Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности начисления отпускных госслужащим. Продолжительность отпусков муниципальных служащих

Трудовая деятельность на государственной службе не только подчиняется положениям Трудового Кодекса (ТК) РФ, но и имеет ряд особенностей. Продолжительность отпуска у госслужащих – одна из таких специфичных черт. Рассмотрим чуть подробней момент, сколько дней отпуск у госслужащих.

Факторы, от которых зависит длительность отпуска

Ежегодный отпуск, предоставляемый гражданам, трудоустроенным на государственной службе, формируется из нескольких составных частей:

  • основной отпуск;
  • дополнительный отпуск:
    1. за выслугу лет,
    2. за ненормированный режим трудовой деятельности,
    3. за труд в опасных условиях, не менее 7 дней (ст. 46 ФЗ №79-ФЗ),
    4. за работу на Крайнем Севере – 24 календарных дня, в приравненных к нему регионах – 16 дней, в районах с районным коэффициентом – 8 дней (ст. 46 ФЗ №79-ФЗ). О том, как начисляется трудовой стаж за работу на Крайнем Севере, читайте в этой

Общая длительность отпуска исчисляется путем арифметического суммирования количества дней основного и доп. отпусков (ст. 120 ТК РФ). Конкретные показатели с учетом корректировок, внесенных в 2016 году, можно посмотреть далее в статье.

Стоит учесть некоторые нюансы в вычислении суммарной продолжительности отпуска на государственной службе. Для наглядности представим расчет в виде простой формулы:
X = (A + B) + C + D + E , где сумма (A + B) не должна превышать 40 дней.
X – общее количество дней ежегодного отпуска,
A – основная базовая часть,
B – доп. отпуск за выслугу лет,
C – доп. отпуск за ненормированность,
D – доп. отпуск за трудовую деятельность в опасных условиях,
E – доп. отпуск за работу в тяжелых климатических условиях.

Поправки, внесенные в положения об отпуске госслужащих в 2016 году

Правовые аспекты госслужбы регламентируются Федеральным Законом (ФЗ) за №79-ФЗ от 27.07.2004 года. Согласно Закону № 79-ФЗ, отпуск у госслужащих, его исчисление и предоставление имеет свои особенности.

Совершенствование системы госслужбы повлекло за собой изменения и в существующем законодательстве. Поправки в законодательство были внесены 02.08.2016 года. Изменились некоторые моменты регламента госслужбы, в том числе – продолжительность отпуска.

Внесение корректировок в систему расчета ежегодного отпуска предполагает сэкономить бюджетные средства государства и обеспечить равное отношение ко всем уровням иерархии госслужбы.

Продолжительность отпуска

Посмотреть длительность отпуска госслужащих до и после изменений 2016 года можно в следующей таблице:

Как видно из рассмотренных показателей, наиболее существенные изменения произошли при расчете длительности отпуска за выслугу лет госслужащим. Так, если ранее служащему, имеющему 10 лет выслуги, полагалось 10 дней доп. отпуска, то теперь лишь 7.

Поправки расчета отпускного периода коснулись и максимально возможной суммарной продолжительности основного и доп. отпуска за выслугу лет. Цифры приведены в таблице:

Стоит отметить, что порядок предоставления отпуска, начисления и выплаты отпускного денежного содержания остался прежним, а именно:

  • выплата отпускных должна совершаться единоразово;
  • выдача средств должна осуществляться не позже 10 дней до начала отпуска;
  • предоставление очередного отпуска должно происходить в соответствии с утвержденным графиком;
  • возможность разделения ежегодного оплачиваемого отпуска на части;
  • единовременная выплата к отпуску госслужащим:
    1. федерального уровня – в сумме 2 месячных окладов (ст. 46 ФЗ №79-ФЗ),
    2. в субъектах РФ – в соответствии с утвержденными нормами субъекта РФ (ст.46, ст. 12 ФЗ №79-ФЗ) .

Варианты компенсирования неиспользованного отпуска

Если кто-то из госслужащих не использовал свой отпуск, заработанный до августа 2016 года, то права на него сохраняются, а с указанного срока отпускной период исчисляется с учетом введенных поправок.

Согласно ТК РФ, неиспользованный отпуск или его часть можно отгулять в следующем году или же получить за него денежную компенсацию, написав об этом заявление.

Интересующие вопросы задавайте в комментариях к статье

Для отдельных категорий муниципальных служащих с 12 мая 2017 года вступили в силу ограничения длительности отпусков. Однако, несмотря на изменения, график отпусков на 2017 год можно оставить прежним.

Обзор изменений

Неприятные для муниципальных служащих изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2017 N 90-ФЗ в Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ). Изменения претерпели части 3 и 4 статьи 21 Закона N 25-ФЗ. Кроме того, указанная статья дополнена новой частью 5.1.

Так, в части 3 статьи 21 Закона N 25-ФЗ после внесения изменений в прежнем виде оставлено лишь первое предложение, которое ограничивает ежегодный основной отпуск 30 календарными днями. Превышения указанного срока для отдельных групп должностей муниципальной службы на основании региональных законов стали недопустимы.

Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальному служащему, снижена с 15 до 10 дней. При этом введен новый вид ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - за ненормированный служебный день. Такой отпуск может составлять только три календарных дня.

Переходный период

Правила переходного периода можно разделить на две группы с одной отправной точкой - 12 мая 2017 года.

В первую группу войдут муниципальные служащие, у которых на указанную дату остались неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или их части. Эти отпускные дни по-прежнему сохранены. Муниципальный служащий вправе:

Использовать остаток для отдыха;

Получить компенсацию за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или их части.

Вторая группа переходных положений затрагивает муниципальных служащих, которые на 12 мая уже замещали должности муниципальной службы. Для таких служащих исчислять продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков по новым правилам необходимо начиная с их нового служебного года.

Как определить служебный год

Между определениями года как "служебный" и "рабочий" большой разницы нет:

Понятие "рабочий год" применимо к работникам, заключившим трудовой договор;

Понятие "служебный год" применяют по отношению к государственным служащим, заключившим служебный контракт.

Таким образом, служебный год нужно считать со дня поступления служащего на службу . Такой вывод следует из статьи 37 Закона N 25-ФЗ, которая регламентирует применение законов и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе в связи с вступлением в силу самого Закона N 25-ФЗ.

Так, в соответствии со статьей 122 Трудового кодекса РФ сотруднику должен быть предоставлен отпуск за каждый год работы и, соответственно, службы. Указанное положение трудового законодательства означает, что у каждого сотрудника свой индивидуальный служебный год, за который ему предоставляют отпуск. Этот год отражают в приказе на отпуск (графа "За период").

Служебный год, как правило, не совпадает с календарным, потому что начало первого рабочего года отсчитывают с момента приема сотрудника на работу. Например, если сотрудник принят на службу 1 декабря 2015 года , то его первый служебный год ограничен датами :

Второй рабочий год - с 1 декабря 2016 года по 30 ноября 2017 года. Однако в некоторых случаях служебный год рассчитывают в особом порядке - в отношении периодов, которые не входят в стаж, дающий право на отпуск. К таким периодам относят время, когда сотрудник:

Отсутствовал на службе без уважительных причин, в том числе в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ;

Брал отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет;

Использовал отпуск без сохранения зарплаты, превышающий в совокупности 14 календарных дней в служебном году.

Примечание. У муниципальных служащих на время отпуска сохраняется денежное содержание. Размер такого содержания определяйте исходя из средней зарплаты, рассчитанной по Постановлению Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

Все остальное время согласно статье 121 ТК РФ включается в стаж, дающий право на основной отпуск, входит в служебный год, в том числе время, когда работник :

Фактически осуществлял службу;

Отсутствовал на службе с сохранением за ним в соответствии с законодательством места (болезнь, ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности и родам, праздничные дни, медосмотр и прочее);

Имел вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от службы и последующем восстановлении;

Использовал отпуск без сохранения зарплаты, не превышающий в совокупности 14 календарных дней в служебном году.

К служебному году отнесены и другие периоды времени, предусмотренные локальным актом учреждения, трудовым или коллективным договорами.

Ждите разъяснений

Аналогичные изменения были внесены в 2016 году в законодательство о государственной службе. Каким образом применять изменения, не смогло сразу разъяснить даже профильное министерство. Так, письмо Минтруда России от 18.01.2016 N 18-4/10-/В-179 пришлось заменить письмом ведомства от 21.03.2016 N 18-4/10-/В-1771.

Отметим, что в мартовском письме министерство разъяснило, что включает в себя служебный год, а также пояснило, что изменения продолжительности отпусков соответствуют :

Положениям ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда N 132 "Об оплачиваемых отпусках" (принята в Женеве 24.06.1970);

Аналогичным нормам Трудового кодекса РФ.

Такой вывод сделан на основании того, что изменения не затронули права служащих на отпуск, так как стандартный отпуск составляет 28 календарных дней.

Также было еще раз подчеркнуто, что все вопросы, которые не урегулированы федеральным законодательством о госслужбе, регулирует Трудовой кодекс РФ. На основании статьи 123 ТК РФ был рассмотрен вопрос о графике отпусков, который :

Должен быть составлен на очередной год не позднее чем за две недели до окончания текущего года (ст. 123 ТК РФ);

Предоставлен служащему для ознакомления под подпись;

Включает в себя все ежегодные оплачиваемые отпуска;

Может включать в себя неиспользованные дни оплачиваемых отпусков за предыдущие периоды.

Случаи изменения графика отпусков в связи с изменением законодательства ТК РФ не предусматривает. Более того, утвержденный график отпусков обязателен как для представителя нанимателя, так и для самого служащего (ст. 123 ТК РФ).

Президент росчерком своего пера снизил продолжительность отпусков муниципальных служащих.

1 мая 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон от 01.05.2017 № 90-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статья 21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон о муниципальной службе) регулирует продолжительность и порядок предоставления отпусков.

Внесенные в Закон о муниципальной службе изменения унифицировали порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков государственным и муниципальным служащим. Насколько я помню, то вносили законопроект, регулирующий продолжительность отпусков муниципальных служащих, депутаты Архангельской области. Их не устроило то, что отпуска муниципальных служащих несколько больше, чем отпуска государственных служащих.

В результате внесенных в Закон о муниципальной службе изменений общая продолжительность отпусков муниципальных служащих должна уменьшиться. Только почему-то мне кажется, что реально этого не произойдет.

Почему продолжительность отпусков муниципальных служащих должна уменьшиться?

  1. Установлена единая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
    Исключено второе предложение из ч. 3 ст. 21 Закона о муниципальной службе: «Для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности».
    Таким образом, субъекты лишены возможности устанавливать отпуска своим муниципальным служащим той продолжительности, которой они хотели. Теперь ежегодный оплачиваемый отпуск для всех муниципальных служащих установлен продолжительностью 30 календарных дней.
  2. Снижена продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.
    Часть 4 ст. 21, до внесения изменений устанавливала продолжительность отпуска за выслугу лет не более 15 календарных дней. Сейчас этот отпуск будет ограничен 10 календарными днями.
  3. Ограничена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день.
    Статья 21 закона о муниципальной службе дополнена частью 5.1 следующего содержания: «Муниципальному служащему, для которого установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня». Ранее дополнительный отпуск за ненормированный служебный день устанавливался законами субъектов, постановлениями местных администраций и максимальной продолжительностью на федеральном уровне не ограничивался. Теперь дополнительный отпуск установлен минимальной продолжительностью, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

После вступления в законную силу изменений, а произойдет это 12 мая, в течение текущего года установленная ранее продолжительность отпусков будет предоставляться. Муниципальные служащие могут использовать отпуска или получить при их неиспользовании денежную компенсацию.

Измененная продолжительность отпусков муниципальных служащих будет предоставляться вновь принятым муниципальным служащим, а для всех остальных с нового служебного года.

Резюмируя. Какое-то неоднозначное складывается мнение по поводу изменений законодательства. Продолжительность отпусков муниципальных служащих уменьшится, это верно. И если именно этого желал достичь законодатель, то задача выполнена.

Вызывает недоумение то, что ограничивается продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день для муниципальных служащих. Совершенно непонятно почему продолжительность отпуска установлена в минимальном размере. Почему нет возможности варьировать продолжительность этого отпуска в зависимости от должности, характера выполняемой работы.

С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа действуют другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

Виды и продолжительность отпусков в настоящее время

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ) служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ составляет:

  • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, - 35 календарных дней;
  • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 30 календарных дней.
Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

Исчисление общей продолжительности отпуска

Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79‑ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79‑ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп - 40 календарных дней.

Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

К сведению

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

Продолжительность отпусков по‑новому

Итак, в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 176‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 176‑ФЗ) с 02.08.2016 всем гражданским служащим (независимо от занимаемой должности) ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет предоставляться одной продолжительности - 30 календарных дней.

По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.

Таким образом, сейчас ч. 6 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ содержит ограничение общей продолжительности ежегодного отпуска не более 45 или 40 календарных дней, а согласно новой редакции данной части при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск просто суммируется с дополнительным за выслугу лет. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия гражданской службы предоставляются, как и прежде, сверх основного отпуска.

Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст. 119 ТК РФ), то в новой редакции ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет 3 календарных дня.

К сведению

В связи с тем, что ч. 5 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ с 02.08.2016 утратит силу, перестанут действовать и Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090.

Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.

Обратите внимание

Исчислять в соответствии с новыми правилами продолжительность оплачиваемых отпусков представителям нанимателя нужно будет после вступления Закона № 176‑ФЗ в законную силу, то есть с 02.08.2016 и начиная с нового служебного года служащих. Не использованные на момент вступления в силу данного закона отпуска, их части или право на их компенсацию за служащими должны быть сохранены.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

А теперь рассмотрим, какой порядок предоставления ежегодных отпусков уже действует для служащих с 10.01.2016.

Федеральным законом от 30.12.2015 № 418‑ФЗ в первую очередь была исключена ч. 8 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, согласно которой по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск мог предоставляться по частям (с продолжительностью одной части отпуска не менее 14 календарных дней). По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему могла предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

При этом ст. 46 Закона № 79‑ФЗ была дополнена ч. 9.1, 9.2 и 9.3, уточняющими порядок предоставления служащим ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (их части).

Минтруд в Письме от 21.03.2016 № 18‑4/10/В-1771 в связи с внесенными изменениями и на основании вопросов работодателей уточнил информацию о предоставлении служащим ежегодных оплачиваемых отпусков.

Итак, согласно п. 9.1 Закона № 79‑ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется этот отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. Причем хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

Обратите внимание

В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы в данном государственном органе. По соглашению между представителем нанимателя и служащим оплачиваемый отпуск может быть предоставлен ему и до истечения 6 месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены ч. 3 ст. 122.

Отпуск предоставляется служащему на основании графика отпусков. Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

Представитель нанимателя не позднее чем за 2 недели до начала отпуска обязан извещать служащего о времени начала отпуска под роспись (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).

ТК РФ и Законом № 79‑ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, чем утверждено графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установлено графиком отпусков, в том числе на следующий год.

По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч. 9.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч. 9.2 данной статьи.

В соответствии с ч. 9.2 в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.

Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. Но перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

Денежная компенсация

В силу ч. 9.3 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).

К сведению

Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие‑либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 9.1 ст. 46).

Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска - в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении. По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).

В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.

Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.

Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.

В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

А с 02.08.2016:

  • всем служащим независимо от занимаемых должностей будет предоставляться отпуск в размере 30 календарных дней;
  • всем служащим, работающим в режиме ненормированного служебного времени устанавливается фиксированный дополнительный отпуск в размере 3 календарных дня;
  • изменится порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу лет.
При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится.

«О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

«О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 418‑ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 90-ФЗ внес поправки в статью 21 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Законодатель:

  • установил одинаковую продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для всех категорий муниципальных служащих;
  • сократил продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;
  • определил точную продолжительность отпуска муниципальных служащих, для которых установлен ненормированный служебный день;
  • закрепил право муниципальных служащих получить неиспользованные на день вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) основные и дополнительные оплачиваемые отпуска или денежную компенсацию за них по старым правилам.

Изменения в системе отпусков муниципальных служащих с 2017 года

В 2016 году в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были внесены изменения. Законодатель уточнил положения о предоставлении ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков государственным гражданским служащим и сократил продолжительность этих отпусков для большинства из них. Теперь законодатель, руководствуясь пунктом 5 статьи 5 Закона № 25-ФЗ о соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских и муниципальных служащих, закрепил те же требования для муниципальных служащих. Изменения сводятся к следующему.

  1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск для всех без исключения муниципальных служащих теперь составляет 30 календарных дней (ч. 3 ст. 21 Закона № 25-ФЗ). Органы государственной власти субъектов РФ больше не имеют права устанавливать для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Ранее такая возможность была предусмотрена частью 3 статьи 21 Закона № 25-ФЗ. Законодатель исключил эту норму. Регионы, в которых для муниципальных служащих была установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска более 30 дней, должны привести свою нормативную правовую базу в соответствие с Законом № 90-ФЗ.
  2. Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет сокращена с 15 до 10 календарных дней

3 календарных дня - продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день.

  1. Определена точная продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день - три календарных дня. Ранее он составлял не менее трех календарных дней (ст. 119 Трудового кодекса РФ). Муниципальными правовыми актами можно было установить продолжительность такого отпуска и более трех дней. Законодатель исключил эту норму.

Таким образом, нормы законодательства о муниципальной службе приведены в соответствие с законодательством о государственной гражданской службе.

Социальные гарантии муниципальных служащих в части предоставления им отпусков уменьшены, также как и у государственных гражданских служащих. Применение новых норм несколько ухудшит положение муниципальных служащих.

Компенсация за неиспользованный отпуска мунициальные служащие получают по старым правилам

Муниципальные служащие, у которых на момент вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) оставались неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, могут получить их либо денежную компенсацию за них по старым правилам:

  • ежегодный основной оплачиваемый отпуск более 30 дней, если региональным законом была установлена большая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска;
  • ежегодный дополнительный отпуск - 15 календарных дней;
  • отпуск за ненормированный служебный день более трех календарных дней, если это было предусмотрено муниципальным правовым актом.

Продолжительность основных и дополнительных оплачиваемых отпусков муниципального служащего нужно будет считать по новым правилам начиная с его нового служебного года. Год службы муниципального служащего исчисляется с момента поступления на нее.

Полезно знать

Муниципальный служащий, как и прежде, сможет разделить свой ежегодный оплачиваемый отпуск (основной и дополнительный) на части. Одна из них должна быть не меньше 14 дней (ст. 125 Трудового кодекса РФ)

Пример. Муниципальный служащий приступил к работе в ноябре 2016 года. Новый служебный год для него начнется в ноябре 2017 года. До этой даты для муниципального служащего будет действовать прежняя редакция Закона № 25-ФЗ в части предоставления ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как применять новации при замене части отпуска денежной компенсацией

Часто возникают ситуации, когда руководители органов местного самоуправления не хотят отправлять в продолжительный отпуск муниципальных служащих, так как их некем заменить. И нередко служащие требуют замены неиспользованного основного ежегодного оплачиваемого отпуска или его части денежной компенсацией. В таком случае муниципальному служащему надо учитывать, что правило о запрете замены неиспользованного отпуска денежной компенсацией действует в отношении части отпуска продолжительностью 28 календарных дней. Оставшиеся два дня из 30 можно заменить денежной компенсацией по письменному заявлению служащего. Потребовать выплату денежной компенсации и получить ее муниципальные служащие могут и за неиспользованные дополнительные отпуска: за выслугу лет, ненормированный рабочий день и др. Если у служащего накопились ежегодные оплачиваемые отпуска за два или более лет, действуют аналогичные правила. Денежной компенсацией можно заменить часть каждого такого отпуска, превышающую 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ст. 126 Трудового кодекса РФ). Исключение: выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с муниципальной службы. В этом случае муниципальному служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме