Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Икона пояс пресвятой богородицы. Праздник положения пояса пресвятой богородицы

20 октября 2011 года в Россию прибыла одна из величайших христианских святынь: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Фондом Андрея Первозванного организовано принесение честного пояса Пресвятой Богородицы. Святыня пребудет в нашей стране с 20 октября по 27 ноября 2011 года. Пояс Пресвятой Богородицы, хранящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, доставлен в нашу страну впервые.

О духовном значении принесения пояса Богородицы в пределы Русской Церкви в эфире телеканала «Россия» рассказал патриарх Кирилл:

«Тысячи паломников посещают Ватопедскую обитель только для того, чтобы помолиться перед этой святыней, облобызать часть одежды Пресвятой Богородицы. Люди молятся перед поясом Богородицы об исцелении от болезней. Многие неизлечимые болезни, в том числе онкологические, отступают по горячим молитвам людей перед этой святыней. В Ватопедском монастыре изготавливаются небольшие копии этого пояса, и известно, что некоторые женщины, страдающие бесплодием, носят такие пояски. И если это ношение сопровождается покаянием, горячей молитвой, крепкой верой, то в очень многих случаях, которые зафиксированы, молитва достигала Престола Царицы Небесной и женщины могли родить детей.

Для нашей страны это серьезная проблема и важная тема. И я очень надеюсь, что и мужчины, и женщины во время посещения этой святыней земли Русской будут горячо молиться у нее, прикладываться к ней и просить помощи Царицы Небесной в их жизни, в том числе и в рождении чад. Пусть пребывание пояса Пресвятой Богородицы многим поможет понять силу Божественной благодати и близость присутствия к нам небесного мира».

Великая христианская святыня пребудет на русской земле в течение 30 дней и посетит 11 городов. Реликвию сопровождают монахи афонского монастыря Ватопед во главе с игуменом обители архимандритом Ефремом.

В России планируется следующая программа пребывания чудотворной святыни:

В городах, в которые будет принесен пояс Богородицы, состоятся мероприятия в рамках программы Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы «Святость материнства», направленной на защиту традиционных семейных ценностей, преодоление демографического кризиса и депопуляции страны. В частности, в некоторых городах предусмотрено принесение святыни в Центры защиты материнства и детства, которые оказывают реальную материальную, психологическую, юридическую помощь беременным женщинам, содействуя отказу от совершения аборта.

Праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

31 августа (13 сентября по н. ст.) совершается праздник Положения пояса Пресвятой Богородицы.

Согласно преданию, пояс и риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в золотой ларец, запечатанный императорской печатью, который обрел свое место в построенном Феодосием Младшим храме во имя Пресвятой Богородицы - Халкопратийской церкви.

Прошли столетия. В царствование императора Льва Мудрого его супруга была мучима нечистым духом, отчего император и его родственники пребывали в великой печали, но, не оставляя упование, усердно молились ко Господу о страдавшей.

Императрице Зое было божественное видение, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. Она поведала об этом видении мужу, и император упросил патриарха Евфимия открыть ковчег с поясом Пресвятой Богородицы, который оказался в целости и не поврежденным от времени.

По повелению императора патриарх распростер пояс над больной, и она тотчас освободилась от демонского мучения и совершенно исцелилась от недуга.

« Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его, - пишет святитель Димитрий Ростовский, - и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили честный пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царской печатью и установили празднование в честь Преблагословенной Девы Богородицы в воспоминание чуда, бывшего от Ее честного пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Нее Христа, Бога нашего» .

После падения Константинополя святыня покинула город. Части пояса доныне хранятся в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон и на Кипре в монастыре Троодитисса, где прославились множеством чудес.

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя мир граду Твоему даровати / и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице, объемший пояс Твой честный держава граду Твоему необорима / и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 4

Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, Препетая, храм и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало.

Святыня и монастырь Ватопед

В монастыре Ватопед честной пояс Божией Матери хранится начиная с XIV века. Свидетельства о чудесах, совершаемых его благословением, не иссякают по сей день. Чудотворную силу святыни признавали даже турецкие султаны. Так, в 1871- 1872 годах султан Абдул-Азиз обратился к ватопедским отцам с просьбой доставить пояс в Константинополь, прислав для этой цели пароход прямо к пристани обители. Как только судно приблизилось к Константинополю, бушевавшая там эпидемия холеры прекратилась, и удивленный правитель приказал принести реликвию во дворец для поклонения.

Известны многочисленные случаи исцелений от различных болезней благодатью честного пояса Божией Матери, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам. Монахи хранят множество писем, в которые счастливые родители вложили фотографии своих детишек, родившихся благословением Божией Матери, посредством Ее честного пояса.

Честной пояс Пресвятой Богородицы является главной и наиболее любимой святыней монастыря Ватопед. История обители настолько тесно переплетена с историей реликвии, что уже не мыслится отдельно от нее, о чем свидетельствует прозвище «агиазониты» (то есть «святопоясники»), данное на Афоне ватопедским монахам.

На престольный праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, совершаемый 31 августа по старому стилю, для прославления святыни со всей Святой Горы стекается множество монахов. Число паломников в этот день нередко достигает 500 человек, что по афонским меркам является внушительным количеством. Одна из служб, а также акафист честному поясу составлен Герасимом Микроагианнитом, одним из самых выдающихся и вдохновенных гимнографов Греческой Церкви XX века. По традиции святыня ежегодно исходит из стен монастыря на краткий срок и проносится по греческим городам для чествования и поклонения. Это событие обычно проходит с особой торжественностью, вместе с реликвией следует парадный эскорт вооруженных воинов, и ее путь устилают лавровыми ветками и лепестками роз.

    Благовещение Пресвятой Богородицы - У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенье (значения) … Википедия

    Рождество Пресвятой Богородицы - Статья о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Осенины Рождество Пресвятой Богородицы … Википедия

    Покров Пресвятой Богородицы - У этого термина существуют и другие значения, см. Покров (значения). Покров Пресвятой Богородицы … Википедия

    Собор Пресвятой Богородицы - Икона Собор Пресвятой Богородицы (Русский север, конец XVII века) Собор Пресвятой Богородицы праздник православной церкви, совершается … Википедия

    Риза Пресвятой Богородицы

    Похвала Пресвятой Богородицы - «Похвала Пресвятой Богородицы» (икона, XVIII век) Суббота акафиста; также Похвала Пресвятой Богородицы название праздника и чинопоследования Православной Церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста. Празднование установлено в IX… … Википедия

    БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - [греч. Εὐαγγελισμός; лат. Annuntiatio], один из главных христ. праздников, посвященный воспоминанию благовестия арх. Гавриила Пресв. Деве Марии и Боговоплощения. Событие Благовещения Согласно Евангелию (Лк 1. 26 38), в 6 й месяц после зачатия… … Православная энциклопедия

    Введение во храм Пресвятой Богородицы - Статья о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Ворота зимы (праздник) Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534 … Википедия

    Храм Успения Пресвятой Богородицы (Гора Сион) - Монастырь Монастырь Успения Богоматери … Википедия

    Положение ризы Пресвятой Богородицы - Положение Ризы Богоматери (икона мастерской Дионисия, ок. 1485 года, ГТГ) Риза Богородицы почитаемая в Православной церкви реликвия, одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование «Положение честной… … Википедия

Книги

  • Купить за 184 грн (только Украина)
  • Пояс Пресвятой Богородицы. Самая полная книга , Людмила Агафонова, Надежда Зарина, Светлана Верховцева. Пояс Пресвятой Богородицы, проведя больше месяца в России, вернулся на свое постоянное место пребывания, в Грецию, на святую гору Афон. Более трех миллионов россиянприложились к реликвии в…

Пояс Пресвятой Богородицы - настоящая реликвия, которая странствовала по всему миру и имеет длинную историю. К поясу Богоматери часто обращаются верующие женщины, которые страдают от бесплодия: о чудесах исцеления с помощью этой святыни ходят легенды.

Таинственное обретение

Известно, что во время погребения Девы Марии апостола Фомы не было в Иерусалиме. В этот момент он находился где-то в районе Индии, где распространял Благую Весть. Прибыл апостол Фома лишь на третий день, и тогда, будучи безутешным и желая проститься с Богоматерью, он попросил открыть гробницу. Апостолы выполнили его просьбу и изумились - гробница оказалась пуста. На дне они нашли лишь погребальную пелену, от ткани которой исходило чудное благоухание. Апостолы принялись молиться и вопрошать к Богу. Они хотели, чтобы Бог открыл им тайну, куда исчезло тело Девы Марии. Тогда Пресвятая Богородица явилась перед ними за вечерей и поприветствовала их: «Возрадуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».

По преданиям, ещё до явления апостолам, Богородица явилась к апостолу Фоме, пока он молился и скорбел. Дабы его утешить, Богородица бросила с неба свой пояс, который Фома затем отнёс остальным ученикам.

Чудесное исцеление

Пояс Пресвятой Богородицы почитался великой святыней и был заключён в золотой ковчег. Этот ковчег в конце IX - начале X века был впервые открыт по просьбе императора Льва Мудрого. Его жену императрицу Зою одолевал нечистый дух, и Лев Мудрый молился Богу об её исцелении. Однажды императору случилось видение, что его жена исцелится, если на неё положат пояс Богоматери. По просьбе императора и с разрешения патриарха ковчег был вскрыт. Поразительно, но за десять веков хранившийся в ковчеге пояс сохранился в первозданном виде. Как только Пояс приложили к больной женщине, обуревавший её нечистый дух исчез. В знак благодарности императрица Зоя вышила весь Пояс, но не простой нитью, а золотом.

Разделение Пояса

Впоследствии Пояс был разделён на части, это произошло в Х веке. Так, святыня находилась одновременно в Грузии, Болгарии и на Кипре.

Елена, которая была племянницей византийского императора Романа III Аргира, также исцелилась благодаря Поясу Пресвятой Богородицы. Чудодейственный предмет отправился в Грузию, когда после войны Роман III Аргир заключил мир с грузинским царём Багратом IV Куропалатом и закрепил союз его свадьбой с Еленой. Невеста привезла реликвию с собой, с разрешения своего дяди, разумеется. Затем, в начале XIX века, пояс ненадолго оказался в России. Дочь грузинского царя Георгия XII Нино после принятия подданства России прислала реликвию российскому императору. Как ни странно, Александр I лишь украсил ковчег драгоценными камнями, а затем отправил подарок обратно и повелел выстроить в Зугдиди церковь. Каменная церковь должна была стать местом хранения Пояса Богородицы.

Эта часть Пояса до сих пор хранится в драгоценном киоте в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери.
В Сирии, в городе Хомс, есть знаменитый «Умм Зуннар» - храм, посвящённый Поясу. Святыня помещена согласно сирийским традициям: серебряный цветок на ножке-подставке с ажурными лепестками, а в центре, под стеклом, - тонкий поясок из верблюжьей шерсти, который по преданиям является частью пояса Богоматери. Пояс украшен золотыми нитями длиной около 60 сантиметров. Рядом с украшенной настоящими цветами нишей, в которой хранят сам Пояс, в «Умм Зуннаре» стоит специальный кувшинчик, куда прихожане бросают записки, адресованные Богоматери. В этот храм реликвия тоже попала необычно: в 1953 году в турецком монастыре в Мардине был найден древний манускрипт, где на арамейском языке указывалось место хранения Пояса. Манускрипт гласил, что это часть Пояса, которую Фома взял с собой. По молитвам верующих от этой части святыни многие годы происходят чудесные исцеления.

Другая часть пояса Пресвятой Богородицы хранится на Святой горе Афон. Туда, в грецкий Ватопедский мужской монастырь попала часть реликвии, которую носили с собой византийские императоры в военные походы. Это - подарок последнего независимого сербского правителя XIV века, Лазаря Хребеляновича. Князь Лазарь Хребелянович также прославлен как великомученик в лике святых православной церкви в Сербии.

Божественная мера

Пояс использовался при строительстве многих храмов на Руси в качестве эталона - божественной меры. Длина пояса составляет 1 метр 20 см. Так, например, Благовещенский собор Дивеевского монастыря имеет пропорции 30 поясов в длину, 20 в ширину и 50 в высоту. В сумме они равны ста, то есть совершающейся по чёткам монашеской сотнице.

Исцеление от поясков

Считается, что по вере паломника взятый из святого места камень может творить чудеса, а список с чудотворной иконы имеет такую же силу, как и оригинал. Точно так и маленькие пояски, которые делаются монахами Ватопедского монастыря и освящаются от пояса Богоматери, обладают исцеляющей силой - силой веры молящегося. Части оригинального Пояса переезжают с места на место, к ним выстраиваются длинные очереди и православные верят: в паломничестве путь имеет большое значение, и стояние в очереди к святыне - а значит подготовка к ней - неразделимо с самой встречей.

Пояски, освящённые на поясе Пресвятой Богородицы, передаются из рук в руки. Они отправляются людьми друг другу в разные страны и исцеляют множество недугов. Масса свидетельств об этих исцелениях известна с давних времён. Случаются они и в наше время. Больше всего таких свидетельств от людей, ранее страдавших бесплодием. Считается, что пояс Богородицы - сильнейший оберег при беременности и родах.

В России части Пояса хранятся в Петербурге (Казанский собор), Москве (храм Илии-Пророка) и в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры.

Эта христианская реликвия, которая, как гласит предание, принадлежала Пречистой Деве Марии, родившей Спасителя человечества. Ежегодно 31 августа совершается православное торжество в честь святыни. Он чрезвычайно почитаем в религиозном мире, летописи знают огромное количество чудес, совершенных реликвией. Пояс также изображен и на редких иконографических полотнах. Это единственная реликвия, принадлежащая Деве Марии и сохранившаяся до настоящих времен.

Ковчег с частицей пояса Пресвятой Богородицы

История происхождения реликвии

Существует несколько версий происхождения священной реликвии.

  • Некоторые предания сообщают, что Дева Мария собственноручно выткала его на основе верблюжьей шерсти, а перед смертью подарила его праведной христианской семье. Пояс передавался из поколений и оказался в константинопольском соборе только через три века. В середине X столетия император Лев Первый перенес реликвию во Влахернский храм, где произошло чудо явления Пречистой Девы.
  • Другая версия происхождения реликвии известна из традиции католицизма. Апостол Фома не принимал участия в погребении Богородицы, так как находился в землях Индии и благовествовал о Воскресении Христа. Только через три дня после кончины Безгрешной Девы Марии он прибыл в священный Иерусалим. Апостол, бесконечно желая проститься с Богоматерью, слезно просил открыть гроб. Изумлению не было предела, когда ученики Христа, сняв погребальную плиту с усыпальницы, не обнаружили там тела. Здесь лежали только благоухающие пелены. Целуя эти ткани, апостолы умоляли Господа открыть им тайну исчезновения Богородицы. Ответ пришел вскоре: светлый дух Девы Марии явился им на вечере и приветствовал, успокоив словами о том, что Она и Бог навсегда пребудут с истинно верующими.
  • Существует еще одно предание, которое говорит о явлении Небесной Богородицы Фоме на третий день её преставления. Милосердная Дева, желая победить печаль апостола, бросила ему с небес свой пояс. Событие нашло отголосок на православных иконографиях, а на стене одного из храмов Священного Афона есть фреска, где демонстрируется передача реликвии Фомой остальным апостолам, ждущих чуда.

На ортодоксальной иконе пояса Небесная Богоматерь, одетая в багряные ткани, изображена анфас, в своих десницах она держит красную реликвию, расшитую золотой нитью. Над честной главой Пречистой Богородицы парят два ангела, воспевающих имя Господа. Каноническая икона близка по стилю лику под названием «Покров Богоматери».

Обретение пояса Пресвятой Богородицы апостолом Фомой

Образ пояса также встречается на полотнах, где Дева передает святыню Фоме, горько скорбящему о её преставлении.

Важно! Пояс - священная реликвия со времен жития Марии, он исцеляет от различных недугов, лечит бесплодие и помогает при родовых осложнениях.

История прославления

В течение девяти веков Пояс Пречистой Богоматери хранился в золотом ковчеге. В X столетии его открыли с благословения патриарха Церкви, чтобы исцелить супругу Льва Мудрого - Зою, которую одолели нечистые духи. У одного из священнослужителей случилось видение, что реликвия избавит несчастную от слабости в тот же миг, когда она приложится к Поясу.

  • Все присутствующие при торжественном открытии лицезрели нетленность святыни, пролежавшей целые девять веков. И действительно, императрица Зоя полностью выздоровела, как ощутила прикосновение Пояса Богородицы. В честь чудотворного события она повелела расшить реликвию золотыми нитями, а святой духовник Евфимий составил Благодарственное Слово, исполняемое во время богослужений.
  • В том же X столетии Пояс Пречистой Богородицы разделили на три части, которые оказались в разное время в монастырях Болгарии, Сирии и Сербии. Самые большие фрагменты хранятся в обители Троодитисса, что на Кипре, а также на Святой Горе Афон. Частица реликвии оказалась в землях Грузии после того, как император Роман Третий разрешил своей дочери Елене для укрепления союза привезти святыню на родину её мужа Баграта IV.
  • В XIV столетии святой князь Сербии Лазарь Первый даровал Ватопедской обители самый большой фрагмент Пояса вместе с частицей Животворящего Креста. С того времени реликвия хранится в тайниках центрального собора монастырского комплекса. Поэтому ватопедских монахов прозвали «агиазонитами», что в переводе означает «святопоясники». Они брали святыню с собой, когда путешествовали на остров Крит, в столицу Византии и Малую Азию. Это делалось с целью распространения великой благодати, исходящей от реликвии, и поднятия духа порабощенных соотечественников.
  • В середине XIX столетия святыня оказалась в Константинополе, страдающем от холеры. Как только корабль с реликвией приблизился к гавани города, напасть совершенно прекратилась, пораженные люди избежали смерти. Султан заинтересовался чудесным происшествием и пригласил монахов, сопровождавших Пояс, в собственный дворец. Вскоре святыня воскресила недавно умершего мальчика, отец которого обратился к инокам с просьбой о помощи.
  • В 1894 г. Пояс прибыл в один из городов на территории Малой Азии, где народ молил об избавлении от набегов саранчи, опустошающей посевы и портящей плоды деревьев. В момент подхода корабля к гавани тысячи этих прожорливых насекомых затмили небо, а затем отринули в морские просторы. Народ, видевший чудо, начал петь гимн «Господи, помилуй!». Чудеса, совершенные реликвией, совершаются и сегодня.

Чудеса нового времени

Свидетельства чудесных свершений известны христианам с давних времен, они продолжают происходить и сегодня. Молитвы, обращенные к Поясу или к иконе с изображением Пречистой Девы, разрешают людские неприятности различного рода. Чаще благодарности приходят от женщин, страдающих бесплодием и получивших возможность родить после искреннего молитвенного обращения, а также от людей, продолжительное время страдавших тяжелым психологическим или физическим недугом.

Икона Пояс Пресвятой Богородицы

  • Молодой человек по прошествии четырех лет после женитьбы обнаружил, что не может иметь детей из-за врожденного недостатка. Через десять лет он посетил священную Ватопедскую обитель и провел здесь Страстную неделю. Молодой человек вдохновился рассказами о чудесах, совершаемых Поясом Пречистой Богородицы, и решил пройти ритуал поклонения реликвии. Целый год он носил дарованный ему освященный поясок, и вскоре врачи оповестили супружескую пару, что скоро у них появиться младенец.
  • Молодая женщина безутешно рыдала, когда узнала, что врачи поставили ей смертельный диагноз. Доктора советовали лечь в больницу, но операция стоила дорого, а необходимой суммы денег у семьи не было. Женщину успокоила её благочестивая подруга, она подарила её поясок, привезенный с Афона. Несчастная завязала ткань на том месте, где была обнаружена раковая опухоль, и произнесла, что свято верит во всемогущество Господа и Богородицы. В день операции проходило обследование, но врачи не обнаружили нарушений. Свершилось великое чудо исцеления.
  • В середине XX столетия в Ватопедскую обитель прибыло население острова Тасос. Они жаловались, что уже несколько лет с небес не выпадает и капли воды, подобная засуха порождала страшный голод. Люди смиренно просили братию привезти к ним священный Пояс Богородицы. Ватопедские монахи отправились в дорогу через два дня, как только корабль подошел к гавани Тасоса, народ увидел приближение сильного дождя. На острове бушевал колоссальный шторм, не давший братии спуститься на землю, поэтому они отплыли назад, успокоенные этим чудом.
  • Мужчина попал в страшную автокатастрофу, врачи зафиксировали переломы костей, разрывы внутренних органов и паралич нижних конечностей. Доктор заявлял, что шансов на исцеление практически нет. Однако мужчина с детства был религиозным человеком и безостановочно молился об исцелении. Он просил помощи даже во сне, в котором он находился на вершине горы, а на небе показался Пояс Пречистой Девы. Реликвия медленно сошла на землю и обвила парализованные ноги. Наутро мужчина почувствовал великую надежду на исцеление. После необходимой операции пациент смог двигать ногами и шевелить пальцами стопы, ему помогла великая вера.

Где находится святыня

Извечным домом Пояса Богородицы является храм на Афонской горе. Временами святыня покидает родные пенаты, чтобы отправиться в места, где христианский народ получит возможность прикоснуться к ней и обрести благословение.

Пояс Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре на Афоне

В 2011 г. реликвию привезли в Россию, где она пробыла целый месяц. Великой чести удостоились храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока и др. Более 3 млн православных паломников посетили церкви и молили о спасении души.

На территории России фрагменты чудотворного пояса хранятся в стенах Троице-Сергиевой лавры, в петербургском Казанском храме, в московском соборе Илии Пророка. Здесь паломники имеют возможность воочию созерцать святыню и смиренно просить помощи.

Интересно! Пояс Богородицы - это еще и божественный эталон меры, который использовали при возведении храмов. Длина оригинально реликвии составляет 120 см, архитекторы использовали эту цифры так, чтобы в сумме получить монашескую сотницу, используемую на православных четках.

Пояс применялся как строительный эталон при возведении Успенских соборов в Ростове и Суздале, а также Дивеевской обители и др.

Православные верующие, обратившиеся в Ватопедский монастырь, могут получить в дар поясок, который изготавливают и освящают здешние монахи. Эта реликвия помогает побороть бесплодие и победить тяжёлую болезнь.

Совет! Святыню разрешено стирать в воде без мыла, она носится на талии, голове или запястье, рекомендуется завязывать её поверх одежды. Чтобы реликвия помогла, следует ежедневно читать соответствующую молитву Пречистой Деве, а также посещать храмы.

Документальный фильм о Поясе Пресвятой Богородицы

История Пояса Пресвятой Богородицы

Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы, своим девством и материнством послужившей делу человеческого спасения. Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь явным образом утвердила в своем календаре, установив в году пять великих богородичных праздников (Рождество, Покров, Введение, Благовещение, Успение), а также праздники в честь чудотворных икон Пречистой Девы и событий, связанных с Её особым заступничеством за род христианский.

Церковный год начинается и заканчивается праздниками, посвящёнными Деве Марии: Её Рождество Церковь празднует в начале года (8/21 сентября), а Успение – в конце (15/28 августа). Но немногие, наверное, знают, что и самый последний день церковного года – 31 августа (13 сентября) – тоже посвящен Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

Древний Константинополь обладал тремя святынями, которые позволяли считать его городом Божией Матери: в монастыре Одигион хранилась икона Божией Матери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой; Риза Девы Марии – во Влахернах и Пояс Богородицы – в Халкопратии.

Ковчег с поясом Пресвятой Богородицы

Частицы Ризы Богородицы приносились на Русь дважды – в XIV и XVII веках – и по сию пору сохраняются в Русской Церкви как великие святыни. С течением времени на Руси появились и свои чудотворные иконы Одигитрии (например, Смоленская). Поэтому неудивительно, что в России более известны праздники и храмы в честь Положения честно?й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (или Ризоположения, отмечается 2/15 июля) и чудотворных икон Богородицы.

Третья великая святыня Константинополя и всей Православной Церкви - Пояс Богородицы – в России впервые.

Согласно преданию, отражённому в Минологии византийского императора Василия II (958–1025), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Её Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395–408) Пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесён в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе. Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).

Риза Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399–453).

Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что св. Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, её она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». В следующем веке Патриарх Тимофей I (511–518) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Св. Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии

Вероятно, в связи с богослужебными процессиями из одного храма в другой или по причине разделения Пояса на части некоторые исторические источники сообщают, что Пояс Богородицы хранился также и во Влахернском храме вместе с Её Ризой. Об этом упоминает св. Андрей Критский (VIII в.), Патриарх Евфимий (907–912), Никифор Каллист (XIV в.). Все русские паломники, посещавшие церковь Богородицы во Влахернах в поздневизантийский период, сообщают, что поклонялись там «Ризе и Поясу» Богоматери.

Это обстоятельство запечатлено в православной иконографии праздника, иногда объединяющей два события: положение во Влахерне и Пояса, и Ризы Богоматери. Известна икона мастерской Дионисия «Положение Пояса и Ризы Богоматери» (ок. 1485). Однако существуют и иконы, изображающие положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии. На некоторых иконах явственно видно, что полагается именно Пояс, а не Риза.

Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.

Однако случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886–912) Зоя Карбонопсина («Угольноокая»). Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. Как рассказывает Минологий, императрицу мучил нечистый дух.

Эммануил Тзанес. Чудо святого Пояса

«По сей причине, – повествует свт. Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.

Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили Честный Пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»

Это событие нашло своё отражение в иконографии.

Свт. Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский (907–912), составил Слово «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего», а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность. После смерти мужа, императора Льва (912), и его брата-соправителя Александра (913) Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своём малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905–959). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре св. Евфимии. История сохранила для нас её образ на византийских монетах того времени.

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). В 1028 году византийский император Роман III Арги?р (Аргиро?пуло) (1028–1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027–1072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. И доныне эта святыня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св. великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372–1389), погибший в битве с турками на Косовом поле, благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св. Афанасия) подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.

В Ватопедском монастыре Пояс разделили ещё на две части. Одну из них поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, и страждущие получали от него исцеление. Пояс Богородицы прославился множеством чудес.

В настоящее время Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении раковых и других больных, а также бесплодия у женщин. Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освященными поясками. В ней говорится, что «больной опоясывается этим пояском на какое-либо время, живя в покаянии, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому по возможности пост и супружеское воздержание во время ношения пояска». При этом отмечается, что «духовная жизнь в покаянии и постоянном участии в Таинствах Церкви должна, конечно, продолжаться в течение всей жизни, поскольку она является единственным способом нашего общения и единения с Богом».

http://www.cnsr.ru/

Богоприемное твое чрево Богородице, объемший пояс твой честный, держава стаду твоему необоримая, и сокровище есть благих неоскудное, едина рождшая Приснодева.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме