Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что читать во вторую неделю после пасхи. Проводная неделя отмечается в первое воскресенье после пасхи

Неделя после великой Пасхи называется Светлая седмица. Все 7 дней проходят народные гулянья, люди ходят друг к другу в гости. Хлебосольные хозяйки накрывают столы простыми, но вкусными блюдами. Все празднуют победу жизни над смертью. Неделя является символом весеннего пробуждения природы, зарождения нового.

Считается, что усопшие также радуются Христову Воскрешению. Бытует суеверие, что души их всю пасхальную неделю бродят в мире живых и отмечают светлый праздник. Издревле в народе на Руси существовало много поверий и интересных обрядов после Великого праздника на Светлой неделе.

Интересны приметы недели после Пасхи, уходящие своими корнями в давние века и созданные по наблюдениям древних славян. Младенец, народившийся в пасхальную неделю, будет иметь крепкое здоровье и проживёт долгие годы. Умершие на Святой седмице одарены милостью Божией попасть в Царство Небесное. Увидеть ночью во сне умершего родственника - в текущем году в семье все будут живы и здоровы.

Есть много примет на Светлую седмицу после Пасхи относительно погоды

Известно много примет касательно молодых девушек:

  • замужним, кто услышит кукушку, предрекалось появление сына или дочки, а девицам на выданье - скорое счастье;
  • зудят губы у девицы - значит, целоваться ей с парнем, а брови чешутся к любовному свиданию;
  • ударилась локтем - кавалер вспоминает;
  • накликает свидание муха, упавшая в суп;
  • чтобы ладошки не потели, всю неделю нельзя дотрагиваться до соли;
  • красоту лица придаёт умывание водой с красной крашенки и серебра.

Помнятся и наказы предков, касающиеся обычных бытовых дел. В понедельник и четверг не положено заниматься шитьем - можно зашить глаза усопшим. Нельзя стирать бельё - замутится вода перед мёртвыми.

Старинные обычаи и забавы

Русская православная церковь и народ усердно чтят традиции недели после Пасхи, созданные предками. В храмах круглосуточно от Светлого понедельника и до Светлой субботы Царские врата открыты для прихожан. Образно это символизирует открытие Гроба Господня, когда ангел отвалил камень от дверей гробницы. Во время молитвы можно созерцать тайны священнодействия.

Всю неделю не разрешалось работать. Женщинам нельзя было заниматься домашними делами и хозяйством. Запрещалось ткать, прибирать, вязать, вышивать. Мужчины не прикасались к своей работе, не занимались землёй и домом. Все гуляли и праздновали Воскрешение.

Считается, что в Светлую неделю по земле странствует Христос с апостолами, одетыми в простое одеяние. Они просят милостыню, дабы определить хороший перед ним человек или плохой, чтобы воздать всем по заслугам. Поэтому все дни Светлой седмицы в домах особливо привечали нищих, больных, убогих, странствующих. Им давали еду и щедрое подаяние.

В среду и пятницу категорически запрещено поститься, даже перед причащением. Все дни Светлого праздника люди должны радоваться жизни, отдыхать душой и телом. Но так же нельзя поддаваться страсти чревоугодия. В Великую Пасху перед иконами ставили горшочки с мёдом (канунчики), в которые опускали свечу и зажигали, поминая усопших. На праздничной седмице кувшинчики, относили на кладбище на могилы и оставляли там.

В каждых деревнях и сёлах строили традиционную забаву ребятни и молодёжи - большие качели. Качаясь на них, празднующие призывали, чтобы уродились высокими злаки. Другое поверье, касающееся качелей, относится к очищению от грехов. С каждым качанием ветер сдувает с человека дурные мысли и бесчестные поступки.

Не проводились на неделе после Пасхи венчания, которые считались мирскими радостями, отвлекающими от Светлого праздника. Креститься не возбранялось. Но всю неделю девушки проводили ритуалы, посвящённые замужеству. Чтобы побыстрее найти суженого и выйти замуж, в Великий день девушка должна первой оказаться наверху колокольни и ударить в колокол.

Чтобы водились в кармане деньги, обязательно надо подать нищему медяк.

Традиции всех дней Светлой седмицы

Каждый день праздничной недели имел своё назначение.

  1. Понедельник - поливальный. Молодёжь ходила к старшим в гости с выпечкой и крашенками: крестники к своим крёстным отцу и матери, внуки радовали бабушек и дедов. Обливали друг друга водой из ведер, чтобы смыть недуги и болезни. В некоторых деревнях и сёлах только мужчины ходили в гости, а женщины оставались дома хлопотать по хозяйству, накрывать стол.
  2. Вторник называли купальницей. По славянскому обычаю в этот день обливали водой того, кто проспал заутреню. В некоторых губерниях начинались праздничные игры и состязания на ловкость и силу. В Светлый вторник женщины выходили прогуляться по гостям, а мужчины сидели дома.
  3. Среда - градовая. Запрещалось работать, чтобы не накликать град на урожай. С этой же целью христиане в церквях ставили свечки. Второе название среды - хороводница. По разным местам девушки начинали водить хороводы на вечерних гуляниях.
  4. Четверг - навский, или Пасха мёртвых. Поминают усопших, но ни в коем случае не скорбят по ним, а вместе с их душами радуются светлому событию Пасхи. Приносят на могилы куличи и яички. Птица, спустившаяся в этот момент с небес, считалась добрым поверьем.
  5. Пятница - прошеный день. В церквях почитают икону Божией Матери, по окончании литургии освящают воду. В народе происходило примирение между зятем и тестем с тёщей. Последние приглашали молодоженов домой, дабы испить вместе молодого пива.
  6. Суббота именуется Святой артос. Прихожанам разрешалось подняться на колокольню, позвонить в колокола. Священнослужители отламывали и раздавали хлеб - артос. Другое название - ублажение гордых. Родители молодых приходили к ним в дом, проводили смотрины семейного уклада, затем предки новобрачного ублажали и угождали молодой жене.
  7. Воскресенье - Фомино воскресенье, Красная горка. Считается, что браки, заключённые на Красную горку, крепкие и долговечные. Молодёжь собиралась в компании на природе, на горках, все пели, плясали, водили хороводы. Устраивали смотрины, сватались.

Люди искренне радовались Великому празднику. Всю Седмицу в губерниях, сёлах, деревнях стоял колокольный звон. Люди надевали красивые наряды, выходили на улицы, христосовались, обмениваясь троекратными поцелуями и говоря: «Христос воскресе!». Всё вокруг было светлым, радостным, пробуждающим к жизни и счастью.

12 двунадесятых праздников Православной Церкви:

За неделю до Пасхи – Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресенье

40-й день после Пасхи – Вознесение Господне

50-й день после Пасхи – Троица

Сплошные седмицы:

Мытаря и фарисея – неделя перед сырной неделей

Сырная (масленица)- неделя перед пасхальной неделей

Пасхальная (Светлая) – пасхальная неделя с понедельника по воскресенье

Троицкая – неделя после Троицы

Родительские субботы:

Для поминовения умерших, всех вообще, Православная Церковь установила особенные времена – субботы , известные под именем родительских . Таких суббот три: Мясопустная – на мясопустной, иначе пестрой неделе перед Великим постом . Так как в воскресенье за этою субботою воспоминается Страшный Суд, то в эту субботу, как бы пред самым страшным судом, церковь молится пред Судиею – Богом о помиловании умерших чад своих. Троицкая – пред Троицыным днем; после торжества победы Спасителя над грехом и смертью прилично молиться за усопших в вере во Христа, но во грехах, чтобы и умершие удостоены были воскресения для блаженства со Христом на небе. Дмитровская – перед днем св. великомученика Димитрия Солунского, т.е. перед 26 октября по ст. ст. . Московский князь Димитрий Донской, разбив татар, в эту субботу совершил поминовение воинов, павших на брани; с того времени и учреждено в эту субботу поминовение.

Празднование Пятниц в течение года : - день святой Пятницы; - временные пятницы (именные пятницы), т.е. те, которые отмечались в определённое время перед главными годовыми праздниками: 1-я пятница – в первую неделю Великого поста; 2-я – перед Благовещением; 3-я – на Страстной неделе; 4-я – перед Вознесением; 5-я – перед Троицей; 6-я – перед Рождеством Иоанна Предтечи; 7-я – перед Ильиным днём; 8-я – перед Успением Богородицы; 9-я – перед днём Кузьмы и Демьяна; 10-я – перед днём архангела Михаила; 11-я – перед Рождеством Христовым; 12-я – перед Богоявлением. Так же отмечали обетные пятницы, когда в случае произошедших несчастий давался обет не только соблюдать строгий пост по некоторым пятницам, но и отмечать их как праздничные. Таких пятниц соблюдают девять: Обжорная (на третьей неделе Великого поста); Страстная; Спасовая; Временная (при совпадении дня Параскевы с пятницей); Разгульная (в эту пятницу происходит угощение молодым зятем тёщи и тестя за непорочность невесты киселём с маслом); Молебная; Кающаяся; Праздничная (в день святой Параскевы); Девятая (на первой неделе Петрова поста).

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Её во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

ПЕРЕХОДЯЩИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Это праздники, которые на каждый год определяются по лунному календарю: Пасха – после дня весеннего равновесия (22 марта) первое воскресенье, которое выпадает на полнолуние, далее через 40 дней после Пасхи – Вознесенье, через 50 дней после Пасхи – Троица. В обратную сторону от Пасхи – за неделю до Пасхи – Вербное воскресенье (вход Господен в Иерусалим), 7 недель до Пасхи – Великий пост, за неделю до поста, с понедельника – масленица. Более подробно смотри далее:

Скоро Масленая неделя. В некоторых районах России называлась Пестрой. На Пестрой жениться – с бедой породниться. Пестрота – символ творения мира. Пестрая неделя предшествует Масляничной.Празднование Масляницы связано с рождением животворящего солнышка. Вот и выходит, что до того, как солнце осветит мир своими лучами и расцветит его красками, была пестрота, бело-черно, а уж потом краски появились. Пестрой неделе предшествовала Сплошная неделя, когда в течение всей недели ели только постную пищу. И жениться на Пестрой неделе или выходить за муж, значит, иметь жизнь пеструю.

Воскресенье (за неделю до Сретенья или после). Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5. (Сплошная неделя). – первая приготовительная неделя к Великому посту. В лице фарисея Церковь указывает нам на гордость, которая есть первое препятствие к покаянию… В лице мытаря – на смирение, которое есть первое условие покаяния… Прежде всего необходимо, чтобы мы глубоко осознавали свои грехи и искренне о них сожалели… Гордость мешает нам видеть свою греховность, толкает нас на самооправдание, нераскаянность, на утаивание грехов из ложного стыда перед духовным отцом… Будем просить Господа даровать нам смирение, а вместе с ним истинное покаяние. С этой же недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва «Покаяния отверзи ми двери…».

Седмица сплошная. Пост в среду и пятницу отменяется. Обжорная пятница – зять приглашал тестя с тещей на угощение – хлебать гороховый кисель с конопляным маслом. Трапеза является формой ритуального обмена. Хозяин от имени Бога наделяет всех участников их долей, а в ответ принимает знаки почтения. Хозяин, хозяйка и дети – это видимые участники трапезы. Но кроме них в трапезе всегда участвуют Бог, ангелы, бесы и души умерших. Все участники, и видимые, и невидимые, имеют постоянные места. Хозяин должен сидеть не в самом углу под иконами, а немного поодаль, оставляя тем самым место для Бога. Души умерших тоже имеют свои постоянные места на божнице. Иконы всегда расставлялись так, чтобы между ними оставалось небольшое пространство, т.к. здесь и размещались души. За столом положено молчать. Безмолвие – признак не только застолья, но и близкого присутствия смерти, так как на столе находится не просто пища, а жертва. Вкушение пищи есть пропускание через себя внешнего мира, его проглатывание и усвоение.

Воскресенье. Неделя о блудном сыне. Глас 6. – вторая приготовительная неделя к Великому посту. В притче о блудном сыне Господь показывает нам, что даже самый падший человек может восстать (подняться) и что Бог принимает кающегося грешника с отеческой любовью. При рождении мы получаем от Господа известную долю имения – разнообразные таланты, способности и благодатные дарования. Но мы уходим от Отца нашего Небесного в дальнюю страну, т.е. в область греха, и там расточаем своё имение – теряем благодать. Потеряв благодать, мы начинаем ревностно служить бесам за те жалкие утешения, которыми они нас награждают. Но душа не может насытиться такою пищею. Обращаясь к Богу с раскаянием, Он нам всё прощает, Он предваряет нас Своей благодатью, принимает нас в дом Свой и наделяет больше, чем прежде, благодатными дарами.

Суббота Вселенская родительская (мясопустная). Поминание усопших (за неделю до Великого поста). Глас 6.

Воскресенье. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Глас 7. – третья приготовительная неделя называется мясопустною, или сырною, а в народе – Масленицей, потому что в эту неделю разрешается вкушать сыр, молоко и яица. Заговенье на мясо (не положено вкушать). Ныне Святая Церковь напоминает нам о Страшном Суде. Уже посылала она нас учиться у мытаря смиренному вопиянию: «Боже, милостив буди мне грешному!». Уже внушала она нам не предаваться падению, а вслед блудного сына, восстав, идти к милосердному Отцу и умолять Его … принять хоть как наемником…. Ныне живописуя картину Страшного Суда, она еще громче говорит: покайтесь.

Всё свершится по мгновению ока: и суд будет без следствий, и осуждение без справок с законами, и возражений не будет. По мановению Божию, отделятся праведники от грешников…

Если не имеешь праведности, за которую мог бы стать с теми, кои одесную Судии, то поревнуй заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния. О едином грешнике кающемся радуются все Ангелы, - говорит Господь. Это они радуются за ту неизреченную радость, какою обрадован будет грешник, покаявшийся в день суда…

Понедельник. Седмица сырная (масленица) – сплошная. В среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц. Празднование Масленицы (Седмица сырная) - сплошная - неделя в феврале или в марте.

Масленица еще называлась Зятницей. Не потешиться на широкую Масленицу – значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить. Поэтому Масленицу праздновали широко. Первый день Масленицы – понедельник - встреча . Из соломы делают чучело и ставят его на снежной горе. Обрядовое посещение молодоженами на Масленичной неделе родителей невесты и жениха, родственников и всех, кто принимал участие в свадьбе. Молодые ехали к теще и оставались у нее сутки или же до конца праздничной недели. Для зятя теща специально пекла блины, творожники, пироги. Яйца, мука, масло, сметена, творог - основные составляющие масляничных блюд. Все они символизируют собой творение мира, берущего начало из молочной реки. Молодые могли гостить в доме у жены до Чистого понедельника. Этот обряд носил название отвязываться от родителей, после чего молодая окончательно отвязывалась от своего родительского дома, в знак чего им вручали чашку (или чашки) и две ложки. Второй день – вторник - заигрыши. Начинаются развлечения: катания на санях, гуляния, представления. Для молодоженов устраивали купание в снегу - попарно укладывали в яму и забрасывали снегом, маслили снегом по лицу. Молодожены не имели права избегать общественных гуляний, присутствовать на катальной горке или кататься по селу в санях. Третий день – среда - лакомка. Готовят блины и прочие яства. Тещи приглашали своих зятьев на блины, созывали всех родных. Масленица блинами хвалится, а всякий блин посланцем солнца является. Блин в народной культуре олицетворял соединение четырех стихий: мука – земля, вода, на которой замешано тесто – водная стихия, огонь - на котором было зажарено – огненная стихия, воздух, находящийся в дырочках блина – стихия воздуха. Блин являлся прототипом просфоры – Тела Господня, которым причащаются христиане. Для того чтобы блин или просфора стали Телом Бога, необходимо было произвести обряд – прочесть молитву. Четвертый день – широкий четверг – масленичный разгул. Пик игр и веселья. Символ Масленицы – приготовленная из соломы кукла. Одевали во все старое, негодное, что являлось символом уходящего и старого времени. Сжигая Масленицу, уничтожали и прогоняли зиму и смерть. В этот день устраивали качели, балаганы, ставили столы с явствами. Пятый день – пятница - Масленица – тещины вечерки. Прием у родственников жены. Шестой день – заловкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных со стороны мужа к себе в гости, а особенно сестер мужа – золовок. Молодуха подавала на тарелочке вкусный блинок, сдобренный сметанкой, коровьим маслицем, медком, да чтобы варенья земляничного вдостоль было, да наливочки вишневой. Недаром на Масленицу родню в гости звали. Можно было за столом все раздоры позабыть, семейный лад поддержать, а кому-то и восстановить.

Воскресенье - Прощеный день. Прощеное воскресенье- целовальник. Глас 8. Заговенье на Великий пост. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. По завершению вечерней трапезы все члены семьи усердно молились и после этого выполняли обряд прощения. Начинали его самые младшие, обращаясь с положенными словами по очереди к старшим. У младших просить прощения не полагалось (прощение – прощаться). Последней прощалась мать с отцом. Глава семьи не просил прощения ни у кого из своих близких. « Если не будете прощать людям согрешения их, - возвещает Евангельское учение, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Последний воскресный день перед началом Великого поста. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Великий пост. Страстная пятница - Великая пятница (Великий Пяток) . Строгий пост. Полное воздержание от пищи. Воспо­минание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Немедленно поутру первосвященники… составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царём Иудейским? Они опять закричали: распни Его! Воины отвели Его внутрь двора… и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него… И били Его по голове тростью, и плевали на Него… Когда же насмеялись над Ним… повели Его, чтобы распять. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона… нести крест Его. И привели Его на место Голгофу… и распяли Его… В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»…А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить… Иисус же, возгласив громко, испустил дух…

В этот день красят яйца и пекут куличи. Сжигали накопившийся за зиму мусор. Яйцо – символ рождения, перехода из небытия в бытие. Яичко расписывается воском, т.к. воск – это небесное молочко, которым наша небесная мать нас кормит. Яичко воплощает собой символ единства. Вода набиралась из трех ручьев. В ней разводили натуральные краски. Яичко клали на зерна, которые являются символом рода-племени. Яички могут быть писанками, а могут быть крашенками. Сосна на писанке – символ здоровья. Черный цвет – цвет начала, из которого все происходит. На черные яички обязательно наносили яркий рисунок, показывая тем самым разнообразие жизни. Ребенку делали яичко-писанку на вишневом фоне, не на черном. Голубь – символ души. Сеточка – символ судьбы. Белый цвет – начало всех начал, судьба, которая строится на небе. Желтая сеточка – символ солнца и судьбы, которая строится здесь. Дубок – символ силы. Точечки – символ плодородия. Сливки – символ любви. Хмель – символ плодородия тоже. Любая ягодка – символ плодородия матери. Цветочки – девичество.

Откуда пошел обычай красить на Пасху яйца: - Одна из учениц Спасителя Мария Магдалина проповедовала в Риме. Однажды со словами «Христос Воскресе!» она преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Удивился император и сказал: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить. Так же трудно поверить, что это белое яичко может стать красным!». И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным! Отсюда и произошла пасхальная традиция дарить друг другу крашеные яйца.

Воскресенье Светлое Христово. Пасха. Православный праздник Светлое Христово Воскресение, Пасха (в воскресенье апрель – начало мая) . Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!» , на которое отвечают: «Воистину Воскресе! ». Такими радостными словами приветствуют друг друга христиане в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения. Воскресение – важнейшее событие земной жизни Христа Спасителя, завершение Его земного служения. Акт окончательной победы над смертью, преобразующий грядущее воскресение мертвых и открытие человечеству жизни вечной. Слово «Пасха» пришло из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диавалу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово – это основа, венец, суть нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Перед началом торжественного пасхального богослужения плащаница вносится в алтарь и полагается на Престоле. В доме готовятся к Пасхе, все моют и чистят, оку­ривают можжевельником все помещения. На Пасху небо ясное – к хорошему урожаю. Если Пасха солнечная, жди солнышка и на Троицу. … По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу…, и говорят между собою: кто отвалит камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален… И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее… Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с ним, плачущим и рыдающим; но они… - не поверили. Радость Воскресения апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» - благой вестью о воскресении Христа.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб. Пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом: большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» - приветствуя друг друга целованием и словами «Христос Воскресе!». Придя домой, а иногда прямо в храме устраивают пасхальный пир.

Первый день Пасхальной недели понедельник Светлой седмицы продолжали ходить друг к другу в гости и поздравлять с воскрешением Христа. Нет поста в среду и пятницу.

Второй день Пасхальной недели Купальница – вторник Светлой седмицы . В этот день обливали водой тех, кто проспал заутреню. Девушки в этот день ходили пряники ловить. Они становились в круг на церковной площади, а парни бросали в них пряники и конфеты. Так же начинались молодежные игры. Продолжаются игры с яйцами. Чтобы быть удачным в играх, нужно было в Чистый четверг рано утром украсть у кого-нибудь со двора обычную палочку.

Третий день Пасхальной недели – Хороводницы – среда Светлой седмицы . Начинались хороводы, которые продолжались до Троицы.

Четвёртый день – четверг Светлой седмицы .

Пятый день Пасхальной недели Прошеный день – пятница Светлой седмицы . Прошение – тесть с тещей звали, просили, зятя на молодое, моленное пиво.

Шестой день Пасхальной недели Ублажение гордых – суббота Светлой седмицы . В этот день родственники молодой посещали дом новобрачных. А родственники молодого ублажали молодуху, если она им нравилась, отсюда и название дня – ублажение гордых.

Артос – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи. Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется и раздается как святыня в благословение верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. По Вознесении Спасителя ученики Христовы, когда сходились на общую молитву, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

Седьмой день Пасхальной недели Красная горка. Красная горка – это праздник, когда девочек впервые вводят в девичий хоровод на место тех, кто вышел замуж. Девушкам-невестам устраивали смотрины.

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха - Фомино воскресение. Восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого пасхального дня, отчего и назван Антипасхой, что значит «вместо Пасхи».

В тот же первый день недели вечером… пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои… Как послал Меня Отец, так и я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати учеников, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. … Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай пест твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Начало второй недели после Пасхи: седмица 2-я по Пасхе. Фомина, проводная . Навий день – (или вторник или четверг) на Фоминой неделе. Кто в этот день перелезет через забор, у того родится навья (мертвая) косточка в ступне или пясти, которая никогда не гниет и может быть причиной смерти.

Радоница – вторник (9-й день после Пасхи) – празднуется веселее Масленицы, что дает ощущение беспрерывности жизни. Родуницы или роженицы – это богини, находящиеся при боге Роде. Если учесть, что православная Пасха справляется в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, то выходит, что Радуница отмечается на второй н еделе (вторник) после этого полнолуния– самое хорошее время для зачинания ребенка. Поминовение усопших. На Пасху и в продолжение всей Светлой седмицы, ради великой духовной радости Воскресения Христова, в храмах отмечаютсявсе заупокойные богослужения, панихиды и лития (разрешается лишь подавать на службу записки об упокоении); даже отпевание усопших в это время совершается по особому пасхальному чину. Для того, чтобы мы могли должным образом поминуть наших усопших родных и близких, разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после Светлой седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу (само название происходит от слова «радость» и означает общую духовную радость живых и умерших о Воскресшем Христе). В этот день в храмах совершаются заупокойные богослужения и панихиды; верующие, приходя на кладбища, посещают могилы своих сродников и близких.

Среда- день постный, пища с маслом.

Пятница – день постный, пища с маслом.

Воскресенье. Начало третьей недели после Пасхи. Неделя святых жен – мироносиц . Во второе воскресение по Пасхе чествуются женщины, следовавшие за Христом и послужившие Ему после Его смерти (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и др.). Послужили Христу при погребении и Его тайные ученики: Иосиф Аримафейский и Никодим. Много понадобилось слов и уверений Господу, чтобы убедить апостолов в Своём Воскресении. Но достаточно было одного апостольского глагола, чтобы жены-мироносицы поверили в радостную весть. Любовь и верность – вот что отличает жён-мироносиц. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них (Луке и Клеопе) на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати (апостолам), возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (всем). Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет». Евангелие от Марка, 16, 9-16. Неделя жен-мироносиц традиционно считается церковным «женским днем», когда в лице учениц Господа ублажаются добродетели женской души.

В воскресенье в неделю жен-мироносиц праздновался бабий праздник моргосье. Моргосье – от слова моргосить, что означает кокетничать, подмигивать, строить глазки. Праздник проводился для того, чтобы задобрить Маргостью, насылающую морготину (тошноту, головокружение) на беременных. В этот день все женщины почитались именинницами.

Понедельник. Седмица третья по Пасхе.

Среда. Пища с маслом.

Пятница. Пища с маслом.

Воскресенье. Начало четвёртой недели после Пасхи – о расслабленном. (о пьянстве).

Понедельник. Седмица 4-я по Пасхе.

Среда. Преполовение Пятидесятницы, т. е. празднуется в этот деньполовина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день вспоминается то событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимаются благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Находясь между днем Пасхи и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием первого из них в Преполовение напоминается и приближение праздника Сошествия Святого Духа, а также и праздника Вознесения Господня. День постный. Пища с маслом.

Пятница.

Воскресенье. Начало пятой недели после Пасхи – о самаряныне. (Прелюбодеяние). Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь благословил словами: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…».

Понедельник. Седмица 5-я по Пасхе.

Среда. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. День постный. Рыба.

Пятница. День постный. Пища с маслом.

Воскресенье. Начало шестой недели после Пасхи – о слепом. Глас 5. Иисус проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии… Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим… Иисус сказап ему: веруешь ли ты в Сына Божия? Он отвечал: а Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

Понедельник. Седмица 6-я по Пасхе.

Среда. Отдание праздника Пасхи. День постный. Рыба.

Вознесение Господне. Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. Иисус Христос явился им и беседовал с ними. «Они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сиё ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сиё, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Вознесенье Господне (сороковой день после Пасхи – май - начало июня) – весна возносится на небо, а лето красное опускается на землю. В этот день окончательно заканчивались пасхальные торжества. Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется. В память Вознесения Господня на небо пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами. Зачастую пироги пеклись с луком. Часто лесенки делались с семью перекладинами, что указывало на семь небес. По народному объяснению, лесенки пекли для того, чтобы Христу легче было подняться, вознестись на небо. Кое-где пекли блины – Христу на онучи (подвертки, портянки).

После Вознесенья семь дней отмечается церковью Попразднство Вознесения Господня. На восьмой день – отдание праздника Вознесения Господня.

Пятница. День постный. Пища с маслом. Вскоре после Вознесения Господь послал Своим ученикам и апостолам и всем составлявшим тогда малое стадо Христово – Духа Божественного, Который исполнил всех их чрезвычайными дарами: святостью, мудростью, даром языков, чистейшей и пламенной любовью, ревностью к славе Божией и о спасении душ человеческих, миром, радостью и т.д.

Воскресенье. Начало седьмой недели по Пасхе – святых отцов I -го Вселенского Собора (325). Память святых отцов семи Вселенских Соборов.

Понедельник. Седмица 7-я по Пасхе.

Среда. День постный. Пища с маслом.

Пятница. День постный. Пища с маслом.

Суббота. Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших. Троицкая вселенская родительская суббота отмечается накануне праздника в честь Пресвятой Троицы. Праздник Троицы – день воспоминания Божественного промысла о мире, по которому все люди, избравшие праведную жизнь, сподобляются вечной радости в общении с Богом, своим Творцом и Спасителем. Это также день рождения Церкви, объединяющей живых и усопших.

Поэтому накануне дня Святой Троицы Церковь молится об усопших, испрашивая им у Бога милости, прощения грехов и вечного блаженства. Этот день является праздником единства Церкви земной и Церкви Небесной.

Воскресенье. Неделя восьмая по Пасхе – День Святой Троицы или - Пятидесятница. Праздник посвящен воспоминанию сошествия Святого Духа на апостолов, бывшего на пятидесятый день по Воскресении Христовом. Воскресный день Пятидесятницы не относится ни к какой седмице.

Отмечается через (семь недель) 50 дней после Пасхи. Три – число, связанное в традиционной культуре с образом великой Тройственной богини. Она (задолго до христианства) едина в трех лицах – дева, мать и старуха. Начало Троицкой, Всесвятской недели. С понедельника через неделю после Святой Троицы начало Петрова Поста (до 12 июля).

В Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из египетского рабства, а Пятидесятница была памятью о даровании Богом Моисею Закона – десяти заповедей на Синайской горе; и как в Новом Завете Пасха стала празднованием смерти и Воскресения Христовых, «исхода» людей из грешного мира в Царство Божие, так и праздник Пятидесятницы стал дарованием «нового Закона», сошествием Духа Святого на учеников Христовых. Момент сошествия Духа Святого обычно называют рождением Церкви. В этот день Дух Святой сошел на первых учеников Христовых и соделал из них Церковь. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать». Дух Святой, сошедший на учеников, пребывает всегда в Церкви многоразличными действиями и дарами. В этот день впервые после Пасхи поется молитва Святому Духу «Царю Небесный». А на вечерне в день праздника впервые за этот период в Церкви совершаются коленопреклоненные молитвы. В богослужении праздника сошествие Духа отмечается вместе с явлением людям Святой Троицы, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества. В центр православного храма в этот день выносится икона Святой Троицы. Этот день именуется Троицей, потому что именно сошествие Святого Духа явило нам попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения Диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. По традиции, в этот день храмы изнутри украшаются цветами и зеленью (обычно небольшими березками).

Понедельник – седмица 1-я по Пятидесятнице. Сплошная. День Святого Духа – «Духов день». Этот праздник был установлен Церковью ради величия Пресвятого Духа - третьего Лица Святой Троицы. Сообщаясь христианину в Таинствах церковных, Дух Святой обогащает его многоразличными дарами. Святой Дух именуют также Утешителем, потому что Он может ободрить и успокоить нас; «вместо Христа» мы приняли Его и чрез Христа Его имеем. В этот день земдя именинница, так как в этот день она сотворена и потому нужно дать ей отдых. По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки, их не бывает до самой осени. Не верь теплу до Духова дня! Придет Свят-Духов день – будет на дворе как на печке. Свят-Дух весь белый свет согреет. В этот день без опояски (пояса) выходить не полагалось, а то паче чаяния подступится сила какая, навлечет злые чары да болезни. А пояс поможет, обережет.

Среда. Поста нет.

Пятница. Поста нет.

Суббота. Отдание праздника Пятидесятницы.

Воскресенье – неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8. Заговенье на Петров пост. Святая Церковь каждый день творит память святых. Но чтобы не оставить без чествования угодников Божиих, подвизавшихся безвестно, не явленных Церкви, то святая Церковь установила день, в который прославляет всех угодивших Богу, чтобы не оставалось никого, не прославляемого ею. (Это совершается в первую неделю по Пятидесятнице). Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа она узаконила потому, что все святые сделались и становятся святыми по благодаянию Святого Духа. Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотой и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, достойная Нового Неба и Новой Земли. Поревнуем же и мы идти вслед за святыми Божиими. Как это делать – учит Евангелие… . (Святитель Феофан Затворник).

На вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

Каждая Неделя после Пасхи имеет определенное наименование и посвящена важным церковным событиям: Неделя 2-я по Пасхе именуется Антипасхой, в народе - Фомина неделя, грядущий выходной день посвящен женам-мироносицам, далее следует Неделя о расслабленном, Неделя о самарянке, Неделя о слепом. Сегодня мы поговорим о том, почему воскресные дни после Пасхи именуются определенным образом и особо выделяются в церковном календаре.

Но прежде, поясните, почему словом «Неделя» в церковном календаре называется только один конкретный воскресный день, а привычная для нас неделя с понедельника по воскресенье в церковном календаре называется седмицей?

Такая сложность в терминологии обусловлена тем, что богослужение в Русской Православной Церкви, церковный календарь и все календарные особенности ведутся на церковнославянском языке. Этот язык похож на русский лишь в определенных моментах, а в других похож не очень или совсем не похож. Человеку, который с церковнославянским языком знаком слабо, для того, чтобы все правильно понять, нужно усвоить такую вещь: именно воскресный день по-церковнославянски называется Неделя, от слова «не делать», когда человек устраняется от всех мирских дел ради того, чтобы себя посвятить духовному деланию, духовным занятиям, в первую очередь, посещению храма Божия. Обычно вся церковная община в день воскресный собирается в храме Божием. Именно поэтому день, в который люди не делают или стараются не делать ничего мирского, а занимаются духовным деланием, день, посвященный воспоминанию Воскресения Христа из мертвых, по-церковнославянски называется Неделя. Соответственно, все воскресные дни, которые имеют особое значение, особо отмечены в календаре, они так и называются в календаре - Неделя такая-то, к примеру, Неделя 2-я по Пасхе. Семидневный отрезок времени, который мы по-русски называем неделей, по-церковнославянски называется седмица.

Таким образом, если речь идет о седмице в церковном календаре, то имеется в виду семидневный отрезок времени. А если речь идет о Неделе, то имеется в виду воскресный день, который отмечен тем или иным воспоминанием.
Еще важно отметить такую особенность воскресных дней после Пасхи - их отсчет начинается с самой Пасхи. Неделя 2-я по Пасхе в календаре нигде не отмечена, потому что это сама Пасха. Неделя 2-я по Пасхе наступает по-русски через неделю, по-церковнославянски - через седмицу после Пасхи. Она называется - Неделя 2-я по Пасхе.

Можно сказать, что это путаница - лингвистическая. Получается, что когда мы говорим о Фоминой Неделе, то имеем в виду один конкретный воскресный день -Недели 2-ой по Пасхе?

Да, это воскресенье, которое следует после праздника Святой Пасхи.

Почему те Недели по Пасхе, которые мы упомянули в начале передачи, выделяются в церковном календаре особым образом?

Действительно, каждое воскресенье, или по-церковнославянски каждая Неделя после Пасхи, отмечена особым воспоминанием. В основном эти воспоминания касаются тех евангельских чтений, которые положены в эти воскресные дни. Некоторые дни связаны памятованием особых святых, например, воскресный день, в который вспоминаются святые отцы Первого Вселенского Собора, - это уже отдельные церковные воспоминания, и соответственно этому воспоминанию посвящен отдельный воскресный день. В основном это евангельские чтения и соответствующие им особые размышления, которые христианам полезно иметь. Каждое из евангельских чтений посвящено особой теме, за исключением евангельского чтения в Неделю жен-мироносиц. Эти чтения достаточно длинные и серьезные, каждое из них посвящено особенному случаю из жизни Господа Иисуса Христа; они позволяют христианину целую седмицу посвятить осмыслению того евангельского чтения, о котором шла речь на воскресном праздничном богослужении.

- Неделя 2-я по Пасхе называется Антипасхой, или Фоминой неделей. Что такое Антипасха?

Антипасха звучит странно и даже угрожающе, будто имеет антихристианский смысл. На самом деле слово «анти» в греческом языке имеет значение не только «против», но и «вместо». Когда мы говорим Антипасха, имеем в виду что-то вместо Пасхи. Мы можем задать себе вопрос: «Разве может быть что-то вместо Пасхи?». Да, может. Вместо Пасхи может быть воспоминание о Пасхе чуть меньшей силы, такое воспоминание, которое вновь заставляет трепетать каждое верующее сердце, вновь побуждает его радоваться Воскресению Христову, поэтому именно в следующий воскресный день после Пасхи совершается особое воспоминание Воскресения Христа. Даже есть такая церковная традиция: именно в этот день совершают свои престольные праздники храмы, престолы которых освящены в честь Воскресения Христова. Вроде бы престольный праздник должен быть в Пасху, но церковная традиция подразумевает, что в этих приходах празднование совершается неделей позже - в день Антипасхи.
Также это воскресенье называется Неделей о Фоме, или Фоминой Неделей, или Неделей уверения апостола Фомы.

По сути, каждый из воскресных дней является вместо Пасхи? Ведь воскресение оттого и воскресение, потому что мы вспоминаем важнейшее христианское торжество?

Так оно и есть. Но из всех воскресных дней именно Антипасха воспринимается нами как главное из воскресений после Пасхи.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Великим постом говорили, что молитва святого Ефрема Сирина читается только в Великий пост. В конце Псалтири, после чтения кафизм, написано, что нужно читать молитву Ефрема Сирина. Можно ли читать молитву Ефрема Сирина каждый день?».

Здесь можно ответить краткой церковной монашеской поговоркой о том, что келья устава не знает. Поэтому те особенности, которые касаются богослужения в храмах, могут не касаться тех молитвословий, которые мы совершаем келейно, в домашних условиях. Я знаю, что многие христиане считают для себя возвышенным и назидательным чтение молитвы святого Ефрема Сирина не только Великим постом, но и в другие дни. Пожалуй, только в Пасху, когда нужно радоваться особо, покаянная молитва святого Ефрема Сирина не будет уместной даже в келейных условиях. Вообще, молитву Ефрема Сирина, если она возбуждает в вашей душе высокие благочестивые чувства и побуждает к доброй христианской жизни, конечно же, можно в келейных условиях читать. Но на Светлой седмице, когда в храмах поют о Воскресшем Христе, когда идет возвышенное и радостное богослужение, вряд ли нужно в келейных условиях переходить к сугубому покаянию, которое несет в себе замечательная молитва святого Ефрема Сирина.

- Какое событие мы вспоминаем в Фомину Неделю?

В Фомину Неделю совершается чтение Евангелия об уверении святого апостола Фомы. Это достаточно длинное евангельское повествование, в котором говорится о двух встречах воскресшего Христа Спасителя со своими учениками-апостолами. Отмечено, что Христос Спаситель являлся им тогда, когда они были взаперти «страха ради иудейска». Эти слова означают тот страх, которым объяты были апостолы; в то время на них еще не сошел Дух Святой, и они не были еще теми замечательными проповедниками воскресения Христа из мертвых. Это были сильно напуганные люди, которые в полной мере могли почувствовать на себе силу иудеев, распространявших о них слух, что они являются обманщиками и возмутителями народа, они похитили тело Иисуса из гробницы и объявили Его воскресшим. Их в любой момент могли схватить, арестовать и подвергнуть самому суровому наказанию по обвинению в возмущении народа. Апостолы были этим напуганы и сидели взаперти. Они пребывали в молитве, но тот момент, когда они сидели взаперти, свидетельствует о том, какие обстоятельства окружали их жизнь. К ним является Господь Иисус Христос, беседует с ними, подает им мир, преподает им власть прощать людям грехи (это еще до сошествия Духа Святого). Мы можем только представить, какую бодрость могли внести в апостолов эти слова Христовы. Но среди них в тот момент не было апостола Фомы. Когда ученики рассказали ему о том, что они видели Воскресшего Господа, он не поверил этому и стал говорить: «Пока я не вложу свои пальцы в Его раны на руках и ногах, пока я свою руку не вложу в Его рану на ребрах, я не поверю». Его слова в точности повторяет Господь Иисус Христос тогда, когда апостолы уже были собраны вместе с апостолом Фомой. Христос Спаситель, появившись среди них, «говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин., 20:27) . Фома, тотчас уверившись не столько в том, что ему нужно вложить руку и ощутить раны, но и в том, что Христос повторяет в точности слова, какие он говорил своим собратьям по апостольскому служению, бросается к ногам Спасителя и говорит слова исповедания веры: «Господь мой и Бог мой!». В этот момент Фома был уверен на все сто процентов. Христос Спаситель тут же его подкрепляет: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин., 20:29).
Здесь апостол Фома предстает не как человек, для которого сложно во что-то поверить, а, скорее, как человек, для которого вера имеет настолько большое значение в жизни, что для того чтобы поверить, нужны крепкие, непоколебимые основания.

Есть такая поговорка, когда человека сравнивают с Фомой: «Фома неверующий». Это отсылка к этой евангельской истории?

Да. Уверение апостола Фомы - это целое повествование в евангельском чтении. Когда человека сомневающегося и слабого в вере называют Фомой неверующим, то это очень лишь внешнее описание сути. На самом деле, апостол Фома был не просто верующим, а настолько верующим, что ему нужны были основания более прочные, чтобы и вера была прочной: таковы были требования его души.

Апостола Фому характеризует и другой момент из Евангелия: когда Христос Спаситель пророчествовал о Себе, что Ему надлежит быть в Иерусалиме и умереть, ученики по этому поводу могли иметь самые разные переживания. Фома был горяч в своей приверженности к Христу Спасителю, как никто другой, он сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним». Из этих слов можно сделать вывод, что Фома не был колеблющимся в вере учеником, просто для того чтобы веровать, ему нужны были существенные основания, и он их искал.

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Можно ли читать после Светлой седмицы Псалтирь по умершим?».

Конечно, можно. Псалтирь по умершим нужно читать по мере того, насколько нас эта тема заботит, насколько у нас есть душевная потребность молиться за усопших родных и близких. Светлая седмица прошла, и вполне можно вернуться к этому чтению.

Думаю, что в каждой из воскресных историй заложен не образ конкретного человека, например, апостола Фомы, а некий собирательный образ, который поучителен для людей. Как эти истории правильно читать, чтобы узнавать их не только как чью-то историю, а проживать как свою личную историю?

Именно такое понимание Евангелия бывает очень плодотворно, при котором человек этим занимается в соответствии с церковной традицией и поучениями, слышимыми от священника в храме. Каждый человек может с апостола Фомы брать пример того, чтобы не быть легковерным, не быть суеверным. Очень часто суеверия сопровождают нашу жизнь, мы можем встретить суеверных людей и в храмах Божиих. Суеверие может проникнуть в любой аспект нашего вероучения, если кто-то на нем сосредоточится поверхностно. Суеверие - это противоположность той духовной требовательности, которая была у апостола Фомы, поэтому каждый христианин может себе задать такие вопросы: «Для того чтобы веровать, не нужно ли мне иметь гораздо больше оснований, чтобы моя вера не рассыпалась в случае искушений? Достаточно ли много я читаю духовных книг, для того, чтобы моя вера была крепка? Достаточно ли много я знаю о своей вере? Достаточно ли в моей жизни христианского общения, для того, чтобы свою веру подкрепить от веры других людей, чтобы моя вера была не чем-то фундаментальным, что я для себя отлил в бетоне и поставил на полку, а живой и восполненной?». Каждый человек может себе сказать: «И я в чем-то могу быть похож на апостола Фому», и взять с него в этих вопросах пример.

Вопрос телезрительницы из Курска: «Батюшка, я много лет смотрю Вас по каналу «Союз», искренне желаю Вам здоровья и благополучия. Вы сегодня много рассказывали об апостоле Фоме. Расскажите немного об апостоле Иоанне».

Апостол Иоанн по возрасту был самый молодой ученик Иисуса Христа, именно поэтому, как предполагают ученые и специалисты в области психологии, он смог запомнить в тонких подробностях прощальную беседу Христа Спасителя с учениками, Его длинную молитву-обращение к Своему Небесному Отцу перед Своими крестными страданиями. Апостол Иоанн их с подробностью и точностью изложил в своем Евангелии, восполнив этим недостаток других Евангелий. Евангелие от Иоанна было написано позже других, и оно отличается именно теми подробностями, которые были пропущены в других Евангелиях. Святой Иоанн и как ученик, и как автор Евангелия очень много сделал для того, чтобы донести до нас особенности последних дней из жизни Христа Спасителя.

- Вопрос телезрительницы: «В Псалтири, в Псалме 108, есть такие слова: «Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех» . Поясните, как молитва может быть в грех?».

И второй вопрос телезрительницы: «Я - новоначальная Людмила. Мои знакомые и друзья не стали воцерковляться вместе со мною, остались в мирской жизни. Отношения с ними у меня теперь не складываются: я избегаю общения с ними, так как общение сводится к осуждению, сплетням, ненужным разговорам. Они обижаются на меня. Как быть?».

В книге Псалтирь встречаются моменты, когда псалмопевец ведет повествование о своих врагах, и обрушивает на их головы серьезные пожелания. Эти моменты обусловлены определенными историческими событиями, о которых мы можем прочитать в библейских книгах. Как и Священное Писание, книга Псалтирь является книгой, которую можно понимать прямо, а можно иносказательно. В иносказательном понимании те места, где говорится о пожеланиях негативных и нехороших, молящийся человек может относить к врагам рода человеческого - к дьяволу и бесам.

Может ли молитва христианина быть в грех? Ответ на этот вопрос может быть положительным, потому что, если человек молится о том, что ему неполезно, такая молитва неугодна Богу. Если человек молится о том, чтобы обстоятельства его жизни сложились таким образом, чтобы был успех в греховных делах, разве такая молитва праведна перед Богом? Есть поучительное повествование: некий разбойник, направляясь на разбойничество, имел обыкновение молиться перед иконой Божией Матери о том, чтобы его замысел закончился успехом и его не поймали, чтобы те, кого он хотел обворовать и ограбить, не подняли тревогу, чтобы он вернулся живым и невредимым с добычей. И только чудо Божие заставило однажды его одуматься от своего злого образа жизни. Так вот это образец такой молитвы, которая в грех, поэтому с этого разбойника не нужно брать пример.

Как Вы считаете, нужно ли вступать в споры с людьми, которые начинают по поводу чего-то возражать? Нужно ли стараться избегать таких тем, мнения в которых с близкими ранее людьми расходятся?

- Вопрос телезрительницы: «В Евангелии от Иоанна сказано: “Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго” (Ин., 20:21-22) . Как это понять?».

Когда Христос Спаситель во время этой беседы сказал ученикам: «Примите Дух Свят», это было не само сошествие Святого Духа: оно совершилось позже - в день Пятидесятницы. Это было предварительное обещание того, что ученики скоро примут Духа Святого, Который их наделит сверхъестественными Божиими дарованиями - всеми теми дарованиями, которые апостолам надлежит иметь, чтобы нести весть о Воскресении Христовом всем народам земли. Мы можем так рассуждать: «Как же может быть явление Воскресшего Христа Спасителя без нисшествия благодати Духа Святого?». Конечно, не может такого быть. Поэтому, в каком-то смысле и это пришествие Христа Спасителя, воскресшего из мертвых, и этот призыв, Который Он адресовал апостолам: «Примите Дух Свят», - был в какой-то мере сошествием Духа Святого на Его учеников. Тем не менее, гораздо большее воздействие по своим плодам произвело на учеников то сошествие Святого Духа, о котором мы знаем как об особом посещении их Святым Духом в день Святой Пятидесятницы.

- Грядущий воскресный день посвящен подвигу жен-мироносиц. Что это за подвиг, и чем он для нас поучителен? Слово жена в данном случае означает не жена, как законная супруга, а просто женщина?

- Да, по-церковнославянски жена - это женщина. В этот день в храмах читается Евангелие о погребении Христа Спасителя и о том, что преданные Господу ученицы смотрели, как совершалось это погребение. Затем говорится о том, что они с ароматами стремились рано утром ко гробу Христа Спасителя, для того чтобы помазать Его благовонными ароматами, которых, как им казалось, было мало разлито на тело Христа Спасителя при погребении. Господа погребали в спешке, потому что наступала суббота, когда людям Ветхого Завета надлежало пребывать в спокойствии, молитве и не совершать никакой работы. Эта спешка показалась этим женщинам неуместной, и нужно было восполнить тот недостаток, который был при погребении Христа, поэтому они с этими ароматами шли ко гробу Христа. Шли и думали, кто же им отвалит от гроба камень. Но никакие ароматы уже не понадобились, потому что Христос Спаситель прямо на восходе Солнца воскрес, камень был отвален, стража разбежалась. Сами жены-мироносицы встретили явление ангела, который известил им в самых простых словах о том, что Христа Спасителя уже нет здесь: Он воскрес. Потом, когда апостолы приходили, они тоже видели ангела Божия и видели пустой гроб. Но не апостолы пошли с этой миссией - оказать любовь и честь умершему Христу Спасителю, а именно женщины, которые были Его ученицами, которые следовали за Ним и служили Ему. Преодолевая свой страх (ученики казненного Христа Спасителя могли в любой момент подвергнуться опасности), превозмогая все обстоятельства этих последних дней, эти женщины явили лучшие качества - самую непосредственную любовь, веру и преданность. Это те свойства души, которых всем нам всегда не хватает, как мужчинам, так и женщинам. Это один из тех примеров, когда мужчины могут совершенно со спокойной душой и твердым сердцем говорить: «Да, это те женщины, с которых мы, мужчины, можем брать пример».

Вопрос телезрительницы: «Могу ли я в свой очередной отпуск поучаствовать в монастырской жизни? Монастыри от меня находятся далеко. Могу ли я в качестве трудника пожить в монастыре, оплатив проживание? Я могу выполнять хозяйственные работы, мелкий ремонт, помогать на кухне. Куда мне обратиться, с чего начать?».

Монастыри бывают разные: большие, маленькие, бывают монастыри, при которых есть гостиницы, хорошие условия, чтобы принимать паломников и трудников. В маленьких монастырях таких условий еще не создано. Для начала нужно созвониться или списаться через Интернет по электронной почте с тем монастырем, который Вы присмотрели, и задать необходимые вопросы тем, кто отвечает в монастыре за общение с окружающим миром (обычно это специально благословленные на это монахи). Можно из нескольких монастырей выбрать один, чей ответ Вам окажется больше по душе. Иногда монастыри публикуют на своем сайте ответы на подобные вопросы. Можно поступить таким образом, а можно воспользоваться отзывами паломников, которые уже где-то побывали.

У тех монастырей, которые имеют право принимать кого-либо, всегда есть интернет-сайт. Это, как правило, крупные монастыри, с развитой жизнью, в том числе в интернет-пространстве.

Вопрос телезрительницы из Самарской области: «В храме была общая исповедь, после которой на аналой вынесли Крест и Евангелие, всех причастили, при этом епитрахиль не накладывали. Можно ли так?».

В наше время в большинстве храмов все-таки есть условия, при которых можно обойтись без общей исповеди. Тем прихожанам, которым кажется, что их чувства тем самым задеты, можно обратиться к священнику, чтобы он назначил время для исповеди отдельно. Бывают случаи, когда священник, за многолюдством молящихся, совершает общую исповедь, но, скорее всего, это должно происходить не так, как описано в данном случае. Когда много молящихся, священник может совершить общую исповедь, обратившись ко всем исповедникам с соответствующей покаянной беседой, которая бы располагала молящихся к покаянию. При этом священник всегда сохранит добрые и теплые взаимоотношения с прихожанами, когда тех из них, кто нуждается в отдельной исповеди, к себе под епитрахиль примет и то, что нужно выслушать, выслушает. Бывают случаи, когда священник знает всех своих прихожан, которые на протяжении всего Великого поста исповедовались и причащались. Перед большим праздником таким прихожанам, которые действительно являются кающимися грешниками, готовыми к причастию, можно преподать какое-то общее благословение.
Когда нужно в индивидуальном порядке поведать что-то священнику, такому человеку можно посоветовать обратиться к своему приходскому священнику и попросить его, чтобы он выслушал Вас отдельно. Пусть женщина, задавшая вопрос, так и сделает.

- Для чего во время исповеди на голову накладывается епитрахиль?

Епитрахиль накладывается на голову человека в знак Божией милости. Таинство покаяния несет в себе сразу несколько смыслов: человек избавляется от грехов, высказывая их, а священник призывает благодать Святого Духа, для того чтобы Господь простил человеку грехи. И когда человек склоняет свою голову перед Крестом и Евангелием, священник накладывает епитрахиль, как знак Божией милости, перекрещивает его, читая тайносовершительную молитву, а потом снимает епитрахиль. Надевание епитрахили означает посещение благодати Святого Духа, а снятие епитрахили означает, что вместе с ней священник с человека убирает грехи Божией силой. Для внимательного христианина каждое из этих действий является особенно утешительным.

Да сохранит Господь всех благочестивых телезрителей Своею благодатью! Мы переживаем радостные дни Пасхи Христовой, поэтому от всей души поздравляю всех: Христос Воскресе!

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Нина Кирсанова

5 уроков в изложении Андрея Музольфа, преподавателя Киевской духовной семинарии .

– Андрей, это правда, что в течение недели после Пасхи нельзя справлять , скорбеть об усопших, так как речь идет о радостной неделе? Можно ли ходить в эти дни на кладбище и поминать усопших?

– На Светлой седмице Церковь не совершает таких заупокойных богослужений, как панихиды и литии, но в то же время не запрещает поминать усопших близких на Проскомидии и в частных домашних молитвах. Подобная практика объясняется тем, что вся посвящена самому главному событию, которое произошло в человеческой истории – Воскресению из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Благодаря Воскресению Спасителя каждый из нас получает надежду и на собственное воскресение, прежде всего –воскресение от духовной смерти, то есть от греха и власти диавола. Именно поэтому никакая печаль (в том числе и печаль по умершим родственникам) не должна затмить собой радость пасхальных дней. И даже если в эти дни кто-нибудь умрет, отпевание совершается по особому пасхальному чину, в котором нет ни одного скорбного песнопения, но практически все молитвы посвящены Воскресшему Христу. Таким образом, любая скорбь в эти светлые, радостные дни может быть выражением только одного – нашего неверия в блаженную посмертную участь умерших близких, ради спасения которых умер и воскрес Сам Бог.

Если мы хотим хоть как-то помочь усопшим родственникам, в дни Светлой седмицы нам нужно ходить не на кладбище, а в храм и молиться о них (как уже было сказано выше, молитва об усопших на Проскомидии не отменяется. Кроме того, молитва на Проскомидии является самой важной, так как священник во время этой молитвы вынимает из просфоры частички о здравии и упокоении, которые впоследствии будут опущены в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Омый, Господи, грехи зде поминавшихся…»). Традиция же ходить на Пасху на кладбище возникла в то время, когда атеистическая советская власть закрыла большинство храмов и монастырей и люди получали возможность помолиться Богу в особом святом месте только на кладбищах.

– Можно ли венчаться на Светлой седмице?

– на Светлой седмице, согласно практике Православной Церкви, не совершается. Как уже было сказано выше, пасхальные дни символизируют особую духовную радость о Христе Воскресшем, и потому Венчания начинают совершаться только со следующего воскресенья после Пасхи.

– Нужно ли поститься перед Причастием на этой неделе? Как готовиться?

– Ввиду того что Светлая седмица является сплошной (то есть пост в эти дни отменяется), желающие причаститься приступают к Чаше, естественно, только после Исповеди, но без соблюдения обычного перед Причастием трехдневного поста. Единственное условие, которое остается неизменным – не есть и не пить после полуночи (за исключением особых медицинских предписаний).

Еще одним из правил является прочтение вместо обычных канонов и последования ко Причастию особых молитв: Пасхального канона и Часов Святой Пасхи. Чтение молитв ко Причащению (помещены в молитвословах сразу после последования ко Причащению), по установившейся традиции, остается неизменным.

– Стоит ли приветствовать неверующих людей пасхальным возгласом «Христос Воскресе!»?

– В период Светлой седмицы обычные утренние и вечерние молитвы заменяются упомянутыми нами ранее Пасхальными часами. Они гораздо короче, чем утреннее и вечернее правило, а также не содержат в себе молитвословий покаянного характера – выражают одну только радость от великого события Воскресения Христова.

Андрей Музольф
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, «гушкалiся на арэлях» - качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.

Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что назавтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.

В этот день разрешалось работать в саду и огороде - обрезать сучья, сажать и пересаживать деревья: «Святая Радаунiца-садоунiца! Сады садзiць i палiць».

Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В народе считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.

Вторник на этой неделе - один из главных дней в цикле поминовения предков - Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности допущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: «На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць» . Утром хозяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуальных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца
(одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминальной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища.

В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих родственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.

Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:
белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоронена девушка;
белый фартук на крест на могиле женщины;
белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоронен мужчина или молодой человек.

Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.

Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов:
блюдце;
чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;
o пасхальное неосвященное яйцо;
o что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы);
домашнее печенье, одну конфету;
o неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество , так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня - ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!)
o После этого все «хрыстосавалiся з памершымi» - хозяйка брала пасхальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.

Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присутствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), принесенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) «старейшина» отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял (те самые «слезы» на дне рюмки). Чарку снова доливали и передавали следующему из присутствующих по старшинству. Тот и последующие участники обряда снова и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне водку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне «слеза») была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной

Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупилась, то не обходилось без голошений и слез.

Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у по¬рога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет «трогать» землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходится на позднюю весну). Это может обернуться продолжительной летней засухой и как следствие - неурожаем, а также повлечь за собой смерть кого-либо из близких родственников, поэтому сначала следовало навести порядок на могилах своих предков - заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйствен-ных работ.

Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.

Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород - всегда будете с урожаем.

На родительский день можно увидеть вещий сон «от родителей» или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

«Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Статья подготовлена с использованием материала книги «Золотые правила народной культуры», авторы Оксана Котович и Янка Крук, 6-е издание, дополненное, Минск «Адукация i выхаванне» 2011 г.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме