Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дисквалифицировали директора. Как быть организации

Число дисквалифицированных директоров растет. В нем содержатся данные о тысячах человек. Более того, появляются новые причины для дисквалификации и причины, по которым налоговики сами без суда могут запретить директору занимать эту должность. Если упустить дисквалификацию директора, то возможен штраф – до 100 тысяч рублей.

Причины для дисквалификации директора

Самая частая причина для дисквалификации связана с фиктивным адресом компании. Инспекторы проверяют, находится ли компания по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ, и если нет, то обращаются в суд. А суд уже принимает решение о дисквалификации руководителя. Также причинами дисквалификации могут быть:

  • расчеты без контрольно-кассовой техники;
  • директор не оплатил долги фирмы;
  • нарушение сроков выплаты зарплаты и другие трудовые нарушения.

Какие последствия от дисквалификации?

Кроме прямой дисквалификации для директора есть другие риски. Если у него плохая репутация, его просто не включат в ЕГРЮЛ. Так, директор не сможет руководить другой компанией, если бросил прежнюю организацию с долгами и инспекторы исключили ее из реестра. В этом случае налоговики откажутся вносить в реестр сведения о директоре (подп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Похоже на дисквалификацию, только без суда.

Дисквалификация означает, что суд запретит директору руководить любой компанией и входить в совет директоров любой компании в течение длительного срока - от 6 месяцев до 3 лет.

Кроме этого, директору нельзя будет работать в этой должности, появится недоверие со стороны контрагентов. Инспекторы снимают расходы и вычеты, если сделку заключил дисквалифицированный директор.

Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ). (Письмо Минфина России от 27.12.2017 № 03-12-13/87273)

Как проверить директора на дисквалификацию

Перед назначением нового генерального директора лицо, уполномоченное заключить с ним трудовой договор, обязано проверить претендента на предмет дисквалификации за совершенное ранее административное правонарушение.

Читайте также Что относится к финансовым инвестициям

Платная справка

Информация о дисквалификации содержится в реестре дисквалифицированных лиц ФНС России. После обращения выдается выписка о дисквалифицированном лице либо справка об отсутствии такой информации в реестре (ч. 2, 3 ст. 32.11 КоАП РФ).

Стоимость предоставления выписки или справки составляет 100 рублей (постановление Правительства РФ от 03.07.2014 № 615, п. 27 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 30.12.2014 № 177н).


Бесплатно

Сведения о дисквалифицированных лицах размещаются также на

Новая страница 1

ПОНЯТИЕ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ

Дисквалификация как новый вид административного наказания была установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), вступившим в силу с 1 июля 2002 г. В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно п. 2 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация устанавливается судом на срок от шести месяцев до трех лет.

К КОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНА ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

В соответствии с п. 3 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Это означает, что дисквалификация может быть применена к физическим лицам, наделенным правомочиями должностного лица, действующим в коммерческих и некоммерческих организациях, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе осуществляющим полномочия арбитражных управляющих.

Таким образом, дисквалификации могут быть подвергнуты:

· должностные лица, выполняющие руководящие функции в коммерческих и некоммерческих организациях (директор, генеральный директор, президент, вице-президент, их заместители);

· индивидуальные предприниматели;

· арбитражные управляющие (лица, назначенные арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В отношении индивидуальных предпринимателей полагаем необходимым указать следующее. В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Вместе с тем возникают вопросы в отношении применения норм КоАП РФ о дисквалификации к индивидуальным предпринимателям. В частности, индивидуальный предприниматель отстраняется от выполнения функций, указанных в ст. 3.11 КоАП РФ. Но он не всегда занимает должность в исполнительном органе юридического лица или управляет им как менеджер. Он может быть просто собственником «бизнеса» и при этом нарушать требования законодательства о труде. Данный вопрос КоАП РФ недостаточно урегулирован.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ЗА КОТОРЫЕ КОАП РФ УСТАНАВЛИВАЕТ ДИСКВАЛИФИКАЦИЮ В КАЧЕСТВЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Дисквалификация может быть применена судом за совершение следующих административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:

· повторное нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);

· фиктивное банкротство (ч. 1 ст. 14.12);

· преднамеренное банкротство (ч. 2 ст. 14.12);

· сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (ч. 1 ст. 14.13);

· неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 2 ст. 14.13);

· невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 3 ст. 14.13);

· ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

· совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22).

ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ К ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НАРУШИВШЕМУ ПОВТОРНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Согласно ст. 356 ТК РФ органы федеральной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

Основания для возбуждения административного дела в отношении генерального директора

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из оснований для возбуждения дела является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Статьей 357 ТК РФ установлено, что правовые инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности и соответственно запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Согласно п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Применительно к генеральному директору это означает, что решение выносит судья общей юрисдикции в отличие, к примеру, от арбитражных управляющих, где решение выносит судья арбитражного суда.

Исполнение решения суда о привлечении генерального директора к административной ответственности в виде дисквалификации

В соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности, должно немедленно исполнить постановление о дисквалификации и прекратить управление юридическим лицом. Из буквального толкования данной нормы следует, что работодатель должен немедленно расторгнуть с дисквалифицированным лицом трудовой договор (контракт).

В этой связи следует обратить внимание на порядок увольнения руководителя организации, подвергнутого дисквалификации. В ТК РФ сегодня нет основания увольнения, дословно формулирующего эту ситуацию. В проекте изменений к ТК РФ запланировано дополнить ч. 1 ст. 83 новым пунктом 8 следующего содержания: «8) дисквалификация работника в соответствии с федеральным законом, влекущая невозможность исполнения работником трудовых обязанностей». Однако эти изменения еще только ждут своего принятия Государственной Думой. А пока в подобный случаях используется п. 14 ст. 81 ТК РФ, которым предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами , в частности, разумеется, и Кодексом об административных правонарушениях. Таким образом, именно по этому основанию - по п. 14 ст. 81 ТК РФ и должен быть уволен дисквалифицированный генеральный директор.

Также может возникнуть вопрос в отношении немедленного исполнения решения суда в случае обжалования дисквалифицированным лицом решения суда, поскольку право на обжалование гарантируется законом лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Согласно КоАП РФ решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок. Если в течение этого срока не была заявлена жалоба, решение вступает в законную силу и подлежит немедленному исполнению. Если же жалоба своевременно подана и принята к рассмотрению, исполнение решения откладывается до принятия вышестоящим судом решения по жалобе.

Правовые последствия для дисквалифицированного лица

Основные правовые последствия дисквалификации физического лица - прекращение с дисквалифицированным лицом договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом и запрет в течение определенного времени на заключение нового договора на осуществление такой деятельности.

Следует обратить внимание на санкции, которые предусмотрены законом в случае нарушения дисквалифицированным лицом указанного выше запрета. В соответствии с ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ установлено, что при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалификацированных лиц. В случае неисполнения этой обязанности на основании ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно за неприменение последствий его действия может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Для того чтобы будущий работодатель смог выполнить требования ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, законом предусмотрено формирование специального реестра дисквалифицированных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется органом, уполномоченным Правительством РФ.

При этом реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации соответствующих должностных лиц. Так, согласно ч. 4 ст. 32.11 КоАП РФ копия вступившего в законную силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган.

Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц. Согласно данному постановлению реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству и ее территориальными органами в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

В ходе проведения административной реформы на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) была упразднена. При этом некоторые функции, исполнявшиеся ФСФО России в части государственного регулирования несостоятельности (банкротства) организаций, была возложена на Федеральную налоговую службу. В частности, постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» на ФНС России возложены функции по представлению интересов государства при банкротстве предприятий и организаций.

Однако до настоящего времени не внесены изменения в постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 в части определения органа, уполномоченного формировать и вести реестр дисквалифицированных лиц. Принимая во внимание, что ФНС России ведет государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полагаем, что ведение реестра дисквалифицированных лиц следует также возложить на ФНС России.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 копии постановлений судов направляются вынесшими их судами в уполномоченный федеральный орган либо его территориальный орган. Согласно п. 4 вышеуказанного постановления информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, предоставляется за плату в размере одного минимального размера оплаты труда. В реестре содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице:

· фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;

· в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

· дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);

· срок дисквалификации;

· даты начала и истечения срока дисквалификации.

Срок предоставления информации, содержащийся в реестре, составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Практический аспект носит также выяснение вопроса о пределах ограничения возможности трудиться дисквалифицированным лицом, т.е. на какие должности распространяется запрет. Согласно п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалифицированному лицу запрещается занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. При этом законодатель не раскрывает понятие «руководящие должности», что может создать неясность в применении данной нормы на практике.

ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ, ИСПОЛНЯЮЩЕМУ ОБЯЗАННОСТИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО И СОВЕРШИВШЕМУ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ БАНКРОТСТВЕ

В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в том числе процедуры банкротства и иные полномочия, установленные законодательством о несостоятельности (банкротстве), т.е. к арбитражным управляющим.

Согласно ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

Возбуждение административного дела в отношении арбитражного управляющего в случае совершения им неправомерных действий при банкротстве

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Министерство юстиции РФ. Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 28 июня 2002 г. № 182 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять

Протоколы об административных правонарушениях» руководители территориальных органов Минюста России, их заместители, начальники отделов по работе с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Основания для возбуждения административного дела

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из оснований для возбуждения дела является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В отношении арбитражного управляющего таким поводом для возбуждения дела могут явиться результаты проверки деятельности арбитражного управляющего, в ходе которой уполномоченное должностное лицо выявит факты, свидетельствующие о совершении арбитражным управляющим административного правонарушения. Следует обратить внимание, что заявление уполномоченного федерального органа для привлечения арбитражного управляющего к ответственности в виде дисквалификации должно быть подано в арбитражный суд.

Из судебной практики

На практике возбуждение дела в отношении арбитражного управляющего может быть связано с неисполнением этим должностным лицом требований законодательства о несостоятельности (банкротстве). Так, Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в 2004 г. была рассмотрена жалоба индивидуального предпринимателя на решения судов первой и апелляционной инстанций о привлечении его к ответственности в виде дисквалификации. Как следует из материалов дела, территориальным органом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Костромской области в 2003 г. была проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя в качестве арбитражного управляющего комбината, признанного судом несостоятельным и в отношении которого было открыто конкурсное производство. По мнению территориального органа, арбитражный управляющий не исполнил в установленный срок решения собрания кредиторов о реализации имущества комбината и искусственно затягивал процедуры конкурсного производства. Усмотрев в действиях арбитражного управляющего состав правонарушения по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении и обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении правонарушителя к административной ответственности. Решением суда индивидуальный предприниматель был признан виновным в совершении правонарушения и ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на один год. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены решений судов, указав следующее.

Правила, применяемые в период конкурсного производства, установлены в ст. 124–149 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ст. 130 указанного Закона предусмотрено, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Однако судом было установлено, что индивидуальный предприниматель нарушил сроки проведения работы по своевременной и надлежащей оценке активов должника и, осуществив два вида оценки имущества должника (по рыночной цене и ликвидационной стоимости), искусственно затянул процедуры проведения собрания кредиторов, организаций торгов и продажи имущества при наличии реальных претендентов на приобретение имущества. В результате в установленный срок конкурсного производства решения кредиторов не исполнены, торги не проведены, имущество не реализовано, срок конкурсного производства был вынужденно продлен.

При таких обстоятельствах, по мнению кассационной инстанции суда, суд правомерно привлек индивидуального предпринимателя, исполнявшего обязанности арбитражного управляющего, к административной ответственности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 августа 2004 г. № А31-1440/20).

Учитывая вышеизложенные положения законодательства о применении дисквалификации, следует отметить, что введение дисквалификации как нового вида административного взыскания имеет положительное значение для предотвращения нарушений должностными лицами требований законодательства, в частности законодательства о труде, охране труда, требований законодательства о банкротстве. Вместе с тем имеются и неясности в применении норм КоАП РФ, в том числе связанные с несогласованностью с ТК РФ в части прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом. Поэтому вопрос применения дисквалификации требует дальнейшей законодательной доработки и совершенствования.

Дисквалификация генерального директора ООО – это вид административного наказания, которое предусматривается ст.3.11 КоАП Российской Федерации и направлено на мотивацию должностных лиц соблюдать законодательство, а также на увеличение эффективности административного воздействия на руководителей, допускающих отступление от буквы закона.

Содержимое страницы

Что такое дисквалификация руководителя

По данной статье дела рассматриваются мировыми судьями. Инициатором процедуры обычно является государственный служащий – инспектор ФНС, инспектор Государственной инспекции по труду, сотрудник прокуратуры и другие.

Сущность наказания состоит в запрете занимать определенные руководящие должности в течение назначенного судом срока. В течение этого времени лицо, в отношении которого вынесен такой вердикт, не имеет права:

  • занимать руководящие посты на государственной службе;
  • занимать должности, позволяющие осуществлять управление юридическим лицом, в том числе входить в совет директоров;
  • занимать должности в исполнительном органе юридического лица.

Дисквалифицированным может быть организационный или административный руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, арбитражный управляющий. Срок наказания устанавливается судом от полугода до трех лет. Срок давности по этой статье – один год со дня совершения административного правонарушения или один год со дня обнаружения длящегося нарушения.

Существует статистика, согласно которой суды по этой статье выносят не менее 2000 решений в год. Согласно судебной практике, дисквалификация применяется при многократных, системных правонарушениях. При однократных нарушениях законодательства чаще всего судьи выносят постановления о наложении административного штрафа.

Основания для дисквалификации директора ООО

Законодательством предусмотрена возможность дисквалификации директора за различные виды нарушений законодательства. К таким нарушениям могут относиться:

  • нарушения требований ТК РФ, включая нарушения в области охраны труда;
  • умышленное или подложное банкротство;
  • неправомерные действия при банкротстве;
  • умышленное направление в государственные органы недостоверных сведений;
  • противоправные действия по сдаче или предоставлению кредитного отчета;
  • заключения соглашения, ведущего к ограничению конкуренции и противоречащего Антимонопольному законодательству Российской Федерации;
  • недобросовестная конкуренция в незаконном использовании интеллектуальной собственности.

Если рассмотреть подробнее некоторые виды правонарушений, то к нарушениям трудового законодательства могут относиться действия, связанные с нарушением оформления трудовых отношений, нарушением порядка ведения и хранения трудовых книжек, несвоевременной выплатой расчетов при увольнении, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы и другое.

Нарушения в области охраны труда могут выражаться в неознакомлении работников с инструкциями по безопасным приемам работы, сокрытии фактов происшествий с травмированием сотрудников на работе, других противозаконных действиях или бездействии.

К неправомерным действиям при банкротстве могут относиться передача имущества другим лицам, другие неправомерные действия с имуществом, уничтожение и сокрытие бухгалтерской отчетности и другие действия, ведущие к нарушению прав должников, кредиторов и собственников.

Важно! Дисквалификация руководителей применяется к руководителям в административном порядке, если их действия не попадают под уголовное законодательство.

Последствия дисквалификации

Как только постановление о дисквалификации вступает в силу, получивший постановление руководитель должен незамедлительно прекратить деятельность по управлению юридическим лицом. Наложение подобного наказания ведет к разрыву трудового договора об управлении юридическим лицом – если отсутствует возможность трудоустроить бывшего управленца на другую вакансию (в этом случае директор может быть уволен даже в случае нахождения на больничном). Стандартная практика в случае ожидаемой дисквалификации: управленец создает новую должность «под себя» и при вступлении постановления в законную силу, новый руководитель должен предложить предыдущему эту вакансию.

Закон не запрещает новому управляющему выдать бывшему генеральному директору соответствующую доверенность, и он сможет далее продолжать действовать в интересах предприятия.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

Если дисквалифицированный директор не прекратит руководить организацией, то на него судом накладывается дополнительное взыскание в виде штрафа размером 5000 рублей, а на предприятие – до ста тысяч рублей.

Важно! Если в этой ситуации будет заключен договор за подписью нелегитимного управленца, то такое соглашение не может быть признанным недействительным на основании превышения полномочий, и общество впоследствии может одобрить сделку, оплатив заказанные товары или услуги.

Кроме непосредственной дисквалификации, для руководителя могут наступить и другие последствия, прежде всего это репутационные потери. Недоверие со стороны потенциальных партнеров впоследствии не будет способствовать процветанию предприятия. В определенных случаях руководителя общества просто не включат в ЕГРЮЛ на новом месте работы.

Как проверить директора на дисквалификацию

ФНС ведет список лиц, подвергнутых подобному административному наказанию. Управленцы вносятся в этот реестр с момента вступления в действие судебного постановления, и удаляются из него по истечении срока наказания. Этот список содержит сведения, открытые ко всеобщему ознакомлению.

Чтобы проверка директора при назначении на должность стала возможной, на сайте Федеральной налоговой службы действует сервис «Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц», его можно найти по адресу https://service.nalog.ru/disqualified.do. Этот сервис бесплатен для всех пользователей.

Другой способ – запросить территориальный орган на портале ФНС или с помощью сервиса Госуслуг. Такое действие должно быть заверено электронно-цифровой подписью.

И классический метод – отправить запрос письмом, воспользовавшись услугами Почты России. На основании запроса, государственное учреждение выдаст выписку из реестра или справку о том, что кандидат в руководители в этом списке не числится, не позднее, чем через 5 рабочих дней.

В крайнем случае, можно прийти в налоговую инспекцию с документом, удостоверяющим личность физического лица, а если выписку надо оформить на юридическое лицо, к паспорту дополнительно нужна будет доверенность.

Стоимость услуги составляет 100 рублей. Информация из реестра ФНС доступна любому заинтересованному лицу.

Дисквалификация директора и учредителя

Закон не предусматривает дисквалификацию учредителя общества, однако в реальности по отношению к учредителям или соучредителям в определенных ситуациях применяется мера, аналогичная дисквалификации. Работает этот механизм так:

  1. Учредители ООО не ведут деятельность, не сдают ежегодную налоговую отчетность (хотя за это предусмотрена ответственность) и не собираются ликвидировать общество, чтобы не тратить на это усилия и не нести связанные с этим расходы.
  2. Налоговая инспекция пользуется правом (но не обязанностью, по определению ВАС РФ) исключить из ЕГРЮЛ по определенным критериям такие «брошенные» организации.
  3. Бывшие учредители или директор «брошенной» компании пытаются создать новое общество, купить долю в другом ООО, занять должность директора – и вот тут их ожидает неприятный сюрприз: ФНС отказывает в регистрации организации или включении в ЕГРЮЛ в качестве управляющего сотрудника общества. И такая норма применяется в отношении недобросовестных учредителей в течение трех лет со дня исключения из реестра.

Не стоит пускать дело на самотек. Во избежание неприятностей следует вовремя сдавать отчетность, не иметь кредиторских задолженностей и задолженностей по налогам: возможностей «слить по-тихому» фирму и открыться заново, становится все меньше. Предпринимателям стоит переходить на законное поле ликвидации и банкротства обществ.

Кто из участников ООО может быть дисквалифицирован

Дисквалификация по определению, данному в ч. 1 ст. 3.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП), является основным административным наказанием, а более подробно понятие раскрыто в ст. 3.11 КоАП. Из анализа данной нормы и вытекает ответ на вопрос, кого именно из участников ООО законодатель отнес к числу тех, кто может быть подвергнут данной санкции:

  • дисквалифицировано может быть только физическое лицо (ч. 1 ст. 3.11 КоАП);
  • подвергнутый дисквалификации участник должен относиться к руководящему (управляющему) составу.

Если говорить более конкретно, такому административному наказанию чаще всего подвергаются:

  • директор;
  • генеральный директор;
  • член совета директоров.

Конкретно такому, а не иному виду наказания руководитель может быть подвергнут, совершив нарушение не впервые, а только повторно и если он уже был оштрафован за подобное деяние ранее (п. 1 ст. 5.27 КоАП). Причем он должен совершить не просто похожее, а именно аналогичное нарушение (п. 17 постановления пленума ВС РФ от 23.03.2005 № 5).

Причины и основания дисквалификации

Основными причинами дисквалификации участника ООО являются:

  1. Нарушение законодательных норм в области труда и охраны труда (ч. 2 ст. 5.27 КоАП).
  2. Фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП), а также неправомерные действия при процедуре банкротства (ст. 14.13 КоАП).
  3. Нарушение требований законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП).
  4. Незаконные действия при получении либо распространении кредитной истории (ст. 5.53 КоАП), а также получении либо представлении кредитного отчета и кредитной истории, входящей в кредитный отчет (ст. 14.29 КоАП).
  5. Игнорирование либо неисполнение в срок законного предписания. Здесь отдельно стоит отметить, что первоначально на организацию накладывается наказание в виде штрафа.

Выявить вышеуказанные правонарушения правомочны сотрудники Государственной инспекции труда (далее — ГИТ), прокуратуры либо иной представитель власти. После проверки и подтверждения сведений о выявленном нарушении составляется соответствующий протокол, который в течение 3 суток направляется в суд для дальнейшего рассмотрения (п. 1 ст. 3.11 и п. 1 ст. 28.8 КоАП).

Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено только судьей, мировым либо арбитражным, на срок от 6 месяцев до 3 лет (ст. 23.1 и 3.11 КоАП), после чего дисквалифицированное лицо теряет право управлять юридическим лицом.

Что делать после дисквалификации: алгоритм действий

Если дисквалификации избежать все-таки не удалось, можно в 10-дневный срок обжаловать решение суда. Даже если изменить результат не получится, это позволит выиграть время. Пока будет рассматриваться жалоба, решение суда считается не вступившим в законную силу, соответственно, руководитель не будет считаться дисквалифицированным, у него сохранится право управлять предприятием, подписывать документацию, участвовать в финансовых вопросах, а потому можно будет решить многие организационные моменты.

Когда же судебный акт о дисквалификации вступит в законную силу, необходимо, как того требует ст. 32.11 КоАП, приступить к исполнению постановления о дисквалификации. Для этого нужно незамедлительно предпринять следующие действия:

  1. В дату вступления в законную силу решения о дисквалификации прекратить трудовой договор с наказанным лицом. Причем его заявление об этом не требуется. Однако если есть возможность перевести этого сотрудника с его письменного согласия на другую должность на предприятии, увольнение недопустимо (ст. 83 ТК РФ).
  2. По общим правилам законодательства об ООО назначается новый руководитель. Доступно и подробно об этой процедуре рассказывается в статье на нашем сайте «Пошаговая инструкция смены директора в ООО в 2017-2018 годах» .
  3. Об изменениях в руководстве необходимо сообщить в налоговый орган в 3-дневный срок. Не будет лишним довести эти сведения в виде информационных писем до кредиторов и должников.

Последствия дисквалификации

Если дисквалифицированный руководитель в течение срока наказания продолжает руководить предприятием и данный факт станет известен надзорным органам (прокуратуре, полиции), это лицо может быть подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 руб. (ст. 14.23 КоАП).

Для организации, во главе которой продолжает свою деятельность лицо, лишенное права управления, наказание предусмотрено более суровое. Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи максимальный размер штрафа равен 100 000 руб.

Ст. 32.11 КоАП накладывает на организацию обязанность проверять, является ли лицо, которое принимается на работу в качестве руководителя, дисквалифицированным.

Порядок проверки вышеуказанного факта утвержден приказом ФНС от 31.12.2014 № НД-7-14/700@:

  • составляется запрос по форме, регламентированной приказом Минфина России от 30.12.2014 № 177н;
  • уплачивается госпошлина в размере 100 руб.;
  • запрос направляется в инспекцию лично полномочным представителем юрлица, по почте или в электронной форме (при наличии у организации квалифицированной электронной подписи);
  • ответ предоставляется в течение 5 дней в той форме, в которой указал заявитель в запросе (в электронном виде или на бумажном носителе).

На сайте налоговой службы такую информацию можно получить бесплатно. Незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому процедуру запроса сведений из Реестра дисквалифицированных лиц игнорировать не стоит.

Пример последствий дисквалификации участника ООО из судебной практики

Примером, показывающим всю серьезность ситуации с дисквалификацией участника ООО, может послужить решение Ильинского районного суда Пермского края от 20.03.2015 № 2-113/2015-М-93/2015 по гражданскому делу № 2-113/2015.

Согласно материалам дела, несмотря на дисквалификацию, гр. А. продолжал осуществлять управление юридическим лицом — ООО, т. к. трудовой договор с ним расторгнут не был. На другую должность в этой же организации он переведен не был. Кроме того, не были внесены изменения в ЕГРЮЛ, и, по имеющейся там информации, гр. А. продолжал числиться директором указанного ООО.

Данный факт стал известен органам прокуратуры, которые и обратились в суд, обязавший трудовой договор с гр. А. расторгнуть.

В случае неисполнения данного судебного решения виновным лицам может грозить привлечение к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.

Таким образом, дисквалификация участника ООО хотя и довольно строгая административная мера, влекущая за собой серьезные последствия для организации, но все же временная. По истечении ее срока бывший руководитель вполне может вновь стать настоящим и продолжить руководство предприятием.

1 января 2016 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым налоговый орган может отказать в государственной регистрации по новому основанию. Изменения предусматривают право налогового органа отказать заявителю, который на момент исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (ст. 21 указанного Федерального закона), имевшего задолженность перед бюджетом, являлся его участником с долей не менее 50% либо руководил таким лицом.

Данное негативное последствие, состоящее в невозможности регистрации, например, нового юридического лица, имеет внешние признаки дисквалификации - административного наказания, предусмотренного КоАП, - хотя таковой, конечно, не является. При анализе этих на первый взгляд схожих категорий можно сделать вывод об их различной правовой природе. Также можно сделать вывод о том, что обсуждаемые положения Федерального закона нуждаются в доработке и уточнении.

Во-первых, лицо подлежит дисквалификации только в судебном порядке, то есть в условиях относительно состязательной процедуры, предоставляющей лицу возможности для защиты своих прав. Решение же об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ принимается налоговым органом по его собственной инициативе и может быть обжаловано только постфактум. Соответственно, лицо, в отношении которого становится применимым абз. 2 или абз. 3 пункта «ф» ч. 1 ст. 23 Федерального закона, поставлено в ситуацию, когда негативные последствия применяются к нему без предоставления ему возможности представить аргументы в свою защиту.

Во-вторых, дисквалифицировать за правонарушения можно, по общему правилу, в пределах трехмесячного срока с момента совершения или обнаружения административного проступка. А вследствие исключения юридического лица негативный юридический эффект сохраняется ни много ни мало в течение трех лет.

Более того, цель института исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ состоит в «расчистке» ЕГРЮЛ и сохранении в реестре актуальных сведений, а для целей привлечения к ответственности недобросовестного генерального директора, не предоставлявшего отчетность или допустившего наличие долга перед бюджетом, уже есть соответствующие нормы законодательства.

В этой связи интересен концептуальный вопрос о соразмерности негативного последствия в виде невозможности осуществить регистрационные действия в течение 3 лет тем последствиям, к которым может привести исключение из ЕГРЮЛ задолжавшего бюджету юридического лица. В настоящее время порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующих лиц не предусматривает какую-либо дифференциацию степени вины директоров, учредителей (участников) в таком исключении, а также размера задолженности или факта однократности или многократности участия в недействующем юридическом лице, имеющем задолженность, или руководства им.

Также нельзя не отметить, что новое основание для отказа в регистрации, как представляется, не должно применяться ретроактивно. Исходя из буквальных формулировок вступивших в силу изменений, отказ будет правомерным в случае исключения юридического лица до 1 января 2016 г. Иными словами, лица могут быть привлечены к «ответственности» в виде невозможности осуществить регистрационные действия за деяния, которые не являются неправомерными и совершены до введения рассматриваемого запрета.

Лица, которые утратили возможность произвести регистрационные действия, могут обратиться с требованием признать данное основание отказа не подлежащим применению в порядке главы 21 КАС РФ или попытаться признать его не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно допускает ограничение возможности осуществить регистрационные действия (вести предпринимательскую деятельность или осуществлять трудовую деятельность в должности руководителя юридического лица) без учета соразмерности подобного ограничения общественной опасности обстоятельств, в связи с которыми оно устанавливается.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме