Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе. Что должно насторожить родителей? Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты

Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая готовность, социальная, психологическая. Последняя, в свою очередь, разделяется еще на несколько компонентов (личностную, интеллектуальную и волевую). О них, как о наиболее важных, и пойдет речь.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе – портрет идеального ученика

Такой компонент, как психологическая готовность к школе, представляет собой весьма многогранный фактор, подразумевающий присутствие у ребенка готовности к получению новых знаний, а также поведенческих, бытовых и прочих навыков. Разбираемся…

Что такое психологическая готовность ребенка к школе – портрет идеального ученика

Мы включили эти пункты, потому что поведение детей в новой ситуации с экспериментатором может быть сопоставимо с их поведением в новой школе с учителем и поэтому может быть оценено учителями в этом исследовании. В этом анализе было использовано двадцать одно.

Определение готовых кластеров учителями 4-летнего детского сада

Опять же, выбор предметов основывался на уместности для рассмотрения учителями и соответствия школьной готовности. Элементы этих мер были преобразованы в утверждения, которые отражали гипотетическое положительное направление для готовности, как описано в литературе.

Интеллектуальная готовность. Она состоит из следующих составляющих:

  • Любознательность.
  • Уже имеющийся запас навыков/знаний.
  • Хорошая память.
  • Большой кругозор.
  • Развитое воображение.
  • Логическое и образное мышление.
  • Понимание ключевых закономерностей.
  • Сенсорное развитие и мелкая моторика.
  • Речевые навыки, достаточные для обучения.

Маленький дошкольник должен…

Каждый элемент был напечатан на собственной карточке 3 × 5. Каждому учителю было предложено рассмотреть одного мальчика, и одна девушка, которую она чувствовала, была особенно готова к учебе в своем 4-летнем классе детского сада. Учителям было сказано, что эти два очень готовых ребенка могут сильно отличаться или очень похожи друг на друга. Первый рукав был для карт, которые были наименее описательными для ребенка, в то время как девятый рукав был там, где учителя размещали карты, которые лучше всего описывали ребенка.

Учителя получили инструкции, чтобы начать с трех больших кучек «не так, как этот ребенок», «как этот ребенок», и «очень похоже на этого ребенка», а затем сортировать предметы в девяти категориях. Предметы «не так, как этот ребенок» были разделены на рукава 1-3, «несколько похожи на этого ребенка» в рукава 4-6, и «очень похожи на этого ребенка» в рукава 7-9, при необходимости переключаясь между широкими начальными сваями.

  • Знать — где он живет (адрес), ФИО родителей и сведения об их работе.
  • Уметь рассказать о том, каков состав его семьи, какой образ ее жизни и пр.
  • Уметь рассуждать и делать выводы.
  • Обладать информацией о временах года (месяцы, часы, недели, их последовательность), об окружающем мире (флора и фауна в регионе проживания малыша, самые распространенные виды).
  • Ориентироваться во времени/пространстве.
  • Уметь систематизировать и обобщать информацию (например, яблоки, груши и апельсины — это фрукты, а носки, футболки и шубы — одежда).

Эмоциональная готовность.

После каждого сортировки было записано размещение каждого из 90 предметов. Кластерный анализ сортов учителей определил характеристики детей, которые они считали готовыми к 4-летнему детскому саду. Конечные кластеры изображали гипотетических 4-летних, считающихся готовыми учиться в школе. У этих конечных кластеров был средний балл для каждого из 90 предметов. Мы ожидали максимум двух или трех кластеров для каждого пола, некоторые из которых могут быть похожими как для девочек, так и для мальчиков.

Создание разных кластеров готовых детей

Кроме того, мы рассмотрели возможность размещения различных типов предметов оценки в сортировках. Учителя сортировали два набора из 90 карточек-указателей, один раз для определенного мальчика, которого они напомнили, как особенно готового к 4-летнему детскому саду, и однажды для конкретной девушки. Порядок сортировок и карточек был рандомизирован для предотвращения порядка или практических эффектов. Было проведено двадцать девять корреляций, по одному для каждого учителя, сравнивая размещение каждого учителя из 90 предметов для мальчика и девушки.

Этот критерий развития предполагает лояльность к обучению и понимание, что выполнять придется и те задания, к которым душа не лежит. То есть…

  • Соблюдение режима (дня, школьного, питания).
  • Способность адекватно воспринимать критику, делать выводы по результатам обучения (не всегда положительным) и искать возможности для исправления ошибок.
  • Способность ставить цель и достигать ее, несмотря на препятствия.

Личностная готовность.

Набор данных был преобразован таким образом, чтобы каждый учитель был переменной, и каждый элемент карты был случайным для выполнения этих корреляций. Двадцать из 29 учителей произвели очень похожие результаты как для мальчика, так и для девочки. Это видно из умеренно-значимых положительных ассоциаций между сортами. Пять других корреляций были умеренными и положительными, хотя они не достигли значимости. Только три из 29 корреспондирующих корреляций были близки к нулю, и только один учитель значительно различал характеристики мальчика и девочки по-разному.

Одна из самых больших сложностей в школе для малыша — социальная адаптация. То есть, готовность к знакомству с новыми ребятами и учителями, к преодолению сложностей в отношениях и пр. Ваш ребенок должен уметь…

  • Работать в коллективе.
  • Общаться с детьми и взрослыми, разными по характеру.
  • Подчиняться старшим «по званию» (учителя, воспитатели).
  • Отстаивать свое мнение (при общении со сверстниками).
  • Искать компромисс в спорных ситуациях.

Что должно насторожить родителей?

Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты). При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал). Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?

Основываясь на этой схеме ассоциаций, учителя обычно описывали готовых мальчиков и девочек аналогичным образом. В таблице представлено описание элементов, которые были отмечены как характерные и нехарактерные для готового ребенка на каждом из кластеров для пяти кластерных решений. На рисунке показано движение детей по этим разным кластерным решениям, так как количество кластеров увеличилось с двух до пяти. В двух кластерном решении оба кластера описали ребенка с высокими познавательными способностями.

Однако ребенок в кластере 1 был внимательным и кооперативным, в то время как ребенок в кластере 2 считался активным и легко расстраивался. Переход к трех кластерному решению предоставил эти же описания из двух кластерных решений с добавлением третьего, в котором описывался ребенок, который был внимательным, настойчивым, но не чрезмерно восторженным. Четыре кластерных решения сохранили этот третий кластер из трех кластерных решений. Кластеры 1, 2 и 4 все описывали детей, которые имели высокие познавательные способности, но были дифференцированы по характеристикам энтузиазма, высокой общительности и застенчивости, соответственно.

  • По проявлениям его детской непосредственности.
  • Не умеет слушать — перебивает.
  • Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
  • Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.


Добавление пятого кластера в 5-кластерном решении представило новый, уникальный профиль ребенка, который высоко оценивает характеристики позитивности, энтузиазма, общительности и сотрудничества, но не на предметах познавательного мастерства. Это 5-кластерное решение дополнительно делает кластер 4 более четким и однородным по сравнению с 4-кластерным решением. Три кластера в 5-кластерном решении не изменяются в отношении членства из 4-кластерного решения. Определение окончательного количества образующихся кластеров является сложной задачей, поскольку не существует стандартной процедуры объективного отбора.

Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.

Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:

  • Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
  • Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
  • Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
  • Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.

Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты

Определить — готово ли чадо к школе — можно с помощью определенных методик (благо, недостатка в них нет), как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у специалиста. Конечно же, готовность к школе — это не только способность сочетать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.

Описание готовых кластеров

Элементы, которые отличали кластеры друг от друга, касались уровня активности, общительности, застенчивости, энтузиазма и терпения. Основываясь на корреляциях между типами мальчиков и девочек, а также представлением мальчиков и девочек в каждом кластере, кластеры не были сильно дифференцированы по признаку пола. Поэтому мы не устанавливали готовые кластеры отдельно для мальчиков и девочек. Наряду с познавательными навыками многие из кластеров определили способность следовать инструкциям и сотрудничать.

Итак, самые популярные методики и тесты — определяем уровень развития малыша.

Тест Керна-Йирасека.

  • Проверяем: зрительное восприятие малыша, его уровень развития моторики, сенсомоторную координацию.
  • Задание №1. Рисунок фигуры по памяти (мужчины).
  • Задание №2. Срисовывание письменных букв.
  • Задание №3. Срисовывание группы точек.
  • Оценка результата (5-балльная шкала): высокое развитие — 3-6 баллов, 7-11 баллов — среднее, 12-15 баллов — ниже нормального значения.

Метод Узор Л.И. Цеханской.

Этот вывод согласуется с исследованиями относительно детей младшего возраста, что указывает на то, что дети, которые хорошо участвуют, следуют указаниям и ладят с другими, лучше подготовлены к школе. Кластеры отличались детской степенью общительности, склонностью к гневу и разочарованию, уровнем активности, энтузиазмом и терпением. Среди детей, которые были идентифицированы как готовые, некоторые из них были более социальными, чем другие. Это наблюдение согласуется с найденным в литературе, что как запрещенные, так и неингибированные типы темперамента восприимчивы к трудностям с формированием межличностных отношений, составляющим школьную готовность.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать взрослого.
  • Суть метода. В 3 ряда располагаются фигуры: треугольники наверху, квадраты внизу, круги — посередине. Задача — нарисовать узор, внимательно соединяя квадраты с треугольниками через круги в порядке (по инструкции), определяемом педагогом.
  • Оценка. Правильная — при соответствии соединений диктанту педагога. За разрывы линий, пропуски, лишние соединения — очки минусуются.

Графический диктант Д.Б. Эльконина.

Различия, очевидные в выражении отрицательного аффекта, уровня активности, энтузиазма и терпения, были более новыми. В предположении единого профиля «обучаемого» или готового ребенка можно ожидать низкого отрицательного воздействия, низкого уровня активности, высокого энтузиазма и высокого терпения. Некоторые из детей, которых учителя определили как специально готовые к дошкольному учреждению, не соответствовали этому ожиданию, предполагая, что, по крайней мере в этом раннем возрасте, один профиль ранней подготовительной работы неуместен.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать педагога, способность ориентироваться на образец.
  • Суть метода: на листе в клетку ставят 3 точки, с которых приступают к воспроизведению узора по инструкции педагога. Линию прерывать нельзя. Другой узор ребенок рисует самостоятельно.
  • Результат. Точность рисунка под диктовку — это способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного рисунка — степень самостоятельности малыша.


Мы изучали готовность к ранней школе раньше, чем большинство литературы, в возрасте учителей давали подробное многогранное описание готовых детей в возрасте 4 лет, определяя кластеры готовых детей, используя 90 предметов темперамента, поведения и познания.

Недостаток этого проекта заключался в том, что конкретные дети не получали данных об академических достижениях. Вместо этого учителей попросили просто рассмотреть детей, которые были особенно готовы к занятиям в 4-летних классах. Более того, мы не просили учителей описать детей, которых они считали неживыми, что обеспечило бы интересное сравнение. Дополнительным фактором, ставящим под угрозу обобщаемость выводов, было отсутствие разнообразия в выборке учителей. Исключительно женщины и белые учителя представляли население учителей программ 4-летнего детского сада из местных пригородных районов.

Рисование по точкам А.Л. Венгера.

  • Проверяем: уровень ориентировки на определенную систему требований, осуществление задания с одновременной ориентировкой на образец и восприятием на слух.
  • Суть метода: воспроизведение фигур-образцов путем соединения точек линиями по заданному правилу.
  • Задача: точное воспроизведение образца без нарушения правил.
  • Оценка результата. Оценивают тест с помощью суммарного балла за 6 задач, который снижается соответственно качеству выполнения задания.

Методика Н.И. Гуткиной.

Собственные темпераменты учителей также могли быть важными соображениями в отношении того, как они оценивали готовых детей. В этом исследовании не учитывались темпераменты учителей или личностные факторы, и поэтому они не учитывали пригодность учителей и учеников. Результаты могут существенно различаться при рассмотрении более разнообразной группы учителей и школьных контекстов.

Будущие направления и последствия

Наши результаты лучше всего могли бы быть расширены в продольном направлении после большой выборки с широким разнообразием семей и учителей, детей от младенчества до входа в школу и за ее пределами. Информация о детском темпераменте, поведении и познании должна быть получена в различных точках развития от их родителей и учителей, а также обученных наблюдателей. В таком расширении преподаватели должны не только сообщать об академических достижениях детей, но и о их поведении и характере. Кроме того, экспериментаторы должны следить за поведением детей в классе в дополнение к лабораторным условиям.

  • Проверяем: психологическую готовность малыша и ее главные компоненты.
  • Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких сфер развития крохи — произвольная, речевая, на интеллектуальное развитие, а также мотивационно-потребностная.
  • Сфера мотивационно-потребностная. Здесь применяется метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления внутренней позиции будущего ученика. В первом случае ребенок приглашается в комнату с игрушками, где педагог предлагает ему прослушать интересную сказку (новую). На самом интересном моменте сказку прерывают и предлагают малышу выбор — дослушать сказку либо поиграть. Соответственно, ребенок с познавательным интересом выберет сказку, а с игровым — игрушки/игру.
  • Интеллектуальная сфера. Ее проверяют с помощью методик «Сапожки» (в картинках, для определения логического мышления) и «Последовательность событий». Во второй методике также применяются картинки, по которым следует восстановить последовательность действий и составить небольшой рассказ.
  • Звуковые прятки. Взрослый с ребенком определяют звук, который они будут искать (с, ш, а, о). Далее педагог называет слова, а малыш отвечает — присутствует ли искомый звук в слове.
  • Домик. Ребенок должен срисовать домик, некоторые детали которого состоят из частей прописных букв. Результат будет зависеть от способности малыша к копированию образца, от внимательности, тонкой моторики.
  • Да и нет. По мотивам всем известной игры. Малышу задают вопросы, которые его провоцируют на ответ «да» либо «нет», которые произносить запрещено.

Методика Дембо-Рубинштейн.

В идеале, образец будет достаточно широко рассмотрен, чтобы анализировать предсказательные эффекты ранней готовности школы на нескольких показателях академического успеха на протяжении многих лет. Наши результаты определили основное ожидание того, что в таких сложных продольных исследованиях следует идентифицировать несколько профилей готовности.

Особо следует отметить, что эксперты, преподаватели 4-летнего детского сада, определили характеристики готовых детей в этом исследовании. Взаимодействие между учащимися и преподавателями зависит от восприятия учителями детской школьной готовности, которые прямо или косвенно влияют на успех детей в классе. Если дети, как ожидается, поступят в формальное школьное образование в возрасте 4 лет, независимо от того, готовы ли они это сделать или нет, родители и воспитатели должны иметь реалистичные ожидания относительно того, как должна выглядеть подготовка к этой ранней классной среде.

  • Проверяем: самооценку малыша.
  • Суть метода. На нарисованной лесенке малыш рисует своих друзей. Сверху — самые хорошие и положительные ребята, внизу — те, кто отличается не самыми лучшими качествами. После чего малышу нужно найти на этой лесенке место и для себя.

Это также поможет лучше подготовить детей к успеху в классе после этого. Понимание того, какие аспекты темперамента и поведения учителя отмечают как наиболее характерные для ранней готовности, может помочь воспитателям подготовить детей к тому, чтобы удовлетворять требованиям раннего школьного обучения.

Заявление о конфликте интересов

Оба автора внесли большой вклад в работу, представленную в этом документе. Авторы заявляют, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могут быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Также маме с папой стоит ответить себе на вопросы (о социальной адаптации):

  • Способен ли малыш самостоятельно ходить в общественный туалет.
  • Может ли он самостоятельно справиться со шнурками/молниями, со всеми пуговицами, обуться-одеться?
  • Уверенно ли чувствует себя вне дома?
  • Хватает ли усидчивости? То есть, сколько времени выдерживает, сидя на одном месте.

Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?

На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам. Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций. Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год. Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

Перед поступлением ребенка в 1-й класс мы проводим диагностику его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

  1. 􀀹 физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;
  2. 􀀹 психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;
  3. 􀀹социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);
  4. 􀀹дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.

Во-первых , чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

Во-вторых , диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

В-третьих , диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

И, наконец, в-четвертых , детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на раз-личных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.

Как относиться к результатам диагностики? (Советы родителям.)

Самое главное – это, независимо от полученных результатов, относиться к ним спокойно. Никакие психологические тесты и учебные задания не дают однозначной, категорической оценки, особенно в плане интеллектуального развития. А если возникли какие-либо вопросы и сомнения, лучше всего обратиться к специалистам. Обращайте, прежде всего, внимание на низкие и высокие оценки диагностики. Если оценки низкие, не расстраивайтесь, займитесь развивающими играми и тренировочными упражнениями. Через определенное время, скажем, один – два месяца, попробуйте повторить диагностику. Если результаты не улучшились, следует обратиться к психологу, особенно что периодически это полезно делать в любом случае. Если же ребенок показал высокие результаты, можете быть довольны. Однако вместе с приятным известием вы имеете и повод для беспокойства. Скорее всего, ваш ребенок интеллектуально одаренный, и беспокоиться нужно о том, как эту одаренность не загубить. Для него нужна специальная программа обучения и развития. И здесь помогут консультации педагога и психолога. Средние результаты обещают больше спокойствия. Но это лишь в том случае, если вы не захотите, чтобы ваш ребенок стал еще более интеллектуально мыслящим.

Нижеследующие тесты, вопросы, творческие задания не претендуют на систему диагностики. Мы делаем лишь попытку обратить внимание родителей на своего ребенка.

Выделим несколько основных аспектов готовности ребенка к школе:

  1. 􀀹 здоровье детей, идущих в школу. Накануне, лучше весной, важно обследовать психологическое и физическое состояние ребенка. Консультации психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учетом выявленных недостатков. Важно выяснить, знакома ли ребенку программа «Забочусь о себе сам» и владеет ли он элементами самозащиты;
  2. 􀀹 уровень воспитанности и нравственных качеств. Трудолюбие. Отношение к окружающим;
  3. 􀀹 выражение себя и своего отношения к окружающему миру в изобразительной деятельности (рисунок ребенка «Моя семья»);
  4. 􀀹 знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику: элементарные вычислительные навыки, ориентировка в фонетической стороне речи, готовность руки ребенка к письму;
  5. 􀀹 навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе.

Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система либо создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и таким образом стимулирует его учебную деятельность, либо, наоборот, складывается неблагополучно. Очень важно своевременно формировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе. Ребенок еще до поступления в школу должен усвоить:

  1. ЧТО РЕБЕНОК ЗНАЕТ О СЕБЕ И СВОЕЙ СЕМЬЕ?

Следующие вопросы помогут выявить уровень данных представлений:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество, возраст.

2. Знаешь ли ты свой домашний адрес?

3. Укажи фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников.

4. Где они работают?

5. Вспомни домашний телефон, а также рабочие телефоны мамы и папы, бабушки…

6. Если родителей нет дома (вечером и в выходные дни), где они могут быть? Как их найти?

7. Ты заблудился в большом магазине, на незнакомой улице. Что ты будешь делать?

8. Ты один дома. Тебя настойчиво просят открыть дверь (пришли из школы, милиции, домоуправления). Что ты сделаешь?

9. Отгадай загадки о себе:

Школа – это нужно!

Школа – это трудно!

Школа – это интересно!

  1. 􀀹 один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши);
  2. 􀀹 между двух светил и в середине один (нос);
  3. 􀀹 всю жизнь ходят в обнимку, а обогнать друг друга не могут (ноги);
  4. 􀀹 если б не было его, не сказал бы ничего (язык).

Ответы на нижеследующие вопросы выявят степень знаний и отношений к программе «Забочусь о себе сам»:

1. Самостоятельно или после напоминаний ребенок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т. д.)?

2. Сформирована ли потребность заниматься утренней гимнастикой? Что ребенок знает о влиянии гимнастики на здоровье, развитие мускулатуры и т. д.?

3. Знание о полезных продуктах, витаминах, культуре питания.

4. Осведомленность о вредных, нежелательных продуктах, особенно в больших количествах (сахар, соль, жиры и т. д.). Каковы признаки несвежих, опасных для здоровья продуктов?

5. Умение проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).

6. Знание о пользе свежего воздуха, вредности пыли, потребности жить в чистом помещении. С этой целью принимать посильное участие в уборке квартиры.

7. Представления об оказании первой медицинской помощи. Знания о том, как обращаться с йодом, бинтом и т. д.

8. Знакомы ли шестилетке некоторые приемы релаксации?

9. Умеет ли ребенок отдыхать, восстанавливать потраченную энергию?

II. УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ВОСПИТАННОСТИ

  1. Воспитание добрых чувств, чуткости, умения прийти на помощь

При воспитании добрых чувств важна специальная ориентация на других людей, в том числе обездоленных. В каждом случае периодически важны комментарии родителей о жизни людей, имеющих трудности (старики, инвалиды, сироты и т.д.) Задумайтесь над вопросом: как наши дети относятся к нам? В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать и по отношению к матери. Предлагаем в этой связи провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребенок? (См. рисунок.)

Если ваш ребенок безоговорочно выбирает стул рядом с мамой, папе следует задуматься о своем отношении с ребенком. Если ребенок захотел сесть между родителями и для этого предложил пересесть кому-либо из вас, радуйтесь: он относится к вам примерно одинаково. Но если ребенок захотел сесть отдельно куда-то в угол – малышу в семье одиноко, тоскливо. Уделите ему значительно больше внимания и любви.

  1. Уровень трудолюбия
  1. 􀀹 Какие постоянные трудовые обязанности имеет ваш шестилетний ребенок?
  2. 􀀹Охотно ли откликается на поручения? Часто ли проявляет инициативу в выполнении трудовых дел?

􀀹 Выполняет ли дело до конца, или бросает его, встретившись с трудностями, или переключается на легкие, интересные дела?

􀀹 Качество труда: степень аккуратности, отсутствие суетливости и лишних движений.

􀀹 Мотивация труда ребенка: делает, чтобы помочь, или работает, чтобы получить похвалу.

  1. Выражение себя и своего отношения к окружающему в изобразительной деятельности

Очень хорошо показывают дети свое отношение к членам семьи в рисунках.

Кроме того, характер детских работ отражает семейную атмосферу.

Предложите шестилетке нарисовать рисунок на тему «Моя семья»:

  1. 􀀹с удовольствием взялся – любит свою семью, дом, в котором он живет;
  2. 􀀹отказывается рисовать семью – с ней связаны неприятные ассоциации;
  3. 􀀹кого первого нарисовал – самая большая значимость для ребенка;
  4. 􀀹по величине нарисовал сам себя большого – ориентирован на себя, т. е. истероидный тип;
  5. 􀀹наоборот, сам очень маленький – показатель малозначимости в семье;
  6. 􀀹гигантская мама и маленький папа – нарушена психологическая гармония в семье. Мама значима;
  7. 􀀹все фигуры очень маленькие – у ребенка депрессия, подавленность, тревога;
  8. 􀀹ноги большие – признак места в семье, ноги маленькие – неустойчивая позиция в семье;
  9. 􀀹голова заштрихована, спиной к родителям – ушел в себя;
  10. 􀀹закрытое лицо – ребенок не любит быть в семье;
  11. 􀀹рот, губы большие, яркие – признак агрессии;
  12. 􀀹девочка рисует себе глаза с ресницами – хочет нравиться;
  13. 􀀹пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ – испытывает страх перед этим человеком;
  14. 􀀹все члены семьи в ячейках – семья недружная, многие отчуждены;
  15. 􀀹наличие телевизора, ковра – этому отдает предпочтение ребенок;
  16. 􀀹рисует просто дом вместо семьи – испытывает нежелание идти туда, дом для ребенка – источник угроз;
  17. 􀀹присутствие в рисунках куклы или собаки – не хватает тепла в семье, ребенок ищет общение с животными и игрушками;
  18. 􀀹много мелких деталей в рисунке – не хватает общения с близкими;
  19. 􀀹много черных штрихов – испытывает тревогу;
  20. 􀀹отказывается использовать цветные карандаши – низкая самооценка у ребенка, ощущение тревожности;
  21. 􀀹если ребенок нарисует себя в центре листа, значит, чувствует себя значимым, если внизу – значит, самым зависимым.

4. Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику

ОБЩАЯ ЭРУДИЦИЯ

Знания об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, постель, посуда, техника), правила поведения, дорожного движения и т. д.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Ребенок должен знать:

  1. 􀀹цифры, знаки «+» и «–»;
  2. 􀀹смежные числа в пределах 10 («соседи числа»);
  3. 􀀹количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);
  4. 􀀹простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

  1. 􀀹читать числа до 20;
  2. 􀀹считать до 20 (прямой и обратный счет);
  3. 􀀹решать арифметические задачи в одно действие на «+» и «–»;
  4. 􀀹ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;
  5. 􀀹решать примеры в пределах 10 (или 20);
  6. 􀀹пользоваться часами без секундной стрелки.

УРОВЕНЬ УСТНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ребенок должен знать:

  1. 􀀹алфавит;

􀀹средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

􀀹ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:

  1. 􀀹проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
  2. 􀀹различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
  3. 􀀹выделять ударение в словах;
  4. 􀀹устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);
  5. 􀀹обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь как показатель готовности к школьному обучению:

  1. 􀀹ясное произношение всех звуков родного языка;
  2. 􀀹умение ребенка говорить тихо – громко – тихо, менять темп речи: быстро – медленно – быстро;
  3. 􀀹использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стишок;
  4. 􀀹уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;
  5. 􀀹умение вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
  6. 􀀹умение объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.

УРОВЕНЬ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

  1. 􀀹развитие мелкой моторики пальцев рук;
  2. 􀀹умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
  3. 􀀹умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.

УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ

  1. 􀀹умение выполнять действие классификации;
  2. 􀀹умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
  3. 􀀹умение строить простейшие умозаключения.
  1. Навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе

Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, всмотритесь в вашего ребенка вот с каких позиций:

  1. 􀀹умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?
  1. 􀀹обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой);
  2. 􀀹усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе:

– основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;

􀀹 умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;

􀀹 каков уровень организованности и самостоятельности;

􀀹 каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного).

Приложение 1

ТЕСТ-АНКЕТА АМЕРИКАНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (Ф. ТАТЛ И Л. БЕККЕР)

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

На каждый вопрос необходимо отвечать «да» или «нет». Авторы советуют изолированно провести анкетирование с двумя родителями.

1. Мой ребенок живой, инициативный, подвижный.

2. Его интересы и увлечения достаточно постоянны.

3. Его заинтересованность уравновешенная.

4. В сравнении со сверстниками проявляет интерес (активно выраженный) к искусству, литературе, спорту, природе, моделированию, технике (подчеркнуть или дописать).

5. Имеет не больше двух друзей (постоянных), причем старше себя.

6. Его интересует все загадочное, таинственное и даже совсем непонятное.

7. Любит много спрашивать, настойчив в достижении подробных ответов.

8. Речь ребенка развита. Он имеет большой запас слов, хорошо использует его.

9. Преимущественно старается найти самостоятельное решение в различных ситуациях.

10. Не успокаивается поверхностными пояснениями и такими же ответами на свои вопросы.

11. Старается придерживаться личного взгляда на те или другие действия, явления, не взирая ни на какие обстоятельства или обещания.

12. Обязательно (всегда) реагирует на все новое.

13. Начатое дело всегда старается довести до конца.

14. В общении отстаивает личное мнение, не хочет признавать общепринятые взгляды.

15. В непредвиденных и сложных ситуациях берет на себя роль лидера.

16. Имеет заметную склонность к какому-нибудь виду деятельности или предмету (группе предметов: игрушкам, книжкам и пр.).

17. Настойчивый, упрямый, решительный в достижении желанной цели.

18. Проявляет неприкрытую потребность в поддержке взрослых.

19. Легко находит и всегда имеет достаточно много друзей.

20. Задает много вопросов, преимущественно из круга своих интересов.

21. Для посторонних кажется старше своих лет.

22. Нередко проявляет черты эгоизма и даже беспричинной агрессии.

23. Знает себе цену (в рамках возрастных особенностей).

24. Легко ли и часто отвлекается и оставляет начатое дело (занятия, игру).

25. Почти одинаково интересуется гуманитарными и техническими вопросами.

ИТОГ: Если на вопросы 1, 6, 18, 24 вы ответили «да», ваш ребенок в основном способный. При условии негативных ответов на вопросы 18, 24 запишите ответы на вопросы 2, 3, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 19, 20, 22. Если везде будет «да», есть серьезные основания предполагать, что ребенок по-настоящему одаренный. Если на остальные вопросы – 4, 5, 8, 9, 14, 15, 21, 23, 25 – ответы положительные, это может свидетельствовать о наличии яркой одаренности, даже таланта.

Вполне понятно, что результаты только одной анкеты говорят лишь о первых предположениях. Для заключительного диагноза нужно дополнительное обследование, желательно у специалиста.

Приложение 2

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Представленные варианты заданий являются проверочной (тестовой) работой для определения уровня развития устной речи будущего первоклассника, а также уровня развития основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Материал подобран в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, которыми должен владеть будущий школьник. При составлении заданий большое внимание было уделено их занимательности, поэтому задания представлены в игровой форме. Оценить владение устной речью ребенком шести лет невозможно без личной беседы с ним. Чтение небольшого текста, беседа о прочитанном, чтение наизусть небольшого стихотворения – основные методы изучения развития устной речи ребенка. Данные задания помогут родителям и педагогам получить дополнительные сведения об уровне развития речи и мышления ребенка.

Первое задание требует от ребенка знания алфавита, умения составлять слова из данных букв, писать печатным шрифтом буквы, сопоставлять объекты восприятия, анализировать, владеть графическими навыками. Ребенку предлагается соединить буквы в алфавитном порядке, затем в пустых клетках записать слово. Несложное грамматическое задание требует проявления внимательности. Умение сопоставлять и анализировать легко проследить, если предложить ребенку по точкам в квадрате нарисовать точно такую же фигуру, а затем узнать в этой фигуре спрятанную букву алфавита. Кроме того, первое задание позволит оценить уровень развития моторики.

Умение проводить звуковой анализ несложных слов поможет выяснить второе задание . Ребенку предлагается назвать предметы, определить первую букву в названии каждого предмета, вписать получившееся слово в клеточки, а затем в пустом квадрате нарисовать соответствующую картинку. Кроме этого, дополнительно можно попросить закрасить в слове буквы, обозначающие гласные (или согласные) звуки. Таким образом, ребенок выполняет следующие операции: называет предмет, проводит звуковой анализ слова, выделяя первый звук, записывает соответствующую букву в нужную клеточку, читает слово, проводит звуко-буквенный анализ получившегося слова, выделяя гласные и согласные (а возможно, мягкие и твердые) звуки, рисует картинку к слову.

Чтобы выполнить эти задания, необходим достаточный уровень развития внимания, мышления, воображения.

В третьем задании есть возможность оценить умение читать и писать печатными буквами слова, написание которых не расходится с произношением.

А чтобы найти эти слова, необходимо включение в работу всех психических процессов.

Четвертое задание позволит проследить, насколько ребенок владеет умением делить слова на слоги. Используя первые слоги данных слов, необходимо составить и записать еще одно слово. Отсутствие каких-либо картинок и подсказок в этом задании повышает уровень его сложности. Необходимость владения элементарным абстрактным мышлением подчеркнет способности ребенка.

В пятом задании ребенку предлагается осуществить классификацию предметов по заданному признаку. Классификация – это одно из ключевых понятий логики, основное логическое действие, которым ребенок должен владеть к началу обучения в школе.

Задания:

1. По точкам соедини буквы в алфавитном порядке, и ты узнаешь, кто здесь нарисован. Составь слово из данных слов и напиши его. В квадрате рядом по точкам нарисуй точно такую же фигуру. В ней спрятана буква алфавита. Найди ее и впиши в пустую клетку.

2. Прочитай слово по первым буквам слов, обозначающих нарисованные предметы. Запиши

его в пустые клеточки и нарисуй картинку. В слове закрась красным карандашом гласные.

3. Найди слова в «цепочке». Запиши их на строчках.

4. Составь слова из первых слогов данных слов. Запиши их в пустые клетки.

5. Соедини изображенные предметы с соответствующими словами и картинками. Раскрась.

Примечание. Для диагностики результатов можно ввести оценочную шкалу. Каждое задание оценивается в 5 баллов. Максимальное количество за верно выполненную работу – 25 баллов.

Литература

1. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить: игры и тесты для детей 7–10 лет. Харьков: Фолио, 1998.

2. Береславский Л.Я. Азбука логики. М.: Астрель, 2003.

3. Волина В. Праздник букваря. М.: АСТ-Пресс, 1995.

4. Светлова И.Е. Грамматика в картинках. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме