Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Аналитика аналитические обзоры. Аналитика аналитические обзоры Обязанных закупать у МСП станет втрое больше

В 223-ФЗ в 2017 году произошло много изменений. Коррективы коснулись ГУП и МУП, закупок импортной продукции, отчетности по закупкам у МСП. Читайте комментарии экспертов по изменениям 223-ФЗ в 2017 году.

Особенности закупок по 223-ФЗ

Несмотря на то, что в 2017 году в 223-ФЗ внесли изменения , основные положения закона остались неизменными. Заказчики по-прежнему должны разработать свое Положение о закупках, которые будет регулировать все процедуры торгов. Юридические лица могут применять процедуры, которые не отражены в 44-ФЗ, например:

  • конкурентные переговоры;
  • простые закупки;
  • предварительный отбор.

Остались и исключения для бюджетных учреждений, которые в ряде случаев могут работать по 223-ФЗ:

  • если проводят закупку за счет грантовых средств;
  • если закупают товары, работы или услуги за счет собственных средств;
  • если учреждение выступает исполнителем по контракту и привлекает иных лиц для поставки товара, выполнения работ или оказания услуг, которые нужны для выполнения обязательств.

ГУП и МУП вышли из-под Закона № 223-ФЗ

В 2017 году был принят Федеральный закон от 07.06.2017 № 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Государственные и муниципальные предприятия с 1 января 2017 года вышли из-под действия Закона № 223-ФЗ и перешли на закупки по Закону № 44-ФЗ.

Унитарные предприятия в 2017 году могут применять 223-ФЗ только для закупок:

  • за счет безвозмездных грантов,
  • в роли исполнителя по контракту,

Обязанных закупать у МСП станет втрое больше

Увеличили количество заказчиков, которые должны закупать у малого и среднего бизнеса. Уполномоченные органы будут проверять и оценивать, как эти заказчики соблюдают квоту закупок у МСП.

Читайте статью полностью

Эти условия будут работать только если у предприятия есть Положение о закупках.

Под действие 44-ФЗ решили не переводить некоторые предприятия, которые имеют существенное значение в вопросах обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Список утвержден Правительства РФ от 31 декабря 2016 г. № 2931-р (с изменениями от 17 ноября 2017 г). Он содержит 120 пунктов. Среди предприятий, которых оставили работать по 223-ФЗ, оказались:

  • научно-технологические институты;
  • ремонтные заводы;
  • управления специального строительства.

Часть заказчиков все же вернули обратно на 223-ФЗ. Закупки аптечных ГУП и МУП за счет внебюджетных средств с 7 июня 2017 года вернули под действие Закона № 223-ФЗ.

До 1 сентября 2017 года аптекам дали право изменить и утвердить положение о закупке и план закупок. Чтобы проводить закупки по старым правилам, необходимо разместить эти документы в ЕИС.

Из-под действия Закона № 44-ФЗ вывели именно аптечные организации, а не занятые фармацевтической деятельностью предприятия, как предлагалось изначально. Такие организации по Федеральному закону от 12.04.2010 № 61-ФЗ — это структурные подразделения медицинских организаций, которые ведут розничную торговлю лекарств, а также их хранение, перевозку, изготовление и отпуск для медицинского применения.

Источник: п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ

Вступили в силу ограничения закупок импорта

Для закупок отдельными видами юрлиц ввели национальный режим. С 1 января 2017 года заказчики при закупках должны отдавать предпочтение товарам российского происхождения и работам, которые выполняют исполнители из России. К закупкам у единственного поставщика ограничения не применяются.

В документацию заказчики должны включить требование о том, что участники обязаны задекларировать в заявке страну происхождения товаров. А также написать, что участник:

Кроме того, в документацию нужно включить такое условие: если участник не укажет страну происхождения товара, его заявку не отклонят, но заказчик будет рассматривать ее как содержащую иностранные товары. Соответственно, ни на какие преимущества такой поставщик рассчитывать не сможет.

Те участники, которые предлагают товары, чьей страной происхождения является Российская Федерация, получают преференции. Согласно изменениям в 223-ФЗ 2017 года им предоставляется преимущество в размере 15% от цены договора. По аналогии национальный режим применяется и для закупок по 44-ФЗ.

Рассмотрим, как именно даются преференции. Участник закупки, который предоставил декларацию о том, что его товар произведен в РФ, указывает в своей заявке цену договора, которая автоматически снижается на 15%, - это позволяет ей выглядеть более выгодно на фоне других предложений.

Для аукциона порядок немного иной. Победителя определяют по обычной процедуре - это тот, кто предложил наименьшую цену. Если победит иностранный производитель, у которого нет прав на преимущества, то цену контракта снизят на 15%, но если выиграет российский поставщик, то стоимость не изменится.

Источник: Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925

За нарушения закупок у МСП учреждение переведут на контрактную систему

1 января 2017 года закон вводит новую форму наказания для заказчиков, не выполняющих объемы закупок у МСП. Это касается тех организаций, активы которых превышают два миллиарда рублей. Если в течение 2017 года учреждение не выполнит нормы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства или разместит в ЕИС недостоверный отчет о таких закупках, то с 1 февраля 2018 года оно потеряет право работать по Закону № 223-ФЗ. И до окончания календарного года будет применять Закон № 44-ФЗ.

223-ФЗ в редакции 2017 гласит, что правительство РФ утверждает:

  • перечень юридических лиц, которые обязаны закупать товары, в том числе инновационную продукцию, у субъектов МСП;
  • порядок мониторинга утвержденных заказчиками планов закупок, оценки соответствия планов требованиям закона;
  • форму раздела об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в плане закупки.

Анализом работы заказчиков с малым и средним бизнесом занимается Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. В перечень компаний, которые должны проводить торги у субъектов МСП, входит 99 компаний.

Напомним, что преимущества для субъектов МСП установлены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Они касаются:

  • размера обеспечения - он меньше, чем для других участников закупки;
  • способа внесения средств в качестве обеспечения - субъекты малого и среднего предпринимательства могут выбрать один из предоставленных заказчиком вариантов;
  • срока заключения контракта - он сокращен и четко указан в законе;
  • срока оплаты по договору - он не может превышать установленного периода.

Для малого и среднего бизнеса размеры обеспечения не могут превышать:

  • двух процентов от цены договора, указанной в заявке на участие - если речь идет об обеспечении заявки;
  • пяти процентов от цены договора - если речь идет об обеспечении исполнения договора (при этом, если договором предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен быть больше суммы аванса).

Участник имеет право выбрать один из двух способов внесения обеспечения: перечислить необходимую сумму на счет заказчика или предоставить гарантию из банка. Заказчик обязан подписать договор с победителем не позднее чем через 20 дней с момента оформления итогового протокола, а оплатить товары, работы или услуги - в течение 30 дней со дня, когда был подписан акт приемки.

В настоящее время 223-ФЗ не содержит порядок действий, если принято решение об отказе от проведения закупки. При этом порядок каждый заказчик сам должен прописать в (ч. 6 ПП № 908 от 10.09.2012). В п. 31 Постановления сказано, что бумага об отказе от процедуры, в том числе и отмена аукциона по 223-ФЗ, должна сопровождаться датой принятия решения и его основанием.

То есть для начала покупатель должен выявить причину, из-за которой процедура будет отменена.

Отказ от проведения закупки по 223-ФЗ после 01.07.2018 будет регулировать непосредственно 223-ФЗ.Так, вступят в силу ч. 5-7 ст. 3.2 закона — об отмене конкурентной закупки. В них закрепляется, что организатор торгов имеет право отменить конкурентное предложение по одному или нескольким пунктам до окончания срока приема предложений.

С 01.07.2018 начинает действовать п. 23 ст. 3.2 о том, что если заказчиком принято решение об отмене конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, оператор ЭТП не направляет заказчику заявки участников.

Давайте рассмотрим вариант, как проходит отмена торгов по 223-ФЗ на примере Положения о закупках ООО «ЖКС г. Петродворца». Отменить процедуру этот заказчик может в любой момент со дня публикации извещения в ЕИС (раздел 8). При этом в самом извещении устанавливается срок, до которого данное действие возможно: 5 дней до даты окончания подачи заявок для конкурсов и аукционов и 1 день — для запросов котировок и предложений. В более короткий срок отмена возможна только при форс-мажорных обстоятельствах.

В аналогичном документе ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром тоже предусмотрена подобная возможность. Порядок здесь зависит от вида процедуры (конкурс, запрос предложений и т. д.).

Интересно, что в обоих случаях не конкретизируется содержание документа об отказе от проведения процедуры и отсутствует перечень возможных для этого оснований.

Если же обратиться к закупочной документации, например, к извещению № 31806249541 от 16.03.2018 о проведении запроса котировок «ЖКС г. Петродворца», то здесь мы увидим, что покупатель оставляет за собой право отказаться от процедуры в любое время. Речи об основаниях также не идет.

При этом вышеупомянутый заказчик в извещение об отмене закупки по 223-ФЗ все же включил все необходимые сведения.

Принять решение

Какой бы ни была причина отказа, заказчик должен ее задокументировать. Форма подобной бумаги также нигде не регламентируется, однако она должна содержать данные, речь о которых шла выше (дата и основание).

Протокол отмены закупки по 223-ФЗ: образец в 2019 году

Разместить решение о прекращении приема заявок

Важную роль здесь играет дата принятия решения, т. к. относительно нее рассчитывают срок публикации этих сведений в ЕИС, после которой процедура официально считается отмененной. Так, в п. 8.4 Положения о закупках «ЖКС г. Петродворца» сказано, что разместить решение в ЕИС и довести информацию до всех участников необходимо в день его принятия.

После 01.07.2018 ч. 6 ст. 3.2. регулирует, что намерение об отмене конкурентной процедуры публикуется в ЕИС в день его принятия. В ситуации, когда невозможно отменить процедуру до окончания приема заявок, до подписания договора за заказчиком остается право на отказ от определения поставщика, но исключительно при возникновения обстоятельств непреодолимой силы, согласно гражданскому законодательству.

При необходимости заказчик вместе с документом, содержащим сведения об отмене торгов, может разместить в ЕИС и другие файлы в электронном виде (изменения, протоколы и т. д.), в т. ч. само решение (п. 31 ПП № 908).

Перед публикацией вышеуказанных документов их необходимо подписать усиленной квалифицированной подписью, принадлежащей уполномоченному представителю покупателя.

Ответственность за нарушения порядка

За неразмещение информации об отказе от проведения тендера организатору грозит штраф в соответствии с ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Для должностных лиц установлена сумма от 30 000 до 50 000 руб., а для юридических — от 100 000 до 300 000 руб.

При рассмотрении похожего дела № А60-12845/2015 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес решение № 17АП-8873/2015-АК, согласно которому размер взыскания был снижен до 50 000 руб. для должностного лица, т. к. заказчик нарушил статью частично — не указал основание принятого решения в опубликованном документе.

В последний месяц Госкомпании осаждают Кремль с просьбами сократить список предприятий госсектора, их "дочек" и "внучек", подпадающих под действие закона о закупках госкомпаний.

Одно из писем с прошением о необходимости внести изменений в 223-фЗ подписали председатели правлений "Роснефти" (Игорь Сечин), "Газпром нефти" (Александр Дюков) и Сбербанка (Герман Греф).

Напомним, 223-ФЗ , регулирующий закупки естественными монополиями и компаниями с преобладающим участием государства, вступил в силу с начала этого года. Но их "дочек" и "внучек" (доля в уставном капитале более 50%) он коснется только с 1 января 2013г. "Таким образом, в круг лиц, на которых распространяется действие закона (по разным оценкам, 400 тыс. субъектов), попадут все АО (Акционерные общества, прим.) с преобладающим прямым и косвенным участием государства", — говорится в письме.

Как считают авторы письма, закон не только не решит поставленной задачи - расширение доступа юрлиц и физлиц к торгам госкомпаний и, как следствие, развитие добросовестной конкуренции - но и поставит компании с госучастием в неравные условия с конкурентами.

Это произойдет, как утверждают статусные топ-менеджеры, в результате принудительного размещения на сайте правительства расширенной информации о торгах, в том числе данных, которые могут охраняться как коммерческая тайна (контрагенты и стоимость товаров, услуг).

Логика авторов письма такова: частники, вооружившись знанием ценовой политики и общих потребностей в товарах и услугах, смогут отказывать в скидках и даже проводить согласованную политику односторонне выгодных сделок. Компании с госучастием, которым и так придется нелегко, вынуждены будут понести еще и "существенные дополнительные расходы" на реорганизацию и поддержание информационных систем, обучение персонала, которые могут быть компенсированы только через повышение отпускных и понижение закупочных цен товаров и услуг.

Это в результате понизит инвестпривлекательность и капитализацию компаний с госучастием, резюмируют топ-менеджеры. В свидетели они призывают Конституцию, Гражданский кодекс и Российский союз промышленников и предпринимателей. И просят вычеркнуть из списка подпадающих под закон тех, кто работает на конкурентных рынках (за исключением объектов государственного тарифного регулирования), а "заявленные в 223-ФЗ цели необходимо достигнуть иными механизмами, без введения для коммерческих организаций с госучастием особого режима регулирования закупок".

"Госкомпании решили объединиться, чтобы быстрее решить этот вопрос", — рассказал "РБК daily" источник в одной из госкомпаний. В "Газпром нефти" ситуацию аргументировали так: "Необходимость участвовать в длительных конкурентных процедурах, связанных с оформлением большого количества сопутствующей документации, может снизить интерес крупных контрагентов к сотрудничеству с компанией. В результате в ряде случаев нам придется работать не с производителями, а с дилерами, что автоматически увеличит затраты на приобретение продукции".

Открытость ценовой политики сократит возможность заключения долгосрочных договоров по низким ценам, поскольку вызовет у контрагентов опасения, что опубликованная стоимость договора станет препятствием при обсуждении ими цены товара с другими покупателями, добавляют в компании. В "Роснефти" от комментариев отказались, Сбербанк не смог оперативно ответить на запрос газеты "РБК daily".

Источник - rbc.ru

Комментарии:

2012-11-23 | ksu

Как вы думаете, как поведет себя Кремль в такой ситуации?? поддержит ли он подобное письмо?

Мне кажется, что вполне вероятно, что поддержит!

Ну уж потом и до 94-ФЗ недалеко... Тоже кто-нибудь напишет недовольное письмо, скажем, школа какая-нибудь.

И тогда заживем.......)))))

2012-11-23 | Anna

Вот мне интересно, мне одной кажется подобные вещи высосанными из пальца или нет?

Ну, да конечно, компании, которые сотрудничали с "Роснефтью" сразу же откажутся от такого "вкусного" контрагента только потому что им нужно будет на одну бумажку больше документов оформить. Ведь 223-ФЗ по-большому счету не вводит строгих ограничений, а заставляет только описать порядок, по которому производится закупочная деятельность.

Может быть просто кто-то испугался, что теперь информация о контрактах с явно завышенными ценами станет доступна общественности и привет Навальный-223-ФЗ?

Или возмущение базируется на том, что теперь отмывать деньги через "дочек" и "внучек" станет сложнее?... Ах, какая жалость.

2012-11-23 | Anna

А это, кстати, тоже интересно. Когда вводили 223-ФЗ для госкомпаний, никто не возмущался. А сейчас,когда очередь пришла для "дочек" и "внучек" началось возмущение... интересно.

2018-01-27 | Walterexows

Dec 29, 2017 - Вы находитесь: Блоги пользователей / АлкоБарьер от алкоголизма: отзывы, цена, купить, инструкция / алкобарьер средство от... Aug 18, 2017 - Помогает ли сыворотка Алко Барьер от алкоголизма? ... семья и необычное средство – сыворотка Алко Барьер, которая постепенно... «Алко Барьер» это надежное средство от алкоголизма, которое подавляет нервные центры отвечающие за желание выпить спиртное и отчищает... Oct 9, 2017 - Алко барьер от алкогольной зависимости – мощный препарат, почти... После принятия действует и как опохмеляющее средство, ... Отзывы об «АлкоБарьер» - средство от алкоголизма. Если вы хотите сразу перейти к чтению отзывов, минуя описание, то пролистайте вниз... Официальный сайт: http://alcovirin.bxox.info

2018-01-28 | CraigTaw

Приобрести можно на веб-сайте http://mangoo77.mangoosteen.com Предлагаем вам чудодейственное средство для снижения веса Mangoosteen. С его помощью реально сжечь около 15 кг за 14 суток. Дерево мангостан растет на Филиппинах. Плоды данного растения обладают потрясающими особенностями, которые были положены в основу средства Мангустина. В банке имеется около 20 плодов этого замечательного дерева. Плоды растения мангкут помогают растопить лишнюю липидную ткань. И замечательно влияют на организм в целом. Специфика производства препарата, а также уникальная упаковка позволяют сберечь все удивительные свойства плодов. Основным веществом сиропа Мангустина являются плоды с дерева мангостин, в которых содержится огромное число питательных веществ. Благодаря веществу ксантону, которое в огромных количествах содержатся во фрукте, сильно притормаживаются процессы окисления в организме. Окись дифениленкетона признается одним из самых мощных антиокислителей. В плодах растения мангостин вдобавок имеются различные группы витаминов и микроэлементы. Приобрести сироп Mangoosteen возможно на веб-сайте http://mangjoo77.mangoosteen.com.

2018-01-28 | Walterexows

народные средства от лечения алкоголизма АлкоБарьер средство от алкоголизма Успокаивает нервную систему Купить АлкоБарьер... АлкоБарьер средство от алкоголизма Я мужа избавила от тяги к спиртному за 2 недели средство от алкоголизма лидевин отзывы Купить АлкоБарьер... АлкоБарьер средство от алкоголизма Выводит токсины из организма лечение алкоголизма народными средствами в домашних... Алкобарьер средство от алкоголизма в Назрани. Я уверена, что человеческая душа меняется, подавляется воля. Он уходил искать Женский алкоголизм... Sep 3, 2017 - АлкоБарьер – эффективное средство борьбы с алкоголизмом! Избавляет от тяги к алкоголю раз и навсегда! Имеет поразительные... Официальный сайт: http://alcovirin.bxox.info

2018-01-28 | Walterexows

Jul 25, 2017 - Купить АлкоБарьер средство от алкоголизма в Бресте лечение алкоголизма по фотографии кодировка от алкоголя в... Dec 16, 2017 - Капли от алкоголизма: отзыв врача. ... Как избавиться от алкоголизма? ... Он называется Алко Барьер. Эти капли тоже избавляют... Aug 5, 2017 - Алко Барьер - средство от алкоголизма. Проблема алкоголизма, к сожалению, достаточно сильно распространена, особенно на... лекарство от алкоголизма феникс Купить АлкоБарьер средство от алкоголизма в Минске признаки алкогольной зависимости народное средство от... АлкоБарьер - средство от алкоголизма,АлкоБарьер в Маннгейме,препарат алкобарьер отзывы на сайте отзовик,АлкоБарьер - средство от алкоголизма... Официальный сайт: http://alcovirin.bxox.info

2018-01-28 | Walterexows

Alco Barrier – новое средство от алкогольной зависимости не требующее специальной подготовки имеющее сертификаты качества! Алко барьер... Надоело вранье и фальшивые отзывы врачей об Алкобарьере? Мы... Не так давно я наткнулся еще на одно средство, которое, по словам производителя, поможет справиться с алкогольной зависимостью в кратчайшие сроки. Jul 1, 2011 - Средства для уменьшения вредного влияния алкоголя на.... Я ему покупала сыворотку от алкоголизма Алко-Барьер, так и ушла... Отзыв: Чудодейственное средство Алко Барьер (Alcobarrier) .Отзыв: Заказал средство от алкоголизма Алко барьер, для своего отца. до этого... Где в Беларусси купить средство, напиток от алкоголизма (Alco Barrier)? Заказать, состав, инструкция по применению. Официальный сайт: http://alcovirin.bxox.info

2018-01-29 | Walterexows

Средство от алкоголизма Алкобарьер представляет собой напиток-сыворотку, который при приеме преодолевает стойкую и прочную... Где купить средство от алкоголизма Алко барьер в России? На официальном сайте - все cыворотке отзывы, цена. Oct 28, 2017 - Алкобарьер средство от алкоголизма Отзывы реальных покупателей. Где купить оригинальный препарат и какова его цена. лечение алкоголизма зверобоем лечение алкоголизма молитвами и заговорами Купить АлкоБарьер средство от алкоголизма в Витебске кодировка от... Алкобарьер средство от алкоголизма в Реже. К тому же, Реже в Переславле на порядок дешевле подмосковной недвижимости. А я всю жизнь... Официальный сайт: http://alcovirin.bxox.info

2018-01-29 | CraigTaw

Приобрести можно на веб-сайте http://mangoo77.mangoosteen.com Рады предложить вам удивительное средство для похудения сироп Мангустина. С его помощью возможно избавиться от 15 кг за 14 дней. Растение мангустин произрастает в Малайзии. Плоды данного растения имеют потрясающие особенности. Во флаконе имеется около 20 плодов этого удивительного дерева. Плоды растения мангостин помогают сжечь лишнюю липидную ткань. И замечательно влияют на организм в комплексе. Специфика изготовления средства, и уникальная упаковка позволяют сохранить все полезные свойства мангостана. Главным веществом сиропа Мангустина являются плоды с растения мангостин, в которых содержится большое число питательных элементов. Благодаря компоненту окиси дифениленкетона, которое в больших дозах содержатся в плодах, сильно замедляются процессы окисления в теле. Окись дифениленкетона является одним из самых сильных антиоксидантов. В плоде дерева мангкут вдобавок имеются разные группы витаминов и микроэлементы. Приобрести сироп Mangoosteen возможно на сайте http://mangoo77.mangoosteen.com.

Правительство РФ для регулирования сферы государственных закупок разработало и приняло два Закона, которые регулируют область закупок.

44 закон РФ предусматривает, что проведение госзакупок должно, проводится в электронном виде. Это электронный аукцион, на котором определяют победителя по предоставлению услуг и товаров. 44 закон РФ определяет только одну форму определения победителя.

Руководствуясь 223 законом РФ, заказчики сами определяют форму и способ проведения закупок. За основу взят электронный формат, но при определении поставщика заказчик может провести:

  • Конкурс;
  • Аукцион;
  • Торги.

Для контроля региональным властям разрешено устанавливать ограничение на выбор типа электронной закупки.

Но так как с января 2017г действует положение об отмене 223 закона РФ, унитарные учреждения совершают закупки согласно 44 Закона РФ.

Стоит рассмотреть какие предприятия и учреждения попадают под юрисдикцию закона44 РФ:

  • Унитарное учреждение (система управления которого базируется на хозяйственном ведении);
  • Предприятия государственного назначения (федеральные и муниципальные учреждения);
  • Унитарное предприятие руководство, которого базируется на оперативном управлении;
  • Казенные предприятия субъектов РФ.

Все казенные предприятия: муниципальные, казенные теперь считаются унитарными. Значит, вступивший в силу 44 Закон РФ, регулирует сферу закупок данных учреждений.

Унитарное предприятие разрабатывает такой план каждый год, затем утверждается финансово-хозяйственным отделом предприятия. После его заверяет администрация, руководствуясь положением о закупках ст. 17 Закона РФ №44. Составить и рассмотреть такой план предприятия должны не позднее 31 декабря.

Для многих предпринимателей стал остро вопрос, когда же отменят и вовсе 223 закон РФ. Ведь совершенно очевидно, что совершенна юридическая ошибка при принятии закона - закон вступает в силу при окончании срока действия.

Для совершения правомерных закупок, при отмене 223 Закона РФ следует:

Контракты, гражданско-правовые договора, заключаемые в спектре закона 44 правомерны, все остальные (даже те которые совершены по 223 ФЗ - не правомерны).

Унитарное предприятие может поставлять продукцию, выполнять подрядные работы.

Возможность привлечь третьи лица в качестве субподрядчиков либо исполнителей работ.

Получается, что с 1 января 2017 все унитарные предприятия при отмене 223 РФ, могут заключать в исключительном порядке закупки, проводить тендера на оказание и выполнения работ, опираясь на закон 44 РФ.

Сегодня в законе нет однозначного определения, что такое закупка в электронной форме по 223-ФЗ. ФАС России и правоохранительные органы настаивают, что электронная форма закупки полностью исключает бумажный документооборот. На практике не все заказчики следуют этому определению. Обсудим проблемы и риски заказчиков при выборе электронной формы закупки сегодня.

Способы закупок в электронной форме по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В настоящее время обязанности по проведению закупки в электронной форме есть у госзаказчиков (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Они обязаны проводить электронный аукцион для закупок продукции, входящей в определенный Правительством перечень. Аукционный перечень аукционный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р . То есть, здесь закрепляется не только форма проведения закупки: электронная, но и предлагается единственно возможный способ определения поставщика.

Есть еще заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ. Для них установлен перечень продукции, закупки которой они проводят в электронной форме, но каким способом - они решают сами. Это может быть конкурс, может быть аукцион, а может - запрос котировок, запрос предложений или что-то еще, самостоятельно придуманное заказчиком и закрепленное в Положении о закупке. То есть для них обязательна именно электронная форма, а способ они выбирают самостоятельно. Региональные органы власти, органы местного самоуправления могут установить дополнительные ограничения для отдельных категорий заказчиков по выбору способа электронной закупки.

Добровольно проводить закупки в электронном виде могут все категории заказчиков по 223-ФЗ.

223-ФЗ: перечень закупок в электронной форме:

Перечень товаров, работ, услуг, которые заказчики по 223-ФЗ обязаны закупать в электронной форме исчерпывающий, утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 . В него входят:

  • пряжа бумажная;
  • шнуры, изделия канатные и веревочные, не включенные в другие группировки;
  • одежда для поддержания физической формы (противоперегрузочные, профилактико-нагрузочные, профилактические костюмы) специальная;
  • тара деревянная;
  • целлюлоза, бумага и картон;
  • полный перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме по 223-ФЗ.

Каждый раз, когда заказчику нужен товар, работа или услуга из этого перечня, он обязан проводить закупку по 223-ФЗ в электронном виде.

А что делать, если заказчик проводит закупку, в которую входит как номенклатура, включенная в Перечень, так и товары (работы, услуги), закупки которых ничем дополнительно не регламентированы? Закупки, которые надо проводить в электронной форме, рекомендуется вычленять в самостоятельный лот. Если этого сделать нельзя, лучше ориентироваться на порог 5%.

По общей практике контролирующих органов разрешается включать в лот, который содержит в себе смешанную продукцию, не более 5% тех товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться в электронной форме. Речь идет о стоимостном выражении по отношению к начальной максимальной цене.

Закупки по 223-ФЗ - дистанционный курс повышения квалификации в Школе электронных торгов. Обучение проводится с учетом всех законодательных изменений. Заказчик научится грамотно составлять документы, а поставщик - правильно их читать и понимать. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Удостоверение о повышении квалификации 72 часа.

Исключения из правил

Есть ли исключения, когда закупку продукции из Перечня № 616 разрешается проводить не в электронной форме? Оказывается, есть:

  • сумма сделки не превышает 100 000 рублей;
  • сделка или товар (группа товаров) входят в утвержденный перечень, информация о которых не подлежит размещению на официальном сайте;
  • информация, содержащаяся в извещении, документации о закупке или проекте договора содержит сведения, относящиеся к государственной тайне;
  • потребность в закупке возникла вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения. В этой части заказчикам рекомендуется иметь документальное подтверждение, что действительно сложились обстоятельства непредвиденной силы, которые было невозможно предсказать. Если возникла авария, лучше составить подтверждающий акт. В идеале такой акт должен быть подписан не только сотрудниками заказчика, но и третьими незаинтересованными лицами. Но если у заказчика возникает слишком много чрезвычайных и непредвиденных ситуаций - это повод контролерам задуматься, соответствуют ли данные акты действительности. Возможно, акты поддельные;
  • закупка подходит под условия закупки у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке, утвержденным заказчиком. Эта норма означает, что, по сути, заказчик может вовсе не проводить закупку из Перечня № 616 в электронном виде, а обойтись закупкой у единственного поставщика. Если пропишет такое право в своем Положении о закупке, конечно. Но такая находчивость заказчика фактически является злоупотреблением, т.к. «в чистом виде» не соответствует целям и принципам законодательства о контрактной системе. Скорее всего, по мере вступления в силу поправок в 223-ФЗ, такая практика станет невозможной. Поэтому заказчикам рекомендуется адаптироваться к электронным формам закупочных процедур и учиться работать на электронных торговых площадках.

Заказчик своим Положением может расширить перечень товаров, работу, услуг, который он будет закупать в электронной форме. Принимая добровольно на себя такую обязанность, заказчик несет и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Как заказчику организовать электронную форму закупки по 223-ФЗ

Как только заказчик определился, что товары, работы, услуги подлежат закупке в электронной форме, он должен понять, как организовать эту форму закупки. На сегодня нет однозначного определения, что такое закупка в электронной форме и как ее проводить. Заказчик обязан в своем Положении установить правила и порядок проведения такой закупки.

Можно ориентироваться на межправительственные соглашения и руководствоваться аналогичными нормами Контрактной системы:

  • «Электронная форма (формат) закупок» — процедура закупок, осуществляемая с использованием сети Интернет, веб‑портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно‑аппаратных средств (Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, заключено 09.12.2010).

Схожее определение есть в 44-ФЗ:

Но эти подходы не закреплены в рамках 223-ФЗ. А значит, не могут быть истиной в последней инстанции. Единственный регулятор, который давал разъяснения по электронной форме закупки по 223-ФЗ, - это антимонопольная служба.

В письме ФАС России от 02.07.2014 № АЦ/26473/14 сказано: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке» . Некоторые заказчики трактовали это разъяснение субъективно и расширительно: не гнушались истребовать документы на бумажных носителях параллельно к электронной форме, обязывали участника закупки явиться на ту или иную стадию закупочной процедуры. Были случаи, когда заказчики собирали заявки в электронном виде, но на подачу ценовых предложений участники должны были явиться лично.

Чтобы устранить подобные неверные трактовки, ФАС России уточняет: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться закупочная процедура, при которой исключается обмен бумажными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, а также обязанность участника закупки присутствовать на тех или иных стадиях закупочной процедуры». Заказчикам рекомендуется руководствоваться этим разъяснением ФАС, пока не вступят в силу поправки в 223-ФЗ, и не появится однозначной формулировки понятия «закупка в электронной форме».

Позиция ФАС находит отражение на практике

Рассмотрим несколько примеров.

Решение № 223ФЗ-119/15 по результатам рассмотрения жалобы ФГУП «Спецстройсервис при Спецстрое России» на действия (бездействие) заказчика ОАО «ЦИУС ЕЭС». Заказчик требовал представить конверты на бумажном носителе по адресу и месту нахождения заказчика. Рассматривая жалобу, комиссия ФАС России признала действия заказчика необоснованными, неправомерными, не соответствующими нормам Положения о закупке и выявила нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Ситуация в московском метрополитене. Заказчик закупал систему видеонаблюдения для московского метрополитена. Проводился конкурс. По ценовым параметрам и прочим характеристикам конкурс действительно был уместен. Но в Положении о закупке обнаружилось противоречие: заказчик прописал условия проведения электронного аукциона, составив себе электронный перечень, куда вошли товары, работу, услуги, входящие в состав лота, в отношении которого подавалась жалоба. С одной стороны, заказчику целесообразнее и эффективнее провести конкурс, с другой стороны, - прямая норма Положение о закупке обязывала его провести электронный аукцион. Закупочная процедура была аннулирована. Заказчик изменил Положение о закупке и все-таки провел конкурсную процедуру, которая отражала его объективные потребности.

На основе двух этих решений нельзя делать вывод, что контролеры всегда стоят на стороне участника закупочной процедуры. Нет. Если заказчик правильно прописал порядок проведения электронной формы закупки и строго его соблюдает, любой контролирующий орган будет на стороне заказчика. Вот пример.

Решение № 223ФЗ-137/14 по результатам рассмотрения жалобы ООО «УВЗ - Сервис», ООО «ГТР», ООО «БТ (Рус)». Заказчик проводил закупку в электронной форме. Участник поленился или не захотел проходить аккредитацию на электронной площадке и привез заявку на бумаге. Заявка была укомплектована в полном соответствии с документацией, содержала все нужные документы, но порядок представления заявки участник нарушил. Заказчик так и не дождался заявки в электронном виде до окончания срока подачи заявок. Заявку в бумажном виде участнику вернули, не рассматривая. Участник подал жалобу, которую признали необоснованной. Заказчик обоснованно руководствовался Положением и соблюдал принципы электронной формы закупки. Принимать заявку в бумажном виде он был не обязан.

Подобную позицию поддерживают некоторые суды. В целом судебная практика противоречива, но постепенно приближается к пониманию, сформированному антимонопольной службой. В частности, ФАС Московского округа в постановлении от 02.12.2013 № Ф05-14297/2013 по делу № А40-4091/13-152-41 отметил: «…указанная в Законе о закупках и Постановлении Правительства РФ от 21 июня 2012 года N 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» электронная форма подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке, в том числе заказчика всех действий при помощи электронных средств и таким образом исключает возможность использования бумажного документооборота ». Интересно, что московские суды выносили и противоположные решения, допуская представление части заявки на бумажном носителе. Но ориентироваться на такую позицию не стоит. Ее не поддержит антимонопольная служба или прокуратура. ФАС России и правоохранительные органы настаивают, что электронная форма закупки полностью исключает бумажный документооборот.

Электронные закупки по 223-ФЗ в Положении о закупке

Рассмотрим два возможных варианта для заказчика. Оба рискованны, но иначе организовать процесс пока невозможно.

Вариант 1: принимать заявки по электронной почте

Допустим, заказчик установил в Положении о закупке, что для него электронная форма закупки - это обмен письмами через электронный ящик. Придется обеспечить равенство и справедливость, начиная с этапа подачи заявок. Заказчик принимает на себя обязательства, исполнение которых от него, по сути, не зависит. Он должен обеспечить бесперебойность работы электронного ящика, который может перестать работать по техническим причинам провайдера.

Возможен вариант, когда участник подал заявку от лица, не имеющего права на подачу заявки. В этом случае заказчик несет риски неисполнения обязательств по договору.

Допустим, все прошло гладко, и все заявки пришли в нужном виде. Открытым остается вопрос: как заказчик гарантирует одномоментное открытие доступа к заявкам? Высока вероятность, что заказчик вскроет заявки до обозначенной в документации даты, создав преимущественные условия участия тем или иным лицам.

На стадии подачи заявок и их вскрытия - наибольшие коррупционные риски. Велика вероятность нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, когда заказчик может координировать действия участников процедуры, предоставлять информацию о содержании заявок участников иным лицам, в том числе конкурирующим.

Еще одна проблема - в проведении закупочной процедуры. Как заказчику организовать аукцион или переторжку силами электронного ящика? Возможно, но не прозрачно.

Вывод: для заказчика слишком рискованно проводить закупку в электронной форме посредством обмена электронными письмами через электронный ящик. Это возможно, но создаст больше сложностей, чем облегчит работу.

Вариант 2: организовать электронную форму закупки через оператора электронной площадки

Если в Положении о закупке прописано, что электронная форма закупки предполагает использование услуг оператора электронной торговой площадки, заказчик несет полную ответственность за действия данного оператора. Ведь пока нет поправок в 223-ФЗ, нет и такого субъекта как «Оператор электронной площадки»: ни субъекта как участника закупочного цикла, ни субъекта ответственности в рамках 223-ФЗ.

К сожалению, не все площадки гарантируют надлежащую и бесперебойную работу. Возможные сбои и нарушения в работе оператора будут отнесены к вине заказчика. В случае жалобы именно заказчик, а не оператор площадки получит соответствующее предписание. И если оператор площадки не идет навстречу заказчику и не позволяет совершить действия, предписанные антимонопольным органом, заказчика могут оштрафовать за неисполнение предписания контролирующего органа. Сумма такого штрафа составляет до 500 000 рублей!

Совет заказчикам: выбирайте оператора с осторожностью. Прописывайте, как вы будете делить ответственность.

Рекомендуем заказчикам сделать следующую оговорку в Положении о закупке. Укажите, что порядок проведения конкретного способа закупки, который прописан в вашем Положении, и порядок проведения на ЭТП, могут отличаться с учетом функционала оператора ЭТП.

В противном случае, если оператор площадки не гарантирует 100% соблюдения вашего Положения о закупке, то любые действия в рамках данной закупочной процедуры, можно будет признавать необоснованными, несоответствующими Положению о закупке, и действия заказчика будут квалифицированы как нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках. Это нарушение не влечет за собой административных последствий, но на основании такого решения заказчик может получить предписание, заставляющее его внести изменения в порядок проведения закупочной процедуры, переиграть ту или иную стадию закупки.

А как должно быть?

В 223-ФЗ подготовлены поправки, которые, наконец, дадут понимание, что такое электронная форма закупки и как ее проводить. Оператор площадки должен стать полноценным субъектом закупочного процесса, его действия можно будет обжаловать, для него предусмотрят ответственность в КоАП РФ.

Законодатели выдвинули ряд инициатив, которые регламентируют электронную форму закупки. В первую очередь, это позволит отслеживать каждое действие любого участника закупочного процесса.

Сегодня участникам бывает сложно понять, как подать заявку, в каком месте, а также сложно впоследствии доказать, что заказчик чинил препятствия при подаче заявки. Если поправки будут приняты, все этапы закупочной процедуры будут понятны, одинаковы для всех и их легко будет контролировать.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме