Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Упрощение гражданства для украинцев. Получение российского гражданства упрощается для украинцев

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который позволяет отменить решения о приобретении российского гражданства для лиц, осужденных за терроризм и экстремизм, а также вводит процедуру принесения присяги при вступлении в гражданство РФ.

Кроме того, закон устанавливает упрощенную процедуру получения гражданства и вида на жительство в РФ для украинцев. Документ в воскресенье опубликован на портале правовой информации.

Отмена решений по гражданству

В ранее действующем законодательстве был установлен ряд требований к иностранным гражданам и лицам без гражданства, желающим получить российское гражданство. Одно из них - обязанность соблюдать конституцию и законодательство РФ. При этом решение о приобретении гражданства РФ подлежало отмене, если заявителем были представлены подложные документы или заведомо ложные сведения, что должно подтверждаться в судебном порядке.

Новый закон устанавливает, что сообщение заведомо ложных сведений может заключаться в нарушении лицом обязательства соблюдать российское законодательство, если целью приобретения гражданства являлась деятельность против конституционного строя РФ. К таковой относится совершение преступления, приготовление, а также покушение на преступление террористической или экстремистской направленности. При этом вступивший в силу приговор суда за совершение указанных преступлений будет являться основанием для отмены решения о приобретения гражданства.

Вместе с тем отмена решений о предоставлении российского гражданства осужденным за терроризм и экстремизм не будет касаться супругов и детей преступника.

Присяга

В закон также включен текст присяги при вступлении в гражданство. «Я (ФИО), добровольно и осознанно принимая гражданство РФ, клянусь соблюдать конституцию и законодательство РФ, права и свободы ее граждан, исполнять обязанности гражданина РФ на благо государства и общества, защищать свободу и независимость РФ, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции», - говорится в тексте присяги.

Паспорт гражданина РФ будет выдаваться сразу после принесения присяги. Закон устанавливает, что процедура принесения присяги при вступлении в гражданство РФ будет регламентироваться указом президента РФ.

Украинцы

Помимо этого, закон упрощает процесс получения гражданства и вида на жительство в РФ для украинцев. Ранее депутаты Госдумы поясняли, что у граждан Украины, желающих отказаться от гражданства этой страны и приобрести гражданство РФ, возникают сложности с получением необходимых документов в полномочных органах Украины, подтверждающих их обращение с заявлением об отказе от имеющегося украинского гражданства. Для решения этой проблемы и были разработаны соответствующие поправки.

Предусматривается, что граждане Украины, желающие получить гражданство РФ, подписывают заявление об отказе от украинского гражданства, этот документ оформляется нотариально, одна копия остается в миграционной службе РФ, вторая - направляется на Украину. Такое заявление будет заменять справку, которую ранее нужно было получать в уполномоченных органах Украины. Такая же процедура предусматривается для украинцев, желающих получить вид на жительство в РФ.

Законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок для иностранцев, в том числе и для граждан Украины в 2019 году. Общий порядок приобретения правовой связи с государство достаточно тяжел и длителен, однако многие украинцы смогут воспользоваться более простым и быстрым – упрощенным порядком.

Общий порядок натурализации в России предусматривает несколько условий, главным из которых выступает длительное проживание на территории страны (не меньше 5-ти лет) с момента получения вида на жительство. Очевидно, что до того, как лицо получит вид на жительство пройдет еще несколько лет. Именно это положение усложняет процедуру и делает ее, как считают многие эксперты, практически неосуществимой.

Кроме того, по общей схеме процедура только рассмотрения документов длится целый год. А решение принимает исключительно один субъект – Президент. Этот факт также не способствует получению желаемого статуса быстро.

Упрощенный порядок предлагает гораздо более лояльные условия. Во-первых, сроки проживания в таком случае либо сильно снижены, либо и вовсе не принимаются во внимание. Не обязательно оформлять вид на жительство. Это значит, что отпадает необходимости в многолетнем ожидании.

Рассматривают начальники территориальных отделов МВД по субъектам федерации. Очевидно, что наличие большого числа субъектов, способных рассмотреть заявление вселяет надежду на более короткие сроки изучения и принятия решения. И действительно, период ожидания сокращен вдвое. Срок составляет до 6 месяцев. Практика показывает, что реально процедура рассмотрения документов и принятия решения о присвоении российского гражданства занимает от 3 до 6 месяцев.

Это уже серьезный повод для поиска возможностей пройти натурализацию по простому пути.

Основания для упрощенной процедуры

Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» содержит перечень оснований, позволяющих воспользоваться гражданам Украины и другим иностранцам упрощенной процедурой получения российского гражданства в 2019 году.

В список таких лиц входят:

  • иностранцы/апатриды, у которых хотя бы один из родителей имеет российский паспорт и живет в РФ;
  • бывшие граждане Союза ССР, жившие на его территории, которые так и не получили какого-либо гражданства и остаются апатридами;
  • рожденные на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и получившие до 1991 года паспорта Союза;
  • лица, имеющие супруга с российским паспортом, при условии проживания в РФ не меньше 3-х лет;
  • нетрудоспособные индивиды, дети которых имеют российское гражданство;
  • родитель-иностранец либо апатрид, ребенок которого имеет российское гражданство, при условии, что второй родитель не может по объективным причинам выполнять свои обязанности относительно малолетнего/несовершеннолетнего;
  • иностранцы/апатриды, дети которых имеют российское гражданство и признаны недееспособными либо ограничены в дееспособности, если второй родитель по объективным причинам не может осуществлять свои функции;
  • иностранцы/апатриды, получившие с момента принятия закона (2002 год) профессиональное или высшее образование в учреждениях РФ, которые хотя бы 3 года после окончания и перед ходатайством о статусе гражданина работают по профессии в РФ;
  • иностранцы/апатриды-предприниматели, ведущие не меньше 3-х лет хоздеятельности в РФ с ежегодной выручкой не меньше 10- миллионов рублей;
  • инвесторы, вкладывающие не меньше 10-ти процентов уставного фонда (составляющего не менее 100 миллионов рублей) в компании, ведущие хоздеятельность в РФ;
  • иностранцы/апатриды, которые не меньше 3-х лет работают в РФ и по специальностям, включенных в перечень, который предоставляет право получить в упрощенном порядке;
  • нетрудоспособные апатриды и иностранцы-выходцы из стран, которые входили ранее в состав Союза ССР, при условии их регистрации в РФ до 1.07.2002;
  • участники ВОВ;
  • лица до 18 лет и недееспособные индивиды;
  • участники госпрограммы добровольного переселения соотечественников, живущих за границей;
  • носители русского языка.

Согласно международным соглашениям в упрощенном порядке приобретать российское гражданство могут также граждане Киргизии, Казахстана, Республики Беларусь. Для них процедура получения статуса происходит за 3 месяца с момента подачи документов оформленных надлежащим образом.

Носители языка

Для многих украинцев упрощенная процедура получения статуса в 2019 году доступна ввиду возможности быть признанным носителем русского языка. Нововведения в российское законодательство появились в мае 2014 года и связаны они с вполне очевидными событиями, названными «защитой русскоязычного населения» на территории Украины.

Читайте также Процедура получения гражданства РФ гражданином Киргизии в 2019 году

Процедура натурализации для носителей языка предусматривает отсутствие условия о пятилетнем проживании в стране по виду на жительство. Это главное упрощение позволяет снизить срок натурализации с 8 лет до 1 года с момента начала процедуры.

Российское законодательство требует при получении статуса гражданина РФ отказаться от гражданства Украины. Для лиц, которым нужно предоставить подтверждение получения иного гражданства для отказа от предыдущего, предоставляется справка о возможности приема в гражданство РФ.

Для признания лица носителем русского языка специально созданы комиссии при каждом госоргане по вопросам миграции МВД. Индивид проходит собеседование с этой комиссией и решение о признании его таковым принимается коллегиально. Чтобы получить соответствующее свидетельство необходимо:

  • владеть и пользоваться русским языком в повседневной жизни и социально-культурной сфере;
  • самим проживать или иметь родственников по прямой восходящей линии, которые проживали когда-либо на территории современной Российской Федерации.

Для признания носителем языка в 2019 году нужно соблюсти оба условия. Чтобы доказать факт проживания предков на территории России, нужно предоставить соответствующие документы. Если таковых нет, можно сделать запросы в архивные учреждения.

Если документы собраны и есть все необходимые подтверждения, можно подавать соответствующее заявление. Сделать это можно в госорган по вопросам миграции МВД по месту жительства. По результатам рассмотрения заявки лицо приглашается на собеседование с комиссией. При положительном итоге встречи иностранец/апатрид получает решение о признании его носителем языка. Срок действия такого решения не ограничивается.

Этот документ служит основанием, чтобы оформить гражданство РФ в ускоренном порядке.

Процедура присвоения статуса гражданина Российской Федерации для носителя языка занимает всего 3 месяца.

Ускоренная процедура через диппредставительства РФ

Еще один способ просто и быстро оформить статус гражданина России украинцу – проходить натурализацию, подавая документы через дипломатические представительства Российской Федерации на территории Украины. Эксперты утверждают, что это самый легкий путь и наименее затратный, так как для натурализации даже не придется ехать в страну. Все оформить можно с территории Украины.

Читайте также Процедура получения гражданства РФ по программе переселения соотечественников

Перечень документов и заявление в таком случае подаются в дипломатическое представительство государства на территории Украины, а решение принимается в течение полугода.

Возможностью получить гражданство таким образом может воспользоваться в 2019 году ограниченный круг соискателей. Для этого нужно обладать одним из следующих оснований:

  • иметь хоть бы одного родителя с российским гражданством, живущего на территории Федерации (то есть имеет внутригражданский паспорт с регистрацией места жительства);
  • быть несовершеннолетним, у которого родитель (один из или единственный) обладает российским паспортом, либо если над несовершеннолетним назначен опекуном гражданин РФ.

Кроме того, оформить статус таким образом в 2019 году могут апатриды, проживающие на территории Украины, которые:

  • были гражданами Союза ССР и не получали иной правовой связи с каким-либо государством;
  • не достигли 18-летнего возраста, при условии что один (или единственный) родитель обладает российским паспортом, а при отсутствии родителей есть опекун с гражданством РФ.

Во всех других случаях, даже если у украинцев есть основания на упрощенную схему получения статуса, оформлять его в 2019 году придется на территории РФ.

Условия по упрощенной форме

Для того, чтобы оформлять гражданство как по общему, так и по упрощенному пути в 2019 году нужно соответствовать определенному ряду условий, предъявляемых российскими властями к натурализующимся иностранцам и апатридам. При прохождении более простой процедуры этих условий меньше, однако они есть. Так, нужно, чтобы натурализующийся:

  1. Имел легальный доход или источник средств к существованию, который может быть подтвержден документально (в случае признания нетрудоспособности таковыми признаются социальные выплаты).
  2. Обязался знать и соблюдать предписания Конституции РФ и законодательных актов страны.
  3. Отказался от другого иностранного гражданства при получении российского.

Последнее условие выглядит довольно нелепо при учете факта, что российское законодательство допускает возможность иметь двойное гражданство и паспорта других государств. Получается, что такой статус доступен только тем, кто уже являются гражданами страны.

Отказываться от предыдущих связей с другими государствами необходимо официально и предоставлять доказательства такого письменного заявления в госорганы по вопросам миграции при оформлении документов на получение статуса. В 2019 году отказ не обязателен в двух случаях:

  1. Если иное предусмотрено международными соглашениями (у Украины и РФ такого соглашения нет).
  2. Если выполнить это действие мешают объективные факторы (поскольку отказ может быть направлен в дипломатическое представительство Украины в РФ по почте, то наличие таковых объективных причин представляется сомнительным).

В ГД поддержали поправки, упрощающие получение гражданства РФ для украинцев

Госдума упростила процесс получения российского гражданства украинцами


Отказаться от гражданства Украины поможет российский нотариус

Украинцы смогут получить гражданство в упрощённом порядке

Новости для граждан Украины: получить гражданство РФ станет проще

Гражданам ДНР и ЛНР упростили процесс получения российского гражданства

Давайте разберёмся, каким образом российские власти упростили процесс получения гражданства, и причём тут отказ от украинского гражданства и российские нотариусы.

Начнём издалека. Российским законодательством предусмотрено предусмотрено достаточно много специальных условий для получения российского гражданства. К сожалению, в основном предусмотрен для некоторых категорий иностранных граждан, и до определённого момента не было более-менее универсального правила приёма в российское гражданства, которое подошло бы большинству желающих получить российское гражданство.

Но затем всё изменилось в лучшую сторону. Появилась программа получения российского гражданства для так называемых носителей русского языка (НРЯ). В целом программа НРЯ выглядит очень привлекательно, правила получения российского гражданства в целом очень просты:

1. Постоянно проживать или иметь родственников по прямой восходящей линии (мать, отец, дед, бабка и так далее) постоянно проживающих (или проживавших) на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской Империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации;

2. Пройти собеседование на специальной комиссии по признанию носителем русского языка, и получить статус НРЯ;

В целом ничего особо сложного и невыполнимого: нужно либо жить в России, или иметь родственников, живущих или живших в России, и хорошо знать русский язык. Но всё испортила одна маленькая деталь, которая делает программу НРЯ в нынешнем виде малополезной, а то и вовсе бесполезной: для получения гражданства по НРЯ требуется полный выход из существующего гражданства. То есть, недостаточно просто составить и заверить у нотариуса письмо об отказе от существующего гражданства, которое потом нужно отправить в посольство своей страны. Такое письмо достаточно для получения гражданства РФ по любым другим основаниям, но не для НРЯ!

Дело в том, что для властей других стран письмо об отказе от гражданства - это не основание для прекращения гражданства. Можно написать хоть сотню писем об отказе от гражданства Украины, Армении, Узбекистана (список можно продолжать), для властей этих стран ты всё равно останешься их гражданином.

А для того, чтобы полностью отказаться от другого гражданства, нужна совсем другая процедура: нужно написать специальное заявление в посольстве о выходе из гражданства, заплатить пошлину (зачастую немалую), и затем ждать решения о выходе.

Вот здесь начинаются проблемы - в большинстве случаев решение о выходе оформляется указом президента страны. А президенты Украины, Узбекистана (других стран) не торопятся подписывать такие указы, и в некоторых случаях эти указы не подписываются годами!
Вот и получается, что будущий российский гражданин признан носителем русского языка, но российское гражданство ему "не светит", так как он не может выйти из своего гражданства.
Именно эту несправедливость решили исправить российские депутаты. По их задумке, носителям русского языка больше не нужно будет предоставлять документы о полном выходе из своего гражданства, достаточно будет отправить нотариально заверенное письмо об отказе от своего гражданства в посольство своей страны. То есть, путь к российскому гражданству через НРЯ открыт? Ну, как бы не совсем:

Данные поправки касаются только граждан Украины, гражданам других стран по-прежнему будет требоваться полный выход из гражданства. К сожалению, логика депутатов в этом случае не очень понятна.

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Граждане Украины смогут быстрее получить российское гражданство

Украинцам, которые предоставят МВД заявление об отказе от гражданства своей страны, позволят получить российский паспорт в ускоренном порядке. В МВД говорят, что эта мера поможет миллиону украинцев, живущих в России.

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству во вторник одобрил для принятия во втором чтении поправки, вводящие дополнительные льготы для граждан Украины, которые хотят получить российское гражданство в упрощенном порядке.

Чтобы получить российский паспорт, им нужно будет предоставить МВД только письменное заявление об отказе от гражданства Украины.

Подтвердить отказ

Получить гражданство России можно в обычном и в ускоренном порядке. При обычном порядке у заявителя должен быть вид на жительство в России, а прожить в стране он должен не менее пяти лет.

В ускоренном режиме получить российский паспорт могут так называемые "носители языка", живущие в России и отказавшиеся от гражданства другого государства. В этом случае они должны предоставить в МВД документ, подтверждающий отказ.

Отказываться от родного гражданства необязательно, если "отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин" или если между странами заключен специальный договор (такой есть между Россией и Таджикистаном).

Получение документа, подтверждающего отказ от предыдущего гражданства, стало проблемой для живущих в России украинских граждан, сообщили на заседании комитета депутаты и чиновники.

Правообладатель иллюстрации Viktor Bartenev/TASS

По их словам, сейчас граждане Украины сталкиваются с тем, что украинские органы власти не выдают им справки, подтверждающие обращение о выходе из гражданства.

Согласно поправкам, украинцам теперь не нужно будет ждать ответа от органов власти на родине, достаточно написать в России заявление об отказе от гражданства, нотариально заверить его и предоставить в МВД.

Граждан других стран новый порядок не коснется.

Квитанция об отправке обращения

Руководитель главного управления МВД по вопросам миграции Ольга Кириллова сообщила на заседании комитета, что сейчас около миллиона человек не могут получить справку об отказе от украинского гражданства.

Из них 450 тысяч обратились за статусом временного проживания. А остальные не могут получить гражданство, потому что либо у них нет возможности доказать статус "носителя языка", собрав данные о родственниках, либо регионы не выделили квоту.

В целом статистика по числу граждан Украины, которые столкнулись с этой проблемой, плавающая, заявил глава комитета Павел Крашенинников.

Ростовской области нам сообщили, что у них сотни тысяч граждан не могут получить справки об отказе от украинского гражданства. Но вести такую статистику сложно, потому что фиксировать всех невозможно", - пояснил Крашенинников.

Депутат Сергей Иванов (ЛДПР) спросил у представителя МВД, как они будут контролировать то, что после предоставления украинцами в МВД заявления об отказе от гражданства, они его реально отправят на Украину. Представитель МВД сообщила, что ведомство просит предоставить квитанцию об отправке обращения.

Поправка для украинцев дополнит законопроект о лишении гражданства за терроризм и экстремизм. Его в конце апреля внесли спикер Госдумы Вячеслав Володин и лидеры всех фракций после теракта в метро в Санкт-Петербурге.

Депутаты предложили отменять решение о выдаче российского гражданства в случаях, когда получившие его люди нарушают взятое на себя обязательство соблюдать конституцию и законы России.

Законопроект также обяжет приносить присягу при принятии в российское гражданство. Процедуру принесения присяги определит президент, сообщил Крашенинников. Документ должен быть принят во втором чтении 12 июля, закон, как ожидается, вступит в силу с 1 сентября.

Всего через неделю после принятия нашумевших изменений в закон о гражданстве, позволяющих украинцам в упрощенном порядке расстаться с гражданством, Госдума приняла закон в третьем чтении. Закон поступил в Совет Федерации и был им одобрен. Вскоре он будет подписан Президентом РФ и с 1 сентября этого года вступит в силу.

ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Законопроект №156692–7 был внесен в Государственную Думу 21 апреля этого года депутатами-руководителями фракций и другими видными парламентариями. Первоначальный текст законопроекта предусматривал только случаи, в которых могут быть отменены решения по вопросам гражданства. Иными словами, целью законопроекта было «законодательное закрепление нормы, направленной на недопустимость получения гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ». Лица, уличенные в террористической деятельности, могли быть лишены гражданства РФ, если они получили его не по рождению.

Законопроект с небольшими замечаниями был поддержан Правительством РФ и Общественной палатой РФ. Если поначалу мнение общественности склонялось к тому, что лишать гражданства неконституционно, то потом Общественная палата признала хитрую юридическую конструкцию с аннулированием решения о приеме в гражданство соответствующей части 3 статьи 6 Конституции РФ.

Ко второму чтению законопроект был существенно переработан и дополнен. В нем появилась присяга лица, приобретающего гражданство РФ, и упрощенный порядок подтверждения отказа от гражданства для граждан Украины. Поскольку идея упростить порядок подтверждения отказа от гражданства, особенно для украинцев, родилась уже давно и фигурировала в различных законопроектах, - К.Затулина, и в проекте Сергея Миронова (№159595–7). Законопроект Миронова был внесен в Думу через несколько дней после регистрации проекта №156692–7, логично предположить, что депутаты решили некоторые популярные в народе идеи из проекта Миронова включить в свой законопроект, не столь однозначно воспринятый обществом. Разница между текстами проекта ко второму чтению и после третьего чтения не столь велика: только редакционные правки, так как регламент Думы предполагает принятие существенных поправок только на стадии второго чтения.

ПРИСЯГА ГРАЖДАНИНА

Принятый Госдумой закон дополняет закон о гражданстве новой статьей 11.1. Эта статья вводит обязательную присягу для лиц, приобретающих гражданство РФ. Присяга для иностранцев, получающих гражданство, существует в ряде стран мира (Германия, Япония, Чехия, Сингапур и других). Наиболее известен факт наличия клятвы для иммигрантов, получающих гражданство США. Нарушение клятвы гражданина США может быть основанием для лишения гражданства. Была клятва для подданных и в царской России.

Наличие присяги гражданина может оцениваться положительно в целом. Но модель присяги гражданина, вводимая новым законом, вызывает нарекания. Во-первых, эта присяга только для тех, кто приобретает гражданство по определенным основаниям. Граждане РФ по рождению присягу не принимают. Во-вторых, конструкция с присягой предназначена главным образом для того, чтобы удалось обойти конституционный запрет на лишение гражданства.

Новый закон предусматривает перечень лиц, которые также не приносят присяги. Это несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные, инвалиды, не способные произнести или подписать присягу. Президент своим решением может освободить от принесения присяги также других лиц. Определение порядка принесения присяги также относится к компетенции Президента РФ.

Не совсем понятно, почему все несовершеннолетние освобождены от принесения присяги. В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет, но обязанность соблюдать законы, очевидно, возникает раньше. Например, уголовная ответственность за ряд преступлений, в том числе террористических, наступает с 14 лет. По общему правилу административная и уголовная ответственность может применяться к лицам, достигшим 16 лет.

Текст присяги установлен законом. Акцент в присяге делается на принятие новым гражданином обязательств соблюдать Конституцию и законодательство РФ. В обязанность новых граждан вменяется также защита свободы и независимости России, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

Соблюдать Конституцию и законы РФ обязаны все граждане РФ и другие люди, находящиеся на территории России. Уважение культуры, истории и традиций России не является особой обязанностью граждан РФ - это обязанность каждого, кто находится в России. Статья 44 Конституции РФ обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. К конституционным обязанностям граждан РФ отнесена защита Отечества, положение присяги о защите свободы России в общих чертах соответствует статье 59 Конституции РФ.

В закон не вошли предложения по тексту присяги, в которых гражданам предписывалось испытывать «неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле». Не прошли и клятвы верности в восточном стиле: «И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово о России». Обо всем этом и так позаботятся наши правоохранительные органы.

ОТКАЗ ОТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНСТВА

Важное изменение касается упрощенного порядка приобретения российского гражданства носителями русского языка. Формулировка об обязательном отказе от имеющегося иностранного гражданства была уточнена в отношении граждан Украины: «Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Эта норма обусловлена тем, что граждане Украины не получали никакого ответа на свой отказ от гражданства. Более того, государство может и не принять такой отказ от гражданства, например, если гражданин не исполнил обязанности перед государством (не уплачены налоги, не пройдена служба в армии), либо преследуется государством в уголовном порядке, либо не имеет иного гражданства.

При этом остается непонятным, что имеется в виду в другой формулировке этого пункта, которая есть в действующей и в новой редакциях. Речь о том, что «отказ от гражданства иностранного государства не требуется, … если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Почему ситуацию, в которой оказались некоторые граждане Украины, нельзя было считать подпадающей под этот пункт, до сих пор неясно. По идее это был как раз тот самый случай, когда украинцы не могли отказаться от гражданства в силу независящих от них причин. То есть при желании можно было бы на практике толковать эту норму закона именно так, а не ждать три года принятия этого закона. Также можно было при желании сразу в 2014 году прописать эту норму с учетом сложившейся ситуации на Украине.

Такая норма, принятая в интересах граждан Украины, выглядит довольно странно, потому что на данный момент в законе о гражданстве РФ нет упоминания какой-либо другой страны, кроме России. Особое правовое регулирование в интересах граждан конкретного иностранного государства вообще не характерно для российских законов, в частности, это обусловлено конституционным требованием равноправия. Очевидно, что при наличии политической воли вопрос о преференциях для граждан Украины можно было бы решить еще в 2014 году на уровне подзаконного акта, пользуясь возможностями толкования действовавшей на тот момент формулировки.

Невозможность отказа от гражданства по не зависящим от заявителя причинам также нужно было обосновывать. На практике такими причинами признавались: решение компетентного органа об отказе в выходе из гражданства, невозможность отказа от гражданства по законодательству этого государства, в некоторых случаях - отсутствие ответа государства на заявление гражданина о выходе из гражданства. Новый закон, возможно, поставит точку и в этом вопросе. Новый закон предусматривает изменения в закон о правовом положении иностранцев, согласно которым Правительство РФ должно определить перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Интересно, что это полномочие дается Правительству РФ в контексте статьи о запрете находиться на государственной или муниципальной службе лицам с двойным гражданством.

Вызывает вопросы и новая формулировка о подтверждении отказа. В частности, неясно, почему нужна заверенная нотариусом копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. То, что гражданин написал заявление об отказе от гражданства и заверил копию заявления, еще не подтверждает того факта, что заявление было отправлено в соответствующий орган. Логично было бы нотариально заверять подпись гражданина на заявлении, чтобы у компетентных органов не возникало сомнений в том, что это заявление составлено и подписано самим гражданином. Также логично было бы требовать документы об отправке этого заявления в компетентный орган: почтовую квитанцию, опись вложений, и при наличии - уведомление о вручении. Получается странная ситуация, при которой формально иностранный гражданин может написать заявление об отказе от гражданства, заверить его копию у нотариуса и не отправлять его органам своего государства, потому что факт отправки никто не обязан проверять. Формально юридически если заявление не отправлено, то отказ от гражданства не произошел. Именно поэтому процедура подтверждения отправки заявления должна быть уточнена, например, подзаконным актом.

Допустим вариант, когда гражданин составляет такое заявление, предоставляет заявление и его нотариально заверенную копию вместе с другими документами в управление по вопросам миграции МВД России, а МВД уже само направляет заявление гражданина в соответствующий орган. Тогда факт отправки не требовал бы дополнительного подтверждения.

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕ - НЕ ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Статья 22 закона о гражданстве существует в действующей редакции закона и называется «Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ», в новой редакции название сохраняется. Действующая редакция содержит весьма неопределенные формулировки касательно отмены решений о гражданстве. Сейчас оснований для отмены решения о приобретении гражданства два: предоставление заявителем подложных документов, представление заведомо ложных сведений. Для отмены решений о гражданстве факты представления ложных сведений или документов должны быть установлены судом.

Новый закон дополняет этот перечень оснований еще одним: отказ от принесения Присяги гражданина. Частным случаем называется приобретение гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, а также сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

Одним из вариантов судебного установления такого факта является наличие вступившего в силу приговора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3–205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1–282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ (все это преступления террористической и экстремистской направленности). Как отмечено выше, совершение таких преступлений является частным случаем сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

При этом закон содержит оговорку о том, что если нехороший человек принимался в российское гражданство вместе с супругой (супругом) и детьми, а члены семьи в терроризме и экстремизме не были замечены, то они остаются гражданами РФ.

Закон также предусматривает механизм информирования органов МВД о соответствующих приговорах. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс о дополнении перечня органов, в которые может направляться обвинительный приговор суда, также уже приняты Думой и одобрены Советом Федерации.

Де-юре отмена решения о гражданстве и лишение гражданства - совершенно разные вещи. Отмена решения о приобретении гражданства, как и отмена (не признание утратившим силу) любого другого решения, означает, что такого решения как бы никогда и не было. Иными словами, отмена решения означает, что это решение не повлекло никаких правовых последствий. Если такие правовые последствия фактически уже успели наступить (например, гражданину была назначена пенсия), то эти последствия также обнуляются (пенсия отменяется, а все выплаченное подлежит возвращению). Очевидно, что отмена решения о приобретении гражданства может коснуться лишь тех, кто получил гражданство не по рождению. Лишение же гражданства могло бы коснуться любого гражданина, даже гражданина по рождению. Лишение гражданства РФ запрещено Конституцией РФ. Европейская конвенция о гражданстве в качестве одного из принципов называет запрет на произвольное лишение гражданства.

Можно предположить, что, например, Европейский суд по правам человека трактовал бы наш термин «отмена решения о приобретении гражданства» достаточно широко и приравнял бы к лишению гражданства, если такое дело дошло бы до ЕСПЧ. Тем более, что человек, оставшийся таким образом без российского гражданства, возможно, стал бы лицом без гражданства, что также не приветствуется Конвенцией. И вообще статус таких лиц на данный момент неясен. Вероятно, для такого «бывшего» гражданина (хотя формально юридически он не будет ни настоящим, ни бывшим гражданином РФ) будут действовать общие миграционные правила для иностранцев. Гражданство РФ такой человек уже точно не получит никогда. Выслать его за пределы РФ можно при нарушении им миграционных правил. Но вот вопрос: куда его высылать, если он отказался от своего гражданства? Отказ-то от гражданства не аннулируется. Конечно, есть вероятность того, что отказ не был принят иностранным государством. Непонятно, и каким образом такому человеку будет возвращен его старый иностранный паспорт.

Действующий порядок отмены решений о гражданстве (Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325) предусматривает такой вариант: при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. То есть по действующим правилам такой человек не выдворяется за пределы РФ автоматически, а вид на жительство дает ему право пребывать в России в течение 5 лет. Затем вид на жительство может продлеваться неоднократно. Однако органы миграции могут и не продлить вид на жительство, точнее, в случае с совершением террористических или экстремистских преступлений, они будут обязаны аннулировать вид на жительство. Кроме того, надо учитывать, что за преступления, в результате которых человек лишится российского гражданства, он будет отбывать наказание в России (это могут быть и длительные сроки лишения свободы). И когда этот человек выйдет на свободу, вид на жительство уже будет либо аннулирован, либо просрочен.

Действующая редакция закона о статусе иностранцев (статья 9) гласит, что вид на жительство не выдается, в ранее выданный вид на жительство аннулируется, если иностранец:

Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

Осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

Имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Это означает, что в случае отмены решения о приобретении гражданства в отношении человека, совершившего террористические или экстремистские преступления, такой человек не может получить вид на жительство. И вообще путь к получению законных оснований для нахождения в России (разрешение на временное пребывание или проживание, вид на жительство) ему будет закрыт. Как быть с таким человеком, если он, например, является лицом без гражданства?

Таким образом, этот аспект реализации нового закона на практике представляется не проработанным.

ВЫВОДЫ

1. Основная цель закона - ввести дополнительные основания для отмены решений о приобретении гражданства РФ. Другие нововведения типа присяги гражданина служат только этой цели. По существу это очередной антитеррористический закон, причем одним из его авторов является Ирина Яровая.

2. Появление в законе нормы об упрощенном порядке отказа от украинского гражданства для носителей русского языка можно считать случайным, а в некоторой степени - популистской мерой. Эта норма начнет действовать в сентябре 2017 года - поближе к президентским выборам.

3. Если бы у власти действительно была цель помочь гражданам Украины подтвердить отказ от гражданства, можно было бы еще в 2014 году толковать закон таким образом, что именно в их случае «отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Однако в целом надо признать, что закон позволяет избавиться еще от одной, хоть и небольшой бюрократической препоны, но только украинцам. Хотя новая формулировка о подтверждении отказа от гражданства также нуждается в уточнении.

4. Некоторые положения закона вызывают вопросы о том, как они будут применяться на практике. В частности, это касается дальнейшей судьбы террористов и экстремистов, лишившихся российского гражданства и не имеющих иного гражданства. Не то чтобы нас сильно волновала их судьба, но очевидно, что в России им, мягко говоря, не будут рады. Понятно, что срок лишения свободы они будут отбывать в России. Но отсутствие законных оснований для их дальнейшего пребывания в России ставит вопрос о необходимости их выдворения за пределы РФ. В связи с этим нуждается в корректировке также указ Президента РФ о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме