались положительные изменения, обусловленные, прежде всего, опытом работы службы занятости населения в условиях дефицита денежных средств, взаимозачетами с предприятиями, задолжавшими в Государственный фонд занятости, и с безработными. В основе технологии взаимозачетов лежал принцип движения не реальных денежных средств, а товарно-материальных ресурсов в натуральном виде. В течение 1998 года специалисты республиканской СЗ изучали опыт организации самозанятости населения, проживающего в сельской местности, в Пензенской, Ярославской и Тверской областях. Все последние годы наибольшие проблемы вызывало трудоустройство именно этой категории безработных, так как привычная система государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий была практически разрушена. Это привело их к крайне тяжелому финансовому и экономическому положению, вызвало резкое сокращение объемов производства мясомолочной, растениеводческой продукции, производства пушнины и, как следствие, массовую безработицу на селе. Опираясь на опыт коллег в других областях РФ, методические и нормативные материалы, анализ ситуации на республиканском рынке рабочей силы, Министерство труда и занятости РК разработало и утвердило в мае 1999 года Порядок работы с безработными гражданами, постоянно проживающими в сельской местности и желающими начать собственное дело по производству сельскохозяйственной продукции. К сожалению, в 1999 году значительных результатов в сфере самозанятости безработных граждан достигнуть не удалось. Всего 9 человек открыли свое дело. В Олонецком районе 24 человека заключили трудовые соглашения с сельхозпредприятиями о выращивании овощей на арендованном участке земли Главная причина невысоких результатов - не удавалось преодолеть недоверие безработных к новой форме занятости, подготовить их организационно и психологически. Те же, кто проявил интерес к индивидуальной предпринимательской деятельности, столкнулся с проблемой: не хватало знания даже элементарных основ предпринимательства. Тогда Департаментом была продумана модель практической помощи: выездные одно- двухдневные семинары по месту жительства граждан. Целями экспресс-учебы была психологическая подготовка и ориентирование безработных граждан на самозанятость, а также обучение основам предпринимательской деятельности. Семинары для специалистов службы занятости и безработных, желающих самим обеспечить себя работой, прошли в Пудожском, Олонецком, Медвежьегорском, Лоухском, Суоярвском, Лахденпохском, Беломорском, Питкярантском районах, а также г. Сортавала. Проблемы сельской самозанятости обсуждались со специалистами администраций местного самоуправления, занимавшимися вопросами сельского хозяйства. К проведению учебы привлекались специалисты налоговой инспекции, Пенсионного фонда, администраций местного самоуправления. На занятиях освещались на доступном уровне общие вопросы предпринимательства, давались рекомендации по составлению бизнес-планов, юридические и методические консультации. В течение 2000 года более 600 безработных граждан получили информационно-методическую помощь по вопросам предпринимательства и практическую помощь в составлении бизнес-планов. Финансовая помощь (субсидия на организацию собственного дела) была оказана 216 безработных гражданам. Всего в 2000 году на субсидии для поддержки предпринимательской деятельности было выделено из средств Государственного фонда занятости населения 1096 тыс. рублей. Это позволило 184 чел. заняться животноводством, 7 - растениеводством, 4 - рыболовством и 2 - пчеловодством. 19 человек приступили к деятельности в других отраслях, не связанных с сельским хозяйством (бытовое обслуживание, транспортные услуги, производственная деятельность). Наибольшее количество безработных граждан трудоустроили на условиях самозанятости Пудожский (72 чел.), Олонецкий (53 чел.), Медвежьегорский (36 чел.) отделы занятости населения. "Программа содействия занятости населения РК на 2001 год" предусматривала оказание финансовой помощи 200 безработным гражданам, оформляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом работать предстояло в новых условиях - бюджетного финансирования и юридической самостоятельности центров занятости населения. По-прежнему содействие самозанятости оказывалось преимущественно безработным гражданам, проживающим в сельской местности. Однако теперь акцент переносился на организацию собственного дела в сфере бытового обслуживания населения. В связи с этим Департамент разработал образец бизнес-плана мини-парикмахерской. В 2001 году семинары по проблемам организации самозанятости безработных были проведены в Прионежском, Пряжинском и Медвежьегорском районах, в городах Сортавала и Костомукша. В условиях перехода на бюджетное финансирование существовавшая ранее нормативная база перестала действовать, а новый нормативный документ "Положение о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета" был утвержден приказом Министерства труда и социального развития РФ только 16 февраля 2001 года. Были потеряны 2 месяца. В 2001 году 306 человек занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица, из них 279 чел. (83,2 % - в сельской местности) получили финансовую помощь в виде субсидий из федерального бюджета на общую сумму 2566,6 тысячи рублей, что в 2,3 раза больше, чем в 2000 г.. Размер субсидии для организации предпринимательской деятельности без образования юридического лица был установлен в пределах суммы 12-кратного утвержденного на момент заключения договора минимального прожиточного уровня в регионе. Свыше 80 % безработных занялись животноводством и выращиванием птицы, остальные - преимущественно растениеводством и сферой бытовых услуг. Наиболее активно в 2001 году помогали организации самозанятости безработных граждан Пудожский (53 чел.), Медвежьегорский (42 чел.), Олонецкий (31 чел.), Суоярвский (34 чел.), Пряжинский (20 чел.), Прионежский (19 чел.), Питкяратский (19 чел.) центры занятости населения. Таким образом, Департаментом, центрами занятости населения за 1999-2001 гг. был накоплен достаточно большой опыт в сфере поддержки предпринимательской активности безработных граждан. Свыше 2 тысяч безработных граждан получили консультационные и учебно-методические услуги, 504 из них занялись предпринимательской деятельностью, получив субсидии, 75 трудоустроились, арендуя землю. Г. ЗАВОДОВСКИЙ, заместитель руководителя Департамента ФГСЗН по РК.

Описание предмета: «Трудовое право»

Трудовое право - отрасль права, регулирующая труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях и организациях, регламентирующая отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения туда, администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления и применения условий труда; по рассмотрению трудовых споров; по охране труда и др.

Литература

  1. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 464 с.
  2. Труд и занятость в России. 2005. – М.: Росстат, 2006. – 504 с.
  3. Экономическая активность населения России. 2006. – М.: Росстат, 2006. – 208 с.
  4. И.М. Алиев, Н.А. Горелов. Политика доходов и заработной платы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 384 с.
  5. Экономическая активность населения России 2008. – М.: Росстат, 2008. – 168 с.
  6. И.И. Глущенко. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. – М.: АПК и ППРО, 2009. – 128 с.
  7. С.М. Швец. Формирование инвестиционной политики рационального освоения недр. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 528 с.
  8. А.М. Артемьев. Реализация кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: организационно-правовой аспект. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2003. – 144 с.
  9. К.Г. Кязимов. Социальное партнерство. Теория и практика. – М.: МИК, 2011. – 400 с.
  10. А.Я. Кибанов, М.В. Ловчева, Т.В. Лукьянова. Реализация молодежной политики в Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2013. – 152 с.
  11. Валерий Плашенков, Любовь Антропова und Наталья Дорофеюк. Механизмы реализации активных и интерактивных методов обучения в ВУЗе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 192 с.
  12. Владимир Лапин und Юрий Лапин. Приоритеты налоговой политики России в условиях новой экономики. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 184 с.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме