Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

При возникновении движения в. Опасность для движения

По данной теме.

Движение на дороге сопряжено с повышенной опасностью. В мире в день случаются десятки тысяч ДТП , в которых гибнут сотни людей. В чём заключается опасность для движения с точки зрения ПДД - читаем ниже.

Далее излагаются основные понятия и термины, которые используются в ПДД (раздел 1. Общие положения), сгрупированные по тематическому признаку. Обращаем ваше внимание, что объяснения понятий и терминов дается не языком оригинала, а более просто и понятно.

Опасность для движения . Дорожная ситуация, при которой продолжение движения ТС в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу ДТП (падение груза во время транспортировки, внезапное появление на дороге человека или животного, несоблюдение ПДД водителем ТС. При возникновении опасности для движения водитель должен предпринять все возможные меры для избежания ДТП.

Что такое ДТП

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Событие, произошедшее в процессе движения по дороге ТС и с его участием, которое повлекло за собой гибель/ранение людей, повреждение ТС, сооружений, грузов или причинение другого материального ущерба.

Тёмное время суток

Дневные ходовые огни (ДХО). Внешние световые приборы, которые служат для улучшения видимости движущегося ТС спереди и в светлое время суток.

Темное время суток . Промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Недостаточная видимость . Видимость дороги менее 300 метров, обусловленная туманом, дождем, снегопадом и другими природными явлениями, а также в сумерки. Расстояние в 300 метров было выбрано не случайно. Проведенные исследования показали, что в описанных выше условиях, на указанном расстоянии, водитель с нормальной остротой зрения перестает видеть пешехода в темной одежде. Также установлено, что 300 метров достаточно, чтобы остановиться без столкновения автомобилям, движущимся по мокрой дороге навстречу друг другу со скоростью 90 км/ч.

Ограниченная видимость . Видимость водителем дороги в направлении движения, которая ограничена рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строением или иными объектами, включая другие транспортные средства.

Что такое "островок безопасности" и "опасный груз"

Островок безопасности . Элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения встречных потоков, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения. Островки безопасности предназначены для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. Островком безопасности является часть разделительной полосы, через которую проходит пешеходный переход.

Опасный груз . Вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности. К опасным грузам относят огнеопасные, ядовитые, взрывчатые, окисляющиеся вещества, которые способны во время транспортировки создать угрозу жизни и здоровью людей, причинить вред окружающей среде, нанести материальный урон.

В правилах дорожного движения есть пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, но помнят фрагментами. Зато его вызубривают наизусть, когда происходит что-то непоправимое, потому что очень часто именно этот невзрачный пункт правил ложится в основу обвинения водителей.

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Комментарии
Установленные ограничения скорости движения бывают общими, специальными и локальными:
общие ограничения распространяются на все дороги страны;
специальные ограничения вводятся для определенных типов ТС или определенных видов перевозок (перевозка опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов и т. п.);
локальные (местные) ограничения скорости могут устанавливаться для определенного участка дороги и регламентируются дорожными знаками.
Водитель сам выбирает скорость движения, руководствуясь общими, специальными и локальными ограничениями скорости, а также соображениями безопасности, связанными с такими факторами, как:

интенсивность движения;
особенность и состояние транспортного средства и груза;
дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить с учетом конкретных условий, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Такая ситуация может возникнуть из-за технической неисправности транспортного средства, неожиданного появления на пути движения автомобиля людей, животных, резкого торможения движущегося впереди транспортного средства и т. п.

Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Особенно сложной для восприятия оказывается последнее предложение пункта - там, где идет речь о возникновении опасности. Едва водитель ее обнаружил, правила предписывают ему тормозить, а если потребуется - тормозить до «упора». Что это значит на практике?

Например, вы едете по главной, а со второстепенной выкатывается сонное чудо. И поскольку скорости небольшие, вы решаете поучить негодяя и тараните его. Ну, он же виноват, так? На самом деле, если вы имели возможность остановиться, вы должны были останавливаться, и пункт 10.1 не делает никаких исключений для опасностей, которые сами нарушают правила. Увидел опасность - тормози.

Впрочем, описанная выше ситуация относится больше к области психиатрии, и конечно, любой нормальный водитель предпочтет избежать ДТП, чем кого-то «учить». Поэтому представим ту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. У вас две альтернативы: все-таки тормозить «в пол», пусть даже протаранив вторую машину или же попытаться увернуться. Что делать?

Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают вам маневрировать, и если благодаря свободной дороге, мастерству и ESP вам удалось сделать спасительный маневр - можете поставить плюсик себе в карму. Но если при этом вы спровоцировали другое ДТП, например, задели припаркованные машины или, что еще хуже, попали в аварию со встречной машиной, ответственность за это новое ДТП будет лежать на вас. Потому что п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил об освобождении от ответственности в случае других ДТП. Кстати, нередко бывает, что машина-провокатор уезжает (вы же увернулись), а вы оказываетесь виновным в новой аварии.

Однозначных рекомендаций тут давать нельзя, ибо все зависит от конкретной дорожной обстановки. Но в любом случае знайте: если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет хороший шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.

Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Как мы знаем, нередко они выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Пешеход может выскочить из-за ларька или метнуться через дорогу там, где есть ограждения, но водитель все равно попадет под подозрение.

Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.

Расскажем вкратце о том, как происходит расследование инцидентов со сбитым пешеходом. Не углубляясь в детали, можно считать, что виновность водителя определяется следующим: имел ли он техническую возможность остановиться? То есть, обнаружив опасность, как того требует п. 10.1, имел ли он достаточную дистанцию, чтобы выполнить экстренное торможение или нет?

Допустим, следователи установили, что момент обнаружения опасности - это приближение пешехода к краю проезжей части. Они вычислили, что в эту секунду автомобиль находился на расстоянии 42 метра от точки наезда. Далее они установили, что при выбранном времени реакции водителя, времени срабатывания тормозных механизмов и тормозной дистанции, остановочный путь составил 36 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление (42 метра) водителя признают виновным. То есть физически он мог остановиться, но по каким-то причинам не стал - скажем, отвлекся, не почитал угрозу серьезной, растерялся. В основу обвинения ляжет пресловутый п. 10.1.

Естественно, приведенный расчет очень упрощен. В реальности каждый из приведенных параметров становится предметом бесконечных споров, и каждая величина определяется с большой погрешностью, от которой зачастую зависит, получит водитель срок или будет признан невиновным.

Например, критичным зачастую является скорость пешехода, пересекающего дорогу. Обычно чем она больше, тем больше шансов у водителя оправдаться. Скорость пешехода нередко определяют по показаниям свидетелей и специальным таблицам, которые позволяют для данного роста и возраста пешеходов переводить качественные описания (шел быстро, бежал и т.д.) в количественные значения. Естественно, точность такого метода очень невысока. И это далеко не единственный «люфт» в системе.

Но в любом случае, водитель, который ехал с превышением скорости, тормозил недостаточно интенсивно или просто поздно, имеет все шансы оказаться в колонии-поселении, даже если погибший пешеход был в корне неправ. Таковы особенности российского законодательства.

Поэтому вырабатывайте в себе привычку быть предельно сконцентрированным за рулем, а при возникновении опасности прежде всего тормозите. Это относится ко всему многообразию ситуаций: кто-то выскочил вам «в лоб» во время обгона, вы обнаружили на дороге открытый люк или лежащего пешехода, вам наперерез выкатилась машина… Если ситуация критическая, то вы должны прежде всего тормозить, а если маневрируете - то гарантированно безопасно для других участников движения и себя.

И напоследок отметим еще один нюанс п. 10.1 - правила требуют от нас не только не превышать установленные лимиты скорости, но и ехать сообразной дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в городе, где это разрешено, и сбиваете пешехода. Но в городе - туман, и следователи устанавливают, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 45 км/час. Также они доказывают, что именно ваша езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы оказываетесь виновным. Хотя по обывательским меркам ничего не нарушали.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, как должен вести себя водитель при возникновении аварийной ситуации на дороге. Правила дорожного движения дают однозначный ответ на этот вопрос.

Однако на практике многие водители поступают по-другому и своими действиями только усугубляют последствия дорожно-транспортного происшествия. А в некоторых случаях неправильное поведение даже приводит к тому, что виновником становится не водитель, создавший аварийную ситуацию, а водитель, неправильно на нее отреагировавший.

Как действовать при возникновении опасности?

Ответ на данный вопрос дается во втором абзаце пункта 10.1 :

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства .

Все довольно просто. Если на своем пути Вы видите другого участника дорожного движения или иной объект, то просто нажмите на педаль тормоза . Тормозите вплоть до полной остановки. Иных действий водитель предпринимать не должен.

Неправильные действия водителей при опасности

На практике нередко можно встретить водителя, который вместо торможения начинает маневрировать, т.е. поворачивает руль и пытается уйти от столкновения. В некоторых случаях это позволяет избежать столкновения, однако гораздо чаще это приводит к более серьезным последствиям ДТП.

Посмотрите на приведенный рисунок. Водитель оранжевого автомобиля выполняет перестроение и не уступает дорогу зеленому.

Зеленый, в свою очередь, пытается избежать столкновения, поворачивает руль налево и оказывается на встречной полосе. Там происходит столкновение с пассажирским автобусом, виновником которого становится водитель зеленого автомобиля.

Напомню, что за водитель может получить до 7 лет тюрьмы (если он не находится в состоянии опьянения).

Предлагаю Вам посмотреть видео, в котором рассматривается похожая ситуация при перестроении (без ДТП):

Обратите внимание, когда передняя часть автомобиля поравнялась с задней частью автобуса, они оба были уже у правой стороны проезжей части. Т.е. если бы водитель автомобиля просто тормозил, то он смог бы проехать слева от автобуса.

Тем не менее в данном случае могут быть 2 причины повернуть руль:

1. Тяжело заставить себя вести автомобиль в сторону неожиданно появившегося многотонного препятствия.

2. Водителю заранее неизвестно, что будет делать автобус. Если бы он перестроился только на 1 полосу и сразу же остановился, то простое торможение не позволило бы полностью избежать столкновения.

В рассматриваемом примере перестроение не привело к негативным последствиям. Однако на практике может сложиться и по-другому.

ДТП при попытке избежать столкновения

Рассмотрим следующий пример:

Перед нами перекресток. В левой полосе движения стоит автобус, который готовится повернуть налево. Он частично загораживает обзор водителям других автомобилей. Водитель белого автомобиля едет через перекресток прямо. Водитель зеленого выполняет поворот налево. Друг друга они не видят, поэтому продолжают движение. Похожие ситуации очень часто попадают в поле зрения камер наружного наблюдения на перекрестках.

Как только водитель белого автомобиля видит капот зеленого, он поворачивает руль в правую сторону и пытается объехать машину справа. При этом он не тормозит.

Однако водитель зеленой машины все еще не видит опасность и продолжает движение:

В итоге происходит столкновение транспортных средств. После него белый автомобиль продолжает движение и улетает за пределы проезжей части:

Последствия при этом могут быть разнообразными. Белая машина может наехать на светофор, столб, припаркованные машины, врезаться в высокий бордюр или просто улететь в кювет и перевернуться.

Если бы в аналогичной ситуации водитель тормозил, то ДТП все равно бы произошло. Однако последствия для белого автомобиля были бы менее плачевными, т.к. он никуда бы не "улетел" по инерции, а просто остался бы на перекрестке:

В завершение хочу дать один небольшой совет. Если Вы все же хотите попытаться объехать препятствие, то никогда не объезжайте его спереди. Если машина не притормозит, то проскочить перед ее "носом" Вы просто не успеете. Если уж и объезжать машину, то лучше сделать это со стороны багажника.

Удачи на дорогах!

Для того чтобы объективно оценить действия водителя в предаварийный период — важно определить момент возникновения опасной ситуации (опасности для движения).

Следователя, суд, адвоката всегда интересует вопрос: в какой именно момент для участника дорожного движения возникла опасность, когда он обязан, был принять меры к предотвращению аварии.

Юридический аспект момента возникновения опасной ситуации (опасности для движения) характеризуется таким критерием, как поведенческий, а для водителя транспортного средства, ещё технической возможностью транспортного средства. Результаты оценки этих критериев в их совокупности влекут наступление определенных юридических последствий. Они заключают в себе информацию, позволяющую судить о наличии вины конкретного участника ДТП.

Поскольку опасность движению возникает не вообще, а при конкретной совокупности обстоятельств, эта совокупность неповторима и у каждого ДТП своя. Аварийные ситуации многообразны, но опасность для движения есть объективная реальность и как таковая, она познаваема.

Так, по делам о наезде на пешехода в судебной и экспертной практике за момент возникновения опасной ситуации (опасности для движения) обычно принимают один из следующих:

1. Пересечение пешеходом какой-нибудь линии, условно принимаемой за границу опасной зоны.

Если пешеход движется справа налево (по отношению к автомобилю), то считают, что опасная ситуация возникла в момент пересечения им границы проезжей части, то есть края обочины или тротуара. При движении пешехода слева направо границей опасной зоны считают осевую линию.

2. Момент начала движения или изменения его темпа и направления.

Если пешеход стоял на проезжей части, а затем неожиданно пошел, принимают, что опасность возрастает в момент начала его движения. Если пешеход, находящийся на проезжей части, изменил скорость движения и направление движения (например, вначале двигался шагом, а затем побежал или сначала шел вдоль дороги, а потом внезапно метнулся в сторону), то считают, что опасная ситуация возникла в момент изменения пешеходом характера движения.

3. Появление пешехода в поле зрения водителя.

При движении пешехода в условиях ограниченной видимости или обзорности момент возникновения опасной ситуации чаще всего отождествляется с моментом появления пешехода в поле зрения водителя, то есть выхода из-за препятствия или в ночное время суток нахождение его в световом конусе фар автомобиля1.

Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов. — М.: Транспорт, 1989. С.94.

Таким образом, момент возникновения опасной ситуации – это начало опасной ситуации, которая при отсутствии активных действий со стороны водителя перерастает в аварийную.

Отправной точкой момента возникновения опасной ситуации может явиться точка в пространстве, с которой водитель мог воспринимать источник опасности, или момент во времени, когда водитель мог и должен был воспринять симптомы источника опасности, сигнализирующие о принятии экстренных мер. Это своего рода начала формирования системы причинных связей среди элементов «водитель-автомобиль-дорога-пешеход».

Представляется, что структурно опасная ситуация имеет две составляющих, характеризующих конкретную дорожно-транспортную обстановку.

Объективная опасная ситуация возникает независимо от того, воспринимал ее водитель или нет. Она может быть скрыта от водителя препятствием, ограничивающим обзорность и видимость.

Субъективная опасная ситуация, как правило, воспринимается водителем с учетом его личных возможностей, способностей к анализу сигналов опасности. Кроме того, источник опасности может быть воспринят, но не осознан как сигнал к действию по предотвращению ДТП, хотя и должен быть осознан.

Опасная ситуация имеет пространственно-временные характеристики:

Полный остановочный путь транспортного средства;

Опасная ситуация при однонаправленном движении;

Опасный интервал при параллельном движении;

Обзорность с места водителя и дальность видимости;

Время реакции водителя на возникновение опасной ситуации 1 .

1 Руководство для следователей /Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М, 1998. С.650.

Полный остановочный путь складывается из расстояния, которое преодолевает автомобиль за время реакции водителя, времени запаздывания срабатывания тормозного привода и времени нарастания замедления автомобиля вплоть до полной его остановки.

При этом интервал с момента появления сигнала об опасности до начала воздействия на органы управления транспортным средством называют временем реакции водителя. При экспертных расчетах оно обозначается как – t 1 . В связи с невозможностью точного воспроизведения обстоятельств происшествия и определения времени реакции водителя в опасной ситуации в экспертных расчетах используют среднестатистическое значение t 1 . Например, в Великобритании при экспертизе ДТП время реакции водителя считают постоянным и равным 0,68 с. В нашей стране долгое время также применялось постоянное значение t 1 (0,8).

Время реакции водителя зависит от его пола, возраста, квалификации, состояния здоровья и других факторов.

Промежуток времени от начала торможения до начала снижения скорости называют временем запаздывания срабатывания тормозного провода t 2 .

При экспертных расчетах по рекомендациям ВНИИСЭ время запаздывания тормозного привода принимают для транспортных средств разных категорий равным 0,2-0,4 с. На это время не влияют дорожные условия, а также степень загруженности автомобиля.

Период времени с момента начала снижения скорости автомобиля до его остановки называют временем нарастания замедления t 3 . Это время зависит от типа тормозного привода, состояния дорожного покрытия и массы автомобиля 1 .

‘ Боровский Б.Е. Справочные материалы и определение понятий, применяемых при расследовании дорожно-транспортных происшествий/ Методическое пособие. — Л., 1986. С.10.

Графически составляющие участка процесса торможения (остановочного пути) можно представить следующей схемой:

S 1 — путь, проходимый за время реакции водителя;

S 2 — путь, проходимый за время срабатывания тормозной системы;

S 3 — путь, проходимый автомобилем с заторможенными колесами (юзовый след торможения).

Безопасная дистанция при однонаправленном движении — это расстояние между следующими друг за другом в попутном направлении транспортными средствами, позволяющее исключить столкновение с впереди идущем транспортным средством, водитель которого осуществляет экстренное торможение.

Безопасный интервал при параллельном движении — это (как правило, малое) расстояние между боковыми частями транспортных средств, предотвращающее боковое столкновение.

Обзорность с места водителя — это возможность видеть (воспринимать) дорожную обстановку на полосе его движения и по обеим полосам от него и на некоторой высоте над транспортным средством.

Определение момента возникновения опасной ситуации — компетенция следователя, суда, эксперта-автотехника.

Таким образом, определить момент возникновения опасной ситуации — это значит установить момент, в который какой-то из элементов дорожно-транспортной ситуации приобрел свойство источника опасности, а дальнейшее изменение ситуации характеризуется такой степенью аварийных последствий, которая требует принятия экстренных мер для предотвращения ДТП.

В зависимости от вида ДТП определение момента возникновения опасной ситуации имеет свою специфику. При столкновении момент опасности определяется, как правило, путем проведения следственного эксперимента.

Значение определения момента возникновения опасной ситуации заключается в том, что его наступление обязывает водителя принять меры к предотвращению ДТП; помогает оценить органам предварительного следствия своевременно ли водитель принял такие меры, не запоздал ли он, пытаясь предотвратить ДТП.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме