Административный штраф за непредоставление сведений в егрюл. Как внести изменения в егрюл
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» , "Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о" - "с", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м" - "р", обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона" .
Данным положением закона установлен срок в 3 дня с момента изменения сведений или принятия решения об изменении сведений о юридическом лице для предоставления комплекта документов на государственную регистрацию изменений.
Согласно пункту 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ , "Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей" .
То есть в случае несоблюдения трехдневного срока на руководителя юридического лица или на предпринимателя может быть наложен штраф в размере 5.000 рублей.
По нашему мнению, трехдневный срок слишком мал, чтобы реально можно было осуществить действия по подаче документов на государственную регистрацию при изменении каких-либо сведений. Этот срок введен законодателем необдуманно, без оглядки на реальное положение вещей.
Очевидно, что руководитель организации в первую очередь должен быть сосредоточен на достижении основной цели коммерческой организации, установленной в статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации - получении прибыли. Соблюдение бюрократических формальностей должно быть отнесено на второй план. И законодатель должен это понимать.
Справедливости ради стоит заметить, что трехдневный срок был введен в закон о госрегистрации еще тогда, когда подача документов для государственной регистрации могла производиться по доверенности. Да и заявления в свое время могли подаваться не от имени руководителя организации, а от имени доверенного лица, чья подпись и удостоверялась нотариально.
Со временем нормы закона ужесточились, заявителями теперь могут быть в большинстве случаев рукововдители предприятий, а устаревшая норма в законе осталась.
Адекватные налоговики понимают это и не практикуют наложения указанного административного штрафа.
В нашей практике в области сопровождения государственной регистрации, МИФНС №46 по Москве ни разу не налагала штрафа, хотя было несколько случаев стращания заявителей возможностью его наложения.
Здравствуйте!
Согласно п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица в срок не более чем пять рабочих дней со дня их представления в порядке, установленном ст. 9 Закона N 129-ФЗ (п. 1 ст. 18 и п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, приведен в п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. К ним относятся:
Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей";
Решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
Изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
Документ об уплате государственной пошлины.
На основании пп. "к" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого).
При государственной регистрации юридического лица при создании в регистрирующий (налоговый) орган представляется комплект документов, установленных ст. 12 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.
Отсутствие сведений об увеличении уставного капитала квалифицируется как непредставление сведений о юридическом лице.
ЕГРЮЛ - это государственный реестр юридических лиц. В реестре отражаются основные сведения об организации: дата создания, местонахождение, состав учредителей, размер уставного капитала, имя руководителя, виды экономической деятельности и др. Сведения из реестра являются открытыми, и юридическое лицо несёт ответственность за их достоверность.
Что такое недостоверные сведения
Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ - это та информация об организации, которая не соответствует действительности или вызывает сомнения у налоговых органов. Согласно указаниям ФНС (письма № ГД-4-14/14127 и № ГД-4-14/14126) без доказательств признаются недостоверными такие сведения об юридическом лице:
- для организаций, созданных до 01.08.2016 - массовый учредитель, руководитель, адрес, имеющий отношение более чем к 50 юр лицам;
- для организаций, созданных после 01.08.2016 - критерий для массового учредителя и адреса снижен до 10 юрлиц, а для руководителя - до 5 юрлиц.
Такой высокий показатель массовости для организаций, созданных до 01.08.2016, вызван регистрацией сотен тысяч фирм-однодневок. Эти компании изначально создавались не для ведения бизнеса, а для нелегальных целей - участия в налоговых схемах, обналичивания денег, вывода активов за рубеж, да и просто обмана контрагентов. Когда-то ФНС допустила регистрацию большого количества организаций с признаками массовости, но сейчас активно взялась за чистку данных, указанных в реестре.
Кроме того, недостоверной признается информация о руководителе, если он дисквалифицирован или является умершим.
Для организаций, которые ведут реальный бизнес и не имеют признаков массовости, недостоверные сведения в ЕГРЮЛ могут объясняться несвоевременным внесением новых данных в реестр или ошибкой при их указании.
Как проверить достоверность сведений
Учитывая, что сведения из реестра относятся к публичной информации, узнать об их недостоверности может любое заинтересованное лицо: банки, контрагенты, инвесторы, государственные органы. При этом основной контроль за этими данными осуществляет Федеральная налоговая служба.
Проверить, достоверны ли сведения о юридическом лице, могут сами участники и руководитель организации. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ возможно с помощью бесплатного сервиса ФНС. Достаточно ввести один из кодов ИНН/ОГРН или название юридического лица и через несколько минут вы получите актуальную информацию. Учтите только, что такие данные из ЕГРЮЛ по ИНН не заменяют официальную выписку из реестра, а носят информационный характер.
Если вы самостоятельно обнаружили по вашей организации недостоверность сведений в реестре, то их надо изменить. Кроме того, сообщить о наличии недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может налоговая инспекция, направив соответствующее уведомление.
К сожалению, с 2016 года участились случаи необоснованных подозрений со стороны налоговых органов в адрес легальных действующих организаций. Например, налоговики признают недостоверность данных об адресе по самым формальным признакам. Это может быть отсутствие директора на рабочем месте в момент проверки, недостаточно подробный (нет номера комнаты или офиса) или письмо, которое работники Почты РФ вернули в налоговую инспекцию, как неполученное.
В результате требование представить достоверные сведения об адресе получают компании, действительно работающие по указанным контактам. Отреагировать на такое обращение ИФНС надо в течение 30 дней, иначе информация о недостоверности юридического адреса будет внесена в ЕГРЮЛ.
Обычно, в качестве доказательства достоверности адреса, в налоговую представляют договор аренды офиса, свидетельство о праве собственности на помещение, фотографии вывески и рекламы, письма госорганов, полученные по этим контактам и др. При этом надо быть готовым к тому, что ничего из этого во внимание признаваться не будет. Позицию инспекции можно оспаривать в вышестоящем органе или в суде, но все это требует времени. Быстрее будет адрес просто сменить.
Как изменить сведения в реестре
Таким образом, изменить сведения о государственной регистрации юридических лиц в реестре надо в следующих ситуациях:
- При смене руководителя, юридического адреса, состава участников, кодов ОКВЭД, уменьшения или увеличения уставного капитала, изменения долей в нем.
- При самостоятельном обнаружении ошибок или неточностей в реестре.
- По требованию ИФНС, обнаружившей недостоверные сведения в ЕГРЮЛ.
Если новая информация не изменяет устав, то подаётся форма Р14001. Если же текст устава в результате внесения новых сведений будет меняться, то заполняется другая форма - Р13001. Срок подачи документов - три рабочих дня со дня смены директора, адреса, участников, изменения УК и т.д.
Узнать в подробностях о том, какие документы надо представить для изменения регистрационных данных в разных ситуациях можно из этих публикаций:
Ответственность за недостоверность сведений в реестрах
Чем грозит внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об организации? Согласно статье 14.25 КоАП РФ за представление недостоверных сведений в госреестры, в том числе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности, наступает административная ответственность. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном нарушении - от 10 до 50 тысяч рублей с возможностью дисквалификации.
В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности надо вносить информацию о полученных лицензиях, о стоимости чистых активов ООО, о залоге движимого имущества организации и некоторых других событиях.
Но, кроме штрафа по статье 14.25 КоАП РФ, метка о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ влечёт за собой ещё ряд негативных последствий:
- По требованию налоговой инспекции может быть заблокирован.
- Партнёры компании не смогут подтвердить расходы по совершённым сделкам, из-за чего возможно прекращение сотрудничества.
- Существует высокий риск назначения выездной налоговой проверки.
- Если запись о недостоверности провисит в ЕГРЮЛ больше полугода, юридическое лицо должно быть исключено из реестра. При этом порядок исключения из реестра по такому основанию не до конца проработан налоговой службой, поэтому реальных историй ещё нет.
- Участник, имеющий более 50% доли в уставном капитале, и руководитель такой организации не вправе в течение трёх лет создавать новое юридическое лицо или руководить им.
- Если в результате использования недостоверной информации из ЕГРЮЛ контрагент или другое лицо понесёт убытки, организация обязана будет их возместить.
Учитывая такие высокие финансовые, административные и репутационные риски, руководителю и участникам ООО надо всегда следить за тем, чтобы в государственных реестрах отражалась только актуальная и достоверная информация об организации.
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок внесения изменений в ЕГРЮЛ (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Нормативные акты
5. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
Приказ Минфина России от 30.09.2016 N 169н
(ред. от 20.04.2018)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2016 N 44557)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) 16. Срок предоставления государственной услуги (за исключением предоставления государственной услуги при государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, внесении записи о начале процедуры реорганизации юридического лица) не должен превышать пять рабочих дней со дня представления документов в инспекцию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Срок внесения изменений в ЕГРЮЛ
Реорганизации юридического лица в форме преобразования. В данном случае заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые документы должны быть поданы в лицензирующий орган не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (ч. 5 ст. 18 Закона о лицензировании, п. 86 Регламента). В течение этого срока (15 рабочих дней) организация вправе продолжать осуществлять лицензируемый вид деятельности. Отметим, что для случая реорганизации в форме слияния такая возможность (осуществлять лицензируемый вид деятельности в течение 15 рабочих дней после внесения изменений в ЕГРЮЛ) Законом о лицензировании не предусмотрена.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
3.1. Вывод из судебной практики: Срок подачи заявления о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в устав общества и ЕГРЮЛ, в связи с тем, что регистрация осуществлена на основании недействительного решения общества, исчисляется с момента признания этого решения недействительным.