Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Соотношение категорий «конституционное» и «государственное» право. Спор о терминах: «конституционное право» или «государственное

В правовой системе РФ важная роль принадлежит конституционному праву. Эта отрасль права представляет собой совокупность норм, регули­рующих ключевые для любого государства отношения, связанные с уста­новлением политических и социально-экономических основ общественно­го строя, определением места и роли личности в государстве, закреплени­
ем формы государственного устройства, механизма осуществления власти и системой местного самоуправления.

Сам термин "конституция" латинского происхождения и означает ус­тановление, учреждение, построение и первоначально использовался для обозначения правовых актов римских императоров.

Под конституцией в любой стране сегодня понимается Основной За­кон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод челове­ка и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуще­ствления государственной власти и местного самоуправления.

Мировой опыт конституционного развития знает два основных вида конституции: писаные и неписаные.

Известными шагами на пути учреждения конституционной монархии в России стали царские манифесты от 6 августа, 17 сентября и 19 октяб­ря 1905 года, которыми был создан законодательный орган - Государст­венная Дума, введены избирательные и иные права подданных Россий­ской империи (неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, собраний), учрежден орган государственной власти - Совет ми­нистров.

Конституции России советского периода (1918, 1925, 1937, 1978 го­дов), несмотря на ряд отличительных моментов, имели много общего. Все они исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, господствующее положение КПСС как единственной политической партии, ограничивали пределы осуществления основных прав граждан "классовыми интересами трудящихся". Они отри­цали разделение властей, приоритет прав человека над интересами госу­дарства, политический плюрализм и многопартийность, частную собст­венность и свободу предпринимательства.

Политические, экономически и социальные преобразования россий­ского общества, начавшиеся с 1989 года, потребовали соответствующих конституционных реформ. 12 декабря 1993 года проект новой Конститу­ции был вынесен на всенародное голосование (референдум) и получил одобрение народа.

Действующая Конституция РФ как по своему содержанию, так и по своей юридической форме вполне соответствует демократическим стан­дартам конституционализма.

Высшая сила конституционных норм означает, что в случае расхожде­ния их с нормами обычных законов действуют конституционные нормы, которые можно подразделить на несколько групп:

Нормы, составляющие основы конституционного строя;

Нормы о правах и свободах человека;

Нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах, наиболее тесно связанных с Конституцией и для их принятия необходимо повышенное число голосов в Г.Д. И С.Ф;.

Остальные нормы, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами.

Таким образом, конституционное право - это ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляю­щих и регулирующих общественные отношения, которые определяют ор­ганизационное и функциональное единство общества.

Особое место в данной группе источников конституционного права за­нимают Декларации (Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.).

Специфическим видом источников конституционного права являются договоры: Федеральный договор, охватывающий три договора между фе­
деральными органами государственной власти и органами государствен­ной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также договора между конкретными субъектами.

Источниками конституционного права являются конституции респуб­лик и уставы других субъектов Федерации, правовые акты представитель­ных органов местного самоуправления, содержащие конституционно­правовые нормы.

Юридическим свойством Конституции РФ является особый порядок ее изменения и пересмотра. Он чрезвычайно усложнен и ориентирован на под­держание стабильности Конституции, исключение поспешных, необдуман­ных поправок. В качестве юридического свойства Конституции РФ можно рассматривать и повышенную по сравнению с другими законами охрану, защиту конституционных предписаний со стороны государства. Эту задачу выполняет система конституционного контроля и надзора, действующая в России. Ее главное звено - Конституционный суд. Помимо него ряд функ­ций выполняют Президент РФ, суды общей компетенции и арбитражные суды, а также прокуратура и иные правоохранительные органы.

Центральным объектом конституционного регулирования в РФ, предме­том охраны и защиты иных законов - источников конституционного права является положение человека, его права и свободы. Совокупность консти­туционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в рос­сийском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязан­ностей, образует конституционный статус личности в РФ (ст. 64). Консти­туция содержит обширный, полностью отвечающий международным стандартам перечень прав человека, которые в зависимости от масштаба участия государства в их осуществлении можно выделить в две категории.

Первая характеризуется тем, что государство признает за человеком, личностью сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний, вмешательства государства.

Вторая характеризуется активной ролью государства в их реализации, дает возможность индивиду требовать от государственных органов и должностных лиц положительной деятельности по обеспечению соответ­ствующих прав и свобод.

В Конституции РФ закреплены не только права человека, которые принадлежат всем лицам, находящимся на территории Росси, но и основ­ные права гражданина России. В науке и законодательной практике под гражданским понимается прочная, устойчивая правовая связь лица с госу­дарством, в силу которой на него в полном объеме распространяются кон­ституционные права, свободы и обязанности.

Гражданство в конституционном праве - это не только правовая связь человека и государства, но и правовой институт - совокупность взаимосвя­занных юридических норм, регулирующих приобретения, восстановления и утраты российского гражданства.

Нормы, посвященные гражданству республик в составе России, содер­жатся в их конституциях, а также в принятых некоторыми из них респуб­ликанских законах о гражданстве.

В РФ установлено единое гражданство. Утрата федерального граждан­ства одновременно влечет за собой утрату гражданства любой республики. Лица, обладающие российским гражданством, пользуются равными пра­вами на всей территории России.

Впервые в отечественной конституционной практике закреплена нор­ма, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или вы­дан другому государству (ст. 16).

Основными способами приобретения гражданства РФ являются: при­обретение гражданства по рождению; в порядке регистрации; в результате приема; в результате восстановления.

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста, может ходатайство­вать о приеме в гражданство РФ независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, обра­зования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство РФ является постоянное проживание на территории РФ (для иностранцев и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайст­вом; для беженцев сроки сокращаются вдвое).

Согласно закону, дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству роди­телей, гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при нали­чии их согласия.

Гражданин РФ является субъектом не только дополнительных консти­туционных прав, но и обязанностей. Только гражданин России имеет обя­занность защищать Отечество, нести воинскую службу в соответствии с федеральным законом или альтернативную гражданскую службу. В то время как обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окру­жающую среду несут все лица, находящиеся на территории России.

Вся совокупность прав человека и гражданина России может быть подразделена на три большие группы:

Гражданские конституционные права и свободы;

Политические права и свободы;

Социально-экономические и культурные права.

Согласно Конституции, каждый вправе защищать свои права и свобо­ды всеми способами, не запрещенными законом. Один из них - судебная защита прав человека и гражданина. Решение, действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, обще­ственных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты, то индивид может обратиться в межгосударственные органы.

Становление России как федеративного государства связано, прежде всего, с признанием в качестве субъектов федерации как национальных (республика, автономная область, автономный округ), так и территориаль­ных образований (край, область, города федерального значения). Все они между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органа­ми государственной власти.

Важнейшей чертой Российского государства является суверенитет. Он означает верховенство и самостоятельность Российского государства во внутренних делах и его независимость в международных отношениях. Важным элементом конституционного статуса РФ является право иметь свои Вооруженные Силы, которые выступают как средств защиты нацио­нальных интересов России, ее суверенитета и территориальной целостно­сти. Россия вправе вступать в оборонительные союзы с другими государ­ствами, создавать с ними объединенные вооруженные силы.

Конституционным правом России как суверенного государства являет­ся возможность устанавливать единый государственный язык. Элементом конституционного статуса РФ являются символы ее государственного су­веренитета: государственный флаг, герб, гимн и столица. Их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным кон­ституционным законом (кроме статуса столицы, который определяется фе­деральным законом).

Основным фактором системы государственных органов РФ является принцип разделения властей. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти образуют основу конституционной системы органов Россий­ского государства. Координацию этих ветвей выполняет Президент, яв­ляющийся главой государства.

Термин "президент" имеет латинское происхождение и буквально обо­значает "сидящий впереди". В современном значении президентом назы­вают единоличную главу государства, получающего свои полномочия пу­
тем выборов. В РФ институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991 г.

Органом законодательной власти в РФ является Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государст­венной Думы. Основное назначение верхней палаты - представительство интересов субъектов федерации. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Назначение Государственной Думы - быть органом выражения интересов всего российского народа. Числен­ность - 450 депутатов, избираемых по партийным списками и по мажори­тарной системе на основе прямого, всеобщего и равного избирательного права сроком на пять лет.

Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ, которое действует как коллегиальный орган и состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Самостоятельную подсистему государственного механизма России об­разуют органы судебной власти.

Помимо деления по предметному признаку конституционная система государственных органов может рассматриваться как двухуровневая, включающая федеральные государственные органы и органы субъектов федерации. Система органов местного самоуправления образует самостоя­тельную совокупность органов, которые не относятся к числу органов го­сударственной власти. При определении своей системы государственных органов субъекты федерации не могут нарушать основ конституционного строя РФ.

Местное самоуправление - одна из форм самоуправления социального явления. Оно представляет собой систему организации деятельности граж­дан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, на­
ционально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и за­конов РФ, законодательных актов ее субъектов.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит предмет конституционного права?

2. Каковы источники конституционного права?

3. На каких принципах строится гражданство в РФ?

4. Охарактризуйте основы конституционного строя РФ.

Еще по теме КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО:

  1. § 3. Конституционное право на информацию как субъективное право человека и гражданина
  2. Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВО ВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ИНФОРМАЦИЮ
  3. Право на судебную защиту - конституционное право каждого гражданина РФ.
  4. Судебная защита прав и свобод, гарантированная ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, включает в себя право каждого защищать принадлежащие ему права и свободы, в том числе посредством обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.
  5. Конституционное право земель в государственном строе федерации
  6. Субъективное избирательное право и его конституционные ограничения
  7. §1.1. Конституционное право на социальное обеспечение: понятие и содержание
  8. § 1. Конституционное (государственное) право России
  9. Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ.
  10. ГЛАВА 1. ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ДОКТРИНЕ
  11. Право ребенка на личную безопасность как основа конституционно-правового статуса несовершеннолетних
  12. В 1993 г. право граждан на квалифицированную юридическую помощь приобрело значение конституционного принципа
  13. ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, НОРМАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВОМОЧИЯ, ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ
  14. ГЛАВА 1. ПРОВЕРКА КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ РОССИИ И ФРАНЦИИ КАК ВИД КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -

Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ " Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности"). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

Субъекты конституционного права:

1) граждане;

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ " О гражданстве Российской Федерации");

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер.

Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы - исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

4) парламентаризма;

5) президентства;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

Конституционное право совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т. д. Конституционное (государственное) право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и форм осуществления.

Конституционное (государственное) право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридичеких норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Назначение конституционного права Назначение: конституционное (государственное) право закрепляет государственно территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны, определяет основы других ее отраслей административного, финансового, уголовного, гражданского и т. д.

Конституционно- (государственно-) правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права. Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные.

2. Источники конст. права зар. стран. § Основным источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. § Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

К числу важнейших источников государственного права зарубежных стран относятся: конституционные законы, которые хотя и не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно правовые вопросы. Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения.

§ Не менее важное значение в качестве источников государственного права имеют органические законы, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содежащихся в конституциях.

§ Источниками конституционного государственного права являются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты коренным образом изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных.

Значительное место в государственном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т. е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод.

В числе источников государственного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов.

§ Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы государственного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.

4. Основные виды партийных систем. Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных институциализированных групп с противоречивыми интересами. Каждая социальная и иная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.

1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства. Типичным примером в этом отношении является партийная система Италии.

В настоящее время партийная система Италии дезорганизована и переживает смутные времена. Утрата доверия к политическим партиям ярко отразилась в законодательной сфере. 18 апреля 1993 г. на общенациональном референдуме были отменены две статьи закона № 195 от 2 мая 1974 г. «Об участии государства в финансировании политических партий» , связанные с предоставлением ежегодных государственных дотаций парламентским группам. 10 декабря 1993 г. был принят закон № 515, который внес изменения в порядок негосудвенного финансирования политических партий и установил новые критерии для перераспределения средств на проведение избирательной кампании.

§ Многопартийные системы без монопольно господствующей партии, при которых создаются обычно коалиционные правительства, существуют и в таких странах, как Бельгия, Дания, Нидерланды и некоторых других.

§ 2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. § При этой форме абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства. § Многопартийная система такого типа существует, например, в Мексике, где господствующее положение в парламенте занимает Институционально революционная партия.

Двухпартийные системы. Они представляют собой своеобразную разновидность многопартийности, которая возникла в ряде зарубежных стран при различных обстоятельствах. Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Классическим образцом в этом отношении является двухпартийная система США.

Однопартийные системы. Они существуют в странах с авторитарными политическими режимами, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной партии (Габон, Заир, Камерун и др.).

Функции политических партий. § Первая функция политических партий состоит в том, что они выступают средством борьбы за обладание правительственной властью в центре и на местах между отдельными соперничающими группами. Это соперничество выливается в форму избирательной борьбы, где силы противников оцениваются по количеству полученных голосов.

§ Вторая функция состоит в том, что они принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании.

Организационная стр-ра пол. партий. Существуют два основных метода построения партий, которые получили почти всеобщее распространение. § Партии, которые представляют собой, относительно небольшие по численности организации, обладающие четкой структурой («кадровые партии»). Они строятся на принципах бюрократического централизма.

§ Организационно неоформленные партии характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Основная задача данных партий добиться победы на выборах.

6. Институализация политических партий. § В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий: внешний внутренний.

Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство.

Понятие конституции Конституция это основной закон государства, закрепляющий общественно экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое положение личности.

Основные черты зарубежных конституций. В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций. В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты. :

1. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции.

§ 4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства республику или монархию. Конституционные предписания по этому вопросу могут быть различными, но они всегда имеются в тексте основного закона.

§ 5. Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае как бы § предполагается, что само умолчание о форме государственного устройства является констатацией унитаризма как наиболее § распространенного способа национальнополитической организации территории страны.

§ 6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных. § Обычно в самом тексте основного закона содержится соответствующая глава или раздел. В то же время имеется ряд конституций, в основном тексте которых отсутствуют разделы или даже упоминания о правах и § свободах. К их числу относятся конституции США, Франции 1958 года, некоторых франкоязычных стран Тропической Африки.

§ 7. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство, парламент и в некоторых странах высший орган конституционного надзора. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство. § Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен.

Классификация конституций и их внутренняя структура. В науке конституционного государствен ного права неоднократно предпринимались попытки классифицировать конституции зарубежных стран по различным основа ниям: 1) в завис ти от формы гос. устройства: унитарные; федеративные. 2) в завис ти от хар ра пол. режима: демокр кие; реакционные. 3) в завис ти от продолжит. применения: постоянные; временные. 4) в завис ти от структ ного изложения: не/кодефицированные. 5) по способу объективирования осн. закона: не/писанные. 6) по способу изменения: жесткие; гибкие. Однако проверка временем показала, что наиболее устойчивой оказалась самая старая классификация, предложенная еще в прошлом веке и применяющаяся до сих пор.

По способу объективирования основного закона, т. е. по тому, как объективно выражена во вне воля учредителя, консти туции подразделяются на две группы

Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по опре деленной системе. Обычно писаная консти туция состоит из преамбулы, основного текста и переходных положений или сопроводительных приложений. . В настоящее время они применяются только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет тот же объем предметов правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т. д. , но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права.

Статутное право. В эту группу источников включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера Общее право (судебное право, прецедентное право) сложившееся после норманского завоевания общее для всей Англии право, которое было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на общих принципах справедливости и разума, здравого смысла. Юридической базой общего права является прецедент.

§ Конституционные соглашения правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции зарубежных стран также подразделяются на две группы. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Если парламентские законы принимаются простым (50 % кворума + 1) большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции устанавливается в самом основном законе особая процедура. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии.

Порядок принятия конституций. § Право на принятие первой или новой писаной конституции, обычно именуемое в литературе учредительной властью, может быть осуществлено трояко: представительным учреждением, избирательным корпусом и исполнительной властью.

1. Первые писаные конституции американская 1787 года и французская 1791 года были приняты представительными учреждениями, соответственно конвентом (учредительным собранием) и Генеральными штатами (парламентом). И в первом и во втором случае была осуществлена первоначальная учредительная власть.

2. Принятие конституции избирательным корпусом складывается из двух этапов - разработка проекта конституции и окончательное его одобрение, после чего она вступает в силу. 3. Принятие конституции односторонним актом исполнительной власти октроирование. Проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности. Разработанный таким способом проект утверждается и промульгируется главой государства.

В зарубежных странах конституционный надзор может применяться в двух основных видах. § 1. Осуществление конституционного контроля всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия, Япония). Эту систему называют также децентрализованной, или американской.

§ Второй вид конституционного надзора централизованный (либо европейский) применяется в тех странах, где для этой цели создаются специальные квази судеб ные органы, которые не входят в систему судов общей юрисдикции. Для этих органов § надзорная деятельность является единственной или главной функцией (ФРГ, Авст рия, Италия, Франция).

15. Соотношение личности и гражданина. Субъектом как политической правоспособности, так и политической дееспособности может быть только гражданин данного государства. Обычно в тексте основного закона содержится специальная глава, посвященная регламентации правового положения гражданина.

Основные социальноэкономические права и свободы. § Конституции и другие нормы конституционного (государственного) права зарубежных стран провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально экономическими правами и свободами; во вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. § И, наконец, в третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Мы рассмотрим социально экономические права и свободы. . Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью.

18. Основные политические права и свободы. Основные права и свободы можно подразделить на три группы Во первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально экономическими правами и свободами; во вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. в третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами.

19. Личные права и свободы. § Во первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально экономическими правами и свободами; § во вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. § в третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Мы рассмотрим личные права и свободы. Личные права и свободы

§ 1. Территория федеративного государства в политико административном отношении не представляет собой единого целого: состоит из территорий субъектов федерации. Субъекты федерации юридически лишены права участия в международных отношениях. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза. § 2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (это фиксируется в Конституци Федерации), но его К. не должна протифоречить федеративной (ст. 6 конституции Швейцарского Союза: «Кантоны обязаны испрашивать у Союза гарантию для своих конституций [. . . ]") § 3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. которые действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций (ст. 31 Основного закона ФРГ постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»).

§ 4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему (пример США). § 5. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства.

§ 6. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). . Нижняя палата орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. § По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (сенаты США, Мексики) и назначаемые (сенат Канады, бундесрат ФРГ). Установление принципов разграничения компетенции имеет большое значение: от этого зависит юридическое положение государственного образования в союзе и характер тех отношений, которые складываются между союзом и членами федерации.

§ Для стран с унитарной формой государственного устройства § (простыми или слитными) характерно наличие следующих основных признаков: § 1 Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких либо изъятии или ограничений. § 2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция ко § торых распространяется на территорию всей страны. § 3. Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность.

§ 4. Единая система права. Местные органы управления обязаны применять акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер. § 5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы местного значения § представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.

§ 6. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы, которые не могут обладать какой либо политической самостоятельностью. Местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. Таким образом, унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой либо косвенный контроль над муниципальными органами, создаваемыми в административно территориальных единицах. Подавляющее большинство современных унитарных государства мононациональные (исключения Испания). Различия в степени и формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами самоуправления дают определенные основания для деления унитарных государств на централизованные (Франция, Турция, Япония) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия), однако § это деление формально.

сисетма избрания президента. § В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента.

§ 1. Прямые выборы президента применяются во многих президентских республиках, где, как правило, глава государства занимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей § участие парламента (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста Рика, Ю. Корея). Результаты голосования за выдвинутых кандидатов определяются по мажоритарной избирательной системе абсолютного либо относительного большинства. В выборах президента юридически принимают § участие все избиратели, внесенные в списки для голосования

§ 2. Косвенные выборы президента также в основном применяются в президентских республиках (США). При косвенных выборах президента избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Косвенные выборы президента по сути своей мало отличаются от прямых, так каккак они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.

§ 3. В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представительным учреждением парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.

§ 1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. § 2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов честного самоуправления крупнейших административно терригориальных единиц.

§ 3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопоставить себя общенациональному представительному учреждению. Избранный таким путем президент обладает номинальными полномочиями и не играет существенной роли в § государственной жизни страны.

виды права вето § Отказ дать санкцию вето влечет за собой ряд серьезных правовых последствий.

три вида вето. 1. Абсолютное, или резолютивное вето состоит в том, что отказглавы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Абсолютное вето институт чисто феодальный, так как это право главы государства фактически сводит на нет все полномочия парламента. Юридически оно существует, фактически же оно пребывает в состоянии длительного летаргического сна.

Относительное, или отлагательное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на законопроект, который либо может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер. Принятый парламентом законопроект направляется для подписи главе государства, который в установленный срок (иногда этот срок не определен) может либо подписать его, санкционировать, либо отказать в санкции, т. е. наложить вето. Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляет послание, в котором излагаются его возражения против законопроекта. Опротестованный законопроект вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может поступить двояко:

а) принять возражения главы государства, внести соответствующие изменения в законопроект и вновь отправить его для получения санкции (капитуляция); б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение законопроекта квалифицированным большинством голосов. Отлагательное вето в руках президента президентской рес публики является мощным действенным орудием, с помощью которого глава исполнительной власти активно вмешивается в законодательный процесс. Реальная сила вето в США настолько велика, что президент имеет возможность эффективно влиять на законодательный процесс посредством одной лишь угрозы его применения. Глава государства в парламентарной республике также наделен правом вето, но это немощное полномочие, бессильное орудие, применяемое крайне редко, да и то лишь по указанию правительства

3. Выборочное вето. Обычно глава государства может одобрить или опротестовать весь законопроект целиком, а не отдельные статьи его. Это создает массу неудобств, так как порою президенту или монарху приходится либо одобрять законопроект с неугодными ему статьями, либо опротестовывать в целом приемлемый законопроект из за неугодных ему статей. Короче говоря, вето оружие негибкое, так сказать, стратегическое. Этим иногда пользуются парламенты, включая в крайне необходимые правительству законопроекты статьи, которые, будь они сформулированы в виде отдельного билля, были бы заведомо отвергнуты президентом. Выборочное вето явление довольно редкое. В США, например, этим правом пользуются лишь губернаторы некоторых штатов. Президент лишен такой возможности.

Конституционное право — важнейшая , представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих организационное и функциональное единство общества, основы Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

  • собственный предмет правового регулирования;
  • собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права — совокупность , структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: нормы и институты.

— совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права:

  • основы конституционного строя;
  • основы правового статуса человека и гражданина;
  • федеративное устройство государства;
  • система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. — совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права — самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права:

  • сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники;
  • фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права;
  • практика реализации норм данной отрасли;
  • история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

регулирования конституционного права — отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения — массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т.е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъектный состав; значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений:

  • конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);
  • правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения:

  • связанные с установлением конституционных основ гражданского общества;
  • конституционного строя РФ;
  • регулированием правового статуса личности РФ.

Субъекты конституционных правоотношений:

  • физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);
  • государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ);
  • общественные объединения.

Методы науки конституционного права: исторический; сравнительно-правовой; системный; статистический; конкретно-социологический и др.

Являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Следует выделить нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования.

Среди актов первого вида, как уже было отмечено, особое место занимает Конституция России . Она является основным источником отрасли конституционного права. Конституция РФ предусматривает принятие таких законов: федеральные конституционные законы от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др.; федеральные законы от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; от 04.03.1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»; от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, также относятся федеральные законы , содержащие конституционно-правовые нормы.

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента , постановления палат Федерального Собрания , постановления Правительства.

Источниками отрасли конституционного права являются также регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации.

Понятие конституционного права как отрасли права

Право больше, чем форма общественных отношений. Оно есть слепок (точный или не совсем) общества. Поэтому логика становления и развития права повторяет логику становления и развития общества. В этом смысле выделение в национальном праве конституционного права стоит уподобить складыванию в обществе публичной власти. Конституционное право как совокупность конституционных и обычных норм, исходящих от государства или санкционируемых им, по отношению к иным отраслям права является их своеобразным публично-властным организатором.

По мере развития права (специализация отраслей, усложнение объектов регулирования, накопление межотраслевых различий) в нем выделяются средства, решающие общеправовые задачи, обеспечивающие единое, внутренне согласованное действие всех отраслей права. Предмет регулирования названных средств не только поведение людей, но и связи правовых норм, иных элементов права (предметом права становится само право). Вот из чего берет начало конституционное право, превращаясь по ходу развития в единственную отрасль права, непосредственно соприкасающуюся со всеми иными отраслями права, вместе взятыми. Такое положение конституционного права дает возможность охарактеризовать его в качестве общей части национального права.

Конституционное право как общая часть российского права соединяет разрозненный правовой материал в единое целое, задает его иерархию. Одна из задач конституционного права — постановка целей для национального права, закрепление исходных для всех отраслей права ценностей. Такие исходные цели, ценности в нашей стране изначально закрепляет Конституция РФ.

Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и равная защита разных форм собственности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности — эти положения составляют базу гражданского, предпринимательского права (ст. 8, 9, 34-36). Исходными для трудового, социального права являются, например, нормы о Российской Федерации как социальном государстве, об отнесении к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов трудового законодательства, о координации вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение (ст. 7, 72). Основу уголовного, уголовно-процессуального права составляют, например, запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 21), правило о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 49). В конечном счете в российском праве нет ни одной отрасли, которая бы не основывалась на конституционных положениях.

Важным средством обеспечения единства российского права являются вводимые конституционным правом общеправовые категории. Они должны в разных отраслях права либо означать одно и то же, либо отраслевая конкретизация названных категорий не должна искажать их конституционный смысл. В числе общеправовых категорий «суверенитет», «собственность», «природные ресурсы», «благоприятная окружающая среда», «свобода массовой информации», «индивидуальные и коллективные обращения», «арест», «правосудие».

Объединительный потенциал конституционного права раскрывается и в масштабах всего общества, ибо оно обеспечивает целостность и стабильность общества на основе собственных принципов. В совокупности ведущих принципов конституционного права (прежде всего тех, что содержатся в гл. 1 Конституции РФ) закреплены социально- экономические, политико-управленческие, духовно-культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина.

Многие конституционные нормы определяют содержание отдельных отраслей права. Это означает их одновременную принадлежность и конституционному нраву, и названным отраслям. Однако если отдельные отрасли права вбирают в себя лишь некоторый набор конституционных норм, то в рамках конституционного права осуществляется системное взаимодействие всей совокупности конституционных предписаний. Конституционно-правовая оценка действительности заключается в сравнении актов (норм) отраслевого законодательства и различного рода ситуаций не просто с отдельными конституционными положениями, а со всем их комплексом. Если для анализа (разрешения) какого-либо затруднения непосредственно привлекаются отдельные конституционные нормы, то уяснение их содержания невозможно без их сопоставления с иными конституционными положениями, а также с тем, что можно назвать конституционно-правовой средой. Именно данное обстоятельство отражает термин «конституционное право», а вовсе не обособляет нашу отрасль от других отраслей, не демонстрирует относимость конституционных актов исключительно к ее источникам. Нельзя, например, ставить вопрос так, что конституция — это источник исключительно конституционного права. Тем более термин «конституционное право» не намекает на неконституционный характер иных отраслей права.

Все призваны раскрыть содержание норм конституционного права. Чем точнее и подробнее названное раскрытие, тем действеннее конституционное право. Однако содержание конституционных предписаний не сводимо к совокупности их отраслевых конкретизации какими бы полными и точными они ни были. С учетом отмеченного следует по-новому взглянуть на институт конституционных прав, свобод человека и гражданина. Любое основное право всегда содержательно шире совокупности своих конкретных, нормативно закрепленных проявлений. Оно всегда оставляет возможность собственного распространения на неурегулированные отраслевым законодательством отношения. Так, право на труд (ст. 37 Конституции РФ) не может сводиться к праву на трудовую деятельность по смыслу трудового, гражданского или административного законодательства, в частности оно не может жестко связываться с возрастом возникновения этого права в названных отраслях. на труд принадлежит индивиду с момента распространения на него действия российской Конституции и может им осуществляться со времени появления у него способности к трудовой деятельности в самом широком смысле этого слова.

Нормы конституционного законодательства выступают вместе с нормами отраслевого законодательства, а при необходимости и вместо них, при их отсутствии или неконституционности. Конституция РФ устанавливает, что ее нормы действуют прямо, непосредственно (ст. 15, 18).

Возможность замещения конституционными нормами отраслевых норм не всегда может быть полной и распространяться на все аспекты регулирующего воздействия. Так, конституционные нормы не способны служить нормативной основой применения мер уголовной, административной, гражданской ответственности. Дело в том, что в соответствии с принципом законности каждый случай противоправного поведения должен быть связан с нарушением конкретной юридической нормы. Сказанное означает не уход конституционного права из сферы отраслевого охранительного регулирования, а лишь ограничение содержания его регулирующего действия. За конституционным правом остаются направление развития соответствующих разделов законодательства, охранительно-правовой политики, выражение их духа и принципиальных устоев, проверка конституционности конкретных охранительных норм и институтов, присутствие в правоприменительной практике в качестве оценочного аргумента ее участников. Так, ряд решений Конституционного Суда РФ посвящены анализу конституционности уголовно-процессуального законодательства.

Конституционные нормы задают объективную структуру права, предопределяют выделение в нем профилирующих отраслей (гражданское, гражданское процессуальное право; административное, административно-процессуальное право; уголовное, уголовно-процессуальное право). В то же время конституционные нормы, требуя полного раскрытия своего содержания, влекут объединение норм разных профилирующих отраслей в комплексные отрасли (экологическое, семейное, таможенное, налоговое, предпринимательское, торговое право).

учреждают принципиальные стандарты снятия межотраслевых и внутриотраслевых противоречий, служат основой для уточнения предметных полей отдельных отраслей права. В решении названных вопросов значительна роль конституционных (уставных) судов. Конституционный Суд РФ, например, обратившись к проблеме соотношения налогового и гражданского права, в результате толкования конституционных норм пришел к выводу о том, что споры по поводу невыполнения налоговых обязательств находятся в рамках публичного (налогового), а не гражданского права. В то же время взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке является выходом за рамки налоговых публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти-подчинения.

Таким образом, совокупный предмет всех отраслей российского права является предметом и конституционно-правового регулирования, на который конституционное право воздействует с помощью своих особых средств. Существующие воззрения на предмет конституционного (государственного) права при всем их различии сходятся в том, что предмет названной отрасли рассматривается как часть предмета национального права. Ведущая же роль конституционного (государственного) права в национальном праве не означает поглощения им предметных полей иных отраслей. Так, А. И. Лепешкин в предмет государственно-правового регулирования включал «...общественные отношения, возникающие в сфере установления политических форм организации государственной власти». Причем он ограничивал и эти «политические формы» отношениями, связанными с деятельностью представительных органов государственной власти как политической основы государства. Государственно-правовые отношения, но А. И. Лепешкину, возникают в процессе не вообще всяких взаимоотношений органов государства с гражданами, а лишь в связи с участием последних в осуществлении определенных функций государственной власти (участие в выборах, в работе органов власти и т. п.).

Довольно широко очерчивал предмет анализируемой отрасли В. Ф. Коток. Он включал в него регулируемые правом отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации общества, выражающие суверенитет народа, а в многонациональных государствах — также и суверенность наций. Однако здесь предмет государственного (конституционного) права составляют лишь те социально-экономические, политические отношения, которые определяют не любые, а только основные черты выделенных сфер жизни. Следовательно, предмет государственного (конституционного) права рассматривается как часть предмета национального права.

Теоретические концепции, основанные на понимании предмета конституционного права как части предмета национального права, были восприняты законодателем. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями) определил, что Конституционный Суд РФ прекращает производство по делу, когда установит, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, договором между органами государственной власти или не вступившим в силу международным договором Российской Федерации, конституционность которых предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных (ст. 68).

Конституционный Суд РФ воспользовался данной нормой, например, при рассмотрении дела о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Суд посчитал, что определение проверяемым Законом конкретных видов налогов субъектов Федерации не является конституционным вопросом, и прекратил производство по делу в этой части. А вот вопрос об открытости или закрытости перечня названных налогов, с точки зрения Суда, является конституционным.

Формулировки: «не получил разрешения в Конституции», «не относится по характеру и значению к числу конституционных» — расплывчаты, способны породить субъективизм в судебных оценках. К тому же своеобразие конституционного права (за исключением его отдельных институтов) заключается в проникновении во все поры национального права, в задании общего поля и режима функционирования всех его отраслей и субъектов, а не в жестком обособлении от других отраслей на основании своих особых источников, режимов, субъектов, процедур. В этом заключается главная отличительная особенность конституционно-правового регулирования общественных отношений. Поэтому любой разрешаемый на нормативно- правовом уровне, да и в сфере правоприменения вопрос может быть соотнесен с конституционной средой, проверен на предмет его конституционности.

Конечно, Конституционный Суд не всегда может решить вопрос о соответствии той или иной нормы Конституции ввиду отсутствия прямых конституционных предписаний на сей счет (скажем, применительно к нормам обеспечения работников спецодеждой). Однако Суд способен в данном случае поставить и решить вопрос о том, противоречит или нет отраслевая норма конституционным предписаниям, используя при оценке конституционности тех или иных положений наряду с формулами «соответствует», «не соответствует» нормам Конституции формулы «противоречит», «не противоречит» нормам Конституции.

Предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право как обычная отрасль права имеет собственный предмет правового регулирования. Воздействует на него оно с помощью не только общерегулятивных средств (цели, принципы, исходные ценности), но и методов детальной регламентации, не передоверяя эту задачу другим отраслям права. Здесь и конкретизация по субъектам, объектам, содержанию запретов, обязываний, дозволений, и оснащение материальных норм процессуальными нормами, и установление мер конституционного принуждения, в том числе ответственности, и введение юридически значимых сроков, документальных форм. В итоге набор источников конституционного права не ограничивается только конституционными актами.

Предмет конституционного права как обычной отрасли права составляют публичные властеотношения. Однако названные отношения регулируются нормами и иных отраслей публичного права: административного, уголовного, финансового. Исключительно нормами конституционного права регулируются отношения по формированию и деятельности верховной государственной власти, понимаемой как народовластие в формах представительной и непосредственной демократии.

Феномен власти присутствует буквально во всех ячейках общества, однако логика социального взаимодействия приводит к складыванию в масштабах всего общества совершенно особого вида власти — власти верховной, призванной обеспечить устойчивое управление делами общества, выразить общие интересы всех социальных субъектов, ввести все виды существующих в обществе властеотношений в правовое русло. Именно верховная власть определяет устройство общества и государства, учреждая их основные институты. При этом устройство самой верховной власти вправе определять только она сама, т. е. она в отличие от иных видов публичной власти (исполнительной государственной власти, муниципальной власти, власти в общественных и религиозных объединениях) выводима из самой себя.

Верховная власть, исходящая от народа, материализуется не в каких-то отдельных государственных учреждениях, хотя бы и высших, а в государстве в целом как способе народной самоорганизации, а также в таких его территориальных составляющих, как субъекты Федерации, автономии. Кроме того, государство вбирает в себя также граждан и способы участия последних в государственной жизни; она не сводится к государственному аппарату и своим политико-территориальным формам. Верховную власть народа воплощают:

  • государственно-территориальное (административно-территориальное) устройство; гражданство;
  • суверенные права многонационального народа государства, права составляющих его общностей: этнических, религиозных, языковых;
  • компетенция государства и его территориальных частей (субъектов Федерации, автономий, административно-территориальных единиц), формализующая суверенные права народа и переводящая их в плоскость государственной деятельности;
  • способы непосредственного государственного волеизъявления граждан (выборы, референдумы);
  • государственные органы, получающие власть непосредственно от народа в рамках конституционного процесса, а не от иных государственных органов, их компетенция и деятельность.

Перечисленные институты государства каждый сообразно своей природе обеспечивают осуществление верховной власти, ее необходимое и достаточное бытие. Остальные государственные институты формируются в условиях функционирования верховной власти, образуются первичными государственными учреждениями и служат переменными средствами их активности. Таковы неполитические формы исполнительно-распорядительной деятельности.

Указанная деятельность не относится к собственному предмету конституционного права и детально регулируется нормами других отраслей публичного права, прежде всего административного права. Если, скажем, принятие закона о государственном бюджете входит в сферу верховного управления, то исполнение бюджета относится к области подчиненного управления.

Закрепление в Конституции конкретного государственного института еще не является достаточным основанием для отнесения его к сфере верховного управления; важен также его конституционный статус в целом, то положение, в которое ставит его Конституция (устав) по отношению к иным государственным институтам. Отнесение к области верховного управления, например, Правительства РФ должно ограничиваться рядом позиций: а) обязательное функционирование Правительства как государственного органа независимо от усмотрения кого-либо; б) назначение Председателя Правительства с согласия Государственной Думы; в) политические формы ответственности Правительства; г) право Правительства на уход в отставку; д) конституционно установленные формы участия Правительства в законотворческом процессе. То же следует сказать и об органах исполнительной власти субъектов Федерации.

Соотношение конституционного и государственного права

Правовое упорядочение верховной государственной власти традиционно характеризовалось как государственно-правовое и служило для выделения в качестве самостоятельной отрасли государственного права, что вполне логично. Нет смысла и сегодня отказываться от выделения государственного права в качестве комплексной составной части конституционного права, а не в роли отдельной отрасли права. Такое поглощение объективно предопределено как минимум тремя обстоятельствами.

Во-первых, становление конституционного законодательства привело к тому, что власть народа получила выражение не просто в государственной воле, а в Конституции, вставшей над иными государственными институтами, сковавшей государственную волю юридическими императивами должного. Возвышение Конституции над государственной волей призвано учредить государство в качестве средства жизнедеятельности общества, а не цели.

Во-вторых, общество встало перед необходимостью лишения государства монополии на регулирование и защиту прав и обязанностей индивидов, их объединений. Для этого потребовался совершенно иной способ закрепления основополагающих гражданских прав и обязанностей, исходящий из их негосударственной природы.

В-третьих, конституционно-правовое регулирование в силу своей универсальности расширило рамки регламентации верховной власти за счет дополнительного упорядочения отношений по вхождению разных социальных сил в ее поле деятельности.

Формы осуществления верховной власти дополняются формами борьбы за нее. Тог, кто эффективно представлен в первичных государственных институтах, способен лучше проводить в жизнь собственные интересы и активно предлагать обществу свое видение общесоциальных интересов. Поэтому ряд субъектов явно или подпольно ведут борьбу за контроль над парламентом, правительством, ведущими партиями. Борьба за верховную власть идет по нескольким направлениям. Это:

деятельность по овладению рычагами государственной власти: получение депутатских мандатов; проведение своих людей в исполнительные органы; оказание внешнего давления на государственные учреждения. Названное направление особенно важно для сил, не имеющих нужного представительства в структурах власти; оказание давления на политических конкурентов; непосредственное воздействие на сознание масс, предполагающее широкое использование средств массовой информации; продуцирование идей, способных стать средствами концептуального управления.

Действенное участие на всех выделенных направлениях невозможно без обладания важными финансово-экономическими рычагами. Совокупная деятельность множества социальных субъектов, объединяемая верховной государственной властью и процессом формирования «дерева» целей общества, становится основой для выделения политической системы (политической организации) общества.

Рамками политической системы, а не государства, включающей государство в качестве своего ядра, очерчивается, следовательно, действительное поле формирования и функционирования верховной государственной власти. Отсюда, во-первых, правовое оформление политической системы — задача именно конституционно-правового регулирования; во-вторых, государственное право, определяющее устройство государства и не упорядочивающее статуса негосударственных субъектов политической системы (партий, групп давления), оказывается частью конституционного права.

Конечно, отдельные стороны деятельности субъектов политической системы, как и учреждений верховной власти, регулируются нормами административного, финансового, гражданского и другого подобного законодательства, ведь их активность сочетает в себе решение множества разнообразных вопросов. Однако принципиальный статус субъектов политической системы: их организационно-правовые формы, права, обязанности в сфере общественно-политической жизни, способы образования, преобразования, упразднения относятся к предмету конституционного права.

С учетом изложенного конституционное право как общая часть российского права — совокупность конституционных норм, закрепляющих социально-экономические, политико-управленческие, духовно- культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина, задающих структуру российского права, единые цели, принципы, ценности всех его отраслей, обеспечивающих их согласованное, непротиворечивое действие.

Конституционное право как обычная отрасль российского права — совокупность конституционных и обычных норм, определяющих с помощью методов общего и детального нормирования формирование, устройство и порядок деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

Эти определения характеризуют конституционное право с двух разных, но связанных между собой направлений его действия.

Понятие и обоснование ведущей роли КПЗС

КПЗС как отрасль права – система взаимосвязанных юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе установления и реализации основ конституционного строя, основ положения человека в обществе и государстве, основ экономической, социальной, политической системы (общественного строя), основ территориальной организации государств, основ организации и осуществления государственной власти в том или ином государстве.

Место конституционного права в системе права зарубежных стран . Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, охрана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях. Статья 29 конституции Японии 1946 г., гласящая, что «право собственности не должно нарушаться», служит основой для регулирования различных отношений собственности в гражданском праве (в договорах купли-продажи, залога, наследования и т.д.). Принцип независимости суда и подчинения его только закону, содержащийся во многих конституциях (конституциях Болгарии 1991 г., Литвы 1992 г., Белоруссии 1996 г. и др.), является исходным для многих норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Число таких примеров можно увеличить, приведя иллюстрации, относящиеся к трудовому, финансовому, земельному и другим отраслям права.

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».


При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении.

Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права.

В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «"конституционное" право более объемлюще, чем право "государственное", которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" право включает в себя, например, административное и процессуальное право...».

Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме