Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Могут ли участвовать в торгах родственники. Родственные связи в госзакупках: когда такой "бонус" становится проблемой

Публикации, 10:00 10.10.2016

Госзакупки и родственники: ВС объяснил правила аукционов

Контекст

Верховный суд (ВС) РФ разъяснил в каких случаях возникает конфликт интересов при наличии родственных связей между заказчиками и претендентами на исполнение госзакупок.

Высшая инстанция указала, что из конкурса должны исключаться компании, в которой работают родственники заказчика, даже если они не являются руководителями этой фирмы. Между тем, компания выбывает из круга претендентов, в случаях, когда полномочия главы компании и его заместителя являются тождественными. Таким образом, судьба конкурса при участии родственников заказчика во многом зависит от штатного расписания компаний.

Круг лиц, одновременное участие которых при осуществлении закупок свидетельствует о конфликте интересов, определяется в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. В обзоре судебной практики ВС указал, как российским судам следует трактовать его нормы.

Заместители тоже вылетают

Конфликт интересов возникает не только в отношении руководителей, но и в отношении должностных лиц, которые непосредственно участвуют в осуществлении закупки, указал суд. Правда, согласно его разъяснениям, ситуацию так нужно трактовать только в случаях, когда полномочия заместителей позволяют им влиять на процедуру закупки и результат её проведения.

Суд привел в пример спор хозяйственного общества, участвовавшего в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на поставку товара. Компания задекларировала отсутствие конфликта интересов, посчитав, что близкое родство заместителя руководителя контрактной службы заказчика с одним из членов совета директоров общества, являющегося его внуком, не препятствует участию в открытом конкурсе.

По результатам рассмотрения заявки конкурсная комиссия заказчика признала её соответствующей требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Однако антимонопольный орган пришел к выводу о наличии конфликта интересов и выдал предписание заказчику об отстранении хозяйственного общества от участия в определении поставщика.

Заказчик оспорил решение антимонопольного органа в арбитражном суде, однако проиграл процесс.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции напомнил круг лиц, участие которых в процедуре закупки предполагает наличие конфликта интересов: руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий.

Указанную норму необходимо применять с учётом закреплённых в статье 6 Закона № 44-ФЗ принципов контрактной системы в сфере закупок, обеспечивающих гласность и прозрачность осуществления государственных и муниципальных закупок и направленных на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции, что корреспондирует требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», напомнил суд.

«В рассматриваемом деле, несмотря на то, что должность заместителя руководителя контрактной службы заказчика не включена в перечень, судом установлен конфликт интересов ввиду того, что полномочия руководителя контрактной службы заказчика и его заместителя являются тождественными по функциональным обязанностям, позволяют влиять на процедуру закупки и результат её проведения», - указал арбитраж.

Он пояснил, что и руководитель контрактной службы, и его заместитель несут ответственность за принятие решений при осуществлении закупок заказчиком.

Кроме того, суд установил, что в соответствии с должностной инструкцией заместитель руководителя контрактной службы имеет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).

«При названных обстоятельствах допуск к участию в открытом конкурсе хозяйственного общества приведёт или может привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий участия в закупке, к координации деятельности участника закупки и заказчика, нарушению порядка определения победителя закупки», - отмечает ВС РФ.

Таким образом, комиссия по осуществлению закупок или заказчик в данном случае были обязаны отстранить хозяйственное общество от участия в определении поставщика.

Но наоборот можно

В другом деле произошла ровно обратная ситуация: компанию отстранили от конкурса, так как ее генеральный директор является братом заместителя руководителя контрактной службы заказчика.

На этом основании антимонопольный орган принял решение об отмене протокола рассмотрения заявок и выдал предписание заказчику об отстранении хозяйственного общества от участия в определении поставщика. Заказчик не согласился с решением и пошел с жалобой в арбитраж.

«Признавая оспариваемые акты незаконными, суд указал, что в рассматриваемом деле полномочия заместителя руководителя контрактной службы заказчика по функциональным обязанностям не тождественны полномочиям руководителя. Так, заместитель руководителя контрактной службы заказчика не обладает правом принятия фактических решений, влекущих за собой правовые последствия при разработке плана закупок, плана-графика и осуществлении иных функций и полномочий, которые отнесены к ведению контрактной службы (часть 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ)», - говорится в обзоре.

Таким образом, посчитал суд, в таких случаях у антимонопольного органа отсутствовали основания для отстранения хозяйственного общества от участия в определении поставщика.

Алиса Фокс

Добавить в блог

Код для публикации.

К участию в торгах допускаются юридические и физические лица, представившие в оговоренные в информационном сообщении сроки, оформленные надлежащим образом следующие документы:
. заявка на участие в торгах по установленной форме;
. платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение претендентом задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого имущества на основании и в соответствии с договором о задатке, заключенным между заявителем и Продавцом по установленной форме до перечисления денежных средств в порядке, предусмотренном ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Задаток вносится одним платежом и должен поступить на счет не позднее установленного срока по следующим реквизитам:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области, ОГРН 1045605451638, КПП 561001001.
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской обл. г.Оренбург, БИК 045354001, р/с 40302810800001000011.
Получатель: ИНН 5610079674/ КПП 561001001, УФК по Оренбургской области, л/с 05531870660.

Предложение о цене предмета торгов (в запечатанном конверте) (в случае проведения торгов с закрытой формой подачи предложения о цене);
. доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени заявителя, оформленную в соответствии с требованиями гражданского законодательства, если заявка подается представителем претендента;
. копия паспорта заявителя - физического лица;
. копия паспорта уполномоченного представителя заявителя - юридического лица;
. нотариально заверенное согласие супруга(и) на приобретение имущества, выставленного на торги, при подаче заявки физическим лицом (в случаях, установленных законом);
. нотариально заверенная копия свидетельства о присвоении ИНН.

Юридические лица дополнительно представляют:
. нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации юридического лица и изменений к учредительным документам заявителя,
. оригинал или нотариально заверенная выписка из ЕГРЮЛ;
. копия бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату;
. надлежащим образом оформленные и заверенные копии документов, подтверждающие полномочия органов управления и должностных лиц заявителя;
. надлежащим образом оформленное письменное решение уполномоченного органа управления заявителя о приобретении имущества, выставленного на торги, в случае если это предусмотрено учредительными документами заявителя и законодательством государства, в котором зарегистрирован заявитель или его копия, заверенная заявителем, с проставлением печати юридического лица;
. нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей);
. иные необходимые документы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
. опись представленных документов, подписанная заявителем или его уполномоченным представителем (с проставлением печати для юридических лиц), в двух экземплярах, один из которых с указанием даты и времени (часов, минут) приема заявки, удостоверенный подписью Продавца, возвращается заявителю.

Иностранные юридические лица также представляют нотариально заверенные копии учредительных документов и выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса.
Указанные документы в части их оформления и содержания должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.

Иностранные физические и юридические лица допускаются к участию в аукционе с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации. Документы, представляемые иностранными лицами, должны быть легализованы в установленном порядке и иметь нотариально заверенный перевод на русский язык.
Документы, содержащие помарки, подчистки, исправления и т. п., не рассматриваются.
Одно лицо имеет право подать только одну заявку.
Заявки, поступившие после истечения срока приема заявок, указанного в извещении (газета «Оренбуржье»), либо представленные без необходимых документов, либо поданные лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий, Продавцом не принимаются.

Претендент не допускается к участию в торгах, если:
а) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) представлены не все документы, указанные в извещении о проведении торгов, либо документы оформлены с нарушением требованием законодательства Российской Федерации и извещения о проведении торгов;
в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет Продавца.

Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену за предмет торгов.
В день проведения аукциона с победителем торгов подписывается протокол о результатах торгов.
Оплата приобретаемого имущества производится в течение пяти дней с даты подписания протокола о результатах торгов.
В случае отказа от подписания протокола о результатах торгов и невнесения денежных средств в счет оплаты приобретенного имущества задаток победителю торгов не возвращается.
Право собственности на имущество переходит к покупателю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Расходы на оформление права собственности возлагаются на покупателя.
Продавец оставляет за собой право снять выставленное имущество с торгов по указанию судебного пристава-исполнителя.
Получить дополнительную информацию о торгах и правилах его проведения, записаться для ознакомления с формами документов, документацией, характеризующей предмет торгов, а также для заключения договора о задатке, можно по адресу: г.Оренбург, ул.Туркестанская 2 а, 2 этаж (тел:72-60-26).

Могут ли родственники должника - банкрота участвовать в аукционных торгах по продаже имущества должника-банкрота. Если могут, то зачем при подаче заявки в анкете есть вопрос о заинтересованности к должнику - банкроту?

Ответ:

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: Заинтересованными лицами по отношению к должнику-гражданину признаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга. В соответствии со ст. 20.3 данного закона: Привлекаемые арбитражным управляющим в соответствии с настоящим Федеральным законом для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, аудиторская организация (аудитор), оценщик, организатор торгов и оператор электронной площадки должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией и не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам. Таким образом, на основании данного положения родственники не могут принимать участие в качестве организатора торгов, однако, запрет на участие в торгах в качестве кредиторов должника для родственников и иных заинтересованных лиц мной не обнаружен. Вы можете получить бесплатную юридическую консультацию в течение 15 мин позвонив по телефону или задав вопрос на сайте. Юристы бесплатно проконсультируют вас

Вопрос задал: из

Вы можете получить бесплатную юридическую консультацию в течении 15 мин позвонив по телефону или задав вопрос на сайте.

Юристы бесплатно проконсультируют вас!

Задать вопрос! Заказать звонок

  • Вопрос: 1)Что подлежит разделу в случаи развода то имущество которое осталось на момент расторжения? то что в браке продано разделу не подлежит? 2)в браке квартира была продана а деньги мы потратили и на момент расторжения имущества нету.
  • Вопрос: Здравствуйте! Сменился номер карты, на которую начислялась пенсия. Скажите пожалуйста, как и где мне можно онлайн сменить номер, что бы пенсия продолжила начисляться на новую карту? Если можно пошагово. Спасибо.
  • Вопрос: В пенсионном фонде мне не засчитали учебу в пту 1992-1995 г. и службу в армии в "ВВ" 1995-1997 г. правильно ли это?
  • Вопрос: Вправе ли заказчик передать в залог находящийся в его собственности земельный участок в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате договора подряда? Какими вещными правами на земельный участок обладает его собственник согласно ГК РФ и ЗК РФ?

Управлением по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района объявлен аукцион. ООО "К" намерен принять в нем участие. Руководитель Управления и директор ООО "К" являются близкими родственниками. Вопрос: 1. Можем ли мы принять участие в этом аукционе не нарушая требований ч.9 п.1 ст.31 Федерального Закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" (имеет ли место конфликт интересов)? 2. Можем ли мы принимать участие в аукционах, если руководители (или учредители) ООО "К" являются близкими родственникам представителей Заказчика?

ООО не может принять участие в закупке, поскольку, как следует из условий вопроса, имеет место конфликт интересов: руководитель поставщика является родственником руководителя заказчика. Если участником закупки не соблюдается это требование, то в любой момент до заключения госконтракта он должен быть отстранен от закупки или ему должно быть отказано в заключении контракта. Это требование .

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений.

Поставщик (исполнитель, подрядчик)

Участвовать в определении поставщика (исполнителя, подрядчика) могут организации и граждане, включая индивидуальных предпринимателей и иностранные компании.

Обязательно нужно проверять следующие требования:

1) наличие прав у участника на ведение деятельности по реализации предмета закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);

2) отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено (ч. 1.1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Комиссия вправе проверять соответствие участника закупки другим единым требованиям, предусмотренным законодательством, таким как отсутствие:

  • решения о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • решения о приостановлении деятельности участника;
  • недоимки по налогам;
  • судимости за преступления в сфере экономики у руководителя или главного бухгалтера участника закупки;
  • конфликта интересов.

Полный перечень требований приведен в части 8 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Требования к участникам закупки (как единые, так и дополнительные) заказчик обязан указывать в извещении и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если участник закупки не соответствует этим требованиям или предоставил недостоверную информацию о себе, то заказчик (закупочная комиссия) имеет право в любой момент отстранить его от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик может даже отказаться от заключения контракта, если такой участник станет победителем (ч. 9 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Если все же контракт будет заключен, то заказчик обязан будет принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 15 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Максим Чемерисов , директор департамента

развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Статья : Новое в контрактной системе

3. Статья :Закон о контрактной системе скорректирован

Также установлено требование об отсутствии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком. Оно предъявляется ко всем участникам закупки независимо от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Под конфликтом интересов понимается одна из ситуаций, когда руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий:

  • состоят в браке с выгодоприобретателями, руководителями либо членами органов управления участников закупки;
  • являются родственниками выгодоприобретателей, руководителей либо членов органов управления участников закупки по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, бабушкой, дедушкой и внуками), усыновителями или усыновленными, полнородными и неполнородными братьями или сестрами.

Если участником закупки не соблюдается это требование, то в любой момент до заключения госконтракта он должен быть отстранен от закупки или ему должно быть отказано в заключении контракта (ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе).

С уважением, Виктория Рыбалкина,

ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист»

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

ведущим экспертом Горячей линии «Системы Главбух»

Рассмотрим ситуацию. Начальник казенного учреждения хочет включить в единую комиссию по проведению закупок родную дочь. Будет ли это являться нарушением? Может ли она войти в единую комиссию, являясь контрактным управляющим?

Если дочь заказчика привлекалась в качестве эксперта при проведении закупки или лично заинтересована в результатах определения поставщиков, тогда она как член комиссии подлежит замене . Но сам факт того, что она является дочерью заказчика, не является основанием для исключения ее из членов комиссии.

Для определения поставщиков заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (). Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Перечислим, кто не может быть членом комиссии. Членами комиссии не могут быть:

  • эксперты, привлекаемые при организации и проведении закупки;
  • лично заинтересованные в результатах определения поставщиков лица;
  • лица, подавшие заявки на участие в закупке;
  • лица, состоящие в штате организаций, подавших заявки на участие в закупке;
  • лица, на которых способны оказать влияние участники закупки и (или) их органы управления;
  • лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся его близкими родственниками, усыновителями, усыновленными;
  • должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок .

Подчеркнем, что личное родство противоречит закону, если родственниками являются заказчик и участник закупки (поставщик). Однако быть родственниками членам комиссии не возбраняется.

Следовательно, если дочь заказчика, например, привлекалась в качестве эксперта при организации и проведении закупки или лично заинтересована в результатах определения поставщиков (а также «подходит» под какое-либо другое исключение из ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ), такой член комиссии подлежит замене.

Иных исключений Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. Только то, что она является дочерью заказчика, не является основанием для исключения ее из членов комиссии.

Также Закон № 44-ФЗ не содержат положений, запрещающих включить контрактного управляющего в состав комиссии заказчика и назначить его председателем комиссии.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме