Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мощи святого серафима отправлются в космос. Зачем РПЦ отправляет на МКС мощи святых

Интересным для пользователей социальных сетей стало известие о предстоящей отправке в космос мощей преподобного Серафима Саровского. Профильные специалисты уверяют, что абсурдной эта идея является только на первый взгляд. Об этом сообщают журналисты раздела « » интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио Свобода.

Святейший патриарх Кирилл своим благословением одобрил передачу представителям Центра подготовки космонавтов частицы мощей преподобного Серафима Саровского. Экипаж корабля «Союз МС-02» возьмет реликвию с собой в полет и доставит на Международную космическую станцию, вылет планируется осуществить в ближайшее время. В эту новость обсуждают довольно активно, подавляющее большинство пользователей не понимает смысла затеи.

Гасан Гусейнов, профессор факультета гуманитарных наук в Высшей школе экономики , убежден, что странной мыслью отправка религиозной атрибутики в космос кажется только людям непосвященным. На самом деле предложение следует рассматривать в контексте нескольких слоев. Важно понимать, что современное общество живет в очень интересное время, когда накопленные десятилетиями раздражения и ожидания сошлись воедино в одной точке.

В советское время население жило в условиях культа науки, прогресса и рациональности, хотя и далеко не всегда была настоящей. Параллельно с успехами в естественных дисциплинах в советское время существовала идеология - « коммунизм». В сознании людей противоречивое сочетание оставило отпечаток, который проявляется сейчас в довольно неожиданный способ. Это обстоятельство во многом обуславливает реакцию российской общественности на предложение об отправке мощей в космос.

Противоречие вышло наружу в момент, когда начали говорить о совершенно серьезно. Вдруг важной составляющей жизни современного человека стало не только , но и все другие конфессии и деноминации. Служители культа начали активно строить храмы, отправлять обряды, завозить в Россию мощи и даже пояс Богородицы. Усиление религиозности совпало с сильной суеверностью, также уходящей корнями в советские времена.

Современные россияне подвержены влиянию тысяч суеверий ничуть не меньше, чем в доисторические времена. Поэтому на данном этапе можно наблюдать за пересечением в единой точке бытовых суеверий и абсурдного внедрения в общественную жизнь религиозности. На частном уровне, возможно, это столкновение не стало бы таким резонансным, но события внедряются в общественную и политическую жизнь.

Россиянам навязывают определенную религиозную идеологию. Профессор подчеркивает, что речь идет даже не о в Бога, поскольку является частным делом каждого гражданина. В соответствии с собственными предпочтениями каждый может верить или не верить в Бога. Однако в целом российским гражданам приходится наблюдать в реальном времени за столкновением суеверий и роста религиозности.

По утверждению эксперта, отправка в космос мощей в качестве амулета и с совершенно непонятной целью может рассматриваться как глумление над чувствами верующих или богохульство. Гусейнов признается, что совершенно не может понять, с какой радости отправляются мощи святого на околоземную орбиту. Именно непонимание трансформируется в российском обществе в истерический смех. В понимании ученого истерическая реакция или нервное восприятие происходящего также являются показательными. На самом деле с помощью подобного способа российское общество выражает собственную беспомощность, бессилие и неспособность осознать суть событий вокруг себя.

Александра Архипова, сотрудник Исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора», по-другому оценивает происходящее. Она напоминает, что в советские времена распространенной была пословица «Гагарин летал - бога не видал». Фольклор подтверждает, что в Стране Советов светский Гагарин и религиозная проблематика находились на разных полюсах. В советскую эпоху религиозность и светские события очень четко противопоставлялись, в сознании современных россиян это распределение еще существует.

Тем не менее в новости об отправке на орбиту мощей Серафима Саровского есть и другой аспект. Символичным моментом эксперт вызывает то, что мощи должны облететь землю. Именно в этом моменте содержится несколько другая, но довольно интересная составляющая ожидаемого события.

Напоминает Архипова, что среди москвичей ходит легенда о событиях, случившихся во время Второй мировой войны. Москвичи рассказывают, что во время наступления немцев на Белокаменную, когда враги практически стояли под Москвой, Сталин выполнил защитный обряд. Сообщается, что с иконой Сталин облетел Москву на самолете, чем помог спасти стольный град от большой опасности.

Очевидно, что пересказ не соответствует действительности, впервые информация об этом появилась только в 60 годах прошлого века. Легенда передавалась в основном в кругах православных интеллигентов. Тем не менее еще больше распространенной легенда стала в постсоветские времена. Содержание легенды отсылает к устойчивой традиции, с которой в свое время церковь всячески пыталась бороться.

Восточноевропейские славяне, пытаясь защитить некоторые места, обходили их вокруг, держа в руках икону. Поводом вспомнить об этой традиции стали недавние события в Волгограде, где происходили взрывы в троллейбусах. Тогда горожане говорили, что президент посетит Волгоград и с иконой облетит город, чтобы защитить население.

В этом же контексте можно воспринимать идею об отправке в космос мощей. Архипова полагает, что речь идет не просто о символической экспансии. Отправка реликвии в космос является не просто способом распространения христианских символов во всем обитаемом пространстве. Важной составляющей идеи является идея о символической защите населения всего земного шара.

Частица мощей святого Серафима Саровского будет доставлена на космодром Байконур, откуда она отправится вместе с экипажем корабля “Союз МС-02” на борт МКС. Старт корабля состоится 23 сентября. В космосе мощи пробудут 155 дней, а после вернуться на Землю в храм в честь Преображения Господня в Звездном городке.


Как заявил информационному агентству ТАСС один из представителей епархии: “ 16 сентября после Божественной литургии в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий передаст частицу мощей святого преподобного Серафима Саровского представителям Центра подготовки космонавтов ”.


В космосе уже побывали мощи преподобного Сергия Радонежского, а также частица Животворящего Креста Господня и мощи святителей Филиппа и Петра.


Выходит, что вся эта компания мощей- что-то вроде космонавтов. Было бы интересно узнать, как их тренируют к жизни в условиях невесомости? И каким образом они будут находиться 155 дней в космическом корабле? Скажем, для российских Андрея Борисенко и Бориса Рыжова- по всей видимости, к такому не привыкать. Поскольку попы уже давно освящают космические полёты, частица мощей должна показаться делом обычным. А вот для американского астронавта Роберта Кимброу- это нечто новое, надо думать. Хотя в США религия тоже в почете. А как же? “In god we trust”. Ну и конечно, вопрос - какого чёрта они (мощи святого Серафима) будут делать в космосе - остается открытым. Наверное встретятся с богом, он же не может к ним на землю спуститься. Паломничество, так сказать. А они разве уже не там? В общем, если у кого есть объяснения по этому поводу, будет интересно услышать.


А пока занятная история о том, кто такой Серафим Саровский и еще более интересная о том, как он был канонизирован. А то, небось, ни один православный, который гордится своей духовностью и своими святыми, в том числе и Серафимом, вам не скажет ничего внятного о своих героях.


Итак, 19 июня 1759 году в семье курского купца Мошнина родился мальчик Прохор. Надо сказать, Мошнин к концу жизни сколотил себе приличное состояние. Церковные биографы скромно умалчивают каким именно способом, но, вероятно, не очень праведным, поскольку к концу жизни Исидор Мошнин озаботился постройкой храма в Курске в честь преподобного Сергия. Как тут не вспомнить многих других купцов, которые таким образом к концу жизни замаливали грехи и преступления прошлой грабительской жизни.


После смерти купца, его жена по завещанию мужа стала заведовать строительством храма. Однажды она взяла 7-летнего Прохора с собой на колокольню. Мальчик оступился и упал с высоты. Каково же было изумление матери, когда она нашла его живым. Это чудесное происшествие, конечно, объясняется церковными служителями как милость божья. Однако, всего через пару лет у мальчика стали случаться тяжелые припадки, связанные с травмой головы. Таким образом, можно предположить, что “ божественное благоволение ”(так назвал этот случай с падением церковный журнал) имело отношение к странному поведению Прохора впоследствии.


А выразилось это вот в чём. 19 летний Прохор, который привык в своей семье к сказкам о святых и чудесах, совершил паломничество в Киевско-Печерскую лавру. Там старец Досифей уговорил его уйти в монастырь в Саровской пустыне на Тамбовщине. С тех пор Прохор был пострижен в монахи и получил имя Серафим. Чем же отличился этот праведный “святой”? После 16 лет ничем не примечательной жизни, Серафим поселился в глухом лесу неподалеку от монастыря. Этого ему показалось мало для отречения от бренной жизни. Он, согласно церковным писателям, стал молиться на камне. Занимался он этим полезным занятием 1000 дней кряду. Но и этого было мало праведному Серафиму. Он решил добавить к своему статусу отшельника статус молчальника. По свидетельству одного из современных биографов “святого” Серафима “ он сносился с внешним миром (представленным только монахом, приносящим подвижнику пищу) знаками и жестами ”.


Дальше, после подобного образа жизни его нездоровое психическое состояние еще больше усугубилось и он вовсе стал избегать людей. Если ему по какой-либо причине встречались люди, он бросался ниц и покрывал лицо руками. А всё остальное время он проводил, лежа в гробу, который по его просьбе сколотили монахи монастыря.


Однажды на него напали разбойники, пробили ему череп и сломали ребра. По этому поводу церковные биографы имеют противоречивые трактовки. Один, церковный писатель Никита Волнянский утверждает, что это бог “ ниспослал свыш е” увечья “для испытания душевной стойкости ”. Другой, иерей И.Ефимов чуть позже писал, что дьявол пытался искусить старца: “ Не добившись победы в мысленной брени, дух злобы применяет грубое физическое воздействие, чтобы удалить подвижника из пустыни. ” Впрочем, если вспомнить все подобные случаи, то оказывается, что дьявол отчего-то всегда в подобных ситуациях добровольно работает в качестве подельника бога.


После, на склоне лет, старец вышел из затвора и стал давать духовные наставления паломникам. Ничего примечательного за ним не было замечено. Единственное, Серафиму приписывается демократичность в обращении с богатыми и бедными, дескать, “ ласков со всеми, не предпочитая бархат дерюге ”. Возможно, так оно и было. Однако стоит отметить такой факт: в 1826 году духовному начальству Петербурга было донесено о том, что узнав о казни декабристов на виселице, старец Серафим “ плясал в своей келье ”. Демократ еще тот, как видно.


Конечно, нельзя отрицать того, что святой Серафим был бессребреником и поучал “отдать алчущему” то, что сам имел. Но на деле, Саровский монастырь не очень внимал проповедям старца и не прочь был получить прибыль от “алчущих” , приторговывая лесом. За десять лет (с 1891 по 1901 год) доходы монастыря составили 688 773 рублей. А земли во владении монастыря ко времени канонизации было около 30 тысяч десятин. А уж какую прибыль получил Саровский монастырь впоследствии после канонизации Серафима не стоит даже упоминать.


Итак, старец Серафим умер в 1833 году. Что же заставило церковь канонизировать его? На это было несколько причин: самая главная из которых - политические соображения царского правительства. К 1903 году страну стали сотрясать стачки и волнения. Недовольство народа нарастало и Николай II, который сам был суеверен как деревенская бабка, во многом уповал на “духовность”, надеясь таким образом вернуть народ к благоразумию. Что же, дескать, подлецы не хотят в царствие божие попасть? В том и состояла вся царская забота, чтоб о душах голодного и нищего народа позаботиться.


Впрочем, похоже, больше его заботили “спокойствие и порядок”, который он поддерживал как мог с помощью штыков и нагаек, тюрем, каторог и казней. Но отчего бы не добавить ко всему этому “святого” чудотворца? В конце концов миссия церкви в том и состояла, чтобы отвлекать людей от бунтарства.

Стали спешно искать “чудеса”. Нашли 94 “чуда”, совершенных “святым” Серафимом. К сожалению, тамбовский архиерей, перед которым оказался список “чудес” стал первым в истории, кто использовал фейспалм целых 90 раз кряду- из всего списка только 4 чуда можно было как-то отдаленно считать “чудесами”. Пришлось монахам разыскивать новые чудеса.


Убедить Николая II в том, что Серафим является подходящим “святым” материалом труда не составило. Во- первых, Серафим оставил предсказание о том, что “ в начале царствования сего монарха будут несчастия и беды народные...Но вторая половина будет светлая и жизнь государя долговечная .” Кто знаком с историей, может подтвердить, что слова старца о первой половине сбылись. Стоит лишь вспомнить коронацию на Ходынском поле, где в результате давки погибли несколько тысяч человек простого люда. Потому то и уверовал Николай II в то, что и вторая часть сбудется. Всем известно, каким светлым было правление царя впоследствии: позорное поражение в русско-японской войне, кровавое воскресенье, революция 1905 года, война с Германией, полное разорение с сотнями тысяч убитых, и, наконец, Февральская революция 1917, которая положила конец трону и долгой жизни Романовых. Нечего сказать - предсказание сбылось наполовину.


Во-вторых, у царя было много духовных советников, чаще из числа юродивых пророков и шарлатанов. Одним из таких проходимцев был “доктор” Филипп, явившийся на служение суеверному царю, как пчела на мед из самой Франции. В своё время этот проходимец “наколдовал” беременность царицы, в которую все безоговорочно поверили, включая саму царицу. И что же? По истечении 9 месяцев роды так и не пришли. Когда к царице допустили настоящего доктора- профессора Отта, тот констатировал, что царица не беременна и не была беременна...

Однако, такой конфуз не остановил царя наградить знахаря званием доктора медицины от Петербургской военно-медицинской академии и чином действительного статского советника. Вот этот советник и насоветовал канонизировать Серафима.


Канонизация Серафима состоялась в июле 1903 года. Всё событие напоминает театр абсурда. Сначала, выяснилось, что нетленные мощи- вовсю истлели, от них ничего не осталось кроме скелета с клочком волос. Но это же противоречило россказням о нетлении святых! Местный архиерей до того поразился видом “нетленности”, что отказался подписывать документ о засвидетельствовании. Но его спешно сменили на более сговорчивого. Однако, это не остановило деревенских остряков выдумать присказку: “ А ведь мощи были слишком тощи!


Пришлось состряпать “разъяснение”. Митрополит Антоний в газете “Новое время” опубликовал статью, в которой обвинил некое общество по “борьбе с православием” в распространении слухов и наведении смуты. Но даже люди благонамеренные и верующие стали сомневаться. И митрополиту не осталось ничего иного как признать, что в гробу, дескать, ничего приличного не осталось, но … “ у святого человека всё свято, всё чудодейственно. Даже тень, даже одежда, а не одно только тело и кости...Останки же его тела, кости его, для верующего суть драгоценная.


Таким признанием православная церковь выставила себя полным посмешищем. Даже такой известный славянофил как Д.А. Хомяков сказал редактору журнала “Русский архив”: “ Что значит: наврать вначале, так чепухой всё и пойдет до конца.. Ведь всё что, он (Прим. митрополит ) пишет не выдерживает никакой критики самой снисходительной. Дело не в том, какое отношение это имеет к святости, к истлению, а в том имеет ли смысл выставить для чествования останки, утратившие тот образ, который дает основание не хоронить покойника? Если бы тела не тлели, то их не нужно было бы засыпать землею. Если же они истлели, то не для чего их из оной вынимать. Замечательно, какой всеобщий упадок простого смысла во всем и почти везде . ” Логично. Интересно, что бы сказал Хомяков, если бы узнал, что эти самые мощи на днях отправляются в космос? Наверное, заплакал бы.

Но если этого мало, случилась еще одна неловкость. Дело в том, что Серафима похоронили с большим железным крестом в руках и монастырские записи это подтверждали. Но вот незадача- креста в руках мощей не оказалось. Стали думать да гадать; смутные сомнения привели к догадкам, что тело, вероятно, принадлежит не Серафиму, а старцу Марку, которого похоронили нескольким годами раньше.


Увы, торжества надвигались, а на то, чтобы улаживать новый конфуз не было времени. Между тем, духовные и светские власти решили подготовить пышный спектакль под названием “канонизация” как можно лучше- ведь сама императорская чета примет в нем участие. Как водится: починили дорогу, ведущую к монастырю, залатали и покрасили дома вдоль дороги, убрали ненужных людей, завезли нужных. Всех красивых деревенских девок заставили нарядиться в народные костюмы и выйти на обочины. Высадили березки, выпололи сорняки. В общем состряпали потемкинскую деревню, чтоб царю любо-дорого взглянуть.


При этом не забыли об охране царственных особ: вдоль железной дороги от Петергофа до Арзамаса стянули крупные воинские части. Более 15 тысяч солдат из гренадерских и пехотных солдат при полном вооружении стояли вдоль разных участков железной дороги. В саму губернию пожаловало несметное количество царской охранки.


А самое главное: пригласили актеров на роль “исцеленных”. Некоторыми оказались жандармы, которые по совместительству выполняли свои прямые обязанности и следили, чтоб порядок не нарушался. В жандармском архиве впоследствии были найдены фотографии полицейских, наряженных паломниками с перевязанными руками и ногами.


Как вспоминал местный рабочий А. Савонин, один день после работы он встретил немого и жестами предложил выпить в лесу. Тот согласился и, прилично набравшись, стал что-то напевать. Рабочий удивился, тогда “немой” одумался и схватил нож. Савонину удалось убежать, а после, “немой” вместе с настоятелем монастыря стал предлагать рабочему 300 рублей. Рабочий отказался и вынужден был уехать. Что до “немого”- тот чудесным образом стал говорить после встречи с мощами Серафима.


Еще один случай, который был описан в “Московских ведомостях”: студент Юрьевского университета Юдинский чудесным образом прозрел после многих лет слепоты. И все благодаря святому старцу. Но неувязочка: некоторое время спустя, студенты университета написали письмо в редакцию и заверили, что в упомянутый день студент Юдинский был в университете и, более того, держал письменный экзамен. Но кому есть дело до таких пустяков? Спектакль прошел успешно и сам Николай II сказал: " Я в восторге от встречавшего меня народонаселения Нижегородской губернии и от того примерного порядка, который им самим же поддерживался. Желаю, чтобы это дошло до народа. ” Святого Серафима канонизировали 19 июля 1903 года.


А тем временем 19 июля 1903 года в бельгийской столице Брюсселе состоялось очередное заседание II съезда РСДРП. Первыми строками протокола собрания было следующее заявление:

При открытии заседания в 9 час. 30 мин. Председатель сообщает собранию о последних событиях в России. В Баку вспыхнула всеобщая стачка, устраивались политические митинги, на которых присутствовало - на одном -две, на другом- три тысячи человек. Стачечников более пяти тысяч. Прекратился перевоз товаров морем и по железной дороге. Газеты не выходят. Движение трамваев приостановлено. В Тифлисе вслед за тем началась стачка. Во всех типографиях забастовали наборщики, и газеты три дня не выходили... Стачка охватила почти все отрасли промышленности. В селе Михайлово, под Тифлисом, против стачечников были высланы войска, которые стачечники встретили камнями и выстрелами из револьверов. Войска стреляли- 10 убитыми, 18 раненых. Сообщают о стачке в Одессе и стачке матросов Добровольного флота и о событиях в Минске.
Председатель предлагает от имени собрания послать стачечникам выражение сочувствия..
Предложение принято единогласно.”


А закончил съезд свою работу принятием первой партийной Программы, в которой говорилось: “ Самым значительным из всех этих пережитков и самым могучим оплотом всего этого варварства является царское самодержавие…


Поэтому РСДПР ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой... ”


15 лет спустя политическая задача была выполнена- пало царское самодержавие. Как ни старался Николай II продлить свое существование обретением “нетленных мочал ” Серафима Саровского, мечтам его не дано было осуществиться.


А спустя более ста лет, все позабыли или не знают в каком постыдном положении оказалась Россия и несчастный народ во времена канонизации этого “святого” и сколько крови пришлось пролить, чтобы изменить это положение.Теперь опять вытащили на свет убогие мощи и, перещеголяв кровавого самодержца, отправляют их с почестями в космос. А еще большая ирония ситуации состоит в том, что не будь тех событий 1917 года, о которых стараются не упоминать любители духовности, неизвестно еще на чём и куда бы полетел “святой” Серафим.

18 ноября в храме Преображения Господня в Звездном городке встретили прибывшую с Международной космической станции частицу мощей великомученика Георгия Победоносца. Мощи этого святого заступника благодаря космонавту Федору Юрчихину полгода находились на борту орбитальной станции.

Перед полетом настоятель храма Преображения Господня – игумен Иов (Талац), духовный наставник отряда космонавтов, «звездный батюшка», как они его называют, – передал космонавту мощевик, а Федор Николаевич пришел в храм вернуть святыню и остался на небольшой молебен.

Надо сказать, что день космонавта после возвращения на Землю расписан буквально по минутам: медицинские процедуры, исследования, осмотры. Космонавты должны пройти длительную реабилитацию, чтобы организм привык к земной силе тяжести. Ведь в полете телу пришлось приспособиться к невесомости, которая «сбила» центральную нервную систему. Для организма это большой стресс. Из-за отсутствия привычной земной нагрузки слабеют мышцы, из костей исчезает кальций, снижается интенсивность кровообращения – словом, невесомость наносит организму определенный вред. Поэтому после полета медики проводят детальные исследования и специально разработанную терапию.

Федор Николаевич, проходя этот интенсивный этап реабилитации, забежал в храм всего на полчаса. А там уже собрались встречающие его прихожане (среди них был и его товарищ по отряду космонавтов – Валерий Григорьевич Корзун, который пономарит в храме), космонавт пожал протянутые руки, обнялся с отцом Иовом. Благословив космонавта, батюшка обратился к присутствующим: «Вернулся из космоса наш космонавт Федор Юрчихин. На орбите он выполнял не только научную и государственную миссию, но и поручение Православной Церкви, потому что брал с собой величайшую святыню – мощи Георгия Победоносца. Этот великий святой – покровитель Москвы. Мощи мне передала монахиня иерусалимского монастыря. Ее сын был десять лет настоятелем в храме на родине Георгия Победоносца в городе Лидде. Сын передал ей частицу святых мощей, а она завещала ее нашему храму. Благодаря Федору Николаевичу, эта святыня полгода совершала своеобразные крестные ходы вокруг Земли. Можно даже подсчитать, сколько их было: количество дней, проведенных на орбите, надо умножить на 16 – столько оборотов вокруг Земли совершает за 24 часа орбитальная станция».

Космонавт снял с шеи цепочку с мощевиком, в котором святыня пребывала на орбите. Отец Иов бережно принял мощевик у Федора Юрчихина. Отслужили молебен, затем все с благоговением приложились к мощам великомученика Георгия.

Надо сказать, что это не единственная святыня, побывавшая в космосе. Впервые на орбиту отправилась частица мощей преподобного Сергия Радонежского, которую отец Иов доверил космонавту Юрию Лончакову. Это был, наверное, первый в мировой истории случай. До этого момента на орбитальной станции побывали крест, подаренный космонавтам Святейшим Патриархом Алексием II, и святые иконы. Но после того как отец Иов (Талац) – монах Троице-Сергиевой Лавры – стал духовным наставником отряда космонавтов, он доверяет своим духовным чадам препроводить в космос частицы святых мощей.

Антон Шкаплеров, например, брал с собой мощи святителей Филиппа и Петра, митрополитов Московских. Максим Сураев – частицу Животворящего Креста Господня. А вместе с Федором Юрчихиным нес космическую вахту не только великомученик Георгий, но и великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон, мощи которых космонавт брал с собой в предыдущую экспедицию. Также с Федором Николаевичем в космосе побывала частица деревянной раки, в которой находились мощи святителя Николая Чудотворца, когда тело святителя переносили из Мир Ликийских в Бари. И вот очередная святыня – частица мощей Георгия Победоносца – вернулась в храм Преображения Христова в Звездном городке.

Настоятель необычного «звездного» храма сказал свое напутственное слово, в котором призывал людей отнестись к этому событию как к дарованной свыше возможности почаще молиться этому и другим святым, призывая их помощь и покровительство.

Святый великомучениче, победоносче и чудотворче Георгие, моли Бога о нас!

Федор Николаевич Юрчихин тем временем дал корреспонденту газеты «Православная Москва» интервью.

– Федор Николаевич, как Вы доставили мощи на орбиту?

– На себе, всегда только на груди. Они всегда были рядом со мной. В этот раз в небольшом мощевичке. В прошлый раз (с мощами Феодора Стратилата) мощевик был лишь немного больше.

– На космической станции Вы всегда носили мощи с собой?

– Во-первых, на орбите невесомость и нательный крест всегда «всплывает», что мешает, потому что ты работаешь в разных сложных условиях, и цепочка может запутаться или за что-то зацепиться. Поэтому мощевичок всегда висел в моей каюте или же был со мной. На все основные операции – выход в открытый космос или перестыковки с одного узла на другой – я всегда надевал его под скафандр. И когда возвращался с орбиты на Землю в спускаемом аппарате, всегда надевал и крест, и мощевичок.

– Возвращение на Землю после второго космического полета было у Вас тяжелым – баллистический спуск. Это когда аппарат опускается по крутой траектории, что приводит к большим перегрузкам, иногда предельно допустимым для человека. Какие святыни сопровождали Вас в этих нелегких обстоятельствах?

– Мой крест нательный был всегда со мной, а в спускаемом аппарате – и мои иконы.

– Скажите, пожалуйста, Федор Николаевич, может быть, с мощами святых как-то иначе проходит космическая вахта?

– Вопрос, мне кажется, даже не в святынях: выше веры в сердце ничего нет.

– Скажите, а вера в Вашей душе затеплилась еще в детстве стараниями родителей или же был какой-то иной путь исканий?

– Я рос в такой среде, вера перешла ко мне от дедушек, бабушек и родителей. А я теперь передаю ее своим детям.

– У Вас две дочери. Не собирается ли кто из них связать свою жизнь с космосом?

– Нет, это мужская профессия.

– Почему же человечество так стремится в космос?

– Человечество стремится не в космос, а к непознанному. И космонавтика всегда притягивала и будет притягивать человека. Люди так устроены, что стремятся познать неизведанное. В том числе и самого себя. Ведь одна из самых главных и сложных загадок – сам человек.

– А Вам космонавтика помогла понять себя?

– Любая преграда, с которой сталкивается человек, помогает ему понять себя и свои возможности. А на пути в космос приходится преодолеть множество преград.

– Есть ли какие-то конкретные примеры?

– В первую очередь, это вопросы, связанные с медициной, и всякие технические сложности. У меня путь был довольно долгий и тернистый – 11 лет. С 1986 года и до зачисления в 1997 году в отряд космонавтов – сплошная испытательная полоса. И подготовка к полету тоже важный этап, требующий большой работы.

– Стать космонавтом – Ваша детская мечта?

– Да, сколько себя помню, я всегда хотел быть космонавтом. Я рос в те времена, когда у всех на устах были имена Юрия Гагарина, Германа Титова, Валентины Терешковой. И все знали наперечет первых космонавтов: и Николаева, и Поповича, и Быковского. Мы играли в разные игры: кто победит – тот Гагарин, а кто второй придет – Титов. Так уж судьба у двух этих великих космонавтов сложилась.

– В истории космонавтики немало примеров, когда в ожидании полета проходит не одно десятилетие, а кому-то так и не доведется побывать в космосе – из-за травм, болезней. Вы же бывали на орбите многократно. Божья помощь сыграла в этом свою роль?

– Как говорят, на Бога надей­ся, а сам не плошай. Бог помогает, безусловно. И я ощущал Его помощь всегда. Помогают родные и близкие. Вера же, помогая и вдохновляя, всегда ведет вперед.

– Успеваете ли Вы молиться на орбите, ведь время там расписано по минутам?

– Дело не в том, успеваешь или не успеваешь помолиться, а с верой ты там или без нее. Я же всегда был с верой. Более того, я счастливый человек, потому что с тринадцатой экспедиции (а моя первая длительная экспедиция была по счету пятнадцатой) на борту Международной космической станции находился крест, который вручил нам Патриарх Алексий. И этот крест до сих пор на орбите. Этого достаточно, потому что каждый раз, когда взгляд падает на него, слова благодарности Богу тут же возникают в душе. Поднял голову и видишь благословляющий тебя крест.

– 28 ноября в этом только что построенном храме произошло освящение, которое совершил Святейший Патриарх Кирилл. И Вы отстояли всю службу, хотя врачи не рекомендуют после приземления такие длительные нагрузки. Чем объяснить Ваше стремление в этот день обязательно присутствовать в храме?

– Во-первых – чувство долга. Потому что в такой день присутствовать в храме и почетно, и обязательно. Во-вторых, когда видишь рядом таких людей, как Валентина Владимировна Терешкова, Алексей Архипович Леонов, весь цвет российской космонавтики, то ощущаешь особую атмосферу.

– Какие еще ценности, по Вашему мнению, играют в жизни важную роль?

– Думаю, самая главная заповедь – никогда не выступать «против», а выступать «за». Касается ли это рабочих или семейных отношений, всегда надо работать «за».

Марина Лев

Вы удивитесь, но некоторые даже после своей смерти успевают сделать больше, чем многие в течение жизни. Как православные и католические святые смогли побывать в космосе? Для чего это было сделано? Непонятно!

Иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Является одним из наиболее почитаемых православных святых.

Родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии.

Через 183 года побывал в космосе. Т.е. не он, конечно, а частичка мощей.

Георгий Победоносец - христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время Великого гонения при императоре Диоклетиане, после восьмидневных тяжких мучений в 303 году был обезглавлен.

Через 1710 лет частичка Георгия побывала в космосе.

Пётр — Митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребывание в Москве. Именуется Ратенским.

Митрополит Пётр родился во второй половине XIII века. Умер в 1326 году.

Через 685 лет после своей смерти побывал в космосе.

Епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного.

Через 442 после смерти побывал в космосе.

Феодор Стратилат является христианским святым, почитаемым в лике великомученика. Память в Православной церкви совершается 8 февраля и 8 июня, в Католической церкви 7 февраля. Святой великомученик Феодор Стратилат, погибший незадолго до победы равноапостольного императора Константина над казнившим Феодора императором-язычником Лицинием.

Феодор Тирон является христианским святым, почитаемым в лике великомучеников.

Сергий Радонежский — иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой.

«Мир» в огне

В 60-х гг. Хрущёв грозился «показать по телевизору последнего попа». Окажись он сегодня в Звёздном, был бы удивлён. Силами космонавтов там воздвигнут храм Преображения Господня. «На Пасхальную службу собралось около тысячи человек», - рассказывает настоятель храма, монах Иов. Космонавт Леонов, первым в мире совершивший выход в открытый космос, подшучивает над батюшкой: «Уж не знаю, кто вы такой, батюшка, знаю только, что пономарём у вас служит генерал-майор, Герой России Валерий Корзун». «Крещён я с детства, у меня была набожная бабушка. Но в школе, а потом и в лётном училище от храма отдалился и вернулся в церковь, когда «припекло», - рассказал «АиФ» Валерий Корзун. - Случилось, что мой высокий рост - 184 см стал преградой к полёту. Дело вот в чём: на орбиту, а потом обратно на Землю космонавта доставляет корабль. Мы сидим в ложементе - специально отлитом для нас кресле. До меня ни для одного космонавта не делали ложемент под рост 184 см - такое сиденье с трудом умещается в небольшую капсулу, на которой мы спускаемся домой. Мой полёт откладывался на год, два, три. И я поехал молиться в Оптину пустынь. Вернулся в Москву и спустя несколько дней узнал: вопрос, тянувшийся годы и требовавший согласования в пяти инстанциях, решён. В 1996 г. я отправился на станцию «Мир».

А там случилось серьёзное ЧП - самовозгорелась кислородная шашка. Станцию окутал едкий дым, начали плавиться провода. Экипаж использовал три огнетушителя, чтобы сбить пламя. Американский астронавт потом напишет: «Пожар был нешуточный, но спасение пошло по удивительно благоприятному сценарию». А Корзун задумался: «Это случилось 23 февраля. В тот день по телемосту нас с праздником поздравлял сам патриарх Алексий II. На душе благостно. И вдруг после разговора со Святейшим этот непонятно откуда взявшийся пожар. На Земле спросил об этом батюшку Иова, он ответил: «Эх вы, маловерные. Святейший, зная, что вы в экстремальных условиях, после разговора наверняка помолился о вас. Может, по его молитве всё и обошлось».

После возвращения Валерия Корзуна на Землю его коллеги, продолжавшие нести вахту на станции «Мир», стали жертвой первого в мире космического тарана. Корабль «Прогресс М-34 », вместо того чтобы пристыковаться к станции, врезался в МКС. Космонавты услышали вой сирены: разгерметизация. Через пробоину стал выходить воздух, давление катастрофически падало. По инструкции при давлении ниже 500 мм ртутного столба экипаж покидает корабль, потому что при 300 мм человек может потерять сознание. Всё решали секунды. «Нужно было срочно задраить люк в отсек, где произошла разгерметизация, - рассказал „АиФ“ космонавт Александр Лазуткин. - Но из отсека в отсек шли толстые провода, они не давали закрыть люк. Кинулся искать мачете, чтобы перерубить. Не нашёл. Начал голыми руками отвинчивать электрические клеммы. Пронеслась мысль: они ведь под напряжением, сейчас током шибанёт. Чудом пронесло. Разбросав кабели, задраил люк. Давление перестало падать. Начались перебои с электроэнергией. Жизнедеятельность „Мира“ восстановилась через сутки. Мы продолжили полёт».

Эта экспедиция для Лазуткина была первой: «На Байконуре за сутки до полёта командир экипажа Василий Циблиев спросил: „Саша, ты покрестился?“ - „Всё собирался, да времени не было“. - „Сейчас готов?“ - „Да кто же сюда пустит батюшку?“ Надо сказать, перед полётом к космонавтам вообще никого не пускали. И вот удивительно: батюшка нашёлся, и крестик у него для меня был. Так я принял крещение на Байконуре». В своё время самого Василия Циблиева к крещению подтолкнул Алексей Леонов. Сказал: «У тебя до старта полтора месяца, съезди на родину покрестись». Ровно так Циблиев и поступил.

Крещёным человеком был и первый космонавт. «В доме родителей Гагарина иконы висели в „красном углу“ в большой комнате и на кухне. Отмечались все праздники: Пасха, Рождество, Троица, день святителя Николая Чудотворца. Уже после полёта к отцу Гагарина пришло начальство из райкома: мол, у вас сын - космонавт, а в доме иконы висят. Но отец Гагарина иконы не снял, - рассказала „АиФ“ племянница Гагарина Тамара Филатова. - Юрий Алексеевич был моим крёстным отцом. Его мама, для меня она бабушка, рассказывала, как юный Гагарин, ему было 13 лет, обносил меня на руках вокруг купели. Когда у Юрия Алексеевича родились дочки, он привозил их на родину крестить. Старшую, Елену, - в 1959 г., младшую, Галину, - в 1961 г., после полёта. В храм внучек носила мама Гагарина. Это не афишировалось. О крещении знали лишь родственники».

Сбежал на литургию

Сегодня у космонавтов традиция - перед отправкой на Байконур посещать Троице-Сергиеву лавру. «В 2007 г. перед полётом мне удалось поехать в лавру всей семьёй, - рассказал „АиФ“ космонавт Фёдор Юрчихин. - Исповедались, отстояли службу, причастились, к мощам приложились. Дома младшая дочка сказала: „Папа, это был самый счастливый день в моей жизни“. Её слова меня в самое сердце поразили. В космонавтику я пришёл в зрелом возрасте, медкомиссию проходил в 38 лет и остерегался вопроса: „Не поздновато ли начинать?“ Его не прозвучало. Первый полёт я совершил в 43 года, крайний и третий по счёту - в 51 год. Пять раз выходил в открытый космос».

Крайний полёт Юрчихина завершился 26 ноября прошлого года, а уже через день он был в Звёздном, где освящал новый храм, а потом служил в нём литургию патриарх Кирилл. Ради этого Фёдор сбежал из профилактория, где после посадки космонавты 2 недели проводят под наблюдением медиков. Леонов и Терешкова, увидев Юрчихина в храме, принесли стул: «Тебе сейчас нельзя стоять» (после невесомости мышцы атрофируются, прежняя форма возвращается через полгода). - «Ничего-ничего» . И отстоял службу.

Многие космонавты приняли решение венчаться с супругами. Командир отряда космонавтов Юрий Лончаков и его жена Татьяна венчались в Троице-Сергиевой лавре. «Крестился я в 28 лет, но о вере знал мало, - рассказывает Юрий. - Библию читал урывками, впервые от корки до корки прочитал её именно в космосе. Потом было путешествие на Святую землю, где для меня ожило Евангелие». Перед своим крайним полётом в 2008 г. Лончаков поехал в лавру, там ему вручили частицу мощей преподобного Сергия Радонежского. По благословению духовника, Юрий вместе со святыней (ковчежец с мощами был у него на груди) дважды выходил в открытый космос. В прошлом году Максим Сураев брал на орбиту часть Животворящего Креста Господня. Сегодня эта часть вложена в распятие в храме Преображения Господня в Звёздном. Часто космонавты берут с собой в космос иконы. «Я знаю полсотни космонавтов, и только двое из них сомневающиеся, остальные - верующие люди», - говорит игумен Иов (Талац). Будучи настоятелем храма в Звёздном, он вполне оправдывает своё звание «космического батюшки». В келье монаха Иова стоит телескоп, в который он наблюдает за небесными светилами, на полках собраны книги по астрономии, а на стене кроме икон и фотографий христианских подвижников висят фотографии Сергея Королёва и Юрия Гагарина: «Для меня это близкие люди, каждый день за них молюсь».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме