Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Действует ли 94 фз на данный момент. Аналитика публикации

Хороший бланк будет спасительным в преодолении проблем при придумывании документа. Это поможет сберечь деньги на договоре юриста. Перед тем как перепечатывать пример, очень рекомендуем хорошо прочитать напечатенные в нем пункты постановлений. В настоящем они вероятно могут утратить актуальность. Сохраненные средства обычно полезны.

Новой сменой закону 94 – ФЗ стал его аналог 44 – ФЗ, куда внесены некоторые изменения. Если старое законодательство регламентировало исключительно фазу размещения муниципального и госзаказа, во вновь принятом законе уделили внимание стадиям планирования закупок, а также исполнению контрактов. В законе 44 – ФЗ делается акцент на информационную составляющую закупок с соблюдением основных принципов контрактной системы.Появились новые способы закупок: Двух этапный конкур; Ограниченное участие в конкурсе; Запрос предложений. Введены антидемпинговые ограничения с изменением критериев оценки заявок для участия в конкурсе. В обязательном порядке необходимо обеспечивать заявку и контракт, за исключением случая работы с единственным поставщиком. В законе 44 – ФЗ разрешено участникам запроса котировок находиться рядом в момент вскрытия конверта. Внесены изменения, касающиеся ограничений проведения запросов котировок. Закон 94 – ФЗ позволял приобретать одноимённую продукцию не больше чем на 500 000 рублей за один квартал. Законом 44 – ФЗ, предусмотрено проведение годового объёма закупок посредством осуществления запроса котировок в размере 10 % от объёма средств, которые будут вложены во все закупки данного заказчика по плану-графику. Однако, эта сумма, не должна быть более 100 000 000 рублей за год. Законом 44 – ФЗ предусмотрены размеры совокупного годового объёма закупок у одного поставщика на уровне 100 000 рублей, но при этом не более 5 % от всех средств, которые предполагается вложить в закупки у этого заказчика. Эти ограничения распространяются на закупки для сельских поселений.

1. Планирование закупок

2. Обоснование закупок

3. Общественное обсуждение

5. Размещение заказа

6. Информационная единая система

7. Исполнение контрактов

8. Общественный мониторинг.

Отличия федеральных законов 44 – ФЗ и 94 – ФЗ

Новой сменой закону 94 – ФЗ стал его аналог 44 – ФЗ. куда внесены некоторые изменения. Если старое законодательство регламентировало исключительно фазу размещения муниципального и госзаказа, во вновь принятом законе уделили внимание стадиям планирования закупок, а также исполнению контрактов. В законе 44 – ФЗ делается акцент на информационную составляющую закупок с соблюдением основных принципов контрактной системы.Появились новые способы закупок: Двух этапный конкур; Ограниченное участие в конкурсе; Запрос предложений. Введены антидемпинговые ограничения с изменением критериев оценки заявок для участия в конкурсе. В обязательном порядке необходимо обеспечивать заявку и контракт, за исключением случая работы с единственным поставщиком. В законе 44 – ФЗ разрешено участникам запроса котировок находиться рядом в момент вскрытия конверта. Внесены изменения, касающиеся ограничений проведения запросов котировок. Закон 94 – ФЗ позволял приобретать одноимённую продукцию не больше чем на 500 000 рублей за один квартал. Законом 44 – ФЗ, предусмотрено проведение годового объёма закупок посредством осуществления запроса котировок в размере 10 % от объёма средств, которые будут вложены во все закупки данного заказчика по плану-графику. Однако, эта сумма, не должна быть более 100 000 000 рублей за год. Законом 44 – ФЗ предусмотрены размеры совокупного годового объёма закупок у одного поставщика на уровне 100 000 рублей, но при этом не более 5 % от всех средств, которые предполагается вложить в закупки у этого заказчика. Эти ограничения распространяются на закупки для сельских поселений.

В целом нововведения коснулись следующих областей:

1. Планирование закупок

2. Обоснование закупок

3. Общественное обсуждение

4. Максимальная начальная цена контракта

7. Исполнение контрактов

8. Общественный мониторинг.

В законе 44 – ФЗ в отличие от предшественника планы – графики привязываются к целевому мероприятию. Регламентировали процедуру внесения изменений и предусмотрели последствия, касающиеся внесения в план-график закупок. Заказчики, будут обосновывать все закупки, в плане будет обосновываться объект, в частности, как он поможет в решении поставленной цели. Все внесённые изменения призваны усовершенствовать систему государственных закупок и сделать её более призрачной.

Отличия между 94-ФЗ и 44-ФЗ

Новые (измененные) требования к участникам!

Борьба с коррупцией

Начиная с января 2014 года, процесс государственных закупок будет осуществляться согласно новому закону 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который был одобрен советом федерации. Данный закон пришел на смену 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Как показала практика, старый закон не позволял решить такие вопросы, как необходимость повышения эффективности расходов из бюджета, конечной целью которых является победа над коррупцией. Новый закон, таким образом, призван к решению этих проблем. Среди основных недостатков старого закона необходимо отметить узкую направленность. Особое внимание в законе уделялось процедуре проведения торгов. Что касается нового закона, то он регламентирует все сферы, которые могут быть отнесены к затратам бюджетного характера. Новая система подразумевает необходимость планирования закупок с разработкой плана сроком на 3 года. Кроме того, на каждый год составляется план-график. Также 44-ФЗ вводит такие понятия, как нормирование. В предыдущей версии закона осуществление закупок проводилось посредством электронного аукциона. В 44-ФЗ закупки могут быть результатом конкурсов, имеющих ограниченное участие, и конкурсов, проводимых в два этапа.

Борьба с демпингом

Контрактная система вводит также ряд мер, которые направлены на борьбу с демпингом, а также общественное обсуждение обязательного плана в случае закупок, стоимость которых выше, чем миллиард рублей.

Для того чтобы государственные закупки приводили к необходимому результату, могут использоваться различные способы, такие как безальтернативная передача контракта исполнителю решение правительства либо манипуляции при проведении конкурсов и аукционов. Примечательно также, что эти возможности приветствуют на каждом этапе закупки от начала и до момента претворения контракта в жизнь. В качестве примера можно привести ситуацию, когда требования к продукции составляют под отдельного производителя. При этом условия договора практически нереальны для работы своего поставщика.

В новом законе ФЗ-44 есть элементы, с помощью которых можно эффективно бороться с коррупцией, перекрывая некоторые пути. Так, специальная информационная система, в которой содержится список банковских гарантий, способна решить проблему обнаружения подделок. Все те, кто следит за новостями в данной сфере, наверняка читали о том, как в Москве были задержаны аферисты, продающие гарантии на 1 млрд рублей. В свою очередь, библиотека типовых контрактов позволяет решить проблемы с нечеловеческими условиями договоров.

Тем не менее, нельзя отрицать, что лица, заинтересованные в манипуляции результатами, без проблем могут использовать нужное количество инструментов. Впрочем, не следует забывать о том, что в основе многих проблем, порождаемых предыдущим законом, лежат сами люди. Очень часто ошибки при закупкам по старому закону допускались по вне самих людей, таких как заказчик, поставщик и органы контроля. Кроме того, нарушения могли быть результатом непрофессионализма.

В рамках новой системы 44-ФЗ предполагается организация контрактной службы. Таким образом, кадровые проблемы автоматически будут переходить к ней. Однако новый закон также предполагает, что в закупочной комиссии должны быть также независимые эксперты. Судить о том, насколько эффективно будет работать контролирующий механизм, сложно, и это покажет время.

Решение споров

Отдельно стоит рассмотреть судебные решения, которые были накоплены в рамках старого закона по ряду стандартных ситуаций, которые сегодня необходимо рассматривать с нуля. Например, ранее большая часть споров могла быть решена до суда, если речь шла о заказчике и поставщике. Теперь же на определенных этапах госзакупок контроль над поставщиком и заказчиком никто не осуществляет, а спорные вопросы может рассматривать только суд, которому на это нужно несколько месяцев, а то и лет.

Если же говорить вкратце о тех моментах, которых коснулись нововведения закона 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", то это этап планирования, обоснование и общественное обсуждение закупок. Кроме того, нужно отметить особенности максимальной цены контракта, его исполнение и условия размещения заказа.

Закон 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подразумевает, что графики будут привязываться к целевому мероприятию. При этом также была регламентирована процедура по внесению изменений, а также последствий, которые касаются внесений в данный график. Теперь заказчики должны правильно обосновывать закупки, а в план должны вноситься обоснования объекта. Например, должен освещаться такой вопрос, как его эффективность на пути к достижению цели.

Все нововведения сделаны для того, чтобы сделать процесс государственных закупок как можно более прозрачным, и проводить эффективную борьбу с коррупцией.

Теги: федеральный закон 94. федеральный закон 44. фз 94. фз 44. отличия 94-фз и 44 фз. отличия 94 федерального закона от 44 федерального закона

Марина Active Member

Нововведения, которые действительны с 01 января 2013 года в сфере государственных и муниципальных закупок. Описаны главные различия между 44-ФЗ и 94-ФЗ.

До 1 января 2013 закупки регулировал закон № 94-ФЗ. С начала 2014 года будет действовать № 44-ФЗ.

Новый закон регулирует сферу закупок, должен исправить недостатки, которые есть на данный момент в 94-ФЗ.

Главное отличие от действующего закона заключается в том, что в новом меняется сфера самих закупок. С 1 января 2014 года контрактная система будет представлять собой сложный механизм закупок. Новый закон будет регулировать отношения между заказчиком и поставщиком от момента планирования до исполнения контракта. Один из разделов регулирует планирование закупок. В момент, когда заказчик будет определять свои потребности, выбирать способ закупки, обосновывать начальную цену, будет соотнесение закупок с главными целями и задачами деятельности государственных органов. Например, в список документов, которые предоставляются при планировании, будут включены государственные программы, целевые программы РФ и т.д. Это означает, что назначение закупок будет четко отслеживаться.

Заметим, что в 94-ФЗ также есть требование о планировании и публикации планов закупок. Но действующий закон не требует обязательного соблюдения этого предписания при закупках. Закон № 44-ФЗ же описывает перечень товаров и услуг, закупка которых может происходить вне плана-графика, и описывает случаи, когда возможно изменить план-график.

Но здесь есть спорные моменты. Одним из них является невозможность поправки план-графиков по результатам аудита, что было в предыдущем законе. Кроме того, довольно трудно определить максимальную цену контракта за пару лет до фактического начала закупки.

В 44-ФЗ меняется список способов закупок. Он станет намного больше и будет включать: запрос предложений, 2-х этапные торги, торги с ограниченным участием, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика. Также вводятся уточнения в способы закупок, точнее разграничиваются причины для использования одного из них.

Следуя новому закону № 44-ФЗ, основным способом закупок является открытый аукцион. Заказчик теперь не сможет отказаться от проведения торгов. Также он не сможет изменить документацию в части предмета закупки, обеспечения заявки.

44-ФЗ ввел новые процедуры: торги с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. В первой процедуре будет осуществляться предквалификация поставщика. В двухэтапном конкурсе организатор может изменить предмет закупки и условия оценки заявок незадолго перед проведением торгов. Первый этап предполагает подачу первоначальных заявок, не указывая цену. После этого заказчик может подкорректировать документацию. И тогда поставщики подают окончательные заявки. Особенностью является то, что на второй этап проходят все желающие, даже если они не подавали предложений на первом этапе. Это позволяет решить проблему, с которой сталкиваются заказчики при составлении технических заданий.

Важным отличием от 94-ФЗ является то, что по новому закону нельзя заключать договор с единственным поставщиком, если торги не состоялись. Такая система довольно распространена на данный момент. На такие случаи предусмотрен запрос предложений. В отличие от котировок, в запросе выигрывает участник, представивший предложение, которое наиболее подходит заказчику, но не только по цене.

При реформировании существующей системы, внимание также уделялось тому, чтобы заказчик был максимально защищен от неисполнения или неудовлетворительного исполнения контрактов. Реестр недобросовестных поставщиков и взыскания в виде обеспечения контрактов оказались малоэффективными.

В новом законе отведен раздел, в котором регулируются вопросы исполнения контракта, его расторжения. обеспечения, финансового контроля. В нем описана процедура расторжения в одностороннем порядке. Например, причиной расторжения может послужить неисполнение контракта в предписанный срок (нарушение сроков), выполнения работ по контракту или оказания услуг. Такое предписание может негативно сказаться на поставщиках. Если не будет четкого механизма слежения, проверки то, поставщика несложно будет обвинить в неисполнении контракта, что означает фактический произвол заказчика.

Также строже станут требования, которые предъявляются при начальном этапе размещения заказа. Обязательным станет отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков и учредителя; у физического лица или руководителя организации, а также членов исполнительного органа и главного бухгалтера не должно быть каких-либо судимостей; если будет производиться закупка на продукты интеллектуальной деятельности, за исключением результатов создания произведений литературы и искусства и др. поставщик обязан обладать правом на эти результаты.

Чтобы обезопасить заказчика от недобросовестного поставщика, который может выиграть, демпингуя в аукционе, разработан механизм отклонения предложений с демпинговой ценой.

В 44-ФЗ более строго регулируется определение максимальной цены. Обозначаются методы, по которым заказчик может устанавливать начальную стоимость. Также дается список источников, из которых заказчик может получить сведения о цене.

Важной особенностью 44-ФЗ является то, что заказчик обязан создать отдел, который будет заниматься закупками, если объем закупок за год больше 100 миллионов рублей. В такой отдел должны входить люди строго со специальным образованием. Если объем меньше 100 миллионов рублей, то создание такого отдела не требуется, но в этом случае должен быть выделен специальный сотрудник. Он будет составлять план-график закупок, согласовывать и размещать извещения и документацию, оформлять должным образом все этапы закупок, представлять заказчика при рассмотрении дел о неисполнении контрактов.

На конкурсные комиссии также распространяется требование о должной квалификации. Не меньше половины членов комиссии должны иметь квалифицированное образование.

Будет введена единая информационная база, в которой будет вся информация обо всех закупках и их этапах.

С принятием 44-ФЗ гражданам и организациям дается возможность обращаться в суд в защиту прав и интересов неопределенных лиц, если они выявили нарушения (такой механизм работает по отношению к защите окружающей среды).

Реформа 94-ФЗ стала важным шагом в попытке максимально регулировать государственные и муниципальные закупки. Безусловно, система все еще не полностью совершенна и преобразования еще будут происходить.

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты , экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

С 1 января 2014 года вступил в свою законную силу принятый еще 5 апреля 2013 года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ «О контрактной системе»).

Он не только учитывает существующий российский опыт проведения закупок за бюджетные средства, но также его нормы ориентированы на практику иных стран, имеющих прогрессивную законодательную базу в данной области. При разработке его норм учитывались положения нормативно-правовых актов, принятых Комиссией ООН по праву международной торговли.

Отраженный в документе системный подход к формированию, размещению и исполнению контрактов должен привести к улучшению ситуации в сфере обеспечения нужд государственных и муниципальных органов.

Нормы о планировании отсутствуют

Борьба с демпингом

Определены новые методы ее обоснования, в частности путем сопоставления рыночных цен, а также посредством проектно-сметного, нормативного, тарифного, затратного методов

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта предусмотрено статье 19.1

Случаи изменения условий контракта

Изменение условий контракта возможно при условии, что данный фактор отражен заказчиком в плане закупок, «закупочной» документации, в положениях самого контракта

Изменение контракта допускается в исключительных случаях, предусмотренных самим законом

Варианты расторжения контракта

Право, а также условия и порядок подачи жалоб в суд или контролирующие органы на действия (бездействие) заказчика, комиссии, отдельных должностных лиц, оператора электронной площадки и остальных органов прописаны в статьях 57-62

В приведенной выше таблице отражены основные «закупочные» положения. Однако ряд изменений коснулся различных аспектов непосредственно в процессе реализации тех или иных процедур закупки. В таблице 2 проводится сравнительный анализ положений Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» и Закона 94-ФЗ «О госзакупках» относительно особенностей реализации закупок посредством электронного аукциона и прочие детали, сказывающиеся на итоговом результате проводимых торгов.

Таблица 2. Изменения в процессе «электронной» закупки

Положение

Закон 44-ФЗ

«О контрактной системе»

Закон 94-ФЗ

«О госзакупках»

Электронный обмен документами

Нормы статей 5, 49, 51, 52, 60 предусматривают направление электронных заявок с помощью единой информационной системы и операторов «закупочных» площадок

Предусмотрена возможность передачи электронных документов непосредственно заказчику, а при проведении электронных аукционов документооборот осуществляется через оператора «закупочных» площадок (статьи 21, 25, 41.2)

Тип электронно-цифровой подписи

Необходимо использование УЭП - усиленной электронной подписи (статья 5, пункт 2 статьи 60)

Предполагается использование обычной электронно-цифровой подписи (часть 2 статьи 41.2)

Аккредитация на электронных площадках

Аккредитация предусмотрена статьей 60

Аккредитация предусмотрена статьей 41.2

Минимальный размер обеспечения заявки об участии

Пунктами 14,15 статьи 44 установлен диапазон от 0,5% до 5% от начальной (максимальной) цены контракта

Для коротких аукционов (цена до 3 млн. руб.) установлен фиксированный размер обеспечения – 1%.

Для субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций социального направления, организаций инвалидов и учреждений сферы исполнения наказаний – не более 2% начальной (максимальной) цены контракта

Нормы статьи 20 предусматривают, что размер обеспечения не должен превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)

Для субъектов малого предпринимательства размер не может быть более 2%

Доходы участников от суммы обеспечения заявки

Пунктом 8 стать 44 предусмотрена выплата дохода, полученного оператором электронной площадки от размещения денежных средств, полученных как обеспечение заявки, за период размещения данных средств на счете оператора.

Данное положение начнет действовать после нового отбора операторов

Нормы, предусматривающие выплату дохода, полученного от размещения обеспечения заявок, отсутствуют

«Короткий» аукцион (до 3 млн. руб.)

Пунктом 2 статьи 63 установлено, что извещение должно быть размещено минимум за 7 дней до дня окончания срока направления заявок об участии

Частью 2 статьи 41.5 для публикации извещения также предусмотрен минимальный 7-идневный срок, исчисляемый от дня окончания подачи заявок об участии

Часть 6 статьи 41.5 предусматривает возможность отмены электронного аукциона не позднее, чем за 5 дней до установленной даты окончания приема заявок об участии

Часть 6 статьи 63 предусматривает право внесения изменений в извещение о проведении аукциона, но минимум за 2 дня до истечения срока приема заявок об участии

Часть 5 статьи 41.5 дает возможность вносить изменения в извещение с ограничением в 5 дней до даты окончания приема заявок

Согласно пункту 6 статьи 63 продление срока обязательно в случае внесения заказчиком изменений в извещение, срок такого продления должен составлять не менее 7 дней

Часть 5 статьи 41.5 предполагает обязательное продление срока для направления участниками заявок на срок не менее 7 дней в случае внесения изменений

в извещение о проведении аукциона

Срок согласно пункту 2 статьи 67 не может превышать 7 дней со дня приема заявок

Пунктом 2 статьи 41.9 установлено, что заявки должны быть рассмотрены в 7-идневный срок с момента окончания их принятия

День для проведения аукциона

Аукцион проводится в первый рабочий день, который наступает после истечения двух дней, которые следуют за днем окончательного рассмотрения первых частей заявок (пункт 3 статьи 68)

Согласно части 3 статьи 41.10 аукцион проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок, причем в первый же рабочий день

Согласно пункту 5 статьи 69 заявки следует рассмотреть в срок не более 3 рабочих дней со дня размещения протокола проведения аукциона

Пункт 5 статьи 41.11 определяет, что срок не должен быть более 4 дней со дня размещения протокола проведения аукциона

«Длинный» аукцион (от 3 млн. руб.)

Сроки для размещения извещения о проведении аукциона

Пунктом 3 статьи 63 установлено, что извещение должно быть размещено минимум за 15 дней до дня окончания срока направления заявок об участии

Частью 1 статьи 41.5 для публикации извещения предусмотрен минимальный 20-идневный срок, исчисляемый от дня окончания подачи заявок об участии

Возможность и сроки для отмены аукциона

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 возможна отмена проведения аукциона, о чем должно быть сообщено не позднее, чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок об участии

Часть 6 статьи 41.5 предусматривает возможность отмены аукциона не позднее, чем за 10 дней до установленной даты окончания приема заявок об участии

Возможность и сроки для внесения изменений в извещение о проведении аукциона

Часть 6 статьи 63 предусматривает право внесения изменений в извещение о проведении аукциона минимум за 2 дня до истечения срока приема заявок об участии

Часть 5 статьи 41.5 предоставляет возможность внесения изменений в извещение за 5 дней до дня завершения приема заявок об участии

Продление срока для подачи заявок

Согласно пункту 6 статьи 63 продление срока подачи заявок является обязательным, если заказчиком внесены изменения в извещение, срок продлевается минимум на 7 дней

Частью 5 статьи 41.5 установлена обязанность по продлению срока подачи заявок об участии на срок не менее 15 дней в случаях, когда произведено внесение изменений в извещение о проведении закупки

Сроки для рассмотрения первых частей заявок

Согласно пункту 2 статьи 67 первые части заявок должны быть рассмотрены в срок, не превышающий 7 дней со дня приема заявок

Пункт 2 статьи 41.9 предусматривает, что заявки рассматриваются в 7-идневный срок со дня завершения их принятия

День для проведения аукциона

Согласно пункту 3 статьи 68 аукцион следует проводить в первый рабочий день по истечении 2-х дней, следующих за датой окончательного рассмотрения первых частей заявок

Часть 3 статьи 41.10 устанавливает, что аукцион проводится в первый же рабочий день через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок

Сроки для рассмотрения вторых частей заявок

Пунктом 5 статьи 69 установлено, что заявки должны быть рассмотрены в срок до 3 рабочих дней со дня размещения протокола проведения аукциона

Пунктом 5 статьи 41.11 определяет, что срок рассмотрения вторых частей заявок не должен превышать 6 дней с даты размещения протокола проведения аукциона

Возможность запроса разъяснений участником, сроки ответа для заказчика

Пунктом 3 статьи 65 предусмотрено право направления запросов о даче разъяснений относительно положений документации, но не более 3-х раз по одному аукциону

Пункт 4 статьи 63 обязывает заказчика направлять ответы в срок до 2 дней с даты поступления запроса о разъяснении

Согласно части 3 статьи 41.7 участники по одному и тому же аукциону могут трижды направлять запросы о разъяснении положений документации заказчику

Частью 4 статьи 41.7 установлен 2-хневный срок для предоставления ответа

Этап заключения контракта

Место заключения контракта

В соответствии со статьей 70 контракта заключается с помощью электронно-цифровой подписи непосредственно в единой информационной системе

Статья 41.12 устанавливает, что контракт заключается в электронной форме в условиях соответствующей электронной площадки

Сроки размещения проекта контракта

Пункт 2 статьи 70 предполагает размещение проекта контракта

в единой информационной системе в течение 5 дней со дня размещения итогового протокола закупки

Проект направляется оператору в течение 5 дней с момента размещения протокола о закупке (часть 2 статьи 41.12)

Сроки подписания контракта участником

Участник должен подписать контракт в течение 5 дней с момента получения его проекта и размесить его в единой информационной системе (пункт 3 статьи 70)

Согласно части 4 статьи 41.12 контракта должен быть подписан участником и отправлен оператору в 5-идневный срок с момента получения проекта

При наличии протокола разногласий срок сокращается до 3 дней (части 4.4, 4.6. статьи 41.12)

Сроки подписания контракта заказчиком

Пункт 7 статьи 70 обязывает заказчика подписать контракт в течение 3 дней с момента размещения в единой информационной системе

Пункт 6 статьи 41.12 обязывает заказчика подписать контракт в срок до 3 дней с момента получения от оператора подписанного участником контракта

Урегулирование разногласий

Победить при наличии разногласий должен согласно части 4 статьи 70 разместить соответствующий протокол разногласий в единой информационной системе

Участник, с которым заключается контракт, может направить протокол разногласий заказчику через оператора электронной площадки (часть 4.1. ст. 41.12)

Подписание после протокола разногласий

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 70 заказчик в течение 3 рабочих дней после получения проекта разногласий размещает доработанный (такой же с обоснованием) проект контракта. Затем в течение 3 рабочих дней его подписывает участник. После чего предоставляется 3 рабочих дня для его подписания заказчику

Нормы частей 4.2, 4.4, 4.5 устанавливают следующую схему: заказчик в течение 3 дней после получения проекта разногласий направляет оператору доработанный (такой же с обоснованием) проект контракта. Затем в течение 3 дней его подписывает участник. После чего в течение 3 дней он подписывается заказчиком

Ограничения по срокам заключения контракта

Пункт 9 статьи 70 предусматривает, что контракт нельзя заключать ранее, чем по истечении 10 дней со дня размещения итогового протокола

Согласно пункту 9 статьи 41.12 контракт также можно заключать не ранее, чем через 10 дней после размещения протокола об итогах закупки

Варианты признания аукциона несостоявшимся

Предоставление единственной заявки об участии

Рассматривается в течение 3 рабочих дней, может быть принято решение о несоответствии участника (пункт 3 части 1 статьи 71)

Первая часть рассматривается в сроки, предусмотренные конкурсной документаций, вторая часть – в течение 3 дней, может быть принято решение о несоответствии участника (часть 22 статьи 41.8)

Единственная заявка после рассмотрения первых частей

Вторая часть рассматривается в течение 3 рабочих дней, может быть принято решение о несоответствии участника (пункт 3 части 2 статьи 71)

Часть 11 статьи 41.9 предусматривает рассмотрение второй части заявки в течение 3 дней, может быть принято решение о несоответствии участника

Отсутствие поданных предложений в течение десяти минут

В соответствии с частью 3 статьи 71 аукцион считается несостоявшимся, контракт заключается с участником, первым подавшим заявку

Согласно части 21 статьи 41.10 аукцион признается несостоявшимся, рассмотрение заказчиком заявок не осуществляется

Отсутствие заявок вообще или отклонение всех поданных заявок

Пункт 4 статьи 71 предполагает проведение повторной закупки путем запроса предложений

Частью 21 статьи 41.8 и часть 7 статьи 41.9 установлена необходимость проведения повторного аукциона

Переходные положения, связанные со вступлением в силу Закона 44-ФЗ «О контрактной системе»

Вступление в силу Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» предполагает ряд новшеств в системе осуществления государственных закупок, причем для реализации многих из них требуется определенное время. Поэтому в Заключительных положениях закона прописаны нормы, предусматривающие условия действия ранее заключенных договоров, порядок публикации информации о закупках, права и обязанности субъектов «закупочного» процесса в период становления новой системы.

В первую очередь стоит отметить, что все контракты и договора, заключенные в порядке, предусмотренном Законом 94-ФЗ «О госзакупках» до 1 января 2014 года, продолжают действовать на тех же условиях. Вместе с тем по ранее действующим правилам осуществляется размещение в единой информационной системе (до ввода в эксплуатацию - на официальном сайте в интернете) планов-графиков размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в 2014 и 2015 годах. Однако размещение планов-графиков должно осуществляться с учетом правил, которые могут установить федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, на период 2014-2015 годов установлен ряд ограничений, связанных с применением планов-графиков. Так, их не следует принимать во внимание при расчете совокупного годового объема закупок, осуществляемых в соответствии с ч. 1 ст. 30, ч. 1 и ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 72, пп. 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе». Если осуществляется закупка товаров, работ и услуг согласно нормам ч. 1 ст. 36, ч. 2, 4-6 ст. 55, ч. 4 ст. 71, ч. 4 ст. 79, ч. 19 ст. 83 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» в течение 2014-2015 годов, то в планы-графики не следует вносить изменения. При формировании отчета, предусмотренного п. 1 ч. 9 ст. 94 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» нет необходимости отражать информацию об исполнении контракта относительно его соответствия плану-графику.

Также в 2014-2015 годах установлены несколько иные правила для обжалования действий (бездействия) заказчика. В частности жалоба может быть подана лишь с момента начала процедуры определения контрагента, а не в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, как предусматривает редакция части 3 статьи 105 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе».

Кроме того, в период 2014-2015 годов является обязательным проведение общественного обсуждения закупок, цена контракта по которым превышает 1 миллиард рублей. Порядок такого общественного обсуждения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 578 от 10.10.2013г. Отдельные случаи проведения обязательного общественного обсуждения государственных закупок могут устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных органов. На основании результатов обязательного общественного обсуждения заказчик может не только вносить изменения в документацию о закупке, но и вовсе ее отменить.

Что касается функционирования и эксплуатации единой информационной системы, то конкретные порядок и сроки ее введения в действие должны быть установлены Правительством РФ. До официального внедрения единой информационной системы в систему государственных закупок необходимая информация размещается на официальном интернет-сайте для размещения заказов по правилам, установленным до вступления в силу Закона 44-ФЗ «О контрактной системе».

До утверждения соответствующими государственными органами типовых контрактов в той или иной сфере деятельности и типовых условий их заключения, как того требует часть 11 статьи 34 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе», заказчики должны самостоятельно разрабатывать проекты данных документов.

В части проведения электронных аукционов Заключительные положения предусматривают, что до начала работы операторов электронных площадок, которые еще должны пройти соответствующий отбор согласно части 4 статьи 59 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе», электронные закупки допустимо осуществлять через электронные площадки, прошедшие отбор по ранее действующим требованиям. Вместе с тем Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» предоставлено право интегрирования своей системы закупок в единую информацию систему после начала ее функционирования.

В срок до 1 января 2017 года определение идентификационного кода проводимой закупки осуществляется, исходя из кодов общероссийских классификаторов и кода бюджетной классификации. Также с момента вступления Закона в силу и до 1 января 2017 года предусмотрена возможность формирования и ведения Минэкономразвития РФ в рамках единой информационной системы каталога товаров, работ и услуг.

Кроме того, в срок до 31 декабря 2016 года заказчикам предоставлено право проведения закупки путем запроса котировок при любой начальной цене, если предметом данной закупки являются работы, связанные со строительством (капитальным ремонтом, реконструкцией) олимпийских объектов. Данное правило распространяется также на возведение жилых домов, предоставляемых гражданам вместо земельных участков, которые использовались под размещение олимпийских объектов.

На протяжении 2014 и 2015 годов будет открыт бесплатный доступ к сведениям, содержащимся в реестре недобросовестных поставщиков, расположенном на официальном сайте для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В течение данного периода заказчикам предоставлено право включения в условия конкурсной документации требования об отсутствии информации об участниках (их учредителях) в реестре недобросовестных поставщиков, сведения которого сформированы на момент вступления в силу 44-ФЗ «О контрактной системе».

Заключительными положениями определяется, что в срок до 1 января 2014 работнику контрактной службы либо контрактному управляющему необходимо иметь либо профессиональное образование, либо дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов, тогда как ч. 6 ст. 38 предполагает уже наличие высшего образования.

Также на срок до 1 января 2016 года предусмотрено право правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований обязывать подчиненные им структуры осуществлять планирование закупок для обеспечения федеральных, муниципальных и нужд субъектов РФ соответственно. При этом созданные региональные и муниципальные информационные «закупочные» системы до начала функционирования единой информационной системы осуществляют обмен информацией с официальным «закупочным» сайтом в интернете.

Источник RTS-TENDERS.RU

Закон о контрактной системе 44-ФЗ РФ от 5 апреля 2013 года до сих пор вызывает массу вопросов, связанных с правильностью его применения на практике. Ранее действовавший закон о госзакупках 94-ФЗ от 21 июля 2005 года существенно отличался от теперешнего. Чтобы понять, в каких случаях необходимо обязательно следовать требованиям ныне действующего документа, рассмотрим основные отличия этих двух законодательных актов.

Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок

Новый Федеральный закон 44-ФЗ был принят с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств. В законе 94-ФЗ не были предусмотрены нормы, касающиеся формирования и наблюдением за ходом исполнения заказа. В документе были установлены требования только к проведению процедуры торгов. Если рассматривать введение изменений законодательства о госзакупках, можно выделить следующие новшества, которые вступили в силу с принятием Закона 44-ФЗ РФ:
  • Появился неограниченный доступ к информации о проведении закупок и всеми связанными с этим процессом этапами;
  • Стала обязательно публикация материалов обо всех основных этапах проведения торгов;
  • Создается государственный общественный комитет по контролю за государственными закупками;
  • Прописана ответственность заказчиков за исполнением требований законодательства в сфере закупок;
  • Определение исполнителей закупки зависит от ее предмета;
  • Предусматривается планирование на долгосрочную перспективу;
  • Установлено предельное значение понижение цены контракта (25%), после которого заказчик обязан предоставить обоснование по расчету цены;
  • В документации или плане закупки могут быть включены пункты о процедуре изменения или расторжения контракта;
  • Предусмотрен аудит исполнения контрактов.

Сфера применения Федерального закона 44-ФЗ РФ

Федеральный закон 44-ФЗ имеет значительно большую сферу влияния. Хотя, нельзя не признать, что он усложнил процесс проведения государственных закупок. В нем предусмотрены разделы, регулирующие:
  • Планирование закупок;
  • Осуществление закупок;
  • Мониторинг и аудит закупок;
  • Контроль в сфере закупок;
  • Разрешение спорных ситуаций;
  • Осуществление отдельных видов закупок.
По сравнению с 94-ФЗ, новый нормативный акт распространяет свое действие не только на муниципальные и государственные предприятия, но и обычные юридические лица, и автономные учреждения. В то же время действие закона не распространяется на:
  • Международные закупки;
  • Закупки, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • Закупки драгоценных металлов и камней по пополнению Государственного фонда драгоценных металлов;
  • Назначение адвокатов в уголовном судопроизводстве и его привлечению по оказанию бесплатной юридической помощи;
  • Закупки избирательными комиссиями.

Основные отличия положений Законов 44-ФЗ и 94-ФЗ

Кроме вышеописанной сферы применения, законодательные акты имеют огромное количество различий. Как говорилось выше, 44-ФЗ имеет большее количество разделов, регулирующих процесс проведения госзакупок. Если сравнивать общие положения, то по сравнению с 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает:
  • Обязанность бюджетных учреждений соблюдать требования данного нормативного акта во всех случаях, кроме тех, когда закупки производятся:
  • За счет грантов, полученных безвозмездно
  • Если бюджетная организация является исполнителем по контракту на приобретение товаров (работ или услуг)
  • За счет полученных средств от предпринимательской деятельности
  • Установлены принципы контрактной системы, чего не было в законе 94-ФЗ
  • Законом 44-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком. Ранее достаточно было разместить на официальном сайте торгов план-график закупок на год
  • Необходимо обоснование объекта закупки, установления его стоимости и способа выбора исполнителя. Закон 94-ФЗ требовал только обоснования цены контракта
  • Законом 94-ФЗ не были установлены требования о нормировании в сфере закупок. На данный момент установлено, что приобретаемые товары должны обеспечивать действительные нужды. А также разрабатываются нормы федеральных, муниципальных нужд и нужд субъектов РФ
  • Законом 44-ФЗ предусматривается создание контрактной службы, если годовой объем закупок превышает 100 млн. руб. При меньшем доходе необходимо назначать контрактного управляющего, ответственного за проведение закупок
  • Различаются условия по созданию комиссии и ее составу. Часть положений из закона 94-ФЗ перешло в новый законодательный акт
  • В ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлены новые обязательные требования к участникам закупок
  • Законом 44-ФЗ введена обязанность предоставлять преимущество учреждениям УИС и организациям инвалидов
  • Заявки в размере не менее 15% годового объема закупок от субъектов малого предпринимательства обязаны принимать по 44-ФЗ. Условия и исключения прописаны в ст. 30
  • Ст. 31 44-ФЗ установлены новые критерии оценки заявок
  • Ранее установление денежного обеспечения заявок было правом, а не обязанностью заказчик. В ст. 44 Закона 44-ФЗ установлены условия обеспечения
  • По Закону 44-ФЗ может быть осуществлено банковское сопровождение контрактов. Ранее этой нормы не было
  • Изменены сроки отказа от проведения торгов. Согласно Закону 44-ФЗ, это возможно за 5 дней до окончания приема заявок на участие в конкурсе, либо за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок для участия в котировках
  • Установлены методы установления начальной и максимальной цен контракта. Одновременно можно применять один или несколько методов
  • Законом 44-ФЗ установлено требование об описании объекта закупки
Что касается проведения самих торгов, то закон 44-ФЗ:
  • Расширил перечень способов проведения закупок
  • Появились положения о проведении централизованных закупок
  • Изменились сроки оценки и рассмотрении заявок, заключения контракта
  • Изменены условия проведения электронных аукционов и требования об их извещении
  • Новые условия размещения заявок для единственного поставщика.
Обеспечение по исполнению контракта по закону 44-ФЗ обязательно во всех случаях без исключения, как это было предусмотрено и в законе 94-ФЗ. Для справки - где узнать подробнее про особенности 44-ФЗ и 223-ФЗ:
  • В специальном материале

Заключенный государственный контракт должен быть тщательно исполнен. В противном случае победитель той или иной закупочной процедуры может быть признан недобросовестным исполнителем и внесен в Реестр недобросовестных поставщиков.

Для того чтобы избежать такого итога участия в государственных или муниципальных торгах, следует знать, что подразумевается под исполнением контракта, и какие есть особенности у этой процедуры.

Нормативная основа

Основное регулирование процедуры исполнения или контракта происходит с помощью статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Данная статья является ключевой в отношении регулирования всех вопросов, касающихся того, каким образом должно осуществляться исполнение того или иного контракта, а также того, на что именно следует обращать внимание всем участникам закупочной процедуры.

Так как при осуществлении государственных или муниципальных процедур следует принимать поставляемый товар, выполняемые работы или оказываемые услуги, статья 94 Федерального закона № 44-ФЗ осуществляет регулирование того, каким именно образом происходит приемка такого товара, а также в каких случаях является обязательным использование внутренних или внешних экспертиз, которые смогут определить качество осуществленного исполнения того или иного контракта.

Для тех случаев, когда речь идет о нежелании заказчика принимать результат исполнения контракта, указанная статья предусматривает возможности воздействия на такого заказчика со стороны непосредственно исполнителя либо со стороны уполномоченных контролирующих государственных органов.

Внесенные изменения

Статья 94 постоянно подвергается изменениям в силу того, что вопрос приемки результатов исполнения контракта постоянно поднимается и не теряет своей актуальности из-за большого числа лиц, которые являются исполнителями. С момента вступления в силу данная статья закона изменялась порядка десяти раз.

Каждое вносимое изменение либо расширяет существующие полномочия заказчика, в первую очередь, относительно проведения различного рода экспертиз, в том числе которые возможны только с использованием услуг сторонних организаций, либо накладывает определенные ограничения на полномочия заказчика в части приемки результатов выполнения контракта, так как в некоторых случаях проведение экспертиз может наложить определенные ограничения на возможности исполнителя в части реализации своих обязательств по заключенному контракту.

Так, например, был расширен перечень тех случаев, когда нельзя проводить экспертизу при осуществлении закупки у единственного поставщика.

Основные мысли

Статья 94 Федерального закона «О контрактной системе» является руководством для государственных и муниципальных заказчиков по проведению приемки результатов исполнения обязательств победителями закупочных процедур, с которыми были подписаны государственные или муниципальные контракты. На основании положений данной статьи происходит приемка полученных результатов, а также формируются итоговые документы, которые отражают всю подробную информацию о том, насколько полно и своевременно исполнитель по государственному контракту выполнил взятые на себя обязательства.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме