Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как пропускать пешеходов на пешеходном переходе. Что делать если остановили за то, что не пропустили пешехода? На пешеходном переходе не остановился

Знание закона освобождает от ответственности.

Данная публикация направлена на исключение возможности необоснованного привлечения водителей к ответственности по статье 12.18 КоАП РФ.

Всех участников дорожного движения призываю соблюдать Правила дорожного движения.

Диспозиция статьи 12.18 КоАП РФ:
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, Чаще всего сотрудники ГИБДД становятся недалеко от пешеходных переходов и при помощи видеокамеры фиксируют «правонарушение», которое по их мнению состоит в том, что водитель проехал по дороге в месте пешеходного перехода, а не остановился перед ним, в то время как пешеход уже находился на проезжей части на пешеходном переходе.

Именно массовость злоупотреблений сотрудниками ГИБДД этой статьей навела на мысль написания данной публикации.

Что от нас требуют Правила дорожного движения?
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения (в нашем случае водитель ) не должен начинать, возобновлять или продолжать движение , осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения (в нашем случае пешеходов ), имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость .

«Пешеходный переход» - участок проезжей части, трамвайных путей , (не обочины и тротуара!!!) обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Топтание на обочине не является переходом проезжей части т.к. пешеход должен переходить дорогу по пешеходному переходу, а пешеходный переход располагается только на проезжей части или трамвайных путях.

Итак. Водитель должен двигаться таким образом, чтобы пешеход не менял направление и скорость движения.

То есть, факт правонарушения, предусмотренного ст. 12.18 КоАП РФ неразрывно связан с поведением пешехода! Если пешеход не изменил направление или скорость движения - состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.18 КоАП РФ НЕТ.

Это буквальное значение диспозиции ст. 12.18 КоАП РФ и требований Правил дорожного движения.

Часто сотрудники ГИБДД вам показывают пункт 14.2. ПДД
14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Невыполнение данного пункта Правил само по себе! , даже если по пешеходному переходу движется пешеход, но в результате Ваших действий он не изменил скорость или направление движения не охватывается диспозицией статьи 12.18 КоАП РФ так как требование - Уступить дорогу Вами выполнено.

Дороги в различных ситуациях имеют две и более проезжие части. Принципиального значения данный факт не имеет, так как и в том и в другом случае, если пешеход не изменил скорость или направление движения - требование «уступи дорогу» в том виде в котором оно понимается Правилами дорожного движения будет выполнено.

Однако, диспозиция ст. 12.18 КоАП РФ требует «уступить дорогу» только тому пешеходу, который вступил на проезжую часть. Логично, что вступить пешеход должен на проезжую часть по которой движется автомобиль. На сотрудника полиции может подействовать указание на то, что пешеход двигался по совершенно другой проезжей части в то время, когда Вы пересекли пешеходный переход.

Что делать в ситуации, когда Вас остановил сотрудник ДПС ГИБДД с камерой непосредственно после пешеходного перехода?

1. Заранее усвоить, что сотрудник ГИБДД Вам не друг, он в этой ситуации добра Вам не желает, он хочет на Вас срубить «палку». При этом Вы не обязаны ему в этом помогать и в Ваших интересах собирать доказательства своей невиновности.

2. Разговаривать с сотрудником ГИБДД нужно всегда вежливо, корректно и уверенно. Не рекомендую просить инспектора документы и всячески «напрягать» его. Он такой-же человек, в ваших интересах чтобы он не нервничал. Споры, обвинения, пререкания ни к чему хорошему не приведут. Вы с инспектором должны разобраться в ситуации и когда инспектор примет правильное решение он со спокойной душой пожелает Вам счастливого пути.

3. На вопрос «видели-ли Вы пешехода, по моему мнению всегда нужно отвечать - ДА, ВИДЕЛ, а в чем дело?

4. До ответа на дальнейшие вопросы попросить инспектора показать Вам видеозапись „нарушения“.

5. Посмотреть внимательно видеозапись и убедившись в том, что пешеход не изменил скорость или направление движения нужно вежливо сказать об этом инспектору. Вроде как нарушения ПДД и 12.18 КоАП РФ нет, ведь я уступил дорогу - пешеход не изменил скорость или направление движения. Вместе с этим желательно записать себе в телефон или на бумажку „реквизиты видеозаписи“ номер файла, время записи и т.д.

6. Если все же инспектор станет составлять протокол, в графе объяснение Вам следует указать: с протоколом не согласен, правонарушение не совершал. Пешехода видел, убедился, что не помешаю ему и проехал. Требование „уступить дорогу“ выполнил так как пешеход не изменил направление или скорость движения. В качестве доказательства моей невиновности прошу приобщить к материалам дела видеозапись выполненную инспектором Пупкиным в ____ часов ____ минут „____“ месяца 20___ года, номер файла _______, видеокамера ___наименование, номер____ (все что удастся выяснить про запись).

Можете добавить:
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении прошу уведомить моего защитника ____ФИО____, ____адрес____. До рассмотрения дела об административном правонарушении прошу получить с меня более подробное объяснение в присутствии моего защитника.

Если живете далеко от места нарушения имеет смысл указать, что просите направить протокол со всеми материалами и видеозаписью по месту жительства.

Ежегодно в ПДД, которые регулируют отношения между пешеходами и водителями, вносятся поправки и различные изменения. Штраф за пешехода на переходе 2019 года будет назначаться, даже за те действия, которые в прежних правилах не были прописаны.

В новых правилах сделано не так много изменений, но знать их необходимо, так как они очень важны и нарушения строго наказываются, суммы штрафов очень большие. А совсем недавно в правилах произошло повышение штрафа, за любые нарушения связанные с пешеходами.

В прежних правилах «пешеходный переход» был только определенным участком проезжей дороги, который обозначался специализированным знаком и особой разметкой по дорожному полотну.


Сейчас «пешеходный переход» может располагаться не только на проезжей части, но и на трамвайных путях, которые могут располагаться именно по полосе разделения.

В итоге получается, что пешеходу обязан уступить дорогу даже трамвай, но и пешеход должен помнить, что у такого транспорта большой вес и длинный тормозной путь, потому спешить переходить дорогу под колесами не стоит.

В прежних правилах, в статье 11.4 автомобиль не мог совершать обгон другой машины на переходе, только если на нем находился пешеход. Сейчас эту приписку из правил убрали. Теперь автомобиль не имеет право совершать обгон независимо от того, есть ли на переходе пешеход или нет. При нарушении этих правил, водители будут получать штрафы за пешеходов.

Под изменения попал не только обгон автомобиля, по новым правилам теперь перед пешеходом должны останавливаться даже машины, которые движутся по соседним полосам, если один из водителей начал торможение или вовсе остановился. Раньше другие водители могли продолжать движение, если пешеход отсутствовал. Изменения внесли в статью 14.2.

На данный момент, все машины, которые движутся в одну сторону, обязаны начинать притормаживать, если один из них притормозил, в противном случае на водителей будет наложен штраф.

Что значат понятия «уступить дорогу» и «пропустить пешехода»

Есть водители, которые не совсем понимают понятие «пропустить пешехода» и как это должно делаться по правилам. Но в ПДД в статье 14.1 этот вопрос прописан очень четко и понятно. Начинать процесс притормаживания и остановку требуется не только тогда, когда пешеход уже переходит дорогу, но и как только он ступил на переход. Это касается переходов, не регулируемых светофорами. В последних изменениях это правило захватило и трамвайные пути, к тому же произошла замена термина «пропусти пешехода» на термин «уступи дорогу».

В правилах расписан конкретный порядок действий того, как следует уступить дорогу пешеходу. Также в статье прописано, что участвующий в движении не имеет право проводить различные действия, которые в свою очередь способны заставить других участвующих, у которых есть преимущество, изменить направление или увеличить скорость передвижения. К прежнему понятию «пропусти пешехода» подобных предписаний не было, поэтому от него решили вовсе отказаться.

Поправки в правилах ГИБДД коснулись и велосипедистов, которые переезжают по переходу. Теперь они должны спешиться для переезда через проезжую часть. С новым законом, если велосипедист стал участником ДТП, который он спровоцировал, у водителя автомобиля проблем возникает намного меньше, в документах, которые будут составляться во время ДТП, теперь указывается, что велосипедист нарушил статью 24.8 ПДД.

Штрафы за непропуск пешехода на переходе 2019

В итоге получается, что если водитель не пропустил пешехода, то водитель будет материально наказан, за такое нарушение теперь выписывается штраф в 1500 – 2500 рублей. Но стоит знать, что такое решение будет невозможно обжаловать, если у сотрудника ГИБДД есть доказательство факта нарушения. Чаще всего в качестве доказательства сотрудники предоставляют записи с регистраторов или камер, на которых будет запечатлено нарушение.

Необходимо ли подавать на обжалование? Ориентируйтесь по обстоятельствам. Если перед водителем оказалась другая машина, которая перегородила видимый обзор, и он не смог увидеть пешехода, который начал переходить дорогу, то закон может принять вашу сторону. Если же водителю ничего не мешало, и дорога хорошо просматривалась, а он не пропустил пешехода, то штраф от 1500 до 2500 рублей придется оплатить.

Но, тем не менее, водитель должен знать, что нужно делать если решение все-таки придется обжаловать. Для начала рекомендуется вспомнить что такое «уступи дорогу», в нем нет договоренности, в каком порядке должно идти движение участвующих, а только прописывается требование, что таких действий совершать не надо, которые способны изменить сторону движения и скорость движущихся, которые имеют приоритет, в данном случае это пешеходы.

Если по новым правилам в соседних полосах движения около зебры другие машины не замедлились и не остановились, а ваше движение никаких помех передвижению пешехода не создало, то шанс на обжалование сильно возрастает. Но даже здесь можно встретить сопротивление от сотрудников госавтоинспекции.

Но лучше не рисковать, и пропускать пешеходов в любом случае, даже если соседние машины не стали этого делать, так как штраф за непропуск пешехода довольно велик. Соблюдение правил не только оберегает семейный бюджет, но и спасает от последствий за возможные увечья пешеходу. Тем более в этом году произошло увеличение штрафа за такое нарушение, его увеличили с 1500 рублей до 2500 рублей.

Ответственность пешеходов и штрафы за невыполнение ими ПДД

Очень часто обычные люди нарушают правила перехода дороги, а это ведет к аварийным ситуациям. Пешеходы должны знать, что правила придуманы не только для автолюбителей, но и для них тоже.

В ПДД есть статьи 12.29 часть с 1 по 3 и 12.30 части 1 и 2, в них подробно прописано, сколько сумма штрафа и что за санкции будут наложены на пешехода, если он не будет соблюдать правила:

  • За несоблюдение ПДД – 500 рублей;
  • За несоблюдение ПДД и формирование различных препятствий для движения транспорта – 1000 рублей;
  • За несоблюдение правил, при котором нанесен вред здоровью малой и средней тяжести – 1500 рублей.

В итоге для пешеходов также прописаны правила, которые он должен не укоризненно соблюдать:

  • Переход улицы должен производиться только в специально разрешенных для этого местах;
  • Переход улицы должен производиться непосредственно на сигнал светофора, который это разрешает или по сигналу регулировщика;
  • Переход дороги производится непосредственно под прямым углом и к бордюру, если отсутствует специальная разметка, то переходить дорогу по диагонали строго запрещено;
  • Прежде чем начать пересекать дорогу, требуется убедиться в том, что это безопасно, то есть отсутствуют движущиеся машины, бросаться им под колеса строго запрещается 🙂
  • Необходимо смотреть в обе стороны, и просматривать возможные автомобили, которые могут двигаться в вашу сторону, во время выезда из-за припаркованной машины или маршрутного такси.

Очень часто у людей происходит грубое нарушение – они замирают, если увидят машину, движущуюся на них. В соответствии с ПДД переход дороги пешеходом должен производиться без единой остановки. Но стоит знать, что если на дороге появился автомобиль, оборудованный проблесковыми маячками, требуется немедленно покинуть дорогу или сделать остановку на специальном островке безопасности.

Как оспорить штраф, если не пропустил пешехода

Часто водителей интересует не только вопрос, что если не пропустил пешехода, и какой штраф в 2019 году, а есть ли возможность его оспорить.

Если все-таки водителю выписывают штраф, за то, что он не пропустил пешехода, то возможность его оспорить есть. Можно остановить пешехода и привлечь его как свидетеля, что это он выбежал на дорогу под машину, и не оценил перед этим ситуацию. Данный способ можно использовать, только если нарушение не фиксировалось видео камерами. И если пешеход окажется адекватным и решит помочь автолюбителю.

Также можно сделать и по-другому, если инспектор не способен позвать пешехода, так как он уже ушел, то можно смело утверждать, что пострадавшая сторона отсутствует, а значит, помех никто не создавал.

Такие оспаривания применяются, только если человек внезапно появился на дороге, например, выходил из-за трамвая. В соответствии с ПДД, каждый пешеход перед выходом на дорогу обязан оценить ситуацию. Водитель не может тормозить постоянно (хотя по правилам должен), как только автобус или трамвай остановились на остановке.

Но стоит помнить, что соблюдение всех правил, не только поможет уберечься от возможных штрафов, но и не стать участником ДТП. Удачи на дорогах!

В первую очередь нужно понимать, что собой представляет . Понятно, что знак и «зебра» — это первое, на что нужно обращать внимание. Но с некоторого времени люди могут совершать переход дороги через трамвайные пути. То есть, если вдруг человек переходит через пути, трамвай обязан сделать остановку и пропустить пешехода.

Зачастую пешеходы пренебрегают правилами и перебегают дорогу в неположенных местах. Делать это не нужно! Если перехода нет поблизости, а это примерно в 50 м от человека, то стоит дойти до перекрёстка и там перейти дорогу.

Любой автомобилист прекрасно знает, что если на пешеходном переходе люди, то он обязан остановиться. И в этом случае водитель уступает дорогу, не мешая другим участникам движения. Пешеход должен спокойно перейти дорогу, а не бояться и бежать обратно. Это создаст трудности для всех.

Раньше водитель должен был в обязательном порядке дождаться, пока человек перейдёт дорогу, завершив свой манёвр. Но сейчас есть «правило двух полос», которое гласит, что между машиной и пешеходом, даже если тот начал переходить дорогу, должно быть не меньше двух полос. Например, дорога имеет четыре полосы. Пешеход начал переходить дорогу слева, а водитель находится в крайней правой полосе. Автомобилист может спокойно проехать, ведь он не мешает и не создаёт препятствий для пешехода.

Если же свет светофора стал зелёным, а пешеход не закончил манёвр по направлению к автомобилю, при этом теоретически водитель может ехать, то на практике он должен подождать, пока пешеход закончит движение через дорогу.

Рекомендуется всегда перед пешеходным переходом снижать скорость. Ведь всегда есть потенциальная опасность, что кто-нибудь шагнёт на переход в самый последний момент. Важно помнить, что ни в коем случае нельзя идти на обгон на пешеходном переходе, это запрещено правилами.

Когда водитель обязан уступать дорогу пешеходу, если нет специального знака?

  1. Слепых людей, которые стремятся перейти дорогу, подавая знак взмахом трости белого цвета.
  2. Согласно одному из пунктов ПДД, если человек вышел на дорогу и идёт к автобусу, который стоит на остановке, то и тут водитель должен остановиться.
  3. В обязательном порядке пропускают детей, которые вышли из транспорта со светящимся аварийным знаком или с обозначением «перевозка детей».

Стоит помнить, что если человек стоит уже на самой проезжей части, то он автоматически превращается в участника дорожного движения.

Ещё она ситуация, в которой водитель должен пропустить пешехода – это при совершении манёвра на повороте. Если нет знака, пешеход откровенно нарушает правила, то всё равно водитель должен уступить, чтобы не произошла авария. Конечно, можно высказать своё недовольство, посигналив.

Стоит отдельно сказать про перекрёстки. Так водитель, начав своё движение на зелёный, должен закончить манёвр, если загорелся красный, при этом он не обязан никого пропускать. Иногда на дорогах есть стоп-линии, на которые должен обращать внимание водитель. В этом случае он обязан смотреть, какой свет горит у пешеходов. Если правила нарушает пешеход, то штрафы для пешеходов за нарушение ПДД никто не отменял, рано или поздно придётся заплатить за свои действия.

Разворот в неположенном месте тоже влечёт за собой наказание. Если разворот был выполнен неправильно, в неположенном месте, были созданы помехи для других участников движения, то стоит готовиться к штрафу, если нарушение было зафиксировано. За то, что был совершён разворот на пешеходном переходе, штраф будет составлять от 500 рублей. Водитель должен учитывать те места, в которых запрещено разворачиваться:

  • на путях, где ходят поезда;
  • в тоннелях;
  • на тех автодорогах, где осложнена видимость в районе 100 метров;
  • на путепроводах, на мостах;
  • на пешеходных переходах.

Незнание правил ни в коем случае никого не спасёт от ответственности. Поэтому, вооружившись знаниями, стоит выезжать на дорогу.

Самой частой ситуацией, с которой могут сталкиваться водители, это непропуск пешехода. И, скорее всего, водитель сделал это не потому, что он не хотел пропускать человека, а потому, что он просто не заметил пешехода. Конечно, если камера не зафиксировала нарушение или инспектор ГИБДД его не увидел, то штраф платить не придётся. В обратной же ситуации всё-таки придётся заплатить за свою оплошность.

В зависимости от того, как сложилась ситуация, будет зависеть и сумма штрафа. В основном сумма колеблется в районе 1500 рублей.

Если пешеход начал движение по пешеходному переходу, то водитель обязан затормозить. Если же пешеход стал останавливаться около перехода, то и водитель обязан сделать то же самое. Когда водитель начал возле перехода обгонять или выезжать на встречку, то здесь всё может закончиться не только штрафом, но и лишением прав.

На регулируемом пешеходном переходе всё просто: водитель должен просто уступить дорогу переходящим людям. Регулируемый переход подразумевает наличие «зебры» и светофора. Водитель не остановился – водитель получил штраф в 1500 рублей. Такой же штраф ожидает водителя и на нерегулируемом переходе. Единственное, что на таком переходе доказать вину водителя немного сложнее, если только действие не было зафиксировано.

Какой штраф ждёт водителя, если он не пропустит пешехода в то время, когда совершает поворот. Здесь сумма колеблется от 500 рублей до 1500 рублей. Если нарушение зафиксировано инспектором, то в данной ситуации можно оспорить его решение. Здесь, главное, правильно трактовать ситуацию.

Но что делать, если пешеход решил перейти дорогу в месте, где он не должен этого делать? Конечно, водитель должен его пропустить во избежание проблем. Но если нарушение очевидно со стороны пешехода и со стороны водителя, то при фиксировании такой ситуации штраф получат оба участника дорожного движения. Сумма штрафа для каждого составит около 500 рублей. Ведь штрафы ГИБДД пешеходам никто не отменял.

Какой бы ни была ситуация, водитель должен уметь доказать, что прав. Иногда даже, казалось бы, в очевидной ситуации можно оспорить решение. Обычно роль играет ещё и человеческий фактор. Например, нарушение заметил инспектор, значит, он будет определять то, в каком размере придётся заплатить штраф. Но иногда после объяснений, инспектор может с другой стороны взглянуть на ситуацию.

Лучше всего, конечно, не нарушать правила. Но если возникла спорная ситуация, то необходимо найти свидетелей, которые помогут доказать невиновность. Но что же делать, если свидетелей нет? Здесь стоит учитывать следующие факторы:

  1. Бывает так, что пешеход внезапно появился на дороге, а водитель мог его не увидеть.
  2. Погодные условия тоже могут повлиять на ситуацию. Например, дождь, плохая видимость могут не позволить увидеть человека, переходящего дорогу.
  3. Если происшествие произошло в тёмное время, то видимость была затруднена, что объясняется тем, что водитель не увидел пешехода.

Если в автомобилях имеется регистратор, то его запись очень может помочь. Водителю даётся только десять дней на то, чтобы начать спор. Бывает так, что и суд выносить решение не в пользу водителя. Если водитель на все 100% уверен, что он невиновен, то можно пойти в инстанцию выше.

В случае, когда сам пешеход не давал никаких показаний, то можно смело доказывать свою правоту. Если нет свидетелей, то это тоже только плюс. Инспектор в обязательном порядке должен составить протокол, опросив и водителя, и пешехода. Если пешеход отказался давать показания, то не будет сделана запись о нарушении, а, значит, и штраф не последует.

Если случилось так, что водитель не пропустил пешехода, как доказать свою невиновность он должен знать (если он действительно уверен в своей правоте).

  1. Инспектор должен представить документы, вы вправе требовать, чтобы вам разъяснили, за что и в каком размере на вас наложен штраф.
  2. Обязательно нужно узнать, было ли нарушение зафиксировано камерой видеонаблюдения или же были ли сделаны фото. Если таковых доказательств нет, то следует продолжать доказывать свою невиновность. В обратном случае – придётся заплатить штраф.
  3. Пешеход обязательно должен дать показания, если показаний нет – то и инцидент, скорее всего, будет исчерпан, невиновность доказать невозможно (если нет ещё и видео- и фотосъёмки).
  4. Если вы считаете, что переход в данном месте был опасным, то это нужно донести и до пешехода. В случае, если он с этим соглашается, то автоматом пешеход становится свидетелем и выступает в вашу защиту.

Как правильно составить жалобу и куда обращаться, если штраф выписан, а водитель уверен в своей правоте? Конечно, можно самостоятельно написать жалобу, но юрист поможет сделать это правильно и в короткие сроки. Чтобы подать жалобу, есть только 10 дней. Такая бумага, как жалоба, передаётся либо в отделение ГИБДД, либо в суд. Какие данные указываются в жалобе:

  • дата, когда пишется жалоба;
  • в протоколе об административном нарушении есть номер, который следует указать;
  • важный пункт – нужно указать все аргументы, которые будут указывать на вашу невиновность;
  • укажите всех свидетелей, которые согласны подтвердить свои слова в суде.

Жалоба составлена, вы её отдали на рассмотрение (в ГИБДД или в суд), остаётся ждать. На протяжении десяти дней её будут рассматривать. Если жалоба была подана в ГИБДД, то решение, которое будет им принято, можно оспорить в суде. Поэтому иногда имеет смысл сразу обратиться в суд. Но здесь все документы будут изучаться судьёй около двух месяцев, все аргументы рассматриваться будут заново. Если вдруг водитель нашёл новые факты, подтверждающие его невиновность, то их можно приложить к жалобе.

Как узнать, в какой суд обращаться? Для этого в интернете на портале «Правосудие» нужно ввести адрес проживания, далее система расскажет, куда обращаться.

Не всегда получается избежать неприятных ситуаций. Водитель может и совершить . Практически всегда виноватым остаётся водитель, особенно если дело касается пешеходного перехода. Даже если пешеход дорогу переходил на запрещённый знак, то водителя всё равно обвинят в несоблюдении правил: остановись перед пешеходным переходом.

Что такое наезд? Это дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пешеход стал виновником или же водитель. В данном случае отделаться можно будет не только гражданской ответственностью, но есть вероятность получить даже уголовное наказание. Возместить ущерб в денежном эквиваленте – это самое простое, чем можно отделаться. Если последствия были очень тяжёлыми, то может грозить даже лишение свободы. В зависимости от того, какими были нюансы аварии, мера наказания может быть более и менее строгой:

  1. Зачастую пешеходы, которые попадают под колёса машины, находятся в нетрезвом виде. Но стоит учесть, что водитель всё равно понесёт наказание, то есть на его ответственности данный факт никак не скажется.
  2. Человек, который стоит у пешеходного перехода или даже вне него, может сам броситься под колёса. Если в результате это доказано, то мера наказания водителя может быть мягкой.
  3. Важным пунктом при вынесении приговора является то, что водитель остался на месте происшествия и оказал помощь. Обязательно нужно дождаться, пока приедет скорая помощь.
  4. Когда оставляют место, где был совершён наезд, то в дополнение к тому, что был причинён вред здоровью пешехода добавиться и сокрытие с места преступления.
  5. Скоростной режим – его соблюдение играет важную роль.
  6. Нетрезвый водитель – пожалуй, что может быть хуже. Здесь понятно, что вся вина ляжет только на его плечи.

При наезде вне пешеходного перехода автомобилиста всё равно накажут. Если человек не получил травм, то инспектор может только наложить штраф, цена вопроса от 1500 до 2500 рублей.

В любом случае на дороге особенную опасность представляет автомобиль. Понятно, что при столкновении автомобиля и пешехода, именно второй пострадает намного больше.

Автотехническая экспертиза – вот, что можно сделать, если последствия аварии серьёзные, а водитель отказывается признавать свою вину. Что можно выяснить с помощью данной экспертизы:

  • какова была скорость машины в тот момент, когда произошла авария;
  • была ли возможно у автомобилиста затормозить;
  • какое было расстояние между пешеходом, который только начал переходить дорогу, и между машиной;
  • была ли возможность у пешехода при торможении машины избежать наезда;
  • соблюдал ли водитель правила движения.

В случае получения серьёзных травм можно провести и медицинскую экспертизу. То же самое делается и в том, случае, если наезд повлёк за собой смерть пешехода.

Садясь за руль автомобиля, не следует забывать, что наступает момент, когда и водителю случается стать пешеходом. Основа всего дорожного движения – взаимоуважение его участников и соблюдение прав друг друга.

Порой нас спрашивают, предусмотрено ли какое-либо наказание за непропуск пешехода на пешеходном переходе? И что входит в понятие «не пропустил пешехода»? И, собственно, что считать пешеходным переходом – является ли он исключительно местом, оформленным при помощи специальной разметки, или место массового пересечения проезжей части людьми тоже можно считать пешеходным переходом, но не оборудованным «зеброй»?

○ Что значит – не пропустил пешехода?

По определению ПДД РФ:

  • «Пешеходный переход – это участок проезжей части, обозначенный соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.»

Если через проезжую часть не оборудован подземный или надземный пешеходный переход, а также отсутствует разметка или светофоры, пешеходы имеют право переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров и обочин. То есть, не по диагонали.

В 2016 году пешеходный переход может находиться и на трамвайных путях. Трамвай, как любое транспортное средство, обязан уступить дорогу идущему человеку. Однако не стоит терять головы и бросаться под движущийся вагон – из-за своей большой массы и сильной инерции тормозной путь трамвая намного длиннее, чем у любого другого средства передвижения.

В 2016 году изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2 ПДД. Теперь вместо неопределенного выражения «пропустить пешехода» появилось четкое понятие «уступить дорогу».

Это словосочетание определенно объясняет, как именно должен вести себя водитель автомобиля: он не должен совершать никаких действий, которые вынудят других участников движения, имеющих преимущество, изменить свою скорость или направление движения.

Важное дополнение: в раннем варианте ПДД водителю предписывалось останавливать ТС в случае, если пешеход вступил на переход, даже если он двигался с противоположной стороны.

В современной версии п. 14.1 ПДД водитель может продолжить движение через пешеходный переход, если при этом он не создает помех шагающему через него человеку. Другими словами, право оценки ситуации возлагается на того, кто за рулем: успеет он пересечь «зебру» до того, как пешеход налетит на автомобиль или нет.

При пересечении проезжей части пешеход должен четко обозначить свое намерение перейти через дорогу. «Зебра» - не прогулочная дорожка. Некоторые пешеходы почему-то приобрели ложное представление о пешеходном переходе как о месте, по которому можно фланировать, не спеша. Это не так.

Кроме того, водитель не обязан стоять у перехода, дожидаясь, пока пешеход, остановившийся у края «зебры» или под светофором, наболтается по телефону и, наконец, начнет движение. Но как только тот шагнул на проезжую часть и начал движение – нужно уступить и дать пешеходу возможность пройти на другую сторону.

○ Какое наказание и штраф, если не пропустил пешехода?

На пешеходном переходе преимущество всегда имеет пешеход. Поэтому, если ваш автомобиль заставил человека, уже начавшего движение по «зебре», метаться по ней или ускорить шаг, а то и перейти на бег – вы совершили административное правонарушение, за которое грозит штраф в размере 1500 рублей.

КоАП РФ, Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения:

  • «Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.»

Перед нерегулируемым пешеходным переходам всегда ставятся специальные знаки, которые издали предупреждают водителя о том, что он приближается к месту движения людей через дорогу. Поэтому водитель обязан снизить скорость и убедиться, что на обоих концах перехода нет пешеходов, и только потом продолжить движение.

ПДД, п. 14.2.

  • «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.»

В каких еще случаях пересечение вашим ТС пешеходного перехода будет трактоваться как «не уступил»:

  • Вы не дали возможности пешеходу пройти перекресток, даже если загорелся сигнал светофора, разрешающий движение вам и запрещающий – ему.
  • Вы выехали на пешеходный переход, невзирая на затор, образовавшийся за ним, и в результате перегородили своим автомобилем путь пешеходу.
  • Вы не пропустили человека, подающего сигнал белой тростью.
  • Вы не пропустили пешеходов, идущих к месту посадки на маршрутное транспортное средство или от него (со стороны дверей).

Лучше всего докажет вашу непричастность к злому умыслу запись видеорегистратора – в случае, если вы все же не уступили дорогу пешеходу и задели его своим автомобилем.

При обвинении вас в наезде на велосипедиста, пересекающего «зебру» верхом на двухколесном средстве, стойте на том, что человек на велосипеде пешеходом не является. Согласно п. 24.8 ПДД:

  • «Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:… пересекать дорогу по пешеходным переходам.»

Они обязаны спешиться и перевести свое транспортное средство через переход вручную.

Также привлеките к участию в процессе свидетелей, которые покажут, что пешеход выскочил на дорогу внезапно перед вашим автомобилем, и у вас не было возможности резко остановиться. Хорошим доказательством в вашу пользу послужат следы экстренного торможения на дороге.

Требуйте соблюдения всех действий при составлении протокола инспектором, фиксируйте их на видео или аудио-приспособления:

  • Полицейский обязан представиться, предъявить удостоверение, объяснить причину, почему он вами заинтересовался.
  • Инспектор должен опросить не только вас, но и пешехода, и занести в протокол показания.
  • При нарушении пешеходом правил перехода проезжей части требуйте составления отдельного протокола и для него – это снимет с вас часть вины.

Конечно, невиновность водителя автомобиля при наезде на пешехода на пешеходном переходе – понятие очень шаткое. Человек за рулем обязан предусмотрительно сбавить скорость, убедиться в отсутствии желающих перейти дорогу, ведь он управляет средством повышенной опасности и травматизма. Даже при отсутствии вины в совершении ДТП водителя обяжут возмещать потерпевшему расходы на его лечение, согласно ст. 1079 ГК РФ.

Подъезжая к пешеходному переходу или к перекрестку, убедитесь, что поблизости нет никого, кто мог бы неожиданно выйти на дорогу. Заметив пешехода, притормозите и пропустите его, даже если он переходит дорогу в неустановленном месте. Это убережет вас не только от штрафа или лишения прав , но и от уголовного наказания в случае криминального развития событий.

Автомобиль - это средство передвижения, которое можно рассматривать как потенциальную угрозу жизни и здоровью для посторонних людей. Особенно опасными для человека считаются «зебры» - то есть место перехода проезжей части. Поэтому следует чётко знать последние поправки в ПДД, касающиеся пропуска пешеходов, и разного рода нюансы в законах.

Что значит «пропустить пешехода»

Вокруг статьи 12.18 КоАП имеются разногласия, так как её формулировка постоянно меняется, и водитель не может быть уверен, что «правильно» пропустил пешехода и при этом не нарушил какого-либо правила.

Итак, «уступить дорогу», согласно ПДД Российской Федерации (п. 1.2.), это значит «не мешать, не становиться помехой». Трактовка предписывает водителю не начинать движение по проезжей части, если это мешает другим участникам движения (в частности, пешеходам), то есть они будут вынуждены поменять траекторию движения или же свою скорость.

Однако сами водители прекрасно понимают, что на практике доказать, что скорость или характер движения человека были изменены именно из-за действий автовладельца, практически невозможно. Поэтому формулировка этого пункта ПДД явно требовала каких-то более конкретных пояснений. И в конце 2014 года пункты 14.1 и 14.2 ПДД были доработаны и конкретизированы - они касались правил проезда пешеходных переходов без регулировщика или светофора.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

То есть водитель должен внимательно следить за линиями разметки на дороге и за установленными знаками и выполнять ряд действий, предписываемых ПДД:

  • снижать скорость движения перед знаком перехода для пешеходов и разметкой «зебра»;
  • внимательно следить за тротуарными зонами на предмет наличия пешеходов, желающих перейти улицу;
  • прикидывать скорость движения пешехода и его расстояние до «зебры»;
  • своевременно сбрасывать скорость при выявлении намерения пешехода выйти на проезжую часть.

Важно отметить, что старая редакция пункта 14.1 ПДД РФ гласила, что водитель должен остановиться, как только пешеход ступил на разметку «зебры». Однако после доработки данного пункта это необязательно: автомобиль имеет право проехать через «зебру», если траектории пешехода и машины никак не совпадают, а количество полос на проезжей части позволяет безопасно завершить такой манёвр.

Если на дороге более двух полос в одну сторону, то водитель имеет право проехать по одной из них уже при начале движения пешехода по «зебре»

Штраф за непропуск пешехода в 2018 году

Штрафные санкции для автовладельцев год из года растут, и штраф за непропуск пешехода тоже стал выше. В 2018 году это нарушение «оценивается» в сумму 1500 - 2500 рублей.

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (ст. 12.18 КоАП РФ)

Обычно такие штрафы выписываются на месте сотрудниками ГИБДД: по факту непропуск пешехода - это одновременное нахождение на «зебре» как пешехода, так и автомобиля в опасной близости друг от друга. Важно, что конкретный размер штрафа может определить только инспектор ГИБДД, отталкиваясь от конкретной ситуации нарушения и риска аварии.


Знак устанавливается непосредственно перед «зеброй», предупреждая водителей о возможности появления пешеходов

Эксперимент со штрафами

На территории Российской Федерации несколько лет проводятся пилотные экспериментальные запуски автосистемы фиксации нарушений на пешеходных переходах (то есть на «зебре»). Тестирование системы проводилось в столице (Москве) и Зеленограде, попутно - на территории г. Улан-Удэ.

Камеры, установленные на самых оживлённых переходах городов, в автоматическом режиме фиксировали «непропуск пешеходов» и передавали данные в ведомство ГИБДД, откуда водителям уже рассылались письменные уведомления.

Разумеется, такая система автоматической фиксации нарушений значительно снижает затраты на содержание штата государственной дорожной автоинспекции, но в то же время алгоритм ПО камер ещё не до конца проработан и в ряде случаев ошибался.


Автоматическая фиксация нарушений на переходах пока не доведена «до ума»

Как должен поступать пешеход на переходе

Пешеход - полноправный участник дорожного движения, как и любое транспортное средство. Выходя на дорожную часть - «зону автомобилиста», пешеход должен подчиняться правилам безопасного движения.

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Различаются обязанности пешеходов на перекрёстках разных видов. Так, при наличии светофора (регулируемый перекрёсток), человек должен подчиняться сигналам светофора, регулировщика или, если таковые отсутствуют, транспортного светофора (п.4.4 ПДД РФ).


Пешеходы переходят проезжую часть строго по правилам: по «зебре» и при включённом зелёном сигнале светофора

Однако п. 4.5 - 4.7 чётко описывают поведение пешехода при движении на нерегулируемых перекрёстках:

  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Находясь на «зебре» без светофора, пешеход должен постоянно следить за траекторией автомобилей

Пешеходов могут оштрафовать за пренебрежение данными правилами на сумму от 500 до 1500 рублей (в зависимости от тяжести последствий нарушения) по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Таким образом, Правила дорожного движения обязывают пешехода самостоятельно заботиться о своей безопасности и учитывать характер движения автомобилей и расстояние до них. Всем без исключения пешеходам, независимо от положения на дороге, предписывается пропускать спецавтомобили различных служб, двигающихся с проблесковыми маячками и звуковой сиреной (скорая помощь, пожарные машины, автомобили полиции и т. п.).

Обязанности водителей на переходе: когда нужно уступить дорогу

Согласно Правилам дорожного движения, пропускать пешеходов необходимо не только на «зебрах» и светофорах. В ПДД очень чётко и понятно прописаны случаи, когда пешеход имеет право без помех продолжить движение, а автомобилист должен остановиться и пропустить его:

  • человек переходит с одной тротуарной зоны на другую через дорогу, а автомобиль в это время появляется из-за поворота (пункт 13.1 ПДД РФ);
  • человек переходит с тротуарной зоны на другую тротуарную зону через дорогу, где нет «зебры», а автомобиль поворачивает с главной дороги на прилегающую, то есть заезжает на дворовую территорию (пункт 8.3 ПДД РФ); то же правило действует и в случае выезда транспортного средства с территории двора;
  • пешеход незрячий, о чём свидетельствует белая трость в руке (пункт 14.5 ПДД РФ);
  • пешеход или группа пешеходов направляются к общественному транспорту (автобус, троллейбус) рядом с остановочным пунктом (пункт 14.6 ПДД РФ).

Зная эти нюансы ПДД, водитель будет увереннее чувствовать себя за рулём. Однако знание данных правил не даёт гарантии того, что каждый пешеход будет им следовать. В подавляющем количестве случаев перехода пешеходы «надеятся» на то, что водитель самостоятельно успеет разобраться в дорожной ситуации и «вовремя» затормозит.


«Зебра» - это территория пешеходов в зоне движения автомобилей

Когда не нужно пропускать

На законодательном уровне прописаны так же и случаи, когда водитель может не останавливаться на «зебре»:

  1. Если на «зебре» стоит светофор, он в рабочем состоянии и для пешеходов горит красный сигнал (запрет).
  2. Если существует высокий риск столкновения с машиной, которая идёт сзади, из-за экстренного торможения перед «зеброй» - в данном случае непропуск пешехода обязательно нужно обозначить звуковыми сигналами.

Однако понятно, что данные правила не отменяют ответственности водителей: если пешеход начал переходить дорогу, потребуется затормозить или резко изменить траекторию движения, чтобы избежать столкновения.

Как доказать свою невиновность и обжаловать штраф за непропуск пешехода

Действительно, законно и справедливо выписанный штраф за непропуск пешехода - это яркое напоминание водителю о его обязанностях. В конце концов, любое транспортное средство может причинить пешеходу тяжёлые увечья и даже стать причиной его гибели. Но бывает и так, что инспектор ГИБДД «перегибают палку» и наказывает водителей за те нарушения, которые не доказаны или доказать крайне сложно.

В том случае, если сотрудник ГИБДД собирается выписать водителю протокол о правонарушении за непропуск пешехода, а данный факт не имел места, необходимо тщательно во всём разобраться. Многие автолюбители сегодня используют видеорегистраторы - достаточно просто ознакомить с записями последних минут инспектора, чтобы тот убедился в несостоятельности своих намерений. К тому же пригодится и помощь свидетелей. Даже сам пешеход, которому не уступили дорогу, может быть свидетелем защиты - нужно просто ему сказать, что на него также будет наложен штраф, так как он выскочил прямо под колёса автомобиля.


Сотрудник ГИБДД имеет право остановить автомобиль при фиксации непропуска пешехода

Если же факт нарушений, как говорится, «налицо», можно апеллировать нюансами в законодательстве. Так, статья 2.7 КоАП говорит о том, что административное правонарушение может не сопровождаться наложением штрафа в тех случаях, когда у лица есть крайняя необходимость - например, водитель вёз в больницу ребёнка или же направлялся в родильный дом с женой. В данном случае потребуется, однако, доказать наличие «крайней необходимости».

Инспектор ГИБДД может сократить сумму штрафа при наличии «смягчающих обстоятельств». Согласно статье 4.2 КоАП, к обстоятельствам, смягчающим административное нарушение, относятся:

  • раскаяние нарушителя;
  • исправление поведения или своего поступка;
  • признание вины полностью;
  • помощь следствию;
  • своевременная компенсация последствий;
  • беременность /наличие малолетних детей;
  • состояние аффекта.

Помимо этого, на решение сотрудника ГИБДД, принимающего решение о наложении штрафа, могут повлиять разного рода и другие факторы:

  • неудовлетворительное дорожное покрытие;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • яркая реклама в зоне видимости;
  • непрогнозируемое поведение пешехода.

На сложных перекрёстках с множеством полос труднее доказать свою невиновность

Видео: как избежать штрафа за непропуск пешехода

Действия водителя при обжаловании штрафа

Важно, что при составлении протокола об административном правонарушении водителю нужно обязательно его подписать. В ином случае обжаловать правоту будет гораздо труднее. На обратной стороне протокола есть графа «Объяснения нарушителя» - в ней рекомендуется описать свою точку зрения и указать на невиновность либо смягчающие обстоятельства. Это позволит оспорить штраф.

В течение 10 дней с момента оформления протокола водитель может написать письмо-жалобу руководителю отдела ГИБДД (статья 30.3 КоАП РФ). Одновременно можно подать исковое заявление в районный суд, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы, подтверждающие невиновность (фото и видеоматериалы). В том случае, если доказательства отсутствуют, можно апеллировать другими факторами и обязательно указать их в своём заявлении:

  • отсутствие сертификации на измерительные приборы у сотрудника ГИБДД;
  • отсутствие свидетелей и понятых;
  • ошибки и неточности при написании протокола и т. п.

Судебные органы рассматривают документы в течение 2 месяцев с момента получения заявления и пакета документов. В случае если их вердикт не в пользу водителя, нарушитель может обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.


При оформлении жалобы необходимо внимательно и без ошибок оформить бланк данного документа

Таким образом, если внимательно вчитаться по все изменения и поправки в ПДД и КоАП, то можно заметить, что преимущество при движении отдаётся именно пешеходам. Поэтому водитель должен быть крайне внимателен за рулём, чтобы обеспечить безопасность движения себе и окружающим. Слепое следованием всем правилам не даёт гарантии безопасности на дорогах: необходимо постоянно контролировать дорожную ситуацию и иметь план на случай внезапного выхода человека на дорогу.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме