Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Смежное право. Понятие смежных прав Объекты и содержание смежных прав

В отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности:

  • исполнений артистов-исполнителей и дирижеров , постановок режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • фонограмм, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение ;
  • сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений

На законодательном уровне смежные права впервые были регламентированы Законом об авторском праве Австрии в 1936 году (статьи 66-80) .

Термин «примыкающие права» было впервые использован в итальянском законе 1941 года (Раздел второй: "Положения, относящиеся к примыкающим правам при соблюдении авторского права") .

Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием . Например, фортепьянный концерт Бетховена может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск без лицензионных отчислений правообладателям поскольку Бетховен умер в 1827 году и все его произведения являются всеобщим достоянием (и не подлежат охране авторским правом). Однако, исполнитель такого концерта (пианист и оркестр), так же как и производитель компакт-диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. То есть, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.

Стоит отметить, что звукозаписи могут пользоваться охраной, даже если они не являются произведениями. Звукозапись может содержать звуки природы, такие как пение птиц, океанские волны и т. д., а фирма звукозаписи, организовавшая производство содержащих эти звуки аудионосителей, будет иметь охрану против не разрешённого ею использования этой записи.

Субъекты смежных прав

Субъектами смежных прав по российскому законодательству являются следующие категории правообладателей:

  • исполнители (музыканты , певцы , пародисты , актёры , танцоры и т. д.);
  • производители фонограмм (изготовители фонограмм);
  • организации эфирного или кабельного вещания;
  • изготовители баз данных ;

Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.

Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (на материальных носителях). Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий, или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории.

Права организаций вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач .

Смежные права на совместное исполнение

Симфонический оркестр и хор

Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Доходы от совместного использования совместного исполнения распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии - членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Международная охрана смежных прав

Первой организованной международной реакцией на необходимость в предоставлении правовой охраны трём категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 году Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания («Римской конвенции»).

В отличие от большинства международных конвенций, которые как правило, синтезируют существующее национальное законодательство многих стран, Римская конвенция явилась попыткой установить международно-правовые нормы в новой области, по которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Поэтому большинство государств до присоединения к Конвенции должны были составить проекты законов о смежных правах и принять их.

Со времени принятия Конвенции в 1961 году множество государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к смежным правам настолько, что их внутреннее законодательство «превысило» минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.

Одной из самых крупных международных реакцией на всё возрастающие потребности в правовой охране смежных прав стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам («ДИФ»), подписанного в Женеве 20 декабря 1996 года . В нём предусматривалось предоставление дополнительной охраны имущественных и неимущественных прав исполнителей и производителей фонограмм, в частности, в отношении их использования в цифровом виде , включая использование сети Интернет . Договор вступил в силу 20 мая 2002 года . Для России ДИФ вступил в силу с 5 февраля 2009 года .

Защита смежных прав

Что касается обеспечения защиты прав, то средства судебной защиты от случаев нарушения смежных прав, как правило, аналогичны средствам, которыми располагают обладатели авторского права - это:

  • охранительные или временные меры;
  • гражданско-правовые средства защиты;
  • меры, предпринимаемые на границе;
  • а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.

Идея смежных прав привлекла внимание и как способ защиты устного культурного наследия многих развивающихся стран, которое является частью их фольклора , поскольку именно исполнители часто знакомят широкую аудиторию с этим фольклорным наследием. Предоставляя охрану смежным правам, развивающиеся страны могут тем самым также предоставить охраны обширному, древнему и бесценному культурному наследию, являющемуся метафорой их собственного существования и подлинности, а на самом деле, той сущностью, которая разделяет культуры соседствующих стран и народов всего мира.

Предполагается, что защита производителей фонограмм и организаций эфирного вещания помогает создать основу для национальных отраслей промышленности, способных распространять национальное культурное наследие в пределах страны и, что более важно, на рынках за её пределами. Огромная популярность того, что называется «мировой музыкой», демонстрирует, что такие рынки существуют, однако не всегда материальные блага в результате использования этих рынков возвращаются в страну, являющуюся колыбелью культурного наследия.

Срок действия смежных прав

Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет, начиная с конца года, в котором:

  • состоялось исполнение, что касается исполнений, не вошедших в фонограммы;
  • была осуществлена фиксация (запись) в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы;
  • состоялась вещательная передача.

Многие национальные законы, охраняющие смежные права, предоставляют более продолжительный срок охраны, нежели минимальный срок, предусмотренный в положениях Римской конвенции.

В соответствии с Соглашением ТРИПС права исполнителей и производителей фонограмм охраняются в течение, по меньшей мере, 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись исполнения или имело место исполнение, а права организаций эфирного вещания - в течение, по меньшей мере, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана вещательная передача. Это означает, что странам, присоединившимся к Соглашению ТРИПС , нужно пересмотреть и предусмотреть в своих законах (или соответственно изменить эти законы) более продолжительный срок охраны, чем тот, который требуется Римской конвенций.

Срок действия исключительного права на объекты смежных прав

Срок действия исключительного права на объекты смежных прав согласно Гражданскому кодексу РФ (часть 4):

  • на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю; также необходимо отметить, что если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
    • + если исполнитель работал во время ВОВ или участвовал в ней, то срок (50 лет) продлевается еще на 4 года.
  • на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после ее записи;
  • на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю;
  • исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания; срок возобновляется при каждом обновлении базы данных;
  • исключительное право публикатора на произведение (к которому приравнивается программа для ЭВМ ) возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

По истечении данных сроков действия указанные выше объекты переходят в общественное достояние.

Знак правовой охраны смежных прав

Изготовитель фонограммы и исполнитель , а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение, вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы «P » в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Соответствующий символ Юникода имеет номер U+2117 (℗ , SOUND RECORDING COPYRIGHT ).

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Примечания

Правовые акты

  • Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция)
  • Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция)
  • Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция)
  • Гражданский Кодекс РФ (Часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006)

Литература

  • Ананьева Е.В. Управление имущественными правами на коллективной основе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права.- 2006.- № 3.- с. 15-20
  • Комментарий к части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А. Л. Маковского ; вступ. ст. В. Ф. Яковлева ; Иссл. центр частн. права. - М.: Статут, 2008. - 715 с. - ISBN 978-5-8354-0427-8 ;
  • ISBN 978-5-377-01792-9;
  • Фаршатов И. Особенности реализации прав, смежных с авторскими // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права.- 2008.- № 6.- с. 31-44
  • Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей/ Исследовательский центр частного права. - М .: Статут, 2005. - 416 с. - ISBN 5-8354-0168-X
  • Липцик Д. Авторское право и смежные права = Droit d"auteur et droit voisins. - Пер. с фр.; Предисл. М. А. Федотова. - М .: Ладомир; Изд-во ЮНЕСКО, 2002. - 788 с. - 2000 экз. - ISBN 5-86218-395-7 UNESCO 92-3-202837-9

См. также

  • Коллективное управление авторскими и смежными правами

Ссылки

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли - охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе "Смежные права: основные положения" Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической .

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия "смежные права". С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights » и «related rights ». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими » можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения - . Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение - объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение - объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.



Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и . Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны ). Объективная форма - это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

5. Субъекты смежных прав

Теме « » посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .


Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с . Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему ""

1) Исключительное право - право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .


В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

1. Российское авторское общество - http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности - http://rosvois.ru

3. о правах, смежных с патентными

Авторское право и смежные права образуют тесную группу и различаются между собой лишь объектами и, соответственно, нюансами применения. И те, и другие делятся на исключительные, личные неимущественные и иные для отдельных случаев.

Авторские права даются автору с момента создания произведения. Исключительное право переходит к лицу, которое приобрело его от автора; право на использование произведения переходит по лицензии – доход от этого позволяет автору творить дальше.

Смежные права – права по отношению к исполнениям, постановкам, фонограммам, сообщениям вещания, базам данных, а также публикациям произведений, ставших общественным достоянием. По разным этим интеллектуальным объектам смежные права различаются. Например, узаконены разные сроки действия исключительных прав: исполнения – … 50 лет …; публикации – … 25 лет…; базы данных – … 15 лет …

Письменной (рукопись, перевод, сценарий, …);

Аудиозаписи, видеозаписи, компьютерной цифровой …;

Изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, фотография...);

Объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение...);

Выступления (лекция, пение, музыка, танец, пантомима, цирк и др.);

В других формах (которые вы создадите своим творчеством).

Наставление: Авторское право на произведение возникает с момента его создания, и никаких действий или формальностей не требует. Предоставление авторско-правовой охраны государством не зависит от назначения и достоинства произведения, т.е. автор не обязан никому доказывать «качество» произведения – художественную или практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиям и т.д. То есть, если какой-нибудь чиновник или инспектор-налоговик или бухгалтер заявит, что сомневается в том, что ваш рисунок (эскиз, чертеж) это «произведение дизайна», то он сам и должен доказать тому, кому это зачем-то нужно, что это не произведение дизайна. А от автора никаких доказательств не требуется по Закону. Но автор может зарегистрировать своё произведение у нотариуса, в общественной организации, в некоторых случаях – и в государственных учреждениях. Или, лучше, в Российском авторском обществе (РАО), но там за регистрацию придется заплатить. Регистрация упростит подтверждение авторских прав на произведение, если это потребуется.

Знак © (произносится «знак копирайт») – знак охраны авторских прав – оповещает об исключительных авторских правах указанного далее обладателя на все данное произведение или указанную часть. Он помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно имеет три текстовых элемента: ©, имя или наименование обладателя, указание части произведения, на которое обладатель имеет право (если не на все произведение), год первого опубликования произведения. Юридического значения знак «копирайт» не имеет, но утверждение иного по закону требует доказательства.

Смысл знака © в следующем: «указанное здесь лицо считает себя обладателем исключительных прав на данное произведение или указанную часть с указанного года».

Наставление: Если на вашей учебной работе по рисунку или живописи, взятой в фонд кафедры, нет вашего копирайта (хотя бы ясной подписи фамилии), то при удалении ее из фонда она не сможет быть возвращена вам! Если какой-нибудь шутник или негодяй подпишет ваше произведение своим копирайтом, то это не означает никаких его действительных прав, но доставит вам огорчение. Цените свои произведения! Или займитесь в жизни чем-то более легкомысленным, чем создание произведений.

Знак охраны смежных прав отличается от знака «копирайт» только буквой Р вместо буквы С (Р происходит от английского Phonogramm – фонограмма), а статус его такой же – указательный, не более.

Субъектами авторского права являются автор или соавторы произведения, их наследники, владелец произведения, заказчик произведения, работодатель и работник-автор. Сложный вопрос разделения исключительного права между соавторами решается ими самими и оформляется договором между ними.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается (по ГК РФ) гражданин, творческим трудом которого оно создано. К автору приравнены соавторы. (В других странах автором может быть юридическое лицо).

Повторенье – мать ученья:

2) исключительное право на произведение (по сути – «имущественное», «материальное», «экономическое»);

3) специальные права (право на вознаграждение в случаях «служебного произведения» и других, право на отзыв, право следования при перепродаже произведения изобразительного искусства, право доступа к своему произведению изобразительного искусства, другие – см. ниже и в Законе).

- право на обнародование произведения лишь с момента его завершения, по мнению автора;

- право на отзыв ранее обнародованного произведения, но при условии возмещения убытков лиц, причастных к этому; право на отзыв не подлежит применению в отношении программ для ЭВМ, служебных произведений (см. ниже) и так называемых сложных объектов (см. ниже).

- право на неприкосновенность произведения – без согласия автора не допускается внесение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения (при его использовании) иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями, пояснениями, ссылками, сносками.

Наставление: Не используйте чьё-либо произведение в качестве материала для своего творения. Среди художников, дизайнеров и архитекторов бытует поверье о мести высших сил тем художникам, которые используют произведения предшественников в качестве материала для своего творения. Например, – о причине неудачи карьеры талантливейшего архитектора Баженова после разборки деревянного Летнего дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском для стройки Большого Кремлевского дворца.

2.3. Исключительное право на произведение – единое и неделимое. Оно является имущественным, экономическим правом, то есть произведением можно распорядиться как неким необычным, но ценным имуществом, что обеспечит доход создателю и его наследникам.

Первоначально исключительное право возникает у автора, оно принадлежит ему в течение всей жизни, а после кончины автора – его наследникам еще 70 лет; оно может быть отчуждено (передано – продано или подарено) им другому лицу по договору. Исключительное право переходит по наследству.

Исключительное право позволяет его обладателю:

а) использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

б) распорядиться исключительным правом на произведение, а именно:

Передать его другому лицу по договору об отчуждении исключительного права;

Предоставить другому лицу право использовать произведение по лицензионному договору (лицензии исключительной или простой).

1) Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме; государственная регистрация не требуется. Договор может быть как возмездным, так и безвозмездным.

Наставление: Как и в любом другом договоре, надо постараться продумать и прописать в нем все существенное для вашего будущего. Пример: .

2) Лицензионный договор должен заключаться в письменной форме, он может быть как возмездным, так и безвозмездным. Он продолжает действовать даже тогда, когда исключительное право на произведение перешло от прежнего обладателя к другому лицу (поэтому приобретатель исключительного права должен хорошо разузнать, что именно он покупает).

О чем должно быть сказано в лицензионном договоре:

1) произведение;

2) характер лицензии (исключительная или простая);

3) способы использования произведения (из числа законных);

5) территория;

6) возможность сублицензирования (дальнейшего предоставления лицензиатом прав использования другим лицам);

7) вознаграждение либо указание на безвозмездность.

Пример лицензионного договора см. Учебник Близнеца стр. 134.

По договору авторского заказа (ДАЗ) одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в иной форме. ДАЗ является специально предусмотренным ГК РФ видом договоров. В ДАЗ должны быть определены основные признаки (критерии, характеристики) создаваемого произведения – чем подробнее, тем меньше вероятность возникновения в дальнейшем споров относительно выполнения сторонами их обязанностей по договору. Об отчуждении исключительного права или о лицензировании прав использования должно быть сказано конкретно в ДАЗ либо в отдельном прилагаемом договоре. ДАЗ предполагается возмездным, если им не предусмотрено иное. Срок исполнения ДАЗ автором должен быть ясно указан в договоре. Законом предусмотрена возможность автора воспользоваться дополнительным льготным сроком (1/4 договорного или, по соглашению сторон, больше) при необходимости и наличии уважительных причин. Но законом предусмотрены и случаи, когда из-за срыва срока заказчик вообще теряет интерес к произведению (например, сценарий новогоднего представления в январе не нужен).

2.4. Законные способы использования произведений таковы (здесь они приведены смысловыми группами для удобства запоминания, тогда как в ГК РФ порядок другой):

1) создание копий произведения на каких-либо материальных носителях и их:

Воспроизведение, в т.ч. в электронной форме;

Распространение (продажа, любое отчуждение) оригинала или экземпляра произведения на каком-либо материальном носителе;

Прокат оригинала или экземпляра;

Импорт в Россию оригиналов или экземпляров.

2) демонстрация произведения в местах, открытых для публики:

Публичный показ;

Публичное исполнение, в том числе показ аудиовизуального произведения в кинозале.

3) сообщение (передача) произведений посредством технических средств (радио, телевидения, кабельных и цифровых сетей).

4) «дополнительные» виды действий:

Перевод или иная переработка произведения;

Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

Авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как самостоятельное произведение – даже на фрагмент изображения, оригинальную фразу или слово, не говоря уже о названии произведения и персонаже.

2.5. Служебное произведение – особый случай

Если произведение создано наемным работником, то:

а) при наличии служебного задания (документа) на его создание исключительное право на него принадлежат работодателю;

б) при отсутствии служебного задания (документа) на его создание исключительное право на него принадлежит работнику;

в) все личные неимущественные права принадлежат работнику как автору.

Наставление: Четыре обязательных атрибута любого документа: само содержание (текст, изображение, ...); заголовок (только письмо обходится без заголовка «письмо»); подпись создавшего документ; дата создания. Без всех них документ – не очень документ.

Наставление: Если произведение создано студентом в рамках учебного процесса, то, хотя законом такие случаи не предусмотрены и под положения закона о служебных произведениях они не подпадают, на такое произведение распространяются общие требования закона, причем с учетом творческого вклада педагога-руководителя. Но никак не может оно принадлежать учебному заведению, поскольку не было служебного задания, и это произведение не было предварительно оплачено ни студенту, ни преподавателю-соавтору. Для того чтобы произведение учащегося можно было оставить в учебном заведении в дидактических целях, необходимо перед началом учебы заключить договор об учебных произведениях. В нем должно быть соглашение, что любое произведение, созданное студентом и преподавателем в рамках учебного задания, может быть по решению заведения взято на хранение и использование только в дидактических целях на необходимый срок, после которого оно будет возвращено соавторам . Иная практика основывается не на законах, а на понятиях.

Где права, там и обязанности. Обязанностями обладателя исключительного права на произведение являются:

Использовать произведение только законным способом;

Вовремя расплатиться с продавцом своего приобретенного права;

Запрещать использование произведения, на которое предоставлена лицензия, всем третьим лицам.

2.6. Специальные права

Надо также представлять, что законом предусмотрены еще разные права (которые здесь не рассматриваются) для разнообразных жизненных ситуаций с произведениями:

Производные произведения, в т.ч. переводы;

Программы для ЭВМ во всем мире пока условно приравниваются к литературным произведениям, хотя литературные произведения никогда не предназначались для управления машиной или переработки информации. Исключительное право на создаваемую по заказу программу для ЭВМ и базу данных принадлежит заказчику.

Сложные произведения, например, кинофильм – единый результат интеллектуальной деятельности разных авторов и исполнителей. В соответствии с ГК РФ (ст. 1263) авторами аудиовизуального произведения признаются:

в) композитор музыки, написанной специально для этого сложного произведения; он наделен правом на получение особого дополнительного вознаграждения.

а) практическую реализацию проекта, в том числе путем разработки документации для строительства;

в) участие в реализации своего проекта.

Для повторной реализации проекта по закону требуется получение согласия от автора, если договором не предусмотрено иное.

Составные произведения, в т.ч. базы данных. (Подробности см. ___ Учеб. Близнеца, стр. 143).

В случае нарушения кем-то чьих-то прав становится необходимой их защита. Способы защиты предусмотрены законами и осуществляются с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права:

Путем выставления требований к нарушителю;

Возбуждением судебного иска;

Административным наказанием;

Уголовным наказанием (штрафы до 500.000 рублей, лишение свободы до 6 лет, ликвидация юридического лица-нарушителя);

Использованием все новых технических средств контроля доступа к произведению (материальному ли, цифровому ли) и предотвращения запрещенных действий по отношению к нему.

Примечание: Другие способы защиты незаконны.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме