Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Теория всего.

Введение

Актуальность данной темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, которые возникают при избрании, изменении и отмены меры пресечения.

Развитие государства неразрывно связано с укреплением в нем законности и правопорядка, а также с успешной зашитой прав и свобод человека. Организация уголовного преследования возможна лишь при законном и обоснованном применении мер государственного принуждения правоохранительными органами.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что избрание мер пресечения играют огромную роль в предотвращении еще не случившихся преступлений и в быстром раскрытии уже совершенных.

В последние годы проявляется интерес к данной теме, так как очень большое значение имеет вопрос о соблюдении прав и свобод человека при избрании ему той или иной меры пресечения, а также о неукоснительном следовании закрепленным в уголовно-процессуальном кодексе нормам права. К сожалению, на сегодняшний день заключение под стражу является наиболее строгой и наиболее часто применяемой мерой пресечения.

В своей работе я хочу не только изучить порядок избрания, изменения и отмены меры пресечения, а также, на примере Новгородской области, сделать вывод о судебной практике в нашем регионе.

Основание и порядок применения, изменения и отмены меры пресечения

Избрание меры пресечения

В Уголовном праве существуют такие виды мер процессуального принуждения, как меры пересечения, выражающиеся в виде средств воздействия, такие как лишение или ограничение свободы, угроза взыскания имущества, или же личное поручительство и присмотр.

Меры пресечения не имеют ничего общего с наказанием и применяются еще до того, как обвинение будет доказано. Целью их применение является обеспечение успешного раскрытия преступлений и, в свою очередь, повышение уровня законности в государстве.

Существует 7 видом мер пресечения, которые отражены в ст. 98 УПК РФ, а именно: подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командирования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу. Последние три применятся исключительно по судебному решению и только тогда, когда невозможно применить любую другую более мягкую меру пресечения.

Избрать меру пресечения в пределах своих полномочий могут суд, дознаватель и следователь, при этом у них должны иметься достаточные основания для этого. Такими достаточными основаниями являются: возможность у обвиняемого скрыться от суда и следствия, или же предположения о такой возможности, предположение о том, что обвиняемый может продолжить заниматься преступной деятельностью, возможность у обвиняемого воспрепятствовать дальнейшему производству по делу, а также вероятность того, что обвиняемый тем или иным образом может угрожать свидетелям, или уже имелся факт угрозы.

Так как право на свободу человека является основополагающим, при избрании той или иной меры пресечения помимо оснований, перечисленных выше, необходимо учитывать тяжесть совершенного преступления, характеристику личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства, которые суд сочтет необходимыми, или же которые буду предоставлены со стороны обвиняемого. Таким может, например, послужить тяжелая болезнь близкого родственника. С учетом всего вышеизложенного, мера пресечения может быть избрана с учетом всех обстоятельств и при наличии оснований, в той мере, в которой она необходима.

После избрания меры пресечения выносится постановление или определение, в котором перечислены основания для избрания той или иной меры и указано преступление, в котором подозреваемый обвинен. Одновременно обвиняемому разъясняются порядок обжалования этого решения.

Изменение и отмена меры пресечения

суд законодательство преступление право

Мера пресечения может быть отменена, если в ней отпала необходимость, это производится по постановлению суда, дознавателя или следователя. Если после применения меры пресечения в течение 10 суток подозреваемому не будет предъявлено обвинение, мера пресечения так же будет отменена. В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 100 УПК РФ, этот срок составляет 30 суток.

Мера пресечения может быть изменена на более мягкую или более строгую меру, если меняются обстоятельства, которые послужил основанием для ее избрания, указанные в ст. 97 и ст. 99 УПК РФ.

Так же с 2010 года мера пресечения в виде заключения под стражу может быть изменена ввиду выявления тяжкого заболевания, которое препятствует содержанию в таких условиях. Оно должно быть удостоверено медицинским заключением после медицинского освидетельствования.

Согласно ст. 109 УПК РФ, при расследовании преступления срок содержания под стражей или домашнего ареста не может составлять больше двух месяцев. Однако при невозможности закончить предварительное следствие, оно может быть продлено совокупным сроком до 12 месяцев, но не больше чем на 2 месяца за один раз. Срок может быть продлен до 18 месяцев только в исключительных случаях, а именно в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлениях. Ходатайство о продлении срока должно быть представлено в суд не позднее, чем за 7 суток до его истечения. Судья в свою очередь не позднее чем через пять дней, после его получения выносит решения о продлении или отмене меры пресечения. Несмотря на это, в судебной практике имеется постановление суда, которое прямо противоречит вышесказанным нормам законодательства. Это постановление Новгородского районного суда от 2 июля 2015 года по делу 1-710/15, согласно которому мера пресечения была продлена через два дня после ее окончания.

1. Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 настоящего Кодекса.

2. Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

3. Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию, может быть отменена или изменена только с согласия прокурора.

4. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом.

1. Основаниями отмены меры пресечения являются:

А) Признание незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения. Как правило это происходит при рассмотрении соответствующих жалоб вышестоящей инстанцией. Например, решение об избрании меры пресечения вынесено лицом, подлежащим отводу. Отмена меры пресечения по этому основанию обосновывает право обвиняемого (подозреваемого) на возмещение причиненного вреда этой мерой пресечения (ч. 3 ст. 133 УПК).

Б) Отпадение необходимости в ее применении. Это может быть связано с достижением целей меры пресечения (надлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого), отпадением оснований (ст. 97 УПК) или мотивов (ст. 99 УПК) ее применения. Например, обвиняемый заболел тяжкой болезнью и нет оснований опасаться процессуальных нарушений с его стороны.

В) Отпадение общих условий для применения меры пресечения. Мера пресечения отменяется при:

Прекращении уголовного дела и уголовного преследования конкретного лица (ст. 213, 239 УПК);

Постановлении оправдательного приговора или приговора, не связанного с назначением наказания (ст. 306, 311 УПК);

Обращении обвинительного приговора к исполнению (ч. 4 ст. 390, ст. 393 УПК);

Приостановлении уголовного дела (кроме меры пресечения в отношении скрывшегося обвиняемого). См. комментарий к ст. 210, 238 УПК;

Наличии оснований для прекращения дела по нереабилитирующим основаниям (в связи с: актом амнистии или помилования, истечением срока давности, деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, применением принудительных мер воспитательного воздействия), когда обвиняемый возражает против прекращения дела и производство по нему продолжается (см. определение Конституционного Суда РФ от 21.12.00 № 296-О).

Г) Отпадение специальных условий для применения конкретных мер пресечения:

Истечение 10 суточного срока применения меры пресечения в отношении подозреваемого, когда ему не было предъявлено обвинение (ст. 100 УПК);

Отказ обвиняемого, поручителей, залогодателей от своих обязательств при применении психолого-принудительных мер пресечения (ст. 102-106 УПК);

Прекращение статуса военнослужащего при наблюдении командования воинской части (ст. 104 УПК);

Достижение совершеннолетия при присмотре за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105 УПК);

Истечение срока содержания под стражей (и, как представляется, под домашним арестом – см. комментарий к ст. 107, 109 УПК);

Превышение времени содержания под стражей (домашним арестом, в медицинском или психиатрическом стационаре) срока реально возможного наказания (ст. 109 УПК).

2. Мера пресечения изменяется на более строгую при появлении дополнительных обстоятельств, более точно устанавливающих: а) возможность совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуального нарушения; б) неспособность прежней меры пресечения обеспечить надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого (ст. 97, 99 УПК). Например, когда обвиняемый нарушает условия ранее избранной меры пресечения. Так, согласно ч. 2 ст. 238 УПК суд обязательно избирает заключение под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого, не содержащегося под стражей.

Мера пресечения может быть изменена на более строгую для необходимости исполнения приговора, когда реально возможное наказание существенно отягощается (предъявление более тяжкого обвинения, вынесение приговора с назначением наказания в виде реального лишения свободы на длительный срок).

3. Мера пресечения изменяется на более мягкую при наличии общих оснований, условий и мотивов для ее избрания (ст. 97, 99 УПК), когда прежняя более строгая мера пресечения отменяется в связи: а) с отменой вышестоящей инстанцией; б) с отпадением необходимости в применении; в) с отпадением специальных условий. Например, вместо заключения под стражу избирается подписка о невыезде в связи с истечением срока содержания под стражей.

4. Решение об отмене или изменении меры пресечения оформляется мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда по делам находящимся в их производстве.

Кроме того, прокурор дополнительно вправе отменить или изменить меру пресечения при утверждении обвинительного заключения или обвинительного акта (ст. 221, 226 УПК), при рассмотрении соответствующей жалобы (ст. 124 УПК) или дать указание следователю и дознавателю об отмене или изменении меры пресечения. Однако при несогласии следователя с указанием или решением прокурора об отмене или изменении меры пресечения избранной следователем, последний вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений (п. 4 ч. 3 ст. 38 УПК).

Кроме как по находящимся в своем производстве делам, суд вправе отменить меру пресечения при рассмотрении жалобы заинтересованных лиц в порядке ст. 125 УПК, в апелляционном и кассационном порядке. Суд отменяет заключение под стражу и домашний арест по ходатайству органов уголовного преследования в порядке ст. 108 УПК.

5. Следователь и дознаватель могут отменить или изменить меру пресечения, избранную прокурором или по его письменному указанию, только при согласии прокурора. Это правило не распространяется на отмену меры пресечения в связи отпадением общих или специальных оснований для ее применения. Например, при прекращении дела отменяется любая мера пресечения.

С учетом изменений в части 3 комментируемой статьи, внесенных Законом РФ от 29.05.02 г. № 58-ФЗ, следует сделать вывод о том, что для отмены меры пресечения, избранной по судебному решению, следователь и дознаватель должны предварительно получить согласие прокурора, если данные меры пресечения избирались самим прокурором или по его письменному указанию.

6. Мера пресечения, избранная по судебному решению, может быть отменена или изменена только судом. Эту норму следует ограничительно толковать с учетом следующих обстоятельств.

А) В судебном производстве суд отменяет или изменяет меру пресечения по делу, находящемуся в его производстве. Мера пресечения, избранная мировым судьей, по соответствующей жалобе может быть отменена в апелляционном порядке. Иные меры пресечения могут быть отменены в кассационном порядке.

Б) В стадии предварительного расследования суд избирает домашний арест и заключение под стражу, которые отменяются или изменяются в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК. Представляется, что данные меры пресечения могут быть отменены и без судебного решения при: прекращении уголовного дела и уголовного преследования конкретного лица (ст. 213, 239 УПК); приостановлении уголовного дела в отношении не скрывшегося обвиняемого; истечении 10 суточного срока в отношении подозреваемого без предъявления ему обвинения (ст. 100 УПК); отпадении специальных условий применения заключения под стражу и домашнего ареста (см. комментарий к ст. 108 УПК). Например, прекращение уголовного преследования в части (ч. 2 ст. 175 УПК) повлекло переквалификацию действий обвиняемого на менее тяжкое преступление, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Это исключает возможность применения заключения под стражу.

В) Без судебного решения прекращается исполнение меры пресечения в связи с истечением срока содержания под стражей, установленного ст. 109 УПК. Решение об освобождении обвиняемого принимает начальник места содержания под стражей или следователь, дознаватель, прокурор (ч. 2 ст. 10 УПК). См. комментарий к ч. 4 ст. 109 УПК.

Г) Инициатива суда в избрании, изменении и отмене меры пресечения должна быть ограничена требованием стороны обвинения (ч. 10 ст. 108; ч. 4 ст. 110; ч. 3 ст. 237; ст. 255 УПК). Представляется, что суд обязан удовлетворить ходатайство следователя (дознавателя, прокурора, государственного или частного обвинителя) об отмене или смягчении меры пресечения . Иначе суд превратится в орган уголовного преследования в нарушение принципа состязательности (ст. 15 УПК). Тем более, что обвинитель вправе прекратить уголовное преследование в части или отказаться от части обвинения. Такое обязательное для суда решение может повлечь отмену меры пресечения. См. комментарий к ч. 10 ст. 108 УПК.

Д) Прокурор вправе отменить заключение под стражу без судебного разрешения при утверждении обвинительного заключения, если следователь нарушил правило о 30 суточном сроке предъявления материалов дела для ознакомления (ч. 3 ст. 221 УПК).

1. Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 настоящего Кодекса.


1.1. Мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Решение об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу принимается дознавателем, следователем или судом, в производстве которых находится уголовное дело, не позднее 3 суток со дня поступления к ним из мест содержания под стражей копии медицинского заключения.


2. Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.


3. Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.


4. Утратил силу. - Федеральный закон от 04.07.2003 N 92-ФЗ.




Комментарии к ст. 110 УПК РФ


1. Руководитель следственного органа вправе изменить или отменить любую меру пресечения по каждому делу, находящемуся как в его производстве, так и в производстве подчиненного ему следователя. Надзирающий и вышестоящий прокурор может изменить или отменить любую меру пресечения по делу, по которому производится дознание.

2. Следователь (дознаватель и др.), суд (судья) обязаны в пределах своей компетенции изменить или отменить меру пресечения, когда отпадает надобность в таковой или в мерах пресечения вообще. Это обусловлено целью их применения и возможным изменением в процессе производства по делу обстоятельств, явившихся основанием или условиями для применения меры пресечения.

3. Условия или фактические основания применения меры пресечения отпадают тогда, когда не находят подтверждения доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления либо свидетельствующие о возможности его неправомерного поведения.

4. Принятию решения об отмене или изменении меры пресечения может способствовать изменение обстоятельств, которые учитывались при ее избрании: совершенному деянию дана новая юридическая оценка, обвиняемый своим поведением доказал иное свое отношение к содеянному, ухудшилось (улучшилось) состояние его здоровья, изменилось семейное положение и т.п. Так, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть заменена другой в связи с изменением обвинения в сторону смягчения. При этом, если по новому обвинению за преступление не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, обвиняемый подлежит освобождению из-под стражи в обязательном порядке. И наоборот, если обвиняемый, в отношении которого применена подписка о невыезде или другая мера пресечения, не связанная с лишением свободы, не является по вызовам, старается оказать воздействие на содержание показаний свидетелей и потерпевших либо продолжает свою преступную деятельность, к нему должна быть применена более строгая мера пресечения, вплоть до заключения под стражу.

5. Изменяют, так же как и отменяют, меры пресечения те должностные лица, в чьем производстве находится уголовное дело, руководитель следственного органа или надзирающий за соблюдением органами дознания законов прокурор. Лишь отмена или изменение следователем (дознавателем и др.) меры пресечения, избранной им с согласия руководителя следственного органа (либо дознавателем с согласия прокурора), допустимы только с согласия тех же лиц.

6. Правила ч. 3 коммент. ст. нельзя толковать буквально. Они касаются лишь отмены или изменения мер пресечения на стадии предварительного расследования. На судебных стадиях суд (судья) вправе самостоятельно, без получения на то согласия руководителя следственного органа (прокурора) изменить или отменить любую меру пресечения, включая те, которые избраны в ходе досудебного производства руководителем следственного органа, а также следователем с согласия руководителя соответствующего следственного органа, дознавателем с согласия прокурора.

7. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена органами дознания или предварительного следствия. При необходимости отмены (изменения) такой меры пресечения следователь (дознаватель и др.) выносит постановление об отмене (изменении) данной меры пресечения. В этом случае мы бы рекомендовали согласовывать его с руководителем следственного органа (прокурором). Последний давал свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения. Таким образом, он давал согласие и на ее избрание. Соответственно, буквально толкуя положения ч. 3 ст. 110 УПК, мы приходим к выводу, что согласие руководителя следственного органа (прокурора) на отмену или изменение избранной судом меры пресечения орган предварительного расследования получать должен. Указанное правило касается любой меры пресечения, избранной по решению суда. Исключением из этого правила следует считать лишь те случаи, когда мера пресечения изменяется на заключение под стражу, домашний арест или залог. Данные меры пресечения избираются лишь по решению суда.

8. Изменение или отмена меры пресечения производятся мотивированным постановлением следователя (дознавателя и др.), судьи или определением суда. В постановлении (определении) должны быть указаны конкретные обстоятельства, в связи с устранением или изменением которых отменяется или изменяется мера пресечения.

9. Решение об отмене или изменении меры пресечения может излагаться в самостоятельном процессуальном документе или включаться в постановление (определение) о прекращении дела, в приговор и т.д. Когда, к примеру, вопрос о мере пресечения разрешается судом одновременно с назначением судебного разбирательства, вынесением приговора, прекращением или приостановлением дела и т.п., то суд (судья) не составляет отдельного определения (постановления) о мере пресечения, а указывает свое решение об этом в соответствующем процессуальном документе: постановлении, определении, приговоре. Если же вопрос о мере пресечения разрешается судом в качестве отдельного, самостоятельного вопроса, то его решение оформляется специальным определением. По аналогичным правилам оформляют свое решение и органы предварительного расследования. Например, при отмене меры пресечения в связи с тем, что подозреваемому в течение 10 (30) суток не предъявлено обвинение, выносится отдельное постановление. При отмене же меры пресечения в связи с прекращением уголовного дела об этом может быть указано в постановлении о прекращении уголовного дела.

10. Постановление или определение об отмене или изменении меры пресечения рекомендуется объявлять лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом следует на постановлении делать отметку с указанием времени ознакомления, удостоверяемую подписью обвиняемого (подозреваемого).

11. В случае изменения меры пресечения обвиняемому вручается копия постановления, где зафиксировано данное решение.

12. В зависимости от вида меры пресечения о ее отмене или изменении уведомляются поручитель, командование воинской части, родители несовершеннолетних или должностное лицо специализированного детского учреждения.

13. Постановление (определение, приговор или выписка из него) об отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу в тот же день нарочным направляется в администрацию соответствующего места предварительного заключения и должно быть исполнено немедленно по его получении.

14. См. также комментарий к ст. ст. 97, 99, 228 УПК.

В уголовно-процессуальном законодательстве России указаны основания и порядок отмены или изменения меры пресечения, избранной в отношении подозреваемого, обвиняемого (ст. 110 УПК). Мера пресечения отменяется, когда отпадают фактические и юридические основания для ее сохранения либо когда цели, для которой она была избрана, достигнуты и применять ее в дальнейшем нет необходимости.

Вопрос об отмене, изменении или оставлении без изменения меры пресечения рассматривается каждый раз, когда завершается стадия предварительного расследования преступления и дело передается для дальнейшего производства в суд.

Отмена меры пресечения производится во всех случаях когда: 1) производство по делу завершается его прекращением либо постановлением оправдательного приговора; 2) производство по делу продолжается, однако применение меры пресечения не вызывается дальнейшей необходимостью, поскольку цели, ради которых она была избрана, достигнуты; 3) в ходе расследования истек десятисуточный срок с момента избрания заключения под стражу в отношении подозреваемого, но при этом обвинение лицу не было предъявлено; 4) истек предельный срок содержания под стражей и Дальнейшее продление срока не допускается.

Основанием для изменения меры пресечения на более мягкую может стать появление новых, ранее не известных обстоятельств, исключающих?е применение (например, деяние подозреваемого или обвиняемого переквалифицировано на статью УК, санкция которой не предусматривает наказания в виде лишения свободы на срок свыше двух лет). Изменение меры

Раздел I. Общие положения

пресечения на более мягкую зачастую сопряжено с истечением предельного срока содержания обвиняемого под стражей.

Решение об изменении меры пресечения на более строгую принимается в случаях, когда ранее избранная мера не оказывает на подозреваемого или обвиняемого надлежащего воздействия и он своими действиями продолжает препятствовать производству по делу.

Решение об отмене или изменении меры пресечения принимает орган или суд (судья), в производстве которого находится уголовное дело, о чем дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление, а суд - определение, которое должно быть в каждом случае мотивированным и подтверждаться фактическими данными, собранными по уголовному делу.

Учитывая, что на досудебной стадии процесса надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия осуществляет прокурор, закон предусматривает, что мера пресечения, избранная прокурором или по его письменному указанию, может быть изменена на более мягкую только с его согласия.

При утверждении обвинительного заключения или обвинительного акта прокурор вправе отменить или изменить ранее избранную меру пресечения. Однако мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом (ч. 3 и 4 ст. 110 УПК).

В случае несогласия следователя с решением или указанием прокурора об избрании меры пресечения либо об отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого, следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

Данное правило не распространяется на дознавателя и начальника органа дознания.

Мера пресечения, избранная судебным решением, может быть отменена или изменена только судом по жалобе подозреваемого, обвиняемого, его защитника, законного представителя, по ходатайству прокурора, а также дознавателя и следователя - с согласия прокурора.

Мера пресечения, избранная судьей в стадии подготовительных действий к судебному заседанию, может быть отменена или изменена судом (судьей), рассматривающим дело по существу. Избранная судом первой инстанции мера пресечения может быть отменена или изменена вышестоящим судом при рассмотрении дела в кассационном или апелляционном порядке.

Постановление в обязательном порядке объявляется лицу, в отношении которого отменена или изменена мера пресечения, и вручается его копия. Одновременно ему разъясняется порядок обжалования постановления. Постановление об отмене или изменении меры пресечения должно быть объявлено также поручителям, родителям, опекунам, попечителям или долж-

Глава X. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве 245

ностным лицам специализированного детского учреждения, под присмотр которых был передан несовершеннолетний, а также командованию воинской части. Копия этого процессуального акта без промедления направляется прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием.

При отмене или изменении меры пресечения в виде содержания под стражей копия постановления, определения или приговора срочно направляется администрации места содержания под стражей и подлежит немедленному исполнению по ее поступлении.

Если лицо, содержащееся под стражей, участвует в судебном разбирательстве дела либо если его жалоба рассматривается в суде и при этом принимается решение об отмене указанной меры пресечения либо ее изменении на более мягкую, это лицо освобождается из-под стражи судом (судьей) немедленно в зале судебного заседания.

Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником следственного изолятора или изолятора временного содержания при получении определения суда или постановления судьи. Начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей уведомить письменно об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, судью (суд). Если по истечении срока задержания или заключения под стражу не поступило постановление (определение) об освобождении или продлении срока, начальник освобождает лицо из-под стражи своим постановлением.

В случае, когда постановление судьи о продлении срока содержания под стражей поступило до фактического освобождения подозреваемою или обвиняемого, начальник места содержания под стражей отменяет свое постановление, о чем ставит в известность судью, а также прокурора, следователя и дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело.

Использование мер пресечения не всегда однозначно расценивается законодательством. Наиболее аргументированным будет определение суда, подтвержденное разными примерами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если такого нет, то стоит понимать, как составить ходатайство об изменении меры пресечения в 2019 году. Этот документ позволит отменить первичное решение по производству. А это в разных ситуациях будет полезным и объективным в отношении обвиняемого.

Что необходимо знать

Российская правовая система устроена таким образом, что у подозреваемого есть все возможности избежать заключения. Мера пресечения легко оспаривается и решение суда может быть изменено.

Стоит понимать, что проведение процедуры ходатайствования будет непростым. Это связано с особенностями составления и применения документа.

Поскольку сразу после принятия решения обвиняемый будет отправлен под стражу. Защищать его интересы наиболее комфортно будет при использовании представителя.

Он же составляет всю документацию и проводит процессуальные действия. Но не всегда есть такая возможность и сам подсудимый имеет законное право подавать суду ходатайства.

Составление документа должно проводиться с учетом правовых норм. Хотя форма этой бумаги в нормативных актах не прописана и не установлена. Закон разрешает использовать вольную форму.

Это делает процедуру подачи документа более простой. Наполнение же бумаги информацией — самая важная часть. И к ней подходят со всей ответственностью.

Основные понятия

Правовые нормы требуют сопряжения с терминологической базой. В основании данного формата лежит прямая необходимость верно интерпретировать лексическую составляющую в отношении этого вопроса:

Термин Его значение
Ходатайство Используется в виде документа или устного заявления в судебных процессах. Представляет собой заявление, которое передает суду информацию касаемо спора, нарушения, находящегося на рассмотрении. За счет изложенных фактов и аргументов заявитель составляет прошение к суду в проведении каких-либо действий. Они должны быть обоснованы с точки зрения действующего законодательства
Арест Действие, которое направлено на лишение свободы. Основанием для данного процесса является осуществление судебного расследования. Целью ареста становится ограничение возможностей обвиняемого, подозреваемого в совершении повторного нарушения и воздействии на следствие
Мера пресечения Это понятие, которое используется исключительно по уголовным производствам и на основании соответствующего законодательства. Мера выступает в качестве ограничения свобод и прав лица, которое обуславливается законодательными основаниями и применяется органами дознания, следствия и судебного разбирательства

В каких случаях подается

Составлять документ стоит при наличии определенных оснований. Изменять меру пресечения возможно:

Эти моменты рассматриваются исходя из индивидуальных показателей. К примеру, причиной для изменения меры пресечения на более мягкую может служить необходимость работать и содержать иждивенцев.

В качестве усугубляющих причин указывают:

  • оказание влияния на свидетелей, участников дела;
  • попытка подкупа судей, прокурора;
  • возможность скрыться от следствия (имеют место быть пресеченные попытки).

Что говорит закон

Основной нормативно-правовой документацией в этом случае вступает Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации. В нем содержатся основные сведения по поводу составления такого рода документации .

Конкретные условия изменения меры пресечения установлены статьей 110 УПК. В ней говорится о том, что это возможно, если у подозреваемого или обвиняемого найдено тяжелое заболевание.

Также, регулируется этот процесс следователем, судом или дознавателем. В некоторых случаях все начинается с санкции прокурора или руководителя следственного органа.

Постановление Пленума ВС РФ № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» в пунктах 5 и 6 устанавливает конкретные варианты разрешения разных ситуаций.

И здесь говорится о том, что опираться следует на статью 97 УПК РФ. Поскольку в этой части нормативного документа расположены основания для определения меры пресечения.

В соответствии с таким пунктом, Постановление Пленума обязывает доказать целесообразность той или иной меры. Если же объективные факторы отсутствуют, то жесткое ограничение свободы не может быть применено.

Особенности написания ходатайство об изменении меры пресечения на более мягкую

Для того, чтобы составить действительно эффективный документ, стоит опираться на действующую практику. В России смягчение меры пресечения можно получить достаточно просто. Этот пункт имеет неоднозначное строение, потому легко оспаривается.

Стороне защиты требуется предоставить доказательства того, что такая мера слишком ограничивает свободу человека. И плюс, к таким действиям не имеется достаточных оснований.

А значит, это ущемляет права лица. В документе описывают все пункты и опираются на случаи из судебной практики России и других стран.

Правила оформления прошения (образец)

Составление ходатайства обычно проводят с использованием образцов. Они позволяют:

  • применять правовую лексику, формулировки — при написании для следователя или суда;
  • использовать законодательную базу в правильном ключе;
  • опираться на верно составленный по форме документ.

Законодательство не устанавливает конкретного образца, но использовать для дела любой подсудности можно такой:

На домашний арест

В случае выбора домашнего ареста, стоит обосновывать необходимость гражданина в таком содержании. Здесь приводят аргументацию, которая убедит суд:

  • невозможность влиять на следствие;
  • хорошее поведение, отсутствие приводов;
  • сотрудничество подсудимого со следствием, раскаяние в содеянном;
  • необходимость по состоянию здоровья пребывать дома.

Доводы подстраиваются под ситуацию, поскольку наиболее важным пунктом будет документация.

Использование аргумента в виде тяжелого заболевания требует предоставления справок от врача, заключений. Примерный вариант документа можно .

Под залог

Использование варианта с залогом не всегда заканчивается успехом. Финансовое положение гражданина во многом может убеждать суд отказаться от такого варианта.

Если в самом начале следствия не удалось добиться подобного решения, то мало шансов на его оспаривание. Ходатайство стоит подавать сразу и использовать наиболее подходящие аргументы.

Плюс, необходимо понимать, какая сумма залога может быть применена. Поскольку суд сам устанавливает окончательную планку. И не всегда она может подходить подозреваемому.

Образец документа выглядит так:

Другие виды

Существует еще несколько вариантов смягчения меры пресечения. Наиболее распространенной является . Она предполагает не только наложение ограничений по выезду, но и другие способы контроля.

В случае нарушения режима к гражданину будут применяться более строгие варианты пресечений. Составление документа стоит начать с подбора обстоятельства.

Этот способ ограничения свободы позволяет человеку иметь больше соблазнов и возможностей скрыться от следствия и суда.

Чтобы убедить суд в предоставлении подписки о невыезде, нужно написать достаточно длинный список оснований. Плюс, их обязательно подкрепляют документами.

Прилагаемые документы

В качестве подтверждающих бумаг обязательно следует прилагать копии постановления по поводу избрания меры пресечения.

На что надо обратить внимание

В Российской Федерации законодательство стоит на защите прав обеих сторон. Если согласно его положениям, есть возможность смягчить меру пресечения, то суд одобрит ходатайство. Если же проводится злоупотребление своими правами, то в полной мере будет отказано.

Поэтому важно опираться на такие пункты:

  • законодательную базу;
  • перечень существующих оснований;
  • судебную практику.

Эти факторы влияют на принятие решений судом. Учитывать нужно и возражения, которые могут возникнуть у других сторон дела. Составление ходатайства требует участия адвоката.

Его знания позволяют не просто опираться на образец, а формировать документ с учетом особенностей дела. Поэтому иногда лучше изначально нанять профессионала, чтобы избежать задержек по производству.

Оформление ходатайств об изменении меры пресечения человеку не всегда эффективно. Законодательство России зачастую позволяет применять смягчение.

Но здесь требуется приведение конкретных оснований. И их законодательная подоплека также важна. Учитывается как ссылка на статьи нормативных документов, так и предоставление подтверждений в виде официальных бумаг.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме