Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Комиссия по закупкам. Положение о котировочной комиссии

Данная комиссия необходима для выбора способа закупки, если поставщиков несколько, поскольку для того, чтобы произвести закупку, Заказчик обязан создать комитет по государственным закупкам. После чего следует определить членов совета и параметры, по которым они будут работать.

Заказчик может создать:
  • Аукционную комиссию
  • Котировочную комиссию
  • Конкурсную комиссию
  • Комиссию для рассмотрения заявок на участие.
Заказчик должен выбрать в состав совета те лица, которые изначально прошли подготовку в области государственных закупок. Однако, существуют ситуации, когда данные должности могут занимать лица, у которых нет специализированных навыков по данному объекту торгов.

Физ.лица, являющиеся специалистами в сфере подготовки госзакупок, не могут включаться в такой состав, а изменение в составе может осуществляться только Заказчиком, который и создает комиссию.

Такой комитет работает в обычном режиме в том случае, если при заседании комиссии отсутствует больше половины всех членов. Лица входящие в совет должны знать за несколько дней до начала проведения закупок заранее. А данные лица могут принимать участие в заочном голосовании.

В случае, если комитет принимает решение нарушая Федеральный Закон, то такое решение может быть обжаловано по Закону.

  • Создание единой комиссии по 44-ФЗ

При проведении закупок, следует первым делом создать комиссию, которая будет осуществлять свою деятельность в рамках 44-ФЗ.

Может быть создана отдельная группа, как и единый комитет для всех процедур. Решение о том, что будет создаваться должно исходить от предмета закупки. В случае закупки сложной категории товаров, необходимо создать специализированную команду, которая будет обладать специальными знаниями в определенной области.

Функции комиссии:

  • Проводить анализ заявки, которую принял Заказчик или комиссия;
  • Отклонение заявок, не соответствующих условиям;
  • Выбора победившего претендента;
  • Оформление протоколов на определенных этапах государственных закупок.

Кроме базовых функций, каждая из групп проверяющих, выполняет свои функции в индивидуальном порядке исходя из способа закупки.

  • Аукционная комиссия по 44-ФЗ

Аукционной комиссией закупок является коллегиальный орган, который обеспечивает компанию и проведение аукциона на достойном уровне и в согласии с законодательными нормами, посредством которых будет определен Исполнитель с которым произойдет подписание сделки.

Состав комиссии определяемый в рамках 44-ФЗ утверждает Заказчик еще до момента размещения заявлений. Такой состав должен состоять из 5 человек и иметь назначенного председателя и секретаря. Комитет же должен состоять как минимум из 3 лиц прошедших специализированный курс переподготовки или повышения квалификации.

Председатель уполномочен участвовать в главной деятельности, которую предусматривает постановление.

Лица входящие в совет должны принимать участие в каждом заседании. Также члены проводят рассмотрение заявок и участвуют в проведении самой процедуры торгов, имя право голоса в любом вопросе, который не выходит за рамки их компетенции.

Секретарь же подготавливает заседания и уведомляет о таковых каждого из тех, кто входит в комитет.

  • Котировочная комиссия по 44-Ф

Котировочной комиссией в рамках 44-ФЗ является специализированная группа лиц, создание которой происходит в том случае, если первый состав не смог справиться с поставленными задачами. Она должна формироваться как минимум из 3 человек.

Для создания котировочного комитета, необходимо предоставить такие данные, как:

  • ФИО членов совета;
  • Способ, которым будет избираться председатель;
  • Порядок в котором будет осуществляться их деятельность.

Лица, которые будут входить в котировочную группу, должны пройти специальную подготовку в таких областях как:

  • Специализированная подготовка в госзакупках;
  • Повышение квалификации в госзакупках;
  • Проф-знания объекта торгов;

Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

  • Конкурсная комиссия в рамках 44-ФЗ

Опираясь на 22 статью в 44-ФЗ, Заказчиком для проведения конкурсов, должна быть создана конкурсная комиссия, которая будет заниматься организацией и проведением этих конкурсов, а также выполнять предварительный отбор, изучать заявки, выставлять оценки и определять победившего претендента. Состоять такая комиссия должна как минимум из 5 человек.

В состав комиссии не могут входить:

  • Физ.лица, которых Заказчик пригласил как экспертов;
  • Физ.лица, имеющие собственный интерес в выборе Исполнителя;
  • Физ.лица, на которых может оказываться давление конкурсантами закупок
  • Физ.лица, которые состоят в брачных отношениях с директором конкурсанта;
  • Лица, производящие закупочный контроль.

Состав конкурсной комиссии должен быть такой:

  • Председатель;
  • Заместитель председателя;
  • Секретарь;
  • Остальные члены команды.

2. Скачать действующую редакцию по 44-ФЗ.

44-ФЗ “О контрактной системе закупок” производит регулирование отношений, связанных с обеспечением нужд государства и муниципалитета.
Основой задачей является: увеличение эффективности результата закупок. Для того, чтобы произвести анализ Закона, скачайте его по ссылке .

3. Видео-инструкция комиссия по осуществлению закупок

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • общие положения об организации и деятельности комиссии по осуществлению закупок;
  • функции конкурсной, аукционной, котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений;
  • формы и размер ответственности членов комиссии за совершаемые действия;
  • документооборот в рамках деятельности комиссии по осуществлению закупок;

уметь

  • формировать и заполнять документы но работе комиссии;
  • вести заседание комиссии в соответствии с регламентом;

владеть

  • навыком разработки положения о формировании и работе комиссии по осуществлению закупок;
  • навыком работы с ЕИС.

Общие положения и порядок деятельности комиссии по осуществлению закупок

Комиссию по осуществлению закупок создает заказчик (приказ о создании комиссии но осуществлению закупок) для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по конкурентным способам закупок (для закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется). При принятии решения о создании комиссии заказчик определяет ее вид, состав и порядок работы. Заказчик создает комиссию до начала проведения закупки (не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки).

Наиболее распространенной практикой является оформление приказом решения о создании комиссии. В приказе указывается вид комиссии, персональные данные и должности председателя и членов комиссии, порядок работы комиссии. Приказ утверждается руководителем заказчика (уполномоченным лицом) до начала проведения закупки.

Частой практикой также является установление порядка работы комиссии в отдельном документе (положении о комиссии по осуществлению закупок). В положении следует указать:

  • требования к численности, образованию, квалификации членов комиссии;
  • организационную структуру, порядок взаимодействия, подчинения, замены, делегирования полномочий внутри комиссии;
  • порядок взаимодействия комиссии с иными подразделениями заказчика;
  • порядок участия приглашенных лиц в деятельности комиссии (сотрудников заказчика, экспертов), консультирования (обращения в специализированные организации, государственные, муниципальные органы власти и управления);
  • порядок и сроки надлежащего уведомления членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания;
  • условие правомочности проведения заседания и голосования при принятии решения в зависимости от числа присутствующих;
  • запрет на делегирование полномочий председателя (члена) комиссии третьим лицам;
  • запрет на проведение заочного участия в заседании, голосовании при принятии решения;
  • функции председателя, членов комиссии, секретаря (при необходимости указывается детализация, порядок распределения функций);
  • регламент проведения заседания, голосования при принятии решения с учетом особенностей способа проведения закупки;
  • нрава, обязанности председателя, членов комиссии, секретаря комиссии с учетом особенностей способа проведения закупки;
  • ответственность председателя, членов комиссии, секретаря комиссии (могут быть указаны составы правонарушений с указанием статей КоАП или формула «в соответствии с действующим законодательством РФ»);
  • основания, порядок замены председателя, заместителя председателя, секретаря (лиц, наделенных специальными полномочиями);
  • основания, порядок внесения изменения в состав комиссии;
  • основания, порядок прекращения деятельности комиссии;
  • документационное обеспечение деятельности комиссии (типовые формы документов (порядок заполнения, представления, оформления), порядок переписки, рассылки, подписания документов).

Положение о комиссии (если заказчик издает его отдельным документом) утверждается руководителем заказчика (иным уполномоченным лицом) не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки, при проведении которой должна работать созданная комиссия.

Определение вида комиссии зависит от способа осуществления закупки. Заказчик может создать конкурсную, аукционную, котировочную комиссию, комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений или единую комиссию. Комиссия может быть создана для проведения отдельной закупки, нескольких закупок или как постоянно действующий состав.

В отношении состава комиссии Закон о закупках устанавливает ряд правил и ограничений. Например, установлено минимальное число членов комиссии (5 человек - для конкурсной, аукционной, единой комиссии, 3 человека - для котировочной комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений). Максимальное число членов комиссии не регламентировано.

Если проводить совместную закупку, то в состав комиссии включаются представители от каждого заказчика но объему закупок в общем объеме совместных закупок. Состав комиссии утверждается организатором совместных торгов. При этом заказчики вправе установить иной порядок формирования комиссии.

Следующее условие правомочности работы комиссии - присутствие не менее половины членов на заседании. Также установлены профессиональные требования относительно состава комиссии. Она должна формироваться преимущественно (не менее 50% от общего состава) из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Прямое указание на профессиональный состав комиссии установлено в двух случаях:

Членами комиссии не могут быть:

  • эксперты, привлекаемые при организации и проведении закупки (экспертной оценки КД, заявок участников, оценки соответствия участников дополнительным требованиям);
  • лично заинтересованные в результатах определения поставщиков лица;
  • лица, подавшие заявки на участие в закупке;
  • лица, состоящие в штате организаций, подавших заявки на участие в закупке;
  • лица, на которых способны оказать влияние участники закупки и (или) их органы управления;
  • лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся его близкими родственниками, усыновителями, усыновленными;
  • должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.

В случае выявления указанных выше лиц в составе комиссии заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно принять решение о замене. Решение о замене обычно оформляется приказом (приказ о внесении изменений в состав комиссии по осуществлению закупок). Трудность может заключаться в соблюдении требования о незамедлительной замене члена комиссии при несоответствии его требованиям. Основанием для изменения состава комиссии может быть увольнение, отпуск сотрудника, иные обстоятельства, а также необходимость включения в состав комиссии лиц с необходимой профессиональной подготовкой. Следует учесть, что возможность отложить заседание комиссии перед началом процедуры определения поставщика Законом о контрактной системе не предусмотрена, а нарушение срока проведения процедуры является основанием для признания решения комиссии недействительным.

В приказе о внесении изменений следует указать персональные данные лиц, подлежащих исключению (включению) из состава комиссии, а сам документ утверждается руководителем заказчика (уполномоченным лицом) в день выявления обстоятельств, являющихся основанием для изменения состава комиссии.

Определить ее состав, порядок работы и назначить председателя. Создавать комиссию не нужно, только если закупки проводят у единственного поставщика или подрядчика.

Если госорган передал полномочия по закупкам другой организации, то комиссию по закупкам создает именно эта организация, а также определяет порядок работы комиссии (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), п. 6.4 совместного письма от 17 декабря 2014 г. Минфина России № 02-02-05/65137 и Минстроя России № 26484-ЮР/08).

Сколько комиссий нужно создать

Чтобы определить поставщиков конкурентными способами, заказчик может создать одну или несколько следующих комиссий:

  • конкурсную;
  • аукционную;
  • котировочную;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.

Также заказчик может создать единую комиссию по проведению закупок, которая объединит функции всех вышеуказанных комиссий.

Об этом сказано в частях 1-3 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

При этом комиссия любого типа должна:

  • принимать и рассматривать заявки на участие в конкурсе (аукционе), запросе котировок и запросе предложений;
  • определять победителя (будущего поставщика);
  • отклонять заявки, которые поданы на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), если их содержание не соответствует установленным требованиям;
  • оформлять протоколы на каждом этапе определения поставщика.

Об этом сказано в части 3 статьи 39, статье 52, частях 3, 5 статьи 53, частях 3, 6 статьи 67, частях 7-8 статьи 78, частях 10, 16 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, каждая из комиссий выполняет свои специфические функции, связанные с особенностями способов определения поставщика . При этом единая комиссия может выполнять любые функции в зависимости от того, каким способом в каждом конкретном случае определяется поставщик (ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Сколько человек должно быть в составе комиссии

В составе конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти человек . В котировочной комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений - не менее трех человек . Требования к количеству членов комиссий определяет часть 3 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Кого можно и нельзя назначить членом комиссии

Членом комиссии или ее председателем заказчик может назначить любого человека, кроме тех, кому это запрещено. Так, членами комиссии по проведению закупок не могут быть лица, которые:

  • привлечены в качестве для определения поставщика;
  • подали заявки и претендуют на статус поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • состоят в штате организаций, подавших заявки;
  • могут быть подвержены влиянию со стороны участников закупки (в т. ч. акционеры, члены правления, кредиторы организаций - участников закупки);
  • состоят в браке с руководителем участника закупки или являются его близкими родственниками (родителями, детьми, дедушками, бабушками и внуками, полнородными или неполнородными братьями и сестрами);
  • являются усыновителями руководителя участника закупки или усыновлены им;
  • осуществляют контроль в сфере закупок (должностные лица контрольного органа в сфере закупок ).

Если в комиссию все-таки попадут такие лица, заказчик (уполномоченный орган ), который принял решение о создании комиссии, обязан их .

Такой порядок установлен в части 6 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Руководитель учреждения хочет непосредственно участвовать в закупочном процессе. Можно ли его назначить председателем комиссии по проведению закупок?

Да, он может быть председателем комиссии.

Такую точку зрения высказало Минэкономразвития России в письме от 12 мая 2014 г. № Д28и-703.

Состав комиссии необходимо формировать так, чтобы всегда обеспечивался кворум на заседаниях. Он сохраняется, если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50 процентов общего числа ее членов (ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Что делать, если на момент заседания присутствуют не все члены комиссии по закупкам?

Отсутствующего сотрудника нужно заменить. Для этого руководитель заказчика должен вынести соответствующий приказ . Об этом сказано в части 7 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Кто должен быть в составе комиссии

Комиссия должна состоять преимущественно из лиц, которые прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями о предмете закупки (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Это означает, что такие специалисты должны насчитывать не менее 50 процентов состава комиссии (письма Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-1910, от 6 сентября 2013 г. № Д28и-1030).

Также в состав комиссии необходимо включить лиц творческих профессий, если проводится открытый конкурс:

  • на финансирование проката или показа национального фильма.

Их число должно быть не меньше 50 процентов от общего числа членов конкурсной комиссии. Такое правило предусматривает часть 4 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Как проходят заседания комиссии

Заседания комиссии проходят по мере необходимости. Членов комиссии нужно своевременно уведомить о месте, дате и времени проведения заседания. Это связано с обязательным требованием - их личное присутствие. Принимать решение заочным голосованием, в форме видеоконференц-связи, а также делегировать свои полномочия другим лицам нельзя. Об этом сказано в части 8 статьи 39 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № Д28и-1824.

Решения, которые принимает комиссия по результатам своих заседаний, являются обязательными для всех участников закупки. Их может обжаловать любой участник только в порядке, который установлен в законодательстве (ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).

Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок её работы, назначается председатель комиссии.

Особенности создания конкурсной комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьёй 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа её членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.


От 05.04.13 года. Основанием формирования коллегиального органа является распоряжение. Руководитель организации-заказчика обязан издать приказ с указанием перечня ответственных лиц. Документ оформляют в порядке, утвержденном внутренними регламентами, с учетом требований к обязательным реквизитам. При этом следует помнить о некоторых правовых аспектах.

Юридическая характеристика

Обязанность создавать комиссию по закупке возникает при проведении любой из процедур, предусмотренной законом 44-ФЗ. Исключением является лишь заключение контракта с единственным поставщиком. Нарушение порядка формирования коллегиального органа может послужить основанием для признания недействительности сделок.

Важно! Если государственное учреждение делегировало полномочия по закупочной деятельности специализированной компании или управляющему, то формировать дополнительные органы не нужно. Комиссию будет создавать непосредственный исполнитель. Об этом ясно говорится в совместном письме Минстроя и Минфина РФ № 02-02-05/65137 – 26484-ЮР/08.

Количество комиссий определяет заказчик. Законом допускается формирование сразу нескольких структур:

  • аукционных;
  • конкурсных;
  • котировочных.

Не запрещено формировать коллегиальный орган универсального типа. Статья 39 закона 44-ФЗ разрешает объединять полномочия по проведению разных закупочных процедур.

Основной регламент деятельности комиссии – положение. Локальный нормативный акт разрабатывают с учетом особенностей предстоящей работы. В документе предусматривают следующие обязанности:

  • регистрацию и обработку заявок от участников;
  • определение победителей;
  • принятие решений об отклонении предложений лиц, допустивших нарушения;
  • оформление протоколов по каждому этапу процедуры.

Объем полномочий юристы определяют на основе анализа статей 39, 52, 53, 67, 78, 83 закона 44-ФЗ. К общим задачам заказчик вправе добавить и специфические функции. Так, универсальная комиссия может самостоятельно избирать способ определения победителя закупки.

Требования к составу

Конкурсная, аукционная, либо единая комиссия должны включать не менее 5 должностных лиц. Если закупку проводят путем запроса предложений или котировок, достаточно всего 3 человек.

Включать в состав разрешено далеко не каждого. На федеральном уровне установлен ряд ограничений.

Не допускается привлекать в качестве члена закупочной комиссии:

  • экспертов, осуществляющих независимую оценку в рамках процедуры;
  • участников конкурсной гонки, либо граждан, претендующих на такой статус;
  • работников организаций, направивших заявку;
  • зависимых лиц (акционеры, кредиторы, члены исполнительного органа и прочие);
  • граждан, имеющих родственную или иную близкую связь с прямыми представителями участников закупки;
  • контролеров.

Попадание указанных лиц в состав комиссии делает орган нелегитимным. Заказчик обязан немедленно заменить их другими специалистами.

Не менее 50% членов должно обладать соответствующей квалификацией. Включать в перечень следует работников, прошедших дополнительную подготовку по направлению. Так, например, при закупке предметов искусства к сотрудничеству необходимо привлечь представителей творческих профессий.

Важно! Руководитель организации, осуществляющей закупку в рамках закона 44-ФЗ, вправе выступать в роли председателя. Разъяснения об отсутствии ограничений представители МЭР РФ дали в информационном письме № Д28и-703.

При формировании комиссии следует учитывать требования к кворуму. Принимать решения коллегиальный орган вправе, если на заседании присутствует не менее половины членов. При необходимости заказчик может провести замену, издав соответствующий приказ.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме