Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Судебная автотехническая экспертиза при ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП

Когда произошла авария на дороге, некоторые её детали можно выяснить с помощью специалиста. В этом случае на помощь может прийти автотехническая экспертиза.

Она проводится как на стадии расследования обстоятельств ДТП, так и в ходе судебных заседаний. При этом назначение автотехнической экспертизы при ДТП происходит как по инициативе самих участников инцидента, так и органов, ведущих его расследование.

В данной статье мы расскажем об общих моментах, которые нужно знать при проведении автотехнической экспертизы. И так.

В этой статье:

Проведение автотехнической экспертизы при ДТП

Ее целью является выяснение ряда обстоятельств, которые помогут прояснить всю картину ДТП. При этом существуют несколько направлений, по которым проводится данный тип исследований.

В первую очередь задачей эксперта является помощь в выяснении всех обстоятельств ДТП.

В частности, при содействии эксперта можно выяснить :

  1. С какой скоростью двигались машины.
  2. Протяженность тормозного пути.
  3. Расположение транспорта в момент столкновения.

Эксперт может также подтвердить соблюдение или игнорирование водителем правил дорожного движения.

Если причиной аварии являются неисправности в машине, то специалист поможет установить причины их возникновения. Это может быть важным доказательством при определении степени вины одного или обоих водителей.

Может статься так, что ДТП могут способствовать дорожные условия. Тогда автотехническая экспертиза призвана выяснить, насколько правильно были установлены дорожные знаки или нанесена разметка на трассе.

Назначение автотехнической экспертизы в суде

Как правило, специалист работает, что называется по горячим следам. Однако часто бывает так, что мнение специалиста необходимо уже тогда, когда дело слушается в суде. Тогда заинтересованная сторона должна заявить ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП.

Ниже нами приведён образец ходатайства о назначении автотехнической экспертизы. Стоит обратить внимание на то, что в нём следует очертить круг вопросов, которые планируются поставить эксперту, а также обстоятельства, на которые мнение специалиста поможет пролить свет.

Ведь известно, что судьи нечасто знают правила дорожного движения, особенно если они не автолюбители. Также необходимо упомянуть и на распределении между сторонами затрат по оплате стоимости экспертизы.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы можно как подать заблаговременно, так и заявить в судебном заседании. Всё будет зависеть от того, как повернётся ход рассмотрения дела.

В ходе рассмотрения дела суд может расширить круг вопросов, который будет поставлен на рассмотрение эксперта. Ведь свой вариант может предложить и противоположная сторона спора.

Если суд откажет в проведении экспертизы, то практика показывает, что такое определение обжалованию не подлежит.

Когда экспертиза возможна по собственной инициативе

Прежде всего, это дела, связанные с привлечением водителя к уголовной и административной ответственности или с возмещением ущерба, вызванного ДТП.

В этом случае на помощь может прийти независимая автотехническая экспертиза, которая станет надлежащим доказательством отсутствия у водителя вины. Её результаты приобщаются к делу и рассматриваются судьёй наравне с остальными материалами.

Поэтому перед, и в ходе проведения независимого исследования важно заручиться поддержкой от автоюриста. Он поможет сделать так, чтобы результаты экспертизы были объективными и приняты судом во внимание при вынесении решения.

Что может выяснить эксперт

Если автотехническую экспертизу назначает суд, то её результаты во многом зависят от того, насколько чётко сформулированы вопросы, которые должен прояснить специалист в ходе своих исследований.

Если назначается автотехническая экспертиза, вопросы могут быть следующими:

  1. Какова была скорость автомобиля до момента столкновения.
  2. В чём причина неисправностей в машине, которые привели к ДТП.
  3. Имел ли водитель возможность своими действиями предотвратить аварию.
  4. Правильно ли были применены участниками ДТП правила дорожного движения.
  5. Кто из автовладельцев имел преимущественное право на движение в спорной ситуации.
  6. Способствовали ли происшествию неправильное размещение знаков или дорожной разметки.

Конкретный перечень вопросов к экспертам поможет сформулировать автоюрист, который в случае необходимости оперативно изучит все материалы дела

Польза правового сопровождения

Когда предстоит судебный процесс связанный с установлением виновника ДТП или решения вопросов относительно его последствий, то во многих случаях является решающей.

Перед тем, как выйти с инициативой о назначении экспертизы, юрист ознакомится с материалами дела, проведёт общение со всеми участниками аварии (при возможности), а также осмотрит повреждённый автомобиль.

Ведь могут открыться детали, не выясненные ранее, и которые могут повлиять на ход рассмотрения дела.

После этого будет составлено обоснованное ходатайство о назначении экспертизы с указанием перечня вопросов и фактов, которые они помогут выяснить. Часто сопровождение юриста необходимо и при работе эксперта.

В этом случае автоюрист сможет предоставить дополнительные доказательства для исследований. В их число входят фотографии и материалы видеосъемки с места событий.

Если же у юриста возникнут сомнения в правильности заключения эксперта, то он рассмотрит возможность его оспорить или инициировать повторную экспертизу.

Как бы там ни было, во многих случаях результаты автотехнической экспертизы являются решающим доказательством в пользу истца или ответчика.

Поэтому перед тем, как инициировать работу эксперта, важно взвесить все за и против. В этом поможет консультационная поддержка юриста, которую можно получить у нас в офисе, по телефону или в режиме онлайн.

Автотехнические экспертизы – одни из наиболее часто встречающихся на практике экспертиз, что, прежде всего, связано с большим количеством дорожно-транспортных происшествий, в том числе, и связанных с тяжкими последствиями.

Зачастую, именно заключение эксперта является решающим доказательством по делу: свидетели ДТП отсутствуют, лицо, предполагаемый виновник дорожно-транспортного происшествия не спешит давать признательные показания, а технические средства видиофиксации, к сожалению, не получили еще большого распространения.

Автотехническую экспертизу можно разделить на несколько подвидов:

Транспортно-трасологическая экспертиза. Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия.
- Экспертиза технического состояния транспортных средств. Исследование обстоятельств ДТП.
- Экспертиза дорожных условий. Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
- Экспертиза транспортных средств по определению стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.

Также, может быть проведена комплексная психологическая автотранспортная экспертиза, особенностью которой является то, что эксперт разных специальностей дают общее заключение, касающееся не только состояния автотранспортного средства, дорожного покрытия, и т.д., но и психического состояния водителя. В момент, предшествующий ДТП.

Разберем отдельно каждый из приведенных подвидов.

Транспортно-трасологическая экспертиза (Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия).

Целью транспортно-трасологической экспертизы является установление обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

В понятие «следы транспортных средств» трасология включает следы автотранспорта, городского электротранспорта, иных видов механического, а также гужевого транспорта (повозки, сани и др.). Само понятие «транспортные средства», приведено в п.1.2. Общих положений Правил дорожного движения: «Транспортное средство» - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем».

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: следы колес, следы гусениц, следы полозьев, следы неходовой части. Следы колес зависят от типа, марки и модели транспортного средства, а также от механизма и условий их образования. Значительную информацию о транспортном средстве дает исследование ширины колеи, базы, шины, рисунка протектора и др.

Также, предметом транспортно-трасологической экспертизы является исследование иных следов, не относящихся к ходовой части транспортных средств – бамперов, сцепных устройств и т.д.

Если транспортно-трасологическая экспертиза связана с идентификацией транспортного средства (идентификационные задачи), то вопросы перед экспертом могут быть поставлены следующим образом:
- Оставлены ли следы на месте происшествия конкретным транспортным средством?
- Является ли обломок детали транспортного средства частью единого целого с конкретной деталью конкретного транспортного средства?
- Не образованы ли следы на данном транспортном средстве другим, конкретным транспортным средством?

Также, при проведении транспортно-трасологической экспертизы решаются вопросы, связанные с установлением механизма дорожно-транспортного происшествия, либо, его отдельных фаз на основе изучения следов, оставленных на транспортных средствах, в том числе, на их отдельных деталях, т.е., решаются диагностические задачи.

Примерными вопросы для решения диагностических задач транспортно-трасологической экспертизы могут быть следующие:

Каков режим движения, место и угол столкновения данных транспортных средств?
- Каким было взаимное расположение транспортных средств при их первичном столкновении?
- Каким было взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда на него?
- Какова последовательность образования следов на месте дорожно-транспортного происшествия?
- Образованы ли следы в результате столкновения (наезда)?

Экспертиза технического состояния транспортного средства.

Экспертиза технического состояния транспортного средства проводится с целью выявления дефектов, неисправностей и причин их возникновения.

Такие экспертизы проводятся не только при установлении обстоятельств ДТП, но и, например, по делам о защите прав потребителей при возникновении споров о продаже имеющих скрытые дефекты и неисправных транспортных средств, а также споров о некачественном ремонте и сервисном обслуживании транспортных средств.

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

Каково общее техническое состояние данного транспортного средства, его механизмов, систем и агрегатов?
- Исправно ли представленное на экспертизу транспортное средство?
- Соответствует ли техническое состояние транспортного средства требованиям «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»?
- Имеет ли транспортное средство технические недостатки, если да, то какие именно?
- Какова причина возникновения недостатков транспортного средства? В какой период могла возникнуть данная неисправность – в момент выпуска, либо, в период эксплуатации?
- Является ли выявленная неисправность (недостаток), производственным, конструктивным или эксплуатационным?
- Является ли выявленный недостаток существенным?
- Относится ли выявленный недостаток к гарантийному случаю?
- Возможно ли возникновение устраненного недостатка вновь и если да, то при каких условиях?

Экспертиза обстоятельств ДТП

Обстоятельства ДТП тесно связаны с ранее рассмотренной транспортно-трассологической экспертизой, поскольку направлены на достижение единой цели – выяснение обстоятельств ДТП, но транспортно-трасологическая экспертиза отвечает на узкий сектор вопросов, касающийся следов и механизмов их образования, когда экспертиза обстоятельств ДТП позволяет восстановить общую картину ДТП.

Вопросы, поставленные перед экспертом об обстоятельствах ДТП, применительно к конкретным случаям, могут быть сформулированы следующим образом:

С какой скоростью двигалось транспортное средство в момент столкновения?
- Каковы тормозной и полный остановочный пути транспортного средства в заданных условиях?
- За какое время транспортное средство могло преодолеть заданный отрезок пути?
- Возможно ли при заданных условиях (скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия) остановить транспортное средство путем торможения?
- Определить место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, препятствие).
- Каковы причины заноса и опрокидывания транспортного средства?
- Имел ли водитель техническую возможность предотвратить происшествие и если да, то каким образом?
- Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, к пешеходу) в заданный момент?
- Каково было взаимное положение транспортного средства и препятствия в момент, предшествующий столкновению (наезду на пешехода)?

С нашей точки зрения вопросы, вроде:

Как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации с точки зрения надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения?
- Соответствовали ли действия водителя требованиям ПДД?, - не являются корректными и выходят за пределы компетенции эксперта, поскольку требуют дать юридическую оценку действиям участников дорожного движения, что находится в исключительной компетенции следствия.

Экспертиза дорожных условий

Вопросы, касающиеся экспертизы дорожных условий могут разрешаться при назначении автотранспортной экспертизы, в частности, когда необходимо проверить показания участников дорожного движения, ссылающихся на причины совершения ДТП, вследствие объективных причин, например, в виде дефектов дорожного полотна.

Кроме того, такая экспертиза может быть назначена по делам об административных правонарушениях. Когда лицо, привлекаемое к административной ответственности за нарушения, предусмотренные гл.12 КоАП РФ, оспаривает свою виновность, ссылаясь, например, на дорожные знаки, установленные с нарушениями, или состояние дорожной разметки, не соответствующей требованиям ГОСТ.

В этом случае перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

Могли ли способствовать ДТП отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение?
- Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги существующим нормам? (ГОСТ 52289-2004).
- Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги действующим нормативам? (ГОСТ Р 51256-99)
- Соответствует ли действующим ГОСТ (ТУ), расположенные на данном участке дороги искусственные неровности (т.н. «лежачие полицейские?) (ГОСТ Р 52605-2006)
- Определить момент, когда водитель имел объективную возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда.
- Имелись ли причины и условия, связанные с организацией дорожного движения, способствующие возникновению ДТП.
- Имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги?

Экспертиза по оценке автотранспорта

Примерные вопросы:
- Какие технологии требуются для ремонта транспортного средства?
- Какова стоимость ремонта транспортного средства?
- Какова стоимость транспортного средства с учетом его текущего технического состояния, года выпуска, износа, особенностей комплектации и дополнительного оборудования?
- Какой размер утраты товарной стоимости применяется к транспортному ну, пострадавшему в результате ДТП? (не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа АМТС превышает 35% или с даты выпуска прошло более 5 лет.).
- Какова стоимость «годных остатков» транспортного средства?

Комплексная автотехническая, психологическая экспертиза

Проведение автотехнических экспертиз требуют привлечения специалистов, также, в областях психологии и психофизиологии. При определении причин ДТП, кроме технического аспекта, имеет место, т.н. «человеческий фактор», т.е., реакция водителя на возникновение ситуации, требующей принятия решения, что, в свою очередь, связано с опытом, темпераментом, эмоциональным состоянием и другими обстоятельствами, которые могут и должны оцениваться при назначении автотехнических экспертиз.

Поэтому, при заявлении ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы, особенно, когда в результате ДТП имеются пострадавшие, имеет смысл требовать проведения комплексной автотехнической психологической экспертизы.

На разрешение эксперта можно предложить следующие вопросы:

Каково время реакции водителя на возникновение помехи в данной ситуации я Находился ли водитель и другие участники ДТП в конфликтном психическом состоянии (стресс, фрустрация и др.)?
- Как могло повлиять на выполнение профессиональных функций данное состояние?
- Соответствуют ли психофизиологические возможности обследуемого лица (водителя) требованиям безопасности выполнения профессиональных функций?
- Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
- Позволяло ли физическое и психическое состояние водителя предотвратить ДТП?

П.8.1.3. Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств. Методическое руководство для экспертов. (утв. Минюстом РФ 15.12.2000) СПб., СЗРЦСЭ, 2001,
СПб., РФЦСЭ, 2001

Фрустрация [лат. frustration - обман, расстройство планов] - психическое состояние, которое вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; переживается гаммой отрицательных эмоций (гнев, раздражение, чувство вины). См.: Тарабрина Н.В. Фрустрация // Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 194.

Дорожно-транспортные происшествия – сложные ситуации, сопровождающиеся сочетанием многих факторов, влияющих на возникновение самого ДТП и на его последствия. Задачей ГИБДД, страховых компаний и других вовлеченных сторон становится выяснение этих факторов, мер их воздействия и соотнесения с действиями участников аварии. Решает такую задачу автотехническая экспертиза при ДТП.

Автотехническая экспертиза в общем случае – это проводимая специалистом диагностика автомобиля, в том числе необходимая для выяснения причин дорожной аварии с участием исследуемого транспортного средства. Проведение экспертизы при ДТП требует специальных навыков и опыта, поэтому проводится уполномоченными лицами и организациями. Круг задач не относится лишь к сфере автоаварий.

При экспертизе машины после ДТП проверяют:

  • состояние пострадавшего автомобиля, его узлов и агрегатов, качество деталей, сборки авто;
  • причины поломки узла машины;
  • качество обслуживания или ремонта авто, поскольку неправильно проведенные над ТС работы могут привести к аварии;
  • обстоятельства ДТП и причины, приведшие к аварии;
  • оценивают стоимость ремонта машины и устранения дефектов после ДТП;
  • устанавливают цену авто в том или ином состоянии на некоторый момент времени.

Когда нужна экспертиза

Обязательный этап в разборе ДТП – установление виновника происшествия. Этому лицу (водителю, пешеходу, коммунальным службам) в дальнейшем придется компенсировать стоимость нанесенного другим сторонам ущерба, а потерпевшим нужно доказать наличие ущерба и установить его величину.

К сожалению, не всегда виновник аварии соглашается с предъявленными к нему претензиями. К тому же непосредственно на месте бывает сложно определить, чьи действия привели к ситуации или же установление виновного в ДТП происходит неправильно. Техническая экспертиза автомобиля после ДТП нужна именно для таких спорных ситуаций, когда требуется установить, кто (или что) явился причиной аварии, определить пострадавших, сумму ущерба, картину происшествия в целом. Экспертиза проводится, когда разрешить спорную ситуацию нельзя без профессиональных автотехнических знаний, нет единодушия сторон в размере ущерба от ДТП, или одна из сторон-участниц аварии придерживается позиции, с которой другая не согласна.

Автотехническая экспертиза служит для следственных и судебных органов инструментом выявления виновника ДТП и раскрытия всех обстоятельств события. Это крайне важно, ведь некоторые детали ДТП могут смягчить степень ответственности водителя ТС, усугубить таковую или указать на других виновных. Например, на некачественно проведенные в автосервисе работы, дорожную службу, не содержащую покрытие в должном качестве, забывшую установить знаки при ремонте. А на основании оценки ущерба от ДТП предъявляются требования к виновному водителю и его компании-страховщику.

В некоторых источниках встречается название «дорожно-транспортная экспертиза». Ряд профессиональных экспертов считает этот термин более верным, поскольку в объекты экспертного исследования входит не только автомашина, но и состояние трассы, различных дорожных конструкций, действия в сложившейся ситуации каждого из водителей, прочие обстоятельства и нюансы случившегося ДТП.

Виды проводимых проверок

При оформлении бумаг на экспертизу нужно выбрать эксперта. Возможна и , если ходатайство подается не судом, а одной из сторон спора. Если запрос делает суд, эксперта выбирает он. В любом случае специалист должен иметь персональный идентификатор и лицензию от Минюста.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП можно скачать на нашем сайте.

Проведение экспертизы

Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:

  • участвующие стороны уведомляют о факте будущей экспертизы, времени и месте проведения таковой;
  • проводится осмотр места аварии и пострадавшего в ДТП транспорта с целью дальнейшей экспертизы;
  • собранные сведения анализируются, специалисты готовят результат экспертизы;
  • уполномоченный эксперт составляет заключение по ДТП, предоставляемое заявителю.

Вопросы для экспертов

Чтобы автотехническая экспертиза ТС после любого ДТП достигла поставленной цели, стала максимально точной и корректной, в ходатайстве нужно указывать правильный перечень вопросов специалисту. Далее предложен рекомендованный для автотехнической экспертизы по ДТП список вопросов эксперту.

Для проверки обстоятельств:

  • какова была действительная скорость движения ТС до начала водителем торможения;
  • протяженность тормозного и остановочного пути;
  • была ли у водителя ТС какая-либо техническая возможность избежать аварии через применение техники экстренного торможения;
  • какими нормами, требованиями и пунктами Правил дорожного движения следовало руководствоваться каждому участвовавшему водителю ТС в сложившейся ситуации;
  • действовал ли по ПДД водитель;
  • какова величина допустимой скорости передвижения ТС на участке трассы с аналогичным поворотным радиусом или видимым расстоянием;
  • минимально допустимая в конкретной ситуации дистанция движения ТС по отношению к едущему впереди;
  • соответствовали ли с технической точки зрения объяснения водителя реальному положению дел;
  • какое расстояние было, когда водитель объективно мог увидеть пешехода, вышедшего из-за неподвижного препятствия;
  • кто из участников аварии имел преимущество при движении;
  • каково расстояние, на котором должен был водитель ТС начать маневр по безопасному обгону или объезду.

Для технической экспертизы:

  • были ли у транспортного средства неисправности;
  • каковы причины имевшихся неисправностей ТС;
  • был ли дефект причиной аварии;
  • могла ли поломка ТС случиться как следствие ремонта или обслуживания;
  • каким было влияние неисправности или дефекта на устойчивость ТС, его управляемость;
  • был ли в состоянии водитель ТС, с учетом обнаруженной поломки, предотвратить аварию;
  • был ли шофер/иное лицо, ответственное за выпуск на трассу/рейс ТС, в состоянии выявить поломку до аварии;
  • являлся ли выполненный ремонт ТС качественным;
  • если ТС ремонтировалось, устранена ли была в итоге поломка;
  • полностью ли выполнены перечисленные в заказ-наряде работы.

Для трасологической экспертизы:

  • где расположено место наезда/столкновения/удара;
  • как расположены ТС на момент самой аварии относительно друг друга и проезжей части, полотна и границ таковой;
  • каков был механизм аварии;
  • какова траектория перемещения автомобилей при ДТП до удара и после него;
  • какие из документально зафиксированных повреждений пострадавших ТС могли быть нанесены в ходе аварии;
  • какими конкретно частями ТС контактировали на начало ДТП;
  • был ли при аварии неподвижен автомобиль на момент удара;
  • какой из участников произошедшего ДТП двигался, а какой – стоял неподвижно.

Для проверки дорожных условий отрезка трассы:

  • соответствие установленных в месте аварии дорожных знаков ГОСТу и ПДД;
  • состояние покрытия трассы и соответствие его ГОСТу на участке случившегося ДТП;
  • наличие разметки на рассматриваемом участке, и ее соответствие ГОСТу;
  • соответствовал ли (если применимо) режим светофора в зоне аварии предписанием ГОСТу;
  • безопасно ли организовано движение на данном участке трассы, и есть ли огрехи и недостатки в его организации.

Для автотоварной:

  • какие на ТС имеются повреждения и дефекты;
  • объемы предстоящих ремонтных работ;
  • стоимость восстановления ТС после аварии;
  • какова будет рыночная стоимость поврежденного транспорта.

Сроки проведения

С момента принятия ходатайства процедура должна быть проведена:

  • обычным порядком: экспертиза осуществляется за 15 – 30 дней;
  • в неотложных и важных случаях, за дополнительную плату, сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП могут быть сокращены до 3-5 дней.

Стоимость вопроса

Цена любой экспертизы в каждом случае рассчитываются индивидуально на договорной основе. В среднем, в 2019 году стоит ориентироваться на сумму от 15 тысяч рублей.

Заключение эксперта


По результатам проведенной экспертизы ДТП специалист выдает отчет, в котором приведены ответы на все вопросы, поставленные при ходатайстве. Важно понимать, чем для суда является заключение экспертизы ДТП: такая бумага – официальный документ, на его основании будут разрешаться спорные вопросы о вине сторон, размере нанесенного в ДТП ущерба и величине компенсаций, другие обстоятельства.

Оспаривание результатов

Если сторона не согласна с результатами экспертизы, их можно оспорить. Например, могли быть выяснены новые обстоятельства ДТП, найдены неточности в отчете, ошибки эксперта.

Для этого можно провести повторное исследование ситуации. Но если просто подать ходатайство на вторичную экспертизу, оно, скорее всего, удовлетворено не будет, поскольку у подателя отсутствуют аргументы для этого. Поэтому необходимо сначала сделать рецензию на заключение эксперта по ДТП.

Рецензия на автотехническую экспертизу ДТП – документ, составляющийся уполномоченным экспертом. Специалист анализирует отчет судебной экспертизы, выявляет возможные неточности, несоответствия процессуальным нормам, ошибки, факты некорректного расследования и неучтенные обстоятельства по рассматриваемому ДТП. Он предоставляет заявителю рецензию с перечислением всех нарушений. Документ подается в суд и на этом основании назначается повторная автотехническая экспертиза по ДТП.

Обновлено: 26.06.2018 1361

Всё об оценке авто при ДТП: зачем нужна, как проходит, сколько длится, кто платит и не только…

Приветствую всех! Это Кулик Илья. Очень часто при дорожных происшествиях невозможно точно установить обстоятельства случившегося, определить, кто виноват в произошедшем, основываясь только на показаниях участников аварии и очевидцев.

А узнать, как всё было на самом деле, необходимо, ведь от этого зачастую зависит судьба человека: останется он на свободе или отправится в колонию. Именно для этого проводится оценка авто при ДТП. О ней сегодня и поговорим.

Автотехническая экспертиза после ДТП - это специальное исследование транспортных средств (ТС), а также различных объектов, относящихся к аварии, необходимое для выяснения различных вопросов, обычно касающихся дорожно-транспортного происшествия. Экспертиза ДТП необходима для выявления обстоятельств, причин и факторов, вызвавших ДТП, а также оценки его последствий. Делается это с двумя целями.

Во-первых, выяснение обстоятельств происшествия необходимо для определения виновности участников, каждого из них, что особенно важно, когда в аварии или получают ранения. Чаще всего это основная цель назначения автоэкспертизы.

Во-вторых, собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

Виды автотехнических экспертиз

Автотехническая экспертиза (АТЭ) – это очень обширное понятие, в которое входит множество разнообразных исследований. Поэтому определено несколько критериев, по которым делятся автоэкспертизы. Наиболее часто выделяют исследования:

  • по типу и объекту изучения;
  • по очерёдности проведения;
  • по лицам , выполняющим экспертизу.

Виды АТЭ по содержанию

Это основная классификация для автотехнических экспертиз. Так как необходимо выявить все причины и обстоятельства происшествия, дать оценку случившегося с разных сторон, приходится исследовать совершенно различные предметы, использовать множество методик. Естественно, даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить все виды исследований.

Поэтому выделяют экспертизы:

  • обстоятельств дорожной аварии – изучается дорожная ситуация, приведшая к аварии, устанавливаются параметры движения участников столкновения, анализируются возможные и предпринятые водителями действия;
  • технического состояния транспортных средств подразумевает исследование ТС с точки зрения работоспособности и соответствия нормативам различных узлов и механизмов, в случае выявления неисправностей определяется причины и время их возникновения, возможность обнаружить их до аварии;
  • дорожных условий – исследуются состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, погодные факторы, имевшие влияние на возникновение аварийной ситуации;
  • – исследование любых следов, оставленных в результате ДТП: на ТС, на одежде и телах пострадавших людей, на дороге и придорожных объектах и т. д. для выявления обстоятельств происшествия, точного места столкновения, механизма взаимодействия ТС и другого;
  • автотовароведческую – оценка стоимости автомобиля, годных остатков и т. д.;
  • инженерно-психофизиологическую участников происшествия – изучение индивидуальных особенностей лиц, ставших участниками ДТП, их профессиональной деятельности как водителей, а также жизненных обстоятельств, которые могли оказать влияние на их психофизиологическое состояние, и, следовательно, привести к аварии, психической составляющей в действиях лиц, причастных к аварии.

Типы экспертиз по очерёдности

В процессе расследования обстоятельств происшествия одной экспертизы может быть недостаточно. Для дифференциации экспертных исследований по очерёдности проведения используют понятия:

  • первичная – является первым исследованием объектов;
  • дополнительна я – проводится если первой экспертизы оказалось недостаточно для выяснения всех обстоятельств. Исследуются вопросы, не задававшиеся во время проведения предыдущей автоэкспертизы;
  • повторная – перепроверяют выводы, полученные в результате проведённых ранее исследований, если есть сомнения в их точности и достоверности. Назначается также при выявлении новых обстоятельств, которые влияют на исход АТЭ. Проводится обычно комиссионно, при этом лица (организации), приводившие первую экспертизу, не могут участвовать в повторном исследовании.

Деление экспертных исследований по исполнителям

Знаний и возможностей одного эксперта может не хватить для расследования сложных, неоднозначных событий. А иногда при проведении АТЭ возникают вопросы, для выяснения которых требуется проведение особых исследований, не относящихся напрямую к автотехнике. Всё это будет влиять на число и квалификацию исполнителей.

Поэтому смотря по тому, кто проводит исследование, выделяют следующие типы экспертиз:

  • единоличную – проводится одним специалистом, обычно применяется в простых случаях;
  • комиссионную – исследование проводят несколько экспертов одной специальности, которые совместно отвечают на одни и те же вопросы. Каждый из них может дать своё обособленное мнение, при несогласии с другими членами комиссии;
  • комплексную – когда требуется привлечение специалистов из различных областей знаний, объединяет в себе несколько видов автоэкспертиз. Кроме того, АТЭ иногда может объединяться с исследованиями, не относящимся к транспортным, например, могут привлекаться специалисты из области медицины, криминалистики и т. д.;

Сколько стоит автоэкспертиза

Так как глубина и обширность исследований может быть совершенно различной, точно назвать стоимость трудно. Она будет зависеть от вида экспертизы, её сложности, срочности и количества вопросов, на которые должен будет ответить в процессе изучения обследуемых объектов.

Поэтому цена может составить как 3-5 тысяч рублей, за простые исследования по одному вопросу, так и 50 тысяч рублей и больше за комплексные, сложные автоэкспертизы. Стоит отметить, что судебная экспертиза, то есть проводимая по постановлению судьи в ходе тяжбы обычно дороже на 25-30% чем такое же исследование, проводимое до суда.

Кто оплачивает работу эксперта

Платит за экспертизу, в том числе судебную, всегда её инициатор. Если экспертное исследование проводилось до суда, оплативший её может взыскать их с оппонента в порядке предъявления претензии или в суде.

Если в суде несколько сторон изъявили просьбу о проведении исследования, платят они поровну. В случае трудного финансового положения лица, подающего просьбу, экспертиза может быть по решению суда частично или полностью оплачена из бюджета.

Бюджетные средства также идут на оплату экспертизы, когда её инициатором выступает судья или должностное лицо. Деньги перечисляются лицом, подавшим ходатайство о назначении АТЭ, на специально предназначенный для этого счёт суда.

Но при вынесении решения по делу суд назначает проигравшей стороне возместить все расходы, понесённые стороной, выигравшей тяжбу. Если иск удовлетворён частично, то расходы компенсируются пропорционально удовлетворённым требованиям. Так же в соответствии с решением суда распределяются затраченные бюджетные средства.

Сроки проведения

Время, которое необходимо затратить на экспертное исследование, главным образом зависит от объёма работ и их сложности. Законодательством временные границы для экспертизы не определены.

На проведение экспертизы уходит обычно от 3 до 5 суток, в сложных случаях расследование может идти и 15-30 дней. Многие компании предлагают выполнение исследования в сокращённые сроки за дополнительную плату.

При проведении экспертизы конкретные сроки устанавливает судья. Они закрепляются в постановлении о проведении автоэкспертизы. В этом случае за несоблюдение сроков к исполнителю принимаются взыскания, вплоть до штрафов. Ведение дела приостанавливается, пока выполняется исследование.

Кто проводит экспертное исследование

Кроме того, помня о многообразии автоэкспертиз, необходимо следить, чтобы проводящее исследование лицо имело соответствующую квалификацию. Чтобы трасолог не оценивал техническое состояние автомобиля, и, наоборот, специалист по техсостоянию не исследовал следы.

Какие вопросы надо задавать эксперту

Для того чтобы по результату экспертизы можно было установить обстоятельства аварии необходимо правильно поставить вопросы. Иначе вместо исследования получится пустая трата времени и денег.

Точный список вопросов зависит от ситуации, причём для определения задач для эксперта лучше всего проконсультироваться с человеком, имеющим опыт проведения экспертных исследований. Потому что, например, даже хороший юрист, практикующий адвокат, может не знать некоторых технических аспектов, и поэтому не сможет задать вопросы, ответ на которые будет однозначно свидетельствовать в пользу его подопечного.

Поэтому по вопросам на экспертизу следует проконсультироваться именно у эксперта, это можно сделать в любой экспертной фирме.

Здесь я приведу общий, но не исчерпывающий список возможных вопросов. Следует знать, что эксперт-техник отвечает только на прямые вопросы, связанные с техническими аспектами. То есть он не может сказать, например, кто виновен в аварии.

Задачи эксперту при столкновении автомобилей

Конечно, вопросы будут различаться в зависимости от типа расследования и от обстоятельств ДТП. Так, для автотовароведческой характерен вопрос: «Какова стоимость восстановительного ремонта ТС или годных остатков?». Но для выяснения обстоятельств аварии проводятся обширные исследования: трасологические, обстоятельств аварии, технического состояния авто, и другие.

Примерными вопросами для эксперта могут стать:

  • каков был коэффициент сцепления дорожного покрытия;
  • на какую дальность была видимость ;
  • с какой скоростью и ускорением двигалось ТС ;
  • какое расстояние между ТС было , когда водитель, создавший помеху начал движение
  • когда водитель начал торможение ;
  • имелась ли техническая возможность предотвратить аварию;
  • по какой траектории двигалось ТС;
  • в каком месте произошло взаимодействие ТС;
  • под каким углом машины врезались друг в друга
  • сколько времени прошло между различными фазами аварийной ситуации (например, от начала торможения до столкновения);
  • как располагались на проезжей части ТС участников аварии;
  • на какой скорости при данных условиях возможен занос, опрокидывание;
  • что стало причиной потери устойчивости ТС;
  • имеются ли неисправности в каждой из систем автомобиля, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее (например, на техосмотре);

Интересно! Специальными экспертизами можно установить даже то, были ли включено наружные световые приборы, причём даже по разбитой лампе.

Вопросы эксперту при ДТП с пешеходом

Но возможно заказать и любое другое автотехническое исследование, например, чтобы идти в суд не с пустыми руками, а уже с оценкой обстоятельств происшествия, данной экспертом. Хотя и при наличии экспертного заключения суд может назначить повторную судебную экспертизу.

Досудебные исследования, как правило, дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда, иногда значительно, что тоже немаловажно.

Как самостоятельно провести экспертное исследование

Для проведения такой экспертизы достаточно заключить договор на соответствующую услугу с экспертом-техником (экспертной компанией), уведомить другую заинтересованную сторону (другого участника аварии, страховую компанию), и предоставить объекты для исследования.

По результатам исследования будет составлено экспертное заключение, обосновываясь на котором можно предъявлять претензии к оппонентам или отстаивать свои права в суде. Но чтобы документ имел силу, важно, чтобы он был составлен аттестованным компетентным специалистом, поэтому к выбору исполнителя надо отнестись очень серьёзно.

Экспертиза при административном расследовании

Если при производстве по делу об административном происшествии (АП) в ГИБДД или в суде обстоятельства требуют экспертного исследования, должностное лицо или судья выносят соответствующее определение, в котором прописываются:

  • основание для назначения экспертизы;
  • название экспертной организации или ФИО эксперта, которому поручается выполнение автоэкспертизы;
  • перечень вопросов , для ответа на которые и назначается АТЭ;
  • список материалов и объектов , относящихся к делу, предоставляемых для исследования;
  • разъяснение прав и обязанностей эксперта , предупреждение об ответственности за ложные сведения.

Лицо, вынесшее определение о назначении экспертизы, обязано до его направления исполнителю ознакомить с ним потерпевшего и лицо, в отношении которого ведётся дело об АП (ЛВОК). При этом указанные лица имеют право, объясняя свою точку зрения:

  • просить устранить конкретного эксперта от исследования;
  • просить привлечь других специалистов;
  • добавлять свои вопросы на экспертизу.
Итог исследования

Результатом исследования становится экспертное заключение, оформляемое её исполнителем. В заключении указывается:

  • кто выполнял исследование;
  • на каком основании проводилась экспертиза;
  • в чём заключалось исследовани е;
  • чёткие ответы на поставленные вопросы и выводы по ним.

Должностное лицо или судья, вынесшие определение о назначении автоэкспертизы, могут и не согласиться с выводами, сделанными экспертом, однако для этого они должны обосновать своё мнение.

Судебная экспертиза

Порядок и принципы назначения и проведения экспертных исследований схож для любого судебного процесса: административного, уголовного, гражданского или арбитражного. По сути, различия заключаются только в терминах и некоторых процессуальных особенностях, а права и обязанности лиц, причастных к делу, одинаковы.

Наиболее полно о судебной экспертизе написано в УПК, поэтому я расскажу об АТЭ с точки зрения проведения её при расследовании по уголовному делу. Кроме того, если не считать автотовароведческой, автоэкспертизы проводятся в большинстве случаев после ДТП с тяжёлыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание.

Назначение экспертизы

Экспертное исследование назначается по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя. Инициатива может исходить как от истца, так и от ответчика. Подавать прошение можно в суде первой инстанции до окончания стадии исследования доказательств.

В апелляции ходатайство удовлетворяется только при наличии уважительной причины, объясняющий невозможность провести экспертизу ранее (например, суд первой инстанции отклонил аналогичную просьбу).

В уголовном процессе назначать автоэкспертизу также может следователь ещё до суда и даже до возбуждения уголовного дела. Но называться такое исследование всё равно будет судебным.

Как написать ходатайство

Писать ходатайство можно в свободной форме. В его тексте обязательно должны содержаться:

  • реквизиты документа (название суда, информация о деле);
  • основания для назначения экспертизы, подкрепляемые ссылками на нормативно-правовые акты;
  • вопросы , которые необходимо задать эксперту;
  • желаемого исполнителя ;
  • перечень предметов , предоставляемых стороной для исследования.

Для составления документа лучше воспользоваться услугами юриста. В качестве примера предлагаю вам скачать для гражданского суда и в защиту обвиняемого по уголовному делу. Ходатайство передаётся должностному лицу, ведущему дело, или в суд: через канцелярию или на судебное заседание.

Постановление о назначении исследования

Лица, причастные к судебному процессу, имеют право предлагать свои вопросы к эксперту, но окончательный их перечень устанавливает судья. Если судья отказывает включить в задачи для специалиста какой-либо из вопросов, поступивший от участвующих сторон, он должен мотивировать своё решение.

Приняв окончательное решение о назначении исследования, следователь или судья выносит постановление или определение, в котором должна содержаться та же информация, что и при административном расследовании:

  • основание для проведения исследования;
  • назначенный исполнитель ;
  • вопросы эксперту;
  • исследуемые материалы .
Права сторон

Лицам, причастным к делу, обязательно показывается текст постановления о назначении автоэкспертизы, и получить разъяснения своих прав, в которые входят полномочия:

  • просить об исполнении экспертизы конкретным лицом или организацией;
  • просить устранить того или иного специалиста от исследования (заявить отвод);
  • ходатайствовать о добавлении вопросов , задающихся исполнителю;
  • знакомиться с определением суда о назначении экспертного исследования , а также с заключением эксперта, протоколом его допроса;
  • присутствовать при исследовании , давать объяснения;
  • ходатайствовать о назначении новых экспертиз.

Примечание. Свидетель имеет право ознакомиться только с заключением по экспертизе, выполненной в отношении его самого.

АТЭ в отношении потерпевшего и свидетелей может быть выполнена только после получения письменного согласия от них или их представителей.

Очень важно знать! Если одна из сторон судебного процесса уклоняется от участия экспертизе, мешает проведению исследования, например, не предоставляет принадлежащие ей объекты, что делает проведение автоэкспертизы невозможным, суд может и без проведения исследования признать установленным или опровергнутым факт, для выяснения которого и назначалась экспертиза, так, чтобы решение было не в пользу уклоняющейся стороны.

Проведение судебной АТЭ

Следователь направляет руководителю экспертной компании или непосредственно частному эксперту-технику соответствующее постановление и необходимые для исследования объекты и материалы. Эксперт должен получить от своего руководителя или от следователя разъяснение своих прав и ответственности.

Если квалификация эксперта не позволяет выполнить исследование, или материалов недостаточно, эксперт-техник может сразу вернуть постановление, объяснив причину возврата.

Следователь может присутствовать при выполнении исследования, узнавать у эксперта объяснение его действий. Специалист по АТЭ в своём заключении должен указать на присутствие других лиц при её проведении. Потерпевший, обвиняемый и их представители с разрешения следователя также могут находиться при осуществлении экспертизы.

Особенности комиссионной и комплексной экспертиз

По решению должностного лица или руководителя экспертной фирмы может быть назначена комиссионная автоэкспертиза, то есть исследование будет выполняться несколькими экспертами одной специальности. По вопросам, вызвавшим разногласия между экспертами, составляется отдельное заключение каждым из участников исследования. Если члены комиссии сходятся во взглядах, пишется одно экспертное заключение.

При комплексной экспертизе, когда исследование выполняют специалисты из различных областей знания, оформляется одно заключение, но каждый из экспертов подписывает только ту часть документа, которая описывает проделанную им работу и его выводы. Соответственно, несёт ответственность он также только за свои действия и ответы.

Итог исследования

После проведения АТЭ эксперт (комиссия) составляют заключение, которое содержит следующую информацию:

  • дата, время и место выполнения исследования;
  • основания для выполнения автоэкспертизы;
  • должностное лицо , назначившее проведение;
  • сведения об исполнителе (экспертной организации);
  • информация о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложных показаний;
  • объекты и материалы , изученные в ходе автоэкспертизы;
  • информация о присутствовавших при экспертизе (следователь, стороны процесса);
  • сведения о выполненных исследованиях , с перечислением методик;
  • ответы на поставленные вопросы , их обоснование и выводы по ним.

Если во время исследования были выявлены значимые для уголовного дела сведения, узнать которые не требовалось, специалист имеет право включить эти данные в заключение.

К заключению прилагаются различные материалы, подтверждающие выводы специалиста, это могут быть различные фотографии, графики, схемы. Причём они являются частью заключения.

Когда сделать выводы невозможно

Иногда эксперт не может дать провести исследование по предоставленным ему материалам и сведениям. Как правило это случается при низком качестве представленных для исследования материалов, неполных исходных данных.

В такой ситуации эксперт сообщает о невозможности сделать заключение, объясняя причины. С содержанием этого сообщения также могут ознакомиться лица, причастные к делу (кроме свидетеля).

Объяснение результатов

Эксперт может быть вызван в суд для объяснения и дополнения сделанных им в заключении выводов. Инициировать это могут как участники тяжбы, подав ходатайство, так и судья или следователь.

Задавать вопросы может любой из участников процесса, но начинает всегда сторона, по просьбе которой проводилось исследование. При необходимости эксперту даётся время на подготовку ответов. Задавать вопросы можно только в рамках проведённой экспертизы. Допрос эксперта обязательно протоколируется в судебных документах.

Экспертное заключение показывается потерпевшему, обвиняемому и их представителям, при этом им напоминают об их праве ходатайствовать о новой АТЭ.

Если проведённое исследование недостаточно прояснило ситуацию, возможно назначение повторной или дополнительной автоэкспертиз. Дополнительную может выполнять как тот же самый эксперт, что и проводил предыдущую, так и другой человек. Для повторной обязательно назначается новый специалист.

  • тщательно выбирайте эксперта (экспертную компанию);
  • по возможности присутствуйте при экспертизе;
  • внимательно подойдите к составлению вопросов для эксперта. Воспользуйтесь квалифицированной помощью в этом деле. Помните, какой будет вопрос, такой и ответ.
  • не спешите с изучением документов , результатов исследования. Ограничивать вас во времени никто не вправе;
  • помните о возможности проведения дополнительной и повторной экспертизы.

Заключение

Как вы теперь знаете, именно автотехническая экспертиза позволяет точно установить многие обстоятельства и последствия дорожного происшествия. Но для получения результатов, соответствующих реальности, подготовка к автоэкспертизе и её выполнение должны быть проведены очень качественно, в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Напомню, что в комментариях вы можете задавать интересующие вас вопросы по теме статьи и рассказывать о своём опыте. Так что пишите, не стесняйтесь!

В следующем видео практикующий специалист по автотехнической экспертизе отвечает на вопросы автолюбителей .

П.С.: Статью украсили фото Alfa Romeo Brera. Взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/461515.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме