Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие виды помощи существуют. Виды государственной социальной помощи в российской федерации

Основой политики государства является поддержание благосостояния его граждан. На начало 2018 года запланировано увеличение помощи людям, доход которых в силу жизненных ситуаций не позволяет обеспечить себя всем необходимым. Уже с января будут увеличены выплаты и расширен перечень лиц, которым полагаются дотации. Принцип выделения денег станет более адресным, чтобы довольствие и ряд социальных услуг получили те, кто в них особенно нуждается.

Что такое социальная помощь

Люди, которые по каким-либо обстоятельствам оказались в затруднительном положении, могут рассчитывать на помощь со стороны государства. Это могут быть денежные выплаты либо же поддержка в натуральном виде. Начисляется она по линии федерального или региональных бюджетов, а для ее получения человек обязан документально подтвердить, что он является нуждающимся. В зависимости от категорий граждан соцпомощь выплачивается на постоянной основе или может носить временный и даже разовый характер.

Денежные выплаты

Одной из форм государственной поддержки малообеспеченных людей является предоставление помощи в виде денежных средств, которые выдаются наличными либо путем перечисления на банковский счет. Яркими примерами являются субсидии, материальная помощь, компенсации. Государством четко оговорена величина денежного довольствия в зависимости от категорий граждан.

Натуральная форма

Поддержка на региональном уровне может оказываться в натуральном виде, поскольку финансовые средства бюджетов не всегда могут удовлетворить потребности всех нуждающихся. Предоставляется она согласно карточкам учета, ведомостям и спискам, которые составляются органами социальной защиты населения. Гражданам передаются продукты питания, топливо, медицинские препараты, обувь и одежда.

Нормативно-правовое регулирование

Государственная социальная помощь в России регулируется рядом нормативно-правовых актов. Главным документом является Конституция РФ, согласно которой государство обязуется поддерживать своих граждан с целью их достойного существования. Что касается отдельных групп населения, то здесь необходимо руководствоваться федеральными законами:

  • об основах соцобслуживания населения;
  • о социальной защите инвалидов;
  • о соцобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • о социальной поддержке детей-сирот.

Дополнительное внимание необходимо уделить закону, касающемуся установления величины прожиточного минимума. Согласно этому критерию можно определить, является ли человек нуждающимся. Список нельзя назвать исчерпывающим, поскольку и на федеральном, и на региональном уровне принято множество нормативных актов, которые устанавливают меры государственной поддержки всех групп населения.

Каким категориям граждан положена

Согласно законодательству государственная социальная помощь в 2018 году определена:

  • малоимущим гражданам;
  • лицам, столкнувшимся с тяжелым материальным положением.

К ним относятся:

  • одинокие пенсионеры, которые вышли на заслуженный отдых и не имеют возможности получения дополнительного заработка;
  • многодетные семьи, где воспитываются дети до 18 лет (при условии, что ребенок обучается на дневном отделении, планка установлена на отметке в 23 года);
  • инвалиды;
  • граждане, осуществляющие уход за инвалидом 1 группы;
  • дети, которые воспитываются в неполных семьях;
  • дети-инвалиды;
  • дети до 18 лет, оставшиеся без родителей;
  • дети-сироты;
  • дети, у которых один или оба родителя являются пенсионерами или инвалидами;
  • родители, которые являются студентами дневных отделений учебных заведений;
  • лица, награжденные званиями, наградами, знаками отличия;
  • беременные и женщины, находящиеся в декретном отпуске;
  • лица, ухаживающие за ребенком-инвалидом вне зависимости от присвоенной ему группы;
  • беженцы;
  • переселенцы;
  • трудоспособные граждане, попавшие под сокращение.

Виды социальной помощи в 2018 году

Основным критерием для назначения поддержки от государства в 2018 году является величина совокупного дохода. Если она ниже установленной по региону величины, тогда человек или семья считаются нуждающимися. Государственная социальная помощь населению назначается как:

Социальные пособия

Денежные средства перечисляются человеку на безвозмездной основе. Они могут быть израсходованы по усмотрению гражданина, поэтому отчитываться перед государственными структурами за них нет необходимости. Величина поступлений определяется законодательно для каждой категории нуждающихся. Региональные власти дополнительно к федеральным выплатам вправе назначить доплату согласно местным нормативно-правовым актам.

Субсидии

Выплата субсидии имеет преимущественно целевое назначение. Использование средств возможно только на нужды, которые определены законодательно. Средства выдаются гражданам на безвозмездной основе. Процесс использования финансов контролируется соответствующим органом. Деньги выделяются в порядке очередности и перечисляются на банковский счет.

Компенсационные выплаты

Можно определить компенсацию обратным характером предоставления. Это означает, что гражданин сначала израсходовал деньги на определенные цели, а потом обратился к госорганам за возмещением потраченных средств. Каждый случай возможности компенсировать затраты оговаривается законодательством, а для получения денег необходимо предоставить документальное подтверждение их использования.

Гуманитарная помощь

Оказание поддержки малоимущим в натуральном виде предоставляется непосредственно местными органами власти через службы и органы соцзащиты. Нуждающимся предлагают получить одежду, обувь, средства личной гигиены, продукты питания. Для формирования фонда привлекаются простые граждане, состоятельные люди, организации, способные предоставить предметы первой необходимости и провизию.

Как получить государственную социальную помощь в 2018 году

Отличительной особенностью получения поддержки со стороны государства является адресный характер предоставления средств в денежном или натуральном виде. Поскольку претендовать на нее могут лишь малообеспеченные люди и граждане, столкнувшиеся с финансовыми трудностями по не зависящим от них причинам, надо не только подготовить необходимые документы, но и знать порядок предоставления поддержки.

Где оформить

В зависимости от условий, которые являются причиной для назначения господдержки в 2018, обращаться можно в многофункциональные центры по месту жительства гражданина. Специалисты МФЦ подскажут, какие документы необходимы для назначения дотаций и рассчитают предполагаемую сумму выплаты. Кроме этого, можно напрямую подавать документы в орган, непосредственно занимающийся оформлением дотации:

  • работникам бюджетных организаций и инвалидам следует обращаться к представителям отдела социальной защиты населения;
  • при рождении ребенка документы подаются по месту работы, в отдел соцзащиты либо же ПФР;
  • пенсионеры, участники боевых действий, труженики тыла и прочие граждане, относящиеся к перечисленным категориям, обращаются в отделения Пенсионного фонда.

Какие документы нужны

В зависимости от вида поддержки пакет необходимых документов может значительно отличаться. Региональные власти могут затребовать дополнительные бумаги, исходя из нормативно-правовых актов, действующих на местах. Для получения государственной социальной помощи в 2018 году, помимо паспорта и заявления, могут попросить принести:

  • СНИЛС;
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о смерти;
  • свидетельство о браке или его расторжении;
  • справку о составе семьи;
  • документы о получаемом доходе;
  • справку, подтверждающую совместное проживание родителей и их детей;
  • документы, подтверждающие попечительство/опекунство;
  • удостоверение инвалида;
  • пенсионное удостоверение;
  • удостоверение многодетной семьи;
  • справку о состоянии здоровья (потери трудоспособности).

Порядок и сроки предоставления

Для назначения государственной соцпомощи в 2018 необходимо обратиться в орган, отвечающий за назначение довольствия, или же МФЦ с заявлением и необходимым пакетом документов. Для рассмотрения прошения законодательством отводится 10 дней – по истечении этого периода человек должен получить положительный ответ либо отказ. Иногда выносится предварительный ответ, если органу необходимо более детально изучить просьбу и проверить предоставленные документы. Тогда процедура рассмотрения увеличивается до 30 дней.

В каких случаях могут отказать или отменить социальные выплаты

Законодательством установлено, что человек, у которого изменилось финансовое положение (произошло увеличение дохода), обязан сообщить об этом профильному органу не позднее, чем через 14 дней. С этого момента он перестает числиться нуждающимся и все положенные льготы для него (членов его семьи) отменяются. Работники соцзащиты могут отказать гражданину по вопросу назначения довольствия в случае, если он:

  • указал недостоверные или неполные данные о составе семьи;
  • скрыл свой реальный доход или наличие имущества.

Социальная помощь детям

Поддержка и защита детей осуществляется по разным направлениям. Во-первых, это касается среды обитания ребенка и семейных отношений, а во-вторых, возможности получения образования. Так, ребенку предоставляется на безвозмездной основе возможность получения начального, базового и среднего образования, а на конкурсной – среднего профессионального и высшего.

Дети имеют возможность получить бесплатное медицинское обслуживание и питание. Помощь осуществляется путем выделения денежной и натуральной поддержки семей. Дополнительно государство заботится о несовершеннолетних, попавших в трудное положение и находящихся в социально опасном окружении, путем реабилитации, социальной адаптации и выделения материальной помощи.

Помощь малоимущим семьям в 2018 году

Для решения демографических проблем государство всячески стимулирует граждан создавать семьи, предоставляя льготные кредиты для решения жилищных проблем, назначая помощь при рождении ребенка, декретные выплаты. Семьи, у которых доход не дотягивает до установленного законодательно минимума, вправе дополнительно рассчитывать на поддержку. Государственная социальная помощь малоимущим в 2018 году определена по нескольким направлениям:

  • предоставление налоговых льгот;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • разработка специальных кредитных программ с банковскими учреждениями для предоставления займов на льготных условиях;
  • натуральная помощь (бесплатные лекарства, топливо и продукты питания);
  • юридическая, психологическая и прочие виды услуг на бесплатной (льготной) основе.

Виды и размер государственной социальной помощи многодетным семьям

Находятся на особом счету у государства многодетные семьи. Так, на федеральном уровне предусмотрено:

Материнский капитал

С 2007 года в РФ введена новая форма поддержки семей – материнский капитал. Это выплата, предусмотренная при рождении второго и последующих детей, при условии, что родители до этого не воспользовались правом на дополнительные меры поддержки со стороны государства. Сумма ежегодно индексируется, но на период с 2017 по 2018 год она установлена на уровне 453026 рублей. Истратить полученные средства можно по-разному:

  • для улучшения жилищных условий;
  • в качестве пенсионных накоплений родителя;
  • получение ребенком образования;
  • покупка товаров или услуг, необходимых для адаптации ребенка-инвалида в обществе.

Пособие по безработице

Людям, которые лишились рабочего места при определенных обстоятельствах, государство выплачивает ежемесячное денежное довольствие. Пособие назначается с первого месяца постановки человека на учет в центре занятости. Минимальная сумма, которая полагается гражданину – 850 рублей, максимум, на который он может рассчитывать – 4900 рублей. Его величина рассчитывается в каждом случае отдельно и зависит от предыдущего заработка человека:

  • 1-3 месяц – 75%;
  • 4-7 – 60%;
  • 8-12 – 45%;
  • далее – 1 МРОТ, к которому применен районный коэффициент.

Социальная помощь инвалидам

Люди, которые потеряли трудоспособность частично или полностью, находятся под особой защитой государства. Им выплачиваются пенсии и пособия, предоставляется материальная поддержка и определенные льготы. Реализация этих программ происходит на федеральном и региональном уровнях, а величина выплат напрямую зависит от степени нарушения здоровья и присвоенной группы инвалидности.

Пенсионное обеспечение

Государством предусмотрено несколько видов пенсий для людей с ограниченными возможностями:

  • Трудовая. Положена лицам, которые имеют любой стаж работы, но признаны инвалидами вследствие получения производственной травмы или профзаболевания.
  • Государственная. Выплачивается гражданам, имеющим удостоверение ветерана ВОВ, военнослужащим, жителям блокадного Ленинграда, космонавтам, людям, пострадавшим вследствие катастроф радиационного или техногенного характера.
  • Социальная. Назначается инвалидам 1, 2, 3 групп, инвалидам с детства и детям-инвалидам.

Льготы и бесплатные услуги для инвалидов

Государственная социальная помощь в 2018 году заключается в предоставлении льгот на покупку лекарственных средств, медицинских препаратов, лечение в санаториях и прочее. Дополнительно люди с ограниченными возможностями могут бесплатно воспользоваться рядом услуг, если они являются одинокими гражданами или средний доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума:

Государственная поддержка пожилых людей

Граждане пожилого возраста, вышедшие на заслуженный отдых, получают от государства пенсионное обеспечение. Оно выплачивается всем, кто достиг определенного законодательством возраста и зависит от стажа работы. С января 2018 года производится индексация трудовых пенсий на 3,7%. Пожилым людям, которые продолжают трудиться, повышение довольствия не предусмотрено.

Человек, который не смог наработать необходимое количество лет, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке, получает социальную пенсию. Перерасчет их будет произведен с апреля на 4,1%. При условии, если пенсия не дотягивает до прожиточного минимума, государство делает доплату, причем региональными властями устанавливается свой уровень БПМ.

Помощь на дому

Граждане, достигшие пенсионного возраста, и инвалиды имеют право на получение помощи на дому. Для ее оформления нужно обратиться в районный комплексный центр или отделение социального обслуживания по своему региону и написать заявление, к которому приложить необходимые документы. Назначается она одиноким лицам, если они не в состоянии передвигаться самостоятельно и не способны обеспечить собственные нужды полностью.

Льготное медицинское обслуживание

Ежегодно пересматривается список преференций и льгот, предоставляемых пенсионерам. Государственная социальная поддержка пожилых людей в сфере медицинского обслуживания – это:

  • оказание помощи в поликлиниках по месту жительства и отделениях дневного пребывания вне очереди;
  • скидки в аптечной сети на приобретение медикаментов;
  • протезирование и лечение зубов;
  • приобретение средств технической реабилитации.

Санаторно-курортное лечение

Один раз в год пенсионеры могут бесплатно оздоровиться в любом санатории на территории России. Дополнительно государство возместит расходы за проезд к месту отдыха и обратно. Для получения бесплатной путевки необходимо написать заявление и обязательно приложить к нему заключение лечащего врача, как основание для прохождения санаторно-курортного лечения. Если в данный момент нет нужной путевки, пенсионера ставят на очередь и извещают о свободном месте не позднее, чем за две недели до начала заезда.

Пособия для матерей-одиночек

Согласно законодательству, государственная социальная помощь в 2018 году одиноким матерям ничем не отличается от выплат, предусмотренных полным семьям, если только уровень дохода у такой женщины не меньше прожиточного уровня. Тогда ей полагаются дополнительные выплаты, величина которых зависит от количества несовершеннолетних в семье и среднедушевого дохода. Для получения доплат необходимо обращаться в МФЦ. Во многих регионах для мам, воспитывающих ребенка самостоятельно, существуют дополнительные довольствия.

Государственная социальная помощь студентам в 2018 году

Каждый гражданин РФ имеет право на получение бесплатного высшего либо среднего технического образования на конкурсной основе. Студенты, которые обучаются на дневных отделениях бюджетных отделений, имеют право на получение стипендий. Ряд лиц имеет право на получение социальной стипендии по линии государства:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • инвалиды;
  • жертвы радиационных катастроф;
  • лица, воспитывающиеся в необеспеченных семьях;
  • военнослужащие, отслужившие по контракту более трех лет.

Государством установлен ежемесячный минимум, который обязаны платить учебные заведения таким лицам:

  • учащимся – 730 рублей;
  • студентам 2010 рублей.

Видео

До принятия Федерального закона “ О государственной социальной помощи”, одним из первых нормативных актов регулирующих оказание населению социальной поддержки, стало Положение о республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения, утверждённое Постановлением Правительства от 19 февраля 1992 года №121.

В соответствии с этим положением средства республиканского и территориальных фондов должны расходоваться по следующим направлениям:

  • - предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды обуви) бесплатно или по льготным ценам;
  • - оказание социальных услуг, в том числе на дому;
  • - организация бесплатного питания;
  • - предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий (в соответствии с медицинскими показаниями, на оплату коммунально-бытовых услуг;
  • - оказание материальной помощи в виде дополнительных выплат;
  • - обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
  • - развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
  • - создание собственных предприятий с целью организации рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью производства предметов первой необходимости, других изделий для оказания натуральной помощи, пополнения финансовых ресурсов фондов;
  • - содействие в предоставлении кредитов на строительство жилья на льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;
  • - другие мероприятия, направленные на социальную защиту

населения. Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная на льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;

  • - обеспечение текущей деятельности фондов;
  • - другие мероприятия направленные на социальную защиту населения.

Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная вышеуказанным положением предусматривала различные виды её оказания.

В настоящее время виды государственной помощи значительно сужены. Так, например, нет таких видов оказания социальной помощи как оказание социальных услуг, в том числе на дому, организация бесплатного питания и др., но, тем не менее, такие мероприятия ещё проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся населению. Однако это не означает, что в настоящее время государственная социальная помощь будет оказываться в значительно меньших размерах, так как Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

  • - денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
  • - натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.

Под социальным пособием понимается - безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:

Безвозмездность выплаты пособий;

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

Выплачивается в фиксированных законом размерах;

В Федеральном законе “ О государственной социальной помощи” не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи. Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

Являются материальной поддержкой граждан;

Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств. одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является

значительной материальной поддержкой.

Выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета;

Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий. В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

Компенсация - возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством.

Компенсация в отличии от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме. Очень часто получается так, что денег в бюджете не хватает, но местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п.

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.

Данный факт имеет важное значение, так как в настоящее время с каждым годом дефицит бюджета увеличивается, и как следствие этого малоимущие граждане даже при наличии Закона о государственной помощи могут остаться без неё в результате того, что государственные органы будут ссылаться на нехватку денежных средств в бюджете.

Видят политические деятели и решение вопроса улучшения положения малообеспеченных групп населения, в привлечении дополнительных средств. Одним из таких путей, может смело считаться предоставляемая нашей стране гуманитарная помощь.

Гуманитарная помощь, как известно, оказывается тогда, когда необходимо поддерживать (по разным причинам) социально незащищённые слои населения. Как правило, это бывает во время стихийных бедствий, войн, катастроф, а также на сложных этапах социального и экономического развития. Сейчас такой период наступил и для России (повторно).

Получением и распределением гуманитарной помощи занимается созданная в соответствии с постановлением Правительства РФ, принятым 29 сентября 1997 года. Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве России. Она же имеет право относить к гуманитарной помощи грузы, поступающие из-за рубежа на безвозмездной основе. Это, как правило, продовольствие, товары народного потребления первой необходимости (одежда, обувь, медикаменты, медицинское оборудование).

Начиная с октября 1997 года и до сентября 1998 года для решения острейших проблем здравоохранения, образования, поддержки инвалидов и других социально незащищённых слоев населения Комиссия содействовала направлению более 30 миллионов долларов в 64 региона страны. Основными донорами, поставщиками гуманитарной помощи, были США и Германия (60%). Получали помощь в основном учреждения социальной сферы. В первую очередь должны защищаться интересы малообеспеченных людей в Российских регионах.

Что касается гуманитарной помощи в форме лекарств, то часть их будет отпускаться бесплатно, часть - продаваться. Проблема в том, что иностранцы хотят лечить по своим стандартам, но это может привести к нежелательным последствиям - привыканию к данному лекарству.

Зерно, отданное нам безвозмездно, будет продаваться, а вырученные деньги поступят в Пенсионный фонд, а также будут расходоваться на другие нужды. Появиться, таким образом, возможность ликвидировать огромный долг Пенсионного фонда перед пенсионерами. Мясо в основном должно направляться в северные регионы.

Существуют разработанные стандарты потребностей в продуктах различных слоев населения. Приоритет при оказании помощи должен отдаваться нуждающимся многодетным семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам. Органы соцзащиты на местах располагают сведениями о среднедушевых доходах, поэтому могут сами решать, кому помощь нужна в первую очередь. Но может быть принята и заявительная форма. Однако ясно: нельзя просто механически раздавать продукты, одежду. Нужно знать и каков конечный результат гуманитарной акции. Прежде всего, необходимо руководствоваться прожиточным минимумом, помогать тем, кто имеет доход ниже этого минимума. Следует иметь в виду и то, что в списках нуждающихся могут не значиться те, кто только сейчас, стали таковыми. В 1998 году в 70 регионов России поступило 26 тыс. тонн гуманитарных грузов на сумму около 30 миллионов ЭКЮ. Гуманитарную помощь прислали более 30 стран. Не все из них можно отнести к числу ведущих государств мира. В списках стран-доноров, фигурируют и Азербайджан, Египет и даже Литва. Основными получателями гуманитарной помощи среди российских организаций-реципиентов являются учреждения социальной сферы около 60%. Ведь оказание помощи именно этим учреждениям является приоритетным в деятельности Комиссии. Среди грузов, полученных Россией, преобладали одежда и обувь (22,7% от общего количества), медицинская аппаратура (16,1%) и продовольствие (11,5%).

Как уже было сказано выше, ориентация всех социальных выплат должна производиться с учетом закона о прожиточном минимуме. Так правовая основа для организации всей государственной системы социальной помощи заложена Федеральным законом от 24. 10. 97 г. №143 ФЗ “ О прожиточном минимуме в РФ”.

По состоянию на 1 марта 1999 года, прожиточный минимум в среднем по России составил 880 рублей. Эта цифра постоянно меняется, но к сожалению не в сторону уменьшения.

Нельзя в тоже время постоянно надеяться на помощь из-за рубежа, необходимо искать средства для решения острейших проблем, прежде всего внутри самой страны.

(англ. state social assistance) - в РФ предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров (ст. 1 ФЗ «О государственной социальной помощи»**). Г.с.п. может быть оказана в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий, компенсаций и др.) и в виде натуральной помощи (предоставления топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и др.).

Правовые и организационные оказания Г.с.п. малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены ФЗ «О государственной социальной помощи». При этом отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством РФ, не являются предметом регулирования указанного федерального закона. Законодательство о Г.с.п., помимо указанного федерального закона, включает также ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»**, ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»**, др. федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Г.с.п. оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ; адресного и рационального использования бюджетных средств. Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи утвержден постановлением Правительства РФ от 22.02.2000 г. № 152.

Источниками оказания Г.с.п. являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и средства местных бюджетов. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов на оказание Г.с.п. такие средства выделяются субъектам РФ и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы РФ или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством РФ. Г.с.п. может оказываться единовременно или на период не менее 3-х месяцев.

Получателями Г.с.п. могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. Если в субъекте РФ не установлены указанные величины, то используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством РФ.

Г.с.п. назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина на основании письменного заявления гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, письменного заявления опекуна, попечителя, др. законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены дополнительной проверкой (комиссионным обследованием), проводимой органом социальной защиты самостоятельно. Организации несут за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Уведомление о назначении Г.с.п. или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный должен дать в указанный срок предварительный с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении Г.с.п. Такой отказ заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в .

Основания для прекращения оказания Г.с.п. и ее размер определяются по правилам ст. 10 и 11 ФЗ «О государственной социальной помощи».


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Государственная социальная помощь" в других словарях:

    Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно… … Официальная терминология

    государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров; Источник: Рекомендации: Рекомендации по проектированию … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Государственная социальная помощь - (англ. state social assistance) в РФ предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий … Энциклопедия права

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе «О государственной социальной помощи», социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно… … Юридическая энциклопедия

    Социальная помощь Энциклопедия права

    См. Государственная социальная помощь … Большой юридический словарь

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ - государственная система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, имеющих детей. Социальное обеспечение включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.… … Профессиональное образование. Словарь

    ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНАЯ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ … Юридическая энциклопедия

    Социальная работа - Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия

Социальная помощь подразумевает какие-либо материальные выплаты и другую финансовую поддержку некоторым слоям населения. Также поддержка может проявляться и в натуральном виде (продукты, транспортные средства для инвалидов, средства личной гигиены и прочие).

Существует натуральная форма социальной поддержки, она подразумевает выделение гражданам не денег, а необходимых для жизни вещей (продуктов или одежды, лекарств). К выделению подобной помощи администрация вынуждена прибегнуть в случае нехватки денег в бюджете.

Соцпомощь может быть в виде гуманитарной формы. Эта форма подразумевает предоставление воды, продуктов, медицинских препаратов. Обусловлена такая помощь тяжелой ситуацией граждан на региональном уровне или на уровне страны. Она может поступать как из органов РФ, так и из других стран.

Виды государственной социальной помощи подразделяются на несколько категорий:

  • социальное пособие;
  • субсидии;
  • компенсации.

Социальное пособие

Социальные пособия – деньги, перечисляющиеся людям по обоснованным причинам из бюджета региона. Сумма, получаемая на этом основании, является безвозмездной. При этом люди, получившие пособия, имеют право распорядиться ими по своему усмотрению без какой-либо отчетности.

Поскольку в законодательстве не указана конкретная сумма пособия, а лишь максимальное ее значение, то размер выплаты может быть разным. Каждый регион устанавливает свои суммы выплат.

Субсидия

Субсидия отличается от пособия тем, что она выделяется на конкретное направление. По своему желанию люди уже не смогут потратить выделенные денежные средства, т.к. деньги поступают не гражданам, а на счет организации согласно договору.

Компенсация

Возврат денег за уже оплаченную услугу. Т.е. гражданин, оформивший компенсацию за коммунальные услуги, оплачивает их в полном размере, а в течение месяца какая-то сумма ему возвращается на указанный счет.

Выделение денег на этот вид соцпомощи конкретно определен в законодательстве, завышать или занижать определенную сумму в отдельно взятом регионе не могут, иначе это будет считаться нарушением закона.

Кому положена социальная помощь?

Многие полагают, что соцпомощь от Государства можно получить лишь очень узкому кругу лиц. С вопросом, кому положена соцпомощь, можно обратиться к закону РФ. Опираясь на него, можно сделать вывод, что соцподдержка предоставляется гражданам, семьям, находящимся в нелегкой жизненной ситуации.

На помощь от Государства могут рассчитывать:

  • участники Великой Отечественной Войны;
  • инвалиды войны;
  • ветераны боевых действий (конкретнее прописано в Федеральном законе «О ветеранах»);
  • определенные лица, имеющие прямое отношение к Великой Отечественной Войне, а также члены их семей;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды;
  • малоимущие граждане и семьи.

Виды государственной помощи больше всего развиты в плане соцзащиты детей, семьи, пожилых людей и инвалидов.

Социальная защита детей

Такая защита направлена на создание оптимальных условий для ребенка в среде обитания, в сфере его образования и семейных отношениях.

Современная жизнь позволяет ребенку чувствовать себя защищенным во многих отношениях, благодаря законодательству. Гарантии, которые предоставляет Государство всем детям:

  • бесплатная медицинская помощь (профилактика, обследования, лечение);
  • бесплатное образование в школе и школьных кружках;
  • бесплатное высшее образование на конкурсной основе;
  • трудоустройство с 15 лет (в трудовом кодексе перечислены часы, условия труда и оплата для несовершеннолетних);
  • в случае сложной жизненной ситуации, существует помощь в реабилитации и адаптации ребенка к нормальной жизни.

Полный список прав детей можно найти в Семейном Кодексе.

Государство заинтересовано в том, чтобы вырастить каждое поколение здоровым, образованным и подготовленным к жизни. Ведь новое поколение – продолжение страны.

Социальная защита семьи

Социальное государство делает акцент больше всего в направлениях:

  • выплаты за рождение ребенка (детей), его (их) содержание и воспитание;
  • льготы семьям, воспитывающих детей, касающиеся медицины, налогов и жилищных критериев;
  • обслуживание семей с детьми узкими специалистами при необходимости (возможна помощь психолога, консультация юриста и решение других вопросов);
  • помощь в натуральном виде (продукты, вода, медицинские препараты и т.д.).

Помощь инвалидам

После оформления всех документов человек-инвалид (вне зависимости от возраста) получает государственную пенсию.
Виды оказания государственной социальной помощи в виде пенсий:

  1. Трудовая по инвалидности. Выплачивается в том случае, если человек в своей жизни официально проработал какой-то срок (даже один рабочий день по трудовой книжке также будет учитываться), после чего получил инвалидность.
  2. Государственная по инвалидности. Эту пенсию получают инвалиды, имеющие отношение к ВОВ, космонавты, жертвы техногенных катастроф.
  3. Социальная по инвалидности. Инвалиды 1-3 групп и дети-инвалиды получают именно эту разновидность пенсии.

Российское законодательство помогает в бесплатной выдаче необходимых лекарственных средств, а также в предоставлении санитарно-курортного лечения. Но здесь есть свой нюанс: безработные инвалиды третьей группы оплачивают оговоренную часть стоимости медикаментов, назначенных врачом.

Одиноким инвалидам или инвалидам с минимальным доходом, могут предложить и такие услуги: уборка квартиры, поход за продуктами, помощь в юридических аспектах и многое другое. , предоставляется бесплатно или она оплачивается частично человеком, получающим услуги.

Помощь пожилым людям

Наиболее социально-уязвимыми в нашей стране являются пожилые люди, особенно одинокие, поэтому Государство не оставляет без внимания этот слой населения.

Господдержка для пожилого человека будет заключаться в уборке, готовке, походах в магазин или в аптеку, помощи в стационаре госучреждения, необходимой разовой помощи, при надобности в адаптации в обществе и во многих других вопросах.

Для удобства в некоторых регионах функционируют специальные центры, выявляющие подобную группу пожилых людей, оказывающие услуги оформления документов на получение социальной помощи и оказании поддержки пожилым людям.

Что требуется для получения социальной помощи?

Перед людьми, попавшими в сложную ситуацию, стоит вопрос, как получить социальную помощь. Чтобы получить поддержку такого характера в РФ, необходимо собрать документы, которые подтверждают состав семьи, документы о доходах семьи, приложить заявление на получение помощи от Государства.

В соцзащите принимают письменное заявление, указывают список необходимых документов, которые требуется донести (т.к. для каждой причины установлен свой комплект документов). Далее представитель соцзащиты имеет право проверить данные, т.е. провести дополнительную проверку бумаг, предоставленных для получения помощи. В случае если гражданин предоставил ложную информацию или скрыл от органов что-то важное, органы власти оставляют за собой право вынести отрицательное решение.

Господдержка может быть отклонена или же прекращена по другим причинам:

  • доход семьи (гражданина) стал соответствовать прожиточному минимуму или превысил его;
  • гражданин, получавший выплаты, получил наказание в виде лишения свободы;
  • гражданин начал получать полное государственное обеспечение;
  • смерть человека, получавшего социальную помощь.

Об изменениях, касающихся основанием выплат или их размера, гражданин обязан сообщить в ближайшие 14 дней со дня произошедших изменений. В таком случае при увеличении дохода, изменении состава семьи необходимо обратиться в соцзащиту.

Порядок и сроки предоставления социальной помощи

Для получения законодательством права на соцподдержку требуется обратиться в соцзащиту своего региона или МФЦ. Чаще всего эти госучреждения имеют готовый список необходимых документов, который при обращении гражданина выдается на руки. В этих органах необходимо составить письменное заявление на предоставление социальной помощи, в обязательном порядке указав основания для осуществления выплаты.

Соцзащита в течение 10 дней рассматривает заявление и составляет письменный ответ о решении. Оно может быть, как положительным, так и отрицательным, последнее обязано быть четко аргументированным в письме.

Если необходима дополнительная проверка данных, то ответ гражданину дается в не позднее 30 дней со дня обращения. Но предупреждение граждан о продлении срока входит в обязательное действие сотрудников.

В случае отказа в поддержке от Государства и несогласия обращающегося с решением органов соцзащиты, гражданин может обратиться в суд или в управление социальной защиты.

Размеры выплат

Размеры выплат в каждом регионе устанавливаются индивидуально, исходя из некоторых критериев субъекта.

Одним из важных показателей при определении суммы выплаты будет являться прожиточный минимум в регионе. Также немаловажно учитывать и основной бюджет, из которого выделяются средства.

Согласно закону, определенного размера той или иной материальной поддержки нет, но в некоторых случаях установлен минимум, пренебречь которым органы местного самоуправления не имеют права.

Единственное, что конкретно установлено в рамках закона, это единовременные выплаты (т.е. перечисление средств производится единожды), например, такие, как выплаты за рождение второго и последующего детей. Они не являются постоянными пунктами законодательства, это лишь социальные программы, имеющие срок действия и позволяющие помочь гражданам.

В России социальная помощь в любом виде оказывается определенным категориям лиц. Чаще всего социальная поддержка оказывается малоимущим семьям и гражданам (инвалидам и людям пожилого возраста).

Одним из главных оснований для предоставления выплат или услуг соцзащиты является справка о доходах, подтверждающая недостаточный уровень жизни. Соцпомощь предоставляется в денежном эквиваленте или в виде натуральной помощи.

Социальная помощь не является пожизненной в силу возможности изменения обстоятельств обратившихся граждан. Поддержка от Государства назначается на конкретный срок, по истечению которого есть возможность продлить ее, но при условии, что на это имеются все основания.

Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Процесс обновления законодательства о социальном обеспечении напрямую отражает происходящие в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование экономики с многообразием форм собственности; изменение взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации; зарождение основ негосударственного социального обеспечения.

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества. В России с 2000 года в качестве самостоятельного вида социального обеспечения выделяется «государственная социальная помощь». Ее предоставление регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи». Однако после внесения изменений в данный Закон Федеральным законом от 22 августа 2004 года «О монетизации льгот», законодатель соединил в понятии «государственная социальная помощь» фактически два разноплановых вида социального обеспечения, имеющих различную правовую природу.

В широком смысле под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а так же иным установленным законом категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Анализ данного определения, а так же всего закона «О государственной социальной помощи» позволяет выделить следующие виды государственной социальной помощи, обладающие особыми условиями назначения, порядком финансирования и целями предоставления:

1) государственная социальная помощь в связи с бедностью (малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам) – глава 3 Закона «О государственной социальной помощи»;

2) государственная социальная помощь в связи с монетизацией льгот отдельным категориям граждан (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, дети-инвалиды и т.д.) – глава 2 Закона «О государственной социальной помощи.

Результативность социальной политики государства можно оценить по показателям уровня жизни населения специалисты программы развития ООН разрабатывали обобщающий индикатор уровня жизни, исчисляемый как среднее из трёх величин: ВВП в расчете на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования населения. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Законом определены следующие понятия: 1 государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; 2 социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 3 субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг; 4 набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Органы государственной власти принимают законы и нормативные правовые акты, определяющие размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи и реализуют государственные программы оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Согласно ст. 3 Закона «О государственной социальной помощи» основными целями оказания данного вида помощи является:

· поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации;

· снижение уровня социального неравенства и сближение социального уровня различных слоев населения;

· создание необходимых условий для обеспечения общей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

· повышение доходов населения;

· адресного использования бюджетных средств;

· усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.

Для достижения всех этих целей и повышения уровня жизни, прежде всего, потребуется: восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения; стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности; проводить инвестирование и кредитование социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: медицинское обслуживание, получение образования; усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи.

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. Поэтому чаще всего в качестве обобщающего показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни – минимальный прожиточный минимум. Минимальный прожиточный минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности.

Бедные, или малоимущие, – это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума. Среди малоимущих, прежде всего, оказываются частично или полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Одной из характерных черт государственной социальной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России.

Адресность предполагает правильное определение материально нуждающихся граждан, что может достигаться различными способами. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Во-вторых, установлением адресности, основанной на определенных показателях, статистически связанных с нуждаемостью. В-третьих, созданием механизма самоадресования, т.е. нуждающееся лицо само обращается в органы социальной защиты населения.

2.2 Граждане, имеющие право на получение Государственной социальной помощи В соответствии с законом право на получение государственной социальной помощи имеют следующие категории граждан: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 7) члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; 8) инвалиды; 9) дети-инвалиды. 2.3 Порядок назначения государственной социальной помощи и возможность отказа от неё. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего гражданина. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания. В письме заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона и принадлежащем ему имуществе на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки, проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством. Порядок назначения государственной социальной помощи устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления. В случае представления заявителем неполных и недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи. Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и в суд. Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи 1. Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. 2. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась. 3. Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения) в суд. Социальное услуги, оказываемые гражданам В состав предоставляемого гражданам из числа категорий набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица. Перечень лекарственных средств, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью , отказ от получения социальной услуги, . Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года. Гражданин может подать заявление об отказе от получения социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или иным способом. В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются: 1) нотариусом или в порядке, установленном пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации; 2) органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. Типовая форма указанного соглашения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы, а также вследствие ядерных испытаний на и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. Материальная помощь так же относится к числу социальных услуг. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Социальной услугой является и социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется: 1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают; 2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; 3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

1.3 Виды и размер государственной социальной помощи

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться ее получателями, как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается – безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:

Во-первых: безвозмездность выплаты пособий.

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

Во-вторых: то, что они выплачивается в фиксированных законом размерах.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

В-третьих: они являются материальной поддержкой граждан;

Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой.

В-четвертых: выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета;

В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий.

Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии, не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

Компенсация – возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Компенсация в отличие от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме.

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь, для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь

В городе Тамбове существуют дополнительные меры социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Дополнительные меры социальной помощи предоставляются семьям или одиноко проживающим гражданам, зарегистрированным и постоянно проживающим в городе Тамбове, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума или в отдельных случаях не превышает двукратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной по Тамбовской области. Социальная помощь предоставляется в следующих видах: – денежные выплаты (единовременные и ежемесячные); – натуральная помощь (бесплатное горячее питание, продуктовые наборы, твердое топливо, пользование баней).

Единовременные денежные выплаты предоставляются по решению комиссии по оказанию дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан при администрации города Тамбова в следующих случаях и размерах:

1. семьям или одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения в размере до полуторакратной величины прожиточного минимума на момент обращения;

2. семьям или одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых не превышает двукратной величины прожиточного минимума

а) оказавшимся в ситуации, объективно нарушающей их жизнедеятельность, которую они не могут преодолеть самостоятельно – до однократной величины прожиточного минимума;

б) пострадавшим в результате пожара – до трёхкратной величины прожиточного минимума;

в) в связи со смертью совместно проживающих членов семьи – до половины величины прожиточного минимума;

г) нуждающимся в возмещении затрат на получение медицинских услуг или приобретение лекарственных средств – до двукратной величины прожиточного минимума.

Ежемесячная денежная выплата предоставляется семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Конкретный размер ежемесячной денежной выплаты и срок предоставления устанавливается комиссией по оказанию дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан при администрации города Тамбова.

Продуктовые наборы предоставляются

· одиноко проживающим пенсионерам;

· семьям, имеющим несовершеннолетних детей, где оба родителя или единственный родитель являются пенсионерами по старости или инвалидами 1 или 2 группы;

· многодетным семьям;

· семьям, имеющим несовершеннолетних детей, страдающих дефицитом массы тела;

· семьям, имеющим несовершеннолетних детей, больных туберкулёзом и контактных с больными тубёркулёзом.

Продуктовый набор формируется в соответствии с ассортиментным перечнем, утверждённым постановлением главы администрации города, в который входят мука, крупы, макаронные изделия, сливочное и растительное масла, колбасные изделия и др. Стоимость одного продуктового набора составляет 480 руб.

Бесплатное горячее питание получают семьи и одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Банные услуги получают бесплатно граждане со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, с 50% скидкой – категории граждан в соответствии с решением Думы (инвалиды, ветераны ВОВ, боевых действий, ветераны труда, многодетные семьи и др.).

Твердое топливо получают семьи и одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума и проживающие в домах с печным отоплением.

Преобладающим видом государственной социальной помощи являются социальные пособия малоимущим гражданам. Данное пособие неразрывно связано со всей системой других пособий, с системой пенсионного обеспечения и социального обслуживания, а также с уровнем оплаты труда и доходов занятого в народном хозяйстве населения, прежде всего наемных работников, составляющих большинство такого населения. По мере реального роста пособий и пенсий, трудовых и иных доходов населения значение этого пособия постепенно станет снижаться и, наоборот, его значение возрастет, если доходы населения снизятся.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации, в том числе в Тамбовской области, высокими темпами осуществляется государственная социальная политика направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе и оказание помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Также можно сказать, что стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Во многих странах, в том числе развитых, также есть пособия бедности. Они называются по-разному, но суть их едина – это помощь тем, у кого душевой доход ниже черты бедности. Однако черта бедности различается весьма существенно, она определяется с учетом многих социально значимых обстоятельств – уровня развития производства, оплаты труда, системы распределительных отношений и т.д.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме