Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как создавалась единая пожарная охрана. Пожарная охрана Пожарная охрана в постсоветское время

Почему этот праздник отмечают до сих пор?

Сегодня исполняется 100 лет советской пожарной охране. 17 апреля 1918 г. был подписан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», который сыграл значительную роль в деле становления и развития пожарной службы нашей страны.

По старой доброй традиции ветераны-пожарные свой профессиональный праздник отмечают в этот день, несмотря на то, что с марта 1999 года, День пожарной охраны России официально празднуют 30 апреля.

История советского пожарного дела наполнена подвигами людей, которые встали на защиту своей страны. В годы Великой Отечественной войны пожарная охрана оказала неоценимую помощь Красной Армии. Она стала своеобразным щитом, обороняющим от вражеских авианалетов и огня военные и стратегически важные для государства объекты, населенные пункты.

В честь этой знаменательной даты, московские огнеборцы запустили специальный проект, призванный вспомнить историю пожарной охраны, а также - тех, кто на протяжении века защищал город от яростной стихии.

Для восстановления визуального облика исторических объектов пожарной охраны, авторы решили совместить старые снимки и современный вид города. Итог оказался очень интересным, на фотографиях появились старые здания, пожарная техника и огнеборцы.

Профессия пожарного требует смелости, отваги и осознанного выбора. Люди, связавшие свою жизнь с делом спасения людей на пожаре, из поколения в поколение несут нелегкую службу и служат Отечеству, ежедневно спасая самое ценное – человеческую жизнь. Поэтому, династии в пожарной охране – дело распространенное. Многим из них более 100 лет. Связанные родственными узами, пожарные и спасатели стараются не уронить честь своей фамилии.

В июле 2010 года, оказавшемся аномально жарким и засушливым, в многих регионах центральной части России начались лесные и торфяные пожары. К началу августа ситуация не улучшилась.

Во времена СССР (с 1966 г.) руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили аппараты Государственного пожарного надзора, осуществлявшие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые было возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства.

В пожарной охране МВД имелся Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, сеть территориальных пожарно-технических станций, проводящих научно-исследовательские работы в области пожарной безопасности, а также учебные заведения, готовящие инженеров и техников пожарного дела. Некоторые министерства и ведомства (например, министерство путей сообщения, министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели свою ведомственную пожарную охрану. На промышленных предприятиях и стройках, в учреждениях и организациях, колхозах и совхозах организовывались из рабочих, служащих и колхозников добровольные пожарные дружины.

Привлекали население к делу профилактики пожаров республиканские, краевые и др. добровольные пожарные общества. Члены добровольных пожарных дружин пользовались по месту работы рядом льгот (например, им предоставлялся дополнительный отпуск).

Для выполнения своей главной задачи - борьбы с огнем - пожарная охрана располагала различными автомобилями , пожарными самолетами и вертолетами, поездами и катерами, специальными лабораториями. Были даже подразделения пожарных десантников - их выбрасывали на парашютах в труднодоступных районах для локализации и ликвидации очагов пожара.

Все леса были разделены на кварталы для проезда техники и для локализации верхового пожара. Применялось боронование (опашка). При тушении лесных пожаров использовались сборно-разборные трубопроводы, которые хорошо показали себя при при тушении лесных пожаров в 1972 г. в подмосковных лесах. В СССР было 18 трубопроводных бригад, способных развернуть за сутки 120 км трубопровода диаметром 100 и 150 мм. В частях ГО были также комплекты трубопроводов длиной до 15 км.

Большое значение придавалось профилактике пожаров . Например, пожарная охрана следила за тем, чтобы в населенных пунктах, где дома из дерева, устраивались отсечные кирпичные стенки, непреодолимые для огня.

Зимой заранее делались просеки, чтобы затруднить распространение пожара. Ранней весной, когда в лесу еще сыро и большой пожар невозможен, делались профилактические сжигания прошлогодней листвы и опавших веток, так называемые "контролируемые отжиги".

Введение

Более полувека прошло с тех пор, как Советский Союз и его вооруженные силы одержали историческую победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В героической истории нашей Родины она занимает особые страницы, раскрывающие борьбу советских народов за свою свободу и независимость.

Немало героических страниц в история самой страшной войны XX столетия вписали войска народного комиссариата внутренних дел (НКВД).

Об этих государственных структурах высказано немало суждений и их деятельности даются разные оценки, причем, порой, полярные друг другу. естественно, органы, стоявшие на защите безопасности и правопорядка, не всегда вызывают симпатии у граждан, и особенно тогда, когда им приходится действовать в особых условиях.

В мирное время для внутренних войск не были предусмотрены многие вопросы, которые пришлось решать во время войны, однако структура этих войск показала свои способность к быстрой адаптации к новым условиям, к быстро меняющейся оперативной обстановке.

Война вызвала к жизни принятие целого ряда документов, регламентирующих как жизнь в стране в целом, так и действия войск НКВД, принимаемых как на самом высоком уровне, так и на уровне отдельных фронтов.

Сотрудники органов внутренних дел часто подключались к операциям, не свойственным данной структуре, резко возросла нагрузка на их сотрудников, несовершенство и даже некоторая противоречивость правовой базы их деятельности позволяла вышестоящим войсковым структурам “загружать” войска

НКВД исключительно сложными дополнительными задачами.

Однако через ошибки, потери, трудности различного характера, задачи внутренних войск во время войны все же были выполнены, в стране не был допущен хаос, тыл действующих армий был надежно защищен.

И сейчас, в условиях все усиливающейся криминализации общества, очень важен опыт прошлых лет, позволяющий узнать, как правоохранительные структуры в условиях войны решали особые, специфические задачи, характерные лишь для особого, чрезвычайно сложного периода, поскольку в этих условиях наряду с число профессиональными задачами мирного времени возникали и успешно решались задачи, касающиеся только военной обстановки.

Советская пожарная охрана в годы Великой Отечественной войны

1941 г. - переломный в работе пожарной охраны. Для успешного выполнения поставленных задач ГУПО развернуло работу всех пожарных организаций по трем главнейшим направлениям. Наряду с мероприятиями по пожарной профилактике значительное внимание было уделено организации службы в пожарных командах всех без исключения наркоматов и ведомств в соответствии с имеющимися уставными положениями. Третьим направлением стало совершенствование боевой подготовки от одиночного бойца до соединений пожарной охраны. Новое в системе боевой подготовки частей и подразделений заключалось в наибольшем приближении обучения людей к практическим условиям ведения военных действий. Постановлением СНК СССР в 1941 г. усилилась пожарная охрана Ленинграда. Она стала военизированной, организованной в отряды соответственно административному делению города. В других регионах для обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов в каждом городе, поселке, райцентре организовывались добровольные пожарные дружины. Под контроль были взяты обеспечение противопожарным инвентарем каждого сельского дома и добровольных пожарных дружин (ДПД), организация очистки и ремонта всех имеющихся водоемов и подъездов к ним.

В канун Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой внушительную организованную силу. В централизованном порядке она обеспечивалась квалифицированными кадрами, необходимой пожарной техникой, специальными видами снаряжения. Вся боевая и профилактическая работа противопожарной службы строилась по единым уставам и наставлениям. Республиканские, краевые, областные центры, крупные города, большинство районных центров охранялись городскими пожарными командами (ГПК), содержащимися за счет местного бюджета.

В довоенный период военизированная пожарная охрана имелась только на некоторых объектах оборонного значения, авиационных заводах и отдельных предприятиях с повышенным уровнем пожаровзрывоопасности (крупные нефтебазы и т.п.).

В системе военизированной охраны (ВОХР) железнодорожного транспорта имелись пожарные подразделения, на вооружении которых находились пожарные автомобили и поезда. Немногочисленные пожарные части были в морском, речном флотах и некоторых других ведомствах.

На вооружении профессиональных и военизированных пожарных частей состояли автонасосы, автоцистерны отечественного производства на базе грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИС. Промышленность в достаточном количестве обеспечивала пожарную охрану рукавами, пеногенераторами и пенопорошком. В 1940 г. в части стали поступать первые изолирующие противогазы, электрические фонари с сухими батареями.

В сельской местности СССР профессиональной пожарной охраны не было. Борьба с огнем осуществлялась самим населением, организованным в добровольные пожарные дружины (ДПД). На их вооружении имелись пожарные насосы ручного действия, гидропульты-костыли и другие подручные средства. В отдельных совхозах и колхозах на вооружении дружин находились пожарные мотопомпы. Вся тяжесть работы по организации сельской пожарной охраны ложилась на плечи районного пожарного инспектора. Ему приходилось в одном лице выступать в роли профилактика и главного руководителя тушения пожаров.

Предвоенный период характеризовался значительной организаторской работой ГУПО, в составе которого трудились подлинные энтузиасты пожарного дела: Д.М. Карельский, М.И. Земский, Н.А. Тарасов-Агалаков, А.И. Королев, Г.М. Мамиконянц, С.Г. Соловьев и др. С ноября 1941 г. руководство пожарной охраны страны возглавил генерал-майор П.М. Богданов. По его инициативе осуществлялась военизация противопожарной службы в крупных городах, что существенно повысило боеспособность пожарных подразделений.

Постоянной заботой главка являлось комплектование пожарных подразделений личным составом, обобщение и внедрение опыта профилактической работы.

Накануне войны в ЦНИИПО группой научных сотрудников под руководством С.И.. Таубкина были созданы огнезащитные составы, нашедшие применение во многих городах и населенных пунктах. Они изготавливались из доступных материалов и позволяли в значительной степени снизить опасность пожаров от зажигательных бомб. В последующий период учеными и специалистами института были разработаны новые способы тушения зажигательных средств, применяемых противником.

С первых дней Великой Отечественной войны ГУПО НКВД СССР проводит большую организационную работу в пожарной охране страны. Весь личный состав переводится на казарменное положение. В центре внимания - подготовка бойцов и командиров нового пополнения. Отрабатываются методы и приемы борьбы с огнем в условиях возможного нападения вражеской авиации, ведутся поиски новых тактических возможностей пожаротушения.

Секретарь ЦК и МК ВКП А.С. Щербаков и председатель Моссовета В.П. Пронин выезжают в ЦНИИПО, где знакомятся с организацией работы с населением в условиях военного времени, присутствуют на учениях пожарных подразделений.

В городах работники пожарной охраны отрабатывают с населением приемы тушения зажигательных бомб, организацию противопожарной защиты жилого сектора. Все большее значение приобретают вопросы пожарной профилактики. И здесь массовому участию населения отводится решающая роль. Спешно очищались от различного мусора чердаки и лестничные клетки, разбирались сараи, заборы, строительные леса и другие деревянные сооружения.

Разработанные ЦНИИПО огнезащитные составы позволили в кратчайшие сроки при минимальных затратах повысить огнестойкость деревянных конструкций промышленных предприятий, жилых домов и хозяйственных построек.

Возможность возникновения массовых очагов пожаров от зажигательных бомб диктовала необходимость создания противопожарных звеньев в жилых массивах, на предприятиях, в учреждениях. Только в Москве в первые же дни войны по решению Моссовета были организованы противопожарные формирования с общей численностью свыше двухсот тысяч человек. Они боролись с пожарами и загораниями, вели профилактическую работу, готовили запасы воды, песка, шанцевого инструмента на своих участках. Был увеличен выпуск первичных средств пожаротушения, инвентаря. Противопожарные звенья организовывались и в сельской местности. 29 июня 1941 г. ГУПО утвердило «Наставление об организации тушения пожаров в сельских местностях».

2 июля 1941 г. постановлением СНК СССР в стране была введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне. На предприятиях, в учреждениях, жилых домах создавались формирования местной противовоздушной обороны (МГТВО). В задачу пожарной охраны входило держать оперативную связь и тесно координировать свои действия с группами самозащиты. Стройная система противопожарных постов и звеньев, дружин, команд свела на нет расчет противника на массовые пожары. Ни в одном городе, крупном населенном пункте не было сплошных или массовых пожаров. Самый яркий пример тому - Ленинград и города ближнего Подмосковья, где общими усилиями были отбиты практически все атаки с воздуха, имевшие целью вызвать крупные пожары.

Во главе пожарной охраны столицы в этот трудный период оказались опытные специалисты и умелые организаторы, сумевшие обеспечить высокий уровень противопожарной защиты города, поддержать на должном уровне дисциплину и боевой дух личного состава пожарных частей и инспекторов государственного пожарного надзора. Это прежде всего начальник Управления пожарной охраны НКВД Москвы И.Н. Троицкий, его заместители М.Т. Павлов, А.А. Рубин. Большую роль в повышении эффективности борьбы с пожарами сыграла оперативно проведенная структурная перестройка пожарной охраны города при активном участии ГУПО. Во всех административных районах были созданы управления пожарной охраны (РУПО), в обязанности которых входило руководство повседневной работой кадровых городских пожарных подразделений, противопожарными формированиями на промышленных объектах и в жилых домах, подготовка зданий и сооружений к противопожарной обороне, взаимодействие с районными организациями и службой МПВО.

Органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД входили в систему противопожарной службы МПВО, но оперативно подчинялись ГУПО страны, а при ликвидации возникающих от ударов с воздуха пожаров действовали самостоятельно. Именно военизированные и профессиональные пожарные команды НКВД Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Одессы, Сталинграда, Смоленска, Новороссийска, Мурманска, Тулы, Воронежа, Астрахани, Саратова, Туапсе, Ростова-на-Дону, Грозного, Ярославля и других городов, находящихся в зоне действия вражеской авиации, приняли на себя всю тяжесть тушения пожаров, возникавших в результате бомбардировок.

Большой вклад в дело укрепления пожарной охраны в этот период внесла молодежь. ЦК ВЛКСМ принял решение о создании в ряде городов комсомольско-молодежных полков противопожарной обороны. 15 июля 1941 г. такой полк был создан и в Москве. 23 июля «Комсомольская правда» сообщила о создании аналогичных формирований в Ленинграде, Харькове, Калинине, Горьком.

В ночь на 22 июля 1941 г. Москва подверглась массированному налету фашисткой авиации. Бомбардировка вызвала в столице 1900 пожаров и загораний. В борьбу с огнем вступил личный состав столичного гарнизона, бойцы и командиры комсомольско-молодежного противопожарного полка, звенья МПВО, население города. Их действиями руководил городской штаб пожаротушения. Несколько часов длилось сражение с огнем. «Ни одного здания в жертву пожару» -- этот девиз объединял москвичей. За проявленное мужество при тушении пожаров Нарком обороны приказом от 22 июля 1941 г. № 241 объявил благодарность защитникам Москвы, в том числе и личному составу пожарных команд. О самоотверженной работе пожарных неоднократно сообщали сводки Совинформбюро. 3 августа 1941 г. в вечернем выпуске рассказывалось о работе бойцов Московского комсомольско-молодежного полка Белкина и Рапопорта, награжденных медалями за смелость.

В тяжелые дни 1941 г. ускоренными темпами шло формирование новых воинских частей. Пожарные рвались на фронт, в действующую армию. Сотни рапортов шли в те дни в военкоматы. В Ленинграде была сформирована стрелковая дивизия из подразделений пожарной охраны. В полном составе ушли на фронт студенты факультета противопожарной обороны Ленинградского инженерно-строительного института и учащиеся пожарного техникума.

В их числе был студент Ф.В. Обухов, ставший бойцом 7-го стрелкового полка 20-й стрелковой дивизии войск НКВД, оборонявшей Ленинград. Впоследствии генерал-лейтенант внутренней службы, кандидат технических наук Ф.В. Обухов с 1966 по 1984 г. возглавлял ГУПО МВД СССР. До этого он был начальником ФИПТиБ ВШ МВД СССР и начальником ЦНИИПО МВД СССР.

Прямо с Красной площади 7 ноября 1941 г. после исторического парада вместе с частями Красной Армии отправилась на Западный фронт войсковая бригада, сформированная из пожарных столицы. Полностью влилась в партизанский отряд пожарная команда г. Слонима, пожарные Витебска и Орши сражались в партизанской бригаде К. Заслонова. С октября 1941 г, по сентябрь 1943 г. действовал на оккупированной врагом территории партизанский отряд из г. Бежицы, сформированный из работников пожарной охраны завода «Красный профинтерн» и работников городской милиции. Этот отряд, выросший впоследствии в бригаду им. Чапаева, истребил более 2000 гитлеровцев, разгромил 32 гарнизона, подорвал 115 автомашин, 3 железнодорожных и 16 шоссейных мостов, сбил 2 самолета.

Для борьбы в тылу врага в Подмосковье были организованы диверсионно-партизанские группы и отряды, три из которых были сформированы из московских пожарных.

11 сентября 1941 г. вышло постановление СНК СССР «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени». Разрешалось строить здания временного типа для основных и вспомогательных цехов, широко применять в строительстве деревянные и другие местные материалы.

В городах Урала и Сибири, где сосредоточились тысячи эвакуированных промышленных предприятий, надо было организовать работу так, чтобы пожары не нарушали и без того, напряженный ритм производства. Эту задачу органы госпожнадзора и пожарные подразделения выполнили с честью.

В стране не хватало цемента, кирпича и других огнестойких строительных материалов. Приходилось использовать дерево, мягкую кровлю, Горючие утеплители, размещать производственные цеха и склады в неприспособленных помещениях, возводить временные строения. Нужды фронта неотложно требовали, быстрейшего ввода производственных мощностей, бесперебойного снабжения армии боевыми машинами, вооружением, боеприпасами, питанием и обмундированием.

В этих условиях от объектовых пожарных команд, работников госпожнадзора требовались иные формы и методы работы, чем в мирное время. Во многих случаях пожарные вынуждены были идти на отступления от противопожарных норм и правил, чтобы добиться быстрейшего ввода в эксплуатацию оборонных объектов. Применение деревянных конструкций в цехах и на складах с повышенной пожарной опасностью допускалось при условии обработки их простейшими огнезащитными красками и обмазками. На новых предприятиях не всегда было возможно прокладывать водопроводы, не хватало пожарных гидрантов. Для хранения пожарных запасов воды приспосабливали различные емкости, подвалы, сооружали временные резервуары.

Работники госпожнадзора, а также начальствующий состав ведомственных пожарных команд промышленных предприятий и транспорта широко применяли методы активной профилактической работы. Обнаруженные нарушения противопожарных норм и правил устраняли в ходе обследований и проверок. Большое внимание уделялось при этом выполнению режимных мероприятий, не требующих больших материальных затрат. Характерно, что в годы войны в городах и районах восточных регионов страны повсеместно отмечалось снижение количества пожаров, происходящих в результате нарушения технологических процессов производства и различных бытовых причин. Это доказательство активной работы пожарной охраны, государственного пожарного надзора и результат сознательного отношения советских людей к сбережению народного добра.

Пожары в блокадном Ленинграде.

В жестоких условиях блокады 900 дней и ночей мужественно защищали свой город от огня пожарные Ленинграда. Они потушили 13455 пожаров. Две тысячи бойцов и командиров погибли от снарядов и бомб, голода и холода. «Ленинградская правда» 12 сентября 1941 г. Писала в передовой статье: «Мы должны быть стойкими до конца в борьбе с ненавистным фашизмом, стойкими, как отважные воины, как наши бесстрашные пожарные». На каждый квадратный километр города упало 16 фугасных, более 320 зажигательных бомб, 480 снарядов. В самое трудное блокадное время пожарные обращаются в штаб обороны с просьбой не о хлебе и топливе, а о выделении пожарных рукавов, без которых невозможна борьба с огнем».

Сменившись после дежурства, уходили на передовую снайперы Д. Бе- локонь, И. Заморин, М. Ефименко. Выполняя задание, старший инспектор Д. Белоконь и младший командир И. Заморин в марте 1943 г. погибли смертью храбрых. На их счету сотни убитых гитлеровцев.


Публикация в газете о награждении

Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 июля 1942 г. Ленинградская пожарная охрана была награждена орденом Ленина.

В борьбе с последствиями бомбардировок 52 сотрудника пожарной охраны Москвы пали смертью храбрых, около 200 были ранены. Но задача - обеспечить защиту города от огня - была выполнена.


Грамота о награждении пожарной охраны

В годы военного лихолетья пожарные страны не только вели неравную борьбу с огнем, сражались с оружием в руках на передовой. Они приходили на помощь при выходе из строя водопроводной сети. Доставляли воду на передний край, предприятия, в госпитали. Ленинградские пожарные принимали участие в строительстве «Дороги жизни». Краснодарские огнеборцы обеспечивали перекачку бензина для воинских частей через Керченский пролив. И так было везде.

В 1942 г. ГУПО предприняло дополнительные усилия по совершенствованию организации работы на местах. Важную роль в укреплении государственного пожарного надзора сыграло постановление СНК СССР от 13 сентября 1942 г. «Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности». Работникам госпожнадзора было дано право налагать денежные штрафы непосредственно на лиц, виновных в нарушений правил пожарной безопасности, возникновении пожаров 11 марта 1942 г. ЦК ВЛКСМ принял решение направить в пожарную охрану свыше шести тысяч комсомолок. Успешно осваивали они нелегкую работу шоферов, мотористов, бойцов, показывая образцы самоотверженности, выдержки, смекалки. В Москве, Казани и других городах были созданы специальные женские пожарные команды. 25 июня 1942 г. опубликовали «Положение о дружинах юных пожарных». Их основной целью было оказывать помощь пожарной охране в профилактической деятельности.

1942 г. выдался особенно напряженным под Сталинградом и на Кавказском направлении. Гитлеровцы рвались в Сталинград, к тракторному заводу, который не прекращал выпуск танков. На территории завода возникло сразу несколько пожаров. Рискуя жизнью, пожарные тушили огонь в производственных корпусах.

В октябре 1942 г. в городе Грозном в результате бомбардировки загорелось 15 резервуаров с нефтью. Угроза уничтожения нависла над рабочим поселком, заводом. Пять суток днем и ночью боролись пожарные с огнем.

В обращении Грозненского комитета обороны говорилась: «Ко всем трудящимся города. Нужно брать пример со славных патриотов, нашего города, показавших себя во время бомбежки подлинными героями. Наши пожарные бесстрашно и мужественно боролись с бушевавшим морем огня, невзирая на разрывы бомб».

Патриотический порыв тамбовских колхозников о сборе средств на нужды Красной Армии нашел горячий отклик и среди пожарных работников. Личный состав ленинградской пожарной охраны внес в этот фонд 6,86 млн рублей. На эти деньги была создана танковая колонна «Ленинградский пожарный» и звено самолетов. Пожарные Читы передали свои сбережения на постройку танковой колонны «Пожарный», а пожарные Мурманска -- на две экскадрильи боевых самолетов и танковую колонну; перечислили средства и для детей погибших фронтовиков. 26 марта 1943 г. в одно из авиационных подразделений поступило три звена самолетов «Горьковский пожарный». Через некоторое время в ГУПО пришла телеграмма от Верховного Главнокомандующего: «Передайте личному составу пожарной охраны НКВД, дополнительно собравшему 5 млн 194 тыс. 25 рублей на строительство танкового полка «Пожарный» и 869255 рублей, продукты и овощи в фонд помощи детям фронтовиков и сиротам, боевой привет и благодарность Красной Армии».

В освобожденных городах личный состав в свободное от дежурств время восстанавливал жилые помещения. Для ликвидации пожаров в прифронтовой полосе, организации пожарной охраны в освобожденных городах ГУПО создал оперативные группы из наиболее опытных работников. Нередко им приходилось вступать в борьбу с огнем тотчас по вступлении в город. С конца мая 1944 г. была возобновлена деятельность добровольного пожарного общества. В Ленинграде вторая пожарно-техническая школа НКВД (так с 1941 г. назывался пожарный техникум) вновь приступила к подготовке специалистов для пожарной охраны.

Все ушедшие на фронт пожарные за мужество и отвагу, проявленные в боях, были награждены орденами и медалями, а восемь из них удостоились звания Героя Советского Союза.

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ)

ПРИКАЗ

20.11.2013 №360

О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №1422

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №28, ст. 2895; №52, ст. 5038; 2004, №35, ст. 3607; №45, ст. 4377; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №6, ст. 636; №10, ст. 1069; №31, ст. 3431, ст. 3452; 2007, №1, ст. 8; №7, ст. 835; 2008, №18, ст. 1941; 2009, №29, ст. 3625; 2010, №7, ст. 705; №15, ст. 1737; №27, ст. 3408; №31, ст. 4190; 2011, №7, ст. 901; №9, ст. 1205; №25, ст. 3535; №27, ст. 3873, ст. 3880; №29, ст. 4284, ст. 4291; № 30, ст. 4590; №45, ст. 6333; №49, ст. 7061; №50, ст. 7351, ст. 7366; 2012, №31, ст. 4322, ст. 4328; 2013, №19, ст. 2326; №27, ст. 3450), а также подпунктом 5.2.10 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №23, ст. 2708; №42, ст. 4825; №46, ст. 5337; 2009, №3, ст. 378; №6, ст. 738; №33, ст. 4088; 2010, №13, ст. 1502; №26, ст. 3350; №30, ст. 4099; №31, ст. 4251; 2011, №2, ст. 338; №3, ст. 542; №6, ст. 888; №14, ст. 1935; №21, ст. 2965; №44, ст. 6272; №49, ст. 7283; 2012, №20, ст. 2540; №37, ст. 5001; №39, ст. 5270; №46, ст. 6347; 2013, №13, ст.1568; №33, ст. 4386),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142 «Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 г., регистрационный №8572) с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.12.2008 №118 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2009 г., регистрационный №13237), от 15.07.2011 №187 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 августа 2011 г., регистрационный №21646) и от 15.06.2012 №158 «О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июля 2012 г., регистрационный №24829), следующие изменения:

а) пункт 32 дополнить словами «, а также номера соответствующих экстренных оперативных служб: «101», «102», «103», «104».»;

б) пункт 32 1 изложить в следующей редакции:

«32. 1 Для доступа абонентов и пользователей услугами подвижной и фиксированной телефонной связи:

к телефонной линии «Ребенок в опасности» используются единые номера «121», «123»;

к единой службе поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде используется единый номер «115».»;

в) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:

«Формат номера для доступа к соответствующим экстренным оперативным службам: «101», «102», «103», «104».»;

г) в пункте 1 таблицы №3 к Российскому плану нумерации в графе «Значение кода DEF» цифры «970-979» заменить цифрами «972-979»;

д) в пункте 12 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к телематическим услугам связи»;

е) в пункте 13 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к услугам связи по передаче данных»;

ж) в таблице №7 к Российскому плану нумерации пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

1. 100-109 Диапазон для 3-х значных номеров служб федерального значения
100 Служба точного времени
101 Служба пожарной охраны и реагирования в резвычайных ситуациях
102 Полиция
103 Служба скорой медицинской помощи
104 Аварийная служба газовой сети
105-109 Резерв
2. 110-119 Номера служб, вводимых в Российской Федерации в целях гармонизации с европейским законодательством в области связи
110-111 Резерв
112 Единый номер вызова экстренных оперативных служб
113 Резерв
114 Резерв
115 Единая служба поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде
116ХХ Блокировка электронных платежных карт
117 Резерв
118ХХ Номер доступа к информационно-справочным системам оператора местной телефонной связи
119 Резерв

з) в пункте 3 таблицы №7 к Российскому плану нумерации в строке «122» графу «Назначение диапазона номеров для доступа и номеров служб» изложить в следующей редакции: «Резерв».

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр Н.А. Никифоров

История пожарной охраны России начинается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

Историческая ценность «Наказа о градском благочинии», принятого 365 лет назад, заключается в том, что в нем были заложены основы профессиональной пожарной охраны:

  • создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города;
  • предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб;
  • объезжим предоставлено право наказания жителей города за нарушения правил обращения с огнем.

Служба градского благочиния по борьбе с пожарами была введена не только в Москве, но и в других городах Руси. Продолжалось совершенствование пожарно-сторожевой охраны.

Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожаров было продолжено Петром I. Именно в годы его правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами. И до настоящего времени остается актуальным один из петровских указов: «...и беречь от огня богатства государства Российского...».

В период правления Александра I, в 1802 году было в Российской империи образовано министерство внутренних дел, во всех крупных городах при полицейских управлениях стали создаваться пожарные команды. В 1803 году в Санкт-Петербурге начала свою деятельность первая пожарная команда. Царским указом 1804 года была создана штатная пожарная команда и в Москве. В других городах их организация осуществлялась на основе «Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы».

Однако пока этот процесс принял массовый характер, прошло немало времени. Например, пожарная команда при Тульском оружейном заводе была организована только в 1835 году. В Царицыно и уезде не было профессиональной пожарной охраны до второй половины XIX века. Борьбу с пожарами продолжало вести местное население.

Александром II 1857 году был издан первый в России пожарный устав. Он излагал порядок устройства пожарных частей в городах, трактовал меры предосторожности от пожаров, порядок возмещения убытков и награждения участвующих в тушении работников пожарной охраны, а также предписывал меры наказания за нарушения правил пожарной безопасности.
С 1858 года для пожарных целей начал использоваться военно-полицейский телеграф, а в девяностых годах - телефон.

При императоре Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд. Одной из достопримечательностей русских городов вскоре стала пожарная каланча с поднимающимся над ней сигнальным флагштоком. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города, откуда просматривались не только окраины, но и близлежащие села.

В течение XIX века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, в 1904 году был изготовлен первый пожарный автомобиль на фабрике фирмы «Фрезе и К°».

Научная и техническая мысль в России всегда отличалась смелостью поиска, оригинальностью решений, быстрой реализацией идей. Россия стала родиной пенного тушения. В России были созданы лучшие конструкции гидрантов и стендеров, был разработан и испытан первый ручной пенный огнетушитель. Проблемам борьбы с пожарами уделялось внимание и после революции. Они были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства.

Первым руководителем пожарных в послереволюционный период стал Марк Тимофеевич Елизаров, назначенный Главным комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем. Он сумел за сравнительно короткое время заложить организационные основы пожарной охраны, поставить на практические рельсы осуществление мероприятий, определенных правительственным декретом.

В 1920 году был создан Центральный пожарный отдел в составе Наркомата внутренних дел, на который возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны.

23 марта 1923 года в Москве состоялась «Первая Всероссийская пожарная конференция», на которую прибыли профессионалы-пожарные из городов России, а также делегации пожарных Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана.

Начиная с 1932 года в СССР, существовала военизированная и профессиональная пожарная охрана в составе Министерства внутренних дел.

За мужество и героизм, проявленные в суровые годы Великой Отечественной войны, тысячи бойцов и офицеров пожарной охраны получили боевые ордена и медали.

В 1936 году правительство принимает решение о значительном расширении функций и прав пожарной охраны в области государственного пожарного надзора. Постановлением правительства утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре, создано Главное управление пожарной охраны.

В напряженные годы Великой Отечественной войны пожарные тушили пожары от вражеских бомб и снарядов, помогали эвакуировать людей и оборудование, одними из последних покидали оставляемые города. Более двух тысяч пожарных – профессионалов и добровольцев – отдали свои жизни, спасая от уничтожения огнем прекрасный город на Неве.

7 ноября 1941 года пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие вернулись к тушению пожаров.

В 1941 году Правительство России объявляет благодарность московским пожарным за мужество и героизм, проявленные при тушении пожаров во время вражеских налетов на город.

В 1942 году пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина, а в 1947 году этой высокой награды был удостоен и Московский пожарный гарнизон.

В начале 1990-х годов в результате распада СССР создается МВД России. При этом вопросы организации, совершенствования структуры подразделений передаются в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей.

23 августа 1993 года Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ в Государственную противопожарную службу МВД России.

30 апреля 1999 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 539 «Об установлении Дня пожарной охраны».

Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.

9 ноября 2001 года Указом Президента Российской Федерации № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме