Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы ДОУ. Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников

На сегодняшний день в нашем обществе впервые за всю его историю можно наблюдать стремительные и глубокие перемены. В корне изменился сам стиль жизни, касающийся образования. Ведь в прежние времена получение одного диплома было достаточным условием для продолжения всей трудовой деятельности человека. Однако на сегодняшний день в нашу жизнь ворвался новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Этот принцип особенно касается воспитателей, профессиональной задачей которых является создание всех необходимых условий для формирования личности маленького человека. Достижение этой цели невозможно без самообразования педагога.

Определение понятия

Что такое самообразование? Под этим термином понимают систематическую самостоятельно организованную познавательную деятельность. Ее основным направлением является достижение поставленных перед собой личностных и общественно значимых целей, которые способствуют удовлетворению познавательных интересов, профессиональных и общекультурных запросов, а также повышению профессиональной квалификации.

Только с помощью самообразования может быть сформирован индивидуальный педагогический стиль воспитателя и произойдет осмысление его деятельности.

Уровни самообразования

Считается, что организованный самим человеком процесс повышения профессиональных знаний проходит три последовательных этапа:

  • адаптационный;
  • проблемно-поисковый;
  • инновационный.

Каждая из этих ступеней самообразования отличается по своим возросшим качественным показателям. Так, первый уровень характерен для начинающих воспитателей. Его прохождение способствует адаптации к профессии. Что касается проблемно-поискового уровня, то на этом этапе происходит поиск оригинальных методик и эффективных приемов работы. Самая высокая степень развития наблюдается на третьей ступени самообразования. Инновационный уровень предполагает создание педагогом социально значимого продукта своей деятельности, который обладает практической новизной.

Цели самообразования

Для чего воспитателю необходимо совершенствование своих умений? Среди целей самообразования этого специалиста можно выделить:

  • углубление методических знаний;
  • усовершенствование и расширение методов воспитания и обучения на основе расширения психологического и общепедагогического кругозора;
  • рост общекультурного уровня специалиста;
  • овладение современными достижениями передовой педагогической науки и практики.

Направления самообразования

В каких областях педагоги, работающие с дошкольниками, могут углублять свои знания?

Среди них:

  • прочтение вновь изданных нормативных документов, касающихся вопросов дошкольного воспитания ;
  • ознакомление с новейшими достижениями физиологии и анатомии, детской психологии и педагогики;
  • изучение научно-методической и учебной литературы;
  • ознакомление с инновационной практикой ДОУ;
  • изучение новых педагогических технологий и программ;
  • повышение своего общекультурного уровня.

Темы самообразования

Какое конкретное направление является самым важным для воспитателя? Тема, выбранная им для самообразования, непременно должна быть связана с проблемами, решением которых занимается коллектив ДОУ, а также с основными направлениями деятельности детского сада. Это позволит наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед учреждением в целом.

Тема также должна подбираться с учетом профессионального мастерства и опыта воспитателя. Она должна быть понятна и близка ему. Только в таком случае можно будет получить эффективный результат и раскрыть творческий потенциал педагога.

Выбрать тему можно и с учетом существующих рекомендаций. Например, молодым специалистам лучше всего остановиться на вопросах изучения следующей информации:

  • по формированию основ мастерства педагога;
  • по осознанию ценностей развития, обучения и личностной модели воспитания;
  • по повышению конструктивных способностей и умений.

Для тех, кто работает воспитателем более пяти лет, рекомендуется:

  • овладевать способами, позволяющими проектировать воспитательно-образовательные процессы, что позволит повысить их эффективность и качество;
  • формировать умение в осуществлении анализа научно-методической литературы, а также совершенствовать применение на практике полученных знаний и активизировать свои творческие способности.

Более опытным, творчески работающим воспитателям важно следующее:

  • развивать собственные способности в перепроектировании работы с детьми на основе тенденций достижения психологии и педагогической науки, а также социального общественного заказа;
  • проявлять творческий потенциал;
  • пропагандировать собственные достижения;
  • развивать исследовательскую деятельность.

Если у воспитателя отсутствует образование, то ему рекомендуется рассматривать темы, позволяющие:

  • овладеть методикой работы с дошкольниками;
  • адаптироваться к педагогической деятельности.

Стоит иметь в виду, что научить творчеству невозможно. Однако самообразование способно побудить педагога сделать определенные шаги для профессионального развития. А для контроля данного процесса необходим отчет воспитателя по самообразованию. Этот документ позволит руководству ДОУ оценить работу специалиста и при необходимости оказать ему необходимую методическую помощь.

Как написать отчет воспитателя по самообразованию? Для этого важно придерживаться определенной последовательности подачи информации.

Выбор темы

Отчет воспитателя по самообразованию должен включать в себя описание всех этапов данного процесса. Первым из них является выбор темы. На чем он должен быть основан? Тема самообразования находится в кругу профессиональных интересов педагога, а также всего ДОУ.

Также она напрямую зависит от уровня его квалификации. Отчет воспитателя по самообразованию в разделе, обосновывающем тему работы, должен также содержать задачи и цель повышения умений и знаний.

Планирование деятельности

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе индивидуальный план, в котором описывается, что и в какие сроки важно выполнить, освоить и сделать. Его разработкой педагог занимается в начале года. В это же время со старшим воспитателем оговаривается форма, по которой должен быть предоставлен отчет по самообразованию воспитателя в саду, а также сроки его окончательного составления.

Теоретическое изучение темы

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду должен содержать в себе перечень проводимой работы, которая необходима для более эффективного решения стоящей перед педагогом проблемы, а именно по следующему:

  • знакомству с предметом самообразования и накоплению материала;
  • изучению необходимой специальной литературы;
  • ведению отчетной документации.

Все этапы проделанной работы должен отражать отчет по самообразованию воспитателя в саду. В том числе это может быть указание на участие педагога в ГМО, что позволило ему обогатить опыт работы, а также на посещение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации.

Практическая деятельность

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе описание работы по применению знаний, умений и навыков в работе с детьми.

Практическая деятельность состоит в следующем:

  • в мониторинге по выбранной тематике, который делается в начале и в конце учебного года;
  • анализе условий, которые необходимы для реализации выбранной темы;
  • разработке и проведении бесед, образовательных ситуаций, развлечений и праздников;
  • организации выставок, на которых представлены детские работы;
  • реализации творческих проектов среди своих воспитанников;
  • организации кружковой деятельности;
  • изготовлении атрибутов и пособий, картотек и проч.;
  • создании для детей современной предметно-развивающей среды.

Подведение итогов

Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ должен заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволит оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога. В какой форме должен быть предоставлен отчет воспитателя по самообразованию?

Требования руководителя ДОУ будут являться приоритетными в этом вопросе. Отчитаться о проведенной работе по самообразованию педагог, помимо составления отчета, может таким образом:

  • выступая с докладом;
  • проведя открытые просмотры в ДОУ;
  • составив презентацию по созданной им в группе развивающей среде и педагогическим наработкам;
  • опубликовав статью.

Однако стоит помнить о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании воспитателя ДОУ не должен представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически. Этот процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ. На основе отчета воспитателя по самообразованию план по такой работе должен быть составлен для всех специалистов детского сада.

Тема «Развитие речи»

В качестве образца рассмотрим отчет по самообразованию воспитателя 2 младшей группы. В первом разделе данного документа указываются основания, которые послужили для выбора данной темы. Так, отчет по самообразованию воспитателя по развитию речи должен давать разъяснения о том, что в возрасте от 3 до 4 лет этот вопрос становится весьма актуальным. Детки, находящиеся в младшем дошкольном возрасте, нуждаются в проведении с ними работы по всестороннему развитию речи. В это направление входит деятельность по активизации и обогащению словаря ребенка, развитию грамотного построения речи и ее связности.

  • обогащение пассивного и активного словаря детей по самым разным лексическим категориям;
  • расширение и активизация словарного запаса малышей на основе получения знаний и представлений об их ближайшем окружении;
  • изучение методов, приемов и способов по активизации речевых навыков малышей;
  • повышение собственного уровня знаний с помощью изучения специальной литературы, а также инновационных технологий и методов современных педагогов в сети Интернет;
  • объединение усилий педагогов и родителей в решении задач по развитию речи у детей.
  • наблюдения;
  • игры, в том числе хороводные и словесные, пальчиковые, дидактические и подвижные;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • артикуляционная гимнастика;
  • разучивание песен и стихов.

При проведении кружковой работы с детьми в отчете должна быть описана и она. В заключение необходимо указать на результаты педагогической деятельности. Это повышение речевой активности деток, увеличение их словарного запаса, возникший интерес малышей к общению со сверстниками и с окружающими и т. д.

В этом же разделе должно быть указано и на пополнение предметно-развивающей среды группы, повышение уровня компетентности родителей в вопросах, касающихся речевого развития детей. Также в отчете должны быть описаны планы по продолжению работы в данном направлении с учетом применения инновационных методик и использования новинок методической литературы.

Тема «Мелкая моторика»

Это понятие обозначает точность двигательных способностей рук. Данная функция способствует также и развитию речи ребенка.

Отчет воспитателя по самообразованию «Моторика» должен описывать актуальность темы. Эта функция способствует развитию интеллектуальных способностей малышей. При плохой моторике дети неловко держат карандаш и ложку, не способны самостоятельно застегнуть пуговицу и шнуровать обувь. Им порой трудно работать с пазлами, собрать детали конструкции и т. д.

Также в отчете указывается цель деятельности, которая состоит в развитии координации рук и мелкой моторики. Задачи работы, которые также должны быть описаны в данном документе, состоят в улучшении этих способностей у ребенка.

Далее следует описание форм работы с детьми, а также использованных методов и приемов. Это могут быть физкультминутки и самомассаж кистей рук, лепка фигурок из пластилина и конструирование из бумаги, рисование по трафаретам и дидактические игры, обучение шнуровке и игры с мозаикой, пазлами и т. д.

В заключение отчета должен быть проведен анализ проделанной работы, указано на улучшение моторики у детей. Также должно быть разъяснено и то, что малыши научились лучше понимать явления, происходящие в окружающем мире, легче адаптируются в обществе и практической жизни и стали более уверенными в себе и самостоятельными.

Тема «Игра»

Данное направление самообразования позволяет более эффективно решать задачи по физическому здоровью дошкольников. И это является основной целью работы педагога.

Отчет по самообразованию воспитателя по игре должен содержать в себе планирование деятельности специалиста, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • изучение специальной литературы;
  • проведение работы с детьми;
  • беседы с родителями;
  • самореализация.

Отчет воспитателя также должен включать в себя описание практической деятельности, проведенной с детьми в течение года. Это может быть:

  • спортивный праздник по тематике «Русские народные игры»;
  • выставка детских работ по теме «Любимые игры»;
  • открытый показ результатов образовательной деятельности;
  • беседа с родителями о роли подвижных игр в жизни ребенка и т. д.

В заключение отчета воспитатель должен указать на успехи физического развития детей, в числе которых улучшение их умения прыгать и бегать, лазить, кидать мяч и т. д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Воспитатель: Богданова Т.Н Отчёт по самообразованию в подготовительной группе «Незабудки» на тему: «Развитие связной речи»

2 слайд

Описание слайда:

«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.» К.Д. Ушинский Тема моей работы по самообразованию в 2017-2018 году называлась: «Развитие связной речи ». Актуальность темы: В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии

3 слайд

Описание слайда:

Проблемы: Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи: -совершенствовать диалогическую форму речи; -развивать монологическую форму речи; -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; - учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями; - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

6 слайд

Описание слайда:

Ставя перед собой цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме я изучила следующую методическую литературу: Анищенкова Е.С. Пальчиковая гим-ка для развития речи дош-ков. – АСТ, 2011.с – 64 Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дош. Профиздат, 2007. с– 62 Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рас-ть. Простые упражнения для развития речи дош-ков – Рипол Классик, 2011.с – 256 Бородич А.М. Методика развития речи детей дош. воз-та. - М.: Просвещение 2004.с - 255 Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дош.вос-ние - 2005. №1. с. 18-23 Гербова В.В. Развитие речи в д/ с // Библиотека «Программы воспитания и обуч. в д/с». – Мозаика-Синтез, 2010. с– 56 Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дош. вос-ние 2006 N 9 с. 28-34. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дош. // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. с– 64 Косинова Е.М. Гимнастика для раз. речи. М.: ООО «Эксмо»2003 Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в д/с(ст. и подготов. к школе группы) // Дош.вос-ние, 2004. N 11. - с. 8-12. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дош-в // Готовимся к школе. – Литера, 2009. с– 96

7 слайд

Описание слайда:

В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет. Размещала свои работы на сайтах Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах. Разработала перспективный план по развитию речи. Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в группе. Поэтому мне приходилось подбирать по темам множество сюжетных картин, тематических и наглядно – демонстрационных карточек.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Беседы -пересказ -сочинение (рассказывание) -повторение; -объяснение, указание; -словесные упражнения; -вопросы; -рассказывание по схеме; -имитация; -дидактические игры; -игры драматизации; -отгадывание загадок; и т.д Методы и приемы:

10 слайд

Описание слайда:

В сентябре – октябре продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой. Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей: 1.Дыхательная артикуляционная гимнастика. 2.Словесные дидактические игры. 3.Потешки, поговорки, пословицы, загадки. Использовала в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники.. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Подготовительный к школе возраст наиболее благоприятен для обучения творческому рассказыванию, то есть сочинению детьми сказок. В течение года играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье Учила детей сочинять сказки; последовательно, связно рассказывать их друг другу. Основные этапы работы по обучению сочинения сказок: - придумывание продолжения и завершения сказки, начатой воспитателем, - придумывание по плану воспитателя, - придумывание сказки на основе литературного образца, -изменение конца сказки, -включение в сюжет сказки дополнительных персонажей. Использовала мнемотаблицы для пересказа сказок.


Самообразование

« Подготовка старших дошкольников к школьному обучению»

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л.А.)

Вопрос воспитания и обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике. Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания. Поступление в школу - это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений со взрослыми и сверстниками.

Актуальность темы : поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Проблема подготовки детей к школе в условиях модернизации системы образования становится чрезвычайно актуальной. Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. За последние годы проводимая государством демографическая политика, меры, принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости. И как следствие, увеличилась потребность мест в детских дошкольных учреждениях, а соответственно подготовительных групп стало больше. В настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников.

Проводя работу по самообразованию, я перед собой поставила следующие задачи:

1. Дать понятие "подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая.

2 . Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

3. Изучить особенности психического и личностного развития детей 6-7 лет.

4. Выявить уровни подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

5. Подобрать комплекс игр, направленных на формирование психологической готовности к школе.
Предполагаемый результат:

Исходя из поставленных целей и задач, мною была выдвинута следующая гипотеза : подготовка детей к школе – это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября.

Если работа будет проводится систематически, в тандеме с учителем, логопедом, педагогами ДОУ, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения.
Для себя я выделили следующие этапы работы по этой теме:
1. Подбор и изучение методической литературы (сентябрь-ноябрь)

2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования (октябрь-май)

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику (сентябрь- май)

4. Представление опыта работы по теме (апрель - май).
Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определённых качеств:

· стремление к общению со сверстниками;

· желание учиться;

· хорошее здоровье;

· эмоциональный настрой;

· грамотная речь, связное изложение своих мыслей;

· стремление к сотрудничеству со взрослыми;

· развитая произвольность поведения;

· любознательность и стремление к открытиям;

· хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

Другими словами, у ребенка должны сформироваться базовые компетенции:

1. Коммуникативная

2. Креативная

3. Общекультурная

4. Функциональная

5. Организационная

6. Социальная

Все компетенции тесно связаны между собой.
Работу по данной теме я начала с анализа психолого- педагогической литературы.

Анализ психолого-педагогической литературы обнаруживает существование нескольких подходов к решению проблемы готовности к обучению в школе и нет целостного представления об общем состоянии готовности дошкольника к школе: разговор ведется лишь о разных ее компонентах. Однако общепризнанным является утверждение, что готовность к школьному обучению - системное многокомпонентное образование, в котором интегрируются различные свойства и способности детей. Так, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова указывают, что в современной психолого- педагогической литературе(А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Т. М. Лямина и т. д.) понятие готовность к школьному обучению определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в 2-х взаимосвязанных аспектах: как”общая, психологическая готовность” и как “специальная готовность к обучению в школе”.
Общая психологическая готовность выступает как важнейший итог длительной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы детского сада по всестороннему воспитанию дошкольников и выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту поступления в школу.
Специальная готовность к школе является необходимым дополнением общей готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких специальных предметов как математика, русский язык и др.

В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др.
Хотя в теоретическом плане проблемой психологической готовности детей к обучению в школе в последние десятилетия занимались психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры, как в нашей стране, так и за рубежом, единого и четкого определения понятия «психологическая готовность к школе» пока нет, равно как до конца не установлены надежные и наиболее информативные критерии этой готовности к систематическому школьному обучению.

Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». Что касается первого определения, то оно носит слишком общий характер , в частности, не ясно, что представляет собой «способность принимать участие в обучении». Второе определение также неудовлетворительно, т.к. в нем смешаны компоненты психологической готовности (мотивация, поведенческие характеристики) и педагогической подготовленности (умения, знания). Формальный уровень таких умений и навыков, как чтение, письмо, счет не есть признак психологической готовности к школе. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности, позволяющих усваивать школьную программу. Так же понятие «Психологическая готовность к школе» рассматривается как особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина и другие. Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников. В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л.А. Венгера, B.C. Мухиной, которые подчеркивают, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной. Исходя из этого, Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению. Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, и др.) предлагают различные ее структуры.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят прежде всего из того, что она – многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И. Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Эту точку зрения разделял А.В. Запорожец, включавший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка , уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. Н.Г. Салмина выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности семиотической (знаковой) функции как характеристику интеллектуального развития ребенка и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Таким образом, психологическая готовность – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Существуют и другие подходы к определению структуры психологической готовности детей к школе. Например, Е.Е. Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе. Уровень их развития определяет, по ее мнению, степень психологической готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Проблема школьной готовности в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных научных областей. Психологи, педагоги, физиологи изучают, обосновывают критерии готовности к школьному обучению, а также спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к данной проблеме можно объяснить тем, что готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки. Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению является актуальной, поэтому педагоги и психологи, а также учителя начальных классов уделяют ей большое внимание. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Старший дошкольный возраст - это возраст наибольших достижений ребенка. Активно развивается познавательный интерес к своему внутреннему миру и окружающему миру. В этот период ребенок уже умеет разыгрывать сложные сюжеты, привлекает большое количество участников. При этом игры могут продолжаться в течении длительного времени. В играх у дошкольника формируются устойчивые привязанности между детьми. Старшие дошкольники охотно вступают в диалог со взрослыми, обсуждая самые разные проблемы, что говорит об их расширяющимся сознании и готовности впитывать сведения. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. Ребенок проявляет первые шаги лидерства: придумывает игры с правилами, стремится самоутвердиться в коллективе, у него появляется мотивация на результат. Ребенок стремится быть самостоятельным, независимым, значимым, но не всегда ему хватает умений и навыков в выборе средств. В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становиться все более адекватной. Сравнивая себя окружающими детьми , ребенок более точно представляет себе свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

Особенно важным аспектом развития дошкольника является формирование нравственных установок становление морального сознания. На моральное развитие влияют различные причины, но в качестве важнейшего выступает уровень мышления. В этот период мышление ребенка достигает высокого уровня, наиболее значимую роль играет образное и схематическое мышление. Он оказывается способным видеть весьма сложные взаимосвязи между различными явлениями.

Данный период является кризисным периодом. Очень часто в этот период возникают проблемы с эмоциональной сферой ребенка, появляются признаки тревожности, агрессивности, появляются проблемы в общении со сверстниками.

С одной стороны ребенок еще является дошкольником, а с другой - у него появляется потребность в новом социальном статусе. Именно в это время необходимо начинать готовить ребенка к поступлению в школу, формировать мотивацию к учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки и работать над эмоционально-волевой сферой.

В возрасте 6-7 лет дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей. Таким образом, важнейшие достижения, происходящие с ребенком в старшем дошкольном возрасте, способствуют успешному дальнейшему обучению ребенка в школе.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе была направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе ;
3. формирование опыта учебной деятельности.


п/п


Название мероприятия

Цель

Дата

1

Прогулка к зданию школы

Сформировать представления о Дне знаний. Рассказатьо том, кто такие школьники и почему они пришли первого сентября в школу. Вызвать интерес к обучению в школе.

Сентябрь 2016г.

2

Занятие «Создание лесной школы»

Выявление социальных представлений о школе.

Сентябрь 2016г.

3

Занятие «Школьные правила»

Снижение школьной тревожности, формирование позитивной модели поведения в реальной жизни.

Сентябрь 2016г.

4

Экскурсия в школу.

  • Сформировать представление о том,что такое учебный класс.Познакомить с учителем,вызвать интерес и эмоционально положительное отношение к его труду.

Сентябрь 2016г.

5

Рисование на тему «Я и моя школа»

Выявить первоначальный уровень знаний детей о школьной жизни,дать возможность выразить это в рисунках.

Октябрь 2016г.

6

Родительское собрание совместно с психологом школы «Скоро в первый класс»

Предоставить родителям информацию об особенностях готовности старшего дошкольника к школьному обучению,показать роль семьи в этом процессе; разработать рекомендации наиболее эффективного решения данной проблемы.

Октябрь 2016г.

8

«Интервью с первоклассником»

Уточнить знания детей о том,кто такой первоклассник,чем он занимается в школе,каковы его права и обязанности. Продолжать формировать положительное отношение к школьному обучению.

Октябрь 2016г.

9

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

В игре закреплять знания, полученные при посещении школы.Закреплять умение распределять роли,выстраивать сюжетные линии.

Ноябрь 2016г.

11

Знакомство с азбукой

(совместная деятельность с детьми)


Познакомить детей с самым первым в их жизни учебником,вызвать желание узнавать буквы,чтобы научиться читать.Развивать умение выделять звук из слова,определять его место в слове.

Ноябрь 2016г.

12

«Приз от Буратино»

(конкурс)


Расширять представления детей о школе. Упражнять в чтении отдельных слов, развивать фонематический слух,мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Декабрь 2016г.

13

«Приключения портфеля»

(сюжетно-ролевая игра)


Систематизировать знания детей о школе. Продолжать подготовку руки к письму. Развивать связную речь, образное и логическое мышление, память. Формировать дружеское отношение детей друг к другу.

Январь 2017г.

14

«На уроках»

(совместная деятельность)


Обобщить впечатления детей от бесед от школе. Вызвать интерес к школьным урокам. Развивать произвольное внимание, умение применять в решении игровой задачи ранее усвоенные знания. Формировать умение подчиняться правилам.

Февраль 2017г.

15

«Путешествие портфеля продолжается»

(сюжетно-ролевая игра)


Напомнить детям план школы. Развитие логического и образного мышления, воображения. Продолжать развивать навыки игры по правилам в команде.

Март 2017г.

16

Рисование «Я и моя школа»

Обобщить знания детей о школьной жизни. Дать выразить положительное отношение к обучению в школьных рисунках.

Апрель 2017г.

17

Повторное родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни»

Выявить уровень готовности семьи к обучению ребёнка в школе.

Май 2017г.

Имеющаяся игротека для самостоятельных игр способствует познавательному и математическому развитию ребенка, развивает логическое мышление. Для расширения возможности познать свою страну в группе есть флаг, герб и карта страны. Мозаика, различные конструкторы, сборные игрушки способствуют овладению детьми конструктивных умений и навыков. В математическом центре имеется в достаточном количестве комплекты цифр и знаков, рабочие математические тетради, наборы геометрических фигур. Таким образом, пространственно-игровая среда группы способствует всестороннему развитию детей и подготовке их к школьному обучению.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Развитие мелкой моторики способствует подготовки кисти к письму. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки , но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.

В группе перед детьми мною ставились собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом было важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым я стимулировала интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, координированность их движений. Для развития мелкой моторики рук использовались следующие приемы и упражнения:

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка из глины;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Опыт графических движений ребенок приобретал выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом велось обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Работу по подготовки руки к письму с детьми ведется в течение всего учебного года в тетрадях со специально подобранными графическими упражнениями.. Если ребята изображали крупные фигуры, то я предлагала дополнительные задания: заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышивать» фигуру крестиком или просто раскрасить. При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом. Если в начале учебного года были кривые, неточные, слабые линии, то к концу года – прямые, уверенные. У детей появилось устойчивое, сосредоточенное внимание. Все дети начали легко справляться с материалом и прекрасно его усваивали. При этом занятия вызывали у них огромный интерес.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, вводила в несколько этапов:

1. Необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания , словесные игры математического характера).

2. Необходимо было добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.

На первом этапе я предлагала детям логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняла и закрепляла представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствовали развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше)заданного числа», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др. А вот игра «Да или нет?» давала возможность выполнить много разнообразных заданий. Я задавала детям вопросы, на которые можно было ответить только «да» или «нет». Любые другие слова, в качестве ответа означали, что ребёнок выбывает из игры. В игре использовала вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно в этом случае играющие должны были промолчать. Эта игра эффективно развивает у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос, развивает сообразительность, логику мышления, а также умение точно выполнять игровые правила.

На повышение уровня психологической готовности детей дошкольного возраста к школе был составлен комплекс игр.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –детский сад № 1 «Тополек» второй категории с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей

Отчет по самообразованию воспитателя

Григор Ирины Анатольевны

за 2015 -2016 учебный год

с.Самарское

Я, Григор Ирина Анатольевна, работаю в подготовительной группе «Радуга». Образование – среднее специальное.

Педагогический стаж –29 лет.

Стаж работы в МБДОУ –25 года.

Стаж работы в занимаемой должности –29 лет.

Целью моей работы по самообразованию в 2015 – 2016 году было:

Продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.

В процессе самообразования я решала следующие задачи :

Изучение проблем по социально – личностной готовности детей к школе в контексте требований ФГОС ДО;

Изучение методической литературы;

Изучение технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Актуальность изучения социально-личностной готовности детей к обучению в школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: вводятся новые требования к образовательным программам; все более высокие требования предъявляются к уровню развития детей, идущим в первый класс; изменяется сама структура образовательной деятельности в школе.

Одной из целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника социально – личностной подготовки к школе, что указаны в ряде позиций в нормативном документе – Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

В процессе работы по самообразованию, я изучила методическое пособие Вайнер. М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. – М. :Центр педаг. образ.2015г. В пособии представлены теоретические, методические и прикладные аспекты решения проблем эффективной и качественной подготовки детей к школе в контексте требований ФГОС ДО.

Также я изучила следующую литературу:

  • З. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников. ФГОС». Детство-Пресс , 2015год. Книга содержит занимательные математические игры-головоломки, логические задачи, игры на объемное и плоскостное моделирование, задачи-шутки, загадки, которые окажут помощь в активизации мыслительных процессов детей в разных видах деятельности.
  • Михайлова, Каменная, Васильева «Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы). ФГОС». Детство-Пресс , 2015год. В сборнике представлен опыт реализации элементов образовательного процесса через образовательные, развивающие и игровые ситуации, детско-взрослые проекты при участии родителей, разнообразные игры.
    материалы, подготовленные методической и психолого-педагогической службами.
  • Нищева, Ельцова, Верещагина «Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. ФГОС». Детство-Пресс , 2015 год. В сборнике рассматриваются вопросы реорганизации системы дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, приводятся рабочие программы педагога ДОО и учителя-логопеда ДОО, проблемы педагогической диагностики образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО.
  • Солнцева, Сомкова, Вербенец «Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технология. ФГОС». Детство -Пресс , 2015год. В пособии раскрыты современные подходы к планированию образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Представлены особенности образовательного процесса, сетки проектного комплексно-тематического планирования, примеры планирования проектов для детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделено технологии реализации принципа индивидуализации образования в процессе планирования.
  • В. Савченко «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. ФГОС». Детство-Пресс , 2015 год . В книге представлены авторские педагогические дидактические сказки и примерные конспекты организации образовательных ситуаций по ознакомлению детей со сказками. Серия состоит из девяти сказок, объединенных общей темой. Сказки имеют познавательный характер, корректирующую и диагностическую направленность

После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня сформированности мотивов учения, выявления ведущего мотива, используя методику «Определения мотивов учения у детей 6 – 7 лет» (М. Р. Гинзбурга).

По итогам мониторинга было выявлено:

У 8% детей был высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, наличие социальных мотивов;

У 9 %процентов детей был нормальный уровень мотивации, присутствие социального мотива;

У 58 %процентов детей был сниженный уровень мотивации, присутствие позиционного и игрового мотива мотива;

У 25 %детей был низкий уровень мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов.

В работе с детьми я способствовала:

Развитию положительного самоощущения: уверенности в своих возможностях;

Развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитанию уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков);

Развитию коммуникативной компетентности ребенка, умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания.

Развитию у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

Создавала возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогала осознать необходимость людей друг в друге.

Создавала условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.

Над формированием социально – личностной готовности детей к школе я работала во всех видах детской деятельности, но особенно использовала игровую деятельность как ведущую в дошкольном возрасте.

Использовала потенциал различных игр в формировании компонентов социально- личностной подготовки детей к школе:

Игры с правилами - ребенок вынужден подчиняться требованиям, если он желает играть и не хочет нарушать игру;

Игры – соревнования – создавала условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил;

Длительные совместные игры со сверстниками – благоприятно сказывались на детях с импульсивным поведением, потому что в групповой заинтересованной деятельности, традиционно присущие им торопливость, необдуманность, поспешность, желание непременно добиться успеха уступают место формирующимся представлениям о ценности коллективных достижений;

Коллективные дидактические игры – формировали навыки коллективного взаимодействия со сверстниками;

Психотехнические игры – были направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, обретение эмоциональной и поведенческой стабильности;

Народная игра – дети приобретают навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.

- сюжетно – ролевая, режиссерские игры – являлись показателем уровня развития произвольности в общении со взрослым.

Я провела экскурсию в школу «Знакомимся с первым классом», дети моей группы участвовали в совместных мероприятиях со школой «Весёлые старты».

Также я проводила работу с родителями. На родительском собрании было уделено внимание типическим ошибкам, которые допускают родители на этапе подготовки детей к школе. Были разработаны рекомендации для родителей по подготовке детей к обучению в школе. Родителям были предложены консультации «Готов ли ваш ребёнок к школе», «Социально – личностной готовности детей к школе в контексте требований ФГОС».

В конце года по итогам мониторинга выявления уровня сформированности мотивов учения, выявления ведущего мотива, используя методику «Определения мотивов учения у детей 6 – 7 лет» было выявлено:

У 40 % детей был высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, наличие социальных мотивов;

У 52 %процентов детей был нормальный уровень мотивации, присутствие социального мотива;

У 4 %процентов детей был сниженный уровень мотивации, присутствие позиционного и игрового мотива;

У 4 %детей был низкий уровень мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов.

Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации, преобладание учебных и социальных мотивов.

Завершающим этапом моей работы по самообразованию было выступление на методическом объединении на тему «Основные педагогические технологии в работе ДОУ и школы как одно из условий повышения качества образования» с участием учителей начальных классов МБОУ Самарской СОШ №1.

Мною была изучена технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми

По данной теме самообразования мною была изучена следующая литература:

Е.В. Махеева «Современные технологии обучения дошкольников». Издательство «Учитель» 2014 г.

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы о модели личностно-ориентированного воспитания:

· Детство - полноценный период жизни человека со своей культурой, нормами;

· Ребенок - субъект, выбирающий свою траекторию развития;

· Источник развития находится в самом ребенке;

· Ребенок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу;

· Главная ценность - личность и личностное достоинство каждого;

· Целью воспитания являются:

1) создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной);

2) обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности.

Между ребёнком и педагогом преобладает диалогический стиль общения.

На протяжении всего учебного года я знакомилась с работой педагогов нашего детского сада, а также опытом работы педагогов нашего района. Используя интернет - ресурсы, я познакомилась с опытом работы воспитателей нашей страны, осуществляющих личностно-ориентированный подход в воспитании детей.

В своей работе я опираюсь на правила, в ыработанные практикой личностно-ориентированного воспитания.

1. Выбирала только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.

2. Доброжелательно и терпеливо осуждала плохие поступки воспитанника.

3. Поддерживала эмоциональное благополучие ребёнка.

4. Формировала положительную самооценку ребёнка..

5. Жила интересами, переживаниями ребёнка.

7. Своим поведением была образцом для детей.

8. Искренне радовалась каждому успеху своего воспитанника.

9. Учитывала состояние и настроение воспитанника.

Непосредственно-образовательную деятельность я строила на основе модели личностно-ориентированной технологии.

В работе я использовала модель личностно-ориентированной технологии:

1. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении всей деятельности.

2. Использовала разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы. (Например, в своей работе я использовала следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, наблюдения, беседы, игровые ситуации и т.д.)

3. Создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка.

4. Стимулировала детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

5. Использовала различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.

6. Поощряла стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

7. Применяла задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

8. Создавала педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

9. Использовала парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.

10. Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)

11. Анализировала не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Организуя личностно-ориентированный подход к проведению воспитательно – образовательной работы с детьми, я старалась помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ - ступенька к новому знанию.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на индивидуальность и личность ребёнка.


Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр


Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №18 "Алёнка" г.Сафоново

Описание материала: Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию на тему: "Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр".
Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Тема самообразования «Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги. Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих других.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г.Нечаевой и Т. А.Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).
«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л.И.Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
«Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
«Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
«Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
«Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)
«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности)

Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;
создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
освоение современных технологий и методов организации игры;
разработка перспективного планирования и проведения сюжетно - ролевых игр в логопедической группе;
классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;
проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;
повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
повышение личной компетентности в данном вопросе.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
правильная организация и руководство игрой;
правильно сформулированная мотивация;
многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);
рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Работая по теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в логопедической группе.
Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
формирование умения договориться о теме игры;
самостоятельное распределение ролей;
обсуждение основного развития сюжета;
подготовка игровой обстановки.

В феврале текущего года я разработала конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе «Защитники морских границ нашей Родины – военные моряки!», целью которой являлась - формирование у детей умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.


В ходе организации и проведения сюжетно - ролевой игры решались следующие задачи:
воспитательные:
- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма;
- воспитывать эмоционально - положительное отношение к воинам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них;
образовательные:
- формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа;
- расширить диапазон детских игр;
- учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия);
- помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации;
- учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события;
- активизировать у детей словарный запас: капитан, корабль, штурман, боцман, радист, радиограмма, маршрут, флот, якорь, иллюминатор, кок;
развивающие:
- развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию;
- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;
- развивать силу, ловкость, выносливость, двигательную и коммуникативную способности.

Таким образом, сюжетно - ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Оценка осознания детьми нравственных норм в логопедической группе 2014 – 2015 учебный год .
1. Высокий уровень:
*начало учебного года - 20%
*конец учебного года - 60%
2. Средний уровень:
*начало учебного года - 30%
*конец учебного года - 30%
3. Низкий уровень:
*начало учебного года - 50%
*конец учебного года - 10%

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме