Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Федеральное собрание рф, структура, полномочия, порядок формирования. Структура федерального собрания, состав и порядок формирования его палат

По структуре Федеральное Собрание является двухпалатным органом, т.е. состоит из двух палат - Совета Федерации, обеспечивающего представительство субъектов РФ, и Государственной Думы, обеспечивающей непосредственное представительство всего населения страны. Палаты рассматриваются как равноценные части одного целого - парламента.

[РГЦ Для справки

Двухпалатная структура парламента (бикамеризм) довольно широко распространена в зарубежной практике. В федеративных государствах верхняя палата обычно представляет интересы субъектов федераций, а нижняя - населения всей страны.

Наличие верхней палаты объясняется необходимостью сдерживания чрезмерного радикализма нижней палаты представителей от народа, политических партий, а также учета особенностей субъектов Федерации, уравновешивания различных социальных сил и укрепления парламента. «Федерализм таким путем обретает в глазах граждан уважение своей способностью обеспечивать единство общих и региональных интересов и через двухпалатный парламент добиваться преодоления внутренних противоречий в государстве» .

Совет Федерации и Государственная Дума имеют собственную структуру, руководящие органы. Различаются порядок их формирования и компетенция (рис. 10).

Согласно ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами РФ на пять лет. Выборы депутатов Государственной Думы VII созыва состоялись в третье воскресенье сентября 2016 г.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Один из них избирается законодательным органом субъекта РФ, а другой назначается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ. Кроме того, в Совет Федерации входят представители Российской Федерации, назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более 10% от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных и исполнительных органов субъектов РФ. Таким образом, Президент может назначить до 17 членов Совета Федерации.

Рис. 10. Структура Федерального Собрания РФ Мнения ученых

В научной литературе высказывается мнение, что порядок формирования Совета Федерации не в полной мере соответствует принципу разделения властей, потому что представители исполнительной власти, участвуя в работе парламента, осуществляют законодательные и контрольные функции, не присущие исполнительной ветви власти.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы определяются отдельными федеральными законами. Формирование Совета Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

В настоящее время Совет Федерации формируется из числа депутатов законодательных органов субъектов РФ - представителей от этих органов, а также представителей от исполнительных органов субъектов РФ, которыми могут быть в случае, избрания высшего должностного лица субъекта РФ депутатами законодательного органа субъекта РФ:

  • 1) депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту РФ, или группе субъектов РФ, в которую входит данный субъект РФ, или части территории данного субъекта РФ;
  • 2) депутат законодательного органа субъекта РФ;
  • 3) депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта РФ.

При этом член Совета Федерации - представитель от законодательного или исполнительного органа субъекта РФ, на день представления Президентом РФ в законодательный орган субъекта РФ кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ должен получить поддержку не менее 10% от числа представительных органов муниципальных образований данного субъекта РФ. В случае если высшее должностное лицо субъекта РФ избирается непосредственно гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ, каждый кандидат на данную должность представляет в избирательную комиссию 3 кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа субъекта РФ.

Членом Совета Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение 5 лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. Вместе с тем закон устанавливает случаи, при которых допускается отклонение от требования о постоянном проживании на территории субъекта РФ (например, если на день голосования на выборах соответствующего органа субъекта РФ является членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы; проходит или проходил военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, налоговых органах, Следственном комитете РФ, органах прокуратуры РФ на территории субъекта РФ; проходит или проходил дипломатическую службу и имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла и др.).

Член Совета Федерации - представитель от представительного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом нового созыва на срок полномочий этого органа, а от исполнительного органа - на срок полномочий вновь избранного высшего должностного лица субъекта РФ.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу, в нем не создаются фракции и партийные объединения.

Это интересно

За период существования Совета Федерации порядок его формирования менялся несколько раз. По Конституции РФ 1993 г. Совет Федерации первого созыва избирался на два года. В соответствии с законом 1995 г. в Совет Федерации входили по должности председатели законодательных органов и высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

В первоначальной редакции закона 2000 г. предусматривалось избрание одного члена Совета Федерации законодательным органом субъекта РФ на срок полномочий этого органа, другого - назначение высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. С 1 января 2013 г. вступил в силу новый закон о порядке формирования Совета Федерации, в который ежегодно вносились изменения и дополнения.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший надень голосования 21 года. Выборы назначает Президент РФ. Согласно Федеральному закону от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» решение о назначении выборов принимается не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем выборов является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва.

д+д Судебная практика

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 июля 2015 г. № 18-П «По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации» указал, что избрание Государственной Думы должно осуществляться на конституционно установленный пятилетний срок, призванный задавать реальную периодичность федеральных парламентских выборов, без которой немыслима демократическая природа народовластия. Вместе с тем допустим перенос в конституционно значимых целях даты очередных выборов депутатов Государственной Думы, сопряженный с незначительным в месячном выражении уменьшением пятилетнего срока полномочий, на который согласно Конституции РФ, избиралась Государственная Дума текущего созыва. При этом «конституционная целесообразность сокращения фактического срока полномочий Государственной Думы текущего созыва может быть, в частности, обусловлена переносом даты очередных выборов Государственной Думы следующего созыва на единый день голосования, предусмотренный федеральным законом для проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

В Государственную Думу избирается 450 депутатов. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории РФ и зарегистрированных в РФ, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями.

Для проведения выборов депутатов Государственной Думы законом утверждается схема одномандатных избирательных округов.

Это интересно

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» распределены одномандатные избирательные округа между субъектами РФ. Наибольшее количество округов с учетом численности избирателей приходится на г. Москва - 15. Наибольшее число избирателей, зарегистрированных в одном округе, приходится на Астраханскую область - 746 938 избирателей, а самое наименьшее - на Ненецкий автономный округ - 34 722.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П отметил, что демократический принцип равных выборов и обязанность государства гарантировать равенство избирательных прав граждан, с одной стороны, и принципы федерализма и равноправия субъектов федерации, с другой, могут в известной мере входить в юридическое противоречие. При этом законодатель, с учетом особенностей территориального устройства и размещения населения, а также в целях сохранения государственного единства и стабильности конституционного строя, без которых невозможна нормальная реализация прав и свобод человека и гражданина, допускает в качестве вынужденной меры определенные отступления от общей нормы представительства, т.е. прибегает к ограничению равного избирательного права в пользу принципов федерализма. Таким образом, Суд гарантировал представительство субъектов РФ с малочисленным населением и тем самым обеспечил надлежащий представительный характер и легитимность федерального парламента.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее по сравнению с другими кандидатами в данном округе число голосов избирателей. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

К распределению депутатских мандатов между партийными списками кандидатов, избираемых по федеральному избирательному округу, допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Методика пропорционального распределения депутатских мандатов такова. Сначала ЦИК России подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов. Эта сумма голосов избирателей делится на 225 - число депутатских мандатов, распределенных по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения мандатов между списками кандидатов.

Затем число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения мандатов.

Если после этих действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.

Законом определена методика распределения депутатских мандатов внутри каждого партийного списка между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью списка (если таковая имеется).

С момента начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Думы прежнего созыва (ч. 4 ст. 99 Конституции РФ).

Совет Федерации одномоментно не обновляется. Полномочия каждого члена Совета Федерации начинаются и прекращаются в индивидуальном порядке. Полномочия самого Совета Федерации не ограничены сроком, но его состав постоянно обновляется. Поскольку избрание законодательных органов и глав субъектов РФ осуществляется в разное время, то и члены Совета Федерации замещаются не одновременно. Поэтому в Совете Федерации постоянно происходит ротация, т.е. замена выбывших членов вновь избранными (назначенными).

Депутаты Государственной Думы входят в состав фракции той партии, по спискам которой они избраны. В Совете Федерации фракций не образуется.

В соответствии с Конституцией РФ каждая палата принимает свой регламент, в котором определяет внутреннее устройство палаты, порядок проведения заседаний, законодательную процедуру, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению палаты.

В области законотворчества основной задачей Государственной Думы является разработка и принятие федеральных законов, а Совета Федерации - их одобрение или отклонение.

К ведению Совета Федерации ст. 102 Конституции РФ относит:

  • а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России;
  • д) назначение выборов Президента РФ;
  • е) отрешение Президента РФ от должности;
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

^ Например, в 2007 г. Совет Федерации принимал постановление об утверждении изменения границ между Еврейской автономной областью и Амурской областью. В 2009 г. Советом Федерации были утверждены границы г. Санкт-Петербурга, в 2011 г. - Москвы и Московской области.

За 1994 г. Совет Федерации утвердил семь указов Президента РФ о введении на территории отдельных республик в составе РФ чрезвычайного положения. Более 30 раз по предложению Президента РФ палата принимала постановления об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории России (в Анголе, Боснии и Герцеговине, Косово, Сьерра-Леоне, Судане, Ливане, Чаде и др.) .

В ведении Государственной Думы согласно ст. 103 Конституции РФ находится:

  • а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, втом числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;
  • д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • ж) объявление амнистии;
  • з) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума решает вопрос о доверии Правительству РФ в двух формах:

  • выражение недоверия Правительству РФ по инициативе группы депутатов численностью не менее 1Д от их общего числа;
  • отказ Правительству РФ в доверии, когда вопрос о доверии инициирует Председатель Правительства РФ.

^ Например, инициатива выразить недоверие Правительству РФ рассматривалась Думой неоднократно (последний раз - 9 февраля 2005 г.), однако принято такое решение было лишь однажды - 21 июня 1995 г. (голосами 241 депутата). Президент РФ поддержал Правительство РФ. При повторном голосовании, состоявшемся 1 июля, большинства уже не было (за недоверие проголосовали 193 депутата) .

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ. Роспуск Совета Федерации невозможен. Основания роспуска Государственной Думы предусмотрены ст. 111 и 117 Конституции РФ:

  • трехкратное отклонение Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства;
  • повторное в течение трех месяцев выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ;
  • отказ Правительству РФ в доверии.

В первом случае Государственная Дума подлежит роспуску независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или более раз. Роспуск Думы направлен на своевременное формирование Правительства РФ и его стабильное функционирование.

В двух последующих случаях Президент РФ самостоятельно решает вопрос либо об отставке Правительства РФ, либо о роспуске Государственной Думы. Данные конституционные установления направлены на преодоление противоречий между Государственной Думой и Правительством.

Государственная Дума не может быть распущена:

  • в течение года после ее избрания;
  • в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
  • в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента

С момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Судебная практика

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 ноября 1999 г. № 15-П указал, что роспуск Государственной Думы Президентом РФ означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией РФ полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом РФ, Советом Федерации, другими органами государственной власти.

  • Баглай М.В. Конституционное право российской Федерации: Учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. С. 494.
  • Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина/ Под ред. Е.И. Козловой. М., 2009. С. 129 (комментарий кст. 102 написан С.А. Зенкиным).

Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Структура Федерального Собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. ГосДума избирается на конституционно установленный срок - 5 лет, а Совет Федерации установленного срока не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией РФ случаях:

1. для заслушивания посланий президента РФ;

2. для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;

3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия Совета Федерации

Ряд полномочий Совета Федерации касается утверждения решений, принятых другими органами. Необходимость утверждения Советом Федерации изменения границ между субъектами РФ обусловлена тем, что такое изменение может затронуть интересы РФ или других субъектов.

Утверждение Советом Федерации указа Президента РФ о введении военного положения должно произойти в течение 48 часов с момента получения указа. Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения.

По ряду полномочий Совет Федерации принимает решения самостоятельно, например, по вопросу об отрешении Президента РФ от должности, о возможности использования Вооруженных Сил РФ вне территории РФ. Полномочие Совета Федерации по назначению выборов Президента РФ регламентируется Федеральным законом. Постановления Совета Федерации обязательны к исполнению на всей территории РФ.

Порядок формирования Государственной Думы

1. В Совет Федерации Федерального Собрания РФ (далее - Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации.

3. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта РФ на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта РФ.

4. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Исполнительная власть в России

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России - организация практического исполнения Конституции РФ и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Введение

Изучение предмета правоведение знакомит будущий административно-технический персонал с основами права современного государства и его функционированием, как единой системы, подчиняющейся определённым законам. Изучение данного предмета воспитывает такие качества как внимательность, усидчивость, грамотность в отношении законов и в целом повышает правовую культуру студентов.

Номер варианта задания выбран согласно порядковому списку в журнале: №5. И, согласно заданию, из трёх вопросов варианта: «Правовое государство: понятие и признаки», «Федеральное собрание РФ» «Административная ответственность: понятие, цели, виды» - выбран один.

В данной контрольной работе рассмотрен состав, полномочия и организаци деятельности Федерального Собрания Российской Федерации - представительного и законодательного органа государственной власти.

Структура и полномочия Федерального Собрания РФ

федеральный собрание совет дума

Статус Федерального Собрания Российской Федерации определен в главе 5 Конституции Российской Федерации (статьи 94 - 106).

Согласно статье 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации является парламентом РФ. Эта же статья характеризует Федеральное Собрание Российской Федерации как представительный и законодательный орган Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Федеральное Собрание Российской Федерации является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента (статья 95 пункт 1 Конституции Российской Федерации). Федеральное Собрание РФ состоит из:

  • - Совета Федерации (верхняя палата);
  • - Государственной Думы (нижняя палата).

Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Ивановна Матвиенко (избрана 21 сентября 2011 года), представитель от Правительства Санкт-Петербурга. С 2001 по 2011 гг. Председателем Совета Федерации был Сергей Михайлович Миронов (лидер партии «Справедливая Россия»), в настоящее время он баллотируется на пост Президента Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных созывов Государственной думы -- четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет.

Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах.

Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы, а также во фракциях и в региональных округах.

4 декабря 2011 года состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва. Согласно итогам выборов в Думу прошло 4 партии -- Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия и ЛДПР.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва -- Сергей Евгеньевич Нарышкин (фракция Единая Россия). Избран Постановлением Государственной Думы от 21 декабря 2011 года № 4-6 ГД.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно и самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению в соответствии с Конституцией РФ (статья 100 пункт 1). Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях (статья 100 пункт 3):

  • 1. для заслушивания посланий Президента Российской Федерации;
  • 2. для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;
  • 3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (статьи 102 и 103 соответственно).

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • е) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Пояснение по формулировке пунктов а, б, в: Совет Федерации по этим вопросам может и не утвердить решения других инстанций (по пунктам б и в -- президента РФ).

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трёх четвертей голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.

Конституция Российской Федерации (статья 103, пункт 1) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  • а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • ж) объявление амнистии;
  • з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В соответствии со статьей 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ.

Основными функциями парламента являются:

  • 1) представительство;
  • 2) законотворчество;
  • 3) контроль.

В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания (что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательного органа России), и реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат.

Основной функцией парламента, безусловно, является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на нижнюю палату Федерального Собрания - Государственную Думу.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат (ст. 101). Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания. Они решают вопросы организации своей деятельности и осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.

Парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палаты в пределах их полномочий, а также комиссий, создаваемых в соответствии с регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации или по инициативе группы в составе не менее десяти депутатов Совета Федерации.

Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.

Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты палаты. Комитеты и комиссии палат могут совместно организовывать парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами палаты, которыми организуются эти слушания.

Согласно регламенту Совета Федерации по результатам парламентских слушаний, проводимых в этой палате, могут быть приняты мотивированные заключения и рекомендации по обсуждаемому вопросу. В регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты.

1.2.1. Место Федерального Собрания в системе
органов государственной власти России

Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание РФ в системе органов государственной власти выступает представителем всего многонационального народа России и выполняет законотворческие функции. Одна из палат Совета Федерации осуществляет представительство субъектов (один представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта, другой – от законодательного органа субъекта Федерации).

Федеральное Собрание РФ обладает следующими функциями, а именно:

а) представительная;

б) законодательная;

в) контрольная (осуществляется за деятельностью исполнительной власти);

Компетенция Федерального Собрания – совокупность полномочий, посредством которых осуществляются основные функции парламента.

Полномочия Федерального Собрания можно подразделить на три группы:

а) полномочия, которые осуществляются только одной из палат;

б) полномочия, которые осуществляются обеими палатами;

в) полномочия, осуществляемые обеими палатами Федерального Собрания в равной мере независимо друг от друга.

Компетенция Совета Федерации прописана в ст. 102 Конституции РФ, а именно: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения, назначение выборов Президента РФ и т.д.

1.2.2. Структура Федерального Собрания РФ

Основные полномочия Государственной Думы заключаются в осуществлении законодательной деятельности (ст. 105 Конституции РФ). Согласно ст. 103 Конституции РФ Государственная Дума обладает следующими полномочиями: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, объявление амнистии и т.д.

Федеральное Собрание формируется в соответствии со следующими принципами:

  1. Принцип народного представительства;
  2. Принцип федерализма;
  3. Принцип периодичного обновления состава палат парламента;
  4. Принцип политического многообразия и многопартийности.

Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий, в соответствии с Конституцией РФ, правом избирать и быть избранным в орган государственной власти.

При этом, сам порядок выбора (назначения) представителей и срок их полномочий различен. Так, член Совета Федерации – представитель субъекта РФ от представительного органа избирается им на срок своих полномочий, при формировании законодательного органа путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов. В случае, если законодательный орган субъекта Федерации имеет двухпалатную структуру, член Совета Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ.

Государственная Дума избирается сроком на 4 года. В соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Полномочия Государственной Думы и ее депутатов сохраняются до начала работы Государственной Думы нового созыва. Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Государственной Думы (ч. 4 ст. 111,ч. 3 ст. 111,ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

В Конституции предусмотрены случаи, когда Государственная Дума не может быть распущена, а именно: в течение года с момента ее избрания, по основаниям, предусмотренным Конституцией РФ в ст. 117; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Совет Федерации обладает следующей структурой:

  • Должностные лица палаты (Председатель Совета Федерации и его заместители);
  • Совет палаты;
  • Комитеты и комиссии Совета Федерации;
  • Временно функционирующие органы (рабочие группы и согласительные комиссии)

    Основными структурными элементами Государственной Думы являются:

    1. Должностные лица палаты (Председатель Государственной Думы и его заместители);
    2. Совет Государственной Думы;
    3. Депутатские объединения (фракции и депутатские группы);
    4. Комитеты и комиссии Государственной Думы;
    5. Временно функционирующие органы (рабочие группы и согласительные комиссии);

    Полномочия рабочих органов палат регулируются их регламентами.

    Контрольные вопросы

    1. Функции Федерального Собрания РФ.
    2. Полномочия Федерального Собрания РФ.
    3. Основные полномочия Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.
    4. Сроки деятельности палат российского парламента.
    5. Основания роспуска Государственной Думы.
    6. Структура палат парламента.
    7. Порядок формирования палат российского парламента.

    Практические задания (семинары)

    1. Федеральное Собрание РФ: понятие, функции, полномочия.
    2. Порядок и принципы формирования палат российского парламента.
    3. Полномочия Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ.
    4. Основания роспуска Государственной Думы РФ.
    5. Структура палат российского парламента.

    Задачи

    Задача № 1

    Сравните полномочия Совета Федерации и Государственной Думы РФ.

    Вопросы к задаче:

    1. В чем проявляется сходство полномочий палат российского парламента?
    2. В чем проявляется различие полномочий палат российского парламента?
    3. Какие полномочия характерны только для Совета Федерации?

    Задача № 2

    Дайте характеристику порядка формирования верхней и нижней палат российского парламента.

    Вопросы к задаче:

    1. На какой срок формируются палаты российского парламента?
    2. Какая избирательная система находится в основе формирования Государственной Думы РФ?
    3. Что такое метод ротации, и в какой из палат российского парламента он применяется?

    Задача № 3

    Опишите основания роспуска Государственной Думы РФ.

    Вопросы к задаче:

    1. По каким основаниям Государственная Дума РФ может быть распущена?
    2. В каких случаях роспуск Государственной думы не допускается?

    Задача № 4

    Дайте характеристику структуры палат российского парламента.

    Вопросы к задаче:

    1. Какова структура Совета Федерации РФ?
    2. Какова структура Государственной Думы РФ?
    3. Имеются ли различия в структуре палат российского парламента?

    Нормативные правовые акты:

    1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Информационно-поисковая система Консультант плюс.
    2. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5. 08. 2000 г. (в ред. от 16. 12. 2004 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
    3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18. 05. 2005 г. (вступил в силу 7 декабря 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
    4. О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22. 01. 1998 г. (в ред. от 17. 01. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
    5. О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30. 01. 2002 (в ред. от 6. 12. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.

    Специальная литература:

    1. Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации / О.Н. Булаков. М., 2004.
    2. Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб., 2003.
    3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. М.: Норма, 2006.
    4. Совет федерации: эволюция статуса и функций / Отв. Ред. Л.В. Смирягин. М., 2003.
    5. Сопельцева Н.с. Иммунитеты в конституционном праве РФ. Челябинск, 2004.
  • Часть 2 ст.95 Конституции не указывает с достаточной степенью четкости способ формирования Совета Федерации - избрание, замещение по должности, назначение членов этой палаты Федерального Собрания. В ней лишь указывается исходный принцип: в Совете Федерации заседают по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Часть 2 ст.96 Конституции делает отсылку к федеральному закону, который определяет порядок формирования Совета Федерации.

    В ходе подготовки проекта Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации предлагались различные варианты формирования этой палаты. Так, российские парламентарии хотели сохранить выборность членов этой палаты Федерального Собрания. Как известно, первый состав Совета Федерации был избран сроком на два года в 1993 г. В частности, предлагалось формировать Совет Федерации следующим образом: органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ выдвигают кандидатов, а граждане прямыми, всеобщими и тайными выборами решают, кто из них будет заседать в Совете Федерации в качестве одного представителя законодательного органа и одного представителя от исполнительного органа государственной власти от каждого субъекта РФ. Президент РФ наложил вето на закон, предусматривающий такой порядок формирования Совета Федерации, указывая, что он противоречит букве и духу Конституции РФ. В самом деле, при указанном порядке формирования Совета Федерации его члены представляли бы не законодательный и представительный органы государственной власти субъекта РФ, а избирателей, население соответствующего субъекта. Хотя описанный порядок формирования Совета Федерации в большей степени соответствовал бы представительному характеру Федерального Собрания, закрепленному в ст.94 Конституции, и представлениям о демократическом способе формирования палат российского парламента, все же нельзя не признать, что Конституция предусматривает совсем иной способ формирования Совета Федерации, а именно - включение в состав данной палаты представителей органов государственной власти, а не населения.

    В связи с этим предлагался и другой способ формирования Совета Федерации: назначение соответствующими органами государственной власти своих представителей в качестве членов Совета Федерации. Однако наиболее приемлемым для всех оказался третий способ - замещение постов членов Совета Федерации главами органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по должности. Назначение члена Совета Федерации предусматривается только в случае, если орган законодательной власти субъекта РФ состоит из двух палат. Тогда обе палаты совместным решением назначают своего представителя - члена Совета Федерации. Данный способ формирования указанной палаты российского парламента и был закреплен в Федеральном законе «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившем в силу в декабре 1995 г. В январе 1996 г. произошло переформирование Совета Федерации, и на смену членам палаты первого созыва, избранным в 1993 г. пришли по должности главы органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. В дальнейшем созывов Совета Федерации не будет. Его состав будет постепенно обновляться по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ и смены (если таковая произойдет в результате таких выборов) глав органов законода­тельной и исполнительной власти субъектов РФ (или переизбрания представителей двухпалатных парламентов соответствующих субъектов РФ).

    Члены Совета Федерации, являющиеся по должности руководителями органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, не могут работать на постоянной основе в данной палате Федерального Собрания. Они вынуждены совмещать разные и весьма ответственные посты. При этом, конечно, больше внимания они уделяют работе в соответствующем субъекте РФ, где они избраны. В этих условиях роль и ответственность аппарата Совета Федерации по обеспечению эффективности работы этой палаты и качества подготавливаемых проектов решений возрастают по сравнению с периодом, когда хотя бы часть депутатов Совета Федерации работала на постоянной основе.

    Конституция не устанавливает фиксированного количества членов Совета Федерации, но указывает, что каждый субъект РФ представлен в Совете Федерации двумя членами. Любые изменения в численности субъектов РФ (увеличение или уменьшение) влекут за собой изменения в количественном составе Совета Федерации. В настоящее время Конституция (ст.65) содержит список из 89 субъектов РФ. Следовательно, Совет Федерации должен насчитывать 178 членов.*

    В отношении Государственной Думы, напротив, численность депутатского корпуса зафиксирована в ч.З ст.95 Конституции - 450 человек.

    Что касается выборов депутатов Государственной Думы, то часть 2 ст.96 Конституции РФ содержит отсылку к федеральным законам, устанавливающим порядок таких выборов. Выборы депутатов регулируются целым комплексом федеральных законов (выборы депутатов Государственной Думы в 1993 г. регулировались указами Президента РФ). Важнейшие среди них: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (вступил в силу в декабре 1994 г.), Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (вступил в силу в июне 1995 г.), Федеральный закон «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вторго созыва» (вступил в силу в августе 1995 г.). Следует отметить также, что в 1995 г. в Уголовный кодекс России и Кодекс об административных нарушениях были внесены изменения и дополнения, предусматривающие уголовную и административную ответственность за нарушение избирательного законодательства.

    В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания», 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одноманадатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Это исключение из общего правила обусловлено федеративным устройством государства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избираетльный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в РФ на 225 одномандатных избирательных округов.

    225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданых в федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательнымы объединениями, избирательными блоками.* Причем к распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые было отдано не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.

    Смысл выдвижения федерального списка кандидатов состоит в том, чтобы предоставить избирателям возможность проголосовать за данное избирательное объединение, за его программу, проведение которой в жизнь должны будут обеспечивать все кандидаты, включенные в список.

    Такая избирательная система называется смешанной, так как она соединяет два принципа избрания депутатов: Во-первых, принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам, во-вторых, принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные списки кандидатов.

    До 1993 года депутаты всех представительных органов РФ избирались на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам.

    Организацией выборов депутатов Государственной Думы, их подготовкой и проведением занимаются избирательные комиссии. На них также возлагается контроль за соблюдение избирательных прав граждан РФ. В пределах собственных полномочий избирательные комиссии не зависят от органов государственной власти и местного самоуправления. Закон устанавливает пятизвенную систему избирательных комиссий (Центральная избирательная комиссия РФ, Избирательные комиссии субъетов РФ, Окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии).

    Часть 1 ст.97 Конституции вводит три требования к депутатам (и, следовательно, к кандидатам в депутаты) Государственной Думы: депутатом Государственной Думы может быть, во-первых, гражданин России, во-вторых, гражданин, достигший 21 года, и, в-третьих, гражданин, имеющий право участвовать в выборах. Содержание третьего из перечисленных требований раскрывается в ч.З ст.32 Конституции: «не имеют права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

    Исходя из этого и выдвигаются кандидаты в депутаты. Списки кандидатов выдвигаются избирательными объединениями и избирательными блоками. Существует ряд условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы общественное объединение стало избирательным: Во- первых оно должно быть обязательно общероссийским (таким, согласно ст.14 Федерального закона “Об общественных объединениях” от 14.04.95 г. является объединение, которое осуществляет деятельность в соответствии с уставными целями не территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения. Во-вторых, оно должно быть создано в порядке установленном федеральными законами (на добровольной основе по инициативе их учредителей). Если это физические лица, то их должно быть не менее трех. В-третьих, в уставе общественной организации должно быть предусмотрено участие этой организации в выборах в органы государственной власти (не опосредованное, например, через финансирование выборов и организацию агитации «за» или «против» кандидатов, а непосредственное - путем выдвижения кандидатов и борьбы за их избрание в парламент. В-четвертых, устав должен быть зарегитрирован Министерством юстиции РФ не позднее чем за шесть месяцев до дня объявления выборов.*

    Избирательный блок образуется не менее чем двумя избирательными объединениями, регистрируется на время выборов Центральной избирательной комиссией, но не имеет, в отличие от избирательного объединения, статуса юридического лица. Избирательное объединение, вступившее в блок, не может вступать на данных выборах в другие блоки или выдвигать список кандидатов самостоятельно. Это требование предусмотрено для равенства прав участников выборов. Таким образом, прослеживается вторичный характер избирательного блока.

    Срок выдвижения кандидатов по одномандатным округам связан со сроком образования самих этих округов. Равенство избирательных объединений обеспечивается тем, что одно избирательное объединение, избирательный блок имеют право выдвинуть не более одного кандидата. Кандидаты должны обязательно выдвигаться на съездах (конференциях), т.е. на самих широких форумах этих организаций, для того, чтобы привлечь большее число членов избирательных объединений. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием. В результате появляется список кандидатов, его следует отличать от федерального списка кандидатов. Он не является федеральным, поскольку помещенные в этом списке кандидаты баллотируются самостоятельно, по отдельности, в соответствующих территориальных округах.

    Выдвижение федерального списка может начаться сразу после объявления даты выборов, так как списки едины для всей территории Российской Федерации, территория которой составляет один единственный федеральный округ.

    Избирательные объединения получают мандаты пропорционально голосам избирателей, отданных за каждый список.

    В списке важен не только его состав, но порядок размещения в нем кандидатов. От того в какой последовательности они приведены в списке, в немалой степени зависит получение ими депутатских мандатов. Обычно в начале списка идут наиболее влиятельные и популярные кандидаты. Из каждого федерального списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам.

    В 1993 г. под списком кандидатов требовалось собрать не менее 100 тыс. подписей (не более 15% из них в одном субъекте РФ) избирателей, а в 1995 г. - не менее 200 тыс. (не более 7% из них в одном субъекте РФ). Такой порядок важен для объективного выяснения отношения избирателей к данному избирательному объединению, учета мнения электората разных субъектов Федерации.*

    В каждый список не может быть включено более 270 кандидатов (на деле их было меньше). При этом в 1995 г. было введено требование, чтобы так называемый центральный список кандидатов (т.е. не привязанный ни к какому региону конкретно) внутри единого списка, составленного избирательным объединением или блоком, включал не более 12 фамилий, а все остальные кандидаты должны быть распределены по так называемым региональным спискам внутри единого списка кандидатов. Предполагается, что введение региональных списков должно приближать депутатов, избранных по об­щефедеральному избирательному округу, к жителям конкретного региона. К распределению депутатских мандатов допускаются только те списки кандидатов, за которые было подано не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Согласно статьи 62 Федерального закона «О выборах в депутаты Государственной Думы», в случае, если список кандидатов избирательного объединения, избирательного блока был разделен на региональные группы, полученные депутатские мандаты, переходят в первую очередь к кандидатам, не включенным ни в одну из региональных групп. Оставшиеся депутатские мандаты переходят к кандидатам из региональных групп, при этом из числа оставшихся депутатских манадатов каждая их этих групп получает мандаты, число которых пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в соответствующем субъекте РФ.

    В 1993 г. в выборах пытались принять участие 35 объединений и блоков, только 13 из них смогли собрать 100 тыс. подписей и больше под своими списками и лишь 8 из них перешагнули 5%-ный барьер и разделили между собой 225 мест в Государственной Думе. В 1995 г. более 70 избирательных объединений и блоков заявили о своем намерении участвовать в парламентских выборах, 50 из них подали в Центральную избирательную комиссию подписные листы под списками своих кандидатов, но в итоге зарегистрированы были списки кандидатов от 43 избирательных объединений и блоков, 5%-ный же барьер смогли в 1995 г. перешагнуть лишь 4 избирательных объединения - Коммунистическая партия РФ (КПРФ), «Наш дом - Россия» (НДР), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и «Яблоко». Трое из них, исключая объединение «Наш дом - Россия», имели фракции в Государственной Думе, избранной в 1993 г.*

    В федеральный список могут входить кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатных избирательных округах, таким образом, получается «двойная баллотировка», дающая возможность манипулировать своими кадрами. Это положение закона при его обсуждении вызвало споры на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, так как это положение дает преимущество кандидатам от избирательных объединений перед независимыми кандидатами в одномандатных избирательных округах. Тем не менее в наших условиях это положение целесообразно, когда партии еще не укоренились и необходимо утверждение многопартийности.

    Однако в Государственной Думе представлено, как правило, большее количество общественных объединений и блоков, чем участвовало в распределении 225 депутатских мандатов. Кроме того, в Го­сударственной Думе имеются независимые депутаты, не представляющие вообще никакого объединения. Это связано с тем, что 225 мандатов, как уже говорилось, получают депутаты, избранные в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства. В среднем в каждом таком округе должно проживать 478 - 480 тыс. избирателей. Для отдаленных и труднодоступных районов России допускалось создание избирательных округов, численность избирателей в которых отклонялась бы от средней, но не более чем на 15%. В среднем же отклонения от средней численности избирателей в округах в 1995 г. могли составлять не более 10%, а в 1993 г. - 15%.

    Кандидаты в таких округах могут выдвигаться избирательными объединениями, группами избирателей (в том числе по месту жительства и работы) и путем самовыдвижения. Кандидаты, выдвинутые по избирательным округам, должны собрать в свою поддержку подписи не менее 1% избирателей, проживающих в соответствующем округе. От сбора подписей освобождаются кандидаты, выставленные избирательными объединениями, зарегистрировавшими списки кандидатов для выборов по общефедеральному избирательному округу. Выборы в одномандатном округе проводятся, если в нем выдвинуто не менее двух кандидатов. А состоявшимися выборы считаются, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей, причем регистрируются в качестве избирателей в обязательном порядке все граждане, имеющие право участвовать в выборах. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 61 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы»).

    По одномандатным избирательным округам 17 декабря 1995 г. были избраны от КПРФ - 58 депутатов, от объединения «Яблоко» -14, от НДР - 10, от ЛДПР - 1, а кроме того, от объединений и блоков, не преодолевших 5%-ный барьер по общефедеральному избирательному округу: от Аграрной партии России - 20 депутатов, от объединения «Власть народу!» - 9, от блока «Демократический выбор России - Объединенные демократы» - 9, от Конгресса русских общин - 5, от Блока Ивана Рыбкина и объединений «Вперед, Россия!» и «Женщины России» - по 3 депутата от каждого, от блока «Памфилова - Гуров - Владимир Лысенко» - 2, от Блока независимых, Блока Станислава Говорухина, объединения «89», блока «Коммунисты - Трудовая Россия - за Советский Союз», объединений «Мое Отечество», «Общее дело», Партии Российского единства и согласия, Партии самоуправления трудящихся, Партии экономической свободы, объединения «Преображение Отечества» и блока «Профсоюзы и промышленники России - Союз труда» - по 1 депутату. Еще 77 депутатов были избраны из числа кандидатов, выдвинутых избирателями либо путем самовыдвижения. В двух одномандатных округах выборы состоялись позже.*



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме