Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Постановка на учет захоронения или мемориала.

381. Воинские почести отдаются при погребении: погибших при защите Отечества; военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), погибших в период прохождения военной службы (военных сборов) или умерших в этот период в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания; граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более; Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации или полных кавалеров ордена Славы; участников войны; ветеранов боевых действий; ветеранов военной службы; лиц, занимавших государственные должности Российской Федерации, а также граждан, имевших особые заслуги перед государством.

382. Организация похорон военнослужащих, погибших (умерших) при прохождении военной службы, возлагается на их прямых начальников, а остальных лиц, при погребении которых назначается почетный эскорт, - на начальника гарнизона (городского или районного военного комиссара).

383. Подразделения, назначаемые для отдания воинских почестей при погребении, составляют почетный эскорт.

Почетный эскорт назначается в следующем составе:

при погребении солдат (матросов), сержантов (старшин) и прапорщиков (мичманов) - отделение, взвод или соответствующее ему подразделение;

при погребении офицеров, а также военнослужащих и граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, награжденных орденом Славы трех степеней, лиц, занимавших государственные должности Российской Федерации, а также граждан, имевших особые заслуги перед государством, - взвод, рота или соответствующее ему подразделение.

При погребении умерших участников войны (боевых действий) в воинских званиях рядового (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) и младших офицеров исходя из организационно-штатных возможностей воинских частей и в зависимости от их удаления от места захоронения почетный эскорт назначается в составе отделения.

Почетный эскорт должен быть с Государственным флагом Российской Федерации с траурной лентой, а при назначении от взвода и больше, кроме того, - с Боевым знаменем без знаменного чехла и с траурной лентой.

384. Кроме почетного эскорта, на погребение назначаются:

почетный караул к гробу;

военный оркестр;

наряд на погребение (8 - 10 человек) без оружия под командой сержанта (старшины).

При невозможности использования военного оркестра для отдания воинских почестей назначается сигналист-барабанщик.

Для перевозки гроба с телом покойного выделяется автомобиль, а в особых случаях по решению начальника гарнизона - лафет орудия.

Для несения орденов и медалей назначается по одному человеку, несущему каждую подушечку с орденом или с медалями, причем при погребении офицеров для этого назначаются офицеры, а при погребении прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) и солдат (матросов) - прапорщики (мичманы), сержанты (старшины) или солдаты (матросы).

Каждый орден прикрепляется на отдельной подушечке. Медали могут прикрепляться по нескольку на одной подушечке.

Крышка гроба укрывается полотнищем Государственного флага Российской Федерации. На крышке гроба прикрепляется головной убор, а при погребении офицеров (мичманов) Военно-Морского Флота, кроме того, - скрещенные кортик и ножны. Перед закрытием крышки гроба кортик и ножны с крышки гроба снимаются, полотнище Государственного флага Российской Федерации сворачивается и передается родным (близким) покойного.

385. Почетный эскорт и наряд на погребение военнослужащего, умершего в своей воинской части, назначаются командиром этой части. О времени и месте выноса и погребения тела покойного сообщается помощнику начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военному коменданту гарнизона).

В случае смерти военнослужащего вне места его постоянной службы почетный эскорт и наряд на погребение назначаются начальником гарнизона по месту смерти военнослужащего.

386. Если погребение умершего военнослужащего будет происходить в другом населенном пункте, гроб с телом покойного сопровождается почетным эскортом до городской черты (вокзала, аэродрома, порта, пристани).

Для сопровождения гроба с телом покойного в пути следования до места похорон приказом командира воинской части или начальника гарнизона (военного комиссара) назначаются двое - четверо военнослужащих, которые должны быть проинструктированы и при себе иметь: извещение о смерти; свидетельство и справку о смерти; письмо семье покойного, подписанное командиром воинской части, с изложением обстоятельств смерти; личные вещи, ценности и награды умершего, упакованные и опечатанные гербовой сургучной печатью.

По прибытии к месту назначения сопровождающие должны передать по акту военному комиссару документы и вещи умершего и принять личное участие в похоронах.

Корешок извещения о смерти с отметкой в нем о дате и месте захоронения, заверенный гербовой печатью военного комиссариата, сдается сопровождающими по возвращении в штаб своей воинской части.

О времени прибытия гроба с телом покойного в пункт, где назначены похороны, или в пункты перегрузки с одного вида транспорта на другой начальник соответствующего гарнизона (военный комиссар) должен быть уведомлен командиром воинской части (помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, военным комендантом гарнизона, военным комиссаром), где умер военнослужащий, не позднее чем за сутки.

(см. текст в предыдущей редакции)

Для встречи и сопровождения гроба с телом покойного к месту погребения назначаются почетный эскорт и наряд на погребение согласно и настоящего Устава.

387. О смерти военнослужащего командир воинской части (помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, военный комендант гарнизона) обязан в тот же день известить ближайших родственников умершего и военный комиссариат района (города) по месту жительства семьи или призыва умершего.

(см. текст в предыдущей редакции)

388. Помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военный комендант гарнизона) заблаговременно извещает командира воинской части, от которой назначаются почетный эскорт и наряд на погребение, о времени, месте их прибытия и форме одежды.

Прапорщики (мичманы), офицеры на похоронах должны быть в повседневной форме одежды и по указанию помощника начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военного коменданта гарнизона) - с траурной повязкой на левом рукаве.

(см. текст в предыдущей редакции)

389. Прощание с покойным происходит в траурном зале или помещении, определенном начальником гарнизона (командиром воинской части). Время выставления почетного караула к гробу с телом покойного определяется начальником гарнизона (командиром воинской части).

Караул из своего состава выставляет две пары часовых. Одна пара часовых становится по обе стороны гроба с телом покойного, в двух шагах от него у изголовья, другая пара - в ногах. Каждая пара часовых становится лицом к другой паре, имея автоматы в положении "на грудь" (карабины - в положении "к ноге"), и принимает строевую стойку.

Часовые должны иметь траурную повязку на левом рукаве.

Во время следования процессии и при опускании гроба в могилу смена часовых не производится.

390. Для отдания почестей покойному могут выставляться почетные часовые из числа представителей от воинской части и общественных организаций. Они становятся без оружия и головных уборов, с траурными повязками, рядом с часовыми почетного караула (на расстоянии одного-двух шагов с внешней стороны) и сменяются через каждые три - пять минут.

391. По прибытии к месту выноса гроба почетный эскорт выстраивается в развернутом строю фронтом к выходу, откуда должен быть вынесен гроб. Военный оркестр выстраивается в трех шагах правее почетного эскорта.

Почетный эскорт во время похорон воинское приветствие не выполняет.

392. При выносе гроба из здания впереди идет военнослужащий с портретом покойного, за ним на дистанции двух-трех шагов один за другим идут военнослужащие с венками, за ними на той же дистанции - военнослужащие с орденами и медалями покойного в порядке старшинства орденов, затем следуют военнослужащие с гробом, лица, сопровождающие покойного, и почетный караул.

В момент выноса гроба с телом покойного начальник почетного эскорта, не оставляя своего места в строю, командует: "СМИРНО" (если эскорт вооружен карабинами - "СМИРНО, на кра-УЛ") - и прикладывает руку к головному убору. Все находящиеся в строю военнослужащие поворачивают голову в сторону гроба. Военный оркестр (сигналист-барабанщик) исполняет "Коль славен".

Военнослужащие, находящиеся вне строя, при выносе гроба принимают строевую стойку и прикладывают руку к головному убору.

393. Процессия движется в порядке, указанном в статье 392 настоящего Устава. Почетный караул следует за лицами, сопровождающими покойного, затем следуют военный оркестр и почетный эскорт. При следовании траурной процессии крышка гроба находится на гробе, а перед прощанием с телом покойного снимается.

При движении процессии пешим порядком военный оркестр (сигналист-барабанщик) с перерывами исполняет траурную музыку (траурный марш).

Часовые почетного караула следуют по обеим сторонам гроба с автоматами в положении "на грудь", с карабинами - в положении "на плечо"; при сопровождении гроба на автомобиле часовые в положении сидя держат карабины между колен.

394. В отдельных случаях по особому указанию начальника гарнизона у места выноса гроба и на подходе к месту погребения по обе стороны пути, где должна проходить процессия, могут быть выстроены воинские части (подразделения) в пешем одношереножном или двухшереножном строю.

ДИРЕКТИВА НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ О ПОГРЕБЕНИИ ТРУПОВ ПОГИБШИХ КРАСНОАРМЕЙЦЕВ, КОМАНДИРОВ И ПОЛИТРАБОТНИКОВ
№ 307

Главное Политическое Управление Красной Армии располагает фактами, когда многие командиры и комиссары действующих частей не заботятся о том, чтобы организовать сбор и погребение трупов погибших красноармейцев, командиров и политработников. Нередко трупы погибших в боях с врагом за нашу Родину бойцов не убираются с поля боя по несколько суток и никто не позаботится, чтобы с воинскими почестями похоронить своих боевых товарищей даже тогда, когда имеется полная возможность.

На участке 222 стрелковой дивизии 33 армии в течение 5 суток после боя были не похоронены 14 трупов бойцов и командиров, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Об этом было известно командованию дивизии и частей, но мер к тому, чтобы похоронить погибших в бою ими принято не было. Это свидетельствует о том, что многие командиры и комиссары недооценивают политического значения своевременного погребения павших в бою красноармейцев , командиров и политработников и не понимают, что оставление на поле боя трупов погибших товарищей является таким политическим резонансом, который отражается на политико-моральном состоянии бойцов и авторитете командиров, комиссаров.

Отмечаются также случаи, когда погибшие бойцы не имеют при себе красноармейских книжек, а командиры и политработники удостоверений личности, что затрудняет опознавание погибших на поле боя. Погребение убитых в бою производится часто не в братских могилах , а в окопах, щелях и блиндажах. Индивидуальные и братские могилы не регистрируются, не отмечаются на картах и должным образом не оформляются. Отдельные комиссары соединений и частей не используют церемонию погребения погибших в бою военнослужащих для мобилизации красноармейских масс на решительную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, для воспитания в бойцах ненависти к врагу и стремления отомстить ему за смерть своих боевых товарищей. В целях ликвидации безответственного отношения командиров и комиссаров и [своевременного] погребения убитых красноармейцев, командиров и политработников

Приказываю:

1. Сбор трупов погибших красноармейцев, командиров и политработников производить сразу же после боя, тщательно просматривая местность. Для этой цели выделять за счет тылов специальные команды и соответствующий транспорт для перевозки трупов к месту погребения. Перед похоронами старшим команд [по сбору трупов] составлять списки подлежащих погребению по документам, обнаруженным при убитых и представлять эти списки в штаб части.

2. Погибших в бою с немецко-фашистскими захватчиками красноармейцев, командиров и политработников хоронить в братских могилах немедленно после их доставки на отведенный для похорон участок.

На могиле насыпать холм и устанавливать пирамиду, а само погребение сопровождать установленными воинскими почестями.

3. Принять все меры к тому, чтобы каждый красноармеец имел красноармейскую книжку, как того требует а командиры и политработники - удостоверение личности установленного образца.

4. Потребовать от командиров, комиссаров и начальников политорганов, чтобы своевременное погребение погибших в боях за нашу Родину стало нерушимым законом для всех частей и соединений Красной Армии. К 5 января доложить мне специальным донесением о том, какие меры приняты Вами в деле наведения строжайшего порядка в погребении, а также в учете погибших в бою военнослужащих. Настоящую директиву довести до командиров и комиссаров частей.

Глава 1. Поиск, эксгумация и перезахоронение останков
Общие положения

Основой правовой базы для проведения поиско­вых работ является Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" и Постановление Правительства Российской федерации от 13 января 1995 г. № 33, "О мерах по реализации меж­правительственных соглашений об обеспечении сохран­ности и порядке содержания российских (советских) во­инских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в Российской Федерации".

Названные документы предусматривают порядок взаимодействия общественных поисковых формирований с государственными структурами: "В целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропав­ших без вести проводится поисковая работа. Она органи­ зуется на основе местных программ и проводится обще­ ственными объединениями, уполномоченными на прове­ дение такой работы органами государственной власти и управления. Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы за­ прещается" (статья 8)

Поисковая группа, отряд или объединение должны быть официально зарегистрированы, иметь доку­менты, удостоверяющие формирование как поисковую структуру. Работы по поиску, эксгумации, захоронению и перезахоронению должны быть согласованы с местными органами власти и управления по месту их проведения.

Работы по поиску, эксгумации и перезахороне­нию иностранных военнослужащих, обустройству клад­бищ и уходу за ними, в соответствии с Соглашениями между Правительством Российской Федерации и Прави­тельствами Венгерской Республики, Республики Польша, Республики Италия, Словацкой Республики, Федера­тивной Республики Германии, Финляндской Республики и Японии возлагаются на организации, уполномоченные Правительством Российской Федерации на выполнение задач, вытекающих из этих соглашений для российской стороны.

Производство работ по иностранным захороне­ниям недопустимо без согласования с организациями, уполномоченными Правительством Российской Федера­ции на выполнение задач российской стороны по реали­зации конкретных соглашений (В соответствии с межправительственными соглашениями такими полномочиями на­делена Ассоциация международного военно-мемориального сотрудни­чества «Военные Мемориалы»).

Проведение эксгумации должно быть обоснова­но, обеспечено информационно и оформлено докумен­тально с привлечением местных органов власти и управ­ления с обязательным наличием официальных разреше­ний от служб Госсанэпиднадзора и местной админи­страции на право проведения раскопок на данном участке (месте).

Перезахоронение проводится при необходимос­ти переноса захоронений из-за возникновения угрозы их разрушения (проведение строительных работ, мелиора­ция, застройка, затопление территорий и т. п.), по прось­бе родственников из-за невозможности посещения места захоронения или его удаленности, а также с целью улуч­шения условий содержания захоронений. Все перезахо­ронения производятся по решению местных органов власти и управления с обязательным уведомлением род­ственников погибших.

Работы на местности осуществляются в соот­ветствии с требованиями Инструкции по технике безопас­ности при проведении работ в зоне бывших военных дей­ствий.

Любой работе на местности должна предше­ствовать работа с документами, освещающими характер событий, состав их участников, место и время их прове­дения. Анализ документов предусматривает получение оснований для постановки задач на проведение работ и определение путей их реализации.

При отсутствии в архивах, военкоматах и других уч­реждениях документов, имеющих отношение к интере­сующим событиям, основанием для проведения работ могут стать оформленные документально воспоминания участников, очевидцев событий и свидетелей. Докумен­тирование предусматривает фиксацию сведений и реги­страцию лиц их представляющих, видео и звукозаписи, фотографии и т. д.

После окончания эксгумационных работ обяза­тельно проводится рекультивация участков земли, на ко­торых производились работы.

Основные направления работ по поиску, эксгумации и перезахоронению останков

Поиск, эксгумация и перезахоронение останков явля­ются основными работами в поисковом движении и всег­да подразумеваются в практической деятельности при употреблении терминов "поиск", "поисковик".

Основная цель поисковых работ - установление лич­ности военнослужащих, погибших при выполнении зада­ний своего государства, и их достойное захоронение.

Реализация этой цели осуществляется последователь­ным решением ряда задач: поиск захоронений, эксгума­ция и перезахоронение, уход за могилами. Наиболее важные из этих задач рассматриваются ниже.

Поиск – целенаправленное выявление останков военнослужащих, оставшихся незахороненными, а также неизвестных воинских захоронений для перезахоронения; установления личности погибших и увековечения их памя­ти. При проведении поисковых работ необходимы специ­альные знания и навыки. Работа должна проводиться тща­тельно и корректно. Начало работ обосновывается и под­тверждается документально, а результаты фиксируются соответствующей документацией.

Эксгумация – извлечение останков из земли. В поисковой работе проводится для идентификации остан­ков и их перезахоронения на специально отведенных мес­тах.

Перезахоронение – захоронение останков после эксгумации. Может проводиться по любому виду захоро­нений. Обычно сопровождается действиями по уста­новлению имен погибших.

Перезахоронение также проводится по просьбе госу­дарств или родственников, желающих захоронить погиб­ших с соответствующими почестями в другом месте. Вмес­те с тем перезахоронение может осуществляться из-за угрозы разрушения захоронений при проведении хозяй­ственных работ (мелиорация, застройка, затопление тер­риторий и т. п.). В Российской Федерации перезахороне­ние производится преимущественно незахороненных останков, санитарных и боевых захоронений.

В международной практике по уходу за воинскими мо­гилами перезахоронение рассматривается как одно из необходимых условий приведения военных захоронений в порядок. При этом в некоторых странах (Италия, Япония) перезахоронение эксгумированных останков осу­ществляется на родине. По традиции других (Германия), эксгумация и перезахоронение производятся с целью создания укрупненных кладбищ, называемых сборными, что упрощает условия их содержания.

Установление личности военнослужащего - ком­плекс мероприятий, позволяющих установить фамилию, имя, отчество, год рождения и другие данные погибшего с использованием различных методов и источников.

Благоустройство захоронений – проведение ра­бот по приведению кладбищ в порядок, отвечающий тре­бованиям, предъявляемым к объектам такого рода.

Оповещение родственников – розыск родных и близких военнослужащих, имена которых были устано­влены в ходе поисковых работ, и передача им выявленной информации.

Обоснование процесса эксгумации

Процесс эксгумации по своему нравственному, эти­ческому, моральному воздействию на окружающих зани­мает в поисковой деятельности особое положение.

Любая эксгумация должна быть достаточно обосно­ванной. Ее проведение документально санкционируется местной администрацией и службой Госсанэпиднадзо­ра. Недопустимо проведение эксгумации без оформления протоколов эксгумации, а также актов начала и завершения работ которые подписываются лицами, проводившими экс­гумацию и представителями местной администрации.

Эксгумация может производиться по любому виду за­хоронений. О захоронениях не­обходимо собрать информацию: опросить местных жите­лей, работников военкоматов, местных органов власти и занести ее в протокол по, а также изучить документы профильных архивов (Центральный архив Министерства Обороны, архив Воен­но-медицинского музея, Центральный государственный военный архив, Центральный архив военно-морского флота и т. д.).

Исследовательская работа в архивах

Основным архивом, в котором сконцентрированы до­кументы периода Великой Отечественной войны, является Центральный архив Министерства Обороны РФ (ЦАМО РФ). Документы, хранящиеся в ЦАМО, позволяют полу­чить информацию об изучаемом участке фронта, с прило­жением карт и схем обороны, огневых участков, направ­лений главных ударов и мест, где части и подразделения несли наибольшие потери. Большой интерес для иссле­дователей представляют документы о безвозвратных по­терях с указанием фамилий, мест гибели и захоронения павших воинов.

Кроме ЦАМО, необходимую информацию можно полу­чить и в других профильных архивах, в том числе, и в местных военных комиссариатах.

Устные источники

К устным источникам относятся: воспоминания оче­видцев и местных жителей, рассказы ветеранов войны, которые могут указать места наиболее жестоких сраже­ний, районов массовой гибели красноармейцев и коман­диров, или участки местности, где встречаются незахоро­ненные останки.

Получение необходимой информации требует тактич­ного общения с людьми и правильной и умелой постанов­ки вопросов. Круг вопросов, которые обычно затраги­ваются в процессе беседы, имеют целью установить:


  • точное описание места происходивших событий;

  • источник информации (явился свидетелем или участником событий, услышал от старожилов или очевидцев, указать конкретное лицо);

  • сведения о военнослужащих: их фамилии, воинские звания, род войск, номера воинских частей;

  • кем проводилось захоронение;

  • количество погибших, размеры захоронения и по­рядок их погребения, место захоронения: воронка, погреб, силосная яма и т. п.;

  • фамилия, имя, отчество собеседника, его адрес, дата и место проведения осмотра.
Эта информация записывается во всех подробностях. Однако нельзя ограничивать рассказчика этим перечнем вопросов. Надо предоставить ему возможность сообщить все, что он сочтет нужным. Опыт показывает, что незна­чительная, на первый взгляд, информация впоследствии может очень пригодиться.

Следует помнить, что устные источники субъективны, и при их использовании требуется критическая оценка полученных сведений.

Поисковая разведка

Поисковая разведка – обследование местности с целью определения необходимости и возможности про­ведения поисковых работ. Перед выездом детально из­учаются географические и топографические особенности исследуемого района.

Поисковую разведку удобнее всего проводить весной или осенью, когда трава еще не выросла или уже увяла, и исследуемый район не покрыт растительностью, ме­шающей просматривать местность.

При проведении разведки необходимо иметь: подроб­ную карту, компас, блокнот для записей, саперную лопа­ту, металлический щуп 1 , метал­лоискатель, фотоаппарат и другой инструмент. По обнаруженным захоронениям, не­обходимо составить протоколы по которые послужат основанием для проведения дальнейших работ.

Для выявления неизвестных воинских захоронений и незахороненных останков производится осмотр мест­ности. При этом обращается внимание на просевшие участки земли, воронки, окопы, траншеи, блиндажи и т. п. Основанием для поиска захоронений является обнаруже­ние признаков ведения активных боевых действий на данной территории (разорвавшиеся снаряды, стреляные гильзы, предметы снаряжения, вооружения и т. д.).

Поиск захоронения осуществляется визуально и с по­мощью щупа. При выявлении предполагаемого места за­легания останков копается вертикальный шурф размером 50x50 см на глубину обнаружения останков или до мате­рикового слоя земли. Шурф позволяет обнаружить остан­ки или установить признаки перекопа (нарушения) земли, сделанного при создании захоронений. Нарушение земли определяется ее цветом, составом, или структурой. При тщательной зачистке стенок, нарушенный грунт легко от­личить от ненарушенного участка грунта (материка).

Эксгумация захоронений

Эксгумация захоронений, в зависимости от глубины залегания останков, имеет свои особенности и разделяет­ся на эксгумацию глубоких захоронений (от 25-30 см. и глубже) и эксгумацию незахороненных останков (до 30 см).

Свою специфику имеет извлечение костных останков из разбитых самолетов, боевой техники, затонувших ко­раблей, долговременных укреплений и т. д.

Эксгумация глубоких захоронений

Эксгумации останков предшествует вскрытие захоро­нения (могилы) до обнаружения останков. Порядок про­ведения раскопок зависит от различных факторов и опре­деляется, в основном, поисковиком, военным археологом непосредственно на месте. В каждом случае возможно различное залегание останков и археологических источ­ников (медальонов, документов, элементов экипировки и снаряжения, личных вещей, оружия, боеприпасов и т.п.), расположение которых не всегда соответствует общепри­нятым закономерностям и налагает свои особенности на условия проведения эксгумационных работ.

Если при прокладке шурфов не удается точно обнару­жить границы могильной ямы, то по всей территории предполагаемого захоронения аккуратно вскрывается верхний слой дерна на штык лопаты, и по цвету и струк­турным особенностям грунта определяются границы за­хоронения. При этом следует учитывать, что костные останки порой располагаются в стороне от установленных границ, имея над собой неперекопанный слой грунта.

Для установления границ больших братских захороне­ний шурфы закладываются в виде пересекающихся тран­шей. После обнаружения границ захоронения, они отме­чаются вешками.

Могильная яма вскрывается горизонтальными пласта­ми определенной толщины (толщина каждого вскры­ваемого пласта зависит от глубины залегания останков и устанавливается непосредственно при раскопках). Выка­пываемый грунт проверяется на предмет обнаружения подъемного материала (Подъемный материал – это предметы, обнаруженные при проведе­нии поисковых работ в культурном слое или на поверхности земли, приз­наков идентификации останков. Особо тщательно производится поиск предметов в районе грудной клетки и тазовых костей погибшего, где чаще всего находятся медальон и документы).

Вскрывать могильную яму сразу на всю глубину нельзя т. к. неизвестно расположение костных останков, не уста­новлено наличие взрывоопасных предметов и, самое главное, можно уничтожить или повредить археологиче­ские источники, имеющие большое значение в уста­новлении личности погибших.

При снятии каждого пласта грунта целесообразно прощупать почву щупом и обследовать металлоискателем.

Вскрытие самых нижних слоев, соприкасающихся с останками, проводится с особой осторожностью. При этом применяется более мелкий рабочий инструмент: совки, ножи и т. д. При вскрытии захоронения следует иметь в виду, что уровень залегания останков не всегда находится на одинаковой глубине. В центре захоронения, как правило, костные останки залегают глубже, чем по его краям. Чаще всего это встречается в использованных под захоронение воронках от авиабомб. Здесь разница в уровне расположения останков может достигать 1 метра.

Если захоронение глубокое и тесное, а грунт непро­чен, то во избежание осыпания стенок необходимо рас­ширять его площадь или укреплять стенки. Отработанный грунт располагают не ближе 70 см от края могильной ямы. До вскрытия захоронения поверхность окружающего участка в радиусе около 7-10 метров должна быть ис­следован на предмет отсутствия останков, чтобы исклю­чить их засыпание отработанным отвалом.

Достоверность сведений, полученных при раскопках, во многом зависит от качества исследования. Техника вскрытия захоронений и эксгумации останков имеет свои особенности в каждом конкретном случае и определяется, прежде всего, степенью сохранности захоронения. В тех случаях, когда захоронение нарушено мародерами и пе­рекопано, а расположение костных останков и подъемно­го материала хаотично, целесообразно исследовать грунт, вынутый при несанкционированном вскрытии, а также грунт могильной ямы до материка.

В случае, когда захоронение не нарушено, при посте­пенной выемке заполнения могильной ямы, можно про­следить некоторые признаки приближения захоронения. Это появление темных пятен твердой земли, склеенной продуктами разложения трупов, предметов экипировки и снаряжения. При появлении этих признаков земля акку­ратно снимается, определяется положение костяка, про­водится его расчистка и подъем археологического мате­риала. Нельзя брать или сдвигать найденные предметы, т. к. по их взаимному расположению возможно установле­ние обстоятельств гибели военнослужащего (боевое за­хоронение). Для упаковки находок нужны коробочки раз­ных размеров, вата, оберточная бумага, а также большие полиэтиленовые мешки (размером 50x100 см) для вре­менного хранения костных останков.

При обнаружении медальона его необходимо герме­тично упаковать в полиэтиленовый пакет, желательно с землей, и в дальнейшем оберегать от механических и других воздействий до проведения экспертизы. Рекомен­дуется вскрывать медальон в лабораторных условиях. Пергаментный вкладыш необходимо аккуратно развернуть и просушить, избегая попадания прямых солнечных лучей. Как показывает практика, лучше всего, если медальон вскрывается специалистом-реставратором. Если текст плохо читается, необходимо провести криминалисти­ческую экспертизу.

Расчистку раскопа желательно проводить от головы к ногам, горизонтально срезая землю совком. Отдельные кости нельзя извлекать из скелета до полной его зачист­ки.

Над головой, грудью и в районе туловища павшего следует всегда копать не так глубоко, как над ногами, и более осторожно, чтобы предотвратить разрушение и дальнейшую утрату, возможно решающих признаков идентификации останков.

Отработанную землю убирают со дна раскопа, чтобы расчистку не проводить дважды.

В каждом случае останки должны быть откопаны и очищены по всей своей длине и ширине (и сверх этого еще на 10 см со всех сторон). В братских захоронениях останки одного горизонтального уровня могут эксгумиро­ваться не одновременно. Это зависит от характера рас­положения и глубины залегания останков. Только таким образом возможно разъединение останков погибших и изъятие их всех без исключения.

После очистки останков от земли можно начинать их извлечение из захоронения в обратной последователь­ности: от ног - к голове. Благодаря этому создается сво­бодное пространство для работы.

При эксгумации захоронений на воинском кладбище сначала определяются ряды могил. По возможности, в каждом ряду кладбища следует извлекать один скелет за другим, начиная слева. В особо длинных рядах работу можно проводить одновременно с левого и правого кон­цов ряда, также извлекая одного погибшего за другим. Недопустимо начинать извлечение останков из середины или других мест могильного ряда. В конце каждого мо­гильного ряда следует делать проверки путем прокладки шурфов в виде траншеи (до той же глубины, что и дно могилы) независимо от того, идет ли речь о кладбище или траншейном захоронении, чтобы установить, не были ли там дополнительно захоронены погибшие.

При эксгумации на кладбище могилы нумеруются и составляется план их расположения.

В братских могилах следует разъединить останки. Ес­ли разъединить останки невозможно, то следует их пере­захоронить вместе.

В случае необходимости кости скелета вместе с подъ­емным материалом зарисовываются или фотографируют­ся.

Если захоронение было произведено в несколько слоев, то эксгумация производится слой за слоем, начи­ная с верхнего. После извлечения всех останков необхо­димо зачистить дно ямы до материкового слоя, т. к. воз­можно двойное захоронение. Это характерно для некото­рых санитарных захоронений, когда нижний ряд останков засыпался слоем грунта, после чего продолжалось захо­ронение в ту же могилу. Необходимо также сделать под­копы по границам могильной ямы и исследовать грунт с помощью щупа на возможность залегания костных остан­ков.
Эксгумация незахороненных останков

Работа с незахороненными останками имеет свою специфику. Костные останки залегают на глубине 5-30 сантиметров. Очень часто останки одного человека могут находиться на площади в несколько квадратных метров - как следствие боевых действий и результат растаскива­ния дикими животными и корнями деревьев. Необходимо тщательное обследование площадей, прилегающих к мес­там обнаружения останков.

При обнаружении останков, для определения границ их расположения необходимо вскрыть верхний слой грун­та (дерн). После выявления границ, снимается грунт на глубину залегания останков. Лучше всего грунт снимать небольшими фрагментами, так как в нем и под ним могут находиться костные останки и подъемный материал. В процессе работы грунт постоянно просеивается вручную и перекладывается на обследованные участки раскопа. Только после снятия всего верхнего слоя и обнажения целиком костных останков и соответствующей их фикса­ции в записях, рисунке, фотоснимке, проводится их из­влечение.

Перезахоронение останков

После эксгумации и оформления протоколов и актов, в которых фиксируются результаты, останки укладываются в контейнер (гроб, полиэтиленовый мешок). Контейнер хорошо закрывается, опечатывается, и на нем простав­ляется номер, который заносится в протокол. Если на раскопе нет возможности сразу составить протокол экс­гумации, то оформляется его черновой вариант или де­лается запись в журнале раскопок.

До захоронения останков следует обеспечить полное оформление документов по эксгумации.

Захоронение останков погибших защитников Оте­чества, обнаруженных в ходе поисковой работы, органи­зуется через местные органы власти и управления с от­данием воинских почестей. Организованное захоронение необходимо зарегистрировать через военный комиссари­ат и органы местной власти и управления. Перенесенные захоронения также подлежат обязательной регистрации.

Если по каким либо причинам нет возможности про­вести захоронение останков сразу по окончании всех по­исковых работ, организуется временное хранение остан­ков. Место временного хранения останков фиксируется в протоколе эксгумации. Останки должны храниться в за­щищенном от солнца и осадков месте.

Перезахоронение останков в обязательном порядке должно быть документально зафиксировано в местных органах власти и управления, а также в протоколе эксгу­мации. Осуществление этих мероприятий, в том числе и переучет погибших защитников Отечества в Центральном архиве Министерства Обороны РФ, производится лица­ми, проводившими эксгумацию и перезахоронение.

Классификация захоронений
Воинские захоронения подразделяются на сле­дующие основные виды:


  • плановые воинские захоронения,

  • боевые захоронения,

  • санитарные захоронения,

  • незахоро­ненные останки,

  • мемориальные захоронения,

  • временные захоронения,

  • перезахоронения.

Плановые воинские захоронения

Плановые воинские захоронения - места погребения воинов в одиночных или общих (братских) могилах, клад­бищах воинских частей и подразделений, павших на поле боя, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших от ран, выполненные специальными коман­дами воинских частей и соединений.

Погребение останков воинов Красной Армии в период Второй Мировой войны проводилось в соответствии с "Положением о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время", введенным в действие приказом НКО СССР от 15 марта 1941 года № 138. По этому "Положению" команда, выделяемая командиром, занималась розыском трупов, их сбором и доставкой на место погребения. Перед по­гребением у погибших изымались документы (красноармейская книжка , партбилет, комсомольский би­лет и т.п.), один экземпляр вкладыша солдатского медальона забирался и отправлялся в штаб части для учета, а другой экземпляр должен был оставаться вместе с по­гибшим.

Погибших должны были хоронить в могилы достаточ­ной глубины (от поверхности почвы до погребенных не менее 1.5 метра). На насыпной холмик над могилой высо­той до 0.5 метра устанавливалась пирамидка высотой 1.5 метра, сделанная из досок или камня. На пирамидке вы­жигался или писался номер могилы. В большинстве слу­чаев захоронения этого типа организовывались в воин­ские кладбища. Трупы погибшего начальствующего со­става, от командира полка и выше направлялись в армей­ский тыловой район, где хоронились в деревянных гро­бах.

При погребении в братской могиле, в книге погребе­ния против каждой фамилии точно отмечалось место на­хождения трупа, захороненного в могиле, например: "от южного края могилы 1-й в первом ряду, от северного края 3-й во втором ряду, считая сверху", и т. д.

В санитарных тыловых учреждениях и госпиталях по­гребение военнослужащих, умерших от ран, производи­лось распоряжением начальника санитарного учреждения или госпиталя по правилам, предусмотренным этим же "Положением" .

По сложившейся практике, каждой могиле отводилось специальное место и присваивался номер. Могилы сда­вались по актам представителям местных органов власти или военных комиссариатов с указанием в актах фамилий погребенных. Места расположения братских могил обо­значались на топографических картах, которые совместно с актами погребения передавались в архивы.

Однако по ряду причин это "Положение" не было своевременно доведено до воинских частей, и поэтому такие захоронения часто осуществлялись не в устано­вленном порядке.

В ходе тяжелых оборонительных боев, в которых воин­ские подразделения несли большие потери и порой вы­нуждены были поспешно отступать, не представлялась возможность достойного захоронения павших. Не всегда это делалось и в ходе наступления.

Весной 1942 года, когда линия фронта стала смещать­ся на запад и значительные территории были освобожде­ны от противника, приказом НКО от 04.04.1942 г. № 106 была введена в действие "Инструкция по уборке бывших полей сражения".

В соответствии с инструкцией, сбор, документирова­ние и захоронение оставшихся незахороненными погиб­ших воинов Красной Армии возлагались на команды, ор­ганизуемые местными Советами депутатов трудящихся из гражданского населения. Перед захоронением начальник команды обязан был произвести опознание и учет всех обнаруженных трупов военнослужащих и гражданского населения. Опознание должно было производиться по медальонам или другим документам, обнаруженным при погибших (удостоверение личности , партийный, комсо­мольский билет, паспорт и др.).

Все установленные в ходе опознания данные должны были заноситься в книгу - "Именной список трупов ко­мандиров и бойцов Красной Армии и гражданского насе­ления, обнаруженных на полях сражения". Книга должна быть прошнурована и опечатана печатью местного Совета депутатов трудящихся. Ответственность за хранение и правильное ведение книги возлагалась на начальника команды.

В книге указывались: место и время проведения ра­бот, населенный пункт, № могилы и ее точное располо­жение, количество и установленные биографические дан­ные захороненных. При перезахоронении трупов указыва­лось точное расположение места бывшей могилы, число трупов, извлеченных из нее, и место нового захоронения.

При расформировании команды книга сдавалась на­чальником команды по акту председателю исполкома местного Совета депутатов трудящихся и хранилась в указанном Совете. Сведения из книги должны были со­общаться в Центральное бюро по персональному учету потерь личного состава действующей армии.

Местные органы власти обязывались проявлять забот­ливое отношение к оформлению могил воинов Красной Армии и гражданского населения: надмогильные холмы обложить дерном или камнем, посадить деревья или кус­тарник, сделать ограду, систематически наблюдать за сохранностью мест захоронения и поддерживать их внешний вид.

На месте каждой могилы обязательно должен устана­вливаться опознавательный знак с выжженным или напи­санным номером могилы.

Однако уже 22.04.1942 года, в связи с тем, что местные Советы с поставленной задачей не справляются, Начальник главного управления тыла Красной Армии из­дал приказ, обязывающий создать специальные команды для захоронения трупов бойцов Красной Армии и неприя­теля на каждом фронте, в каждой отдельной армии и Мо­сковском военном округе. Ответственными за захороне­ние назначались начальники санитарных управлений.

Начальникам команд предписывалось изучать районы боев на местности и по картам, вменялось в обязанности производить выявление и захоронение погибших не толь­ко на открытых пространствах, но и в лесных массивах. Захоронение трупов бойцов Красной Армии производить в строгом соответствии с инструкцией, объявленной в Приказе НКО от 4 апреля 1942 года № 106.

В послевоенный период через местные органы власти была развернута работа по переносу братских и одиноч­ных могил, их укрупнению (см. мемориальные захороне­ния). Однако вследствие недостаточной оценки состояния воинских захоронений, были определены малые сроки работ, материально и организационно они были подкреп­лены слабо. Поэтому в целом уровень работ по перезахо­ронению был достаточно низок и частично захоронения остались по-прежнему безымянными, а многие были про­сто срыты, запаханы, разрушены или перенесены непол­ностью, а иногда лишь в отчетах числились перенесенны­ми. Некоторые из них в настоящее время можно было бы восстановить.

Следует констатировать, что при поисковых работах среди разрушенных и заброшенных захоронений встре­чаются и плановые захоронения. Существенное отличие захоронений этого типа от других заключается в том, что о них может быть найдена информация в местных воен­коматах, архивных документах воинских частей, вое­вавших в этих местах.

Боевые захоронения

Боевые захоронения - погребения останков погибших воинов, произведенные в перерывах между боями или в процессе боевых действий однополчанами, друзьями или товарищами погибших.

В отличие от плановых захоронений, места под боевые захоронения не отводились. Погибших хоронили непо­средственно в районе гибели, не составлялись схемы захоронений, однако погибшие заносились в списки по­терь и, в большинстве случаев, родственникам сообща­лись места гибели. Те из них, личности которых не удава­лось установить, числились пропавшими без вести.

Документы, личные вещи и медальоны при захороне­нии часто не изымались, как того требовал порядок по­гребения.

Возможны обнаружения поисковиками необустроен­ных, полуразрушенных или разрушенных боевых захоро­нений. Информация об этих захоронениях может быть найдена чаще всего в списках безвозвратных потерь во­инских частей.

Санитарные захоронения

Санитарные захоронения - погребения останков по­гибших или умерших от ран воинов, осуществленные в целях соблюдения необходимых санитарно-гигиенических условий.

Санитарные захоронения производились, как правило, местным населением. На оккупированной территории полевое командование немецкой армии привлекало для этого пленных красноармейцев, либо выделяло похорон­ные команды из состава своих подразделений. Обычно захоронения проводились спустя некоторое время по окончании ведения боевых действий, но особенно массо­выми они были весной, после схода снегов, когда разло­жение трупов создавало угрозу загрязнения окружающей среды и могло повлечь за собой распространение эпиде­мий и различных заболеваний.

Санитарные захоронения в большинстве случаев яв­ляются братскими. Места под санитарные захоронения выбирались исходя из условий местности. Удобнее было сносить останки погибших в воронки от снарядов и авиа­бомб, траншеи, блиндажи, силосные и картофельные ямы, погреба, подвалы сгоревших домов, овраги и т. п. При этом, соответственно, не соблюдался порядок погре­бения воинов и не составлялся список погибших. Боль­шинство погребенных таким образом бойцов и команди­ров Красной Армии числились либо пропавшими без вес­ти, либо погибшими без указания точного места захоро­нения.

Документы, личные вещи и медальоны при захороне­нии обычно не изымались. Информация об этих захоро­нениях, как правило, не документировалась. Основные источники сведении о них - воспоминания участников и очевидцев их создания.

Незахороненные останки

Незахороненные останки - останки военнослужащих, которые по разным причинам остались незахороненными.

Это могут быть останки воинов, заваленных взрывами в блиндажах, дотах, стрелковых ячейках, траншеях, а так­же оставшиеся под открытым небом и оказавшиеся впо­следствии засыпанными в верхних слоях почвы под дей­ствием естественных климатических процессов: занесе­ния грунтом, засыпания растительными отложениями, зарастания лесом и т. п. Обычно это места непосред­ственного соприкосновения войск противоборствующих сторон.

Документы и личные вещи оставались при погибших.

Мемориальные захоронения

Мемориальные захоронения – воинские мемориалы и могилы, создаваемые для увековечения памяти героиче­ски погибших военнослужащих на местах их массовой гибели, ожесточенных сражений или в местах большой исторической значимости. При этом данные о погибших могут не соответствовать фактически захороненным.

К таким захоронениям относятся могилы, созданные на месте переноса останков воинов Красной Армии и партизан, погибших в боях, место гибели которых было известно, а место захоронения - нет. Это также мемориа­лы на оборонительных рубежах, в местах боевых дей­ствий воинских частей, частей ополчения и партизанских отрядов и местах гибели экипажей самолетов и кораблей.

Эти захоронения имеют большое значение для работы по военно-патриотическому воспитанию молодого поко­ления.

Временные захоронения

Временные захоронения – места временного погребе­ния останков, эксгумированных при проведении поиско­вых, эксгумационных работ, строительстве жилых домов, хозяйственных и других объектов, выполняемые с целью временного хранения останков до определения порядка их захоронения на постоянное место.

Создание временных захоронений производится толь­ко в случае крайней необходимости. При их создании в захоронения в обязательном порядке закладываются за­писки, предварительно изолированные от влаги. Для это­го могут применяться плотно закрытые бутылки, полиэти­леновые пленки и т. п.

Записки предназначены для информирования лиц, об­наруживших временное захоронение, позволяют этим лицам произвести перезахоронение останков в постоян­ную могилу. Для этого в записки необходимо вносить следующие данные: где, когда, кем и при каких условиях произведены эксгумация и временное захоронение; предположения о принадлежности эксгумированных к воинским частям, армиям, периоду и месту ведения бое­вых действий; имена временно захороненных, если они установлены; причины создания временного захоронения и планируемое время его ликвидации и т. д. Наиболее предпочтительно закладывать вместо записок копии про­токолов эксгумаций.

Отсутствие протоколов эксгумаций или записок во временных захоронениях затрудняет их идентификацию и исключает возможность установления имен лиц, останки которых находятся во временном захоронении. По этим причинам создание безымянных временных захоронений недопустимо.

Перезахоронения

Перезахоронения - захоронения останков воинов в от­дельных или братских могилах, после их эксгумации в результате поисковых, эксгумационных, хозяйственных или других работ.

Перезахоронения не являются объектами эксгумационных работ, за исключением тех случаев, ког­да возникают необходимости перезахоронения останков погибших по настоянию родственников. Это связано, обычно, с переносом останков на родину. Вместе с тем перезахоронения производятся достаточно часто: как ре­зультат поисковых работ, в процессе создания сборных кладбищ, из-за необходимости проведения хозяйствен­ных работ и т. д.

Из вышесказанного следует, что перезахоронение, яв­ляется вторичным (повторным) захоронением. Многие из приведенных здесь типов захоронений могут быть вто­ричными, т. е. перезахоронениями.

Главная особенность перезахоронений состоит в том, что перезахоронения коренным образом изменяют ин­формационную ситуацию: сведения, существовавшие о первичных захоронениях, в значительной степени утрачи­вают свое значение. В тоже время выполняются переза­хоронения целенаправленно, в обстановке благоприят­ствующей совершаемым действиям.

Это позволяет предъявить при их созданию более вы­сокие требования по выполнению захоронений, пред­усматривающие:


  • четкое документирование процессов эксгумации и последующих захоронений (рассматривается ниже в настоящем пособии);

  • внесение изменений (дополнений) в учетные све­дения о захороненных военнослужащих по этому за­хоронению, хранящиеся в соответствующих архи­вах;

  • оформление необходимых документов о перезахо­ронении и передача их в соответствующие воен­ные комиссариаты;

  • согласование захоронения с местной администра­цией и оформление в установленном порядке отво­да необходимого земельного участка под захороне­ние;

  • определение ответственной организации и порядка содержания захоронения (кладбища);

  • внесение информации о произведенном захороне­нии (захоронениях) в соответствующий реестр (паспорт) кладбища, если оно существовало до это­го, или создание в установленном порядке нового кладбища (захоронения).

Плановые воинские захоронения.

Плановые воинские захоронения - места погребения воинов в одиночных или общих (братских) могилах, кладбищах воинских частей и подразделений, павших на поле боя, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших от ран, выполненные специальными командами воинских частей и соединений.

Погребение останков воинов Красной Армии в период Второй Мировой войны проводилось в соответствии с "Положением о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время", введенным в действие приказом НКО СССР от 15 марта 1941 года № 138. По этому "Положению" команда, выделяемая командиром, занималась розыском трупов, их сбором и доставкой на место погребения. Перед погребением у погибших изымались документы (красноармейская книжка, партбилет, комсомольский билет и т.п.), один экземпляр вкладыша солдатского медальона забирался и отправлялся в штаб части для учета, а другой экземпляр должен был оставаться вместе с погибшим.

Погибших должны были хоронить в могилы достаточной глубины (от поверхности почвы до погребенных не менее 1.5 метра). На насыпной холмик над могилой высотой до 0.5 метра устанавливалась пирамидка высотой 1.5 метра, сделанная из досок или камня. На пирамидке выжигался или писался номер могилы. В большинстве случаев захоронения этого типа организовывались в воинские кладбища. Трупы погибшего начальствующего состава, от командира полка и выше направлялись в армейский тыловой район, где хоронились в деревянных гробах.

При погребении в братской могиле, в книге погребения против каждой фамилии точно отмечалось место нахождения трупа, захороненного в могиле, например: "от южного края могилы 1-й в первом ряду, от северного края 3-й во втором ряду, считая сверху", и т.д.

В санитарных тыловых учреждениях и госпиталях погребение военнослужащих, умерших от ран, производилось распоряжением начальника санитарного учреждения или госпиталя по правилам, предусмотренным этим же "Положением".

По сложившейся практике, каждой могиле отводилось специальное место и присваивался номер. Могилы сдавались по актам представителям местных органов власти или военных комиссариатов с указанием в актах фамилий погребенных. Места расположения братских могил обозначались на топографических картах, которые совместно с актами погребения передавались в архивы.

Однако по ряду причин это "Положение" не было своевременно доведено до воинских частей, и поэтому такие захоронения часто осуществлялись не в установленном порядке.

В ходе тяжелых оборонительных боев, в которых воинские подразделения несли большие потери и порой вынуждены были поспешно отступать, не представлялась возможность достойного захоронения павших. Не всегда это делалось и в ходе наступления.

Весной 1942 года, когда линия фронта стала смещаться на запад и значительные территории были освобождены от противника, приказом НКО от 04.04.1942 г. № 106 была введена в действие "Инструкция по уборке бывших полей сражения".

В соответствии с инструкцией, сбор, документирование и захоронение оставшихся незахороненными погибших воинов Красной Армии возлагались на команды, организуемые местными Советами депутатов трудящихся из гражданского населения. Перед захоронением начальник команды обязан был произвести опознание и учет всех обнаруженных трупов военнослужащих и гражданского населения. Опознание должно было производиться по медальонам или другим документам, обнаруженным при погибших (удостоверение личности, партийный, комсомольский билет, паспорт и др.).

Все установленные в ходе опознания данные должны были заноситься в книгу - "Именной список трупов командиров и бойцов Красной Армии и гражданского населения, обнаруженных на полях сражения". Книга должна быть прошнурована и опечатана печатью местного Совета депутатов трудящихся. Ответственность за хранение и правильное ведение книги возлагалась на начальника команды.

В книге указывались: место и время проведения работ, населенный пункт, № могилы и ее точное расположение, количество и установленные биографические данные захороненных. При перезахоронении трупов указывалось точное расположение места бывшей могилы, число трупов, извлеченных из нее, и место нового захоронения.

При расформировании команды книга сдавалась начальником команды по акту председателю исполкома местного Совета депутатов трудящихся и хранилась в указанном Совете. Сведения из книги должны были сообщаться в Центральное бюро по персональному учету потерь личного состава действующей армии.

Местные органы власти обязывались проявлять заботливое отношение к оформлению могил воинов Красной Армии и гражданского населения: надмогильные холмы обложить дерном или камнем, посадить деревья или кустарник, сделать ограду, систематически наблюдать за сохранностью мест захоронения и поддерживать их внешний вид.

На месте каждой могилы обязательно должен устанавливаться опознавательный знак с выжженным или написанным номером могилы.

Однако уже 22.04.1942 года, в связи с тем, что местные Советы с поставленной задачей не справляются, Начальник главного управления тыла Красной Армии издал приказ, обязывающий создать специальные команды для захоронения трупов бойцов Красной Армии и неприятеля на каждом фронте, в каждой отдельной армии и Московском военном округе. Ответственными за захоронение назначались начальники санитарных управлений.

Начальникам команд предписывалось изучать районы боев на местности и по картам, вменялось в обязанности производить выявление и захоронение погибших не только на открытых пространствах, но и в лесных массивах. Захоронение трупов бойцов Красной Армии производить в строгом соответствии с инструкцией, объявленной в Приказе НКО от 4 апреля 1942 года № 106.

В послевоенный период через местные органы власти была развернута работа по переносу братских и одиночных могил, их укрупнению (см. мемориальные захоронения). Однако вследствие недостаточной оценки состояния воинских захоронений, были определены малые сроки работ, материально и организационно они были подкреплены слабо. Поэтому в целом уровень работ по перезахоронению был достаточно низок и частично захоронения остались по-прежнему безымянными, а многие были просто срыты, запаханы, разрушены или перенесены неполностью, а иногда лишь в отчетах числились перенесенными. Некоторые из них в настоящее время можно было бы восстановить.

Следует констатировать, что при поисковых работах среди разрушенных и заброшенных захоронений встречаются и плановые захоронения. Существенное отличие захоронений этого типа от других заключается в том, что о них может быть найдена информация в местных военкоматах, архивных документах воинских частей, воевавших в этих местах.


Так вот, воинские захоронения и мемориалы, как существующие, так и вновь обнаруженные, подпадают под действие двух законов РФ. Первый закон - это 73 ФЗ, то есть закон об объектах культурного наследия, и второй закон - это закон №4292-1 в редакции 05.04.2013 г., то есть закон об увековечении памяти погибших при защите Отечества.
При этом, как довольно часто бывает в нашем благословенном государстве, законы эти между собой никак не связаны и описывают две параллельные процедуры.
Давайте сначала определимся почему так получилось: Вот выдержки из 73-ФЗ
объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. " и далее " памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями <...> отдельные захоронения ; произведения монументального искусства ; объекты науки и техники, включая военные ; объекты археологического наследия;" и еще чуть-чуть
"достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями . <...>".
То есть получается, что воинские мемориалы и захоронения, хоть и не описанные в прямую как объекты культурного наследия, под действие 73 -ФЗ все-таки подпадают. Более того, до принятия отдельного закона по воинским захоронениям на них действовала стандартная процедура постановки на учет, как объекта культурного наследия (ОКН). Соответственно подобные объекты вносились в гос. реестр, на них составлялись паспорта и они "числились на балансе" комитетов по охране памятников культуры сначала при региональных мин.культах, а затем и просто отдельных комитетов.
Между тем, в каждом регионе существует свой региональный военкомат, который руководствуясь директивами Министерства Обороны, а потом уже и ФЗ-4292-1 проводил учет и паспортизацию тех же самых захоронений. Эти паспорта мы собственно видим на ОБД, когда ищем захоронения. И чаще всего поисковики и прочие заинтересованные на этих паспортах и останавливаются, не представляя, что есть еще "альтернативный вариант". Стоит ли говорить, что в регионах чуть больше города списки комитетов по охране ОКН и списки военкоматов не совпадают? Думаю, итак понятно. Равно, как и списки похороненных, отсутствующие в военкоматах, с легкостью могут найтись в комитете по охране памятников. Правда с тем же успехом могут и не найтись, но это уже другая песня.
Вернемся к нашему вопросу. Итак, у нас на руках существует два различных ФЗ, по которому воинское захоронение обязано быть поставлено на учет. Так вот, в ФЗ-4292-1 процедура постановки на учет воинского захоронения совершенно не прописана, однако, консультации в Мин.обороны дают следующее:
чтобы поставить захоронение на учет в Министерстве Обороны нужно:
1.Составить паспорт захоронения (во многом, кстати, он совпадает с паспортом ОКН)
2. Приложить к паспорту спискок похороненных бойцов
3. Завизировать данный список и паспорт в АМС того населенного пункта на чьей территории находится могила.
4. Отправить этот пакет документов в
Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
ВСЕ. На этом со стороны Министерства обороны РФ процесс постановки на учет захоронения заканчивается. При этом, замечу, никакой подписи военкоматов не требуется, потому что по ФЗ №4292-1 обязанности по сохранению, охране, восстановлению и увековечению несет не военкомат, а органы местного самоуправления того населенного пункта, где расположен объект. И военкомат тут в целом не при чем.
Обычно на этом все и заканчивается, но как же 73-ФЗ, спросите вы? А вот как. Министерство обороны НЕ передает данные о воинских захоронениях в Министерство культуры. То есть поставленное на учет захоронение не будет иметь статус объекта культурного наследия, не будет включен в реестр ОКН и т.д., то есть в части ответственности к нему применим только ФЗ-4292-1, а именно:

"Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную , уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации."

А теперь сравним с 73 -ФЗ:

"Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий."
Таким образом, в плане охраны и защиты 73-ФЗ работает сильнее, чем ФЗ-4292-1. Умолчим, что ни тот, ни тот закон по хорошему на территории страны не работает, представим, как это должно быть в идеале. А в идеале, кроме того, что объект будет числится в Министерстве обороны и данные о нем будут выложены в ОБД, он должен еще проходить как объект культурного наследия, коим с исторической точки зрения каждый мемориал и является. А для этого его нужно поставить на учет, как ОКН. А вот тут начинается юридическая казуистика, потому что комитет по охране вам будет говорить, что это не их прерогатива, что неправда, как мы уже выяснили. Более того, все тот же 73-ФЗ обязывает каждого гражданина РФ, обнаружившего объект с признаками ОКН сообщать об этом государству, то есть тому же комитету. Что же нужно для постановки на учет захоронения, как ОКН? Эта процедура очен хорошо прописана в законе:


1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;

2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;

3) сведения о наименовании объекта;

4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

5) сведения о местонахождении объекта;


Весь этот страшный список документов должен подготовить Комитет по охране культурного наследия. НО готовить по собственной воле он его не будет. Поэтому что нужно сделать рядовому поисковику?
1. Написать заявление в форме письма на имя начальника Комитета по охране ОКН с просьбой поставить данное захоронение на учет в качестве объекта ОКН и просьбой совершить повторный осмотр захоронения.
2. К данному письму приложить фотографии захоронения, GPS координаты захоронения, краткую историческую справку (когда было основано, что из себя представляет, и тд.), список похороненных, буде он у вас есть, желательно краткий планчик и габариты. Все это вы уже делали для паспорта в Министерство обороны, так что не составит труда повторить.
3. Долбить начальника комитета, топать ногами и взывать к его совести.
И может быть после этого объекту присвоят статус объекта культуры с признаками объекта культурного наследия. Это не тавтология, это правда так называется. А если очень-очень повезет, то присвоят статус "выявленного объекта культурного наследия". А дальше все застопориться, просто потому, что нужна будет историко-культурная экспертиза, которая стоит денег и не малых. А денег у комитета нет никогда. НО историко-культурную экспертизу может заказать кто угодно, и если вы достаточно упорны вы можете найти эксперта, который вам ее сделает за условные 3 копейки. Это сложно, но можно. И с этой историко-культурной экспертизой вы опять идете в комитет и опять топаете ногами, кричите и уговариваете их доделать оставшиеся документы. И вот примерно через годик такой вот войны (ну может вы отчаянный везунчик и вам удастся все сделать за пару месяцев) вашему объекту присвоят статус регионального ОКН. Однако, не отчаивайтесь, с момента подачи вашего письма в комитет по охране, по закону они должны отвечать за этот объект, поскольку были о нем проинформированы. Так что с точки зрения законодательства поисковик, который проделает все вышеизложенное молодец и герой. А чиновник, не выполнивший требования законодательства -халтурщик. Вот так.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме