Театрализованные досуги в подготовительной логопедической группе. Сценарий логопедического развлечения «Путешествие в сказку» для детей старшей и подготовительной группы
«Сказочные загадки»
Логопедическое развлечение
(подготовительная группа)
Цели:
Образовательные:
- систематизировать у детей полученные знания на речевых занятиях;
- развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать
Интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор;
- развивать память, речевое внимание;
- развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать.
Коррекционные:
- развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память;
- вырабатывать правильную осанку, координировать движения, ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.
Оборудование:
Эмблемы, грамоты, волшебный сундучок с предметами: зеркальце, туфелька, стул, яйцо, яблоко, грибок, ключ, сапог; полочка и вещи: шляпа, шапка, платок, туфли, платье, юбка, брюки, ботинки, рубашка; игра «Веселое путешествие», 2 бубна, разрезные картинки, музыкальное сопровождение.
Ход развлечения:
Сказка! Она давно знакома вам. Сказка всегда считалась выдумкой, но выдумкой полезной. Уже в стародавние времена люди понимали, что выдумка может приносить пользу. Мы с вами тоже знаем, что «сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
1. Формирование команд методом жеребьёвки.
2. Дополни имя. Разминка.
Ведущий называет первое слово имени сказочного героя, а дети хором продолжают. Чей хор дружнее и без ошибок, та команда побеждает.
Кощей - Бессмертный Крошечка -Хаврошечка
Василиса - Прекрасная Мальчик - с пальчик
Змей - Горыныч Иван - царевич
Братец - Иванушка Сестрица - Аленушка
2. Составить сказку из фрагментов.
Ведущий: - Сейчас мы проверим, какая у вас память. Вы должны составить сказку из фрагментов. Сказать, как называется сказка.
И составить изображение сказочных героев из двух фрагментов. Назвать этих героев и из какой они сказки.
3. «Бюро находок» Сказочные герои потеряли свои вещи и все они находятся теперь в этом волшебном сундучке. Скажите какой сказочный герой потерял свою вещь и из какой он сказки.
В сундучке предметы: зеркальце, туфелька, стул, яйцо, яблоко, грибок, ключ, сапог.
4. «Отгадай загадки»
1) Бабушка девочку очень любила,
Красивую шапочку ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Ну, отгадайте, как звали ее? (Красная Шапочка)
- Сколько лет мне, я не знаю.
В ступе я с метлой летаю.
Теремок мой так хорош,
На меня во всём похож.
Теремок на курьих ножках!
Ждёт гостей в нём … (Бабка Ёжка)
3) Я – богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)
4) Я красив, силён, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех, нет слов, -
Много у меня голов. (Змей Горыныч)
5) Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
6) У кого ты не спроси -
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
То дурак, а звать … (Иван)
7) Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
8) Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несёт её домой. (Машенька)
9) Умён, изворотлив усатый дружок –
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог,
Ну что, угадали, ребята? (Кот в сапогах)
10)Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати и подушки.
Кто-то в домик к ним пришёл,
Беспорядок в нём навёл. (Три медведя)
5. «Разложи по полочкам»
Отгадайте загадку: Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила, пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
Туфельку я потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
Злая мачеха приказала Золушке навести порядок в комнате своих дочерей.
Ох, какой беспорядок устроили сестрицы. Давайте поможем Золушке разложить предметы одежды, обуви и головных уборов на свои места.
Дети:
Я положу шапку на верхнюю полку, потому что это – головной убор.
Я положу свитер на среднюю полку, потому что это – одежда.
Я положу туфли на нижнюю полку, потому что это обувь.
Молодцы, ребята! И Золушке помогли!
Золушка очень любит играть и танцевать и приглашает нас поиграть:
Подвижная игра “Весёлый бубен”.
Скорее становитесь в круг, сейчас немного отдохнём и поиграем в игру, которая называется “Весёлый бубен”.
Стоя в кругу, под музыку, дети друг другу по цепочке передают бубны, произнося слова:
«Ты катись весёлый бубен
Быстро-быстро по рукам,
У кого весёлый бубен,
Тот сейчас станцует нам!»
(по окончанию слов, те дети, у кого оказались бубны выходят в круг и танцуют.)
По волшебной тропинке шагаем,
В сказку новую попадаем
6. «Отгадай последний звук»
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит –
Это доктор… (Айболит)
Кого лечил доктор Айболит? Внимательно прослушайте слова, определите последний звук. Дайте характеристику звукам.
Слова:
Комар, тигр, бобёр ([р] - согласный, твердый, звонкий);
Бурундук, носорог, волк ([к] - согласный, твердый, глухой);
Лиса, корова, жаба ([а] - гласный);
Баран, слон, кабан ([н] - согласный, твердый, звонкий).
Дети слушают слова, определяют последний звук, дают характеристику звуку.
7. «Веселое путешествие» помогите сказочным героям отправиться домой.
Помогите разложить картинки по машинам:
Картинки, в названии которых есть звук С – в самолет, картинки, в названии которых звук З – в грузовик.
8. «Составь слова»
Я вам буду «бросать» звуки, а вы соберите их в слова:
к, о, т, - КОТ,
л, и, с, а - ЛИСА,
ш, а, р, ы - ШАРЫ,
в, о, л, к - ВОЛК,
с, к, а, з, к, а - СКАЗКА,
г, н, о, м - ГНОМ
9. «Отгадай сказочного героя»
Я очень люблю сказки и хочу проверить, знаете ли вы хорошо героев мульфильмов и сказок?
Как зовут кота в мультфильме Простоквашино?
В какой сказке главный герой - путешественник сделан из муки?
Какое первое желание старика выполнила Золотая рыбка?
Что служит топливом для автомобиля Емели?
Кто держался за внучку в сказке «Репка»?
От какого усача звери дали стрекача?
Что в сказке всегда побеждает?
Подведение итогов. Награждение детей грамотами.
Организация: ГБДОУ д/с № 7 Выборгский район
Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург
Цель: закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков.
Задачи:
- Расширять, закреплять и активизировать лексический запас.
- Закреплять навыки и представления, полученные на занятиях на материале сказочного сюжета.
- формировать грамматический строй речи: упражнять детей в образовании различных падежных форм существительных (Р.п., В.п.);
- упражнять в подборе прилагательных и слов-антонимов;
- формировать связную речь детей: упражнять в составлении распространенных предложений;
- Развивать фонематические представления, навыки чтения.
- Развивать общие речевые навыки, зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение, целостное восприятие предметов.
- Воспитывать дружественные отношения между детьми, прививать любовь к литературе.
- Создавать положительный эмоциональный фон и благоприятный микроклимат на досуге.
Оборудование , мультимедийная установка, коврограф, сундучок с книгами, золотой ключик, два конверта с письмами, предметные картинки, иллюстрации сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», схемы звукового анализа, цветик-семицветик.
раздаточный материал: «Денежки» (картонные кружки, на каждом кружке написана одна согласная буква), яблоки, игрушки, муляжи, листки с изображениями сказочных героев, краски, кисти, акварельные краски, баночки с водой, тряпочки, клеёнки.
Ход занятия.
Звучит сказочная мелодия. Дети заходят в зал. Зал похож на «поляну сказок»
Слайд изображающий поляну сказок. Звучит музыка
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Сегодня мы оказались на поляне сказок. Здесь живут сказки. А вы любите слушать сказки?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: смотрите, ребята, какой сундучок здесь есть. А в нем должно быть лежат книги со сказками. Давайте заглянем в него и почитаем с вами вместе какую-нибудь сказку.
Дети: Давайте.
Воспитатель открывает сундучок, а он пуст.
Воспитатель: Ой, ребята, а где же наши сказки? Сундучок пустой. Куда же все пропало? Как вы думаете?
Дети дают разные ответы.
В это время в зал влетает Карлсон(логопед в роли), крутя руками, как пропеллером. Останавливается около ребят и рассказывает им, что он знает.
Логопед - Карлсон: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, Карлсон.
Логопед -Карлсон: Я знаю, что у вас приключилась беда. Все сказки куда-то исчезли. И я прилетел вам сказать, что они все пропали из-за того, что перестали дети и взрослые читать книжки. Вот я по вечерам летаю, в окна заглядываю – друзей ищу и часто наблюдаю такую картину – ребенок сидит то перед телевизором, то за компьютером, по два, три телефона в руках…Ужас…Книжки читать перестали. Вот и ушли сказки. Обиделись на вас. А чтобы их найти и вернуть, нужно выполнить задания, которые вам оставили персонажи этих сказок. Выполните?
Дети: постараемся.
Ведущий: Вместе мы их обязательно найдем.
Логопед – Карлсон: Я не сомневаюсь, но сначала поиграйте со мной в игру «Как живешь».
Ритмопластические упражнения. Дети отвечают «Вот так» и показывают соответствующие движения жестами.
Как живешь?
Как плывёшь?
Как бежишь?
Вдаль глядишь?
Ешь обед?
Машешь вслед?
Утром спишь?
А шалишь?
А молчишь?
Логопед – Карлсон: молодцы, ребята, зарядили вы меня.
Карлсон обращает внимание на экран . Слайд с изображение Буратино
Ребята, смотрите... Кто это? Узнали?
Дети: Буратино
Воспитатель: ребята, смотрите, пропал наш Буратино. Слайд со знаками вопроса
Буратино с экрана:
«Здравствуйте ребята, помогите найти сказку. Я приготовил для вас монеты. Монеты не простые, на них написаны буквы. Слушайте задание: «Надо отправиться в магазин, выбрать в магазине только тот продукт, в названии, которого есть буква с вашей монеты».
Воспитатель: Он оставил для нас денежки. Денежки не простые. На них написана буква. А вот и задание.
«Надо отправиться в магазин, выбрать в магазине только тот продукт, в названии которого есть ваш звук и буква, обозначающая этот звук»
Игра «Покупаем в магазине»
Дети по очереди подходят игрушечной витрине магазина и выбирают продукты – муляжи с заданным звуком, дают полный ответ: «Я купил в магазине морковь, потому что на моей монете нарисована буква Р»
Воспитатель: Карлсон, мы дарим тебе эту корзину.
(на экране исправленная картинка из сказки) Слайд с изображением Буратино.
Логопед-Карлсон: Молодцы. Мы вернули сказку. Первое задание выполнено.
У Карлсона начинает барахлить моторчик.
Воспитатель: Карлсон, что с тобой случилось?
Логопед –Карлсон: Ребята, помогите, что-то моторчик мой не заводится. Что же делать?
Дети: вареньем заправиться.
Логопед – Карлсон: правильно, ребята, угадали. Я люблю варенье. Оно такое…. помогите мне, какое?
Дети: вкусное, ароматное, сладкое…
Логопед – Карлсон: а как вы думаете, ребята, какое я люблю варенье
Дети: грушевое, яблочное, персиковое и т.д.
Карлсон пытается завести моторчик, у него не получается.
Воспитатель: я, кажется, знаю, как нам тебе помочь, Карлсон, как звучит моторчик, ребята?
Дети: р-р-р-р-р.
Воспитатель: а давайте мы проговорим чистоговорки со звуком Р и заведем моторчик.
Дети по очереди проговаривают чистоговорки:
Ра-ра-ра – в сказку нам идти нам пора
Ра-ра-ра- всем поможет детвора
Ро-ро-ро- будем делать мы добро
Ры-ры-ры – лучше нету детворы
Ры-ры-ры- будем мы всегда добры
Ру-ру-ру-сказки в сундучок верну
Логопед - Карлсон: а дайте-ка я тоже попробую – ра-ра-ра – ух какая детвора! Ура!
(у Карлсона заводится моторчик)
Логопед - Карлсон: Ой, спасибо, ребята. Все вы правильно сделали. И моторчик починили.
Воспитатель: А нам пора познакомиться с другими героями сказок. Ребята, вы узнали из какой сказки эти персонажи. Слайд показывает Аленушку и братца Иванушку.
Дети: Гуси-лебеди.
Сказка пропала Слайд со знаками вопроса
Логопед-Карлсон: Ребята, смотрите, опять сказка пропала.
(запись)Аленушка с экрана: «Ребята, помогите нам, найдите яблоньку. Сорвите по яблочку. Прочитайте слово и назовите слово с противоположным значением. Тогда сказка вернется.
Дети находят яблоню с яблочками, на которых написаны слова, выполняют задания (слова: добрый – злой, хорошо – плохо, далеко – близко, молчать – говорить, заснуть – проснуться, короткий – длинный)
Воспитатель: вот это да!! Вы и с этим справились. (На экране появляется картинка из сказки) Смотрите, сказка к нам вернулась!!! Какие молодцы.
Логопед - Карлсон: А мы немного взбодримся.
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Логопед - Карлсон: Ну, что ребята, отдохнули? Посмотрите, кто перед нами?
Слайд - картинка из сказки «Цветик-семицветик»
Воспитатель: ребята, опять сказка пропала. Слайд со знаками вопроса.
Давайте послушаем.
Девочка Женя с экрана. «Я растеряла волшебные лепестки. Найдите их, пожалуйста, и соберите вместе! Для этого вы должны определить из какой сказки эти слова»
Карлсон вместе с детьми находят лепестки, на обратной стороне, которых фрагменты текста различных сказок.
- Случилось у меня горюшко!
Заболел Иванушка.
Испил водицы.
Из козьего копытца.
Определите из какой сказки отрывок?
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- По тропе, шагая бодро, сами воду тащат ведра.
« По щучьему веленью».
- Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
«Колобок»
- Красная девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнышке тяжко, слезы льет бедняжка.
«Снегурочка»
5.Видит девочка – стоит яблонька.
Яблоня – матушка, спрячь нас.
Съешь моего яблочка, тогда спрячу.
«Гуси –лебеди».
6.А дорога далека, а корзина не легка.
Сяду на пенек, съем пирожок.
« Маша и медведь»
7. - Тепло ли тебе, девица?
Тепло ли тебе, красная?
Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!
«Морозко».
Воспитатель: Вот мы и собрали цветик-семицветик.
Слайд (На экране появляется исправленная картинка из сказки).
Логопед – Карлсон: Вернули сказку. УРА!!! Слайд с изображением Мальвины
Нас ждет новое испытание. Кто перед нами?
Дети: Мальвина.
Воспитатель: послушаем задание Мальвины. Слайд - Мальвина с экрана: «Ребята, я оставила для вас конверт с заданием на болоте у черепахи Тортилы. Найдите его и узнайте задание»
Дети отправляются искать конверт.
Воспитатель: А вот вам и задание от него. «Слушайте внимательно слова, Если в слове услышите звук К – вы хлопаете в ладоши, и Карлсон закрывает клетку цветным квадратом. Если звука К нет, клетка остается не закрытой. В конце вас ждет сюрприз»
Воспитатель произносит слова: коробка, юбка, кулак, сапоги, стол, лампа, журнал, школа, апельсин, волшебник, телевизор, книга, роза, птенец, луна, кошка, сумка, ваза, самокат, пижама, жук, капуста, кольцо, василек, пиджак, снеговик, кабачок, ежевика, бочка, чайник, ножницы, зима, игла, глобус, глаза, малина.
Логопед: Ребята, что же у нас получилось?
Дети: Ключик. Слайд (На экране появляется ключик, звучит музыка)
Снова звучит сказочная мелодия и появляется сундучок.
Логопед: Ребята, смотрите!!. Давайте теперь попробуем открыть его и посмотреть, что внутри.
Дети: Давайте.
Открывается сундучок. В нем лежит письмо. Воспитатель читает: «Чтобы вернулись сказки, должно произойти волшебство. Возьмите кисточку, воду, сказочный рисунок проведите по сказочному рисунку. Что же получится.
Дети выполняют работу, у каждого появляется на листе изображение.
Дети рассказывают, что у них получилось.
Воспитатель: Как замечательно все получилось! Волшебство удалось. Я дарю вам эти рисунки.
В это время звучит волшебная музыка, Карлсон заглядывает в сундучок. –
Логопед-Карлсон: Ребята, смотрите, в сундучке появились книжки.
Карлсон и воспитатель благодарят детей за выполненные задания, за помощь персонажам.
Воспитатель: ребята, какие же сказки мы вернули?
Дети рассматривают книги и дают ответы.
Давайте поблагодарим Карлсона за помощь.
Логопед-Карлсон: ну что, ребята поняли, что нужно делать, чтобы книжки больше не пропадали?
Логопед-Карлсон: до свидания, ребята, до новых встреч!
Нуриева Айгуль Радиковна,
МДОУ «Детский сад «Морозко»
п.Приозёрный Надымского района»
стаж работы 14 лет.
Программное содержание. Закреплять четкое произношение ранее изученных звуков, понятие о родственных словах. Упражнять в звуковом анализе слов, в составлении слов из букв, в чтении. Развивать фонематический слух, навыки правильного дыхания и удлинения фазы выдоха, ритмический слух, умение управлять своими движениями (уменьшать силу мускульного напряжения, ритмично двигаться под музыку); интонационную выразительность речи.
Материал и оборудование . Шапочки (оса, жук, сорока, волк), две короны, веер, свечи, карточки с буквами (д, ы, о, а, м), карточка со словами на звук «С», доска, картинки (слон, волк, тигр, рыба); две карточки со словами (корона, стража); ножницы, 4 куба, «Волшебная палочка», «Цветик-семицветик», 7 конвертов, карточки с вопросами, портреты «телезрителей» (Волк, Карлсон, крокодил Гена, Красная шапочка, Русалка, Лесовичок, Чебурашка); табло с эмблемами команд; короб, «домовята».
Ход праздника .
Логопед. Мальчики и девочки, все гости и родители! Веселую историю услышать не хотите ли? Итак, слушайте. Жила-была девочка Лара. Она не умела правильно произносить звук «р» и очень расстраивалась из-за этого. Но однажды мама привела Лару в детский сад, в котором детей учили правильно говорить. В группе дети не умели произносить некоторые звуки и произносили их так, как герои этой странной истории.
Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…
Жук. Ах, какая модница! Пож-жвольте пож-жнакомиться.
Оса. Увазз-заемый прохозз-зый! Ну на сто з-з-з это похоже! Вы не предствляете, как вы сепелявите!
Логопед . И красавица оса улетела в небеса.
Жук. Штранная гражданка, наверно иноштранка.
Логопед. В каких словах заблудились чужие звуки? (Ответы детей. В слове «иностранка» заблудился звук «ш»; в слове «прохожий» заблудился звук «з» и т.д.) Верно. Такая история с вами происходила не раз. Но шло время, вы усердно занимались и научились четко произносить звуки. И Лара научилась произносить звук «р». Однажды ночью ей приснился необычный сон: она принцесса, живет с родителями во дворце и приглашает всех нас к себе в гости. Король, королева и принцесса (дети) садятся лицом к гостям.
Логопед . Во дворце постоянно происходили разные чудеса. А так, как они все случаются ночью, давайте погасим свечи. Держим свечу в руке перед собой, вдыхаем через нос и медленно, постепенно выдыхаем через рот, дуем на свечу (3 раза). Погасили все свечи? Повторяйте за мной:
Оч-оч-оч – наступает ночь.
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу – погасили мы свечу.
Принцесса. Хочу чудес! Хочу чудес!
Логопед . Будут тебе чудеса, принцесса!
Дети вешают на шею большие карточки с буквами.
Логопед . Что это?
Дети. Буквы!
Логопед.
Буквы, буквы…
Дай им волю,
Нашалятся буквы вволю.
Буквы «резвятся», затем решают составить слово.
Королева. Составьте слово «дым». Прочтите его. А теперь слово «дым» превратите его в «дом». Как вы это сделали, объясните!
Ребенок. Я стал на место буквы «ы».
Королева. Хорошо. Как слово «дом» превратить в слово «дам»? Прочтите слово! Что ты сделал? (Ответ ребенка.) Молодец! Умеете превращать одно слово в другое.
Король. Назовите слова, родственные слову «дом». К кому моя корона попадет, тот и слово назовет. (Дети называют слова: домик, домосед, домашний, домочадцы, домовитый, домище, домовой, домовенок.) Вы заслуживаете похвалы!
Принцесса плачет!
Король и королева . Успокойся, доченька! Чего ты хочешь?
Принцесса. Ничего я не хочу!
Королева. Поиграй с детьми, Принцесса! Слово делится на части – слоги. Я буду называть слово со звуком «с» из одного и двух слогов, а вы должны повторять за мной только слова из двух слогов. (Берет карточки с «напечатанными» словами, читает их; сани, соки, суп, Соня, сыр, сутки, сын, сумка, сад, сто, сор, слоги, слон.) Молодцы!
Логопед. По вечерам во дворце конкурсы «чтецов».
Дети читают заранее выученные стихи – по выбору логопеда.
Логопед. Во дворце живут не только люди, но и животные. С вами хочет поиграть зайка (берет меховую игрушку) в игру «Кого увидел зайка?» Назовите все звуки по порядку в словах-названиях картинок.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Где зайчишка побывал?
Что зайчишка увидал?
Ребенок вместе с Зайкой подходит к повернутым обратной стороной картинкам, выбирает одну из них, поворачивает, называет картинку и делает звуковой анализ слова. Например, слон (с, л, о, н) так играет 4-5 детей.
Логопед. Молодец! В названиях картинок все звуки назвали правильно!
Принцесса. (снова плачет)
Король. Не плачь! Домовенок живет далеко от сюда, у Бабы-Яги. Настанет утро и я пошлю гонцов к ней.
Логопед. Поиграем в игру со взрослыми «Кто быстрее составит слово из букв?» Приготовьте кубы. У меня для каждой команды на карточке напечатано слово «разрежу» его на буквы. (Разрезает ножницами) Рассыпались буквы, их надо собрать и полученное слово прочитать. Поделимся на команды: команда детей и команда взрослых (родители). Начали составлять слово! Звучит мелодия песни «Волшебник-недоучка». Пока участники игры составляют слово, остальные дети танцуют.
Логопед. Команда взрослых уже составила слово, прочтите его! (корона) Проверим команду детей, у них тоже составлено слово. Прочитайте его. (стража) Похлопаем всем участникам игры!
Принцесса. Приведите домовенка немедленно, а не то я прикажу отрубить всем головы!
Король. Принцесса, твое поведение возмутительно! Я хотел утром послать за домовенком, но теперь не сделаю этого.
Логопед. Вдруг нам поможет добрая Фея сна? Звучит «Прелюдия К.Дебюсси». Дети исполняют этюд на расслабление мышц «Фея сна» (см.: Евсюкова. Психогимнастика. М. …Просвещение, 1990).
Фея сна. Добрый вечер! Постараюсь помочь вам. Фея обходит всех, касаясь плеча каждого «волшебной палочкой». Дети засыпают: наклоняют голову и закрывают глаза. Фея смотрит на спящих, улыбается и уходит.
Логопед. Что же делать? Фея ушла. Надо разбудить всех. Но спящие проснуться лишь в том случае, если родители по цепочке произнесут скороговорку.
Королева кавалеру подарила каравеллу,
Королева с кавалером укатила в каравелле.
Родители проговаривают скороговорку, дети просыпаются.
Логопед. Спасибо, взрослые! Помогли разбудить детей и принцесса повеселела.
Принцесса. Мамочка и папочка! Простите меня! Я буду вести себя достойно.
Король. Мы с мамой очень рады, что ты снова стала доброй девочкой. Утром пошлю гонцов к Бабе-Яге.
Принцесса. Спасибо, папочка!
Логопед. Пока вы спали, пришла почта. Телезрители предлагают поиграть в игру «Знатоки против телезрителей». Они прислали нам свои вопросы и фото в конвертах. Лепесток цветка сорви, номер конверта назови. А потом уж не зевай: вопрос телезрителя прочитай. Вот цветик-семицветик. Сорви, Дима, лепесток. Какая цифра на нем? (Четыре.) Ищи конверт с цифрой «четыре». Достань портрет. Кто это? (Лесовичок) С вами соревнуется лесовичок. Прочитай громко и внятно вопрос.
Ребенок. Какое животное сушит грибы на деревьях?
Логопед. (Белка) Правильно! Поставим табло против эмблемы знатоков одну фишку. Счет 1: 0 в пользу знатоков. (Вопросы задают Чебурашка, Карлсон, Кр.Шапочка и т.д.)
Вопросы: Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто? Где уши у кузнечика? Какие рыбы самые красивые? Какую ноту кладут в суп?
Логопед. Счет 5: 0 в пользу знатоков. Король послал гонцов к Бабе-Яге. Посмотрим, что происходит в ее избушке?
В углу сказочный домик. Баба-Яга укладывает Домовенка спать.
Баба-Яга. Ах, ты мой маленький, ты мой славненький! Ты поспи, а я пойду в лес за малиной для киселя.
Гонцы. (Стучат) Выходи Домовенок! Мы пришли по приказу Короля. Король просит тебя быстрее явиться во дворец.
Домовенок. Что ж, надо идти. Жаль, с бабушкой не попрощался. Она такая добрая. (Уходит с гонцами, появляется во дворце.)
Принцесса. (Бежит к Домовенку) Привет, Домовенок, я рада тебя видеть!
Домовенок . А ты принцесса? Хочешь расскажу стихотворение я тебе?
Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису
Угостил ирисом.
Принцесса . Какой ты славный и веселый! Ты будешь жить со мной во дворце, и мне никогда не захочется плакать. Потанцуй со мной.
Домовенок и принцесса. Танцуйте вместе с нами (дети танцуют).
Логопед. Наш праздник подходит к концу, но что-то он заканчивается грустно. Бедная Баба-Яга скучает без Домовенка.
Домовенок. Придумал! Стоит мне только произнести волшебные слова, как в этом чудесном коробе появятся много моих братьев домовят… Крибле, крабле, бумс! (Открывает короб, показывает игрушечных домовят) Посмотрите сколько их! Хватит не только бабушке, но и гостям.
Королева. Гонцы, отнесите одного домовенка Бабе-Яге, а остальных подарим гостям. (Дарят гостям)
Логопед. Сон Лары закончился. Был он настоящим праздником. Дети выступали хорошо! Всегда говорите так же четко и свободно, как сегодня. Добрых вам снов!
Литература:
- Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
- В.П. Лапаковская, Н.П. Володькова Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Интернет-ресурсы
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 «Ивушка» р.п.Приютово муниципального района Белебеевский район республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
речевого развлечения с детьми с ОНР- III ур.
подготовительной логопедической группы
«В стране Правильной речи»
Подготовила: учитель-логопед
С.С. Тимиргалеева
Цель:
Закрепление и применение полученных знаний, умений и навыков.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- систематизировать знания детей по изученным темам.
Коррекционно-развивающие:
- закрепить знания детей о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, буква,
гласный звук, согласный звук;
- закрепить навыки правильного звукопроизношения;
Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа;
- совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;
- упражнять в работе с деформированным предложением;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Создавать у детей положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать в детях самостоятельность, активность, уверенность в своих силах.
Оборудование:
Картинки сказочных персонажей; пособия к речевым игам «Собери картинки», «Волшебные таблицы», «Рассыпанные слова», «Вазы и цветы», «Звуковые ручейки»; два подноса, муляжи овощей и фруктов.
Алгоритм проведения:
1. Организационный момент :
Логопед:
-Ребята, а вы знаете, что такое речь? Речь – это способность говорить.
-А из чего состоит наша речь?
Дети:
(ответы детей).
Логопед:
-Разговариваем мы друг с другом при помощи предложений.
-А как получаются предложения?
Дети
:
Из звуков образуются слоги; слоги собираются в слова, а из слов получаются предложения.
Логопед:
- Сегодня я вас приглашаю в страну правильной речи. Много лет я живу в этой стране. И с каждым днем жителей в ней становится все больше и больше, поскольку все хотят говорить правильно и красиво. Эта страна волшебная, но в ней есть города с самыми обычными названиями.
2. Сюрпризный момент (под музыку вбегает Буратино) .
Буратино:
- Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы в путешествие собираетесь. Я тоже очень люблю путешествовать. Люблю разные приключения. Я однажды убежал от папы Карло и попал в страну Дураков. Вот было жутко интер-р-ресно!
Логопед:
-
Подожди, Буратино, но мы сегодня с ребятами собрались в путешествие не в страну Дураков, а в страну Правильной речи.
Буратино:
- Да, да, я кое-что слышал о такой стране. Но я мало о ней знаю…
Логопед:
-
Не переживай, Буратино! Хочешь, мы тебя возьмём с собой, и ты много узнаешь о родной речи?
Буратино
:
- Конечно, хочу!
Логопед:
-
Отлично! В путешествии вас ждут непростые задания, интересные встречи и, конечно же, задорные игры.
- Итак, ребята, вы готовы отправиться в путешествие?
Дети:
(Да)
Логопед:
Проверим вашу готовность!
3. Дидактическая игра «Разминка для ума»:
Логопед:
Отгадайте слово. Оно начинается со звука [с] или [сь].
- Высокое, стройное хвойное дерево? (сосна)
- Самая болтливая птица? (сорока)
- Ночная птица? (сова)
- Число, следующее за числом шесть? (семь)
- Очень полезная птица с жёлтой грудкой? (сорока)
- Цвет моря? (синий)
- Усатая рыба? (сом)
- Что видим, когда спим? (сон)
- Насекомое, напоминающее вертолёт? (стрекоза)
Логопед:
Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. Можно отправляться в путешествие. Дети занимают свои места на стульчиках.
1 остановка – Звукоград.
4. В гостях у Звукознайки
Логопед:
Ребята, Звукознайка очень любит играть со звуками и приготовил для вас игру.
Дидактическая игра «Собери картинки в свои коробочки».
Логопед:
Ребята, нам нужно распределить предметы, которые начинаются с гласного звука – в красную коробочку, а с согласного звука – в синюю.
Дети:
(распределяют картинки)
Логопед: Молодцы, ребята! Следующая остановка …
2 остановка - Буквоград.
5. В гостях у Буквоешки (выставляется картинка сказочного персонажа).
Логопед:
Буквоешка хочет проверить, как вы знаете буквы. Он придумал для вас необычные загадки.
Дидактическая игра «Отгадай слово»
- Посмотрите внимательно на картинку. Что несет в корзинке ежик? А что несёт в мешке медведь?
Логопед:
На самом деле вы не сможете точно ответить на этот вопрос. Поскольку корзинка ежика закрыта платочком, а мешок медведя завязан.
- Сейчас я раскрою вам эти секреты! В этом мне помогут волшебные таблицы.
Логопед:
-
Если ты узнать захочешь
Что в корзинке, что в мешке?
Зачеркни скорее буквы
Те, что встретишь ты по две.
А оставшиеся буквы
В слово ты скорей сложи
И тогда узнать ты сможешь
То, что спрятано внутри.
Дети: (читают «яблоки» и «грибы»).
Логопед:
Молодцы!
3 остановка - Поселок Слоговой.
6. В гостях у Мальвины (выставляется картинка сказочного персонажа).
Логопед:
- Посмотрите, нас встречает Мальвина. В своей школе она всех учит читать слова.
Но, налетел ветер-озорник и переставил все слоги в словах. Давайте соберем
рассыпанные слова.
Дидактическая игра «Рассыпанные слова».
Логопед:
-
Эти слоги - вот беда!
Разлетелись кто куда
«мо-ны-ли» и «на-ны-ба»
Что за чудо здесь слова?
Место слога отыщите,
Слоги в слово соберите.
- Чтобы задание было легче выполнять, на доске есть картинки-подсказки.
Прочитайте слоги и назовите фрукты.
Дети:
(выполняют задание).
Логопед:
Продолжим прогулку.
4 остановка.
7. В гостях у Красной шапочки.
Логопед:
- Посмотрите, Красная Шапочка приготовила для вас подарок. Целую корзинку
цветов.
Игра «Вазы и цветы»:
Логопед:
Посмотрите-ка: цветы – небывалой красоты.
У цветочков в серединке – нарисованы картинки (показывает).
Вазы тоже не простые.
Всюду схемы слоговые (расставляет вазы).
С вами мы цветы возьмем
И по вазам разнесем.
Это может и несложно, только нужно осторожно.
И, конечно же, не сразу
Брать цветы и ставить в вазу:
Картинку по слогам ты назови
И к слову схему подбери.
Дети: (называют картинку, определяют количество слогов и ставят цветок в вазу)
5 остановка.
8. Звуковой ручеёк.
Логопед:
Ребята, пока мы собирали цветы, не заметили, как подошли к звуковому ручейку
- Ручеек бежит, журчит, нам задание говорит.
Дидактическая игра «Собери ракушки»
:
Логопед:
Ребята, соберите ракушки с картинками, где звук Л в начале, в середине, в конце слова (для выполнения задания приглашаю 3 детей)
.
- Молодцы, ребята. А сейчас мы поиграем с ручейком.
9.
Музыкальная игра «Ручейки-озёра», музыка Е. Тиличеевой.
6 остановка.
10. Город Художников.
Логопед:
Посмотрите, нас встречает художник Тюбик. Тюбик очень любит фантазировать и нарисовал необычное, загадочное животное.
Дидактическая игра «Загадочное животное»:
Логопед:
- Как вы думаете, ребята, такое животное существует?
Дети: (нет)
Логопед:
Посмотрите и скажите, на каких животных оно похоже? Чья голова? Чьи уши? Чьё туловище? Чей хвост? Чьи лапы?
Логопед:
Молодцы, дети, разгадали загадки Тюбика. А нам пора идти дальше.
7 остановка - улица Поэтов.
11. В гостях у Цветика.
Логопед:
Нас встречает поэт Цветик.
Ну-ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!
На берегу росла сосна – а рядом с нею … (сосны)
Горит прекрасная звезда – а рядом с нею … (звезды)
Стал красным-красным помидор – а рядом … (помидоры)
Вот гном один, вот гном второй – а вместе это … (гномы)
.
Логопед:
Молодцы, ребята!
Логопед:
Ребята, давайте и мы покажем Цветику, как научились читать стихи, звонко и выразительно.
Дети:
(читают стихи о весне).
Логопед:
Пора идти дальше.
8 остановка - Переулок Спортивный.
12. Встреча с Спортакусом
.
Спортакус
:
Внимание, друзья! Эстафету объявляю я!
Я приглашаю 2 команды по 5 человек. Команды строятся в колонну.
По сигналу каждый игрок команды добегает до стола, на котором разложены овощи и фрукты. 1-я команда выбирает все, что нужно для компота, а 2-я команда выбирает все, что нужно для борща (дети раскладывают фрукты и овощи на разные подносы) .
-Молодцы! Справились с заданием Спортакуса!
9 остановка - Город Писателей
13. Встреча с Бериляком.
Логопед:
Он придумал для вас игру.
Дидактическая игра «Правильно ли это?»
(работа с деформированным предложением)
Логопед:
Бериляка будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.
- Наступила весной. (Наступила весна).
- Засиять яркое солнце. (Засияло яркое солнце).
- Прилетели с юга птица. (Прилетели с юга птицы).
- Она стали вить гнёзда и выводить птенец. (Они стали вить гнёзда и выводить птенцов).
Логопед:
- Молодцы ребята!
14. Рефлексия.
Логопед:
- А наше путешествие по «Стране Правильной речи» подошло к концу.
Каждый из нас узнал что – то новое сегодня, и каждый показал свои знания и умения.
А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
Какие герои вам запомнились и чем?
Кто в своих ответах был точнее?
Дети: (ответы детей).
Буратино:
- Спасибо ребята, я многому научился у вас. Вы такие умные, ловкие, умелые.
Мне совсем не хочется от вас уходить, но мне пора.
Ой, я совсем забыл! Я принёс вам свои любимые конфеты «Золотой ключик», угощайтесь!
(Буратино угощает детей и уходит под музыку.)
для детей с ОНР в старшей группе прислала Винограденко Ирина Михайловна – учитель-логопед высшей категории ДОУ №18 “Ивушка”, Украина, Луганская область, город Краснодон.
Может быть проведено в старшей группе детей с общим недоразвитием речи, в качестве зрителей привлекаются родители или дети средней и младшей групп. В процессе проведения решается ряд задач: развитие мелкой моторики, координации движений, речи и музыки; развитие чувства ритма, памяти и внимания. В развлечении использованы нетрадиционные методы и приемы развития мелкой моторики, а также нестандартное оборудование (пластиковые решетки для раковин, губки, шнурки, конфетные обертки, мячики-попрыгунчики, шторные прищепки, прищепки для белья, венки с пристегивающимися на пуговицы цветами из ткани).
Звучит музыка, входят дети, их встречает бабушка c игрушечной кошкой.
Бабушка:
Здравствуйте, мои дорогие внучки и внучата, очень рада вас видеть, проходите, садитесь (дети садятся за столы). Я вам сейчас интересную историю расскажу про мою кошку. Жила кошка в большой, светлой, современной квартире, решила она как-то сделать ремонт.
Учитель-логопед:
А мы покажем, как кошка делала ремонт (на столах решетки для раковин).
Дети выполняют пальчиковую гимнастику с помощью решеток.
Раз, два, три, четыре,
Провела ремонт в квартире
Я пилила, (ребром ладони правой руки «пилят» по ладони левой руки)
Я строгала, (кулаком правой руки производят строгающие движения по ладони левой руки и наоборот)
Кирпичи я ровно клала, (ладонь правой руки накрывает тыльную сторону
левой и наоборот)
Я зову своих друзей, (пальчики «шагают» по окошкам решетки) Приходите поскорей. (пальчики «шагают» по окошкам решетки)
Учитель-логопед:
Не успела кошка это сказать, а гости уже у ворот.
Звучит музыка, логопед поочередно выставляет на стол игрушки, а дети выполняют статические позы, изображающие этих персонажей, из пальцев
Лягушка (рука лежит на столе, большой, средний и безымянный пальцы соединены вместе подушечками, указательный и
мизинец согнуты).
Пчелка (рука стоит на локте, указательный палец вытянут вперед, остальные сжаты в кулак) .
Жучок (рука свободно над столом, указательный и мизинец вытянуты вверх и немного в стороны, большой палец прижимает к ладони указательный и средний) .
Паучок (ладонь правой руки накрывает тыльную сторону левой накрест, пальцы обеих рук расставлены в стороны) .
Улитка (на ладонь левой руки кладется правая таким образом: указательный и средний пальцы вытянуты вверх и немного в стороны, большой палец прижимает безымянный и мизинец).
Собачка (ладонь правой руки параллельно столу, большой палец вытянут вверх, указательный согнут, средний и безымянный прижаты друг к другу, мизинец отведен вниз).
Бабушка с кошкой:
А давайте устроим необычный праздник- праздник ладошек!
Покажите, крошки, мне свои ладошки (дети показывают)
Будет интересней,
Если вспомним песню.
Звучит музыка, дети ритмично выполняют движения с пением.
«Песня веселых ладошек» (на музыку Е.Макшанцевой «Дождик»)
Две ладошки у меня, (поочередные повороты ладошек, от себя, к себе)
Мы с ладошками родня, (хлопки)
Будем с ними мы играть, (сжимание и разжимание кулачков)
Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное загибание пальцев)
Вместе весело играть. (хлопки)
Учитель-логопед:
- Лягушка – попрыгушка очень любит играть с попрыгунчиками. Она их с собой принесла, давайте и мы с ними поиграем.
Дети берут мячи – «попрыгунчики» , левой ладошкой прижимают к столу.
Девочки и мальчики, (ладошка левой руки катает мяч по столу круговыми
движениями; затем перекатывает его к правой)
Очень любят мячики, (то же правой ладошкой)
По дорожкам их катают, (перекатывают мячик то к левой, то правой
ладошке)
Дружно деточки играют. (катают мяч между ладошками)
Учитель-логопед:
Пчелка и паучок предлагают поиграть в .
Логопед и бабушка растягивают веревку, на ней на ниточках висят небольшие пластиковые шарики, нужно назвать слово о том, какие бывают ладошки и щелкнуть по шарику пальцами.
Дети поочередно подходят, щелкают по шарикам, называют слова: ладошки мягкие, ласковые, нежные, маленькие, большие, бархатные, гладкие, теплые, холодные, веселые, чистые, грязные.
Учитель-логопед:
Улитка-художница, принесла свой портрет.
Логопед выставляет портрет, на котором ярко выделена спираль улитки .
Посмотрите, какая красивая спираль на ее ракушке, давайте мы попробуем выложить спираль улитки с помощью вот таких красивых шнурков.
Дети берут уменьшенные копии портрета и шнурки, звучит музыка, выкладывают шнурок по контуру.
Учитель-логопед:
Собачка и жучок занимаются в музыкальной школе, они играют на необычных музыкальных инструментах и вам предлагают сыграть на волшебных пианино .
Дети берут поролоновые губки с приклеенными на них пуговицами, нажимают на них поочередно пальцами левой и правой рук, как на клавиши пианино, пропевают чистоговорки.
Жу-и-жу, жу-и-жу,
Я с букашками дружу.
Ошка-ошка-ошка-ошка,
Замечательная кошка.
Учитель-логопед:
Вы, ребята, молодцы, чудесно играете!
Бабушка с кошкой:
Кошка – хорошая хозяюшка, ремонт сделала, белье постирала, гостей принимала. Да вот остались у нее кирпичики после ремонта, не успела их сложить, давайте ей поможем.
Выставляются две емкости с бутафорскими кирпичами.
Бабушка с кошкой:
Ребята, будем переносить кирпичики весело, разделимся на две команды, носить по – одному, брать и нести кирпич нужно только двумя пальцами
(звучит музыка, дети играют).
Учитель-логопед:
Белье кошка постирала, но развесить его не успела, будем помогать? Кто это сделает быстрее?
.
Выбираются два ребенка, логопед и бабушка растягивают веревку, выносят два таза с бельем и прищепки, звучит музыка, дети вешают белье.
Учитель-логопед:
Сейчас модно украшать двери своего дома различными венками, их изготавливают из колосков, травы, веточек сосны или ели, а мы с вами сделаем веночки для украшения кошкиной квартиры из цветов, кто быстрее справится?
Логопед и бабушка выносят на 2-х столах венки с пришитыми пуговицами и цветы из ткани с прорезными петлями на них.
Ребята, кто же самый ловкий? Нужно пристегнуть цветы к венкам.
Звучит музыка, дети пристегивают цветы к основе венков.
Звучит музыка.
Учитель-логопед:
А в это время проплывала по небу веселая тучка .
Бабушка выносит большую картонную тучу.
Туча (бабушка):
Я тучка непростая, волшебная, ой, а где же мои разноцветные дождинки?
Помогите мне, ребята, найдите мои дождинки.
Дети подходят к столу, берут разноцветные веревочки-дождинки со шторными прищепками и прищепляют их к тучке.
Учитель-логопед:
Ой, какой разноцветный дождик начался!
Чтоб не мокнуть под дождем,
В руки зонтики возьмем.
Звучит музыка, дети танцуют
Учитель-логопед:
Ой, ребята, а дождик-то и вправду необычный – конфетный! Посмотрите, сколько конфет с неба упало! (на столах лежат цветные кусочки поролона и конфетные обертки).
-Давайте сделаем их красивыми и подарим кошке и ее друзьям.
Дети садятся за столы и заворачивают кусочки поролона в обертки.
Учитель-логопед: (сопровождает действия детей словами)
А давайте, мои детки,
Дружно сделаем конфетки .
В руки фантики возьмем,
Поролончик обернем,
И закрутим крепко ушки,
Вот конфетки для лягушки,
Для собачки и жучка.
Для улитки, паучка,
А для пчелки леденцы,
Вы, ребята, молодцы!
Дети берут конфеты и относят кошке.
Бабушка с кошкой:
Дети стоят возле бабушки.
Ну что же, ладошки,
Устали немножко?
Вы, ребята, отдыхайте
И ладошки подставляйте!
Звучит музыка, дети выставляют вперед ладошки, бабушка подходит к каждому ребенку.
Кошка (бабушка) поет:
Что в ладошку положу,
Никому я не скажу,
Это будет наш секрет
И от кошечки привет!
Кошка (бабушка) кладет в руки детям настоящие конфеты.
Дети благодарят бабушку и кошку.
Бабушка:
Что ж, ребята, до свиданья,
Помашите мне ладошкой на прощанье!
Дети уходят, машут бабушке ладошками.
Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком , пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.
Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.