Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правовой акт государственного органа после проведения аттестации. О проведении аттестации государственных гражданских служащих российской федерации

Аттестация госслужащих – важная кадровая процедура, которую должен пройти каждый сотрудник, занимающий такую должность. Раз в определенный срок подобные работники должны подтверждать свои профессиональные навыки и знания, чтобы показать, что соответствуют этому рабочему месту. Аттестация госслужащих – это сложный комплексный процесс, подчиняющийся процедурам, установленным и оговоренным в действующем законодательстве.

Как проходит аттестация госслужащих

Основная законодательная норма, утверждающая статус этих специалистов - это Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 ФЗ, аттестация госслужащих тоже частично подчиняется ему. Законодательство различает два основных вида государственных служащих:

Аттестация госслужащих проводится для того, чтобы определить, соответствует ли специалист занимаемой должности. Она проводится достаточно тщательно и под пристальным вниманием со стороны правительства. Государственным служащие должны соответствовать множеству критериев и требований, чтобы хорошо выполнять свою работу. А учитывая цену ошибки, которую могут допустить эти люди, не удивительно, что правительство уделяет столько внимание их подготовке и проверке профессиональных знаний и навыков.

Аттестация работников государственных учреждений – не единственный существующий вид проверки знаний. Также подобную оценку навыков должны проходить все специалисты, должности которых имеют большое влияние на жизнь внутри государства. В этот список входят:

  • Судьи;
  • Исполнительный руководитель предприятия или производства;
  • Специалист, отвечающий за безопасность и охрану труда;
  • Педагогический персонал учебных заведений;

Это далеко не полный список всех профессий, которые должны проходить периодическую проверку профессиональных знаний.

Проведение аттестации государственных служащих состоит из таких процедур:

  • Перед началом аттестации орган, ответственный за начало проверки, занимается составлением целей и задач;
  • Ответственные служащие берутся за разработку мероприятий, которые должны подготовить предприятие к проверке;
  • Аттестационная комиссия составляет список всех сотрудников, которые должны пройти аттестацию. Потом они начинают собирать всю доступную информацию по каждому из проверяемых служащих. Они изучают её, полностью разбирают, анализируют и в итоге получают обобщенные данные о сотруднике;
  • Аттестационная комиссия начинает официальную процедуру проверки знаний. Во время неё служащий должен продемонстрировать, что он до сих пор соответствует требованиям, которые выдвигаются к его должности;
  • После того, как проверка знаний закончилась, аттестационная комиссия занимается подготовкой общих рекомендаций по каждому из проверенных сотрудников;
  • Комиссия занимается определением порядка, в котором будут приниматься решения по каждому из сотрудников. На этом этапе специалисты определяют, какой разряд будет присвоен служащему, стоит ли выделить материальные поощрения работникам;
  • Составляется список мероприятий, которые нужно провести, чтобы улучшить качество показателей государственных служащих. Также на этом этапе комиссия занимается определением возможных рисков и последствий для каждого из принятых решений.

На процедуру проведения аттестации, и то, в каком порядке она должна проводиться, влияют несколько нормативных актов, кроме Федерального закона, который указан выше. Это ФЗ №119 от 31.07.1995 и указ Президента №353 от 09.03.1996. Эти законодательные акты следует изучить, чтобы лучше понимать, по каким процессам проходит проверка знаний государственных служащих Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации госслужащих

Для того, чтобы аттестация прошла нормально, а её результаты оказались верными и полными, она должна пройти по порядкам и нормам, которые установлены в законодательстве. Проверка знаний государственных служащих проводится один раз в 2-3 года.

Аттестация знаний госслужащих обязательна для всех, кто работает в этой сфере. Кроме определенных категорий граждан, таких как:

Рассмотрением собранных данных о сотрудниках, классификацией полученной информации и вынесением окончательного решения занимается специальная аттестационная комиссия. Для того, чтобы она имела право оценивать знания и навыки государственных служащих, в состав этого органа должны входить:

  • Сотрудник, выполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии;
  • Человек, исполняющий обязанности заместителя председателя аттестационной комиссии;
  • Секретарь, ответственный за ведение протокола и обработку полученных от сотрудников данных;
  • Рядовые члены комиссии, ответственные за то, чтобы каждое решение комиссии было объективным и не зависело от личных отношений.

Для того, чтобы комиссия могла выносить решения по любому вопросу, касающемуся качества труда того или иного работника нужно, чтобы в её состав были включены определенные должности. Среди членов аттестационной комиссии должны присутствовать представитель юридического отдела, работник из кадрового органа предприятия, официальный представитель соответствующего профсоюза и независимый консультант, помогающий проводить проверку.

Стоит помнить, что основное требование, которое проверяется на аттестации – это способен ли служащий качественно исполнять обязанности, возложенные на него должностью.

Для того, чтобы сотрудника можно было проверить на аттестации, он должен отработать минимум три года на государственной должности. За это время результаты его деятельности станут ощутимыми и аттестационной комиссии будет легче проводить сбор и анализ данных.

Аттестация проходит в несколько этапов:

  • Подготовительный этап, предполагающий написание сотрудниками итоговых отчетов о своей деятельности;
  • Этап тестирования, когда сотрудники, проходящие проверку, получают практические задания и опросы;
  • Собеседование, во время которого члены комиссии общаются с отдельными сотрудниками, чтобы уточнить неполные данные;
  • Итоговый этап, когда члены аттестационной комиссии составляют окончательное мнение о проведенной проверке и принимают решение;

Стоит отметить, что подготовительный этап нужен не только для сотрудников. Также руководитель предприятия, где будет проводиться проверка, получает время, чтобы заняться проведением нужных для проверки знаний мероприятий. Он должен собрать все необходимые данные, которые понадобятся для первоначальной работы. После этого руководителю предприятия нужно заняться разработкой графика, по которому будет проводиться аттестация. А учитывая, что аттестационная комиссия, которая будет проводить оценивание профессиональных навыков, формируется на базе предприятия, то руководителю нужно заняться формированием её состава. И, кроме этого, начальник производства обязан установить, когда и где будет проводиться проверка.

Большинство подготовительной работы по проведению аттестации проводит именно руководитель. Но не всю. Отдел кадров, отвечающий за набор и обучение персонала, должен определить служащих, которых нужно будет проверить на соответствие занимаемой должности.

После того, как подготовительный этап закончился и всё готово к проведению аттестации, руководитель должен издать указ по предприятию. В этом документе он должен указать, какие именно работники обязаны пройти аттестацию, в какие сроки будет проведено это мероприятие, и где оно будет проходить.

За месяц до того, как начнется аттестация, руководитель организации обязан письменно уведомить всех работников, которые подвергнутся проверке. Для этого начальнику необходимо составить служебную характеристику и отправить её кадровикам, для рассылки. Те ознакомят сотрудника с полученной характеристикой за три недели до того, как пройдет заседание аттестационной комиссии. Если работник не согласен с той информацией, которая указана в предоставленном документе, то он имеет право внести туда собственные правки.

После уведомления и ознакомления с характеристикой, каждому сотруднику предоставляются обязательные аттестационные листы. После того, как работник их заполняет, собранные данные направляются секретарю проверочной комиссии.

Особенности проведения аттестации госслужащих

Порядок проведения аттестации и её особенности выглядят следующим образом:


Сотрудник может не согласиться с решением, которое комиссия прописала в протоколе. В таком случае он имеет право начать трудовой спор по нормам, указанным в законодательстве. Если по окончанию процедуры спора согласие так и не достигнуто, то работник может обратиться за помощью в суд.

Аттестация гражданских служащих

Занимающего должность гражданского служащего, проводят по несколько другим законодательным нормам. За проверку его знаний отвечает ст. 43 ФЗ №79 от 27.07.2004. Но процедуры между собой почти не различаются. Даже категории работников, которые не должны проходить проверку, одинаковы.

При проверке профессиональных знаний государственного служащего аттестационная комиссия должна обращать внимание на такие факторы, как:

  • Какие обязанности исполнял гражданский служащий в промежутке между аттестациями;
  • Данные, предоставленные гражданским служащим, о выполнении проектов и общей его деятельности за предыдущий год;
  • Комиссия должна изучить мнения прямых руководителей сотрудника;

Подобная дотошная проверка навыков и знаний государственного и гражданского служащего объясняется тем, что от их решений иногда зависит очень многое. А значит такие специалисты должны быть подготовлены самым лучшим образом.

Каждый гражданин, который работает на государственной службе, обязан каждые несколько лет проходить аттестацию. В последнее время государство выдвигает все более жесткие условия к госслужащим, тщательно проверяя их соответствие занимаемой должности.

Общие сведения

Каждый сотрудник государственной организации должен пройти аттестацию в отведенное для этого время. Во время процедуры происходит проверка компетенции сотрудника, уровня его знаний, а также профессионализма.

Государственными служащими называют сотрудников, которые выполняют установленную работу на государственных предприятиях или организациях. Существует несколько видов государственных служащих:

  • федеральный;
  • гражданский.
  • судьи;
  • специалисты по безопасности судоходства;
  • педагоги всех уровней.

Процедура аттестации складывается с таких пунктов:

  1. Формулировка целей аттестации.
  2. Подготовительные процедуры.
  3. Сбор и анализ информации о госслужащем.
  4. Оценивание проходящих аттестацию сотрудников на соответствие занимаемой должности.
  5. Подготовка аттестационной комиссией рекомендаций.
  6. Определение порядка, по которому будет приниматься решение об аттестации.
  7. Формирование порядка выполнения принятых решений.
  8. Устанавливаются сроки аттестации.

Порядок аттестации госслужащих определяется Федеральным законом под номером 119 и Указом Президента об аттестации, который был принят еще в 1996 году.

Порядок проведения аттестации государственных служащих

Аттестация служащих на государственных должностях должна происходить периодически каждые 2-4 года. Не нужно проходить эту процедуру таким категориям служащих:

  • гражданам, которые работают меньше 1 года;
  • если сотрудник достиг предельного возраста для замещения должности;
  • если сотрудником является беременная женщина;
  • родители, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, которые получили работу по конкурсу, а также имеют квалификационный разряд (касается дипломатических рангов, классных чинов и пр.);
  • сотрудники, которые прошли переквалификацию.

Обязательным условием аттестации становится формирование аттестационной комиссии. В ее состав должны входить такие лица:

  • председатель;
  • его заместитель;
  • секретарь комиссии;
  • другие члены комиссии.

Среди них в обязательном порядке должны находиться сотрудники юридического отдела, инспекторы отдела кадров; представитель профсоюза, а также независимые лица, которые могут выступать в роли экспертов.

Главным критериям проведения оценки – это проверка того, может ли сотрудник выполнять те обязательства, которые возлагает на него должностная инструкция. Если гражданин работает первый раз, то он должен пройти аттестацию после того, как проработает 3 года.

Аттестация проходит в несколько этапов:

  • подготовка;
  • прохождение тестирования;
  • собеседование;
  • работа над решением.

К подготовительному этапу можно отнести такие процедуры:

  • оформление документов;
  • формирование графика;
  • сбор состава аттестационной комиссии;
  • определение сроков и места проведения процедуры.

Госслужащих, которые должны проходить аттестацию, определяет отдел кадров. После этого руководство организации должно издать приказ, утверждая этим список сотрудников, которые подлежат аттестации.

Все аттестуемые сотрудники за месяц до проведения процедуры должны получить письменное уведомление. После этого нужно оформить служебную характеристику, которая направляется в отдел кадров.

Сотрудники отдела кадров должны ознакомить работника с этой характеристикой не позднее чем за три недели до начала процедуры аттестации. Аттестуемое лицо необязательно должно соглашаться со всеми данными, которые там указаны, а даже может направить руководству иную информацию с исправленными данными.

После этого происходит оформление аттестационных листов, которые составляются по определенной законодательством форме. Эти документы отправляются аттестационной комиссии.

Порядок проведения аттестации включает в себя такие шаги:

  1. Заседание проводится в присутствии сотрудника. Если в данный момент он отсутствует на рабочем месте, то процедура будет проходить после его возвращения. Если сотрудник отсутствует без уважительных причин, то аттестация может происходить и без него, на основании тех данных, которые представлены комиссии.
  2. Изучив все документы и прочую информацию, комиссия может принять решение. если сотрудник соответствует занимаемой должности, то комиссия может рекомендовать его для повышение категории. В противном случае сотрудника могут обязать пройти аттестацию повторно или же уволить за несоответствие занимаемой должности.

До принятия решения комиссия может использовать различные анкеты или групповые дискуссии. Решение принимается методом голосования аттестационной комиссии. Если необходима повторная аттестация, то ее назначают через 6 месяцев после проведения первой.

Все решения аттестационной комиссии должны быть записаны в протоколе. Госслужащий обязательно должен быть ознакомлен с решением комиссии. До введения решения комиссии в действие, его обязательно должно подписать руководство организации.

Аттестационный лист, а также все характеристики на сотрудника нужно сохранять в личном деле.

Возникающие нюансы

До проведения процедура аттестации комиссия должна подготовить вопросы, которые будут задавать служащему. У такого тестирования есть свои особенности.

Подготовка вопросов должна проходить с учетом того, как сотрудник может к ним отнестись, ведь некоторые служащие относятся к аттестации как к простой формальности.

Если аттестуемые сотрудники относятся к одной категории, то и вопросы для них нужно готовить одинаковые.

И хоть аттестация государственных служащих проводится уже довольно много лет, но и здесь нельзя миновать возникновение трудностей. Объяснить это можно множеством недостатков, которые возникают в ее процессе.

Во время аттестации могут возникать такие риски:

  • несоответствие процесса аттестации тем целям, которые поставлены перед организацией;
  • деятельность персонала организации может не отвечать содержанию аттестации;
  • специалист по обучению персонала во время аттестации может быть не достаточно квалифицированным;
  • возможное возникновение потребности в повторной аттестации;
  • результаты аттестации могут быть оценены необъективно;
  • персонал организации необходимо готовить к процедуре переаттестации.

Это может иметь очень много последствий, среди которых:

  • недостоверность полученной информации;
  • нарушение организационного процесса;
  • нарушение уровня коммуникации между различными структурными подразделениями;
  • демотивация сотрудников;
  • повышение количества конфликтных ситуаций;
  • снижение уровня дисциплины;
  • неверный выбор методов обучения персонала;
  • падение уровня производительности;
  • снижение уровня прибыли.

После внесения изменений в Положение об аттестации процедура аттестация существенно изменилась. Теперь для ее проведения потребуется внедрение в состав комиссии независимых экспертов. Их должно быть не меньше четверти от общего состава. До этого привлечение независимых экспертов не считалось обязательным. Если их участие и встречалось, то достаточно редко.

Если служащий не сумеет вовремя явиться на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины, то его могут наказать дисциплинарно.

Также достаточно жестко разделили саму аттестационную процедуру и экзамены на квалификацию. Это очень затягивает процесс и замедляет движение по карьерной лестнице.

Не всегда сотрудники серьезно относятся к процессу аттестации, так как их руководство имеет к этой процедуре такое же отношение. Часто все сводится до того, что «своих» продвигают без лишних проблем. Именно по этой причине и наблюдается внедрение в аттестационные комиссии такого количества независимых экспертов.

Вконтакте

юриспруденция

порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих рф

И. А. Абрамов (Московский гуманитарный университет)

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих РФ, раскрывается порядок формирования и работы аттестационных комиссии. Также в статье указываются решения, принимаемые по результатам аттестации.

ключевые слова: государственный гражданский служащий, аттестация, отзыв, комиссия, решение.

certification procedure for civil servants in the

Russian federation

I. A. Abramov (Moscow University for the Humanities)

Abstract: The article discusses the procedure for certification of civil servants in the Russian Federation and describes the formation and functions of certification committees. We also list the types of rulings which come after the certification.

Keywords: civil servant, certification, review, certification committee, ruling.

Аттестация имеет важнейшее значение в практической деятельности служащих, поскольку является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении государственной службы, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в государственных органах, а также в формировании персонала управления в государственных органах.

Понятие аттестации раскрывается в основном в энциклопедической и специальной юридической литературе. В «Большом юридическом словаре» аттестация характеризуется, как свидетельство, определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв или характеристику (Большой юридический словарь, 1998: 9). Энциклопедический юридический словарь понимает под аттестацией «определение квалификации работника с целью проверки соответствия занимаемой должности» (Юридический энциклопедический словарь, 1984: 26).

По мнению Н. Н. Булыги, аттестация - это процедура определения соответствия работника занимаемой должности или выполняемой ра-

боте, а гражданского служащего - замещаемой должности гражданской службы (Булыга, 2009: 9). Н. М. Антонова указывает на то, что аттестация призвана обеспечить реализацию конституционного принципа равного доступа граждан РФ к государственной службе (Антонова, 2010: 49).

Закон № 79-ФЗ значительно сузил сферу аттестации как «правового регулятора государственной службы» (Колесников, 1999: 84), оставив за ней определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы (ч. 1, ст. 48).

Аттестация необходима для регулярного определения уровня профессиональной подготовки служащего и степени ее соответствия квалификационным требованиям, предъявленным к государственным должностям государственной службы, а также для присвоения квалификационного чина. Совершенствование и упорядочение прохождения государственной службы невозможно без периодической аттестации и порядка аттестации служащих. Аттестация в узком смысле проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе. В ст. 48 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. (Собрание законодательства Российской Федерации 2004: ст. 3215) определяется, что аттестация гражданского служащего проводится в целях определения замещаемой должности гражданской службы (Собрание законодательства Российской Федерации 2004. N31. Ст. 3215). Аттестация в более широком понимании решает следующие основные задачи: соблюдение на практике принципов государственной службы; обеспечение законности в системе функционирования государства; формирование профессионального кадрового персонала государственных органов; выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью повышения его по службе; применение к государственному служащему мер ответственности и стимулирования; повышение дисциплины и ответственности; поддержание стабильности государственной службы; стимулирование повышения квалификации и профессионализма служащих.

В ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливается, что государственный гражданский служащий подлежит аттестации 1 раз в 3 года. Это общее правило проведения аттестации государственных гражданских служащих, и предполагается, что это оптимальный срок для оценки соответствия гражданского служащего замещаемой должности. Внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или об изменении условий оплаты труда гражданских служащих. Внеочередная аттестация

гражданского служащего также может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с результатом годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Необходимость проведения внеочередной аттестации в данном случае может возникнуть в связи с неудовлетворительными показателями деятельности государственного гражданского служащего, отраженными в годовом отчете. Однако следует учитывать, что в указанном случае внеочередная аттестация не может быть проведена, если не будет достигнуто соглашение между представителем нанимателя и гражданским служащим о проведении аттестации. Также по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени РФ или субъекта РФ, после принятия в установленном порядке решения: 1) при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и высокой квалификации. По результатам внеочередной аттестации таким служащим могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, а также в другом государственном органе. Но проведение аттестации в случае сокращения должностей является правом, а не обязанностью руководителя. 2) об изменении условий оплаты труда государственных гражданских служащих. Здесь внеочередная аттестация может быть проведена в целях выявления необходимости обеспечения обоснованности изменений оплаты труда гражданских служащих. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, походит аттестацию не ранее чем через 1 год после выхода из отпуска. Это объясняется тем, что за время отпуска по уходу за ребенком работник может потерять квалификацию и разумным сроком на ее восстановление является один год, а также при несоответствии с занимаемой должности все равно не позволит прекратить с служащим отношения по п. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ (несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) (Щур-Труханович, 2006: 78).

В соответствии с ч. 7 данной статьи при проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств. При этом необходимо отметить, что соблюдение или не соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств

не является свидетельством того, что данный гражданский служащий не соответствует занимаемой должности по своим знаниям и навыкам, способности качественно и в срок выполнять свои должностные обязанности. Хотя несоблюдение гражданским служащим ограничений, нарушение запретов, невыполнение установленных требований к служебному поведению и обязательств ставят под сомнение право нахождения государственного гражданского служащего на государственной службе.

При проведении аттестации оцениваются следующие документы: подготовленный непосредственным руководителем государственного гражданского служащего мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период; сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектов документов, при необходимости- пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя. В соответствии с пп. 12-13 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 г. № 110, указанный отзыв предоставляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственно руководителем государственного гражданского служащего, данный отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем: а) фамилия, имя, отчество; б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность; в) перечень основных вопросов (документов), в решении которых гражданский служащий принимал участие; г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию предоставляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации. Значение отзыва выражается в том, что он является одним из главных письменных документов, подтверждающим факт выполнения или невыполнения аттестуемым гражданским служащим возложенных на него трудовых обязанностей. Следовательно, отзыв лежит в основе признания гражданского служащего соответствующим или не соответствующим занимаемой должности. (Заварихина, 2009: 41).

Т. е. именно руководитель государственного гражданского служащего может дать оценку деятельности государственного гражданского служащего. Вместе с тем, существуют и отрицательные моменты предоставления отзыва непосредственного руководителя. Не исключается ситуация наличия между непосредственным руководителем и подчиненным конфликта. В данном случае непосредственным руководителем может быть

представлен негативный отзыв на гражданского служащего.

Чтобы выполнить принцип объективности при проведении аттестации государственного гражданского служащего, необходимо, чтобы аттестационная комиссия рассмотрела непосредственного руководителя исключительно во взаимосвязи с показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, закрепленными в должностном регламенте служащего. Такой подход минимизирует субъективизм при оценке деятельности государственного гражданского служащего. Что касается пояснительной записки, ее целесообразно представлять в случае несогласия гражданского служащего с оценкой его непосредственного руководителя. Гражданскому служащему в данном случае предоставляется возможность дать необходимые пояснения, а также предоставить соответствующие доказательства.

Гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», не подлежат аттестации в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт. Считаю, что логично представлен исключение из состава аттестуемых гражданских служащих тех, кто занимает должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт, а срочный служебный контракт предполагает временное замещение гражданином государственной гражданской должности. Признание аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности может повлечь постановку вопроса о его профессиональной переподготовке либо с его согласия о переводе на нижестоящую (другую) должность или об увольнении.

В соответствии с пп. 10-11 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 г. № 110, график проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике проведения аттестации указывается: 1) наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация; 2) список гражданских служащих, подлежащих аттестации; 3) дата, время и место проведения аттестации; 4) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Согласно п. 3 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ от 01.02.2005 г. № 110, требование об обязательном проведении аттестации один раз в три года не распространяется

на гражданских служащих: а) проработавших в занимаемой должности гражданской службы менее одного года (это связано с тем, что гражданский служащий, проработавший менее одного года, не приобрел необходимый опыт, в связи с чем объективно оценить его деятельность не представляется возможным); б) достижение возраста 60 лет (в данном случае проведение аттестации нецелесообразно, т. к. с указанными государственными гражданскими служащими заключается срочный служебный контракт); в) беременные женщины; г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; д) замещающие должности гражданской службы категорий « руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт; е) в течении года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Положение о проведении аттестации государственного служащего, находящегося на соответствующей должности государственной должности, устанавливает порядок проведения аттестации. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации; составляются списки федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационных комиссии. Согласно п. 10 ст. 24 ФЗ «О государственной гражданской РФ» в состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службы, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службы по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанных с гражданской службы, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее У от общего числа членов аттестационной комиссии. Данная норма закреплена в п. 8 Положения о проведении аттестации государственных служащих РФ, утвержденного указом Президента РФ от 01.02.2005 г. № 110.

Что касается состава аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, то он формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне. Частью 10 данной статьи

устанавливаются требования к составу аттестационной комиссии. В состав аттестационной комиссии включаются: а) представитель нанимателя и уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), таким образом, личное участие представителя нанимателя является его правом, а не обязанностью; в состав аттестационной комиссии включаются уполномоченные представителем нанимателя гражданские служащие из кадровых и юридических структурных подразделений; б) представитель соответствующего органа по управлению государственной службой (в случае отсутствия органа по управлению государственной службой, указанный представитель в состав аттестационной комиссии не включается, и его функции выполняет представитель нанимателя); в) представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Как правило, указывается на наличие в составе комиссии независимых экспертов-специалистов и их число. Ю.А.Розенбаум подчеркивает, что формирование независимой и высококвалифицированной аттестационной комиссии является главнейшим условием проведения качественной оценки государственного служащего (Розенбаум, 1998: 25).

По общему правилу представитель нанимателя обязан направить органу по управлению государственной службой запрос о необходимости привлечения к работе аттестационной комиссии независимых экспертов. Орган по управлению государственной службой обращается в научные, образовательные и иные учреждения соответствующего профиля, и данные учреждения вправе самостоятельно определять персональный перечень сотрудников, которые будут принимать участие в деятельности аттестационной комиссии. Следует отметить, что независимые эксперты-специалисты привлекаются к работе в аттестационных комиссиях на возмездной основе. Вопрос оплаты их труда на федеральном уровне регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.08.2005 г. № 509 «О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссии, образуемых федеральными государственными органами», и их почасовая оплата составляет 80 рублей. В Кировской области, например, имеется нормативно правовой акт - Постановление Правительства Кировской области от 16.03.2010 г. № 43/85 «Об оплате труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной, конкурсной комиссий». Оплата труда независимых

экспертов осуществляется на основе договора, заключенного между государственным органом и независимых экспертом.

Также нельзя не отметить п. 12 чт. 48 данного закона, то, что состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов, которые могли бы быть в аттестационной комиссии, его членство в этой организации приостанавливается. Представляется, что при формировании аттестационной комиссии невозможно предусмотреть все возможности возникновения конфликта интересов. Также законодателем предусмотрено, что на время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой аттестационной комиссии приостанавливается. Это связано с тем, что гражданский служащий не может одновременно проходить аттестацию и выполнять обязанность члена аттестационной комиссии. Также необходимо отметить, что аттестация гражданского служащего проводится при обязательном личном присутствии служащего.

Значение аттестационной комиссии довольно велико, именно в аттестационную комиссию предоставляются все документы, необходимые для аттестации, именно данная комиссия проводит аттестацию гражданского служащего и принимает решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности государственного служащего. В связи с чем, аттестационная комиссия в своей деятельности должна руководствоваться следующими принципами: 1) принцип объективности, под которым понимается вынесение аттестационной комиссией объективных решений, основанных на всестороннем изучении представленных документов. Формальное отношение членов аттестационной комиссии к рассмотрению указанных документов может привести к нарушению принципа объективности, повлечь за собой вынесение субъективного решения; 2) принцип гласности, под которым подразумевается открытость деятельности аттестационной комиссии для всех заинтересованных сторон; 3)принцип компетентности. Данный принцип реализуется путем включения в состав аттестационной комиссии специалистов в области государственной службы и кадров, юристов; 4) принцип независимости, а именно независимость членов аттестационной комиссии от интересов представителя нанимателя или аттестуемого государственного гражданского служащего. Данный принцип связан с принципом объективности, т. к. независимость членов аттестационной комиссии позволяет аттестационной комиссии выносить объективные решения о соответствии гражданского служащего занимаемой должности; 5) принцип доброжелательности и соблюдения норм профессиональной этики.

Сущность аттестационной деятельности рассматривается в прин-

ципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой государственных органов. Аттестация государственных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность, гласность, систематичность аттестации; объективность и комплексность оценки; коллективность и обоснованность оценки и рекомендации аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственность и стимулирование.

Необходимо обратить внимание, что закон не устанавливает какие-либо ограничения по численности аттестационной комиссии. Полагаю, что численность аттестационной комиссии должна определяться в каждом конкретном случае исходя из принципов эффективности и разумности.

В результате аттестации государственному гражданскому служащему дается одна из следующих оценок: 1) соответствует замещаемой должности государственной службы; 2) соответствует замещаемой государственной должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации; 4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, который подписывается председателем комиссии, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, которые присутствовали на заседании. Указанные результаты сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования путем ознакомления с аттестационным листом под расписку. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего. В соответствии с п. 21 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 г. № 110, секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании.

По результатам проведения аттестации служащего в течение одного месяца после ее проведения издается правовой акт государственного органа, предусматривающий: 1) включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской служ-

бы в порядке должностного роста; 2) направление на профессиональную подготовку или повышение квалификации; 3) понижение в должности гражданской службы.

Согласно части 17 указанной статьи, предусматривается возможность отказа государственного служащего от профессиональной подготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы. При этом указание каких-либо причин для этого не требуется. В данном случае представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ».

При этом, необходимо отметить, что п. 24 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, установлен пресекательный срок для реализации представителем нанимателя права уволить гражданского служащего с гражданской службы, перевести его на другую должность. В частности, по истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы, либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. При этом время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Кроме того, отказ гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы должен быть оформлен в письменном виде, т. к. в случае возникновения спора представитель нанимателя должен будет предоставить доказательства, подтверждающие факт такого отказа. По итогам аттестации предусмотрено и принятие решение о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации. При этом Положением об аттестации не определены сроки выполнения указанного условия. К тому же если профессиональная переподготовка предполагает приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности (Государственные требования к профессиональной переподготовке, п. 9. 2008, ст. 2194). Считаю, что необходимо в Положении об аттестации закрепить правило, в соответствии с которым рассматриваемое условие подлежит исполнению в течении определенного срока, например 1-2 года с момента проведения аттестации, или срока, устанавливаемого

и и и т» 1 и

самой аттестационной комиссией. В части профессиональной переподготовки гражданского служащего по результатам аттестации, полагаю, что

принятие данного решения аттестационной комиссией возможно только при проведении внеочередной аттестации по решению представителя нанимателя. Сложно согласиться с мнением С. Н. Булгакова, что «такой подход к использованию аттестации представляется принципиально неверным, поскольку искажает цель аттестации: вместо установления соответствия служащего занимаемой должности - оптимизация численности (т. е. изначально предполагается, что по итогам аттестации должны быть увольнения) (Булгаков, 2010: 354).

При рассмотрении данного вопроса, нельзя не сказать про право гражданского служащего оспаривать результаты аттестации. Данное право реализуется гражданским служащим в рамках индивидуального служебного спора. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируются ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» и другими федеральными законами. Порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. Но необходимо отметить, ГПК РФ не устанавливает порядок рассмотрении дел по служебным спорам. Подразумевается, что результаты аттестации (за исключением решения об увольнении гражданского служащего с гражданской службы) могут быть обжалованы в порядке, установленной главой 25 ГПК РФ, а решение об увольнении с гражданской службы - в порядке, предусмотренном для рассмотрения трудовых споров.

Заканчивая свою работу, хочется сказать, что под аттестацией государственных служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа. Аттестация необходима для регулярного определения уровня профессиональной подготовки служащего и степени ее соответствия квалификационным требованиям. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава гражданской службы, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также проблем, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антонова, Н. М. (2010) Проблемы юридической ответственности в контексте реализации конституционного принципа равного доступа к государственной службе в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. № 5.

Большой юридический словарь (1998) / под ред. А. Я. Сухарева, В.Д.Зорькина, В. Е. Крутских. М. : Инфра-М.

Булгаков, С. Н. (2010) Право государственных гражданских служащих на обжалование аттестации // Вестник ВГУ. Серия: Право. № 1.

Булыга, Н. Н. (2009) Аттестация: правовые основания и порядок проведения // Отдел кадров бюджетного учреждения. № 9.

Заварихина, С. А. (2009) Аттестация государственных служащих // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. № 17.

Колесников, В. Л. (1999) Аттестация государственных служащих: технология, результативность, проблемы совершенствования // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. Майкоп; Ростов н/Д.

Розенбаум, Ю. А. (1998) Проблемы оценки государственного служащего // Административное право и административный процесс: Старые и новые проблемы. № 8.

Юридический энциклопедический словарь (1984). М. : Советская энциклопедия.

Абрамов Игорь Анатольевич - аспирант кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель - д-р юрид. н., проф. М. М. Дикажев.

Abramov IgorAnatolyevich, Postgraduate student, Departmentof criminal law and special disciplines, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russia. E-mail: igorabramov2209@ yandex.ru. Research advisor - M. M. Dikachev, Doctor of Law, Professor.

Энциклопедии и словари обычно трактуют аттестацию (лат. attestatio – свидетельство) работника как процедуру определения квалификации, практических навыков, деловых качеств работника и установления его соответствия занимаемой должности. Аттестация проводится с целью рациональной расстановки кадров и их эффективного использования. По результатам аттестации принимается решение, изменяющее или сохраняющее должностное положение аттестуемого.

Цели аттестации

Нормативные правовые акты, регламентирующие аттестацию различных категорий работников, дают развернутое описание целей аттестации. Так, в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации , утвержденном указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110, установлено, что аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Подготовка, проведение и подведение итогов аттестации сопровождаются изданием документов. В предлагаемой статье рассматриваются установленные в законодательстве требования к документированию аттестации служащих, правила оформления и формы документов по аттестации, закрепленные в нормативных актах органов государственной власти и местного самоуправления. Судебная практика показывает, что аттестацию нужно не только своевременно организовать и провести, но правильно оформить документально.

Правовые основы аттестации служащих

В Трудовом кодексе Российской Федерации об аттестации работников говорится в ряде статей. В статье 81 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» определено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. В указанной статье также сказано, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников . В статье 82 содержится положение о том, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации. В статье 332, посвященной особенностям трудовых договоров, заключаемых с работниками высших учебных заведений, определено, что Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В законодательстве регламентирован порядок аттестации различных категорий служащих (руководителей государственных унитарных предприятий, педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и др.). В данном случае вопросы документирования аттестации служащих мы будем рассматривать на основе нормативных актов, посвященных аттестации государственных и муниципальных служащих. Следует отметить, что их положения в определенной части могут быть использованы и при организации аттестации других категорий служащих, в том числе и в негосударственных организациях.

В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации » (с изменениями от 02.02.2006) (далее – Закон) этим вопросам полностью посвящена ст. 48 «Аттестация гражданских служащих». О внеочередной аттестации гражданских служащих сказано в ст. 31. В ст. 37, посвященной расторжению служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, говорится о возможности расторжения служебного контракта и увольнении служащего вследствие его недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Организация и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих называется в ст. 44 одним из направлений кадровой работы. В ст. 47 определено, что положения должностного регламента учитываются при проведении аттестации гражданского служащего. Оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации называется одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы (ст. 60). Результаты аттестации гражданского служащего могут быть основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку (ст. 62).

В ст. 48 Закона установлено, что Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента РФ. В настоящее время действует Положение, утвержденное Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110 (далее – Положение). В Положении определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.

Остановимся подробнее на нормах данного Положения, которые касаются документов, обеспечивающих проведение аттестации служащих. Поскольку в Положении приведена только форма аттестационного листа гражданского служащего, в качестве примеров форм документов, используемых при аттестации, будем приводить формы, закрепленные в правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Организация проведения аттестации

Правовой акт о проведении аттестации. В Положении (п. 7) установлено, что для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов , необходимых для работы аттестационной комиссии.

Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы. В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий. Например, распоряжением администрации города Тюмени от 28.12.2004 № 7303 «Об аттестации муниципальных служащих администрации города Тюмени» (с изменениями от 21 апреля, 6 сентября 2006 г.) утвержден состав 7 аттестационных комиссий.

В п. 8 Положения, посвященном составу аттестационной комиссии, указано, что в состав комиссии включаются также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

График проведения аттестации. ВПоложении (пункты 10, 11) подробно описаны требования к графику проведения аттестации. Он ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике указываются:

а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Документы, необходимые для работы аттестационной комиссии. Следует отметить, что зачастую по поводу аттестации издается не один, а несколько правовых актов, посвященных ее отдельным вопросам. В п. 7 Положения сказано, что правовой акт о проведении аттестации должен содержать положение о «подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии», но сами эти документы не названы. К таким документам относятся планы проведения аттестации, положения об аттестационных комиссиях, регламенты их работы, перечни вопросов для оценки квалификации служащих и другие документы.

Отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей. Согласно Положению (п. 12) не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв подписывается непосредственным руководителем гражданского служащего и утверждается вышестоящим руководителем. В п. 13 Положения определена структура этого докумета. Он должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Дополнительные сведения об исполнении служащим должностных обязанностей за аттестационный период. В соответствии с Положением (п. 14) к отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации. Как установлено в п. 15 Положения, кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Следует отметить, что в качестве источника информации об исполнении служащим должностных обязанностей может выступать достаточно широкий круг лиц. Например, Положением об аттестации муниципальных служащих городского округа Тольятти (утверждено постановлением мэра городского округа Тольятти от 28.06.2006 № 5416-1/п) предусмотрен следующий порядок. Перед проведением аттестации подготавливается отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Этот документ заполняет непосредственный руководитель подразделения органа местного самоуправления (ОМС), в котором работает аттестуемый (форма отзыва дана в приложение № 1 к Положению). В целях обеспечения объективности и многосторонности деловой оценки подлежащего аттестации муниципального служащего могут также подготавливаться оценочные листы , которые заполняются всеми участниками процесса деловой оценки: коллегами, непосредственным руководством, подчиненными, сотрудниками смежных подразделений, имеющими рабочие контакты с оцениваемым сотрудником.

А.Ю. Чуковенков, канд. ист. наук, зам. директора Учебно-методического центра документоведения и управления фирмы «Межрегионсервис»

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации).

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 57, а не статья 56.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме