Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В с. Дубровка Терновского района (Грибановское благочиние) состоялся крестный ход

В православных церквях, а также в католических, но исполняющих в своей религиозной жизни восточные литургические обряды, вошло в традицию устраивать торжественные шествия с хоругвями и иконами, впереди которых обычно несут большой крест. От него подобные процессии получили название крестных ходов. Это могут быть шествия, устраиваемые в Пасхальную неделю, в Крещение или по случаю каких-либо знаменательных церковных событий.

Рождение традиции

Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Однако во времена гонений на последователей евангельского учения они были сопряжены с немалым риском, а поэтому совершались втайне, и сведений о них почти не сохранилось. Известны лишь отдельные рисунки на стенах катакомб.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага.

Далее летописи сообщают, что столетие спустя епископ Газский Порфирий, прежде чем возводить на месте разорённого языческого капища очередной христианский храм, совершил к нему крестный ход чтобы освятить землю, поруганную идолопоклонниками.

Император во власянице

Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий имел обыкновение каждый раз, отправляясь в поход, совершать со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им предавалось столь большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

Наиболее распространённые виды крестных ходов

Став со временем неотъемлемой частью церковной жизни, крестные ходы сегодня имеют самые разнообразные формы и совершаются в целом ряде случаев. Среди них наиболее известны:

  1. Пасхальный крестный ход, а также все прочие шествия, связанные с этим главным праздником годового православного круга. Сюда относится крестный ход в Вербное воскресенье ─ «хождение на осляти». В Страстную субботу прообразом крестного хода является вынос плащаницы. Совершается он на Пасхальной заутрени (подробнее об этом будет рассказано ниже), а также ежедневно в течение Светлой седмицы и каждое воскресенье до дня отдания Пасхи.
  2. Крестные ходы во дни больших православных праздников, а также престольных, отмечаемых общиной какого-либо конкретного прихода. Подобные процессии часто организуют в честь освящения храмов или торжеств, посвящённых особо почитаемым иконам. В этих случаях маршрут крестного хода пролегает из села в село, или из храма в храм.
  3. Для освящения воды различных источников, а также рек, озёр и т. д. Совершаются они в день Крещения Господня (или в предшествующий ему сочельник), в пятницу Светлой седмицы ─ праздник Живоносный источник, и 14 августа в день Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня.
  4. Погребальные крестные ходы, сопровождающие покойных на кладбище.
  5. Связанные с какими-либо, как правило, неблагоприятными жизненными обстоятельствами, например, засухой, наводнениями, эпидемиями и т. д. В подобных случаях, крестный ход ─ это часть молебна о заступничестве Небесных Сил и ниспослании избавления от постигших бедствий, к числу которых относятся также техногенные катастрофы и военные действия.
  6. Внутри храма, совершаемые в ряде праздников. Разновидностью крестного хода считается также и лития.
  7. Совершаемые по случаю каких-либо государственных праздников или крупных мероприятий. Например, за последние годы вошло в традицию отмечать крестными ходами День народного единства.
  8. Миссионерские крестные ходы, проводимые с целью привлечения в свои ряды неверующих или последователей иных религиозных учений.

Воздушные крестные хода

Любопытно отметить, что в наш век научно-технического прогресса появилась абсолютно новая неканоническая форма проведения крестного хода с использованием технических средств. Под этим термином обычно подразумевается перелёт, совершаемый группой священников с иконой на самолёте, совершение ими молебнов в определённых местах.

Начало ей было положено в 1941 году, когда таким образом был обнесён вокруг Москвы чудотворный список Тихвинской иконы Божьей Матери. Эту традицию продолжили уже в перестроечные годы совершив облёт границ России, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. Считается, что, сколько длится крестный ход, совершаемый на самолёте, столько времени благодать Божья ниспосылается на землю.

Особенности совершения крестного хода

Согласно православной и восточнокатолической традиции, Пасхальный крестный ход, как и любой другой, совершаемый вокруг храма, шествует в направлении, противоположном движению солнца, то есть против часовой стрелки ─ «противосолонь». Православные же старообрядцы совершают свои крестные ходы, двигаясь в направлении солнца ─ «посолонь».

Весь участвующий в нём церковный клир идёт попарно в облачении, соответствующем данному случаю. При этом ими поётся молитвенный канон. Обязательным атрибутом крестного хода является крест, а также возжжённые кадильницы и светильники. Кроме того, во время шествия несут хоругви, древним прототипом которых являются военные знамёна, ставшие когда-то частью священных обрядов, поскольку в них принимали участие императоры. Также из глубины веков пришла традиция нести иконы и Евангелие.

Когда бывает начало крестного хода на Пасху?

Среди множества вопросов, интересующих всех, кто только начинает свой «путь к храму», в преддверии Светлого Христова Воскресения этот задаётся наиболее часто. «Во сколько крестный ход на Пасху?» ─ спрашивают в основном те, кто посещает церковь не регулярно, а лишь во дни главных православных праздников. Ответить на него, назвав точное время, нельзя, поскольку происходит это около полуночи, и некоторые отклонения как в одну, так и в другую сторону вполне допустимы.

Полунощница

Праздничная церковная служба, во время которой совершается крестный ход, начинается вечером в Страстную субботу в 20:00. Первая её часть называется Полунощницей. Она сопровождается печальными песнопениями, посвящёнными крестным страданиям и смерти Спасителя. Священник и дьякон совершают каждение (окуривают кадилом) вокруг Плащаницы ─ матерчатого плата с изображением, положенного во гроб, Христа. Затем с пением молитв, они уносят её в алтарь, и кладут на Престол, где Плащаница будет находиться 40 дней вплоть до праздника Вознесения Господня.

Главная часть праздника

Незадолго до полуночи наступает время Пасхальной заутрени. Все священники, стоя у Престола, совершают молебен, в конце которого слышен звон колоколов, возвещающих приближение светлого праздника Воскрешения Христова и начало крестного хода. По традиции, торжественная процессия трижды обходит храм, каждый раз при этом останавливаясь у его дверей. Независимо от того, сколько длится крестный ход, они остаются закрытыми, символизируя тем самым камень, преграждавший вход во Гроб Господень. Лишь на третий раз двери открываются (камень отброшен), и процессия устремляется внутрь храма, где совершается Светлая Заутреня.

Праздничное пение колоколов

Важной составляющей торжественного шествия вокруг храма является колокольный звон ─ во сколько крестный ход на Пасху выходит из дверей храма, во столько же начинают раздаваться его радостные звуки, именуемые «трезвоном». Сложность этого вида колокольного звона заключается в том, что он включает в себя три самостоятельные части, постоянно чередующиеся и разделённые лишь небольшой паузой. Испокон века считалось, что именно во время крестного хода звонарям выпадает наиболее благоприятный случай блеснуть своим мастерством.

Завершается праздничное Пасхальное богослужение обычно не позднее 4 часов утра, после чего православные разговляются, вкушая крашеные яйца, пасхи, куличи и прочую снедь. В продолжение всей Светлой седмицы, оглашаемой радостным звоном колоколов, было принято веселиться, ходить в гости и принимать у себя родных и близких. Одними из главных требований к каждому хозяину дома были щедрость и хлебосольство, столь распространённые на православной Руси.

08 июня 2018 года на Архиерейском подворье с.Маколово по традиции в девятую пятницу по Пасхе совершается память святой великомученицы Параскевы Пятницы. Ежегодно накануне совершается на котором в начале ХХ-века была обретена икона святой великомученицы. В крестном ходе приняли участие священослужители из разных уголков Мордовской митрополии - из Саранской, Краснослободской и Ардатовской епархий. На всем протяжении крестного хода священнослужители несли особо чтимую икону великомученицы Параскевы, написанную сестрами Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря и подаренную приходу в 1898 году. На источнике был отслужен водосвятный молебен с чтением акафиста святой великомученице. Его возглавили старейшие клирики Мордовской митрополии: Протоиерей Аристарх Кабанов из Краснослободской епархии и Протоиерей Георгий Щербаков из Ардатовской епархии. По совершении молебна, священнослужители окропили паломников освященной водой. После чего, все желающие имели возможность искупаться в купели источника. По окончании крестного хода в храме подворья Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский совершил Всенощное бдение. Во время полиелея Владыка Вениамин помазал освященным елеем многочисленных паломников.

В день праздника Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский совершил Божественную литургию. Архипастырю сослужили многочисленные священнослужители трех епархий Мордовской митрополии - Саранской епархии, Краснослободской епархии и Ардатовской епархии. За Божественной литургией Архипастырь совершил иерейскую хиротонию над иеродиаконом Петром (Поляевым). По завершении богослужения Архипастырь поздравил многочисленных паломников с праздничным днем и поблагодарил настоятеля архиерейского подворья игумена Никона (Железникова) за сохранение и приумножение славной традиции чтить память великомученицы Параскевы Пятницы.

В субботу 30 июня в подмосковном посёлке Шувое состоялся местночтимый праздник во имя Шувойско-Губинской иконы Пресвятой Богородицы . Уже в седьмой раз, после более чем пятидесятилетнего перерыва, по улицам посёлка вновь прошёл Крестный ход с иконой Богородицы к месту старообрядческого монастыря-скита, разрушенного в 1930-е годы.

История Губинской иконы Пресвятой Богородицы началась в XIX веке, когда случилось чудесное избавление от холеры деревни Слободищи. После этого чудотворная икона прославилась в Гуслице и близлежащих селениях. Тогда и была установлена традиция — отдавать икону в установленные числа каждой деревне или селу. Появились списки губинского образа Богородицы в старообрядческих храмах. Крестными ходами народ встречал и провожал Губинскую икону Пресвятой Богородицы, а на фабриках в это время даже останавливали работу. Поселка Шувое икона достигала всегда 30 июня, именно в этот день здесь совершалось торжество.

Помнят о тех событиях и сегодня. В этом году на торжественное богослужение в собралось около ста человек. За богослужением владыка Евмений (Михеев) возвел в сан чтеца Илью Андреева . На клиросах было множество певчих, а храм был полон молящихся. После богослужения собравшиеся Крестным ходом проследовали по всему поселку на окраину в лес к месту, где некогда был старообрядческий монастырь. Уже в наше время по инициативе о. Максима Андреева Шувойской общиной на памятном месте был установлен поклонный крест с надписью:

На сем месте располагался монастырь-скит и кладбище иноков подвижников, православных христиан старообрядцев в XVII-XX вв.

Возглавил крестный ход епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений (Михеев), для которого Шувое является родиной.

В этом году в торжестве приняли участие 7 священников: о. Максим Андреев (пос. Шувое), о. Андрей Андреев (г. Ржев), о. Димитрий Чунин (г. Ржев), о. Василий Кадочников (г. Егорьевск), о. Иоанн Гусев (пос. Давыдово), о. Алексей Михеев (пос. Устьяново), дьякон Василий Андроников, а также 7 чтецов. Множество людей выглядывали из окон и калиток на проходящий по улицам села крестный ход. Дорожная полиция контролировала движение автомобилей, проезд для которых был запрещен на время следования крестного хода. Был очевиден интерес людей, случайно ставших свидетелями торжества: фотографировали, снимали на камеры, записывали на диктофон пение ирмосов, а некоторые случайные прохожие присоединялись к общему шествию.

Ниже представляем фотоподборку:

25 сентября 2018 года, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, по древней традиции состоялся крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной из Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни в Знаменский мужской монастырь Курска.

Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная, ставшая в XX веке главной святыней Русского Зарубежья, была явлена у города Курска в 1295 году. На месте обретения иконы был основан монастырь, названный Коренной пустынью. 400 лет назад, в 1618 году, впервые крестным ходом чудотворная икона Божией Матери была перенесена в Коренную пустынь для освящения построенной после разорения татарскими набегами деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно этот год стал началом традиции проведения крестного хода в Курской губернии. После революции, в конце октября 1919 года, когда войска генерала А.И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший ее путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск. В 1920 году икона была вывезена за границу — в Сербию. С 1957 года чудотворный образ пребывает в посвященном ей Знаменском соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

В 2009 году чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная впервые после девяностолетнего пребывания за рубежом была принесена на Курскую землю и теперь ежегодно делегацией доставляется в Курск к традиционному крестному ходу. В этом году святыня 22 сентября в Коренную пустынь и находилась там до 25 сентября.

Утром 25 сентября в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни совершил Божественную литургию в сослужении , и многочисленного духовенства.

По окончании богослужения под звон колоколов и пение молитв начался крестный ход со святым образом в сопровождении многочисленных паломников. Первую остановку многолюдный крестный ход сделал у Знаменского храма села Тазово Золотухинского района, в котором был совершен молебен перед чудотворной иконой.

Днем святыня прибыла в Курск. У Введенского храма Курска чудотворный образ встречали куряне и гости города, крестный ход продолжился по улицам и площадям города. В этот день жители отмечали День города, и многие куряне приняли участие в торжественном шествии. Среди них — полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Игорь Щёголев, впервые посещающий регион, губернатор Курской области Александр Михайлов, глава Курска Николай Овчаров и другие представители администрации Курской области и города, а также общественных организаций.

Крестный ход проследовал к Знаменскому кафедральному собору, где на соборной площади митрополит Курский Герман, епископ Манхэттенский Николай, епископ Железногорский Вениамин совершили молебен перед образом Пресвятой Богородицы.

По окончании богослужения митрополит Герман обратился к молящимся с архипастырским словом, сердечно поздравив курян со знаменательным событием — принесением на историческую родину святого образа Божией Матери «Знамение», и выразил радость, что жители Курска и его окрестностей имеют возможность ежегодно молиться и поклоняться этому чудотворному образу.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме