Кто такие госслужащие а кто бюджетники. Понятие и классификация госслужащих
Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном этим законом, обязанности по государственной должности государственной службы (категории «Б» и «В») за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.
Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.
Однако состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям (см. схему 10).
1. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть разделены на федеральных служащих и служащих субъектов Федерации.
Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального Собрания РФ и т. д.
В субъектах Федерации сосредоточена основная часть государственных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.
2. Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.
3. В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.
Схема 10. Классификация государственных служащих
Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений и отделов и др.) подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента.
Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует прежде всего способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений. Главным критерием пригодности для занятия той или иной должности категорий «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.
Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция - возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции). Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах»* на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов.
* СЗ РФ. 1997, №30. Ст. 3590
Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации* установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»** определил требования к профессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров различного уровня, а также меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, являющихся государственными служащими.
* СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 223.
** СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999 № 7 Ст. 878.
Исходя из текущей и перспективной потребности в государственных служащих государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необходимого для выдвижения на вышестоящие должности. При этом, согласно Указу Президента от 3 сентября 1997 г.*, обязательную профессиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенные на руководящие государственные должности федеральной государственной службы (не ниже заместителя начальника отдела), в течение первого года работы в этих должностях, а затем - обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года). Обязательная профессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Ежегодно планом предусматривается возможность подготовки и лиц, замещающих государственные должности государственной службы субъектов Федерации.
* СЗ РФ. 1997 .№36. Ст. 4131.
4. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических исполнителей - с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем - утратило свое значение. Теперь характер государственно-служебных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими государственных должностей категорий «А», «Б» и «В». Поскольку деятельность государственных служащих по обеспечению и исполнению полномочий государственных органов, где они служат, может иметь различную направленность, государственно-служебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние.
Внутриорганизационные правоотношения - это отношения служебной подчиненности внутри данного органа (системы). Они возникают, изменяются и прекращаются у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполнительной, судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать на соответствующую должность (а следовательно, и увольнять гражданина РФ с государственной службы). Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками - с момента замещения государственной должности - по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, как правило, определяются должностными инструкциями.
Внешними считаются государственно-служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственным служащим и не подчиненными ему гражданами, государственными и негосударственными организациями в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения им государственной должности. Но в качестве представителя государства (органа исполнительной власти) может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделен государственно-властными полномочиями в сфере исполнительной власти, - должностное лицо (представитель власти). К должностным лицам (представителям власти) можно отнести работников государственных органов, чьи властные полномочия публичного характера выходят за пределы этих органов. Их распорядительные действия (полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных им по службе. К числу таких государственных служащих, которых называют представителями власти, относятся: прокуроры, следователи, сотрудники милиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных контрольно-надзорных органов, представители государства в акционерных обществах. Согласно федеральному закону от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»*, должностными лицами являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены установленные этим законом специальные звания (от прапорщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы РФ).
* СЗ РФ 1997. № 30. Ст. 3586
5. В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок (например, на должность категории «В»), на определенное время (например, на должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).
6. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).
7. Критерием для подразделения государственных служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.
Квалификационные разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной службы. В этом выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории «Б» или «В», зависимость разряда от замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.
Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» (п. 3 ст. 7), лицам, замещающим должности категорий «Б» и «В», могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:
действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса - лицам, замещающим высшие (5-й группы) государственные должности государственной службы;
государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса - лицам, замещающим главные (4-й группы) должности;
советник РФ 1,2 и 3-го класса - лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности;
советник государственной службы 1,2 и 3-го класса - лицам, замещающим старшие (2-й группы) должности;
референт государственной службы 1,2 и 3-го класса - лицам, замещающим младшие (1-й группы) государственные должности государственной службы.
Для отдельных видов государственной службы в соответствии с законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, дипломатические ранги.
Госслужащий – гражданин, осуществляющий профессиональную деятельность на должностях федеральной или региональной госслужбы и получающий содержание за счёт средств соответствующего бюджета.
Признаки госслужащего:
1. гражданин,
2. осуществляет деятельность на профессиональной основе,
3. государственная служба делится на 3 вида,
5. в ФЗ “О системе госслужбы РФ” впервые было определено, что нанимателем госслужащего является государство (РФ, либо субъект РФ).
Состав госслужащих неодинаков, функциональное назначение также неодинаково, поэтому выделяют несколько групп госслужащих по различным критериям.
Классификация госслужащих:
I. по принципу разделения властей:
1. госслужащие органов законодательной власти;
2. госслужащие органов исполнительной власти;
3. госслужащие органов судебной власти.
II. по масштабу деятельности:
1. федеральные госслужащие – регулируется федеральным законодательством;
2. госслужащие субъектов РФ – регулируется как федеральным законодательством, так и региональным.
III. по функциональному предназначению:
1. государственные гражданские служащие
2. военнослужащие;
3. служащие правоохранительных органов.
IV. по объёму должностных полномочий:
1. госслужащие, которые являются должностными лицами;
2. госслужащие, которые не являются должностными лицами.
V. в зависимости от срока службы
1. госслужащие, которые поступают на определённый срок (в частности, руководители, помощники (советники) – те лица, которые поступают на госслужбу на срок исполнения обязанностей руководителя).
2. госслужащие, которые поступают на неопределённый срок (могут быть руководители, а также обязательно специалисты).
Понятие должностного лица содержится в УК РФ, в КоАП’е, понятие должностного лица наше законодательство определяет именно к субъекту ответственности либо уголовной, либо административной.
Понятие должностного лица применительно к АП примечание к ст.2.4. КоАП РФ, появилось это понятие в 2002 году, когда Кодекс вступил в силу.
К должностным лицам относятся лица постоянно, временно, либо в силу специального полномочия, выполняющие административно-хозяйственные, либо оперативно-управленческие функции в органах государственной власти и управления, вооружённых силах РФ. Данное лицо должно определять деятельность органа, в котором он работает.
Вместе с тем, наше законодательство понимает должностное лицо несколько шире. Вместе с тем, наше законодательство понимает понятие должностного лица именно как субъекта к ответственности. Таким образом, к должностным лицам относятся лица хозяйственных субъектов.
Кроме того, с точки зрения ответственности, если иное не определено кодексом, к должностным лицам относятся и индивидуальные предприниматели.
Это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета .
Определение государственного служащего субъекта Российской Федерации идентично вышеприведенному, с той лишь разницей, что этот гражданин осуществляет служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получает денежное содержание за счет средств бюджета данного субъекта.
Таким образом, на основании определения, приведенного в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», можно выделить следующие существенные признаки государственных служащих.
1. Государственным служащим признается физическое лицо , являющееся гражданином Российской Федерации или гражданином иностранного государства . Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает возможность замещения должностей государственной службы, в том числе и гражданами иностранного государства. Об этом прямо говорится в ст. 18.1, предоставляющей право иностранным гражданам поступать на военную службу по контракту и соответственно право прохождения ими военной службы.
В то же время иные специальные законы о государственной службе предусматривают право поступления на государственную службу исключительно граждан Российской Федерации. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает, что гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» устанавливает, что сотрудником органов Федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства.
Помимо указанного признака (гражданство) лицо, поступающее на государственную службу, должно обладать полными дееспособностью и деликтоспособностью, быть вменяемым. Специальное законодательство о государственной службе может устанавливать также и иные дополнительные требования к лицам, поступающим на государственную службу.
2. От государственного служащего требуется профессиональное исполнение должностных обязанностей , что предполагает:
- наличие специального образования, позволяющего исполнять обязанности по замещаемой должности;
- наличие необходимого стажа и опыта работы, позволяющих эффективно применять специальные знания и исполнять должностные обязанности.
3. Государственным служащим признается только лицо, замещающее соответствующую должность государственной службы . Должность государственной службы является определяющей для замещающего ее лица. Именно от должности зависят размер денежного содержания, объем властных полномочий, классный чин или иное специальное звание, а также иные статусные аспекты. Подробнее о должностях государственной службы речь пойдет ниже.
4. Государственный служащий осуществляет исполнение должностных обязанностей за соответствующее вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации . Указанное вознаграждение признается законодательством о государственной службе основным законным источником средств к существованию государственного служащего, что также предполагает установление запрета на осуществление государственным служащим иных видов трудовой деятельности, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Классификацию государственных служащих можно провести по следующим основаниям.
В зависимости от вида государственной службы:
- государственные гражданские служащие - граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской службы и осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях гражданской службы в соответствии с актами о назначении на должности и со служебными контрактами и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ;
- военнослужащие - граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти , Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях;
- государственные служащие правоохранительных органов - граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях правоохранительной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
В зависимости от уровня государственной службы:
- федеральные государственные служащие - граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (к таковым служащим относятся: федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, государственные служащие правоохранительных органов);
- государственные гражданские служащие субъекта РФ - граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ.
Рассмотрев базовые составляющие категории «государственный служащий», перейдем к анализу категорий «должность государственной службы» и «должностные лица ».
Законодательство о государственной службе (в том числе Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.) не содержит четкого определения должности государственной службы. Тем не менее должность государственной службы можно считать базовым элементом государственного органа, нормативно и организационно определенным и обособленным, обладающим частью компетенции государственного органа. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для лица, состоящего на государственной службе, так как предоставляет конкретный объем полномочий, определяет общий размер денежного содержания (довольствия), характеризует его положение в служебной иерархии.
Таким образом, на основании вышеприведенного определения можно выделить следующие существенные признаки должности государственной службы .
1. Организационная и правовая обособленность . Должность государственной службы является самостоятельным образованием, наряду со структурными и территориальными подразделениями государственного органа.
2. Наличие части компетенции государственного органа . Должность государственной службы обладает определенной компетенцией, которой соответственно наделяется лицо, замещающее данную должность. Компетенция должности государственной службы представляет собой определенную часть компетенции государственного органа и определяется ей.
3. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для замещающего ее лица , поскольку определяет не только полномочия, но и размер денежного содержания (обеспечения, довольствия) государственного служащего, а также размеры иных денежных выплат. Должностям государственной службы подчинены классные чины и иные специальные звания; кроме того, должности государственной службы характеризуют положение государственного служащего в служебной иерархии.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает следующие виды должностей государственной службы :
- должности федеральной государственной гражданской службы;
- должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
- воинские должности;
- должности правоохранительной службы.
Многие россияне слышали о такой профессии, как госслужащий. Однако не все точно понимают, какие именно виды должностей входят в это понятие. А перечень государственных профессий необходимо знать для того, чтобы иметь возможность рассказать подрастающему поколению о том, какие профессии бывают, какие из них наиболее престижные, высокооплачиваемые, и кроме того, дают определенные льготы.
Государственным служащим признается гражданин страны, который осуществляет профессиональную деятельность на региональных, а также федеральных должностях, относящихся к государственной службе. А также главным условием для таких профессий является получение заработной платы из средств бюджета региона или страны, в зависимости от должности.
Система государственных служащих является одной из наиболее востребованных мест трудоустройства, где постоянно требуются компетентные сотрудники. Это огромная иерархическая пирамида, которая состоит из множества должностей. И чем выше занимаемая должность в этой иерархии, тем она престижнее и более оплачиваемая.
Иерархия должностей
Государственная служба разделяется на 2 основных вида:
- военная;
- гражданская.
Военнослужащие получают оплату труда за счет средств из бюджета Министерства обороны. А гражданские служащие — из федерального или регионального бюджета страны.
ГГС – это сокращенная аббревиатура, обозначающая гражданскую государственную службу. Данные сотрудники должны обеспечить исполнение переданных им полномочий на федеральном или региональном уровне.
Кроме этого, ГГС подразделяется на следующие уровни:
- Должности, которые утверждаются федеральным законодательством или непосредственно указом Президента. Данные сотрудники обеспечивают надлежащее исполнение возложенных полномочий на федеральные органы, а также на индивидуальные государственные посты.
- Должности, которые утверждаются законами и другими законодательными актами субъектов РФ. Эти сотрудники осуществляют надлежащее исполнение всех органов власти в определенном субъекте.
Это основное деление государственных служащих, которое предусмотрено в Российской Федерации.
Категоризация
Помимо деления между федеральной и региональной категоризацией всех должностей, также существуют и более мелкое деление на группы в зависимости от выполняемых функций. Существует следующая категоризация:
- Руководители и их заместители, которые являются главным звеном госорганов и их подразделений. Эти должности могут быть выборными на определенный срок, а также постоянными без ограничения. Для них предоставлены самые большие полномочия, в том числе право издавать определенные нормативные акты, обязательные для других.
- Помощники являются личными заместителями каждого руководителя. С ними заключается срочный контракт, на основании которого с уходом руководителя заканчивается срок этого контракта. Их основная функция — осуществлять всестороннюю помощь своим руководителям.
- Специалисты — это те люди, которые имеют специализированное образование в определенной отрасли. И они должны обеспечить надлежащее выполнение поставленных перед ними приоритетных задач. У них нет ограничений по времени сотрудничества. А работа предоставляется на основании конкурсного отбора.
- Обеспечивающие специалисты — это те профессии людей, которые занимаются непосредственно организационным, информационным, документационным обеспечением деятельности государственных органов. Они выполняют вспомогательные функции. Их срок деятельности также не ограничен.
На основании установленной категоризации предъявляются определенные требования к сотрудникам, их занимающим, а также к тем, кто временно их замещают.
Основные требования
Законодательством РФ установлены определенные требования, кто может занимать, а также замещать государственные должности:
- достаточный уровень необходимого образования;
- владение необходимыми навыками по рабочей специальности и конкретному направлению;
- достаточный служебный стаж;
- свободное владение определенными умениями и навыками, характерными для должности.
Так, для руководителей, их помощников и специалистов обязательно наличие высшего образования (магистратуры или полного), специалисты могут владеть только бакалавриатом, а обеспечивающие специалисты должны иметь среднее профессиональное образование.
Аналогично выставлены и требования по стажу таких работников:
- руководители, их помощники и специалисты должны проработать более 4 лет;
- средние специалисты должна иметь стаж не менее 2 лет;
- обеспечивающие специалисты могут быть приняты без стажа.
Таким образом, к госслужащим относятся все, кто работает в государственных органах законодательной, исполнительной, судебной власти, при этом получает зарплату из бюджета РФ или субъекта РФ.
Льготы
Важно знать, что кроме престижа и возможного быстрого карьерного роста данные сотрудники имеют определенные привилегии и льготы. Законодательством предусмотрены следующие виды льгот:
- Бесплатное лечение в государственных специализированных центрах, при этом виды лечения не ограничены. Все услуги будут оказаны на бесплатной основе.
- Компенсация затрат на топливо, если он исполняет служебные обязанности на своем личном авто, то ему обязаны компенсировать затраты на ГСМ.
- Повышение квалификации на бесплатной основе с сохранением заработной платы на период обучения. Если повышение уровня знаний требуется для присвоения нового звания, то сотруднику должно быть предоставлено это обучение.
- Субсидии на приобретение личного жилья. Государством могут быть компенсированы определенные суммы из бюджета для своих сотрудников.
- Предоставление мест без очереди в детских дошкольных учреждениях при оформлении в них своих детей. Также этим правом могут пользоваться и некоторые другие родные служащего.
- Постоянное увеличение положенного оплачиваемого отпуска.
- Получение дополнительных премий.
- Реальная возможность быстрого продвижения по работе.
Помимо этого, льготы предоставляются и тем, кто собрался выходить на пенсию. Им положено следующее:
- Пенсионер имеет право получать доплату к обычной пенсии 55-80% от каждой выплаты в месяц.
- В случае смерти гражданина все расходы, связанные с погребением, оплачиваются из бюджета.
- Неиспользованные путевки в профилактории и санатории можно поменять на денежные выплаты.
- Пенсионер сохраняет свое право на получение всех медицинских услуг бесплатно.
- Все гарантии, предоставляемые госслужащему при выполнении им своих обязанностей, сохраняются впоследствии на пенсии.
В настоящее время возраст выхода для государственных служащих установлен с 65 лет для сотрудников женского пола и 67 лет для сотрудников мужского пола. Что превышает стандартно установленный возраст для остальных граждан на 10 и 7 лет соответственно. При этом трудовой стаж должен составлять не менее 20 лет.
Помимо федеральных льгот, каждый субъект РФ имеет право устанавливать дополнительные меры поддержки госслужащих. Их нужно уточнять в администрации региона.
Покупка жилья
Госслужащие имеют право получить единовременно определенную субсидию в виде конкретной суммы денежных средств для покупки собственного жилья. Это право имеют следующие категории служащих:
- работники администрации Президента и некоторых других структур, непосредственно связанных с ним;
- лица, работающие в аппарате, занимающиеся государственной безопасностью;
- судебные работники;
- сотрудники прокуратуры, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты.
Для получения положенных средств необходимо обращаться с заявлением в Федеральный государственный орган. При этом в первой очереди будут стоять сотрудники, имеющие трех и более детей.
Госслужащий - это человек, который находится на службе у своего государства. При этом разнообразие профессий и направлений деятельности определяется исключительно интересами страны. Как стать госслужащим, на какой оклад и премии можно рассчитывать и как именно они начисляются? Вот основные вопросы для тех, кто решил выбрать именно это направление в жизни.
Кто такой госслужащий?
Деятельность любой страны - это довольно разнообразный, сложный и всеобъемлющий процесс. Именно государство обеспечивает стабильную работу всех отраслей хозяйства. И понятно, что для гарантии устойчивого функционирования этой системы создаются специальные органы управления и координации.
Госслужащий - это человек, который занимает определенную должность, связанную с обеспечением деятельности государства. При этом он получает назначенную ему соответствующего уровня из бюджета страны.
Госслужба осуществляется в таких основных направлениях:
- гражданская деятельность;
- военная служба;
- правоохранительная деятельность.
Особенности работы всех государственных служащих закреплены в специальном законе «Об основах государственной службы в РФ». Именно здесь обозначены основные моменты функционирования такой важной системы. Государственными служащими имеют право быть исключительно граждане данного государства. Но возможны и исключения, которые определяются соответствующими указами или законами.
Зарплата госслужащих зависит не только от направления деятельности, но и от ранга и При этом у каждого звена есть особенная система начисления и выплат.
История госслужбы на Руси
Несмотря на то что Российская империя существовала не одно столетие, официально чиновники появились здесь только к середине 17 века. Ранее это были скорее просто наемные работники.
Именно в 17 веке появились соответствующие указы и законы, регулирующие деятельность этой прослойки населения. И уже тогда можно было сказать, что госслужащий - это человек с особыми полномочиями и статусом. Но чаще всего они злоупотребляли собственным положением и пользовались особыми привилегиями.
Основным первым законом для этой касты считается «Табель о рангах» 1722 года. По нему практически все чиновники назначались на должность пожизненно.
В 1917 г. с приходом новой советской власти издали «Указ о службе гражданской». Все старые служащие были уволены, и новый состав государственной власти был укомплектован революционерами и «простыми рабочими». Изначально в управленческом аппарате СССР состояло 300 тысяч специалистов. Со временем их количество значительно увеличивалось и к концу 20 в. перевалило за 1,5 млн.
При этом официальные доходы госслужащих не превышали средней зарплаты обычного рабочего. Однако специалисты имели ряд привилегий в виде бесплатного обслуживания в особых санаториях, магазинах и т. д.
Категории госслужащих
Зарплата любого специалиста зависит непосредственно от его квалификации, должности и опыта работы. Согласно действующему закону РФ, госслужащие делятся на пять основных групп:
- Младшие специалисты. Рядовые сотрудники.
- Старшие специалисты. Менеджеры среднего звена.
- Ведущие государственные служащие.
- Главные специалисты.
- Высшие государственные должности. Это руководители и их помощники.
Также всем государственным служащим присваиваются соответствующие квалификационные разряды или особые ранги. Они также устанавливаются законодательно. Ведь госслужащий - это квалифицированный работник с соответствующим должности образованием. Эти разряды присваиваются после проведения определенных экзаменов:
- Референт - для младших госслужащих.
- Советник РФ - старшим специалистам. А также заместителям.
- Государственный советник РФ. Для служащих 1, 2 и 3 класса.
- Действительный государственный советник РФ.
Доходы
Оклад - это не единственный источник средств существования. На любом предприятии зарплата работника состоит из нескольких частей. Вот и доходы госслужащих складываются из самого оклада и дополнительных выплат. Их может быть сразу несколько, в зависимости от ранга и квалификации специалиста.
К таким выплатам относятся:
- Надбавка за выслугу лет. Например, за период от 1 до 5 лет работнику доплачивают 10 % оклада ежемесячно. Дальше за каждую следующую пятилетку прибавляется по 5 %. Максимальный размер данной надбавки составляет практически треть оклада.
- Премия за выполнение особенно сложных и важных заданий. Определяется индивидуально для каждого органа государственной службы.
- Надбавка за работу с гостайной или за особые условия службы. При этом ее размер может превышать оклад практически в 2 раза.
- Ежемесячное поощрение.
- Материальная помощь и единовременная выплата при оформлении отпуска.
Госслужащий - это размер заработной платы которого, как и у любого другого работника, зависит от результатов его деятельности и эффективности труда.
Порядок расчетов
Помимо основных выплат и предусмотренных законом вознаграждений есть еще масса других поощрений, которые могут устанавливать региональные власти. При этом (за счет индексации) законом также предусмотрено ежегодное повышение госслужащим зарплат.
Оклады у данного класса специалистов достаточно небольшие: от 3000 до 6000 р. Опять же, все напрямую зависит от ранга и срока службы каждого чиновника.
При формировании фонда ежегодной заработной платы, кроме основных статей, предусматривается специальный резерв, состоящий из:
- Надбавки за выслугу лет. Ее размер составляет три должностных оклада.
- Выплаты за работу с Это зарплата госслужащих, увеличенная в 1,5 раза.
- Ежемесячного денежного поощрения.
- Оклада за специальный классный чин. Он равен четырем окладам служащего.
- Различных премий за выполнение и перевыполнение поставленных плановых заданий - 200 %.
Зарплата выплачивается, как правило, два раза в месяц. Первая часть - аванс (до 40 %), а остальное - непосредственно оклад со всевозможными надбавками. Как и у всех, ежемесячно ведутся все основные отчисления в различные государственные фонды.
Также обычный госслужащий имеет право на оплачиваемый больничный (сумма зависит от общей зарплаты).
Расчет пенсии
Госслужащий - это профессия, которую может получить любой трудоспособный гражданин РФ, имеющий определенный уровень специального образования и соответствующие навыки. И каждый такой работник вправе рассчитывать на справедливое пенсионное обеспечение.
При этом его порядок начисления и сумма зависят от вида деятельности конкретного государственного служащего. Есть два вида пенсий: за выслугу лет и по возрасту. Выплачиваться они могут одновременно и, как правило, после увольнения сотрудника.
Начисление таких социальных пособий, по последним данным, происходит с учетом размера оклада, чина или звания, а также квалификации специалиста. Учитывается также последнее место работы служащего.
Не может быть меньше прожиточного минимума. Поэтому ее сумма начинается с 5-7 тыс. рублей.