Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Индивидуальный план самообразования «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда. План по самообразованию учителя-логопеда

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»

«План по самообразованию учителя-логопеда»

Архиповой Елены Анатольевны

Формы работы

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

логопедическое обследование


Словесные игры для детей младшего возраста

Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало учебного года;

Разработать календарный, перспективные планы ;

Изучение методической литературы

Выступление на родительском собрании. Знакомство родителей с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения.

Консультация для родителей:

«Как ускорить наилучший результат логопедической работы у детей с ТНР »

Подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы в соответствии с работы

Развитие неречевого и речевого слуха.

Игры, направленные на развитие звукового анализа и синтеза

Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие фонематических процессов у детей с ТНР». «Звуковой анализ слова». «Фонематический слух - основа правильной речи».«Как расширить словарный запас ребенка».

Консультация для родителей:

«Грамматически правильная речь-залог успешного обучения в школе»

Составить комплекс упражнений, дидактических игр и материала;

Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки»;

Принять участие в ПМПк, пед. советах, методических объединениях;

Изучение методической литературы

Консультация для родителей:

«Фонематический слух - основа правильной речи»»

Оформление папки передвижки. «Наши пальчики играют».

Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме: «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей:

«Готовим руку к письму»

(развитие графомоторных навыков)».

Оформление папки передвижки.

Тема: «Как расширить словарный запас ребенка»


Подготовить (провести) открытое занятие для педагогов по теме: «Формирование речевого развития у детей с ТНР»

логопедическое обследование


Консультация для родителей:

«Чем и как развивать речь ребёнка летом»

Автоматизация поставленных звуков


Методическая литература:

1. Александрова звуки, или Фонетика для дошкольников / . – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.

2. Алтухова слышать звуки / – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.

3. Дурова. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / . – М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.

4. Тумакова дошкольника со звучащим словом / Под ред. . – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей , студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п.н., проф. . – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 стр. 6., Филичёва обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.

7.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

8.Горчакова фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83

9.Дьякова и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.

10.Селивёрстов игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.

11.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

12.Швачкин фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.

13. Бельтюков анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. – 176с.

В ДОУ для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий учителю-логопеду выделяется кабинет, который должен отвечать определенным санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет оборудуется и оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.

В целях систематизации и учета учебно-методических пособий, литературы логопед оформляет паспорт логопедического кабинета (паспорт оформляется независимо от того, имеет ли логопед отдельный кабинет, или занимает часть групповой комнаты, или часть любого другого помещения).

В паспорте, представляющем собой тетрадь (альбом, журнал), перечисляются все оборудование, находящееся в кабинете, наглядный материал, учебные и методические пособия, игры, технические средства обучения, учебно-методическая литература и др. Вместо паспорта логопедического кабинета возможно составление картотеки.

Схема паспорта логопедического кабинета

Необходимость постоянного повышения профессионального мастерства педагогов специальных образовательных учреждений обусловлена модернизацией коррекционного образования, совершенствованием научно-практических подходов к диагностике и коррекции различных форм речевых расстройств.

Самообразование, являясь одним из основных средств повышения профессионального мастерства, позволяет решить ряд проблем и трудностей, возникающих у логопеда в ходе коррекционно-педагогической деятельности.

Выбор темы для самообразования - ответственный момент. Несоответствие между темой индивидуального самообразования логопеда и объективно существующими личными профессиональными потребностями не приносит желаемого результата. Поэтому логопеду рекомендуется выбирать основную (сквозную) тему для самообразовательной деятельности, которая позволит решить проблемы и преодолеть трудности, возникшие на определенном этапе коррекционно-педагогической работы.

Изучение выбранной темы предполагает составление плана, один из вариантов которого приведен ниже.

План самообразования учителя-логопеда

ФИО _ на 2()0_/00_ уч. год

Тема «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления»

Обоснование выбранной темы

В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены легкими («стертыми») формами дизартрии.

Стертая дизартрия - речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностыо множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мыпщ артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет па формирование других сторон речи. Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у этих детей также характеризуется качественным своеобразием.

Количество детей со стертой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту, так как она достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, часто имеет остаточные явления. Поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии представляется для меня сегодня очень актуальной.

План изучения темы.

Проблема изучения стертой формы дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.

Клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.

Обследование детей со стертой формой дизартрии. Вопросы дифференциальной диагностики.

Системный подход к коррекции данной речевой патологии (медицинское, психолого-педагогическое, логопедическое воздействие).

Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия по устранению стертой дизартрии.

Список литературы для самостоятельного изучения

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006.

Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995.

Волкова ГЛ. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2005.

Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Вопросы логопедии. М., 1978.

Логопедия. Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.

Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб., 1997.

Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002.

Инновационно-профессиональная деятельность по завершении изучения темы

Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей по проблеме «Современные подходы к профилактике и коррекции стертой формы дизартрии у детей».

Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.

Оформить пособие по дифференциальной диагностике «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».

Влияние профессионального мастерства на результаты, коррекционной работы с детьми

Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекциошюй работы за 2-3 года.

План работы по самообразованию

учителя-логопеда

на 2012 – 2013 учебный год.

Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком.

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН,билингвизм), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.

Проблема длительной автоматизации звуков у детей на логопункте возникает по разным причинам:

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.

Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.

Декабрь-Февраль

Продолжить изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж»,Е.А.Дьякова «Логопедический массаж»

Ноябрь-Декабрь

Изучить периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет».

Разработать каталог статей

Март-Апрель

Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.

Продолжить разработку компьютерных презентаций

Март-Апрель

Подготовить мастер – класс для воспитателей и родителей «»

«Как правильно произносить звуки»

Разработать презентации по артикуляционной гимнастике.

Ноябрь-декабрь

Продолжить опробацию методики Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения на логопункте ДОУ.

Ноябрь-май

Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий

Подготовить статью о инновационных методах в логопедической работе

В теч.уч.года

Отчет по самообразованию

учителя-логопеда

за 2011 – 2012 учебный год.

Тема: Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ .

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом влогопедии, и методика их преодоления в основном разработана.

Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

недостаточное развитие артикуляционной моторики;

недоразвитие фонематического восприятия;

нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;

отклонения в нервно-психической сфере;

снижение уровня познавательной активности;

отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Основные задачи по коррекции звукопроизношения у детей на 2011-2012:

Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.Формирование произносительных умений и навыков.Устранять дефектное звукопроизношение.Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

В рамках самообразования в течение учебного года:

Изучила нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.

Изучила методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.

Продолжила изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», Е.А.Дьякова «Логопедический массаж».

Разработала сказки-помощницы для автоматизации звуков и логопедического массажа.

Изучала в течение учебного года периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет».

Активно использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.

Подготовила мастер – классы для воспитателей и родителей «Артикуляционная гимнастика»

«Как правильно произносить звуки».

Разработала буклеты по артикуляционной гимнастике для каждого нарушенного в произношении звука

Опробировала методику Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения у детей на логопункте ДОУ.

Широко применяла ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий.

Подготовила статью о инновационных методах в логопедической работе.

Индивидуальный план по самообразованию

учителя - логопеда ДОУ

на 2015-2016 учебный год.

Сведения о себе:

Ф.И.О. _________________________________________

Год и место рождения : ________________________________________

Образование: высшее, ___________________________________________-.

Год окончания: _____________-г.

Специальность по диплому : учитель – логопед.

Место работы: МАДОУ «_____________________________________».

Должность : учитель – логопед.

Общий стаж : ___ лет; педагогический стаж: ____ лет; стаж в данной должности: ____ лет.

Дата присвоения: ___________ 20___.

Курсы повышения квалификации:

Курсы повышения квалификации для педагогов детских садов по теме: «__________________________________________», название вуза, _____ ак. ч, удостоверение № __________ от _________________ г.

Методическая тема: Стимулирование речевой активности посредством развития мелкой моторики руки.

Сроки разработки темы : с 2012 года по 2017 год

Цель самообразования :

повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Организовать работу кружка по теме, создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы .

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Инструментом стимулирования речевого развития является работа по совершенствованию моторной сферы ребенка: общей и мелкой.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования .

    Профессионально-педагогическая деятельность.

    Сроки

    Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

    Начало учебного года

    В теч. года

    Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

    В течение года

    Он-лайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, он – лайн занятиях факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ, в личной переписке.

    В течение года

    Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

    По плану ДОУ

    Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру

    В течение года

    Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

    В течение года

    Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной»

    В течение года

    «Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

    В течение года

    Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

    В течение года

    Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

    Сентябрь, январь, май

    В течение года

    «Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики

    В течение года

    Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

    В течение года

    Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год

    Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка.

    В течение года

    Участие в работе РМО учителей-логопедов

    По плану РМО

    Наличие, ведение, обновление персонального сайта

    Постоянно

    Занятия он – лайн факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ в системе Электронное образование в РТ

    Постоянно

    1. Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.

    В течение года

    Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Сроки

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Постоянно

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; Приказ Минобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ «Детский сад №111» под ред. Е.Г. Юдиной.

Начало года, регулярно

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя-логопеда на 2015 – 2016 учебный год

Сентябрь

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

Разработка программы коррекции на учебный год.

Начало года

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

В течение года

Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение».

В течение года

Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями в рамках проекта «Рука в руке».

В течение года

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

В течение года

«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.

В течение года

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

В течение года

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

В течение года

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

В течение года

Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

В течение года

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

В течение года

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка, Учитель.

В течение года

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Речь и моторика».

Постоянно

Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование».

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

Постоянно

Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов

По плану ст. логопеда

Ведение сайта ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №111» в системе Электронное образование в РТ

Постоянно

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

Постоянно

Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок».

Регулярно

Работа он - лайн факультатива «Рука в руке»: привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников.

Постоянно

3. Изучение специальной литературы.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

    Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками).

Изучение периодических изданий, методической литературы.

    Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».

    Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.

    Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.

    Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

    Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

    Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

    Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

    Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.

    Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».

    Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

    Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

    Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

    Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.

    Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

    Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.

    Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

    Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

    Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17»

город Канаш

Документация

по самообразованию

учителя-логопеда

Петровой Веры Дмитриевны

Изучение литературы по теме

Название книги, статьи

Краткая аннотация, заметки

Ткаченко Т.А.

Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы. Владос, 2013.

В книге представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий.

Н.В.Соловьёва

Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Пособие содержит оригинальные комплексные таблицы, позволяющие проанализировать звуковой состав слова и состав предложения.

Н.Н.Сазонова

Е.В.Куцина

Н.Г.Хрушкова

Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь. В 3-х частях. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.

Занимаясь по этой тетради, ребёнок научится выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам.

Дурова Н.В., Невская Л.Н.

Комплект из 4-х книг:

Поиграем в слова.

От слова – к звуку.

От звука - к букве.

Читаем сами.

– М.: Школа-Пресс, 1998.

Комплект из 4-х книг помогает познакомить детей с тем, что наша речь состоит из множества слов, звучащих по-разному или схоже, учит различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, проводить звуковой анализ слов. Знакомит детей с гласными буквами и правилами их написания. Всё это имеет большое значение для последующего обучения чтению и грамотному письму.

Бондарева Л.Ю.

Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2008.

В.В.Баронова

Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.

// Логопед в детском саду. 2012, №3.

Кудрова Т.И.

Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду. 2007, № 4, с. 51-54.

Карельская Е.

Использование символов в работе над звуками. Дошкольное воспитание. 2000, №1.

Смолянская В.С.

Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. 2010.

Костылева Н.Ю.

Занимательные упражнения по обучению грамоте дошкольников.

Практическая реализация темы по самообразованию

Форма

(открытый урок, сообщение, выступление, мастер-класс, статья, проект и др.)

Тема

Уровень

(ДОУ, городской, районный, краевой)

Дата

Консультация для педагогов

Тема: «

Консультация для воспитателей

Тема: «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

Консультация для родителей

Тема: «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

Методическая разработка

Мнемотаблицы для обучения старших дошкольников грамоте.

Выставка

Выставка дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте.

Выступление на педсовете

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования.

3. Разработать перспективный план работы с детьми.

4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

5. Разработать конспекты занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности), планы индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

6. Организовать проведение фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) и индивидуальных занятий с детьми по развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

7. Провести консультацию для родителей на тему «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

8. Провести консультацию для педагогов на тему « Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».

9. Провести консультацию для воспитателей на тему «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

10. Изготовить дидактические игры и пособия по обучению детей грамоте.

11. Подготовить методическую разработку

12. Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды группы.

13. Подготовить выступление на педагогическом совете по теме самообразования (отчёт о проделанной работе).

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на начало учебного года.

Разработка перспективного плана работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Проведение индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Консультация для педагогов.

Тема: « Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».

Консультация для воспитателей.

Тема:«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

Выставка дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте.

Подготовить методическую разработку «Мнемотаблицы для обучения старших дошкольников грамоте».

Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды группы.

Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, планов индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Изготовление дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте.

Консультация для родителей:

«Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме