Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Историческое развитие автономий в российской федерации. Автономная республика

Дав понятие автономий в Российской Федерации и их статуса, мы рассмотрели современную ситуацию, сложившуюся на данный момент, но каков же был путь к идее о необходимости введения данных образований и наделения их такими полномочиями, эти вопросы мы рассмотрим в данном параграфе нашей работы.

До Октябрьской революции Россия представляла собой унитарное государство. Уже к концу XIX в. ее территория составляла 22 млн. кв.км, а в состав стодвадцатимиллионного населения входили сто пятьдесят наций и народностей, принадлежавших к различным конфессиям. Большое пространство, невозможность эффективного управления им из одного политического центра, поликонфессиональность, полиэтничность, сложные межнациональные отношения, желание входящих в состав России наций сохранить национальную самобытность и признаки государственности уже тогда обусловили широкий интерес к идеям автономии и федерации.

После Февральской революции к вопросам государственного устройства обратилась Особая комиссия по составлению проекта Основных законов при Временном правительстве. По ее итогам, федеративные отношения могли быть установлены только с Финляндией, остальные части Российской империи могли претендовать только на статус политической автономии. При этом получение статуса областной автономии не увязывалось напрямую с национальным составом населения, и такой статус, вероятно, мог быть предоставлен и с учетом иных обстоятельств. Однако Октябрьская революция не позволила подобным проектам реализоваться.

Далее вопросы по поводу существования России, как федерации были рассмотрены после Октябрьской революции и это было шагом вынужденным, обусловленным реальной угрозой распада государства. В этот период Советское правительство своими декретами признало государственную независимость Украины (17 декабря 1917г), Финляндии (31 декабря 1917 г), Эстонии (7 декабря 1918 г), Латвии (22 декабря 1918 г), Литвы (22 декабря 1918 г), Белоруссии (31 января 1919 г). Россия, в свою очередь, была провозглашена федерацией в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918г. После принятия Конституции РСФСР в 1918 году Россия окончательно оформилась как федерация, основанная на автономии. Таким образом, понятия федерации и автономии в советском государственном строительстве фактически слились в одно неделимое целое. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. - М.: ИКД "Зерцало-М", 2003

В развитии автономии в РСФСР в период 1918-1922 гг. можно выделить два этапа. Первый охватывает начало 1918 года, когда создавались автономные республики. Первой автономной республикой в составе РСФСР стала Туркестанская АССР, созданная 20 апреля 1918г. В этот период были образованы также Терская Советская республика, Социалистическая республика Таврида, Донская Советская республика, Кубано-Черноморская Советская республика и Северо-Кавказская Советская республика. На следующем этапе (вторая половина 1918 года - 1922 год) различные формы автономии создавались в полном соответствии с национально-территориальным принципом. Кроме того, Конституция РСФСР 1918 года установила, что к ведению высших органов РСФСР относится установление границ и компетенции областных советских союзов, входящих в состав РСФСР; разрешение споров между ними; принятие в состав РСФСР новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее. Следовательно, одного факта образования автономии стало уже недостаточно, требовалось решение высших органов Российской Федерации о принятии автономии в состав РСФСР, равно как и о ее выходе. Все автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти.

В первой половине 1918 года основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже в конце 1918 года создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 года начинает широко применяться автономная область.

Важным событием в развитии автономий в РСФСР стало принятие Конституции РСФСР 1925 года. Если Конституция РСФСР 1918 года регулировала статус автономий в трех статьях, то в Конституции 1925 года статусу автономных республик и областей была посвящена отдельная глава. Конституция установила две формы автономии: республику и область.

Формой реализации национальной политики Советского государства стало создание новой формы административных автономий - национальных округов. Национальные округа были введены Постановлением ВЦИК СССР от 19 декабря 1930 г. До этого в качестве эксперимента были образованы: 25 февраля 1925 г. - Коми-Пермяцкий национальный округ, а 15 июля 1929 г. - Ненецкий национальный округ

Конституция (Основной Закон) СССР 1936 года закрепила наличие в составе РСФСР семнадцати автономных республик и шести автономных областей. Национальные округа упомянуты не были. При этом в одну из палат Верховного Совета СССР - Совет Национальностей - автономные республики делегировали по 11 депутатов, автономные области - по 5, и национальные округа - по 1 депутату.

Конституция (Основной Закон) СССР 1977 года посвятила статусу автономий две главы - 10 и 11. Она закрепила основы статуса автономной республики, области и округа. Национальный округ был переименован в автономный. Однако это переименование не носило принципиального характера. Статус округа изменений практически не претерпел.

Таким образом, в 30 - 80-е годы национальные (автономные) округа фактически имели статус административно-территориальных единиц краев, областей, наделенных некоторыми дополнительными правами и льготами, предопределенными их национальной, экономической и иной спецификой.

До 1990 года конституционное положение о вхождении автономного округа в состав края или области носило императивный характер. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" предусмотрел, что "автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область". Таким образом, конституционная норма приобрела диспозитивный характер. В контексте существовавшего юридического и фактического положения автономного округа это означало закрепление его права на выход из состава края, области и на непосредственное вхождение в состав Российской Федерации. Именно из такого понимания исходил Конституционный Суд РФ в постановлении по делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации". Кроме того, в новой редакции Конституции предусматривалась возможность принятия Верховным Советом РФ законов об автономных округах по представлению Советов народных депутатов автономных округов. Предполагаемые "именные" законы должны были закрепить статус автономий с учетом индивидуальной специфики каждого округа. Ни один такой закон принят не был. В автономных округах стали создаваться территориальные подразделения федеральных органов власти - прокуратура, таможенные, налоговые и другие органы, формально независимые от соответствующих краевых и областных подразделений. Во многие округа были назначены представители Президента РФ.

Федеративный Договор и соответствующие статьи Конституции РФ в редакции от 21 апреля 1992 г. закрепили конституционно-правовой статус автономного округа в качестве субъекта РФ независимо от его нахождения в крае или области. Именно с этого момента начался принципиально иной этап формирования федерации в России, и все бывшие автономные образования стали полноправными субъектами Федерации.

Согласно Конституции РСФСР (в ред. Закона РФ от 21 апреля 1992) изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ (в том числе автономных округов), а также разделение и объединение их территорий могло быть осуществлено на основе волеизъявления большинства избирателей субъекта РФ с последующим утверждением Съездом народных депутатов РФ. Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" предусмотрел, что порядок выхода автономного округа из состава края (области) определяется законом РФ". Изменениями в законодательстве поспешил воспользоваться Чукотский автономный округ. Закон РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ", принятый на основании решений окружного Совета народных депутатов, вывел Чукотский автономный округ из состава Магаданской области. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 мая 1993 г. по делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" подтвердил право автономного округа на непосредственное вхождение в состав РФ. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 28. Ст. 1618. Основываясь на положениях Конституции (Основного Закона) РСФСР и Федеративного договора, Конституционный Суд счел, что нахождение или выход автономного округа из края или области не влияет на его конституционно-правовой статус, а также на национально-государственное устройство и состав Российской Федерации.

Новая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России, провозгласив ее равноправными субъектами республики, края, области, города федерального значения, автономную область и автономные округа. Габричидзе Б.П. Учебник «Конституционное право современной России»,М., изд. «Дело и сервис»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что автономные образования в составе РФ, обладают определенными правами и обязанностями, которые обусловлены историческим развитием самого государства, что и обусловило их появление и законодательное закрепление, в том числе и в Конституции Российской Федерации.

АВТОНОМИЯ (греч. autonomia - независимость) - право самостоятельного решения вопросов при управлении какой-либо частью государства (областью) или учреждением (например, ).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 7.

А было и такое философское понимание:

АВТОНОМИЯ (греч. autonomia), философское, самостоятельность. Автономия (противоположна гетерономии ), как понятие, играет основную роль в этике Канта. В автономии воли, то есть полной независимости от внешних отношений, Кант видел свободу человека. Это неверно: воля гетеропомна (см. Свобода воли), a свобода человека состоит в познании необходимости и действии на основе этого познания.

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том первый. А – Аколла. – М., АО Советская энциклопедия. – 1926. Колонка. 379.

Автономия (БЮЭ, 2010)

АВТОНОМИЯ - широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).

Видами автономии являются:

1) территориальная;

2) национально-территориальная;

3) национально-культурная.

Автономия (КПС, 1988)

АВТОНОМИЯ (греч. autonomia - самоуправление, независимость) - самостоятельное осуществление государственной власти или широкое внутреннее самоуправление, предоставляемое отдельной национальности, компактно проживающей в пределах государства. В СССР осуществлена и закреплена Конституцией СССР национально-территориальная автономия, являющаяся одной из государственных форм братского содружества народов и одним из важнейших принципов государственного устройства СССР.

Автономия (Бабихин, 2010)

АВТОНОМИЯ (гр. autonomia - от autos - сам и nomos - закон, т.е. самоуправление) - в широком смысле - определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта, характера и целей предоставления автономия может классифицироваться на ряд типов и видов. Автономия прежде всего делится по субъекту на два типа: автономия учреждений и автономия общностей.

Автономия (БСЭ, 1926)

АВТОНОМИЯ (от греч. autos - сам, nomos - закон), самозаконность, право политического самоуправления. Термин этот означает в политике и нраве ту степень децентрализации, которая занимает середину между одним лишь административным самоуправлением и федерализмом. Автономная единица (область, город, община) не довольствуется нравом избирать людей и учреждения для управления собственным имуществом этой единицы, ее хозяйственными и иными, местного значения, делами.

Автономия университетов

АВТОНОМИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ - определенная степень самостоятельности вузов в вопросах их жизнедеятельности. Одним из первых добился относительной самостоятельности от центральных и городских властей Болонский университет (Италия), в 1158 году получивший соответствующую хартию от императора Фридриха I Барбароссы. В целом средневековые университеты являлись корпорациями и обладали административной автономией, своей юрисдикцией и уставами, строго регламентировавшими их жизнь. Кроме того, периодически в разных странах происходило сужение университетской автономии.

Национально-культурная автономия

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РФ - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия - вид общественного объединения. Ее организационно-правовой формой является общественная организация.

Автономный округ

АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - национально-территориальное образование, форма национально-политической автономии в СССР (до 1977 г. - национальный округ), а в настоящее время в Российской Федерации. Введен постановлением ВЦИКСССР от 19 декабря 1930 г.; до этого в качестве эксперимента были образованы Коми-Пермяцкий (25 февраля 1925) и Ненецкий (15 июля 1929) автономные округа. Автономный округ отличаются особенностями быта и этнического состава населения и находятся в составе области и края. Эта форма автономии используется для создания благоприятных условий развития прежде всего малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В составе РФ находятся десять автономных округов - субъектов Российской Федерации. Это: Агинский Бурятский в составе Читинской области (образован 26 сентября 1937); Коми-Пермяцкий в составе Пермской области; Корякский в составе Камчатской области (образован 10 декабря 1930)...

Автономная область (Тавадов, 2011)

АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ - национально-государственное образование, форма национально-политической автономии в СССР, а в настоящее время в Российской Федерации. В СССР автономная область находилась в составе союзной республики или края. Автономная область - это область, отличающаяся особенностями быта и национального состава населения. Автономная область называлась по имени этноса (одного или нескольких), избравшего автономную область в качестве формы реализации своего права на самоопределение. Законы об автономных областях, состоявших в РСФСР, были приняты в 1981 году. По Конституции 1977 года в СССР имелось восемь автономных областей, из них пять - в РСФСР: Адыгейская в Краснодарском крае; Горно-Алтайская в Алтайском крае; Еврейская в Хабаровском крае; Карачаево-Черкесская в Ставропольском крае; Хакасия - в Красноярском крае. В Грузинскую ССР входила Юго-Осетинская автономная область, в Азербайджанскую - Нагорно-Карабахская, в Таджикскую - Горно-Бадахшанская...

  • 1.4.2 Особенности федеративной территориально-политической системы
  • 1.4.3 Концепции федерализма
  • Контрольные вопросы
  • 2 Глава. Мировой опыт территориально-государственногостроительства
  • 2.1 Административно-территориальное деление государства
  • 2.1.1 Основные понятия
  • 2.1.2 Факторы административно-территориального деления
  • 2. Исторические факторы.
  • 3. Демографические (социально-географические) факторы.
  • 2.1.3 Формат административно-территориального деления
  • 6. Заморские территории.
  • 2.1.4 Топонимика административно-территориальных единиц
  • 2.1.5 Морфология административно-территориального деления
  • 2.1.6 Столичность в системе административно-территориального деления
  • 2.1.7 Уровни административно-территориального деления
  • 2.1.8 Сценарии реорганизации административно-территориального деления
  • 2.1.9 Принципы изменения административно-территориального деления
  • 2.1.10 Государственная юрисдикция на море
  • 2.2 Политико-административные границы и пограничные споры
  • 2.2.1 Основные понятия
  • 2.2.2 Особенности политической лимологии
  • 2.2.3 Процесс создания границы
  • 2.2.4 Морфология границы
  • 2.2.5 Пограничный спор как отражение конфликтав системе административно-территориального деления
  • 2.3 Территориально-политическая децентрализация
  • 2.3.1 Основные понятия
  • 2.3.2 Децентрализация в унитарных государствах
  • 2.3.3 Создание регионалистских государств
  • 2.3.4 Постколониальные модели децентрализации
  • 2.4 Современный сравнительный федерализм
  • 2.4.1Компаративные исследования федерализма
  • 2.4.2 Генезис федерализма и исторические модели федерализации
  • 2.4.3 Факторы федерализации
  • 2.4.4 Классификации федераций
  • 2.4.5 Федератизм как форма федерализма
  • 2.4.6 Федеративная трансформация
  • Литература
  • Контрольные вопросы
  • 3Глава моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт
  • 3.1 Общенациональныйтерриториально-политический контроль
  • 3.1.1 Единство общенационального правового пространства
  • 3.1.2 Территориальная сеть агентов центральной администрации.Прямое и непрямое федеральное администрирование
  • 3.1.5 Непрямые санкции
  • 3.2.1 Бикамерализм и региональные палаты
  • 3.2.2 Иерархия палат и функциональные различия между ними
  • 3.2.3 Способ формирования региональной палаты
  • 3.2.4 Нормы регионального представительства
  • 3.2.5 Другие формы обеспечения регионального представительства в парламентах федераций
  • 3.2.6 Региональный бикамерализм в унитарных государствах
  • 3.2.7 Другие формы регионального влияния в федерациях
  • 3.2.8 Общераспространенные формы регионального влияния
  • 3.3 Разграничение полномочий между уровнями власти
  • 3.3.1 Принципы разграничения полномочий
  • 3.3.2 Идеология разграничения полномочий и определение компетенции центра
  • 3.3.3 Разграничение полномочий в экономике
  • 3.3.4 Разделение полномочий по вопросам земли,недр и аграрного сектора
  • 3.3.5 Разграничение полномочий в социальной сфере
  • 3.3.6 Разграничение полномочий в инфраструктурных отраслях
  • 3.3.7 Некоторые общие принципы разграничения полномочий
  • 3.4 Региональная власть в современном государстве
  • 3.4.1 Организация региональной власти
  • 3.4.2 Модель выборного губернатора
  • 3.4.3 Парламентская модель
  • 3.4.4 Канадская и австралийская модели (квазипарламентская модель)
  • 3.4.5 Модель назначаемого губернатора
  • 3.4.6 Монархическая модель
  • 3.4.7 Швейцарская модель
  • 3.4.8 Региональная власть в унитарном государстве
  • 3.5 Местная власть в современном государстве
  • 3.5.1 Концептуальные основы и существующая практика местного самоуправления
  • 3.5.2 Территориальные субъекты местного самоуправления
  • 3.5.3 Организация местной власти
  • 3.5.4 Компетенция местной власти
  • Контрольные вопросы
  • 4 ГлаваПолитико-историческое развитие российской системы "центр - регионы
  • 4.1 Отношения "центр - регионы" в средневековой России
  • 4.1.1 Конфедеративно-вотчинная модельXiii-xiVвв.
  • 4.1.2 Переходная удельно-уездная модельXVв.
  • 4.1.3 Земская модельXvIв.
  • 4.1.4 Асимметрия в региональной политике в контексте управления инокультурной периферией
  • 4.2 Отношения "центр - регионы" при династии Романовых
  • 4.2.1 Переходная военно-административная модельXviIв.
  • 4.2.2 Петровская модель региональной политики (губернская модель с элементами самоуправления)
  • 4.2.3 Послепетровская централизация
  • 4.2.4 Екатерининская модель региональной политики (обновленная губернская модель)
  • 4.2.5 Император Павел: новая централизация и упрощение региональной политики
  • 4.2.6 АлександрI: частичная децентрализация
  • 4.2.7 НиколайI: новое упорядочение в системе
  • 4.2.8 Земская модель АлександраIi
  • 4.2.9 АлександрIii: новая частичная централизация
  • 4.2.10 НиколайIi: потеря баланса в отношениях "центр - регионы"
  • 4.3 Отношения "центр - регионы" в советский период
  • 4.3.1 Февральская революция и ее последствия
  • 4.3.2 Советы: от альтернативных органов самоуправленияк новой государственной власти
  • 4.3.3 Октябрьская революция и рождение советского федерализма
  • 4.3.4 Расколы российского пространства
  • 4.3.5 Национально-государственный полицентризм и его преодоление
  • 4.3.6 Суверенитет и территориально-политическая субординация в советском федерализме
  • 4.3.7 Национально-территориальная автономия в рсфср
  • 4.3.8 Региональное участие
  • 4.3.9 Региональное и местное самоуправление
  • 4.3.10 Территориальное экономическое планирование и управление
  • 5 ГлаваРегиональная структура современной россии
  • 5.1 Эволюция административно-территориального деления России
  • 5.1.1 Дореволюционная система административно -территориального деления
  • 5.1.2 Формирование новой системы административно-территориального деления в советский период
  • 5.2 Современный федерализми политико-административная структура России
  • 5.2.1 Влияние распада ссср на региональную структуру России
  • 5.2.2 Современная политико-административная структура
  • 5.2.3 Факторы формирования региональной структуры
  • 5.2.4 Проблемы дробности административно-территориального деления и укрупнения регионов
  • 5.2.5 Система федеральных округов
  • 5.2.6 Принципы создания новых субъектов федерации
  • 5.3 Статус субъектов федерациии проблема территориально-политической асимметрии
  • 5.3.1 Определение статуса субъектов федерации
  • 5.3.2 Национально-территориальная автономия и асимметрия
  • 5.3.3 Особый статус российских республик
  • 5.3.4 Статус автономных округов
  • 5.3.5 Некоторые перспективы
  • 5.4 Межрегиональные границы и пограничные споры в современной России
  • 5.4.1 Правовые основы межрегиональных границ и их изменения
  • 5.4.2 Межрегиональные пограничные споры
  • 5.5 Экстерриториальные формыэтнической самоорганизации
  • 6 ГлаваРегиональная политикаи баланс отношений "центр - регионы" в современной россии
  • 6.1 Правовые основы региональной политики в России
  • 2. Принцип неделимости российского суверенитета и верховенства федераль­ного законодательства.
  • 5. Принцип единства государственной власти.
  • 6. Принцип разграничения полномочий.
  • 7. Принцип автономии региональной и местной власти.
  • 4. Договора о разграничении полномочий между центром и отдельными ре­ гионами.
  • 6.2 Федеральный центркак субъект отношений "центр - регионы"
  • 6.2.1 Президент России
  • 6.2.2 Правительство России
  • 6.2.3 Роль Федерального Собрания
  • 6.2.4 Роль Конституционного суда
  • 6.2.5 Роль судебных органов и прокуратуры
  • 6.2.6 Роль групп влияния как субъектов региональной политики
  • 6.3.1 Конституционные полномочия президента в сфере федерального вмешательства
  • 6.3.3 Система ведомственных вертикалей
  • 6.3.4 Отстранение губернаторов от должности
  • 6.3.5 Роспуск региональных органов законодательной власти
  • 6.3.6 Изъятие полномочий у региональной власти
  • 6.4.1 Особенности российского бикамерализма
  • 6.4.2 Эволюция Совета Федерации
  • 6.4.3 Функции Совета Федерации в законотворческом процессе
  • 3. Функция фильтра в законотворческом процессе.
  • 6.4.4 Региональное и федеральное влияние в Совете Федерации
  • 6.4.5 Консультативные органы регионального представительства
  • 6.4.6 Региональный лоббизм на федеральном уровне
  • 3. Государственная Дума.
  • 6.4.7 Региональные интеграционные структуры
  • 6.5 Разграничение полномочий между центром и регионами
  • 6.5.1 Правовые основы разграничения полномочий
  • 2. Принцип непротиворечия региональных законов федеральным по вопросам совместного ведения.
  • 3. Принцип самостоятельного правового регулирования в регионах по вопро­ сам региональной компетенции.
  • 6.5.2 Полномочия центра и регионов в России
  • 2. Основы политического режима.
  • 5. Экономика и социальная сфера.
  • 6.5.3 Полномочия автономных округов
  • 6.5.4 Договора о разграничении полномочий между центром и регионами
  • 6.6 Экономическая региональная политикакак особая форма региональной политики
  • 6.6.1 Роль экономической региональной политики в политическом процессе
  • 6.6.2 Региональные финансовые ресурсы и их динамика
  • 6.6.3 Финансовая зависимость регионов от центра
  • 6.6.4 Адресная федеральная помощь
  • 6.6.5 Особый экономический режим в регионах
  • 6.6.6 Позиции регионов-лидеров
  • 6.7 Моделирование отношений "центр - регионы" в России
  • 6.7.1 Постсуверенизационная модель отношений 1991-1993 гг.
  • 6.7.2 Модель 1994-1996 гг. (модель Ельцина - Черномырдина)
  • 6.7.3 Модель 1997 г. (модель молодых реформаторов)
  • 6.7.4 Модель 1998 г. (модель Примакова)
  • 6.7.5 Модель рецентрализации 2000-2005 гг. (модель Путина)
  • 6.7.6 Оптимизация отношений "центр - регионы" после 2005 г.
  • Литература
  • Контрольные вопросы
  • 7 Глава региональная и местная власть в современной россии
  • 7.1 Системы региональной власти
  • 7.2 Исполнительная власть в субъектах федерации
  • 7.2.1 Исполнительная власть в республиках
  • 7.2.2 Модели исполнительной власти в республиках
  • 7.2.3 Исполнительная власть в других регионах России
  • 1. Наименование должности.
  • 5. Порядок досрочного прекращения полномочий главы исполнительной власти.
  • 7.3 Организация исполнительной власти в регионах: сравнительный анализ
  • 7.3.1 Структура региональной исполнительной власти
  • 7.4 Законодательная (представительная) власть в субъектах федерации
  • 1. Наименование органа законодательной власти.
  • 2. Особенности состава и структуры законодательных собраний.
  • 3. Порядок избрания законодательных собраний.
  • 4. Срок полномочий.
  • 5. Постоянная (непостоянная) основа исполнения депутатских полномочий.
  • 6. Ограничительные цензы.
  • 7.4.2 Разделение властей и система сдержеки противовесов в российских регионах
  • 7.5 Системы местной власти
  • 7.5.1 Конституционные принципы организации местного самоуправления
  • 7.5.2 Формирование местного самоуправления в современной России
  • 7.5.3 Территориальный формат местного самоуправления
  • 7.5.4 Формирование органов местного самоуправления
  • 7.5.5 Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления
  • 7.5.6 Нормы ответственности местного самоуправления перед государством
  • 7.5.7 Формы горизонтальной интеграции муниципальных образований
  • 7.5.8 Территориальное общественное самоуправление
  • 7.6 Политические конфликты в российских регионах
  • 7.6.1 Подходы к изучению региональных конфликтов в России
  • 7.6.2 Конфликт между губернаторами и законодательными собраниями
  • 7.6.3 Конфликт между губернаторами и местным самоуправлением
  • 7.6.4 Конфликт "губернаторы против «федералов»"
  • 7.6.5 Партийное и корпоративное измерение региональной конфликтности
  • 8 Глава. Расстановка политических сил в регионах россии (региональные элиты,группы влияния и политические режимы)
  • 8.1 Региональные элиты
  • 8.1.1 Основные понятия
  • 8.1.2 Структурные трансформации региональной элиты
  • 8.1.3 Этапы обновления региональной элиты
  • 8.2 Основы регионального политического анализа
  • 8.2.1 Изучение региональной политической ситуации
  • 8.2.3 Региональные политические режимы
  • 8.3 Региональные политические режимы и политическая ситуация в республиках15
  • 8.4 Региональные политические режимы и политическая ситуация в прочих субъектах федерации
  • 8.4.1 Северо-Западный федеральный округ
  • 8.4.2 Центральный федеральный округ
  • 8.4.3 Приволжский федеральный округ
  • 8.4.4 Южный федеральный округ
  • 8.4.5 Уральский федеральный округ
  • 8.4.6 Сибирский федеральный округ
  • 8.4.7 Дальневосточный федеральный округ
  • Литература
  • Заключение. Прикладная политическая регионалистика
  • Литература
  • Контрольные вопросы
  • Приложение
  • 4.3.7 Национально-территориальная автономия в рсфср

    Национальная политика большевиков привела к созданию на территории бывшей империи беспрецедентной в мировой истории по числу и сложности устройства системы национально-территориальных автономий.

      СССР представлял собой федерацию (союз) советских социалистических республик, которые составляли первый уровень автономии.

      Внутри советских социалистических республик выделялись националь­но-территориальные автономии второго порядка. Такими внутренними автоно­миями располагали не только РСФСР, но и Грузия, Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан.

      Национально-территориальные автономии внутри советских социалисти­ческих республик имели свою собственную иерархию. Одни приобрели более вы­сокий статус АССР - автономных советских социалистических республик. Другие назывались автономными областями и входили в состав более крупных регионов. Третьи получили еще более низкий статус, назывались национальными (позднее - автономными) округами и также входили в состав более крупных регионов.

      На самом низком территориальном уровне существовала система нацио­нальных районов и сельсоветов.

    В РСФСР федеративные начала были подчеркнуты уже на этапе ее создания как первой "большой" советской республики - Российской. Как было записано в декларации и, далее, в Конституции 1918 г., "Российская Советская Республика уч­реждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских

    150 К 1934 г. п СССР было создано 240 национальных районов и более 500 нацио­нальных сельсоветов. Из всех национальных районов 176 находились на территории ны­нешней России. Среди национальных были и русские районы, специально создававшиеся на территориях автономий. Но еще при И. Сталине псе эти районы и сельсоветы были ли­шены своего особого статуса, который посчитали излишним.

    национальных республик". Однако на том этапе представление о "субъектах феде­рации" было весьма расплывчатым. Скорее речь шла о федеративных отношениях, на основании которых те или иные территории могли присоединяться к России. Так, в соответствии с Конституцией "советы областей, отличающихся особым бы­том и национальным составом, могут объединиться в автономные областные сою­зы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными област­ных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Россий­скую Социалистическую Федеративную Советскую Республику". В роли субъектов федерации выступали "автономные областные союзы", но на практике ими стали автономные республики, которые были провозглашены в составе РСФСР. В 1918 г. как раз и начинается формирование системы АССР в границах РСФСР.

    Более строгие и четкие формулировки российского "внутреннего федерализ­ма" появляются уже после формирования Союза ССР, они характерны для Консти­туции РСФСР 1924 г.: "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских рес­публик". При этом подчеркивается, что именно национальный принцип заложен в основу федеративных отношений на территории России: "признавая право всех наций на самоопределение вплоть до отделения, Российская социалистическая федеративная советская республика, исходя из твердо выраженной воли трудящих­ся отдельных национальностей, населяющих Российскую социалистическую феде­ративную советскую республику, к оформлению своего государственного бытия в составе Российской социалистической федеративной советской республики, объе­диняется с этими национальностями путем образования в составе Российской со­циалистической федеративной советской республики национальных автономных советских социалистических республик и областей".

    Итак, "матрешечный" тип национально-территориальной организации пред­полагал наличие в рамках СССР государственности "третьего уровня" в виде авто­номных советских социалистических республик (см., например: [Железнов, 1984]). АССР официально определялись как советские социалистические национальные государства (ст. 78 российской Конституции 1978 г. гласила: "автономная респуб­лика есть советское социалистическое государство, находящееся в составе Россий­ской Советской Федеративной Социалистической Республики"). У них были свои конституции и органы власти с названиями, соответствующими уровню со­юзных республик (Верховный Совет, Совет министров, Верховный суд). Подразу­мевалось наличие ограниченного суверенитета и условного гражданства.

    По этому формальному признаку РСФСР можно было бы считать конфеде­рацией, но это - еще одна ловушка советского федерализма. На самом деле госу­дарственный статус АССР был сильно ограниченным, уступая таковому в союзных республиках. Советская власть создала уникальную систему иерархически выстроен-

    ных национально-государственных образований, в которой уровень суверенитета одних был больше, чему других. Советская формула ограниченного суверенитета предпола­гала, что государственные образования реализуют свой статус по вопросам, не вхо­дящим в компетенцию вышестоящих государственных образований.

    Формирование АССР происходило формально снизу, когда местные съезды советов принимали решения о создании этих автономий. В действительности этот процесс так или иначе контролировался из центра, и юридически создание АССР оформлялось решениями В ЦИК и его исполнительного и распорядительного ор­гана - Совнаркома во главе с В.И. Лениным. Важно обратить внимание на тот факт, что многие АССР появились сразу после освобождения соответствующих территорий большевиками в ходе гражданской войны. Таким путем большевикам удавалось привлечь на свою сторону местное население и закрепить территории в составе РСФСР, хотя и на началах национальной автономии. Такой процесс был возможен в соответствии с первой советской конституцией, той самой, где говори­лось об автономных областных союзах.

    Важно отметить, что феномен АССР нарушал симметрию национально-го­сударственного строительства. РСФСР делилась на регионы двух типов, из числа которых только республики являлись федерированными образованиями. Иными словами, РСФСР представляла тип асимметричной федерации, где далеко не все регионы являются субъектами. Любопытно, что представительство АССР не было специальным образом обеспечено в парламенте РСФСР, как это обычно делается в федерациях (считалось, что АССР представлены на общих основаниях, т.е. в соот­ветствии с численностью населения). Но при всем при том каждая автономная республика располагала должностью заместителя председателя Верховного Совета РСФСР. Еще интереснее тот факт, что АССР, представляя собой государственное образование, получила представительство в союзном парламенте, т.е. выходила на союзный уровень как бы через голову и вне своей связи с союзной республикой. Это соответствовало модели советского федерализма, которая была призвана обес­печить представительство каждого национально-территориального образования на общесоюзном уровне.

    Наиболее четкое решение вопроса о довольно расплывчатом статусе АССР можно связать с конституционной реформой 1977-1978 гг. Статья 82 советской Конституции дала следующее определение: "Автономная республика находится в составе союзной республики. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и союзной республики самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции союзной республики и учитывающую особен­ности автономной республики".

    В системе советского федерализма важную роль сыграл исламский фактор. Именно территории с мусульманским населением первыми стали получать авто-

    номию в составе РСФСР. Очень интересен феномен первой национальной респуб­лики, возникшей на территории РСФСР. Это была Татаро-Башкирская Совет­ская Республика, созданная в Казани в марте 1918 г. С. Галлиевым и М. Вахито-вым. С. Галлиев был сторонником широкой мусульманской автономии в рамках новой России. Ему принадлежала идея создать мусульманскую организацию РКП (б) и мусульманскую Красную Армию (а Татаро-Башкирская республика, кстати, свои­ми очертаниями напоминала прежнее Казанское ханство). Однако центр не мог допустить консолидации мусульманских народов, пусть даже в рамках нового госу­дарства и с новой идеологией. Поэтому под его контролем возникли отдельные Баш­кирская, а потом Татарская АССР.

    В 1918-1922 гг. в процессе установления советской власти и завершения гражданской войны в рамках РСФСР были созданы восемь АССР.

      Туркестанская АССР провозглашена 30 апреля 1918 г. в Средней Азии. Она была расформирована в 1924 г. в процессе национально-территориального разме­жевания.

      Башкирская АССР создана 23 марта 1919 г." 1 Ее первой столицей был го­род Стерлитамак, переданный из состава Уфимской губернии в 1920 г. В 1922 г. Баш­кирии были переданы все районы Уфимской губернии, и ее столицей стала Уфа.

      Татарская АССР была создана 27 мая 1920 г. на территории бывшей Ка­занской губернии со столицей в Казани (и прежней Татаро-Башкирской Советской Республики).

      Киргизская АССР была создана 26 августа 1920 г. с центром в Оренбурге. После национально-территориального размежевания в 1924-1925 гг. она была переименована в Казахскую АССР, получила новые земли от бывшей Туркестан­ской АССР и лишилась Оренбурга. В 1936 г. Казахстан стал союзной республикой и вышел из РСФСР.

      Горская АССР была создана 20 января 1921 г. на Северном Кавказе (про­возглашена 17 ноября 1920 г. на съезде народов Терской области). Это был пример первой сложносоставной республики, которая делилась на национальные округа. Горская АССР оказалась временной формой консолидации народов Северного Кавказа и довольно быстро разделилась на части. В 1921 г. из ее состава была выде­лена Кабарда, в 1922 г. - Чечня и Карачай. Лишившись основной территории, республика была упразднена декретом ВЦИК в июле 1924 г. На ее оставшейся тер­ритории были созданы Северо-Осетинская и Ингушская автономные области.

    51 Основателем Башкирской Советской Республики был известный политик А.-З. Ва-лидов, тот самый, который участвовал в провозглашении башкирской автономии в ноябре 1917 г. (сотрудничавшей с белым движением), а в 1919 г. пытался договориться с большеви­ками. Однако вскоре пути Советского государства и А.-З. В&чидова вновь разошлись: по­следний и итоге оказался в эмиграции, а Башкирская АССР продолжила свое существование.

    Сунженский округ с правом губернского исполкома, а также Владикавказ как са­мостоятельная единица, непосредственно подчиненная ВЦИК.

      Крымская АССР создана 18 октября 1921 г. В июне 1945 г. ее статус был понижен до области (в годы войны отсюда были депортированы крымские татары и другие народы). В 1954 г. Крымская область была передана Украине.

    Заметим, что АССР создавались не только в рамках России. Еше в июле 1920 г. была провозглашена Нахичеванская ССР, которая может считаться вариан­том "неудавшейся" республики "первого порядка", наряду с Абхазией, Хорезмом и Бухарой. В феврале 1923 г. Нахичевань стала автономией в составе Азербайджана (от которого она географически отделена территорией Армении). 9 февраля 1924 г. здесь была создана АССР. В составе Грузии возникли сразу две АССР - Абхаз­ская (4 марта 1921 г.) и Аджарская (16 июля 1921 г.). Статус АССР имели также Молдавия и Таджикистан с 1924 г., Каракалпакия с 1932 г. (позднее - в составе Узбекистана).

    Менее высокий статус в системе национально-территориальных автономий имели автономные области. Они уже не именовались государствами. В отличие от АССР они не были ATE первого порядка в рамках РСФСР и обязательно входили в состав других ATE - краев или областей. Автономные области представляли собой форму внутрирегиональной национально-территориальной автономии. Официально их статус формулировался как "определенная автономия во внутренних делах".

    В 1920-1922 гг. в границах России появились 12 автономных областей. Да­лее этот процесс продолжился, но в 1923-1936 гг. многие из АО повысили свой статус до уровня АССР.

      Вотская АО создана 4 ноября 1920 г. В 1932 г. переименована в Удмурт­скую АО. Статус АССР получила в 1934 г.

      Калмыцкая АО также создана 4 ноября 1920 г. До 1927 г. ее столицей была Астрахань, потом центр перенесли в Элисту. Статус АССР получила в 1935 г.

      Бурят-Монгольская АО (Дальнего Востока) создана 27 апреля 1921 г. в сос­таве Дальневосточной республики. В 1923 г. стала частью Бурят-Монгольской АССР.

      Кабардинская АО создана 1 сентября 1921 г. и выделена из состава Гор­ской АССР. В 1922 г. к ней присоединен Балкарский округ Горской АССР, и область переименована в Кабардино-Балкарскую (сразу с двумя титульными народами). Ста­тус АССР получила в 1936 г.

      Бурят-Монгольская, или Монголо-Бурятская. АО (Восточной Сибири) создана 9 января 1922 г. Объединена с другой бурятской АО в Бурят-Монгольскую АССР в 1923 г.

      Карачаево-Черкесская АО создана 12 января 1922 г. Ее территорию соста­вили Карачаевский округ Горской АССР и земли Терской и Кубанской областей, населенные черкесами (а также некоторыми другими народами). Это был второй эксперимент 1922 г. по созданию автономии с двумя титульными народами, при­чем наименее удачный. Уже в 1926 г. автономия была разделена по национальному признаку на Карачаевскую АО (столица - Кисловодск), Черкесский национальный округ и казачий Баталпашинский район. 30 апреля 1928 г. Черкесский нацио­нальный округ был преобразован в Черкесскую АО. Статус этих АО до уровня АССР не повышался.

      Ойратская АО создана 1 июня 1922 г. В 1932 г. переименована в Ойрот­скую, в 1948 г. - в Горно-Алтайскую. Ее статус не повышался.

      Черкесская (Адыгейская) АО создана 27 июля 1922 г. Уже через месяц после создания переименована в Адыгейскую (Черкесскую) АО. С 1928 г. называлась просто Адыгейской АО (поскольку Черкесская АО была создана в другом месте, см. выше). Центром этой АО некоторое время был Краснодар. Город Майкоп был присоединен к АО и стал ее центром в 1936 г.

      Чеченская АО создана 30 ноября 1922 г. из части территории Горской АССР. Объединена с Ингушской АО в 1934 г.

      Северо-Осетинская АО создана 7 июля 1924 г. в результате окончатель­ного распада Горской АССР. Владикавказ до 1934 г. оставался отдельным админи­стративно-территориальным образованием, играя роль столицы сразу двух АО - Северо-Осетинской и Ингушской. Статус повышен до уровня АССР в 1936 г.

      Ингушская АО создана вместе с Северо-Осетинской АО при ликвида­ции Горской АССР 7 июля 1924 г. на основе Назрановского округа. В 1934 г. объ­единена с Чеченской АО.

      Мордовская АО создана 10 января 1930 г. (с 1928 г. - Мордовский ок­руг). Получила статус АССР в 1934 г.

      Хакасская АО создана 20 октября 1930 г. Ранее, с 1924 г. это был нацио­нальный уезд Енисейской губернии, с 1925 г. - национальный округ. Статус не по­вышался.

      Чечено-Ингушская АО создана 15 января 1934 г. за счет объединения Чеченской и Ингушской АО. Статус АССР получила в 1936 г.

      Еврейская АО создана 7 мая 1934 г. после переселения части евреев на Дальний Восток. Статус не повышался.

    Автономные области создавались и в других республиках СССР. В отличие от более сложной и иерархически выстроенной РСФСР, там они входили в состав республик напрямую, являясь особым регионом, но с меньшим уровнем самостоя-

    тельности, чем АССР. Так, в составе Грузии, наряду с двумя АССР, существовала Юго-Осетинская АО, образованная 20 апреля 1922 г. В Азербайджане была создана населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская АО (образована 7 июля 1923 г.). В составе Таджикистана находилась Горно-Бадахшанская АО (об­разована 2 января 1925 г.).

    Специфическим типом национально-территориальной автономии были тру­довые коммуны, не получившие, впрочем, дальнейшего развития. Они, как правило, создавались в экономически более развитых национальных регионах. Их статус был близок к статусу автономной области.

      Трудовая коммуна немцев Поволжья создана 19 октября 1918 г. Повысила свой статус до АССР 19 декабря 1924 г. Ликвидирована в 1941 г.

      Карельская трудовая коммуна возникла 8 июня 1920 г. (напомним, что одновременно в северных районах Карелии в 1920-1922 гг. действовала своя анти­большевистская власть). Статус АССР получила 25 июля 1923 г. (с расширением административных границ автономии). Далее некоторое время даже была союзной республикой (1940-1956 гг.).

    В 1923 г. начинается процесс повышения статуса автономных областей до уровня АССР. Статус АО воспринимается как слишком низкий, и многие народы и местные элиты при лояльном отношении центральных властей лоббируют его из­менение. Для большинства случаев АО оказалась временной формой.

      Первой повысила свой статус Бурят-Монголия. 30 мая 1923 г. две АО вместе с частью Прибайкальской губернии были объединены в Бурят-Монгольскую АССР. В 1937 г. эта АССР лишилась двух эксклавов, преобразованных в отдельные от нее национальные округа (см. ниже). В 1958 г. была переименована в Бурятскую АССР.

      В результате принятия новой Конституции СССР 5 декабря 1936 г. на ос­нове прежних АО были созданы Кабардино-Балкарская АССР, Коми АССР, Ма­рийская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская АССР.

    После 1936 г. в РСФСР остались лишь пять автономных областей, которые по своим размерам и потенциалу не могли претендовать на повышение статуса. К концу советской истории 12 внутрироссийских автономных республик из 16 начинали с уровня автономных областей. К ним относилась и Тува, принятая в СССР в 1944 г. в виде автономной области. За границами России остались со своим статусом авто­номных областей Южная Осетия, Нагорный Карабах и Горный Бадахшан.

    Важно отметить, что сами АССР до 1936 г. тоже имели немного разный ста­тус. Логика национально-территориальной иерархии предполагала, что АССР являются в рамках РСФСР ATE первого порядка и никуда больше не входят. В то же время в 1920-х гг. в стране проводится радикальное укрупнение регионов с созда­нием краев и укрупненных областей (см. ниже). Большинство АО, несмотря на по­вышение статуса до уровня АССР, остались в границах краев. Более того, создан­ный ранее и сразу же в форме АССР Дагестан в 1931 - 1936 гг. также находился в составе Северо-Кавказского края. Напротив, такие АССР, как Татария, Башкирия, Якутия, Карелия, Крым, никогда не входили в состав краев и всегда являлись ATE строго первого порядка.

    Формирование иерархичной системы национально-территориальных авто­номий обусловило постоянную борьбу за повышение статуса, которая во многом определила развитие региональных процессов в СССР. Обычным был процесс, когда экономическое развитие территории или рост национального самосознания приводили к повышению политической активности, росту амбиций у местных элит. Центр в некоторых случаях шел на уступки, соглашаясь на повышение статуса того или иного национально-территориального образования. Как результат АССР получали статус союзных республик, автономные области становились автоном­ными республиками. Интересен пример Киргизии, которая прошла все три стадии. Изначально она была создана в виде автономной области в составе АССР (1924- 1926 гг.). Вскорости Киргизия получила статус АССР в составе РСФСР. Наконец, через 10 лет, в 1936 г. она, как и бывшая "метрополия" - Казахстан, получила ста­тус союзной республики.

    Распространенным оказался процесс преобразования автономных респуб­лик в союзные. Важно отметить, что одновременно происходило уменьшение тер­ритории союзных республик, что воспринималось как мера по сглаживанию изна­чально гигантских различий между Россией и прочими субъектами и достижению большей гомогенности внутри союзных республик. Первые потери понес Узбеки­стан, от которого отделился Таджикистан. Затем Россия лишилась своих внут­ренних автономий - Казахстана и Киргизии, которые стали отдельными союзны­ми республиками в 1936 г. В 1940 г. статус союзной республики временно получила Карелия 52 .

    В советский период в отдельных случаях допускались нарушения регулярно­сти в системе национально-территориальных автономий. Если отдельные АССР временно входили в состав краев, то некоторые АО могли иметь статус ATE перво­го порядка (как это было в Грузии, Азербайджане и Таджикистане). Например, Адыгейская (Черкесская) АО в 1922-1924 гг. была отдельным регионом. 13 октяб­ря 1944 г. территория СССР и РСФСР была расширена за счет вхождения Тувин-

    12 Кроме того, прекратила существование Молдавская АССР, являвшаяся частью Украины. После присоединения от Румынии основной территории Молдавии была создана единая союзная республика.

    ской народной республики". Причем Тува стала частью РСФСР на правах авто­номной области, не входя, однако, в состав какого-либо из краев. Впрочем, 10 ок­тября 1961 г. ее статус был повышен до уровня АССР.

    Наряду с повышением статуса автономий советская система не исключала и понижение статуса. Некоторые автономии стали жертвами сталинских репрессий, и их ликвидация была продиктована требованиями национальной безопасности в военный период. Первой пострадала Республика немцев Поволжья. В 1943-1944 гг. ликвидированы Калмыцкая и Чечено-Ингушская АССР, а также Карачаево-Чер­кесская АО. Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинскую в связи с депортацией балкарцев. Карачаево-Черкесская АО превратилась в Черкес­скую АО. На территории бывшей Чечено-Ингушской АССР, где жертвой репрес­сий стали оба титульных этноса, создали Грозненскую область. Статус националь­ной автономии в результате депортации крымских татар потеряла и Крымская АССР, одна из первых автономных республик, возникших в составе России.

    С наступлением хрущевской "оттепели" в 1957 г. эта система автономий вос­становилась после возвращения народов на историческую родину. Чечено-Ин­гушская АССР была сразу воссоздана в прежнем статусе. Калмыкия сначала была восстановлена как АО, но в 1958 г. ей вернули статус АССР. Вновь возникли автоно­мии с двумя титульными народами - Кабардино-Балкарская АССР и Карачаево-Черкесская АО. В то же время Республика немцев Поволжья возрождена не была, и вовсе исчезла как административно-территориальная единица. Бывшая Крымская АССР так и осталась Крымской областью (возвращение крымских татар было час­тичным и постепенным), а кроме того перешла в состав Украины.

    Многоуровневая система национально-территориальных автономий в усло­виях борьбы за статус и зыбких статусных границ неизбежно привела к формиро­ванию асимметрии.

    Вертикальная асимметрия связана с нарушениями статуса и субординации между автономиями разного уровня. Очень интересен пример Тувы, которая в 1944 г. из независимого государства превратилась в автономную область в составе РСФСР. Произошло удивительно резкое снижение статуса государственного образования (любопытно, что в соответствии с традиционным "мягким" сценарием глава госу­дарства С. Тока остался руководителем автономии и пребывал в этом качестве до 1973 г.). Экономический и демографический потенциал Тувы показался советскому руководству слишком незначительным, и Туве дали статус АССР позднее - в 1961 г.

    51 Впервые Тупа под названием Урянхайского края оказалась под российским про­текторатом в 1914 г. В 1921 г. возникло новое государство - Народная республика Танну-Тува (позднее - Тувинская народная республика). Это государство находилось под влияни­ем СССР, но в его состав не входило. К власти здесь пришла Тувинская народно-рево­люционная партия. Лидером Тувы стал генеральный секретарь ТНРП Салчак Тока.

    Признаком вертикальной асимметрии было и нахождение некоторых авто­номных областей на уровне административных единиц первого порядка, т.е. АССР. Та же Тува, будучи автономной областью, входила в РСФСР непосредственно, не являясь частью какого-либо края. Недолгое время в качестве таких же автономных областей фигурировали Адыгейская (Черкесская) АО в 1922-1924 гг., Каракалпак­ская АО в 1930-1932 гг. В других союзных республиках была распространена ситу­ация, когда автономные области были административными единицами первого порядка, наряду с АССР (примеры Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Горного Бадахшана).

    В то же время возможной была и ситуация, когда АССР входили в состав бо­лее крупных административно-территориальных образований - краев. Вообще тер­ритория получала статус края, как правило, в том случае, когда в ее составе находи­лась внутренняя автономия в лице автономной области. Но в процессе формиро­вания краев в 1920-е гг. некоторые АССР оказались заключены в пределы краев. Даже созданный ранее и сразу же в форме АССР Дагестан в 1931 - 1936 гг. находил­ся в составе Северо-Кавказского края. Тем более в тот период, до принятия кон­ституции 1936 г. оставались в составе краев бывшие автономные области, даже ес­ли они повышали свой статус до уровня АССР. Таким образом, как в отношении АССР, так и в отношении автономных областей допускалось нарушение "идеаль­ной" ситуации, когда АССР в рамках союзной республики была ATE первого по­рядка, а автономная область - второго.

    Зато некоторые особо крупные АССР даже имели внутреннее областное де­ление, хотя и в течение недолгого времени. Огромный Казахстан получил област­ное деление еще в то время, когда являлся АССР в составе России. На непродол­жительный период областное деление вводилось в Татарии и Башкирии.

    Национально-территориальные автономии более низкого уровня были представлены национальными округами. Они всегда являлись ATE второго порядка, представляя особые части более крупных регионов. Национальные округа создава­лись только в РСФСР.

    Понятие "национальный округ" достаточно активно используется в совет­ской практике, начиная с 1920-х гг. применительно к небольшим ATE с особой эт­нической спецификой. В рамках Горской АССР с 1921 г. имелись шесть нацио­нальных округов. Некоторое время существовали Мордовский, Хакасский нацио­нальные округа и др.

    Постепенно национальный округ получает более ясное толкование. Под ним понимается малозаселенная и слаборазвитая северная территория, его титульными народами становятся малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Национальные округа создаются для самых небольших по числу жителей террито­рий, которые не могут претендовать ни на статус АССР, ни даже на статус АО. Следует обратить внимание на тот факт, что с 1924 г. советская власть начинает

    активно заниматься вопросами развития Севера. 20 июня 1924 г. был создан Коми­тет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера).

    Первым специфически "северным" национальным округом стал Коми-Пер­мяцкий, образованный 26 февраля 1925 г. Вслед за ним появился Ненецкий нацио­нальный округ (15 июля 1929 г.).

    Система северных национальных округов оформляется в 1930 г. Тогда вышло постановление президиума ВЦИК от 10 декабря 1930 "Об организации националь­ных объединений в районах расселения малых народностей Севера". Этим поста­новлением были созданы сразу восемь национальных округов - Остяко-Вогульский (с 1940 г. - Ханты-Мансийский), Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Не­нецкий), Эвенкийский 54 , Корякский, Чукотский, Охотский и Витимо-Олекмин-ский. Из них два последних были потом ликвидированы.

    В сентябре 1937 г. список национальных округов был дополнен Агинским Бурятским и Усть-Ордынским Бурятским округами. Эти округа были созданы в процессе перекройки границ Бурят-Монгольской АССР. Два эксклава этой АССР превратили в отдельные национальные округа, включив их в состав Читинской и Иркутской областей.

    В результате в составе РСФСР сложились 10 национальных округов (из пер­воначальных округов сохранили свой статус Ненецкий и Коми-Пермяцкий). По Конституции 1977 г. национальные округа стали называться автономными округа­ ми. На официальном уровне национальный (автономный) округ определялся как форма государственной организации малочисленных народностей Севера. Реально это определение имело расширительное толкование, поскольку коми-пермяки и буряты не относятся к числу малочисленных народностей Севера (и кроме того у бурят была своя АССР).

    от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования территориально-политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    АВТОНОМИЯ

    от греч. autonomia: autos - сам и nomos - закон) - 1) право самостоятельного управления какой-либо частью государства, закрепленное конституцией или другими правовыми актами; 2) широкое самоуправление какого-либо региона (областная или административно-территориальная, политическая А.), а также предоставление особых прав в области культуры разрозненно проживающим этническим группам. В государствоведении понятие А. применимо в значении формы самоуправления территории государства как с унитарной, так и с федеративной формой территориального устройства. Соответственно автономное территориальное образование может быть признано субъектом федерации или иметь особый статус, отличный от иных административно-территориальных единиц в унитарном государстве. При этом по сравнению с обычными административно-территориальными единицами А. имеет более широкие полномочия и возможности для реализации специфических интересов ее населения (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов). А. характеризуется созданием в территориях собственных органов государственной власти (с ограниченными полномочиями), представительством в высших органах законодательной власти, наличием собственной системы законодательства (иногда конституции), являющейся частью национально-правовой системы, значительной самостоятельностью в решении экономических проблем, наличием разветвленных международных связей. В многонациональных государствах широкое распространение получила национально-территориальная А., формами которой являются: а) автономные (национальные) государства - республики; б) национально-государственные образования - автономные области, округа; в) административнотерриториальные единицы - национальные районы, уезды, волости. В советское время национальные автономии создавались на территориях, характеризующихся определенной экономической целостностью и отличающихся особенностями национального состава и быта населения. Провозглашение Россией суверенитета повлекло изменение ее государственного устройства. Все автономные области, округа, в частности и автономная область (Еврейская) получили статус национально-государственных образований - субъектов федерации.

    Различают административно территориальную, национально -территориальную и национально-культурную А. Административно-территориальная А., выступающая одним из способов децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предусматривает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Примером может служить Италия, согласно Конституции которой входящие в состав страны области являются автономными организациями с собственными правами и функциями.

    Национально-территориальная А. предусматривает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-л. национального меньшинства, самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Примером такой А. является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Галисия, Каталония, Страна Басков).

    Национально-культурная А. предоставляет национальным меньшинствам права и возможности использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств. Национально-культурная А. реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (напр., Союз российских немцев в РФ).

    Существовавшие ранее в РСФСР автономные национально-территориальные образования, равно как края и области, получили по Конституции РФ (1993) Статус субъектов РФ и соответственно имеют более широкие права, чем те, которые дает А. (см. Субъекты РФ). В то же время в такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной А. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г. определяет ее основное содержание, организационные формы, финансово-экономическую основу. Закон оговаривает, что право на национально-культурную А. не является правом на национально-территориальное самоопределение и не должно наносить ущерб интересам др. этнических общностей.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    в бывшем СССР форма автономии. Представляла собой "государство", входившее в состав союзной республики (РСФСР, Грузии, Азербайджана, Узбекистана). А. р. имела свою конституцию, законы. Верховный Совет, правительство и другие атрибуты, присущие советскому государству, однако в отличие от союзной республики не имела права свободного выхода из состава СССР и соответствующей союзной республики. В РСФСР А.р. с 1991 г. стали провозглашаться "суверенными государствами" и получили название "республик в составе Российской Федерации" (согласно Федеративному договору).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА

    одна из форм территориальной автономии, т.е. самоуправляющаяся административно- территориальная единица, обладающая самостоятельностью в рамках конституции и/или закона. Образуется, как правило, по национальному либо территориальному принципам. Имеет внешние признаки государства - парламент, правительство, конституцию (как правило), гражданство, государственные символы - герб, флаг, гимн и иные атрибуты государственности. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная автономная республика. В настоящее время в Российской Федерации нет административно-территориальных единиц, имеющих статус автономной республики. Ранее, в период существования Союза ССР автономными республиками являлись государственные образования, входящие в состав некоторых союзных республик. В составе Российской Федерации находилось 16 автономных республик, которые сейчас имеют статус республики - равноправного субъекта Российской Федерации. В соответствии с конституциями некоторых стран СНГ: в состав Украины входит Автономная Республика Крым; в состав Азербайджана - Нахичеванская Автономная Республика; в состав Грузии - Абхазская АССР; в состав Узбекистана - Республика Каракалпакстан. Т.С Румянцева

    Отличное определение

    Неполное определение ↓



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме