Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Социальный паспорт семьи в школе как заполнять. Понятие социальный статус семьи виды и значение

Семья - это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.

Это устоявшийся факт в сфере социальной работы. Проблемой детских домов является изоляция сирот от внешнего мира, полная или частичная. Как следствие, все социальные навыки они могут получать только в рамках своей группы.

Одним из самых важных параметров, обозначающих степень эффективности выполнения основной является ее социальный статус. Поэтому сейчас все активнее выступают за приемные или фостерные семьи.

Что это?

Это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается социальный статус семьи. Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.

Виды

Есть несколько критериев, по которым можно оценивать социальный статус семьи. Виды, приведенные в этом разделе, являются самостоятельными.

  1. статус семьи. Что это? Так называются характеристики, отражающие особенности микроклимата внутри нее. Это общая динамика отношений между людьми, проживающими под одной крышей и связанных узами родства. Определение социально-психологического статуса сопряжено с проведением довольно сложных исследований, таких как социометрия и референтометрия.
  2. Социально-экономический статус семьи. Так называется категория, отображающая материальную сторону вопроса. В нее входит огромное количество факторов: суммарный доход, душевой доход (то есть такой, который получает один ее член), имеющаяся собственность и ее стоимость, уровень потребления каждого члена этой семьи. Также сюда входят факторы, связанные с заработком денег и трудоустройством членов семьи.
  3. Культурный социальный статус семьи - что это? Его узнать достаточно просто. Для этого нужно определить такие параметры, как уровень образования каждого из членов семьи, насколько каждый из них социализирован, какое отношение у них к разным социальным нормам, принятым в обществе.
  4. Ситуационно-ролевой социальный статус семьи - что это? Его можно отнести и к социально-психологическому, но он касается взглядов родителей на воспитание ребенка, а если быть более точным - на представления о том, какими должны быть мама, папа и ребенок.

Эти критерии можно применять для оценки социального статуса семьи как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа.


Как определяется социальный статус

Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить. Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный Тем не менее все способы достижения цели определить такой сложный критерий базируются на основных постулатах.

  1. Количество брачных партнеров. По этому критерию семьи делятся на полные, формально полные и неполные. Здесь все просто - к первому типу семей принадлежат те, в которых есть оба родителя. Формально полные - это те, в которых только один родитель участвует в воспитании ребенка. Ну и неполные семьи - это те, в которых есть только один из родителей или же воспитанием занимается бабушка или дедушка в случае отсутствия отца и матери.
  2. Стадии жизненного цикла семьи. По этому параметру можно все семьи разделить на молодые, зрелые и пожилые. Каждый из этих типов семей лучше справляется с определенным типом задач. Например, молодые семьи с легкостью выполняют задачу рождения ребенка, а пожилым легче его воспитать. Оптимальным вариантом в этом случае являются зрелые семьи, в которых хотя бы одному из родителей недавно исполнилось 35 лет.
  3. Порядок заключения брака. На социальный статус влияет и то, в какой раз уже был заключен брак. Так, семьи, в которых имеется отчим или мачеха, называются вторичными. Если же брак заключается впервые, то такие называются первичными браками.
  4. Количество поколений. В семьях может жить как одно поколение, так и два или три. К примеру, в доме живут не только родители ребенка, но и бабушки с дедушками. В этом случае говорят, что семья имеет два поколения.
  5. Ну и, наконец, по количеству детей они подразделяются на бездетные, малодетные или многодетные.

Данные факторы во многом влияют на образ жизни семьи, а в определенных случаях могут даже сделать ее неблагополучной.

Сейчас поговорим более детально о такой категории, как социальный статус семьи. Виды приведены ниже.

Условно благополучные семьи

Для данного характерен прекрасный уровень реализации функций. Но при этом нельзя однозначно сказать, что все так гладко. Внутри каждой семьи есть свои неурядицы, но они настолько мелкие, что ими можно немного пренебречь. Именно поэтому в названии имеется слово "благополучные", так они наиболее адаптированные к социуму.

Благодаря этим шероховатостям браки подобного типа можно назвать лишь условно благополучными, но несмотря на это, в услугах социального работника они на данном этапе не нуждаются, так как имеют все необходимые для выживания ресурсы. Супруги зарабатывают достаточно денег, отношения внутри семьи в целом благоприятные, родители имеют если не высокий, то хотя бы средний уровень культуры и быстро адаптируются к потребностям детей и находят с ними общий язык. В общем, можно сказать, что у семьи высокий социальный статус. Примеры искать не приходится. Большая часть семей среднего и высокого достатка, уделяющих внимание своим детям, является примером условно благополучных.

Семьи группы риска

Как правило, у этой категории семей есть какие-то отклонения, но они лишь незначительно сказываются на эффективности воспитания. Как правило, такие браки при наличии определенных обстоятельств могут стать неблагополучными. С целями такие семьи справляются, но через силу. К сожалению, вся социальная работа с такими браками касается преимущественно их поддержки, благодаря чему они не переходят в категорию неблагополучных. Примерами данного статуса могут служить некоторые многодетные, неполные семьи. В них родителям сложно уделять детям должное количество внимания и средств.


Неблагополучные семьи

Для таких семей характерен низкий социальный статус в одной или больше из перечисленных выше сфер, и с функциями воспитания они не справляются. Такие семьи нуждаются в помощи социального работника, без него они ничего не могут поделать. Специалистами проводятся разные мероприятия, направленные на восстановление их функциональности.

Конечно, не всегда воспитание ребенка в таких условиях совсем не имеет результатов, в некоторых случаях оно может осуществляться, но недостаточно интенсивно. Как следствие, ребенок плохо социализируется, что приводит к личностным проблемам в дальнейшем, а также потенциальной неспособности создать хорошую семью из-за отсутствия необходимых примеров для подражания.

Асоциальные семьи

Ну и наконец самая неадаптированная категория семей, которая никак не выполняет своих функций. И причина этого кроется даже не в неумении родителей воспитывать ребенка, а в нежелании. Такие семьи нуждаются в коренных изменениях. Какой брак можно назвать асоциальным? В первую очередь, такой, в котором у одного или обоих супругов присутствуют признаки девиантного или деликвентного поведения. Также при присвоении семье этой категории необходимо обратить внимание на жилищно-бытовые условия, которые зачастую не соответствуют даже элементарным нормам.

Дети в таких семьях растут голодными, беспризорными и часто становятся жертвами насилия как внутри самой семьи, так и за ее пределами. Примерами могут служить семьи лиц с психическими отклонениями, страдающих алкогольной зависимостью, наркоманов. В принципе, грань между неблагополучной и асоциальной категорией временами очень тяжело найти. Условия жизни в семье настолько ужасные в асоциальных семьях, что детям часто на улице лучше, чем с родителями.

Социальный статус семьи - анкета

Часто при поступлении в школу или детский садик предлагают заполнить специальный бланк. В нем зачастую есть графа "социальный статус семьи". Анкета может и не давать разъяснений. Что нужно указывать в этом случае? Как правило, подразумевается всего лишь такой критерий, как полнота семьи. В этом случае пишите, полная ваша семья или же нет.

Итак, мы разобрали значение такого понятия, как "социальный статус семьи", примеры рассмотрели, а также поняли, по каким критериям нужно производить оценку степени адаптированности определенной ячейки общества к воспитанию детей.

Социальный паспорт семьи

Фамилия семьи___

I. Общие сведения о ребенке

1. Ф. И. О._________________________________________________________

2. Пол____________________________________________________________

3. Дата рождения __________________________________________________

4. Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть):

почтовый индекс___________________________

город (село) _______________________________

улица_____________________________________

дом ______________________________________

квартира__________________________________

контактный телефон________________________(домашний)

________________________(мобильный)

II. Социальнобытовой статус семьи

Жилищные условия_______________________________________________

1. Мать:

2. Отец:

Ф. И. О. _________________________________________________________

возраст__________________________________________________________

образование______________________________________________________

профессия _______________________________________________________

род занятий в настоящее время____________________________________________________________

3. Социальный статус семьи (многодетная, полная, неполная, опекунская) (подчеркнуть).

4. Если родители в разводе, сколько лет было ребенку, когда родители развелись _______________

как ребенок пережил развод?

5. С кем проживает ребенок? (состав семьи)

_________________________________________________________________

6. Проживают ли совместно с семьей бабушка и дедушка? _________________________________________________________________

7. Отношения между взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряженные, конфликтные) (подчеркнуть и вписать - между кем) _________________________________________________________________

8. Отношения ребенка со взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряженные, конфликтные) (подчеркнуть и вписать - между кем) _________________________________________________________________

9. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни

_________________________________________________________________

10. Были ли в жизни ребенка резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими, госпитализация и т. п.)?

11. Каково материальное положение семьи, доход - ниже среднего, средний, выше среднего (подчеркнуть).

12. К кому из членов семьи ребенок больше привязан __________________________________________________________________

13. Впишите, кто из взрослых играет с ребенком, читает __________________________________________________________________

занимается________________________________________________________ водит в детский сад ________________________________________________

в случае болезни ___________________________________________________ гуляет_____________________________________________________________разбирает конфликты________________________________________________

14. Назовите основные виды игр и занятий дома __________________________________________________________________

15. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто?

__________________________________________________________________

16. Имеются ли у ребенка какие- либо отрицательные привычки (впишите, какие именно)? _____________________________________________________

17. Назовите меры наказания ребенка, которые Вы применяете?

__________________________________________________________________

18. Поощряете ли Вы ребенка дома (если да, то как)?

__________________________________________________________________

19. Как ребенок реагирует на запреты?_________________________________

20. Чем больше всего любит заниматься ребенок (любимые игры, игрушки)?

__________________________________________________________________

21. Причины утомления ребенка (от общения, физических, умственных нагрузок или др.) ___________________________________________________

22. Каков общий эмоциональный фон Вашего ребенка (спокойный, жизнерадостный, подавленный, тревожный, резкие смены настроения или др.) _______________________________________________________________

23. Есть ли какие- либо трудности в поведении ребенка, с чем они связаны?

__________________________________________________________________

24 Особенности ребенка, тревожащие Вас __________________________________________________________________

25. С какого возраста ребенок посещает ДОУ?__________________________

26. Как Ваш ребенок относится к посещению ДОУ (ходит с удовольствием, не любит, ему все равно)? __________________________________________________________________

27. Как ведет себя дома после посещения ДОУ (возбужден, утомлен, расстроен, рассказывает, что было в саду)?

__________________________________________________________________

III. Состояние здоровья ребенка

1. Часто ли болеет ребенок?

_________________________________________________

2. Какими болезнями болеет чаще? _________________________________________________

3. Есть ли хронические заболевания? _________________________________________________

4. Наблюдается ли ребенок у врачей- специалистов?

_________________________________________________

5. Какие проблемы семейной педагогики вызывают у вас наибольший интерес? _______________________________________________________

_______________________________________________________________

7. Пожелания работникам ДОУ по поводу взаимоотношений с Вашим ребенком:______________________________________________________

Дата заполнения________________________________________________

Подпись родителя_______________________________________________

Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему требуется информационная помощь воспитателя, родителей, администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).

Социальный паспорт включает в себя следующие разделы:

 характеристика семей по количеству детей в семье;

 характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);

 характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);

 характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);

 выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;

 выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;

 выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);

 выделение группы детей из семей безработных;

 выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов (если имеются);

 выделение группы детей из семей военнослужащих (если имеются);

 выделение группы детей, родители которых алкоголики, наркоманы, находятся в местах заключения, жестоко обращаются с детьми, психически неуравновешенные, педагогически несостоятельные и т.д.;

 выделение группы детей, родители которых являются студентами.

Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога.

Для начала определим, какую семью мы считаем семьей «группы риска». Семьи «группы риска» - это семьи, в которых дети ограничены в своих правах. Например: право на собственный дом (малообеспеченная семья проживают в невозможных условиях), право на общение с обоими родителями (в неполных семьях), право на полноценное развитие (семьи с детьми-инвалидами, малообеспеченные, опекаемые, или приемные семьи, где родители пренебрегают нуждами ребенка).

Согласно такому определению, семьи «группы риска» могут быть совершенно разными по социальному составу, достатку и состоянию здоровья. Деление на категории лежит в основе составления социального паспорта образовательных учреждений и в организации социального обслуживания семьи: семья такой-то категории получает право на такие-то льготы, пособия, услуги и т.д.

При этом главное не упустить из поля зрения семьи, которые мы можем отнести к категории неблагополучных семей.

В некоторых семьях с небольшим достатком, в малоимущих семьях могут пренебрегать нуждами детей. Однако это не означает, что все бедные родители плохо относятся к своим детям и все малоимущие семьи являются семьями группы риска по социальному сиротству. Главное здесь не потерять из виду семьи, в которых существует настоящая угроза здоровью и жизни ребенка.

Работая с такими семьями, сталкиваешься с рядом проблем:

 какие документы нужно вести на семьи группы «риска»;

 какую документацию должен вести сам социальный педагог;

 какую работу выполняет социальный педагог и многое другое.

Сегодня мы поговорим о ведении документации на семьи «группы риска».

Необходимый пакет документов по работе с семьями «группы риска»:

1. Методическая копилка: проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы в этом направлении.

2. Документация: по учету правонарушений родителями, отклонений в развитии детей, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных развивающих маршрутов семей, стоящих на контроле; по контролю движения детей; действий и результатов преодоления нарушений. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;

6. Учет обращений родителей, воспитателей, детей и разрешение поставленных ими проблем;

7. Данные по изучению социального состава семей, группы, ДОУ, социальных ожиданий родителей и педагогов, как субъектов образовательного процесса;

8. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;

10. Систематизированная информация по городским службам для родителей о возможных путях решения их проблем.

I блок «Ознакомительный»

1. «Сведения о родителях» (Общие данные, заполняют родители при поступлении в ДОУ, находятся в группе)

2. «Социальный паспорт семьи» (Углубленные сведения, заполняют воспитатели совместно с родителями);

3. «Социальный паспорт группы» (заполняют воспитатели на основании изучения СПС, наблюдения за родителями и детьми, совместно с соц. педагогом). Он содержит сведения о семьях «группы риска» группы.

На основании этих данных соц. педагог составляет «Социальный паспорт ДОУ»

II блок «Информационный»

Во-первых я систематизирую сведения о семьях «группы риска» по ДОУ, составляя списки семей по категориям обусловленности:

Многодетные семьи

Неполные семьи

Малообеспеченные семьи

Семьи с опекаемыми детьми и приемные семьи

Семьи с детьми – инвалидами

Неблагополучные семьи

Во-вторых я вывожу полученные данные в «Социальном паспорте ДОУ»

Собранные сведения являются начальным этапом по выявлению семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса. Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а сигнал, поступающий от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни. Например, воспитательница детского сада или медсестра может заметить синяки у малыша. Соседи могут стать свидетелями запугивания или плохого обращения с ребенком. Социальный педагог в ДОУ в случаях с детьми дошкольного возраста должен стать той самой «начальной инстанцией», куда поступает подобный сигнал. Он, по своему статусу и профессиональному положению, должен обладать не только необходимыми адресами и телефонами, а так же правовыми документами, позволяющими ему передать «сигнал» дальше - в те инстанции, которые способны вмешаться в судьбу ребенка и его семьи. Если социальный педагог участвует в отработке путей, по которым движется сигнал о плохом обращении с ребенком, если он умело и своевременно взаимодействует с различными организациями, отвечающими за работу с неблагополучными семьями, он вносит личный вклад в инновационный процесс по развитию индивидуального подхода при организации социальной работы.

III блок «Практический»

К «Сведениям о семьях с опекаемыми и приемными детьми» я прилагаю копии документов, подтверждающих отнесение семей к этой категории: постановление администрации, состав семьи, справку о регистрации, а так же в случае необходимости сопутствующие документы по изучению благополучности семьи: акты посещения семей, характеристики на детей и т.д.

К «Сведениям о семьях с детьми-инвалидами» - копию справки об инвалидности, копию удостоверения и так же в случае необходимости сопутствующие документы по изучению благополучности семьи: акты посещения семей, характеристики на детей и т.д.

Для правдивости сведений желательно прилагать:

 к «Сведениям о многодетных семьях» - справки о составе семей и т.д.

 к «Сведениям о малообеспеченных семьях» необходимо представлять справку о постановке на учет в органах соц. защиты.

 К «Сведениям о неполных семьях» - свидетельства о рождении, разводе родителей или другие подтверждающие копии документов.

Эти сведения обновляются 2 раза в учебном году: в начале учебного года (в октябре) и в середине учебного года (январе).

Отдельный пакет документов ведется с «неблагополучными» семьями. На каждую семью заводится папка «Карта индивидуального социально-педагогического патронажа»:

1. Характеристика на ребенка (написанная воспитателем)

2. Акты контрольного обследования материально-бытовых условий

3. Состояние здоровья ребенка (заполняется мед.сестрой)

4. Посещаемость ребенком ДОУ

5. Результаты наблюдения за ребенком

6. Результаты анкетирования детей и родителей

7. Заключение по результатам социально-педагогического обследования

8. Социальный паспорт семьи

9. Выписки протоколов ПМПк

10. План индивидуальной работы с семьей (составляется совместно с родителями)

11. Список оказанных видов помощи данной семье

12. Ходатайство о постановке семей на учет в КДН, ОДН, ГБД

13. Сигнальные карты

14. Оказанные виды помощи данной семье

15. Ходатайство о снятии семьи с учета (указать причину снятия).

Каждая семья «группы риска» связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога.

Защита детей - одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе - важнейшая задача социального педагога дошкольного учреждения. Своевременное выявление семей «группы риска» помогает не только прекратить нарушение прав ребенка в семье, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав, совершение правонарушений подростками и взрослыми людьми.

Иными словами, это возможность предотвратить появление будущего преступника и еще одного социального сироты - малыша, оставшегося без родителей.

«Чаще всего от психологического и физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях, - отметил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, выступая на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей 16 мая 2009 года. - По различным оценкам, у нас выявляется не меньше 100 тысяч таких семей в год. Дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую сами совершают преступления».

Работа в ДОУ по своевременному выявлению семей «группы риска» и семейного неблагополучия в них на ранних этапах кризиса, использование в дальнейшем новой технологии сопровождения такой семьи во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить не только изъятие ребенка из семьи, но и преступность. Значимость систематического ведения документации по работе с семьями «группы риска» должны понимать социальные педагоги детских садов.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ

Особое место в деятельности социального педагога занимает работа с семьями «группы риска» и проблемы семейного воспитания. Решение этих проблем целиком зависит от состава семьи, материальных условий, существующих ценностей, воспитательной целенаправленности, нравственной культуры.

Составление социально-педагогического паспорта семьи позволяет выявить целый ряд воспитательных возможностей и потребностей:

во-первых, диагностика взрослого окружения дает возможность определить наиболее традиционные формы профессиональной, культурной и бытовой ориентации.

во-вторых, она позволяет определить тех конкретных людей, которые реально или потенциально могут- быть центром внимания детей, могут стать для последних своеобразным образцом для подражания (в положительном или отрицательном плане).

в-третьих, диагностика выявляет людей, которые участвуют в воспитании детей, и тех которых можно привлечь к этой работе с целью повышения ее эффективности или людей, влияние которых на ребенка следует ослабить или нейтрализовать.

В процессе составления социально-педагогического паспорта семьи социальный педагог взаимодействует с различными специалистами: классными руководителями, педагогами организаторами, психологами, местными поликлиниками, органами внутренних дел, представителями общественности, соседями исследуемой семьи, непосредственно с семьей и ее членами.

Социальный паспорт семьи (1-й вариант)

Ф.И.О. ребенка

Какое образовательно* учреждение посещает ребенок?

Домашний адрес ребенка (прописан и фактический)

Родители:

Возраст родителей: мать, отец

Образование родителей: мать , отец_____________

Род занятий родителей и их профессии

Сколько лет существует семья _

Тип семьи (подробно охарактеризовать)

Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства) Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи,

получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.)

Жилищные условия:

нормальные (благоустроенная квартира, дом), неблагоустроенная

квартира, комната, общежитие, подробно описать все особенности

Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы

ее результаты?) _ --- -

В каких видах помощи нуждается семья?_

Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной

семьей и ее отдельными членами? ___

Какова помощь образовательного учреждения ребенку?

Отношения в семье.

Наследственные болезни

Психолого-педагогическая культура:

Знание интересов детей

Забота родителей о детях _

Суть конфликтов родителей с детьми

Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении?

Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование

ребенка в семье? (подробно описать)

Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение,

родственники и т.д.?

Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых

требований в воспитании, другие причины)?

Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям: равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности, и

Анализ ситуации в семье

Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется)

Цели работы с семьей

Основные направления работы для составления программы

Карту заполнил:

Ф.И.О. социального педагога

Социальный паспорт семьи (2-й вариант)

В карту вносятся следующие данные:

Адрес (населенный пункт, улица, дом, телефон)

Ф. И. О. мужа, дата рождения _-

Ф. И. О. жены, дата рождения -. _

Имена детей, даты рождения _______ _ --

/ до 6 лет: пол. __, возраст.

/ от 6 до 16 лет: пол, возраст _____

От 16 до 18 лет: пол, возраст,

Неполная семья: воспитывает одна мать, воспитывает один отец, воспитывает одна бабушка, дедушка или кто-то один из родственников

7. Число детей в семье:

ребенок ■

ребенка_ . --

многодетные: (кол-во детей) ___

если есть опекаемые дети, то их Ф.И.О. и даты рождения 8.Категория семьи: беженцы, многодетная, безработная,

малообеспеченная, семья военнослужащих и т.д.

9.Подростки до 18 лет, которые не работают и не учатся

Ю.Образование родителей (опекунов): (подчеркнуть)

высшее, среднее специальное, среднее, классов и меньше: (расшифровать)

11.Специальность: (подчеркнуть)

Гуманитарная, техническая, медицинская, педагогическая, экономическая, торговля, снабжение, сельская, строительная, мастера различных профилей: (расшифровать)

12.Место работы и должность:

13.Доход семьи (нуждается или нет)

14.Наличие приусадебного участка

15.Наличие подсобного хозяйства

16.Наличие жилья (нуждается или нет)

17.Жилищные условия: ветхое жилье (не пригодное для проживания), требуется капитальный ремонт, требуется частичный ремонт или переоборудование, требуется расширение жилплощади и т.д.

18. Состояние здоровья членов семьи: взрослые инвалиды, дети-инвалиды, хронические заболевания

19.Награды, почетные звания, льготы

20.Состоит на учете в Центре (помощи семье и т.п.) или нет

21.Основные проблемы семьи

22. Программа помощи семье:

Карту заполнил:

Ф.И.О. социального педагога

Как составить социальный паспорт

Социальный паспорт означает собой набор характеристик социального благополучия семьи, класса, той или иной организации, коллектива, области и даже страны. Но наибольшее распространение социальный паспорт получил в образовательной системе.

Вам понадобится

Опрос детей и родителей;

Систематизация данных.

Инструкция

Составляя паспорт класса, разделите его на четыре основных раздела: семьи, в которых дети растут без отца, многодетные семьи, неблагополучные семьи, дети, которые находятся на контроле.

Кроме определения благополучных и неблагополучных семей не забывайте о характеристике личности самого ребенка. Для этого время от времени проводите в классе анкетирования. Желательно делать это в уже сформированном коллективе, где уже возникли налаженные связи и нет новичков. Общие выводы делайте не только на основе ответов учеников, но и на своих собственных наблюдениях. Существует множество анкет и тестов, которые позволяют раскрыть личностные данные человека и составить его социальный паспорт. В личностной карточке подростка напишите его интересы, успехи в учебе, активность, ответственность, инициативность, общительность, уверенность в себе, решительность, положение в коллективе, проявление агрессии, отношение к алкоголю, никотину. Обратите внимание на культуру речи: сквернословит ли он в общественных местах или воздерживается от нецензурных выражений.

В социальном паспорте группы (класса, коллектива) укажите количество человек, их возраст, наиболее предпочитаемые совместные занятия, излюбленные темы бесед, используемые жаргонные слова, клички, лидеров и аутсайдеров, конфликты в группе и их причины, увлечения и т. п.

Учтите, что родители или ученики имеют право не отвечать на ряд вопросов, информация по которым, по их мнению, является конфиденциальной и сугубо личной. Это может быть состояние здоровья ребенка, место работы родителей и т. д. Сбор информации согласно Федеральному Закону «О персональных данных» должен быть добровольным, то есть вы не имеете права заставлять ребенка или его родителей заполнять те или иные анкеты без их добровольного согласия.

  • Особенности данного института
  • Сегодняшнее состояние института
  • Социальный статус
  • Разновидности статусов

При изучении такого вопроса, как социальный статус семьи, виды которого поддавались детальному анализу многими исследователями за последние столетия, нужно осознавать, насколько важна семья как социальный институт, какие функции она выполняет в нашем обществе. Без понимая того, что такое семья по антропологии и психологии, нельзя понять, почему государство обращает столько внимания на ее социальный статус, а еще на укрепление брачных отношений в стране.

Особенности данного института

Семья – это один из древнейших социальных институтов. Сложно достоверно узнать, когда она впервые возникла. Вероятно, данная группа в основе своей является продолжением обычным для многих животных отношений. Ведь не только человек, но и некоторые другие виды живых существ выбирают себе партнера на всю жизнь. Возможно, человек взял подобный обычай с собой, эволюционируя в разумное существо.

У разных народов и цивилизаций ячейка общества занимала разное положение и выполняла различные функции. Где-то она была лишь небольшой частью общего рода, даже не имея зачастую собственного отдельного дома. Но единым было всегда одно – она выступала средством защиты индивидуума. А еще нужна была для воспитания детей.

Именно социализация подрастающего поколения, то есть детей, – основная функция, которой семья наделена с незапамятных времен до сегодняшнего дня. Как показывает практика, именно в семье дети лучше всего усваивают необходимые им для жизни в обществе знания, умения и навыки.

Это связано с тем, что основным средством познания мира для человека на первых этапах жизни является подражание. Наблюдая за своими родителями, ребенок учится на их примере, усваивает необходимое – от элементарных действий вроде ходьбы до сложного невербального общения, то есть с помощью мимики и жестов.

Вернуться к оглавлению

Сегодняшнее состояние института

В последние годы возникла тенденция к снижению роли семьи в современном обществе. Особенно это заметно на примере развитых постиндустриальных стран, где воспитание детей уходит на второй план, а на первый – строительство собственной успешной карьеры, которой семья может быть часто не столько опорой, сколько помехой. Но вряд ли в ближайшие столетия семье грозит полное исчезновение. Не будем забывать о том, что данная тенденция затронула далеко не все страны мира, и говорить, что это устоявшееся движение, пока рано.

Семья как социальная ячейка общества обладает определенным юридическим статусом.

По Семейному кодексу данный институт представляет собой добровольный союз мужчины и женщины. В рамках данного союза они получают определенные имущественные и иные права, которыми не могут обладать по отношению друг к другу лица, брак никогда не заключавшие. В последние годы широко распространилась практика, при которой такой союз никак официально не оформляется. Если говорить применительно к России, – не был составлен акт гражданского состояния с оформлением свидетельства о браке. Некоторые молодые люди полагают, что это пустая трата времени. Однако без этой процедуры будет очень сложно доказать, что вы состояли в семейных отношениях.

В случае расставания не произойдет раздела имущества, а в случае смерти одного из супругов, второму будет практически нереально стать наследником, если не было составлено завещание. Кроме того, такая пара не может претендовать на льготы и тому подобные меры социальной поддержки, предоставляемые семьям во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации.
В современном обществе это не только добровольный союз (прошедший официальную регистрацию) взрослых людей, но еще их дети. Такой союз служит средством социализации детей, создает имущественные и иные связи между супругами.

Вернуться к оглавлению

Социальный статус

Теперь, когда вы знаете, что такое семья, перейдем к такому вопросу, как социальное положение семьи, разберемся, какие положения современного законодательства служат для определения формулировок социального статуса брачного союза.

Под социальным статусом семьи понимается то положение, которое она занимает в обществе. Это могут быть критерии разного вида, включающие в себя все аспекты семейного статуса. Например, материального положения. Далее мы постараемся разобраться, что же именно понимается под социальным статусом, под каким бы видом ни подавался этот термин.

Состав семьи является одним из определяющих факторов ее социального статуса. Нередко употребляется такой термин, как полная и неполная семья. Он связан с тем, сколько в семье родителей – один или двое. Когда речь идет о неполной семье, учитывается состоят ли родители в разводе, заключали ли брачный союз. В данном случае семьей считаются дети и тот родитель, который занимается их воспитанием (чаще всего мать).

Традиционно считается, что социализация детей, выросших в неполных семьях, нарушена. Но некоторые современные исследователи говорят о том, что в постиндустриальном обществе полные семьи встречаются уже далеко не так часто, как прежде, но дети все равно показывают неплохую степень социализации благодаря другим институтам общества – школе и тому подобным. Поэтому полагать, что неполные семьи в каких-то параметрах уступают полным не совсем верно. Тем не менее, полнота семьи является одним из основополагающих параметров социального статуса семьи, хотя бы потому, что полноценная ячейка общества является более надежной опорой государству и в целом обществу. Поэтому в школах регулярно проводят исследования, сколько детей живет в полных, а сколько в неполных семьях. Таким образом, государство может следить о социальном здоровье общества.

Еще одним важным параметром, который помогает определять положение семей в обществе, является их финансовый достаток.

Особенности материального положения заключаются в том, что семейный бюджет формируется работающими членами семьи, а расходуется на всех ее членов, в том числе и детей, конечно. Существует определенный прожиточный минимум, который рассчитан государством как сумма, достаточная для того, чтобы прокормить 1 человека в течение года.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме