Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Монастыри закарпатья.

Закарпатье является тем счастливым местом, где каждые исторические эпохи оставили по несколько выдающихся достопримечательностей, которые рассказывают древнейшую историю руского духа, историю части украинского народа, вписанную в мировую культурную.
Гордостью для Закарпатья являются уникальные в своем роде деревянные церкви, построенные народными мастерами без единого гвоздя, в специфических архитектурных стилях, присущих лишь определенной местности.
Карпаты - место единения восточной и западной церковных архитектурных традиций. Отсюда - богатство форм культовых сооружений, разнообразия стилей и их вариантов.
В архитектуре церквей Закарпатья различают 5 стилей. Лемковский характеризуется устранением центричности строения благодаря перемещению высотной доминанты из центрального сруба, нефу на высокую колокольню, сведенную над бабинцем или рядом с ним. Если в лемковской церкви нет шатрового покрытия над каким-то из ее срубов, замененного двухскатной крышей, у неё обязательно развитая барокова маковка.
Бойковский является начальным вариантом деревянных храмов в Карпатах: храм тризрубный, трёуровневый с шатровыми верхами, с несколькими заломами.
К нефу с запада и востоку прилегают более узкие прямоугольники срубов бабинца и алтарной части, угловые соединения сделаны вырубом в «ласточкин хвост».
Храм в гуцульском стиле имеет крестообразную форму.
Бароковый и готический, а также два подстиля - середнегуцульский и «ампир» - случаются в верхоречье Тересвы.
В пределах этих стилей различают несколько вариантов.
Стили «бароковый», «готический», «ампир» является условным, поскольку не идет речь о классических европейских стилях, а лишь об органическом усвоении украинской архитектурой определенных элементов этих стилей. Местные феодалы всячески поддерживали развитие монастырей, поскольку именно с ними было связано развитие образования и культуры в этой труднодоступной местности.
Кстати, уже не является тайной то, что в древнем Грушевском монастыре работала типография, а в Мукачевском была создана огромная библиотека.
В настоящее время действует свыше 30 монастырей, самыми известными из которых является:
1. Мукачевский (женский, православный), г. Мукачево (XIV ст.).

2. Имстичевский (мужской, греко-католический), с. Имстичево (в 1687 г.).
3. Уголянский (женский, православный), с. Угля (X ст.).
4. Чумаливский (женский, православный), с. Чумалове (в 1925 г.).
5. Домбозкий (женский, православный), с. Ракошин (в 1932 г.).
6. Малоберезнянский (мужской, греко-католический), с. М. Березний (в 1742 г.).
7. Драгивский (женский, православный)
с. Драгове-забродь (XIII ст.).
8. Изянский (мужской, православный), с. Иза-нанкове (в 1920 г.).
9. Хустский (мужской, православный), с. Хуст-городилове (в 1930 г.).
10. Боронявский (мужской, греко-католический), с. Боронява (в 1716 г.).
11. Свалявский (женский, православный), м. Свалява (в 1997 г.).
12. Хустский (мужской, православный), с. Хуст-колесарове (XX ст.).
Кроме специфического деления за национальными признаками, не менее красочно население Закарпатья представлено разными религиозными конфессиями, направлениями, течениями, которые здесь зарегистрировано около тридцати.
Среди самых распространенных церквей есть Украинская православная церковь (Московский патриархат), Украинская православная церковь (Киевский патриархат), Украинская православная автокефальная церковь, Общество православных старообрядцев, Греко-католическая церковь, Римо-католицька церковь.

Приглашаем Вас, Ваших друзей, семью посетить святые места, где сошла Божья благодать…


Даты тура:
см. расписание туров
Длительность тура: 2 дня / 1 ночь
Маршрут: Львов - Ужок - Кострино - Малый Березный - Ужгород - Горцы - Четфалва - Колодное - Стебливка - Александровка - Бороняво - Хуст - Джублик - Мукачево - Свалява - Львов

ПРОГРАММА ТУРА:

1 день
Прибытие во Львов. 08.00- Выезд из Львова.
Переезд в Ужок, осмотр деревянной церкви . На границе трех стран, у живописного карпатского перевала вверх прижался один из самых деревянных храмов Украины - шедевр бойкивской сакральной архитектуры церковь св. Михаила (1745), которая занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Переезд в Кострино , осмотр деревянной церкви . Украшением села есть деревянная церковь св. Покровы (1645), построенная в с.Сянки на Львовщине и в 1703 г. привезли на настоящее место.
Переезд в с.Малый Березный, молитва к чудотворной иконе.
Переезд в Ужгород, экскурсия по храмам . При осмотре города основной акцент сделаем на осмотр его храмов, в первую очередь осмотрим известный храм города - Кафедральный Крестовоздвиженский собор (1841), Синагогу (1904), Римо-католический костел св. Георгия (1775) и шедевр сакральной деревянной архитектуры лемковскую Михайловскую церковь (1777), перенесенную из села Шелестово в Закарпатский музей народной архитектуры и быта (скансен).
Переезд в Перечин, обед в ресторане "Подкова". Предлагаемое меню: борщ, куриный стейк, картофель запеченный с сыром и беконом, салат, блин, компот. Стоимость 85 грн.
Переезд в Горцы, обзор ротонды . В этом пригороде Ужгорода находится одна из старейших каменных храмов Украины, памятник архитектуры мирового значения - Горская ротонда (X-XIИI в.). Храм в плане шестиугольным, а внутри находятся уникальный стенопись (XIII в.) в стиле итальянской проторенессансной школы Джотто.
21:00 Позднее поселение в селе Четфалва, Береговский р-н. Ужин в усадьбах после поселения и состоит из блюд венгерской национальной кухни: бограч-гуляш, венгерские голубцы, сладости, вино/палинка, компот. Стоимость 75 грн.

2 день
Завтрак в усадьбах, предлагаемое меню: колбаса, сыр, лангош с джемом (похожи на оладьи), масло, хлеб, кофе/чай. Стоимость 55 грн.
Обзор церкви в Четфалве. Пограничное венгерское село у реки Тиса, в котором находится великолепный архитектурный ансамбль, удачно соединил в себе, оборонный каменный протестантский храм (XIV вв.) и современную деревянную церковь Святого Духа (2001). Украшением села также самая высокая в Закарпатье стройная готическая колокольня (XVIII в.).
Переезд в Колодное, обзор церкви. Здешняя церковь св. Николая (1779) является самой высокой и живописным из всех деревянных храмов Хустского района.
Обзор церкви в селе Стебливка. Небезразлична греко-католическая община этого села пытается восстановить один из самых совершенных образцов т.н. «Марамороской готики» церковь Рождества Богородицы (XVI в., 1797), которая сгорела в 1994 году.
Посещение монастыря в Бороняво. В этом известном паломническом месте можно увидеть Боронявский чудотворную икону Пресвятой Богородицы (1785) в Благовещенском Василианском монастыре.
Переезд в Хуст, обзор храмов . В столице Карпатской Украины, что славится своими живописными руинами замка (XI-XVI вв.), мы осмотрим жемчужину закарпатского сакрального строительства протестантский храм.
Обед в ресторане "Старый замок". Меню: салат овощной, солянка, картофель пюре с мясом по-венгерски, хлеб, чай. Стоимость - 90 грн.
Переезд в с.Джублик, обзор монастыря и молитва . Так называемое "Украинское Междугорье", известное паломническое место в Закарпатье, в котором находится монастырь Собора Пресвятой Богородицы, построенный на месте, где двум девушкам Елене и Марьянке в 2002 г. явилась Богородица. После этого в Джублыке с 2003 года началось кровоточения креста, а также это единственное место на земле где было появление Пресвятой Семьи. К этому паломническому месту из Львова идет самый длинный крестный путь в мире.
Вместо мощного замка в Мукачево, который Вы наверное видели несколько раз, предлагаем Вам посмотреть женский православный Николаевский монастырь (XIV в.), что построил князь Федор Корятович.
Обзор церкви в Сваляве . Столица минеральных вод Закарпатья скрывает от нас жемчужину деревянной сакральной архитектуры - церковь святого Михаила (1588), которая является одной из двух церквей такого типа в Закарпатье.
23:30 ориентировочное время прибытия во Львов. Отъезд ночным поездом в Одессу. (№107 Ужгород-Одесса)

СТОИМОСТЬ ТУРА:
895 грн.

В стоимость ВХОДИТ:
  • проезд автобусом туристического класса,
  • проживание,
  • сопровождение гида-экскурсовода,
  • экскурсионное обслуживание в туристических объектах,
  • страхование на время путешествия.
В стоимость НЕ ВХОДИТ и дополнительно оплачивается:
  • входные билеты в туристические объекты,
  • питания,
  • ж/д билеты
Стоимость входных билетов:
  • Ужгородский скансен: общий, пенсионный - 35 грн., Студенческий - 20 грн., Ученический - 15 грн.

Туристов в Сваляве заинтересует памятник архитектуры XVI в. - деревянная церковь Николая Чудотворца. Из документальных источников известно, что в XVIII в. на южную окраину Свалявы, вприселок Быстрый, из соседнего горного села перевезли старую лемковскую Николаевскую церковь. Изначально, по мнению исследователей, ее построили в 1588 г. по образцу бойковского стиля.

В 1759 г. храм существенно перестроили и перенесли на новое место, хотя дубовые срубы и перекрытия навы с одним заломом сохранились. На стенах бабинца виднелись даты «1733» и «17..2». Очевидно, они свидетельствуют не о возрасте церкви, а о ее ремонтах. Именно после ремонтов церковь стала образцом лемковского архитектурного стиля. На лемковское происхождение церкви указывает высокая башня с барокковым окончанием, стремительное нарастание форм от низкого алтаря до башни и открытая галерея с резными столбиками вокруг бабинца.

Струковская церковь

Струковская или Вознесенская церковь в Ясине – одна из таких старинных, невероятных, удивительных церквей. Это главная достопримечательность бывшего центра Гуцульщины.

Струковская церковь была построена на склоне горы Костеривка в 1824 году. С тех пор она стала главным сокровищем жителей поселка Ясиня. И немалую роль в этом сыграла не только красота сооружения. С местом, на котором уже почти два века стоит храм, связывают историю о настоящем чуде.

Деревянная Успенская Церковь

С. Новоселица – упоминается впервые в 1619 г., сохранилась деревянная Успенская церковь (1654-1656 гг., по другим данным 1611 г.) с отдельной колокольней – памятник мараморошской или потисской школы зодчества. Сохранились росписи 1662 г. в интерьере, иконостас нач. 19 в. Рядом – этнографический музей.

Деревянная Николаевская церковь (верхняя)

СРЕДНЕЕ ВОДЯНОЕ, село

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ВЕРХНЯЯ), 1428 г.

Относится к наиболее древним закарпатским храмам потисской группы. Около 1600 г., вероятно, были надстроены срубы над опасанием всех трех частей и перекрыты по сволокам. Над бабинцем в границах сруба над опасанием устроены эмпоры с плоским перекрытием. Входные двери низкие (120 см). Около 1760 г. в центральном объеме были заменены плоские перекрытия на трапециевидные из дубовых брусьев, растесаны стрельчатые окна в нефе, в бабинце устроено подшивное перекрытие из сосновых досок, построена высокая каркасная башня. Деревянная (дубовые брусья), двухсрубная, с равноширокими бабинцем и нефом, перекрытыми общей двускатной крышей. Более узкий и низкий восточный объем покрыт меньшей, но такой же крутой крышей. Над бабинцем возвышается квадратная в плане башня с шатровым завершением и подсебитьем. На южной и се* верной стенах бабинца сохранились узкие окна готической стрельчатой формы. Поддашие, опоясывающее церковь со всех сторон, опирается на выпуски венцов срубов.

Деревянная церковь Сошествия Святого Духа

В Колочаве-Горбе у главной дороги, на холме спорит стройностью с елями музей - деревянная церковь Сошествия Святого Духа. Согласно надписи на притолоке «Создан храм сей 1795 при священнику Иоанне Попович при царе Францишко ИИ мастеру Ференц Текке. Тогда был большой голод ». В древние времена голод часто сопровождал верховинское жизни и подобные несчастья время фиксировались в парохиальных книгах, а в Колочаве запись попала даже на притолок церкви.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1645, 1761 гг.

Из с. Сян-ки Львовской области перевезена и поставлена на настоящем месте в 1703 г. Над срубом верха бабинца в 1761 г. надстроена каркасная колокольня.

Деревянная, трехсрубная, трехверхая. Угловые соединения выполнены врубками в простой замок с потайным прямым шипом. В плане все три сруба близки к квадрату, центральный сруб шире остальных срубов. Все три объема церкви перекрыты шатровыми завершениями с двумя заломами. Над бабинцем устроены эмпоры. Окружена поддашием на выпусках сруба. Срублена из еловых брусьев. Верхи, поддашие и стены над опасанием покрыты гонтом. Сохранилась деревянная резьба XVIII в.

Памятник тяготеет к бойковской архитектурной школе. Однако надстройка колокольни над западной частью, которая по высоте превзошла центральный сруб, нарушила равновесие архитектурных масс и придала сооружению черты, типичные для лемковской архитектуры.

Церковь Николая Чудотворца

Датирующая резная надпись находится на дверях. Деревянная, двухсрубная, трехчастная. Построена из дубовых брусьев, соединенных врубками в натяжной замок, покрыта лемехом. Фундамент каменный, положенный на растворе. Над бабинцем возвышается четырехгранная каркасная башня, завершенная высоким шпилем с четырьмя башенками на углах основания. Под крышей башни размещены аркада и подсебитье.

Деревянная церковь Архангела Михаила

Ужок – это небольшое живописное село на западе Украины. Не смотря на свои маленькие размеры, село имеет богатую историю и традиции, ведь основано оно было в далеком 1582 году.

Рядом с селом расположен Ужокский перевал, а в самом селе протекает речка Уж. Основной достопримечательностью Ужка является деревянная церковь Архангела Михаила с колокольней, построенная в 1745 году.

Деревянная церковь Параскевы

Александровка Географическое расположение Село Александровка (укр. Олександрівка, венг. Ó sá ndorfalva) находится в Хустском районе, Закарпатской области Украины. Расположено в 22 км. от районного центра – Хуста и в 15 км. от железнодорожной станции Сокирниця на линии Королево – Великий Бычков. История Первое упоминание об Александровке в исторических документах относится к 1390 г. Она издавна славилась на все Закарпатье источниками ропы, использовавшейся вместо пищевой соли. В 15-19 ст. на территории села вручную добывали каменную соль. До наших дней сохранились деревянные стволы шахт.

Церковь Святого Духа

Церковь Святого Духа располагается в Колочаве построена в 1795 году по проекту Ф. Гекка.

Эксперты относят стиль к лемковскому типу деревянного зодчества. Три сруба разные по ширине изготовлены из еловых брусьев, крыша покрыта гонтом. Над бабинцем расположена башня в виде квадрата, которая завершается двухъярусной баркой. С восточной стороны находится барочная глава.

В 1784 году обитель была расписана немецким мастером Ф. Пеером. Именно эта роспись сохранилась до наших дней. В советские времена храм был отреставрирован и превращен в музей атеизма. Церковь не действует.

Церковь Михаила Архангела

Негровец (укр. Негровець, венг. Felső kalocsa) село в Межгорском районе, Закарпатской области Украины. Расположено в верховье реки Теребля, на расстоянии 20 км. от районного центра – Межгорье. Через село проходит автодорога Колочава – Межгорье.

В Негровеце есть архитектурный памятник деревянного зодчества – церковь Св. Арх. Михаила. В постройке храма чувствуется опыт мастеров, создавших образцы святынь Марамороша.

Николаевская Церковь

с. Прислоп, Закарпатская обл.

Церковь Св. Николая Чудотворца в Прислопе напоминает формами деревянный храм в Торуни, но она намного больше и стройнее, с тонким рисунком силуэта башни и изящными линиями. С трех сторон храм окружает аркада на высоких резных фигурных столбах. В уменьшенном размере они повторяются в аркаде обхода. Двухъярусная колокольня с широким навесом опасанья и аркадой во втором ярусе, где размещены колокола, покрыта восьмискатной шатровой крышей. Формы колокольни намного древнее форм самого храма и резко контрастируют с ним. В интерьере сохранились декоративная резьба XVIII в. в стиле барокко работы местного мастера, а также отдельные произведения станковой темперной живописи XVI-XVII вв. Николаевская церковь действующая, от реставрирована в 1968 г. Считается шедевром барочной верховинской деревянной архитектуры.

Деревянная церковь Св. Духа

С. Гукливый - деревянная церковь Св. Духа (18 в.) с отдельной колокольней – памятник лемковской школы народного зодчества. В интерьере сохранился иконостас 1784 г. (немецкий мастер Франц Пеер).

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В «сердце Верховины», а именно в славном Пилипце есть не только профессиональные горнолыжные трассы и красивый водопад Шипот, но есть также незаметный на первый взгляд выдающийся архитектурный памятник национального значения - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, XVIII ст.

Древнейшую церковь построили в урочище Закутья в начале 1500-ых гг., но она сгорела. Вторая церковь Благовещения Господня была построена посреди села, на холме Юрчика в 1671 г., сгорела в 1758 г. В 1801 г. в селе были две деревянные церкви - главная на 340 верян и малая, на 120 верян в верхнем конце. Верхняя церковь уже тогда была в плохом состоянии, и вещи из нее перенесли в нижнюю, которая по сей день украшает село.

Реформаторская церковь

В украинском закарпатском селе Четфалва, за которым начинается территория Венгрии, находится национальный храм венгров Закарпатья – Реформаторская церковь. Построена она в XV веке.

Во время реконструкции в 1753 году была достроена деревянная колокольня с высоким восьмигранным шпилем, в готическом стиле, и напоминающая оборонную башню. Высота двухъярусной, квадратной в плане, колокольни составляет почти 30 метров. Она вызывает интерес еще и тем, что возведена прямо на земле без фундамента и свай. Ее оригинальную каркасную конструкцию удерживают 16 деревянных опор с раскосами.

Реформаторская церковь представляет собой однонефное каменное сооружение с одним окошком, которое укреплено с юго-западного угла контрфорсом. Оригинальный потолок расписан яркими растительными орнаментами, запечатленными на 60-ти квадратных деревянных кессонах. Из них повторяются только два. Создал эту колоритную красоту венгерский художник Шандор Ференц. Многие туристы приезжают сюда, чтобы увидеть это неповторимое произведение народного декоративного искусства.

Современная Закарпатская Реформаторская церковь насчитывает 114 приходов, в трех церковных округах, где служат 76 пасторов.

Деревянная Михайловская церковь

В селе Крайниково в окружении вековых могучих деревьев стоит Михайловская церковь, построенная в 1668 г.

Громадные дубовые колоды сруба, маленькое крыльцо у бабинца придают зданию весьма суровый вид. Здание меннее протяжно по продольной оси, чем другие постройки. Такая композиция основных масс придает крайниковскому готическому деревянному храму особую монолитность. Поэтому впоследствии он стал своеобразным эталоном для мастеров, строивших церкви в селах севернее Крайникова – Данилове и Олександровке (историческое название Шандорово).


В августе 2007 года мы - Таня Константинова с Никитой, Андрей и Татьяна Силаевы - открыли для себя удивительный край - Закарпатскую Русь, в которой проживают русины, не считающие себя украинцами. Это - Ужгородская область с городами Мукачево, Хуст, Рахов, Ясин и Ужгород..

Распространение христианства в Угорской Руси (так назывался этот край) началось в 863 году и связано с именами Кирилла и Мефодия, крестившими славянское население принадлежавших тогда Болгарии юго-западных Карпат. Болгарский князь Михаил долго сопротивлялся греческому влиянию, но в 870 году крестился и сам.

Угорская Русь стала настоящей монашеской республикой со множеством храмов и монастырей, но она постоянно подвергалась попыткам обращения русинов в латинство, особенно после разделения церквей в 1054 году. В XI веке дочерью Ярослава Мудрого Анастасией и ее мужем венгерским королем Андреем I был основан один из древнейших монастырей - Свято-Никольский, что укрепило духовную борьбу за православие.

Позднее, с распространением протестантизма в Европе, Угорская Русь также подверглась этому влиянию. В противовес австро-венгерские Габсбурги усиленно насаждали католичество самыми неимоверными способами. Наконец, в 1648 году, чтобы защитить себя от невыносимых притеснений, 63 священника подписали в Ужгороде акт унии с римской церковью. Народ же долгое время не хотел подчиняться папам. История Угорской Руси, и в первую очередь церковная история, это история борьбы различных конфессий.

Века австро-венгерского ига не прошли бесследно: в начале 1900-х годов православная проповедь в Прикарпатской Руси превратилась в миссионерство, и первым этот тяжкий крест понес преподобный Алексий Карпаторосский (в миру Александр Кабалюк). Он был одним из организаторов возрождения Православия в Прикарпатье, за что подвергался преследованию со стороны властей, был объявлен "православным преступником" и более 4-х лет находился в заключении. Получив благословление на свой подвиг от патриарха Иерусалимского, он привез с Афона на родину чудотворный образ Богоматери Скоропослушница, всегда сопровождавшей его во время опасных скитаний и не раз спасавшей его жизнь. После освобождения преподобный возродил 20 монастырей. Его называют "Закарпатским апостолом". Мощи святителя находятся в Свято-Никольском женском монастыре, а чудотворная икона "Скоропослушница" - в Свято-Успенском женском монастыре с.Домбоки под Ужгородом.

Крестовоздвиженский собор г. Ужгорода

После 1919 года Прикарпатская Русь оказалась в составе Чехословацкой республики. В это время происходило возрождение и расцвет православия под протекторатом Сербской Церкви. Строилось много церквей, открывались монастыри. С 1939 года Прикарпатская Русь была оккупирована союзной фашистской Германии хортиской Венгрией - это время жесткого военного режима, истребления православия, насаждения католицизма. Происходило уничтожение людей по национальному и религиозному признаку.

После 1946 года Прикарпатская Русь стала Закарпатьем в составе Советского Союза, и всех карпатороссов насильно записали украинцами. В связи с нестабильным политическим положением Прикарпатской Руси происходила большая миграция - русины рассеяны по всему миру. Самая большая диаспора в США - 800 тыс. человек (столько же, сколько сейчас в Закарпатье). Предстоятель Русской Православной Церкви зарубежом митрополит Лавр - русин.

В настоящее время 80% верующих - православные и униаты. После войны много православных клириков-карпатороссов пришло в Россию для укрепления русского священства. Во время посещения Валаама нам рассказывали о большой группе монахов, приехавших из Закарпатья в самом начале возрождения обители.

Сейчас в Закарпатье идет активное строительство монастырей, храмы которых зачастую выполняют роль приходских. В настоящее время действуют 30 монастырей. Несмотря на трудности их строительства и отсутствие устойчивой традиции православного каменного зодчества, во многих современных храмах прослеживаются мотивы национального деревянного зодчества.


Мукачевский замок
Свалява. Свято-Кирилло-Мефодиевский монастырь, где мы были на архиерейской службе. Монастырь заложен в 1996 году, когда на это место пришли две монахини, одна из которых сейчас стала настоятельницей
Матушка Феодосия, которая опекала нас в этой поездке В Карпатских горах после дождя
Оленья ферма, куда нас привез наш водитель Иван после поездки на красивейшее озеро Синевирь. Мы ходили среди оленей, кормили их хлебом
Мукачевская и Ужгородская епархии
Религии. Христианство. Православие. Русь

В 14 веке году литовско-русский князь Фёдор Корятович переселился в Угорскую Русь, и, получив в удел Мукачевское княжество, оказывал содействие Мукачевскому Свято-Николаевскому монастырю. С тех пор мукачевские епископы поселились здесь, и обитель сделалась средоточием духовной жизни края.


Мукачевский Свято-Николаевский монастырь


После смерти венгерского короля Карла Роберта в 1342 году ужгородская доминия переходит во владение римокатолика Филиппа Другета. Для православного населения Закарпатья настали тяжелые времена, православная церковь теряла права. В эти годы, по-видимому, епархия зависела от митрополитов Угро-влахийских. В 1596 году здесь стала вводиться Брестская уния, однако мукачевские архиереи принимали деятельное участие в сохранении православия в крае. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Егерского католического епископа подписали Ужгородскую унию.

Согласно ей мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией, а униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римокатолического. Большинство православного духовенства не поддержало унию, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии. В связи с переходом края в унию, православный епископ Мефодий (Раковецкий) перенес свою кафедру в Марамарош в 1690 году, а последний православный Мукачевско-Марамарошский епископ Досифей был замучен в Хустском замке в 1735 году. Монастыри и храмы передавались греко-католикам (униатам). Фактически православная церковь была признана властями вне закона. Перегод в унию позволил сохранить церковно-славянский язык и византийский обряд в церкви.

Лишь в начале XX столетия возникает движение за восстановление православной веры. Австро-венгерские власти всячески препятствовали его распространению и организовали преследования. В 1903—1904 годах был организован первый Марамарош-Сигетский процесс, на котором семеро православных исповедников были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во второй половине 1913 года уже 32 человека были арестованы за переход в православие. Второй Марамарош-Сигетский процесс завершился 3 марта 1914 года открытым осуждением перешедших в православие исключительно за религиозные убеждения.


Кафедральный собор Почаевской иконы Божией Матери в г. Мукачево


По окончании Первой мировой войны и с распадом Австро-Венгерской империи Закарпатье вошло в состав Чехословакии на правах автономной части республики. Её конституция провозглашала свободу вероисповедания, и местное население массово возвращалось в православие. В 1920 году у президента Чехословакии было выхлопотано признание полномочий Сербской православной церкви в Закарпатье, после чего, по архиерейский собор Сербской церкви принял решение о посылке епископа Нишского Досифея в Чехословакию. Был выработан устав новой Церкви, и для его утверждения у центральных властей епископ Досифей направляется в Прагу, где 28—29 августа 1921 года проходил Второй Собор Чехословацкой Церкви. Преемники епископа Досифея, также носили титулы сербских епархий, а в 1930 году епископ Битольский Иосиф был назначен архиереем уже с титулом экзарха Карпатской Руси. 2 августа 1931 года он восстановил Мукачевскую кафедру, и в этом же году Сербская церковь получила право назначать на постоянное служение правящего архиерея с титулом Мукачевский и Пряшевский.

После освобождения Закарпатья Советской армией в 1944 году вскоре последовало его присоединение к СССР, после чего, по обоюдному соглашению между Русской и Сербской Православными Церквями, закрепленному на заседании Священного Синода Русской православной церкви 22 октября 1945 года, Мукачевская епархия в составе земель, вошедших в СССР, перешла под омофор Московского Патриарха. Словацкая часть Мукачевской епархии, оставшаяся в составе Чехословакии, вошла в Чешскую епархию.

Решением Священного Синода Украинской православной церкви от 29 июля 1994 года из Мукачевской епархии была выделена Хустско-Виноградовская епархия.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме